Храм митрополита Филиппа

Храм Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе, г. МоскваСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Центральное викариатство, Сретенское благочиние

Контактная информация

st-philipp-church@yandex.ru (495) 681-05-39 деж. http://st-philipp-church.prihod.ru/ Адрес: г. Москва, ул. Гиляровского, 35

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Иоанн Петрович Зарецкий
  • Расписание богослужений (общее кратко):В воскресные дни и в престольные праздники Свт. Филиппа литургия в 10 часов. Накануне всенощное бдение в 17 часов.
    В воскресенье вечером в 16 часов совершается вечерня с акафистом Свт. Филиппу (Великим постом – акафист Страстям Христовым).
    В остальные дни недели ( кроме понедельника, если нет великого праздника) богослужение совершается в 9 час. – Утреня, литургия. По пятницам в 17 час. – вечерня с акафистом попеременно – Иверской иконе Божией Матери и иконе Богородицы «Троеручица» (кроме дней В. Поста и Великих праздников).
  • Престольные праздники:
    • Филиппа, митрополита Московского — Январь 22 , Июль 16 (перенесение мощей)
    • Алексия, человека Божия — Март 30 (день преставления)
    • Сергия Радонежского — Июль 18 (Обретение честных мощей), Октябрь 8 (Преставление)
  • Святыни:Икона свт. Филиппа, митр. Московского, с частицей мощей, чтимые Атакская и Смоленская (XVII в.) иконы Божией Матери.
  • Краткая историческая справка:Храм построен в сер. XVII в. на месте встречи мощей свт. Филиппа во время перенесения из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля 3 июля 1652 г. Существующий ныне храм – яркий образец архитектуры раннего классицизма – был выстроен в 1777-1788 гг. (архитектор М.Ф. Казаков) на месте древнего каменного храма при сохранении его трапезной и колокольни постройки 1752г. Храм был закрыт в 1939г., но сохранил свое внутреннее убранство – иконостас, некоторые иконы, богатую лепнину. Храм возвращен Церкви и освящен в 1991г., отреставрирован в 1992-1997гг. Создание при храме Сибирского подворья стало воплощением идеи объединения регионов Сибири. В комплекс подворья входят: часовня в честь Просветителей земли Сибирской (прп. Германа Аляскинского, свтт. Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса. Проект Сибирского подворья стал дипломантом V Российского конкурса проектов на лучшее административное решение.

Московские церкви святителя Филиппа

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ru Самая известная в Москве церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, находится на Проспекте мира, близ спорткомплекса «Олимпийский». Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира.

Как известно, церковь построена на месте торжественной (или покаянной) встречи в Москве св. мощей митрополита Филиппа, перенесенных в стольный град из Соловецкого монастыря в июле 1652 году. Само место было очень символичным для этого события.

В глубокой древности, у самых истоков московской истории здесь, лесом проходила проезжая дорога из Владимира в Киев, по которой на великое княжение ехал сам князь Юрий Долгорукий, Тогда-то, в 1156 году он и повелел поставить в Москве на Бору небольшое деревянное укрепление — острожец, позднее названный Кремлем.

А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве (за пределами Кремля) церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности.

А в XIV веке здесь пролегла главная дорога в Троице-Сергиеву Лавру, отчего она и называлась Троицкой. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: «черный народ» -деревенские жители, крестьяне; «красный» — торговые люди, богатые, городские; и «белый» — «господа».

В 1395 году по этой же дороге из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана — на месте ее встречи у границ города москвичи основали Сретенский монастырь.

В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова.

В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского «място», «место» — «город». Поселили их за Сретенскими воротами — будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки.

Эти мещанские слободы, приписанные к царскому дворцу, были обособлены от остальных московских поселений. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская — улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей.

И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение.

Святитель Филипп, митрополит Московский. Икона XX века (Из Трапезного Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры). Источник: www.days.ru Святитель Филипп родился в 1507 году в знатной и старинной боярской семье Колычевых и был наречен Феодором. 30-лет от роду он постригся в Соловецкий монастырь под именем Филипп и уже через 9 лет, в 1546 году стал его игуменом.

А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского — патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь «Красный звон» с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого — в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему.

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли.

Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова — главный опричник задушил его подушкой.

И в Отроческом монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя — всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь.

А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря «собинный друг» царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений.

Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. Св. мощи митрополита Филиппа были положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники.

А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест — поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться «часовня у Креста». Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру.

Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская (в советское время Рижская). Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала — таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. А в начале 1710 году XVIII века в ней устроили придел во имя Алексея, человека Божия.

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ru Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней.

Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М.Ф.Карпова и Семена Карина — того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесеной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И.Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов.

Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А.Ч.Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала «Москва-Волга» этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую — по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. (До революции он назывался Виндовским.)

К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, — по находившейся там редакции популярного журнала «Безбожник». Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес.

Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице. В Москве она известна в основном как «дом Ростовых», где Лев Толстой «поселил» героев эпопеи «Война и Мир».

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А.Н.Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым — потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы. Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Церковь была закрыта вскоре после революции в 1918-1920 годах, когда в усадьбе разместился сначала дом искусств, где работала жившая по соседству в Борисоглебском переулке Марина Цветаева, потом литературный институт, а потом с 1932 года — резиденция Союза писателей СССР. Главка с крестом была сломана, а здание бывшей церкви вошло в состав основного сооружения.

Издревле Москва славилась своими величественными храмами. Одним из таких храмов является церковь святителя Филиппа, построенная на месте встречи его мощей при перенесении из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля 9 июля 1652 года. Она находится недалеко от центра Москвы, рядом со станцией метро «Проспект Мира», и на фоне серой громадины спорткомплекса «Олимпийский» сияет как жемчужина необычайной красотой, притягивая взор легкой, светлой и нарядной архитектурой.

Храм святителя Филиппа, митрополита Московского, расположен по адресу:

г. Москва, ул. Гиляровского, 35, рядом с метро «Проспект Мира».

Храм открыт ежедневно с 8 00 до 19 30 часов

Богослужения в храме совершаются согласно расписанию:

в будние дни в 9 часов совершаются Утреня, Часы, Литургия.

в воскресные дни в 10 часов совершается Литургия, накануне-Всенощное бдение в 17 часов.

по воскресеньям в 16 часов попеременно совершается вечерня с акафистом святителю Филиппу, преподобному Сергию Радонежскому и св. Алексию человеку Божию.

по пятницам в 17 часов попеременно совершается вечерня с акафистом перед иконами Божией Матери Троеручица, Иверская и Абалацкая.

Огласительные беседы с желающими креститься взрослыми, а также с родителями и восприемниками младенцев проводятся в храме в дни, когда совершается Богослужение, не позднее, чем за неделю до совершения крещения:

в будни-12 30

в воскресенье-13 00

При храме действуют:

Воскресная школа для детей и взрослых.

Занятия по Библеистике

Занятия по Иконописи
Молодежная группа «Филипповцы»
Социальная служба

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *