Храм Максима исповедника

Содержание

Трехпрестольный храм во имя преподобного Максима Исповедника был основан в 1844 г. Центральный его придел был освящен в 1852, левый придел — во имя св. благоверного Князя Александра Невского — в 1861, богослужения в правом приделе — во имя святителя Николая Чудотворца — начались в 1862 году. В 1935-м году храм был закрыт по распоряжению властей. В молитвенном здании расположилось множество различных советских учреждений. После революции и до 1995 года здесь размещался кинотеатр. В 1995 году, невзирая на внешний и внутренний вид вновь обретенного храма, прихожане и священники начали богослужения, попутно ремонтируя его. В 2000 г службы все же были приостановлены для восстановления церкви, — более миллиона рублей пожертвовали на это предприятия и жители города. Но главные расходы по реконструкции взяло на себя руководство Богословского алюминиевого завода, выделив все необходимые строительные материалы, рабочих и оплатив их труд. Осенью 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил освящение центрального придела восстановленного храма. С той поры в нем начались богослужения, которые более не прекращались ни на один день. Одновременно продолжались и восстановительные работы. На сегодняшний день все три придела полностью восстановлены для богослужений и освящены. Роспись стен, новая богослужебная утварь: все это труды и попечения городских предприятий и отдельных благотворителей.

Сурожане и Фряги

Впервые итальянцы появились в Москве в XII веке: это, конечно, были купцы. Большинство из них прибыли из Сурожа (Судака) — генуэзской колонии в Крыму. Генуэзцы также основали Тан в устье Дона и Кафу (Феодосию). Однако были и купцы из Флоренции, Венеции, Рима. В основном приезжали выходцы из Северной Италии. В России их называли фрягами или фрязями. Итальянцы были крупными оптовиками, они привозили в Москву шёлковые ткани, драгоценные камни, стекло и другие предметы роскоши. О значительности поставок говорит тот факт, что в гостиных дворах вплоть до XIX века шёлковые ряды назывались сурожскими (или суровскими).

Путь из Крыма в Москву шёл по Дону и Оке. Сурожане прекрасно знали южные рубежи Русского государства и были хорошими проводниками. Например, в 1356 году сурожские купцы прибыли в Москву с ордынским послом Ирынчеем, а Дементий и Михаил Саларёвы (Солари, из этого рода происходил и знаменитый зодчий Пьетро Антонио Солари) были среди тех, кто сопровождал Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сурожские купцы жили в Москве подолгу, а с XV века, когда Крым захватили турки и торговля с черноморскими колониями постепенно прекратилась, осели навсегда и уже во втором-третьем поколении совсем «измосквичились». Многие ставили дворы в центре города, например, в Китай-городе (этот квартал назывался Крымок). Потомки сурожан принимали православие, пополняли ряды дворян и городских людей, несли государеву службу, за что и были жалованы поместьями. Когда Иван Третий переселил новгородских бояр в старомосковские области, Гаврила и Фома Саларёвы «противу земель московских» получили деревни в Деревской пятине. Начиная с этого времени сурожанами стали именоваться новгородские купцы, которые вели торговлю итальянскими товарами.

Троицкая и Кутафья башни Кремля. Открытка 1957 года

Строители, денежники, ювелиры

Если купцы приезжали в Российское государство сами, то высококвалифицированных ремесленников приглашали специально для работы на казну. Приток итальянцев увеличился в конце XV века, когда Иван Третий решил перестроить Кремль и украсить столицу. Супруга великого князя, византийская принцесса Софья Палеолог выросла в Италии, и с её свитой к московскому двору прибыло множество превосходных специалистов. Это были преимущественно ювелиры, стенные, палатные, пушечные, денежные и серебряных дел мастера. Амвросий Контарини, знатный венецианец, возвращавшийся в 1476 году через Москву на родину после дипломатической миссии в Персии, упоминает о встреченном им соотечественнике — мастере Трифоне, который «работал» для великого князя серебряные сосуды. Для многих итальянцев Москва стала второй родиной: приняв православие, иностранцы, среди которых было немало талантливых и энергичных людей, быстро делали карьеру и роднились с коренными москвичами. В московских документах XVII века среди имён служилых людей встречается немало Фрязиных и Фрязовых: подьячий Андрей Фрязин, Иван Фрязов, немчин Максим Фрязов, Матвей Иванов Фрязов. Поместья, жалованные итальянцам за службу, до наших дней сохранили характерные названия: Фрязино, Фрязево, Фряново (вероятно, искажённое Фрязиново), Саларёво. Считается, что и Тропарёво первоначально было вотчиной одного из сурожских Солари.

Врачи

Софья Палеолог привезла с собой в Москву не только ремесленников: с ней прибыли повара, врачи, аптекари. По её совету для великого князя тоже пригласили первых дипломированных медиков, среди которых были Антон из Рима и Леон из Венеции. Надо сказать, что лекарское ремесло при княжеском дворе, особенно для иностранца, было занятием не только почётным, но и опасным. Именитого пациента требовалось непременно излечить полностью, и за это полагалось щедрое вознаграждение. В случае же смерти больного врач расплачивался собственной жизнью, причём нередко его ещё и пытали, чтобы узнать, не было ли в произошедшем злого умысла и преступного сговора с врагами престола. Антон не смог вылечить постоянно жившего в Москве татарского князя Каракучи, и, когда тот умер, врача казнили под Москворецким мостом. Не менее трагичной была судьба венецианца Леона. Поручившись головой за исцеление старшего княжеского сына, он потерпел неудачу. На сороковой день после смерти княжича Леону прилюдно отрубили голову в Замоскворечье на Болвановке.

Беклемишевская, Константино-Еленинская и Спасская башни Кремня. Открытка 1947 года
Спасская башня Кремля

Ренегат

При Иване Грозном иноземцам, по настоянию церковных иерархов, запретили расселяться по всему городу, чтобы «безбожное племя» не смущало православный люд (русскому человеку все неправославные казались язычниками). Иноверцев заставили переселиться в небольшой район Наливки. Он был так назван потому, что за причинённые неудобства великий князь даровал чужеземцам право торговли вином и пивом — особая милость, если учесть, что торговлю алкоголем казна держала в своих руках. Об этом пишет, ссылаясь на флорентийского купца Джиованни Тедальди, папский посол Антоний Поссевин, который вёл с русским царём переговоры о постройке в Москве костёла. Миссия Поссевина не увенчалась успехом: первый костёл появился в Новонемецкой слободе лишь столетие спустя. Католиков в Москве не жаловали. Мессы удавалось служить лишь изредка, во время приезда послов. Часто католикам приходилось молиться в протестантских церквях: редкий случай трогательного примирения вдали от родины. Неудивительно, что жалкое состояние католичества в России частенько приводило к случаям, изобличающим человеческую слабость. Так, согласно московской летописи, в 1492 году «17 мая Иван Спаситель Фрязин, каплан постриженный Аугустинова закона белых чернцов, закона своего отрёкся и чернечество оставил, женился, взял себе в жёны Алексеевскую вдову Серинова и князь великий его пожаловал селом». Вероотступничество итальянского монаха, который, вероятно, на родине был капланом, то есть капелланом (настоятелем церкви), русской стороной рассматривалось как торжество православия, отсюда и княжеские дары

Архитектор

В январе 1475 года по рекомендации герцога Сфорца в Москву из Болоньи прибыл Аристотель Фиорованти с сыном Андреем. Зодчий находился на пике своей славы. На родине он стал известен благодаря строительству крепостей, каналов, гидротехнических сооружений и замысловатых подъёмных устройств, которые существенно облегчили тяжёлые работы. В молодости Фиорованти занимался пушечным делом и чеканкой монет, так что Кремль получил и первоклассного архитектора, и фортификатора, и артиллериста, и инженера, и денежного мастера в одном лице. Последние годы его работы в Италии были связаны со строительством дворцов и крепостей для Сфорца в Парме и Милане. Первой работой зодчего в Москве было создание главного столичного собора — Успенского. Осматривая собор во Владимире, который должен был служить образцом, Фиорованти заметил: «Это некиих наших мастеров дело». Он знал что говорил: подобные романские формы встречаются в Парме и Модене. Эти северные районы Италии когда-то входили в состав Священной Римской империи, а мастера, работавшие во Владимиро-Суздальском княжестве, были рекомендованы Фридрихом Барбароссой.

Водовозная башня Кремля. Открытка 1952 года
Никольская башня Кремля. Открытка 1956 года

Стены Успенского собора были сложены из особо прочного кирпича. Летопись называет его аристотелевым, поскольку специально для его производства Аристотель Фиорованти велел построить на Москве-реке за Андрониковым монастырём, в Калитникове, кирпичные заводы. Казалось, судьба была благосклонна к маэстро: его замыслы успешно воплощались, милость князя была очевидной. Но ужасная судьба «лекаря Онтона» испугала старого зодчего. После многочисленных просьб отпустить его домой он даже пытался бежать из Москвы, но был пойман и взят под стражу: «боялся того же, начал проситься у великого князя в свою землю; князь же великий поима его и, ограбив, посади на Антоновом дворе за Лазарем святым». Во время заключения погибли или были безвозвратно утеряны чертежи, путевые заметки и письма мастера. Сам он влачил жалкое существование, пока великий князь не простил его перед осадой Твери, вспомнив, что в молодости Аристотель занимался пушечным делом. Тогда он был назначен начальником артиллерии, и его имя можно встретить среди участников похода.

Башни, церкви, дворцы

Строительство крупных сооружений в Москве XV века находилось в ведении Приказа каменных дел. Во второй половине века переговоры о приглашении на русскую службу опытных и известных архитекторов из Италии велись с миланским герцогом Сфорца. Зодчие приезжали не только с семьями, но и с целым штатом помощников — резчиками, штукатурами, каменщиками. Учитывая трудность и дороговизну приглашения иностранцев, в договор обязательно включались пункты, обязывающие мастера обучать своему делу московских учеников.

В 1474 году дьяк Семён Толбузин по поручению Ивана Третьего искал в Италии инженеров и строителей. Одной из главных причин, побудивших призвать итальянских мастеров, было обветшание Кремля. Выстроенные в XIV веке белокаменные стены требовали реставрации, а фрязы были известны не только как первоклассные архитекторы, но и как непревзойдённые фортификаторы, работавшие для многих дворов Европы. Общая композиция крепости и расположение основных башен были намечены лично Аристотелем Фиораванти. В 1485–1488 годах Антон Фрязин (Антонио Джиларди) начал укреплять южную сторону, откуда чаще всего ожидали нападения ордынцев: там он возвёл Тайницкую и Водовзводную башни. Тогда же на юго-восточном углу по проекту Марка Фрязина (Марко Руффо) построили Беклемишевскую (Москворецкую) башню. Под руководством Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари) в 1490–1491 годах были сооружены Константино-Еленинская, Боровицкая, Никольская, Сенатская, Спасская, Угловая Арсенальная башни. Со стороны Неглинной строительство укреплений было завершено в 1495–1499 годах, после появления Троицкой башни Алевиза Фрязина Старого (Алоизио да Каркано). Московский Кремль стал одной из мощнейших крепостей Европы. Под руководством заграничных мастеров был возведён великокняжеский дворец с Грановитой палатой (архитекторы Марк Фрязин и Пётр Фрязин). При её украшении итальянцы использовали отёсанные на четыре грани белокаменные блоки, называвшиеся «бриллиантовым рустом». Завершалась палата высокой четырёхскатной золочёной кровлей. Помимо Успенского, был построен ещё один собор — Архангельский (архитектор Алевиз Новый).

Боровицкая башня Кремля. Открытки предоставлены Сергеем Морозовым

Итальянские зодчие работали в Москве и в XVI веке, и позднее. Бон Фрязин перестроил старую церковь Иоанна Лествичника, названную в честь Ивана Великого. Расширяя укрепления Москвы, итальянские зодчие во главе с Петроком Малым возвели второй круг стен — Китай-город. Тот же Петрок построил церковь Вознесения в Коломенском. Московские здания петровского времени (например, церковь Знамения в Дубровицах, дворец Лефорта и Меншикова башня) выполнены Дж. М. Фонтана в роскошной «католической» манере. На смену весёлому барокко Растрелли пришёл элегантный классицизм Ринальди и Кваренги и ампир Росси, Жилярди и Бове. Эпоха эклектики представлена именем Монигетти. Итальянского архитектора — Армандо Бразини — мы можем встретить даже среди участников конкурса на проект Дворца Советов.

Храм великомученицы Варвары в Зарядье

Входит в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе г. Москвы: Патриаршее подворье храмов в Зарядье.

Телефон/факс: (495) 698-33-98.
Электронная почта: VARVARKA.HRAM@Gmail.com; varv-kanc-st@mail.ru.
Сайт: www.zaryadie.ru.


109012 Москва, ул. Варварка, 2, стр. 1
(495) 698-33-98

Время работы

Храм открыт ежедневно с 11:00 до 19:00. В дни богослужений храм открывается согласно расписанию.

Схема проезда

Ст. метро «Китай-город», выход на ул. Варварка. Пункт 2 на схеме.

Богослужения

По пятницам в 17:00 вечерня и утреня с акафистом вмц. Варваре. По субботам в 9:00 Божественная литургия.

С ноября по апрель 2 раза в месяц совершается Божественная литургия для учащихся детской воскресной школы.

Престолы

Святой великомученицы Варвары.

Престольные праздники: 17 декабря — день памяти святой великомученицы Варвары.

История

В 1514 году в Зарядье был построен каменный посадский храм вмц. Варвары (архитектор Алевиз Новый), давший впоследствии название улице. В 1796-1804 гг. на его месте был построен ныне существующий храм (архитектор Р.Р.Казаков). В 1920-х гг. храм был закрыт и перестроен. Отреставрирован в 1965-1967 гг., восстановлена колокольня.

Главный престол храма освящен 4 февраля 1995 года в честь св. вмц. Варвары, тогда же возобновлены богослужения.

Святыни

Икона св. вмц. Варвары с частицей мощей.

Для школьников, молодежи, жителей и гостей столицы, в большинстве своем, экскурсия в Зарядье парк в Москве ассоциируется с помещением недавно построенного инновационного комплекса. Однако этот район имеет древнюю историю, драматичную и яркую. Сегодня уголок старой Москвы контрастирует с современными постройками и развлекательными центрами.

История: от центра торговли до инновационного парка

Название местности происходит от «Нижних» торговых рядов рядом с Кремлем. Район за ними, близ Москвы-реки, получил название Зарядья. Его главная улица – Варварка, названная по имени главного храма. К ней примыкали переулки Псковский, Кривой, Мытный, Большой Знаменский, Ершов, другие.
Зарядье – район оживленной торговли, ведь рядом была пристань, куда доставлялись все товары. Еще ранее XIV столетия здесь жили ремесленники, купцы, русские и иностранные. Например, когда Иван IV даровал британцам право торговать без пошлин, на Варварке появилась резиденция Московской кампании, корпорации торговцев из «Туманного Альбиона». Ныне это музей «Старый Английский двор».

С первой половины XIX века здесь начинают селиться евреи. Зарядье – единственное место Москвы, где им позволялось жить, даже строить синагоги. Из этого своего рода «гетто» евреев выселили (1891). После революции (1930-е гг.) началось преобразование столицы в новый, советский город. Строились знаменитые сталинские «высотки». Ради возведения одной из них Зарядье было практически уничтожено. Но реализовать амбициозный проект не успели из-за смерти вождя. Так что с 1960-х на историческом месте разместилась гостиница «Россия».

В 2012 году правительство столицы предприняло попытку восстановления исторического района на новых началах. За сносом огромной гостиницы последовало создание инновационного парка, а также одновременная реставрация исторических зданий. Такой подход вызывал возражения у православных. Многие отмечали, что восстанавливаемые церкви станут «декорацией», которая будет плохо сочетаться с модернистским парком. Но реализация проекта продолжилась, завершившись в 2017 г.

Церкви

Сейчас образовано Патриаршее подворье храмов в Зарядье. Многие из них принадлежат государству, богослужения разрешены, но проводятся не ежедневно.

Варваринская

Церковь, давшая название главной улице, известна с конца XIV века. Ее святыня – образ вмч. Варвары. Икона известна исцелениями от болезней. Сначала здание было деревянным, каменное построил итальянец Алевиз Новый (1514). В конце XVIII столетия на средства артиллерийского офицера Барышникова, а также первой гильдии купца Самгина, выстроен новый храм по проекту Родиона Казакова – однофамильца и ученика знаменитого Михаила Казакова. Хотя здание использовали под конюшню захватившие Москву (1812) французы, его довольно быстро восстановили.

Лишь революция 1917 года нарушила размеренную жизнь прихода. Варваринскую закрыли, перестроили. Добиться реставрации удалось только в конце 1960-х. Сейчас она действует, главная святыня – по-прежнему икона великомученицы с частицей мощей.

Зачатия праведной Анны

Это один из древнейших храмов района (XV век), тесно связаный с Романовыми. Например, есть версия, что один из приделов, вмч. Екатерины, посвящен рождению дочери у царя Алексея Михайловича. Интересна история колокола: отлитый во Франции, он во время Смуты начала XVII века захвачен интервентами, вывезен за границу. Но князю Пожарскому, освободителю Москвы, удалось, выкупив, вернуть его на место. Ныне исторический колокол весом 30 пудов находится при соборе Василия Блаженного.

После закрытия в 1920-е памятник взят под охрану государства. Это, однако, не помешало разместить советские учреждения, что привело к утрате росписей, всего убранства. Сейчас возобновлены богослужения по праздникам (1994).

Николы «Мокрого”

Именно так называли москвичи церковь, главный престол которой был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, северный – свт. Николаю Мирликийскому, южный – иконе «Всех скорбящих радость». Обычно храм именовали по главному алтарю, но уж очень любил народ святителя – покровителя путешествующих.

Существуют разные версии наименования «Мокрый»:

  • в связи с расположением близ пристани;
  • по причине болотистой местности;
  • из-за чтимой иконы святителя, где изображено одно из потрясающих его чудес – спасение утонувшего младенца в Киеве (XI-XII вв.).

Однако установить точное происхождение наименования, историю церкви сейчас невозможно: в 1930-е его снесли.

Знаменский собор

Приходской храм сохраняет память о закрытом мужском монастыре. Историки полагают, что его основали как память инокини Марфы, матери первого царя рода Романовых, Михаила, либо по случаю рождения царевича, будущего государя Алексея Михайловича (1629). Русские цари заботились о монашеской общине до 1917 года. Затем обитель закрыта, перестроена. Лишь при реконструкции района началось восстановление, но только зданий, а не монастыря. Сейчас, хотя разрешены службы, собор принадлежит государству. Палаты Романовых занимает правление Всероссийского общества памятников истории и культуры.

Максима Исповедника

Здесь находилась могила блаженного Максима Московского (XIV в.). Посвященный сначала свв. Борису и Глебу, храм впоследствии назван именем небесного покровителя юродивого. После канонизации св. Максима здесь появился придел его имени. В XVIII веке здание перестроили согласно модному тогда стилю барокко, а с XIX столетия появилась новая колокольня.

После революции церковь закрыта. Однако известно, что до этого (1920-е) при ней успел послужить регентом монах Платон – будущий патриарх Пимен. С 1960-х памятник архитектуры реставрировался. Сейчас здесь проводятся богослужения (с 1994).

Покровская (Георгия Победоносца)

Георгиевская находится на так называемой Псковской горе (сейчас ул. Варварка, 12). Сюда великий князь Василий III поселил выдворенных из Пскова жителей, недовольных присоединением края к Московскому государству. Как и «Никола Мокрый», эта церковь имела посвящение Покрову Богородицы, но жителями именовалась Георгиевской. Не раз она обновлялась, перестраивалась. Так появилась, например, колокольня стилей псевдоготики и ампир (1818). После революции храм закрыт, с 1960-х – находится в ведении Всероссийского общества охраны памятников. Сейчас здесь разрешены службы.

Церковь Максима Исповедника носит имя московского блаженного Максима, по прозвищу «Нагоходец», жившего в начале XVI века.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Максима Блаженного похоронили в 1434 году на Варварке возле этой церкви (ее раньше называли храмом Бориса и Глеба). А в 1547 году Блаженного Максима канонизировали. Тогда же на средства Василия Бобра построили каменный храм в его память.

Современное здание храма Максима Блаженного построили в 1698 году на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы.

Что есть что в церкви

Главный престол церкви освятили во имя святого Максима Блаженного, а южный придел — во имя святого Максима Исповедника. Из-за этого у храма два названия.

Интересна эта церковь в первую очередь большим центральным объемом, перекрытым без дополнительных опор. А когда разбирали старый храм, вновь обрели мощи Максима Блаженного. Во время строительства их хранили в другом храме, а потом перенесли обратно и поместили в серебряную раку под балдахином.

Известно, что нижний этаж церкви Максима Исповедника в XVII-XVIII веках использовали для хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий.

В 1737 году в пожаре, погубившем половину центральной части Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили. Но зато в 1812 году храм героически выстоял, а священник Игнатий Иванов ни на день не оставил храм. За это после победы его наградили наперсным крестом. Этот факт подтверждает, что храм Максима Блаженного не сильно пострадал — в оскверненных или полуразрушенных церквях вести службу было невозможно. А в 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем.

В 1930-х годах храм Максима Исповедника закрыли, обезглавили и разорили. По плану сталинской реконструкции его собирались снести, как и все дома на южной стороне улицы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Церковь спасла смерть Сталина. Внутри здания храма разместилось заводоуправление «Мосремчас» (гарантийный ремонт часов). При этом сам храм имел неряшливый и грязный вид. Лишь в 1965 году церковь Максима Блаженного отреставрировали. Еще некоторое время здание храма использовали для пропаганды знаний о природе и ее охране. Сейчас церковь действует.

Храм Максима Блаженного на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о церкви Максима Исповедника на Варварке?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *