Храм Игоря черниговского в переделкино

На территории патриаршей резиденции возводится соборная церковь в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Необычность постройки в том, что ее купола будут покрыты не традиционным сусальным золотом, а фарфором. Специальную технологию, аналогов которой в мире нет, придумали в Санкт-Петербурге.
Идею создать церковь с яркими куполами необычной формы и фактуры питерские умельцы из «Гильдии мастеров» позаимствовали у московского Храма Василия Блаженного, что на Красной площади. Построенный в конце 16-го века, он до сих пор радует яркими куполами причудливой формы. Правда, маковицы собора сделаны из железа и просто покрыты разноцветной эмалевой краской. Но по тем временам эти купола считались вершиной церковного зодчества. К слову, архитекторы этого храма дорого заплатили за свою работу. Для того, чтобы они больше никогда не повторили свое прекрасное творение, им по приказу царя Иоанна Грозного выкололи глаза.
Авторы нынешнего проекта фарфоровых куполов более полугода бились над, казалось бы, неразрешимой задачей — как создать необычные праздничные маковки церкви, которые бы не только не были похожи на другие, но и были долговечны, рассказал в интервью радиокомпании «Голос России» питерский художник-керамист и один из авторов проекта Юрий Волкотруб:
«Идея пришла не сразу. Сначала нам предлагали сложить купол из крупных фарфоровых деталей. Но я керамикой занимаюсь более 20 лет и понимал, что создавать купол из крупных деталей нельзя. А когда мы начали просматривать уже существующие архитектурные решения, наши опасения подтвердились. Ведь все конструкции из крупных керамических деталей были недолговечны. Поэтому и пришла идея куполов из мелких фарфоровых деталей. А фарфор выбрали потому, что он хорошо воспринимает погодные перегрузки, и с ним ничего не происходит».
У подмосковного храма уже возведено несколько фарфоровых луковиц. Издалека они похожи на красочное яйцо Фаберже. А архитекторы и керамисты приступили к работе над самым большим куполом, продолжает мастер.
«Форму куполам задает металлический каркас. Сам каркас обтянут сеткой из нержавеющей стали. Параллельно с ним мы делаем фарфоровые плитки. Все они разного размера, потому что поверхность купола — криволинейная. И чтобы вся поверхность была аккуратно облицована плитками, каждая их них была изначально рассчитана на компьютере, а только потом уже выполнялась вручную. Чтобы прикрепить такие плитки, мы заимствовали технологию изразцов — керамических деталей, которые служат облицовкой для печей и фасадов. Изразцы всегда крепились при помощи проволочек, продетых в специальные дырочки с тыльной стороны. Вот на таких проволочках фарфоровые пластинки и прикручиваются к металлическому каркасу. На большом куполе таких плиток будет 18 тысяч. Каждая из них крепится к конструкции в трех местах. Это очень кропотливая работа», — говорит Юрий Волкотруб.
Главный купол храма будет высотой примерно с трехэтажный дом и почти десятиметрового диаметра. Основной его цвет будет ярко-синим. Однако, поясняет мастер, гамма не будет однотонной — предусмотрены и другие краски.
«Купол слагается из 24 округлых долек кобальтового цвета, – продолжает Юрий Волкотруб. — А каждая из них будет разделена между собой фарфоровыми валиками, которые покрыты специальным керамическим золотом. Это 12-процентный раствор золота в растительных маслах. Он наносится, как краска, кисточкой, а потом его обжигают до 850 градусов. После этого золото как бы прикипает к фарфоровой поверхности и становится неподверженным никаким погодным воздействиям».
Сегодня технология изготовления фарфоровых куполов признана уникальной и запатентована как российское ноу-хау. А питерские мастера надеются, что с просьбой возвести фарфоровые купола к ним будут обращаться не только заказчики из России, но и из других стран.
Источник информации — Сайт «Голос России»

Москва. 23 августа. INTERFAX.RU — Более 600 человек, принявших участие в строительстве главного храма Вооруженных сил РФ, возведенного в честь Победы в Великой Отечественной войне в подмосковном парке «Патриот», награждены государственными и ведомственными наградами, сообщил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на чествовании награжденных.

«Невероятно сложно говорить, когда здесь сидят люди, из которых каждый внес свою лепту в этот проект. Сложно, потому что каждому хочется сказать спасибо, каждому хочется пожать руку. Я попробую это сделать, насколько это у меня получится», — сказал глава Минобороны.

Он рассказал, что проектирование и строительство храма и галереи «Дорога памяти», а также работа в архивах в России и за рубежом заняли 538 дней.

«Нам хотелось, и, я думаю, у нас это получилось, чтобы здесь были фотографии и имена, если нет фотографий, всех без исключения участников Великой Отечественной войны на стороне Советского союза, на стороне России», — отметил министр и напомнил, что «Галерея памяти» содержит 33 млн имен и фотографий.

Глава военного ведомства отметил «огромный труд большого количества волонтеров», художественного и технического советов и строителей. По словам министра, были дни, когда на площадке работали до 8 тыс. строителей.

«И хотел бы сказать слова благодарности нашим художникам, которые вложили в это всю душу, свой талант, и сегодня я могу сказать, что у нас все получилось. Я хочу сказать слова благодарности архитекторам. Я хочу сказать слова благодарности всем тем, кто вложил сюда хотя бы рубль. Их много, их десятки тысяч», — продолжил Шойгу.

Он поблагодарил компании, которые бесплатно привозили кирпич, бронзу, алюминий, обеспечивали бесплатно стройплощадку кранами. Отдельную благодарность министр обороны выразил военным атташе, которым удалось собрать землю со всех воинских могил и захоронений по всему миру.

«Поэтому он, действительно, народный. И всем вам слова благодарности и от меня, и от тех, кто приходит сюда», — заключил министр.

Главный военный храм России должен был открыться в мае, к 75-летию Победы, однако церемонию тогда отложили из-за пандемии коронавируса. Открытие музейно-храмового комплекса состоялось 22 июня с участием президента России Владимира Путина, патриарха Московского и всея Руси Кирилла и министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. Спустя два дня главный храм ВС России открыли для посетителей.

Начнем с того, что соборный храм расположен недалеко от писательского поселка Переделкино в Москве на территории древнего села Спасское-Лыково, основан в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского находится на территории летней резиденции Патриарха Московский и всея Руси…
Автор проекта этого замечательного храма — архитектор А. И. Шипков.
Церковь построена в классическом неорусском стиле. Входит в состав Михайловского благочиния Московской епархии. Отдельного внимания заслуживают оригинальные купола, венчающие своды церкви. Церковь достаточно массивная и вместительная, рассчитана на 1200 человек. Подобно кафедральному соборному — Храму Христа Спасителя, Храм Игоря Черниговского и Киевского имеет цокольную часть и стилобатную.
17 июня 2013 года состоялось освящение памятника Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, но поскольку я находился в тот момент в Африке, мной было упущено это замечательное действо. Итак, выйдя из своего подмосковного бунгало, решил я прогуляться пешком до этого замечательного нового храма, поснимать его на фотокамеру со всех его архитектурных сторон, дабы реабилитироваться перед лицом своих знаменитых соседей.

И вот что из этого вышло:
1. Скульптура Игоря Черниговского и Киевского

2. Скульптура Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

3. Храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского

4. Скульптура Игоря Черниговского и Киевского

5. Скульптура Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

6. На площади перед храмом стоит памятник святому благоверному великому князю Игорю Ольговичу Черниговскому и Киевскому и святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси. Наличие в скульптурной композиции фигуры митрополита Филиппа объясняется тем, что в средние века земли, на которых был построен храм, были вотчиной боярского рода Колычёвых, к которому и принадлежал святитель. Кроме того, оба святых пали жертвой политической борьбы: князь Игорь в XII веке между Мономашичами и Ольговичами, а митрополит Филипп в XVI веке от рук опричников царя Ивана IV Грозного. Таким образом, памятник символизирует единство двух святых, страстотерпца и священномученика, и силу их духа в грозные и трагические времена русской истории. Скульптурная композиция выполнена скульптором К. Б. Саркисовым в 2013 году.

7. Храм Игоря Черниговского и Киевского в Переделкино — новый и огромный
8. 17 июня 2013 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

14. Над сводом дверей при входе изображен святой Игорь, князь Черниговский

21. Купол слагается из 24 округлых долек кобальтового цвета, а каждая из них разделена между собой фарфоровыми валиками, которые покрыты специальным керамическим золотом. Это 12-процентный раствор золота в растительных маслах. Он наносится, как краска, кисточкой, а потом его обжигают до 850 градусов. После этого золото как бы прикипает к фарфоровой поверхности и становится не подверженным никаким погодным воздействиям.
22. Идею создать церковь с яркими куполами необычной формы и фактуры питерские умельцы из «Гильдии мастеров» позаимствовали у московского Храма Василия Блаженного, что на Красной площади. Построенный в конце 16-го века, он до сих пор радует яркими куполами причудливой формы. Правда, маковицы собора сделаны из железа и просто покрыты разноцветной эмалевой краской. Но по тем временам эти купола считались вершиной церковного зодчества. К слову, архитекторы этого храма дорого заплатили за свою работу. Для того, чтобы они больше никогда не повторили свое прекрасное творение, им по приказу царя Иоанна Грозного выкололи глаза.

40. Справа за ограждением видна взлетная площадка для вертолета. Не стоит забывать, что храм расположен на территории резиденции Патриарха и иногда сюда прилетают очень важные птицы.
41. Вид храма со взлетной площадки. Должен заметить, что церковь Игоря Черниговского и Киевского в Переделкино виден отовсюду.
Вот такой красивый храм у нас в писательской дыре Переделкино.
Такие дела
Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные материалы являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Если вас интересует сотрудничество — Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.
Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ>
Всего 65 фото
Обычно мы используем слово «новодел» для того чтобы обозначить не только то, что скажем храм или историческое здание воссозданы или построены только что, но и то, что раз новодел, значит это слово означает ширму, декорацию, подделку облика исторического архитектурного объекта и демонстрируем в конечном счете свое некоторое пренебрежение к нему. Очень часто новоделы действительно раздражают и вызывают ощущение отторжения. Иногда даже появляется скорая мысль, — лучше бы оставили как было, чем воссоздавали вот так, зачастую просто разрушая памятник до основания и отливая бетоном его несущие конструкции. Кроме того, человек часто бессознательно ощущает «неправду», — такие объекты становятся для созерцателя не интересными, как бы «неживыми». Много еще должно пройти времени, чтобы такой храм наполнился человеческими эмоциями, духовной силой и благодатью. Но бывают и исключения.
Таким исключением, по моему мнению, является Церковь Святого Игоря Черниговского в Ново-Переделкино. О ней и пойдет здесь речь. Хоть этот храм и есть тот самый новодел, но ощущается он цельным, наполненным красотой и величием. Современные зодчие смогли создать уникальный завораживающий индивидуальный образ Черниговского собора, что вызывает внешне явный позитивный отклик в душе. Приступим же к подробнолму осмотру собора и узнаем его историю.
Очень хотелось сделать фотографии этого храма в летнем контексте — голубое небо, белые кучевые облака и прочее… Уникальные фарфоровые купола и элементы отделки церкви заиграли бы в полную духовную силу. Но, лето у нас в этом году как и весна были не совсем комортными, вот как и сейчас на всех этих фото ниже. Непонятно, пойдет дождь или нет!?) Ну, это лирика. Теперь о самом храме.
Переделкино вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России и находится на территории древнего села Спасское-Лукино, где чудом сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них уникальный соборный храм в честь святого князя Игоря Черниговского и Киевского, который был построен в подмосковном Переделкино на территории резиденции Патриарха Кирилла.


В XVII веке деревянный храм Преображения в Переделкино (Спасское-Лукино) уже существовал. Вокруг него стали строиться крестьянские избы. Вскоре это местечко назвали Переделкой. Село Лукино стало центром вотчины. Церковь Спаса Преображения впервые упоминается в 1646 году. К началу XVIII века в документах описываются уже две церкви — в том числе и Спасская.


Деревянный Спасский храм в Переделкино имел пристроенную к нему каменную церквушку, которую освятили во имя Дмитрия Ростовского. В начале XIX века многие подмосковные поселения значительно пострадали от варварского разорения французами. В Лукине пожаром было уничтожено много дворов крестьян и усадебный дом. Не выяснено, почему французы пощадили храм в Переделкино. Несмотря на то что часть из имущества похитили, наиболее ценные реликвии были сохранены, благодаря настоятелю Иоанну Яковлеву, который успел главные реликвии закопать в землю.
В 1815 году в селе построили каменную Спасо-Преображенскую церковь. Это здание считается ярким образцом классицизма. Когда усадьба стала принадлежать Боде-Колычеву, облик строения изменился. На здании появились художественные элементы храмового искусства XVII века. От той постройки до нашего времени «дожил» килевидный портал, царские врата и иконостас XVII века. Настенная живопись, хоры относятся к 1950 году.


После Революции святыня (как ни странно) не была уничтожена. В 1924 году собирались закрыть храм, уже было принято соответствующее решение, однако по каким-то причинам этого не сделали. В 1952 году в Переделкино произошло торжественное событие. Это историческое место стало официальной резиденцией Патриарха всея Руси, который, надо сказать, полюбил это место всей душой. Создание резиденции Патриарха словно вдохнуло новую жизнь в Переделкино.
В настоящее время здесь проживает схиархимандрит Илий (в миру Алексей Ноздрин) — духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Среди верующих считается «одним из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени».

Среди икон этого храма следует особо отметить Нерукотворный образ Спаса, подаренный храму Святейшим Патриархом Алексием I. Этот чудотворный образ, находящийся ныне в алтаре, в XVIII в. принадлежал семье князей Долгоруковых, и из надписи на обратной стороне иконы известно, что она во время моровой язвы в Киеве в 1770 году спасла от смерти инокиню Фроловского монастыря — мать князя М.И. Долгорукова и ее келейниц.

…Храм Преображения Господня был отремонтирован. Неподалеку от него появилось кладбище. Здесь нашли вечный покой многие известные люди — священнослужители, писатели ( К. Чуковский, Б. Пастернак и другие). Спасо-Преображенская святыня с 1991 года стала подворьем Патриарха.
Замечательная идея строительства церкви неподалеку от Патриаршей резиденции — заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил оригинальный проект в 2005 году и принял решение освятить храм во имя князя Игоря Черниговского и Киевского. Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма.

После четырех лет упорной работы лучших мастеров новый изысканный храм-терем украсил окрестности в Переделкино. Храм сочетает в себе элементы многих стилей русской православной архитектуры.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все — правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца — святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».
Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В «порубе» (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Многие думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Однако князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время «в слезах и молитве». 16.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося перед иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, …и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева. В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 18.
Перед храмом на площади установлен памятник великому князю Игорю, а также святителю Филиппу (фото выше). Оба святых стали жертвами политической борьбы. Памятник символизирует их единство, силу духа в трагические моменты российской истории. В июне 2013 года памятник был освящен.

Открыт сейчас восточный портал собора.

Внутреннее убранство собора необычно по художественному решению и по форме. Оно дарит необыкновенное ощущение распахнутости и простора, легкости и широты, наполненности радостью и светом. Смысловой центр храма в Переделкино, как впрочем, во всех православных храмах — белоснежный, с позолотой керамический иконостас. С ним великолепно гармонируют киоты с образами, выполненные в том же стиле. Пояса орнамента визуально делят стены на секторы, подчеркивая их белизну, и добавляя нотку сказочности.

Церковь рассчитана на 1200 прихожан.

Так же, как кафедральный Храм Христа Спасителя, собор в Переделкино имеет стилобатную и цокольную части. Авторы, проектировавшие фарфоровые купола, долго искали решение, казалось бы, неразрешимой задачи – как можно создать оригинальные маковки церкви, которые бы кардинально отличались от других и при этом были бы надежны и долговечны.

Фарфоровые главы разных цветов увенчаны крестами огромных размеров. Фасады, отделанные яркой насыщенной майоликой, дарят ощущение возвышенной радости. Храм высится на пригорке, и его оригинальная форма, свежесть и необычность архитектурного решения неизменно притягивают к себе взоры гостей.

В январе 2010 года Святейший Патриарх освятил камень, заложенный в основание храма в Переделкино. Строила храм известная «Балтийская строительная компания» (ЗАО). 17 июня 2012 года соборный храм Игоря Черниговского в Переделкино был освящен, и отслужена первая литургия.

Центральный купол храма имеет диаметр 10 метров. Основной его цвет ярко-синий, отлично сочетающийся с другими красками.

К храму прилегает парково-садовый ансамбль, с уцелевшей каким-то чудом частью старинного здания и обелиска, посвященного знаменитым личностям из боярского рода Колычевых, к которому принадлежал Филипп — предстоятель Православной Церкви Руси в XVI веке.

Это один из наиболее почитаемых и любимых святых в нашей стране. Потомки святителя, Колычевы, сделали собственное имение и храм местом поклонения памяти этого Святого угодника.
Немного сирени в тему…)

С южной стороны собора находятся строения Патриаршего двора. Двор очень большой по площади…

С севера от храма можно увидеть примечательный стилизованный дворец в псевдорусском стиле.

Возможно это гостиница Подворья.

Раз уж речь зашла об окружающих достопримечательностях…
Это Храм Воскресения Христова в Переделкино (на фото ниже). Она расположена прямо у входа в старое писательское переделкинское кладбище. Строительство храма завершается. Рядом с ним большой пустой смежный со старым кладбищем участок земли. Очевидно он предназначен под будущие «писательские захоронения».
Южная сторона собора.

Спас Нерукотворный.

Продолжаем обходить храм к западу.

Чрезвычайно привлекла вот это изображение рыбки с крыльями — затейливого единения символа христианства и Святого духа.

Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского гармоничен и приятен внешне. И чем-то неуловимо напоминает собор Василия Блаженного на Красной площади. Он праздничен и наполнен искренней возвышенной радостью. Побывать здесь однозначно стоит. И не только побывать но и отдохнуть, поразмышлять… о вечном…

ми. В общем, правильным было бы просто помолчать. С одной стороны. А с другой… Давайте все же делиться друг с другом и лайфхаками, и граблями. Вдруг кому-то счастливому удастся на грабли не наступить. А кто-то поймет, что жизнь не компьютер и не консервная банка, ее никогда не удастся мастерски «хакнуть», разве что прожить со всеми вытекающими несовершенствами. Итак, грабли. Начну с них. «Маме можно» Кормящей маме, беременной маме, усталой маме, болеющей маме… Иногда с полезного и вполне обоснованного послабления в говении начинается маленькая катастрофа. Казалось бы, пост не в пище и питии, точнее, не только в них, а чрезмерное воздержание иногда вредит здоровью и таким образом мешает исполнять материнские обязанности. Но верно и другое: когда послабление становится расслаблением, Великий пост неожиданно быстро и бесследно пролетает мимо тебя, не оставляя к Пасхе даже ощущений «работника одиннадцатого часа». При всех необходимых послаблениях хотя бы минимальные физические признаки поста необходимы. Это может быть пустой творог вместо творожного десерта, отказ от конфет и прочие безвредные ограничения, но именно они будут буднично, рутинно, постоянно напоминать нам здесь, в быту, о причастности громаде церковной традиции. Собственно, это тот минимум говения, который можно предложить и детям без какого-либо вреда для растущего организма. «Некогда на службу» Это неправильный, нецерковный эпитет, но я бы сказала, что богослужения Великого поста… волшебны. До замужества мне посчастливилось какое-то время прожить при женском монастыре, и два Великих поста в своей жизни я бывала в храме почти ежедневно, вызубрив Псалтирь и выучив последование литургии Преждеосвященных Даров не хуже привычной литургии Иоанна Златоуста. Это незабываемый, очень вдохновляющий опыт. Но — «это было давно и неправда». Все истирается, уходит из памяти год за годом и день за днем. Появляясь в храме лишь с детьми на воскресной литургии, сложно уловить особые мотивы поста, услышать его удивительные струны: скорбные и суровые, светлые и умиротворенные, строгие и решительные… Очень хочется в этот пост побывать и на Преждеосвященной, и на вечернем чтении Великого канона. Парадоксально, но в прошлом году с тремя детьми мне было сделать это даже проще, чем когда-то давно с одним: поначалу еще кажется, что ты слишком многого «не можешь» с ребенком. А потом со временем приходит понимание, что с одним ребенком ты, возможно, еще могла бы и в космос слетать… «Планов громадье» Это именно то, чем почти каждая мать любит испортить себе жизнь. «Мы будем каждый день читать Псалтирь, а в конце марта испечем сорок жаворонков, и ни одной птичкой меньше. Мы нарисуем календарь поста и будем проводить душеполезные беседы по каждой особой «ступеньке” календаря. Мы обязательно сходим на все четыре части Великого канона, но не будем выходить в Интернет, мы…» Мы, в общем, будем унывать на Пасху от очередной «несбычи мечт». Нет, наверное, есть на свете немало прекрасных, рассудительных и организованных женщин, которые всегда справляются с выполнением собственных планов. Но они еще на втором абзаце бросили читать этот текст, так что я продолжу вот какую мысль: это сложно, но давайте не будем сами загонять себя в угол. Да, пост — время пусть небольшого, но подвига. Однако лучше с самого начала принять тот факт, что не все наши молитвенные и педагогические подвиги удастся совершить в полном объеме. Тогда не придется корить себя и от уныния срываться на детей. И не будет желания во что бы то ни стало проводить с детьми «душеспасительную беседу» в спешке и дурном настроении — просто потому, что по плану положено. «У нас все постятся» Наверное, я неправа, но меня немного пугают женщины, пишущие в «интернетах», что у них «все постятся». Это отдельная тема — об ограничении в пище для детей, и, в принципе, по ней мало что можно сказать нового. Большинство священников считает, что детям, как и больным, телесный пост в полном объеме не нужен. Кто-то все равно считает иначе. Мои дети «постятся» отказом от конфет (и то с послаблением в праздники) и просмотра мультиков, в середине недели у них много блюд из папиного постного стола просто потому, что мне некогда готовить что-то еще, а в выходные — отдельное «праздничное» меню. И мне — честно — сложно представить, в чем педагогическая ценность дополнительного лишения их полезных для здоровья продуктов (которые, в отличие от сладостей, дети не слишком-то и ценят).
Для ребенка 40 дней — огромный срок, дети иначе ощущают время. Сорокадневное воздержание в юном возрасте — это, пожалуй, как нам пропоститься полгода подряд. Сурово. Слишком долго, горизонт не виден, цель далеко — и все предприятие кажется бессмысленным. Поэтому, с одной стороны, телесные ограничения не должны быть слишком масштабными, а с другой — их стоит делить на более короткие, обозримые промежутки. Пост в полном объеме не повинность, а привилегия взрослых. Папа постится — «а вам пока рано».
А если вернуться к теме лайфхаков и написать о том, что у нас в пост хотя бы как-то получалось, я бы предложила пару совершенно не новых, но многими «обкатанных» идей. Календарь: Многоножка и другие Все дети любят рисовать, тем более красками (мы ведь далеко не всегда выдаем краски с легким сердцем, хитро пытаясь спасти обои и одежду отговорками «А порисуй пастелью…»). Поэтому отвлеченную беседу о посте можно заменить созданием особого календаря. Мы брали ватман и делали на нем лесенку из прямоугольников (в каждом прямоугольнике — по семь квадратов, один квадрат — один день седмицы). В общем, у нас семь седмиц как семь ступенек вели вверх, к Пасхе (солнце в правом верхнем углу). Идея не моя и совершенно не новая. Но мы ее немного расширили — за счет большого листа нам хватило места ярко обозначить все праздники. Когда читать умела только старшая дочь — для нее я делала короткие надписи, для остальных изображала и объясняла символы — Крест, жаворонки, красивые инициалы М. Е. (Мария Египетская), голубь, ветка вербы… Воскресенья выделили красным цветом. Чтобы дети не заскучали, я просила их рисовать небо, солнце, траву и прочие красоты по краю ватмана, пока сама возилась с еще непосильными для них ступенями. Далее календарь надо повесить — и можно торжественно зачеркивать пройденный маршрут. Мы еще вычитали идею передвигать по «лесенке» бумажного человечка с помощью булавки или прорезей в самом календаре. У нас такой календарь использовался года два подряд. При желании в клетках можно проставить даты и использовать как детский планнер, в этом году хотим сделать именно так. Или придумать какие-то значки, которыми бы дети отмечали хорошо прожитый день. «Сестру не бил, все лампочки в люстре целы и маму услышал всего с третьего раза — пойду, поставлю себе звездочку». Или лучше крестик, как благодарность Богу за благополучно проведенный день. Так мы еще не делали, но, наверное, попробуем в этот пост. Греческая кукла «Госпожа поста» А для самых младших есть отличная идея для творчества из копилки православных греков — рисовать или мастерить куклу — Госпожу поста. Благо ей не нужно вырисовывать уши (она не слышит суетных речей) и рот (чтоб не болтала в пост о всяком суетном). Суровые эллины еще делают ей целых семь ног — по числу седмиц поста — и еженедельно ампутируют одну. Но мы решили заменить членовредительство на еженедельное украшение фартука Госпожи (символ трудолюбия, кстати) очередным цветочком. Досуг Чтобы у детей не сложилось представление о посте как чем-то безрадостном и скучном, важно заменять отсутствие стандартных развлечений какой-то интересной для них деятельностью. Например, можно почаще привлекать их к созданию какой-нибудь постной выпечки. Многие дети обожают возиться с мукой. И очень быстро учатся. Если выпечки боитесь, как огня, можно начать с обычных бисквитов: просто яйца меняются на растительное масло с водой и разрыхлителем. Далее — поле для экспериментов со специями, цедрой, орехами-сухофруктами, тертым яблоком или морковью и так далее. У нас такие бисквиты уже давно готовят дети, я подсказываю, что добавить и когда «стоп» при насыпании муки. Что касается чтения, здесь нас несколько лет выручала хорошая детская Библия. Это пересказ библейской истории, сгруппированный по темам православных праздников. Но в нынешнем году хочу попробовать почитать с ними уже неадаптированный вариант Евангелия. Конечно, мечта — почитать на церковнославянском, уж очень красиво. Посмотрим, удастся ли это с моими пояснениями или сразу возьмем синодальный перевод… Из «великопостной» замены мультиков я вряд ли предложу что-то новое: коньки, прогулки, поход в музей. Разве добавлю, что мультфильмы мы старались не просто «запретить», а предлагали детям это как форму постного «делания», что их и раззадорило на «подвиги». Если есть возможность и желание сделать в пост что-то особенное (поучаствовать в уборке храма, кому-то помочь) — дети тут тоже вполне могут быть равноправными помощниками. А в целом, конечно, наша задача не столько вылезти в пост из кожи вон, сколько прожить его без потерь и не превратить невзначай в средство антирелигиозной пропаганды среди домашних. Елена Фетисова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *