Храм Иоанна Предтечи в коломне

Содержание

Иоанно-Предтеченская церковь (Коломна)

У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанно-Предтеченская церковь.

Православный храм

Иоанно-Предтеченская церковь


Церковь Иоанна Предтечи

Страна

Россия

Город

Коломна
Коломенский район Московской области

Конфессия

Православие

Епархия

Московская епархия

Тип здания

первоначально бесстолпный храм с угловыми пилонами, после перестройки — бесстолпный храм с крещатым сводом

Настоятель

иерей Андрей (Згонников)

Статус

Объект культурного наследия № 5010185000№ 5010185000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище (Иоанно-Предтеченская церковь) — православный храм в Коломне в районе Городище. Нижняя часть храма — самая древняя постройка, сохранившаяся на территории Московской области.

История

Церковь построена в бывшем епископском селе Городище. Согласно исследованиям Б. Л. Альтшуллера, храм датируется второй половиной XIV века, по более современным исследованиям С. В. Заграевского — в начале XIV века. Церковь построена из грубоотёсанных белокаменных блоков. От этого древнейшего сооружения до нас дошли стены четверика примерно на половину его высоты, а также стены апсид.

В XVI веке храм был существенно перестроен. Верхнюю часть здания заново сложили из кирпича и гладкотёсаного белого камня, при этом фасады разделили лопатками на три прясла.

В 1780 году выстроены новая колокольня и связанная с ней трапезная. В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной — в честь святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня.

В 1965—69 храм отреставрирован под руководством М. Б. Чернышёва, в результате чего зданию возвращён предполагаемый облик XVI века.

Архитектурные особенности

Шатровая колокольня

Первоначально храм был одноглавым и имел угловые пилоны, на которых покоились подпружные арки. После перестройки верха (возведения крещатого свода) и демонтажа угловых пилонов здание фактически превратилось в бесстолпный посадский храм, типичный для московского зодчества XVI века. В настоящее время здание увенчано тремя барабанами и звонницей. Центральный барабан — световой, а два боковых — глухие. Колокольня имеет квадратное основание, восьмерик звона и шатёр со слухами. Трапезная — трёхчастная с крестовыми сводами.

Около северного входа в храм в стене на растворе XIV века закреплен резной белокаменный блок (по Н. Н. Воронину, на нём был изображен единорог, по С. В. Заграевскому — василиск. Характер резьбы на этом блоке восходит к стилю владимирских зодчих XII века. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия.

Святыни

До революции в церкви хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял древний иконостас. Из икон XIV века сохранилась лишь одна — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни»; она хранится в запасниках Третьяковской галереи.

Примечания

  • Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003.
  • Подъяпольская Е. Н., Разумовская А. А., Смирнов Г. К. Памятники архитектуры Московской области, вып. 3. М., 1999. Стр. 34-35.
  • Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV века в Коломне // Советская археология, № 4, 1977.
  • Воронин Н. Н. К характеристике архитектурных памятников Коломны времени Дмитрия Донского. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, № 12. М.-Л., 1949.

Ссылки

  • Информация о храме
Монастыри и храмы Коломны
Ново-Голутвин монастырь
  • Церковь Троицы
  • Церковь Сергия
Успенский Брусенский монастырь
  • Крестовоздвиженский собор
  • Церковь Успения
Старо-Голутвин монастырь
  • Богоявленский собор
  • Церковь Сергия
  • Введенский храм
Церкви Кремля
Церкви Посада
Церкви слобод
Церкви бывших сёл

Храм Зачатия Иоанна Предтечи, Коломна

    • Туризм в Коломне
    • Отели Коломны
    • B&B/мини-отели в Коломне
    • Турпакеты в Коломну
    • Авиабилеты в Коломну
    • Рестораны Коломны
    • Развлечения Коломны
    • Форум путешественников о Коломне
    • Фото Коломны
    • Карта Коломны
    • Все отели Коломны
    • Спецпредложения отелей в Коломне
    • Горящие туры в Коломне
    • По типу отеля
        • Коломна: кемпинги
        • Хостелы: Коломна
        • Лучшие семейные отели Коломны
        • Коломна: отели бизнес-класса
        • Романтические отели Коломны
        • Коломна: спа-курорты
    • По классу отеля
        • Коломна: 4-звездочные отели
        • Коломна: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели в Коломне, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Коломне
    • Популярные категории в Коломне
        • Спа-Отели в Коломне
        • Отели С Трансфером в Коломне
        • Отели с балконами в Коломне
        • Отели Класса Люкс в Коломне
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Храм Зачатия Иоанна Предтечи
        • Отели рядом — Дом посадских ремесел
        • Отели рядом — Дом Фарфора и Керамики
        • Отели рядом — Музей льна и быта русской женщины
        • Отели рядом — Тайны Коломенской Медовуши
        • Отели рядом — Мемориальный парк
        • Отели рядом — Памятник В. И. Ленину
        • Отели рядом — Усадьба купцов Лажечниковых
        • Отели рядом — Церковь Богоявления Господня
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Коломна: все рестораны
    • Рестораны поблизости Храм Зачатия Иоанна Предтечи
    • Коломна: Соки и смузи лучшего качества
    • Коломна: все развлечения
    • Коломна: чем заняться на этих выходных
    • Храм Зачатия Иоанна Предтечи: развлечения поблизости.
        • Музей «Коломенский патефон»
        • Коломенский Кремль
        • Музей трамваев
        • На Волне
        • Соборная площадь
        • Музей «Калачная»
        • Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»
        • Успенский кафедральный собор
        • Музей развития жилищно-коммунального хозяйства в Коломне
        • Музей Любимой Игрушки
        • Музейная Фабрика Пастилы
        • Музей коломенской пастилы
        • Музей -Навигатор: Актуальные древности Коломны
        • Музей мыла
        • Новоголутвинский Свято-Троицкий монастырь
    • Коломна: Достопримечательности и культурные объекты
        • Коломна: Архитектурные достопримечательности
        • Коломна: Мосты
        • Коломна: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Коломна: Исторические достопримечательности
        • Коломна: Памятники и статуи
        • Коломна: Культурные объекты и достопримечательности
        • Коломна: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Коломне
        • Коломна: Музеи
            • Коломна: Художественные галереи
            • Коломна: Музеи искусств
            • Коломна: Детские музеи
            • Коломна: Специализированные музеи
        • Коломна: Покупки
            • Коломна: Художественные галереи
            • Коломна: Магазины сувениров и деликатесов
        • Коломна: Природа и парки
            • Коломна: Природные и заповедные зоны
            • Коломна: Парки
            • Коломна: Зоопарки
            • Коломна: Водоемы
        • Коломна: Туры
            • Коломна: Автобусные туры
            • Коломна: Пешеходные экскурсии
            • Коломна: Водные виды спорта
            • Коломна: Экскурсии по городу
            • Коломна: Культурные туры
            • Коломна: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Коломна: Обзорные городские туры с остановками
            • Коломна: Частные туры
            • Коломна: Зиплайны и веревочные городки
            • Коломна: Стоячий серфинг с веслом
        • Коломна: Активный отдых на открытом воздухе
            • Коломна: Зоопарки
            • Коломна: Водные виды спорта
            • Коломна: Аренда снаряжения
            • Коломна: Зиплайны и веревочные городки
            • Коломна: Стоячий серфинг с веслом
        • Коломна: Развлечения и игры
            • Коломна: Игровые и развлекательные центры
            • Коломна: Эскейп-квесты
        • Коломна: Спа и оздоровление
            • Коломна: Спа
        • Коломна: Ночная жизнь
            • Коломна: Бары и клубы
            • Коломна: Танцевальные клубы и дискотеки
        • Коломна: Транспорт
            • Коломна: Трамваи
        • Коломна: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Коломна: Водные виды спорта
            • Коломна: Стоячий серфинг с веслом
        • Коломна: Зоопарки и океанариумы
            • Коломна: Зоопарки
    • Что обычно ищут в Коломне
        • Подходит для любителей адреналина
        • Приключения
        • Подходит для пар
        • Место для медового месяца
        • Недорого
        • Подходит для больших групп
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
        • Подходит для дождливого дня
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

vittasim

В 1306 году, при святом благоверном князе Данииле Московском, Коломна одной из первых вошла в состав Московского княжества, положив тем самым начало собиранию русских земель в единое государство. Примерно к этому времени относится и появление в Коломне храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, которая расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. В 1308 году Городище приобретает военно-стратегический статус и остается таковым до времени св. Димитрия Донского, когда кремль с «Рязанской стороны» оказывается надежно прикрытым Старо-Голутвиным монастырем. Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.

В народе эту церковь называют: Иоаннопредтеченская церковь; Предтеченская церковь; Предтечезачатьевская церковь; Ивановская церковь. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге («Книга Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Федора Комынина со товарищи лета 7086») 1577—1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы Чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»

Архиерейское подворье находилось в кремле (сейчас это территория Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря), а загородный двор епископов был в селе Городищи. Интересно, что в те времена городом называли территорию, ограниченную крепостной стеной; территорию за кремлём называли посадом. Такие «вотчины» поблизости от города, с церковью и размеренно налаженным бытом, служили летним местом пребывания архиереев. Недалёкое расстояние от кафедры давало возможность постоянно следить за церковной жизнью в городе и вместе с тем в летнее время жить на лоне природы.

Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы Коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого к ней отношения является предписание Коломенского епископа Вениамина (Сахновского) в 1735 году в ответ на прошение посадского жителя Стасова о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла». Именно епископ Вениамин «завёл в Коломне вместо архиерейской школы Семинарию или Славяно-Латинскую школу».

Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».

Согласно многочисленным исследованиям, храм датируется началом XIV века. В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Крещатый свод и техника кладки верха, сложенного из большемерного кирпича и хорошо вытесанных белокаменных блоков типичны для московской архитектуры начала XVI века, а кладка апсид и низа стен четверика из грубообработанных блоков местного известняка принадлежит более раннему времени.

Формально такая кладка является полубутовой (из белокаменных блоков складываются две стенки – облицовки, а промежуток между ними заполняется обломками камня и заливается известковым раствором), но из-за неаккуратных щелей в облицовке раствор для заливки приходилось замешивать очень густо и добавлять в него щебень. Известняк для храма добывался («ломался») в Коломне на берегу реки Оки. Раствор также использовался для фиксации облицовочных блоков перед заливкой. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Москвоском Кремле, Спасский собор Андроникова Монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве, храмы в Звенигороде.

Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах). Городищенская церковь имела на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству. Стены храма не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом.
В 1780 году в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня. В предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежёванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городищ этого предписания не выполнили и три года спустя (в 1783 году) кладбище так и оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли её».
К древней части храма с запада тогда же пристроена трапезная, церковь вновь перекрыли железом. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена.
В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова, брата Господня. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г.Буфеев».
Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня.
Теперь из трапезной перейдем в самую древнюю часть храма.
В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок. Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» (размер иконы 170 х 102 см), написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.
«Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» — ранее неизвестная на Руси иконография, впервые появившаяся в Коломне. Это самое древнее русское изображение Иоанна Предтечи как Ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздневизантийской иконографии.
Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника — звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Примечательно, что в данном конкретном случае этот образ стоял пред лицом епископа в его загородном богомолье. На иконе святой Иоанн держит в левой руке свиток, который восходит к евангельским текстам об Иоанне, посланном в качестве предшественника Христа. Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1935 году. До недавнего времени икона хранилась в запасниках ГТГ, а в настоящее время выставлена в основную экспозицию зала древнерусского искусства. В церкви, в трапезной, находится копия иконы.
Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно, он был вставлен при постройке храма. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия.
Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф является уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора. Это существо принимали и за «единорога» и за «василиска»— чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Существует версия, связывающая рельеф церкви с московской эмблематикой. На личной печати Ивана Грозного изображён единорог, а, как известно, царь был в Коломне в 1552 году перед походом на Казань.
Среди населения Коломны до сих пор популярна легенда о том, что этот барельеф ни что иное, как «печать хана Батыя». В основу легенды действительно легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Ингорович Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду, дав знак охраны храму и могиле героя — свой ярлык, названный позднее «коломенским зверем». Возможно, изображение было первым геральдическим символом Коломны. Похожий зверь изображен на монетах, которые чеканились в Коломне в XV в.
В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.
Есть в истории церкви и собственный священомученик — священник Сергей Бажанов. Читая историю его заключения в тюрьму, протоколы допросов местных жителей, я удивлялась примитивности и жестокости ведения этого дела. 3 июня 1932 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Сергия к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был снова арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 25 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Реставрационные работы, проходившие в 1965—1969 гг. под руководством М.Б.Чернышева восстановили разрушенную в 30−х годах XX века звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы — лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества XVI века бесстолпного вотчинного и посадского храма.В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской. В Светлое Христово Воскресение 2008 года окрестности огласил праздничный трезвон — на колокольню было поднято 5 колоколов, а к престольному празднику Зачатия Пророка и Крестителя Господня Иоанна в 2009 году на деньги благотворителей был отлит ещё один, самый большой колокол весом 25 пудов (более 400 кг).
«Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах» Издательский дом «Лига» Коломна, 2010
http://temples.ru/card.php?ID=1421
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/kolomenskii_ioanno_predtechinskaya_zemchuzina_russkogo_zodchestva.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.rusarch.ru/zagraevsky4.htm
http://www.rusarch.ru/altshuller4.htm
http://www.360cities.net/image/church-kolomna-russia#913.25,1.89,12.1 круговая панорама 2010
http://wikimapia.org/9515240/ru/

Tags: Коломенские хроники, Коломна, Подмосковье, архитектура, церковь>Богослужения.

Наш храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи открыт ежедневно с 8:00 до 17:00. Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням. Вечернее богослужение начинается в 16:00, а Божественная литургия в 9:00.

style=»text-align: justify»>3-е воскресенье месяца – Молебен об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. style=»text-align: justify»>Таинство Крещение и чинопоследование отпевания могут совершаться в любой день по договоренности.

На автобусе: автобус № 460 «Москва – Коломна» при въезде в город выйти на остановке «Запруды», далее пешком 15 минут или на автобусе №№ 7,10,17 до остановки «Старые Городищи»(остановка рядом с храмом).

Святыни.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием, XIV в.

В нашем храме есть копия древней иконы.

Резная глава Иоанна Крестителя на блюде с частицей его мощей.

Резная глава Иоанна Крестителя на блюде с частицей его мощей.

Икона «Святое семейство»

>6 октября — Зачатие Св. Иоанна Предтечи. >5 ноября — Св. Апостоа Иакова брата Господня. style=»text-align: justify»>Жемчужина древнерусского зодчества.

От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.

Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма.

style=»text-align: justify»>В XVII-XVIII веках в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная.

Исследовательские работы, вопросы датировки памятника.

На выходных совершили познавательно-разведывательную поездку в Коломну. Уже шестой раз бываю в этом городе, и он мне нравится все больше и больше. Есть в нем сила древнего города и определенная гармония разных частей. Коломна и цельна как градостроительное явление и одновременно весьма разнообразна. Кремль, посады, слободы, соцгорода, древние села, монастыри, микрорайоны, промышленные гиганты, две великие реки, сады и парки гармонично сплетаются в настоящий город, который не страдает от давления столичных функций. Коломна ничем не уступает по своему наследию Твери, Туле или Калуге, но при этом намного более уютна.
Новыми открытиями в Коломне на этот раз стали Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (1308 г.), Старо-Голутвин монастырь и Музей Пастилы.

Коломна. Храм Зачатия Ионнна Предтечи. 03.05.2013 г.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи находится в историческом районе Городище, что находится к западу от Кремля по левому берегу реки Коломенки. Район едва ли не старейший в Коломне и, на мой взгляд, место с самым опрятным и просторным частным сектором в городе.
Храм при первом же взгляде притягивает своей аскетичной простотой и архаичностью. Нижняя часть его была построена из грубо обработанного белого камня в начале 14 в., и ныне принята дате его строительства в 1308 г. Его строительство связывают с правлением вл.кн.Юрия Даниловича, при котором Коломна первой из удельных княжеств вошла в состав/была насильно присоединена к Москве, положив тем начало формированию Великого Московского княжества/захватнической экспансии Москвы.
Верхняя часть храма была перестроена в 15 в. и получила достаточно необычное завершение из трех глав и одной звонницы.
Позже в 17 в. к храму были пристроены трапезная часть и шатровая колокольня. Храм изначально и ныне является бесстолпным и выполнен в форме прямоугольного куба.
Храму 705 лет, а это значит, что уже восьмой век в нем звучит молитва. И это исключительно важно.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи, фактически единственный памятник на территории Московского княжества первых лет его самостоятельного существования, оставшийся от времен до Дмитрия Донского. Остальные старейшие памятники Москвы (подклеты Благовещенского собора и церкви Рождества Богородицы Кремля и Спасский собор Андроникова монастыря) и Подмосковья (Никольская церковь в с. Каменском Наро-Фоминского района и Успенский собор на Городце в Звенигороде) датируются концом XIV в. – началом XV вв., т.е. временами правления Дмитрия Донского и его сыновей.
У храма три предела – центральный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два боковых в трапезной части храма – в честь святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова.
Судя по фотографиями у иконной лавки и материалам сайта церкви у храма активный приход, с воскресной школой и социальными проектами. Восстановление храма в 1990-2000-е гг. было не простым делом, но люди вокруг храма собрались. И приятно, что есть такая община, наполняющая его подлинным смыслом церкви.
И еще несколько фотография храма и его окрестностей.
Иконостас центрального предела.
Купол центрального предела с кованным подсчеником.
Т.н. «Батыева печать». Единственный сохранившийя элемент древней белокаменной резьбы с изображением неизвестного животного. М.б. А.Иванов напишет когда-нибудь книгу об этом знаке.
Массивные апсиды.
Вид с юго-востока. Виден древний южный портал храма.
Купола и звонница.
Ул. Городищенская. Пасторальный пейзаж.
На территории храма — беседка и песочница.
Ул. Городищенская — вид от храма.
Ул. Городищенская. За домами река Коломенка.
Музей коломенской пастилы – отличный пример грамотного маркетингового проекта, ориентированного на созидание и развитие культуры. Качественно, интересно, вкусно. Интересно было обнаружить развитие музея через создание музейной фабрики пастилы. Обе части музея связала благоустроенная улица и небольшая площадь. Опять же редкий пример серьезного роста качества городской среды и насыщения ее культурными объектами. А пастила? Натуральная пастила – волшебна!
Сайт храма Зачатия Иоанна Предтечи
Сайт Музея пастилы (очень красивый сайт)

Православный храм
Иоанно-Предтеченская церковь
Церковь Иоанна Предтечи
Страна Россия
Город Коломна
Коломенский район Московской области
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Тип здания первоначально бесстолпный храм с угловыми пилонами, после перестройки — бесстолпный храм с крещатым сводом
Дата основания начало XIV века, перестроен в XVI веке
Последний настоятель иерей Кирилл (Сладков)
Статус Объект культурного наследия РФ № 5010185000№ 5010185000

Координаты: 55°06′00.4″ с. ш. 38°43′31.9″ в. д. / 55.100111° с. ш. 38.725528° в. д. (G) (O) (Я)

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище (Иоанно-Предтеченская церковь) — православный храм в Коломне в районе Городище. Является самой древней из сохранившихся церквей в Подмосковье.

Колокольня церкви Иоанна Предтечи

Церковь построена в бывшем епископском селе Городище. Согласно исследованиям Б. Л. Альтшуллера, храм датируется второй половиной XIV века, по более современным исследованиям С. В. Заграевского — в начале XIV века. Церковь построена из грубоотёсанных белокаменных блоков. От этого древнейшего сооружения до нас дошли стены четверика примерно на половину его высоты, а также стены апсид. В XVI веке храм был существенно перестроен. Верхнюю часть здания заново сложили из кирпича и гладкотёсаного белого камня, при этом фасады разделили лопатками на три прясла.

В 1780 году выстроены новая колокольня и связанная с ней трапезная. В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной — в честь святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня.

В 1965—1969 храм отреставрирован под руководством М. Б. Чернышёва, в результате чего зданию возвращён облик XVI века.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности.

Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577—1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»

Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Помимо храма «на Городище» — это Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих памятников (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории.

От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.

На стыке старой и более поздней кладок стен, из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.

В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор по форме аналогичных пилонам Никольской церкви села Каменское.

Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной в плане церковью Николы в селе Каменское.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями.

Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).

Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма.

Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.

Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в храм, таким образом, полностью отрешался от внешнего мира, оставаясь в духовном сосредоточении, один на один с Богом, перед строго выполненным иконостасом, постигая в молитве то, что с наибольшей полнотой выразил игумен Кирилл из Белозерского монастыря: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром».

Этот духовно-нравственный призыв прозвучал в конце XVI века, когда с особой силой встал вопрос, быть или не быть русскому народу и государству в целом. Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М.В.Ильина: «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».

В XVII-XVIII веках в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная.

Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовались три престола: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два — в трапезной — в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Заведеева. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г.Буфеев».

Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня. Реставрационные работы, проходившие в 1965—1969 гг. под руководством М.Б.Чернышева восстановили разрушенную в 30−х годах XX века звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы — лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества XVI века бесстолпного вотчинного и посадского храма.

О более древнем происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры московского княжества ХIV-XV веков. Сложенные из белокаменных блоков, стенки облицовки заполнялись известковым раствором, при этом образовывались щели, которые заливались густо замешанным раствором с добавлением щебня. в «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Москвоском Кремле, Спасский собор Андроникова Монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве, храмы в Звенигороде.

Вопрос датировки храма являлся до последнего времени одним из самых сложных и претерпевал существенные изменения в работах исследователей истории древнего зодчества. Так, А.И.Некрасовым было высказано предположение о том, что перестроенный в XIV-XVI века храм Иоанна Предтечи, в основе своей относится к ХII-ХIII векам. Следует заметить, что эта точка зрения не была научно аргументирована автором. В 1920−х гг. Городищенскую церковь обследовал Ю.П.Кивокурцев, бывший тогда аспирантом МГУ. Он поддержал предложенную А.И.Некрасовым датировку, отнеся строительство церкви прямо к XII в. К вопросу о возрасте Предтеченской церкви обращался в своих статьях Н.Н.Воронин. От первоначальных выводов (он датировал постройку церкви ХIII-ХIV вв.) автор пришел к убеждению, что храм нужно датировать концом XV — началом XVI века. Следует отметить, что глубокому изучению памятника мешало прочное покрытие стен штукатуркой. Натурное раскрытие памятника и удаление со стен четверика церкви поздней штукатурки, произведенное под руководством архитектора Е.Р.Куницкой, позволили в 1970−е гг. более глубоко исследовать памятник древнего зодчества. В 1969—1970 гг. в Коломне работала историко-архитектурная экспедиция, работой которой руководили кандидат исторических наук М.Х.Алешковский и главный архитектор проектов ВПНРК Б.Л.Альтшуллер. Совместная работа археолога и архитектора оказалась очень плодотворной для полноценного изучения вскрытых в результате раскопок памятников древне-русского зодчества. В результате анализа и сопоставления исследованных объектов Б.Л.Альтшуллер датировал церковь в Городище, «равно как и Никольскую церковь в селе Каменское», второй половиной XIV века. При исследовании здания в 1990−х гг. С.П.Орловским с участием В.В.Кавельмахера, А.Б.Мазурова и Е.И.Рузаевой были обнаружены замурованные поздними кладками профили и базы, тщательно обработанных боковых перспективных порталов, а в шурфах — элементы их архивольтов и фрагменты пилонов утраченного западного портала. Обнаруженный на перемычке оконного проема северной апсиды фрагмент орнаментальной росписи, отнесен, по мнению специалистов, к XIV веку.

Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Оригинал барельефа ныне находится в Коломенском краеведческом музее (инв. № 130), а на стене Предтеченского храма установлена его копия.

Учитывая всю полноту исследовательской работы и многообразие научных точек зрения в определении даты основания храма, можно выделить всю полноту концепций, основанных на изучении археологического, архитектурного и историко-культурного контекста.

В храме хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял иконостас XIV века. Из икон того времени сохранилась лишь одна — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Сейчас икона хранится в запасниках Третьяковской галереи.

Исследовательские работы, вопросы датировки памятника

В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор (форма опор аналогична пилонам церкви села Каменского). Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм. Во время перестройки памятника большинство его консолей были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Предтеченский храм «на Городище» может считаться самым древним в Московской области. Осенью 2008 г. исполняется 700 лет со дня его основания. Определение даты основания храма базируется на нескольких исследовательских концепциях. В этой области выделяются три направления, основанные на изучении археологического и историко-культурного контекста.

Данный вопрос исследовал Б.Л.Альтшуллер, исследовавший в 60—70−е гг. XX века памятники «домонгольской» архитектуры, датировал церкви в селе Каменском и «на Городище» второй половиной XIV века, отнеся их к масштабному строительству эпохи св. Димитрия Донского. Исходя из данного положения, в отношении Городищенской церкви возникает вопрос связанный со статусом села, в котором находился храм. Городище во второй половине XIV века было «двором епископа». В Коломенском кремле в это время (1379—1382 гг.) возводится большой кафедральный Успенский собор (согласно реконструкции исследователя Н.Н.Воронина, собор строится во вполне «гладкой» технике). Вызывает сомнение, что епископ мог допустить, чтобы его по сути «домовый» храм, строившийся практически одновременно с кафедральным собором, был таким бедным, со стенами, отстроенными не параллельно (южная и северная сторона). План четверика Предтеченской церкви так же, как и у некоторых других памятников ХIV-ХV веков имеет характерное сужение к западу, достигаемое за счет отклонения южной стены. При этом ширина западного фасада равна 8,25 м, т. е. на 60 см меньше, чем ширина восточного фасада.

Следующее направление в вопросах датировки храма представлено в работах исследователя В.В.Кавельмахера. В 1978—1983 гг. ему удалось найти в Коломне архитектурные фрагменты собора, предшествовавшего храму, построенному св. Димитрием Донским (1379—1382 гг.).

В научном отчете перечислены в частности такие детали: «грубо обработанные грани камня, неровные края и «мятые поверхности… кладка выполнена без притески и подгонки блоков, на густом растворе и широких швах». Данное обстоятельство ярко свидетельствует об идентичности кладки, использованной при возведении церкви «на Городище».

В своей работе В.В.Кавельмахер учитывал результаты раскопа фундамента собора Димитрия Донского, сделанного М.Х.Алешковским и Б.Л.Альтшуллером в 1969 г. В результате археологических работ была выявлена белокаменная оконная перемычка «во вторичном использовании». Исследования остатков раствора на этих фрагментах, проделанные Кавельмахером, позволили сделать вывод, что эти архитектурные детали принадлежали зданию, построенному за несколько десятилетий до собора. Кроме того, стилистические данные, характеризующие изучаемые фрагменты, близки к архитектурному декору, технике кладки и характеру работ первого Успенского собора, «предшествующего храму св. Димитрия Донского» и Городищенской церкви.

В итоге, выводы, сделанные В.В.Кавельмахером в отношении датировки первого Успенского собора и Городищенской церкви в Коломне оказались научно обоснованными археологически и очень широкими во временном диапазоне «не ранее 1280 г. и не позднее середины XIV в.».

Третьим направлением в истории вопроса датировки храма является исследование историка архитектуры С. Заграевского, утверждающего, что храм «на Городище» построен в начале XIV в. К решению вопроса датировки С.Заграевский применяет метод историко-мотивированного моделирования эпохи.

Принцип этого метода заключается в построении модели, на основе проверенных и доказанных фактов, после чего данная модель применяется к фактам спорным и недоказанным. Используя этот метод, С.Заграевский исследует исторические события 1300 г.: разгром Даниилом Александровичем Московским Рязани, пленение князя Константина Романовича и последовавший за этим переход Коломны под власть московских князей. Историко-мотивированное моделирование этих событий позволяет исследователю сделать вывод: Коломенские храмы (Успенский собор и церковь «на Городище») строились в течение 10—15 лет, причем Успенский собор — до 1301 г., а церковь «на Городище» после 1301 г. Не вдаваясь в тонкости исторического анализа, предложенного Заграевским, отметим, что датировка основания церкви «на Городище» — первое десятилетие XIV века. В качестве основной принято считать дату, связанную с 1308 г. Именно в это время Городище приобретает военно-стратегический статус и остается таковым до времени св. Димитрия Донского, когда кремль с «Рязанской стороны» оказывается надежно прикрытым Старо-Голутвиным монастырем.

Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.

Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф, принадлежащий церкви «на Городище», является не только уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора, но и косвенным свидетельством принадлежности храма «на Городище» к началу XIV века. Исследователи расходятся в трактовке изображения, что существенно влияет на вопросы атрибуции данного памятника. Б.Л.Альтшуллер трактует изображенное существо как «единорога», не имеющего прецедентов в домонгольском зодчестве, датируя данный барельеф второй половиной XIV в. С.Заграевский принципиально меняет трактовку барельефного изображения. Исследователь считает, что Городищенский фрагмент декоративного убранства есть не что иное, как «василиск»— чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Пластическая трактовка изображенного существа в виде василиска является косвенным подтверждением в пользу более раннего происхождения Городищенского барельефа, поскольку изображений подобных существ (василисков) в декоре домонгольских храмов достаточно много, например во владимиросуздальских храмах.

Стилистические особенности, характер технических работ, результаты археологических, историко-культурных научных исследований позволяют сделать вывод, что церковь Иоанна Предтечи «на Городище» является древнейшим в Подмосковье уникальным памятником домонгольской архитектуры, одним из немногих хорошо сохранившихся объектов историко-культурного наследия, свидетельствующим во всей полноте и объеме о характерных особенностях древнерусского зодчества начала XIV века.

Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого отношения к храму св. Иоанна Предтечи является предписание коломенского епископа Вениамина в ответ на прошение посадского жителя о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла».

В 1780 г., когда было дозволено вновь перекрыть церковь железом и сложить новую каменную колокольню, в предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежеванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городище данного предписания не выполнили и три года спустя в 1783 г. кладбище оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли ее». Предметом заботы коломенских иерархов был не только сам храм и прилежащая к нему земля, но и ценности, хранившиеся в храме.

Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».

В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна — «св. Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Храмовый образ Предтечи, изображенного в полный рост с крыльями за спиной, исполнен внутренней мощи и духовной силы. Икона хранится в запасниках Третьяковской галереи.

С историей храма неотъемлемо связаны имена священников, сведения о которых частью дошли до наших дней. Известно, например, что в 1797 г. священником Предтеченской церкви был Петр Иванов. В приходе храма было 130 дворов. В 1887 г. священником был назначен Василий Платонович Покровский, которому на тот момент был 51 год. В том же году при храме была учреждена церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемном доме. Заведующим школой вплоть до 1909 г. состоял сам священник — Василий Покровский. Последние 7 лет (с 1902 г.) попечительницей школы была жена коломенского купца А.Тембурская. Известно, что в школе к 1916 г. обучалось 46 мальчиков и 38 девочек, а в церковной библиотеке было 60 книг. С 1905 г. в Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов. В 1912 г. в священники храма села Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев 29 лет. Он был не только настоятелем церкви, но и законоучителем в церковно-приходской школе.

В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.

В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской, ее настоятелем был назначен клирик Успенского кафедрального собора Коломны протоиерей Николай Никутин. С 1993 г. в храме было выполнено несколько крупных работ: покрашены стены церкви снаружи и внутри, сделана отмостка, но главное — полностью оборудован северный иконостас. Иконописцем Виктором Павловым написано около 30 образов. В 2008 г. настоятелем храма назначен священник Кирилл Сладков. В церкви проводятся специальные катехизаторские курсы для прихожан. Совершаются паломнические поездки по святым местам. Недавно в церкви произошло долгожданное, радостное событие. После многолетнего молчания, в Светлое Христово Воскресенье над окрестностями снова разлился праздничный благовест. Новые колокола призывают прихожан на богослужение.

Так сложилось, что именно этот год — знаменательный для истории храма, 6 сентября 2008 г. в день Зачатия пророка Иоанна Предтечи состоится торжественное празднование юбилейной даты — 700−летия со дня основания церкви. В связи с подготовкой к праздничным торжествам создана инициативная группа из прихожан и представителей коломенской общественности, которые помогают настоятелю в реализации многочисленных юбилейных проектов. Планируется открыть воскресную школу, организовать концерты духовной музыки, наладить издательскую работу и подготовить к публикации материалы по истории храма. Помимо просветительской работы необходимо благоустроить территорию вокруг храма, воссоздав храмовый комплекс во всей полноте его историко-культурного значения.

> Примечания

  1. № 319 от 23 января. Указы Управляющего Московской епархией (январь-март 2008 г.). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 16 февраля 2010.
  • Информация о храме
Монастыри и храмы Коломны
Ново-Голутвин монастырь Церковь Троицы | Церковь Сергия
Успенский Брусенский монастырь Крестовоздвиженский собор | Церковь Успения
Старо-Голутвин монастырь Богоявленский собор | Церковь Сергия | Введенский храм
Церкви Кремля Успенский кафедральный собор | Колокольня Успенского собора | Церковь Воскресения в Крепости | Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери | Церковь Николы Гостиного | Церковь Воздвижения Креста Господня
Церкви Посада Церковь Воскресения на Посаде (Николы Посадского) | Церковь Никиты на Посаде | Церковь Покрова Богородицы на Посаде | Церковь Рождества Христова на Посаде
Церкви слобод Церковь Михаила Архангела | Церковь Богоявления в Гончарной слободе | Церковь Иоанна Богослова в торговых рядах | Церковь Вознесения в Кузнечной слободе | Церковь Бориса и Глеба в Запрудах | Церковь Троицы в Ямской слободе | Церковь Петра и Павла на кладбище
Церкви бывших сёл Церковь Иоанна Предтечи на Городище | Церковь Троицы в Щурове | Церковь Ильи пророка в Сандырях

Церковь Иоанна Предтечи
(г.Коломна, Городищи)

Вы можете помочь Храму Зачатия Иоанна Предтечи
Село Городище находится в северной части Коломны, за р.Коломенкой. Некоторые краеведы считали, что это именно то место, где стояла Коломна до присоединения к Москве. Храм — один из древнейших в городе. Он построен в пригородном селе коломенских епископов. Нижняя его часть, вероятно, относится к XIV в., трехлопастное завершение — к XVI в., колокольня — кконцу XVII — началу XVIII в. Храмовой иконой церкви с.Городищи была написанная в 1390-х гг. иконописцем круга Феофана Грека икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», хранящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее. 14 декабря 1735 г. епископ Коломенский Вениамин на прошении вкладчика Стасова о том, что проживающий в Коломне у монастыря на посаде Киприан Онисимов желает построить в с.Городищи при церкви Иоанна Предтечи деревянную паперть с правой стороны от р.Коломенки, написал: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять и паперть светлая быть могла». В 1755 г. дана книга для сбора пожертвований на восстановление в церкви с.Городищи образов и утвари. Тогда же дозволено делать иконостас, писать иконы, «возобновить церковные ветхости». В 1763 г. «крестьяне с.Городищ и того же прихода деревень Подлипок и Соловцова возмутились против власти архиерея и светской, священноцерковнослужителей с.Городищ хотели убить, почему священник, диакон и дьячок, оставив свои дома, убежали в г. Коломну, предварительно запечатав церковь Иоанна Предтечи, чтобы не разграбили церковного имущества и привесок, находившихся при образе Иоанна Предтечи, и скитались по Коломне… Требы велено исполнять в Городищенском приходе церкви Пророка Илии в с. Сандырях священнику Алексию Иванову. В 1780 г. дозволено было церковь вновь перекрыть и сложить новую колокольню, также землю, отмежеванную для кладбища, по надлежащему огородить. Согласно дозволению, церковь покрыта железом, сложена новая каменная колокольня. Только кладбище осталось в 1783 г. еще не огороженным, так как крестьяне с. Городищ не желали этого. Решено было послать из Консистории указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне с. Городищ «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли ее». В 1797 г. в приходе храма 130 дворов. Священником в это время в храме Иоанна Предтечи был Петр Иванов, ему сослужили диакон Иродион Иванов, дьячок Михаил Прокопиев, пономарь Иоаким Яковлев. В 1887 г. к Предтеченскому храму с.Городищи был перемещен священник Василий Платонович Покровский (р. 1836). В 1860 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию по 2 разряду и в 1861 г. был рукоположен во священника к церкви Святого мученика Иоанна Воина в с.Куркино Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе). 1 мая 1861 г. о.Василий в собственном доме открыл школу и безвозмездно обучал в ней детей прихожан. В 1869 г. за открытие школы ему было преподано благословение Святейшего Синода. С 1869 по 1876 г. о.Василий преподавал в Куркинской земской школе в качестве учителя и законоучителя, после 1876 и до 1884 г. был только законоучителем. В 1872 г. о.Василий награжден набедренником, в 1875 г. — скуфьей, в 1877 г. — утвержден духовником благочиния, в 1879 г. награжден камилавкой. В 1883 г. о.Василий по состоянию здоровья был уволен за штат. В 1884 г. определен к Воскресенской церкви с.Волович Коломенского уезда и снова утвержден духовником благочиния. По его прошению в с. Воловичах была открыта церковно-приходская школа, в которой о.Василий с 1884 по 1887 г. безвозмездно был учителем и законоучителем. В 1887 г. о.Василий перемещен в с.Городищи. В 1887 г. при Иоанно-Предтеченском храме им была учреждена церковно-приходская школа, она помещалась в наемном доме. Со времени основания и до 1909 г. заведующим школой состоял протоиерей Василий Покровский. Попечительницей с 1902 г. была жена коломенского купца А. Тембурская. В 1916 г. в школе обучались 46 мальчиков и 38 девочек. В 1888 г. о.Василий за труды по народному образованию награжден орденом Святой Анны 3 степени. В 1891 г. утвержден благочинным. С 1891 по 1896 г. был наблюдателем церковно-приходских школ благочиния. В 1895 г. утвержден членом Правления Коломенского Духовного училища. Овдовев, о.Василий сумел воспитать четверых детей: Анну, Серафиму, Александра (р. 1873, священник Покровской церкви с. Покровского Бронницкого уезда), Зою (р. 1867, замужем за священником церкви с.Куркино о.Сергием Никольским). Отцу Василию Покровскому сослужили диакон Георгий Михайлович Величкин и псаломщик Алексей Павлович Озерецковский. В конце XIX в. причт церковный состоял из священника и псаломщика, в 1893 г. определена просфорня. В церковной библиотеке было 60 книг. В конце XIX в. в храме расширена трапезная, и в ней устроены два придельных храма: Святителя Николая Мирликийского и Апостола Иакова Зеведеева. С 1905 г. в Иоанно-Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов (в 1916 г. ему было 50 лет). В 1886 г. он окончил Московскую Духовную семинарию. В 1887 г. определен во священника к Воскресенской с. Воскресенского церкви Коломенского уезда. С 1891 по 1901 г. состоял ведомственным духовником, с 1892 по 1896 г. — ведомственным следователем. В 1892 г. награжден набедренником. В 1898 г. — скуфьей, имел медаль в память царствования императора Александра III. В 1899 г. получил письменную благодарность от Московского учебного округа за труды по народному образованию. С 1905 г. — наблюдатель Воскресенской земской народной библиотеки. С 1901 по 1905 г. был заведующим и законоучителем Воскресенского женского церковно-приходского училища, на построение и дальнейшее содержание которого затратил собственные средства. В 1902 г. получил Архипастырское благодарение за внимание к делу в преподавании Закона Божия в школах благочиния. С 1901 по 1905 г. был благочинным. В 1905 г. переведен к Иоанно-Предтеченской церкви г. Коломны. В 1908 г. утвержден кандидатом в члены правления Коломенского Духовного училища. В 1908 г. награжден наперсным крестом. В 1911 г. перемещен по прошению в Спасо-Бородинский монастырь. В 1914 г. — к Троицкой церкви с.Раменское. В 1914 г. стал законоучителем Раменского фабричного училища, с 1914 г. вел духовно-нравственные чтения для раненых воинов в лазарете при Раменской фабрике Товарищества Малютиных. Имел серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ, награжден орденом Святой Анны 3 степени. Во внимание к полезной службе и к деятельному участию в совершении богослужений по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 г., награжден бронзовой медалью в память Отечественной войны 1812 г. Имел юбилейные знаки отличия в память 300-летия Дома Романовых. В 1916 г. возведен в сан протоиерея. У о.Родиона и его супруги Елены Павловны было пятеро детей. В 1912 г. во священника ко храму с.Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев (29 лет). Сын псаломщика, в 1908 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда. С 1908 по 1912 г. был учителем в Дорковско-Архангельской церковноприходской школе Бронницкого уезда. С 1912 г. — настоятель Предтеченской церкви с.Городище и законоучитель городищевской церковно-приходской школы. У о.Василия и его жены Анны Алексеевны были дети: Мария и Георгий. Псаломщиком при храме в это время был Алексей Павлович Озерецковский. С 1914 г. церковным старостой был крестьянин Павел Степанович Воронков (в 1916 г. ему исполнился 61 год). В советское время храм был закрыт и разорен. Краеведческое общество Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулево определило, что после закрытия церкви Зачатия Иоанна Предтечи иконостас из нее был перенесен в Троицкую церковь с.Низкое Егорьевского района (по рассказам церковнослужителей храма с. Низкое). Проведенная в 1970-х гг. и 1990-х гг. реставрация вернула наружному облику храма многие черты древности (две восстановленные шлемовидные главы, позакомарное покрытие кровли храма). В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. был подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. С 1998 г. — приходской. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны». С 1923 по 1930 гг. в Иоанно-Предтеченской церкви служил священник Бажанов Сергий Петрович. «Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий Бажанов был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой. В конце двадцатых — начале тридцатых годов власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот, ни словом не обмолвившись о священнике, сказал: «Признаю, что 3 марта сего года мое выступление на общем собрании против ссыпа семян в общие амбары вызвало срыв собрания, хотя я не думал, что так случится, и не хотел этого. Также я допускал отдельные высказывания недовольства тем или иным мероприятием. Признаю свои ошибки и, как бывший рабочий, проработавший до 1917 года 30 лет на коломенском и других заводах, — обещаюсь больше никогда этих ошибок не допускать, а помогать советской власти проводить ее мероприятия, и как я боролся с 1917 года за революцию, так буду бороться и теперь за укрепление власти советов». Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил отец Сергий. Он сказал: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки… я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника отца Сергия вечером собрались священник Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я – Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно семян не давать. Священник Сергий — личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живет на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет свое недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами». В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел, внушением населению мысли — незасыпки семян в общественные амбары — не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить мне налоги». Священник Сергий Бажанов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта — в тюрьме в городе Коломне. 18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал: «Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас столько нет земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: «Налоги тяжелые, не только попов, но и вас, крестьян, душат этими налогами». В отношении семян он говорил: «Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других». Хренкин, поддерживая священника, говорил, что «эти семена пахнут колхозами». Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлева, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдем к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло еще несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке. Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала. Обычно он всегда советовал нам власти подчиняться, заявлял, что в такое время живем и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его арестовали понапрасну. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлева и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось еще около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам». Старик-фельдшер, которого обвинили в близком знакомстве со священником, лаконично ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу». После допросов свидетелей вновь был допрошен отец Сергий. Он сказал следующее: «Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался… Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не говорил, и никаких советов я никому не давал». После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года». 3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году. — В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? — спросил он. — Подтверждаете ли это? — Этого я не подтверждаю, — ответил священник. — В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию? — Этого я не признаю. — В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы? — Этого я не подтверждаю. 25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 30 июня 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области. В августе 2000 года Сергий Петрович Бажанов был причислен к лику святых». Первоисточник: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века».
Видео: Церковь Иоанна Предтечи (г.Коломна, Городищи)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *