Храм на Оренбургской Ульяновск

Киро-Иоановский Храм Ульяновск

  • Контакты
  • О компании
  • Чем занимается
  • Похожие фирмы
  • Время работы
  • Панорама

На интерактивной карте указан адрес местоположения фирмы или организации Киро-Иоановский Храм. Благодаря онлайн карте города, Вы легко можете добраться до данной организации или фирмы, а кликнув на онлайн карте на кнопку «Слои», далее на «Панорамы» увидите прекрасную 3д панораму местности вокруг данного объекта с адресом.

Посмотреть наличие пробок в городе Ульяновск поможет кнопка «Пробки», расположенная сверху справа, зелеными линиями указаны участки без пробок, желтым — незначительные пробки в городе, красным — пробки, лучше постараться объехать данный участок дороги. Используя конпку «Слои» выберите подходящую их трёх типов онлайн карты: «Схема», «Спутник» и «Гибрид», между ними можно переключаться, соответственно тип карты будет также меняться, в зависимости от выбранной.

Ознакомьтесь с похожими фирмами и компаниями как Киро-Иоановский Храм, предоставляющие аналогичные услуги в этом городе. Список фирм доступен ниже, в разделе «Похожие фирмы»

Киро-Иоановский Храм, Храмы и церкви, соборы

Местоположение: Россия, Ульяновск, Оренбургская, 27а индекс 432057 Нашли ошибку в описании? Напишите нам.

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В Ульяновске или ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Современный адрес Ульяновск, ул. К. Маркса, 52

Воскресенская кладбищенская церковь в Ульяновске. 2008 г

Каменная кладбищенская церковь в русско-византийском стиле, построена по проекту архитектора Федора Осиповича Ливчака. Прежде на месте церкви стояла часовня, устроенная в середине XIX века на участке земли, отведенной городом под кладбище. При строительстве церкви здание часовни было использовано и сейчас является ее северной частью. В советское время церковь продолжала работать, была действующей и не закрывалась. 19 октября 1941 года прихожане церкви встречали эвакуированную в Ульяновск Московскую патриархию (митрополита Сергия и все священноначалие Русской православной церкви). Через неделю митрополит Сергий совершил в храме свое первое в Ульяновске служение. В соборном служении принимало участие все прибывшее в город священноначалие: митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиепископ Иоанн, управляющий делами Московской патриархии, и другие. Московская патриархия находилась в Ульяновске до сентября 1943 года. Единственная сохранившаяся в Ульяновске церковь дореволюционной постройки. Дата постройки 1911 г. А я крестилась в этой церкви в 1992 году, мне было 18 лет и я до сих пор ношу крестик, который мне купили там перед крещением.

Ворота ограды при Воскресенской кладбищенской церкви в Ульяновске.
Воскресенская церковь в Ульяновске. Вход со стороны кладбища. Июль 2000 г. © Кропотин В. В.
Воскресенская церковь в Ульяновске. Июль 2004 г. фото © Кропотин В. В.

СОБОР ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА В Ульяновске или Богородице-Неопалимовский кафедральный собор Ульяновска.

Современный адрес г.Ульяновск, ул. Верхняя Полевая, 26
Неопалимовский кафедральный собор – это бывшая приходская церковь поселка Куликовка, которая была построена в 1910-х гг. и освящена в 1912 г.
Специально для храма на Святой Горе Афон была заказана икона Богородицы «Неопалимая Купина»; на ней до сего времени сохранилась надпись: «Для церкви в поселке Куликовка». Икона прибыла в Симбирск 15 августа 1911. Ее торжественно встречали на железнодорожном вокзале духовенство бывшей Всехсвятской церкви, губернатор – князь Ширинский-Шихматов и многотысячная толпа верующих из Симбирска и окрестных деревень. Во Всехсвятской церкви (которая находилась в районе нынешнего ДК им. Чкалова) икона пребывала до окончания строительства Неопалимовского храма. Когда икона стала престольной, она сделалась одной из самых почитаемых среди симбирян. Известно много случаев исцеления от нее. В знак благодарности за чудесную помощь верующие приносили Царице Небесной золотые украшения, которыми увешана вся икона.
В настоящее время кафедральный Неопалимовский собор выполняет функции главного храма Ульяновской области.

Бывшая приходская церковь села Куликовка, ныне в черте город Ульяновска.
Фрагмент фасада. © Фото. Сивицкая Анна

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ в Арском.

Современный адрес г. Ульяновск, Засвияжский р-н, с. Арское
Богоявленская церковь (слева) и церковь Ксении Петербургской (справа) в селе Арское, Ульяновск.

Каменная церковь, построена в военном казачьем поселении (позже с. Арское), входившем в состав оборонительной линии Оренбург-Саранск. В советское время использовалась как склад. В настоящее время возвращена верующим, восстанавливается. Самая старая православная церковь в Ульяновской области. Дата основания 1648 г.

Богоявленская церковь за церковной оградой. Село Арское, Ульяновск.
Дом притча и ворота церковной ограды Богоявленского прихода села Арское, Ульяновск.
Богоявленская церковь в Арском, ворота церковной ограды.

ЦЕРКОВЬ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ в Арском.

Современный адрес г. Ульяновск, Засвияжский р-н, с. Арское.

В центре церковь Ксении Петербургской, слева купель над родником, справа сзади колокольня Богоявленской церкви .

В ульяновском селе Арское был построен храмовый комплекс. В него вошел и старейший храм, расположенный на территории области, — храм Богоявления. Церковь, построенная три с половиной века назад, была отреставрирована силами энтузиастов. Окрестности Арского — настоящий кладезь памятников истории, культуры, природы. Здесь проходила Симбирско-Карсунская засечная черта, в петровские времена располагались пороховые погреба, бьющий и по сей день уникальный по целебным свойствам родник хранит истории о чудесах богоявления.
Параллельно с реставрацией был возведен ныне действующий храм Блаженной Ксении Петербуржской. Своим обликом он воссоздает традиции древнерусского зодчества. Церковь строилась по проекту настоятеля отца Алексея, которому удалось объединить вокруг себя людей, готовых заниматься благим делом безвозмездно. По плану отца Алексея, Арское призвано стать местом создания православного реабилитационного центра, куда помимо храмов войдут больница, центр психологической помощи, школа, мастерские, жилые помещения.


Церковь Ксении Петербургской Богоявленского прихода. Вид на алтарные апсиды. фото © Сивицкая Анна
Купель над родником Ксении Блаженной рядом с Ксениевской церковью

ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРА РАВНОАПОСТОЛЬНОГО в Ульяновске.

Современный адрес г. Ульяновск, ул. Волжская, 50а

Владимирская церковь в Ульяновске. Дата постройки 1990-1991 г. Церковь входит в комплекс братства Иоанна Кронштадтского.
фото © Сивицкая Анна

В сентябре 1990 года на улице Волжской, там, где некогда были пустырь и стадион, положено было начало храмовому комплексу имени равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1990 году заложили и освятили крест, который стоит до сих пор. Всего за восемь месяцев возвели Владимирский храм, где уже в 1991 году начались службы. Чуть позже открыли воскресную школу для взрослых и создали мужской хор.
Храм расположен на территории братства праведного Иоанна Кронштадтского – единственного в епархии, где действуют иконописные, швейные и иные мастерские.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Ульяновске или Германовская.


Воскресенская (она же Германовская) церковь в Ульяновске. Алтарная апсида и трапезная храма. Слева на заднем плане видно здание, выстроенное на месте колокольни. фото © Кропотин В. В.

Каменная трехпрестольная пятиглавая церковь, выстроенная в русском стиле на месте часовни, посвященной встрече иконы Святителя Германа. Воскресенско-Германовский собор – единственный сохранившийся из 27 храмов древнего Симбирска. Здание бывшей Воскресенской (Германовской) приходской церкви было построено в 1720-х гг. и представляет собой памятник культового зодчества, сохранившийся с XVIII века. В 1890-1894 гг. по проекту архитектора Алякринского М. Г. были построены трапезная и высокая колокольня. В 1930-х годах церковь была закрыта. В настоящее время здание храма наполовину разрушено – снесена колокольня (главное украшение храма, на которой ранее размещался набор колоколов общим весом в 32 тонны и самый большой колокол в городе Симбирске весом почти 11 тонн). Были снесены купол и маковки на храме, вместо колокольни к оставшемуся зданию храма пристроено 4-х этажное здание из силикатного кирпича, уродливое по своей архитектуре. Здание использовалось под размещение Государственного архива Ульяновской области. В 2007 году возвращена епархии.


ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ или Всехсвятская церковь.

Современный адрес Ульяновск, ул. Ульяновская, 2.

Всехсвятская церковь в Ульяновске. фото © Сивицкая Анна. 2008 г
На пологом спуске к Свияге – одной из трех рек города, среди зелени деревьев, возвышается небольшой деревянный храм, освященный во имя Всех Святых (престольный праздник в Неделю первую по Пятидесятнице).
Это один из нововозведенных православных храмов Ульяновска. Его строительство было начато в день Рождества Иоанна Крестителя – 7 июля 1995 года, а освящение состоялось в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля 1996 года. Всесвятский храм – первый в комплексе Спасо-Вознесенского кафедрального собора.
Храм возведен исключительно на пожертвования жителей города и области, на благотворительные отчисления многих предприятий и организаций.

Архитектурное решение храма нашло свои корни в северном российском храмовом зодчестве. Церковь в плане крестообразная, с высокой крестово-купольной кровлей увенчанной маковкой с восьмиконечным крестом. Авторы проекта – супруги Лия и Александр Варюхины.
Главная святыня храма – мощи святого блаженного Андрея Симбирского. Среди других святынь: две старейшие иконы области: «Спас Нерукотворный» и Иверская икона Пресвятой Богородицы, датируемые XVII веком, а также одни из самых последних по времени появления – иконописные изображения всех святых нашего края.
Во Всесвятском храме богослужения совершаются ежедневно. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные Литургии. В храме поет один из лучших хоров епархии.


Звонница Всехсвятской церкви в Ульяновск. фото © Кропотин В. В.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА или Михаилоархангельская церковь

Небольшая деревянная церковь, поставлена рядом с восстанавливаемым Трехсвятским храмом при бывшей Симбирской Духовной семинарией.
ЦЕРКОВЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВЕЛИКИХ в Ульяновске.
Новопостроенная Трехсвятская церковь в Ульяновске, поставлена вместо утраченной домовой церкви при Духовной семинарии. Слева видна сохранившаяся колокольня.

Новопостроенная Трехсвятская церковь в Ульяновске, поставлена вместо утраченной домовой церкви при Духовной семинарии. Первая Трехсвятская церковь (сер. XIX) была домовой церковью при Симбирской Духовной семинарии. В советское время закрыта и частично снесена, сохранилась только колокольня. После передачи здания епархии, на месте бывшего алтаря начато строительство новой Трехсвятской церкви.
Здание бывшей духовной семинарии.

Симбирская семинария была учреждена по инициативе первого Симбирского архиепископа Анатолия 16 декабря 1840 года.
В конце XVIII века на этом месте стояло двухэтажное здание – южная часть современного корпуса. В 1841 году к зданию было пристроена его северная часть, тоже двухэтажная. После пожара 1864 года здание было восстановлено и стало трехэтажным. Окончательный вид корпус приобрел в 1904 г. Во дворе семинарии находится колокольня бывшей семинарской домовой Трехсвятительской церкви.
Срок обучения в семинарии составлял шесть лет. С 1863 года выпускники семинарий получили право на поступление в университет.
В разные годы Симбирскую семинарию окончили великий архидиакон В.К. Розов, художники А.Д. Архангельский и А.А. Пластов, певец С.И. Ильин.
В 1887-1890 гг. ректором семинарии был ее выпускник – М.С. Флоренсов (епископ Антоний), родственник и духовный наставник известного богослова П. Флоренского.
ЦЕРКОВЬ ОЛЬГИ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ или Ольгинская церковь.

Современный адрес г. Ульяновск, ул. Волжская, 50а

Ольгинская церковь при братстве Иоанна Кронштадтского в Ульяновске.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ

В основании храма положен сруб Знаменской церкви из родового поместья Карамзиных из Майнского района области. Управление по делам культуры не могло содержать данный объект, считавшийся памятником истории и культуры, и, по согласованию с администрацией области, дало добро, чтобы сруб использовался при строительстве. Большое участие в выработке заключения по состоянию сруба в поместье Карамзиных и разработке общего архитектурного проекта храма Благовещения принял архитектор отец Алексий Васильевич Кормишин, являющийся в настоящее время настоятелем храма в селе Арское. Храм Благовещения, построенный по его проекту, считается одним из самых красивых в Поволжье.

Первое богослужение – вынос Плащаницы было совершено в храме 25 апреля 1997 года, в Страстную Пятницу. А через день, в Пасхальную ночь, была совершена первая Божественная Литургия.
Большинство икон, которые украшают храм и сегодня, пожертвованы самими верующими.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО — ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ.

Адрес: Ленина 100
Немецкая кирха была сооружена в начале ХХ века по проекту архитектора А.А.Шодэ в стиле провинциальных готических храмов. Не так давно здание отметило 90-летний юбилей. Впрочем, на самом деле лютеранская церковь была построена раньше – в 1847 году, по проекту архитектора Ефимова. По свидетельству историков, деньги на строительство собирало Симбирское евангелистско-лютеранское общество (которое и купило за 342 рубля 86 копеек серебром пустопорожнее место на углу Московской (ныне ул. Ленина) и Анненского переулка у отставного подпоручика Юрлова). Однако спустя 66 лет ее облик изменил знаменитый Шоде, автор здания Краеведческого музея.
История кирхи полна и печальных моментов. По политическим мотивам лютеранскую церковь закрыли в 30-х годах. В советские годы здание пришло в плачевное состояние. Ульяновской лютеранской общине Святой Марии кирху передали лишь в 1991 году. После реставрации и освящения в 1994 г. кирха стала одним из украшений центральной части города. Ныне это действующая протестантская церковь. Сегодня в ней проходят не только службы, но и концерты органной и хоровой музыки.
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.

Село Ундоры, Ульяновский район
Архитектор Л. М. Варюхина, 1999 г.
1658 г. – в исторических документах этого года упоминается деревянная церковь во имя Воскресения Христова с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.
1748 г. – владелец села Борис Иванович Толстой построил новую церковь, старый храм перенесли на кладбище и обратили в часовню.
1802 г. – Александр Васильевич Толстой (внук Б. И. Толстого, будущий симбирский губернатор) возвел на месте деревянного каменный храм.
1840 г. – к церкви пристроен теплый придел во имя Святой Троицы.
Середина 1930-х гг. – здание превращено в дом культуры, в середине 1980-х церковь разрушена.
1999 г. – архиепископ Симбирский и Мелекесский владыка Прокл совершил чин освящения новых куполов с крестами.
2001 г. (21 января) – владыка Прокл освятил храм полным архиерейским чином.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ

Рабочий поселок Старая Майна (бывшее село Богоявленское), Старомайнский район 1823 г.
1777 г. – в селе построена первая церковь. Она была деревянной и имела два престола: в честь Богоявления и Святителя Николая Мирликийского. Храм уничтожил пожар.
1823 г. – воздвигнута каменная церковь стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова – известного государственного деятеля, члена Комитета по освобождению крестьян от крепостного права.
1960-1990 гг. – храм закрыт.
1999 г. – начало реставрации церкви. Отделочные работы в ней продолжаются до настоящего времени.
Главные святыни храма – чудотворные иконы Божией Матери «Боголюбивая», «Отрада (Утешение)» и «Казанская».
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Село Мулловка, Мелекесский район
Архитектор Ю. Б. Борисов при консультации Б.В. Аржанцева, 1999 г.
Храм построен стараниями и на средства братьев Николая Васильевича и Александра Васильевича Прониных.
Церковь освящена в январе 2000 года.

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ.

Село Прислониха, Карсунский район 1878 г.
Середина XVII в. – в Богоявленском (старое название села) возведен первый деревянный храм во имя Богоявления Господня.
1722 г. – помещик А. С. Белявский построил новую церковь.
1878 г. – возведен новый храм, в котором два престола: главный (холодный) – в честь Богоявления Господня и придел (теплый) – в честь Казанской иконы Божией Матери.
1875 г. – должность псаломщика занимает Григорий Гаврилович Пластов, дед знаменитого художника.
1887 г. – должность псаломщика занимает Александр Григорьевич Пластов, отец живописца.
1936 г. – церковь закрыли, здание использовали как склад.
1957 г. – храм решили доломать, снесли купола, но здание устояло. 1987 г. – Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны – усадьбы Аркадия Александровича Пластова. В охраняемую государством зону включена и церковь со сторожкой (здесь планировался выставочный зал). Почти через 60 лет после закрытия храма в нем состоялось первое богослужение. Ульяновским проектировщикам удалось восстановить первоначальный облик церкви благодаря работам А. А. Пластова на церковные темы. Прихожане спасли и сохранили несколько кусков холста, около десяти икон, большое деревянное распятие, висевшее над иконостасом, и крест с купола. Всегда проезжаю мимо него, когда еду в Ульяновск, стоит прямо у трассы.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

Село Оськино, Инзенский район, 1911 г.
Очень долго православной общине пришлось добиваться разрешения на постройку церкви, так как в соседней Панциревке уже был деревянный храм. Но местные жители послали ходоков к царю, и разрешение было получено.
Церковь построили на месте, указанном в видении одной благочестивой женщине. Она увидела, как на это место сходит столп света. А там, где должен стоять алтарь, обосновался рой пчел. Храм освящал архиепископ Пензенский и Кузнецкий Владимир, в ведении которого было тогда село.
Возле храма построена каменная часовня Благоверного Князя Александра Невского в память об убиенном Александре II.
1935-1945 гг. – церковь закрыта для богослужений.
В настоящее время храм Святого Николая Чудотворца имеет два теплых придела: Иоанна Воина и Покрова Пресвятой Богородицы. Сам храм не отапливается, службы в нем проходят только в летнее время – с Благовещения до Покрова. Именно здесь состоялось освидетельствование и передача святыни симбирской земли – Жадовской иконы Божией Матери.
СВЯТО — НИКОЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.

Город Димитровград
Архитектор М. Мокрополов, 1986 г.
1986 г. – на народные пожертвования приход будущего храма приобрел у частных лиц четыре дома. На прилегающих к ним участках началось строительство.
1988 г. (28 апреля) – владыка Иоанн (Снычев), временно управляющий Ульяновской епархией (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), освятил церковь в честь Святителя Николая Мирликийского.
1989 г. (13 сентября) – восстановлена самостоятельная архиерейская кафедра на симбирской земле. Никольский храм получил статус кафедрального.
Главная святыня Свято-Никольского собора – мощи святого преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

Село Троицкий Сунгур, Новоспасский район
Архитектор С. А. Кангро, 2003 г.
Храм освящен 23 июня 2004 года владыкой Проклом. Церковь построена на средства Григория Николаевича Мясникова.
НИКОЛО — ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Село Новая Ханинеевка, Барышский район.

1803 г. – построен деревянный храм, он освящен во имя Николая Чудотворца, Святых и Праведных Захария и Елизаветы.
1883 г. (22 июня) – церковь сгорела.
1885 г. (5 сентября) – заложен новый храм.
1886 г. – из-за болезни попечителя строительство приостановлено.
1890 г. – вновь приступили к возведению каменного храма на всенародные пожертвования, а также пожертвования фабриканта Шатрова, прокурора Священного синода Победоносцева.
1894 г. – постройка церкви в основном была закончена.
1898 г. (27 сентября) – храм освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.
1937 г. – церковь закрыли.
1990 г. – начаты работы по восстановлению храма.
1991 г. – состоялось первое богослужение.
1993 г. – закончены все ремонтные и художественные работы.

ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Село Кивать, Кузоватовский район

1744 г. – построен первый в селе храм.
1875 г. – пожар уничтожил вторую церковь.
1890 г. – прихожанами возведен деревянный храм по благословению епископа Симбирского и Сызранского Варсонофия. Церковь построена из леса, пожертвованного землевладельцами, и на средства прихожан, частично на средства благотворителей и служащих у г. Пашкова.
1895 г. (16 октября) – церковь освящена протоиереем Ираклием Жемчужниковым.
1900 г. – храм обогатился приобретением новой иконы «Достойно есть» из Афонского Свято-Пантелеимонового монастыря.
1930-е гг. – церковь закрывается на три года и используется как зернохранилище. Стараниями председателя колхоза Матвея Максимовича Айдашкина здание сохранено, так как было оформлено в собственность колхоза.
1997 г. (осень) – в храме два месяца мироточила икона Святителя Николая.
Сейчас в церкви два престола. Главный алтарь освящен в честь Казанской Божией Матери, тут служба проходит только летом, зимой – в правой части притвора, где располагается престол, освященный в честь Святых Первоверхных Апостолов Петра и Павла. Здесь пребывает несколько икон, написанных на Афоне, частицы мощей святого блаженного Андрея и преподобного Фёдора Санарского.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО 1865 -1875 гг.

Рабочий поселок Базарный Сызган, Базарно-Сызганский район
1865 г. – храм заложен почетным гражданином Симбирска Андреем Корниловичем Щербаковым.
1875 г. – церковь построена Алексеем Андреевичем Щербаковым.
1875 г. (10 июля) – храм освящен.
1888 г. – церковь расписана художниками Рукавишниковым и Полетаевым. Иконостас выполнен художником Дубовым.
1898 г. – поновлена роспись снаружи храма.
1932-1988 гг. – богослужения в церкви не проводились. Храм использовался как склад.

1988 г. (7 ноября) – церковь восстановлена и вновь открыта для богослужения.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1899 — 1908гг.

Село Лебяжье, Мелекесский район

Конец XVII в. – построен деревянный храм.
1899 г. – на сельском сходе решено было строить каменную церковь. Храм возводили всем миром: будущие прихожане бесплатно обжигали кирпич и подвозили его к месту строительства на своих подводах. Через два года возведено здание церкви.
1905 г. – в храме поставлен иконостас. Через три года церковь была достроена и освящена.
1930-е гг. – храм пытались разрушить. Здание использовалось как склад химикатов, затем в нем была горюче-смазочная мастерская.
1989 г. – храм возвращен Русской православной церкви.
В церкви три больших иконостаса, на плафоне – старинные отреставрированные фрески. В левом притворе находится одна из святынь храма – древняя иерусалимская икона «Успение Пресвятой Богородицы», в правом – деревянное скульптурное распятие, выполненное местными мастерами.

Какие тайны хранит старый храм исчезнувшего села Еделево

Достаточно много интересных, а порой и загадочных мест в Ульяновской области. Одним из таких является исчезнувшее село Еделево (оно же урочище Еделево), находящееся в Майнском районе. Именно туда я и решил отправиться, чтобы выяснить, какие тайны и легенды скрывает покинутое людьми место.

Дорога в Еделево

Добраться до урочища не составит особого труда, если знаешь, куда идти или ехать. Многие, отправляясь в Еделево, сразу же едут не туда. Дело в том, что в Кузоватовском районе есть деревня с похожим названием. А некоторые плутают в нескольких километрах или даже метрах от урочища, так как оно со всех сторон скрыто буграми, и церковь – единственное, что осталось от села – видна не со всех сторон.

Петропавловская церковь архитектора Ивановского была красавицей. Жаль, что некому её восстановить. Фото: АиФ/ Альберт Тукаев

Из Ульяновска до Еделево я добрался через Сурский район. От села Русские Шатрашаны до нужного мне места около пяти километров. До урочища также можно доехать и через Татарстан, сначала до Дрожжаного, а затем до Татарских Шатрашан. А можно выбрать и другой путь – доехать до села Новые Маклауши.

Но какой бы путь вы ни выбрали, от ближайших к Еделево населённых пунктов до сохранившейся церкви придётся добираться полевой дорогой, потому что она стоит в чистом поле.

Прошлое и настоящее

Назвать Еделево заброшенным селом трудно. Села уже давно нет, осталась лишь одиноко стоящая посреди поля Петропавловская церковь. Еделево было основано в 1653 году. Его основателем стал А.П.Еделев, один из мордовских мурз, принятых на «государеву службу», которым выделили земли на берегу речки Иерусалимки, позже переименованной в Русалимку. В 1737 году здесь построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла и село переименовали в Петропавловское. В 1888-м церковь сгорела, и уже в 1895-м на её месте возвели новый, каменный храм, который и сохранился до наших дней. Проект церкви принадлежал известному симбирскому архитектору Ивановскому.В советский период церковь чуть было не разрушили, но чудом ей удалось уцелеть. В 1922 году в селе создали товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришёл в упадок, и, как и многие сёла нашей страны, Еделево перешло в разряд вымирающих, а через некоторое время вовсе исчезло. Оно просуществовало до 1973 года, пока последний житель не покинул его. Причиной упадка послужило объединение села с соседним – Новыми Маклаушами. Работы в Еделево не стало, семьи стали покидать обжитые места. Окончательному исчезновению села послужил перевод местной школы в Маклауши.

Фрески будто специально стёрли. Фото: АиФ/ Альберт Тукаев

В настоящее время только Петропавловская церковь и старое кладбище продолжают притягивать людей в эти места. Довольно странно, что в церкви не сохранилось ни одной фрески, возникает такое чувство, что кто-то очень старательно их стирал и закрашивал. Однако снаружи храм всё такой же красивый и величественный. Когда заходишь в церковь, возникает ощущение заброшенности. Единственные живые существа, постоянно находящиеся в церкви, – это голуби. Здесь их действительно много.

Сокровища и легенды

За долгое время существования эти земли обросли множеством легенд. Самой известной является та, что гласит о маленькой девочке, похороненной под церковью. Якобы её неугомонный дух приходит сюда по ночам и бродит вокруг, охраняя урочище.

Кстати, в эти места, помимо путешественников, часто наведываются кладоискатели. Известно, что на территории села находили золото, серебро, а также предметы быта. Но самой популярной находкой у «чёрных копателей» в Еделево являются монеты Российской империи, переделанные в пуговицы. Местные жители просверливали две дырочки в монетках и пришивали их на одежду – была мода такая.

Известны также легенды и про церковный клад – золотые ризы от икон и иконостас. По вскрытым полам видно, что проверяли легенду и о загадочном подземном ходе, ведущем к речке из церкви.

Новая жизнь

В 2012 году владыка Прокл (митрополит Симбирский и Новоспасский) пытался организовать здесь мужскую монашескую обитель. Но, судя по всему, его планам не удалось сбыться. Только иногда жители окрестных сёл и батюшки из других церквей приходят сюда отстоять службу.

Именно так некогда стоящее здесь село превратилось в урочище. И лишь заброшенные сады, пруд, расположенный возле церкви, старые кости, битый кирпич и, конечно же, церковь напоминают о прежней процветающей жизни.

Импровизированный иконостас в разрушенной церкви постоянно обновляется. Даже странно, что это происходит в вымершем селе. Фото: АиФ/ Альберт Тукаев

Что покажем? «Красный маршрут» уходит из-под ног Подробнее

История возведения Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске длилась более 20 лет и пришла наконец к своему счастливому завершению. Храм на улице Минаева, просматривающийся со многих точек, настоящая архитектурная жемчужина. Хочется любоваться и любоваться его устремленностью к небу, сияющими синими стенами с белым барочным кружевом золотыми главами. Собор превращается в религиозно-духовный центр, куда потянулись православные верующие нашего края и соседних регионов.

От замысла к воплощению

В 1989 году была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, и тогда же возник вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора. 1993 год в истории собора ознаменовался тем, что на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было предложено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.

Архитекторы Ляйля и Александр Варюхины много лет сотрудничали с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь всё это плоды их совместного труда. Весной 1993 года Ляйля Махмутовна и Александр Иванович обсудили с отцом Алексием Скалой идею строительства собора. Батюшка признался архитекторам, что давно мечтает построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий был человек неукротимой энергии, он создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В проект вошли многие идеи отца Алексия. В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер. Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко. Такой выбор батюшка сделал отчасти потому, что он служил с патриархом Алексием в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, который тоже построен в этом стиле. Наш симбирский Спасо-Вознесенский собор был его уменьшенной версией. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, но так, чтобы не утратить достоинств оригинала.

Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, было предусмотрено строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами. Большинство из этого перечня уже встало на свои места.

Был ещё один человек, без которого собор не получился бы таким каким он стал. Это Алексей Сытин известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры. Глубокие знания краеведа оказались весьма кстати. Он подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске написал о нём полную информационную справку. О Сытине, как и о Скале А.И. Варюхин вспоминает с волнением: увы, ни того, ни другого Алексея уже нет в живых. В 2011 году ушел Сытин, ещё через год Скала.

В день праздника Вознесения Господня 9 июня 1994 года состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень.
В 1995-1996 годах был вырыт котлован будущего собора, забиты сваи сделан ростверк. И вдруг дефолт. Забор стоял десять лет. Огромный котлован уже осыпался. Но в 2006 году возглавивший Ульяновскую область губернатор Сергей Морозов твёрдо сказал: Будем достраивать! Нашлись и жертвователи, и основной спонсор. С особой благодарностью принимались средства от простых людей, приносивших деньги не от избытка, а от понимания значимости затеянного великого дела.
Свои средства внёс даже легендарный понтифик Иоанн Павел II, откликнувшийся на посланное ему письмо священника из Ульяновска.
За время строительства не было ни одной кражи стройматериалов. Отец Алексий сам во всё вникал и строго следил за ходом работ. Не будучи строителем, он фактически руководил стройкой. Его день начинался здесь и здесь же заканчивался.
Он понимал: нужно найти прораба, рассказывал А.И. Варюхин. Если бы мы отдали собор какому-нибудь строительному тресту, не факт, что получилось бы. И уникальный прораб нашёлся: Александр Алексеевич Волков. Чуть позже появился начальник участка Владимир Геннадьевич Сургачёв. Они вынесли на себе все организационные и технологические трудности уникальной стройки.

Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем было с кладкой она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать перевязку каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные. Арок из кирпича никто в городе со времён царизма не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов рассчитал для строителей эту конструкцию.
Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. А как шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезти, подсказал Игорь Юрьевич Кочергин из «Гипротрансмоста» краном! Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров. Крановщик его исключительно точно туда поставил.
«Мы не знали, как достичь акустики,» признался Александр Варюхин. » Поехали в Москву в НИИ строительной физики, в институт «Спецпроектреставрация» Мы просим: «Научите нас акустику делать в соборе». В ответ слышим: «Слушайте, когда построите, если получится, нам расскажете». Чтобы создать акустику, архитекторы кувшины закладывали в барабаны. Но как это делается? Кувшин ведь может усилить звук, а может и исказить его. Невероятно, но акустика у нас получилась. Как говорил отец Алексий, Господь премудро всё устроил.

Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа это очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.
Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма тронное место. Изготовили его в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора.
Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.
21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Спасо-Вознесенский собор является восстановленным, предыдущий храм находился на месте современного сквера и памятника И. Гончарову.

Краткая история несохранившегося собора:
Архитектор: Розетти Н. И.
Обширный кирпичный храм в формах эклектики, выстроенный в 1901-1906 на месте каменной церкви 1729. Четверик, украшенный богатым декором, увенчанный крупным куполом, с боковыми притворами. От старого здания остались трапезная 1850-х и многоярусная колокольня нач. XIX в. Вверху Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех Скорбящих. В 1932 закрыт, занят под фабрику-кухню, в 1936-1938 сломан.

Спасо-Вознесенский Кафедральный собор

Спасо-Вознесенский кафедральный собор – самая главная жемчужина в богатой короне святости и красоты нашего края. Он возвышается на пересечении улицы 12-го Сентября и улицы Минаева и просматривается со всех точек, восхищая взор, сияя синью стен и золотыми главами, устремленными к небу.

Посмотреть храм на карте

А история его начиналась еще в 1660 годы! С каменной церкви, на месте которой в 1901 – 1906 годах под руководством архитектора Н. Розетти был выстроен большой кирпичный храм с роскошной отделкой, крупным куполом, с оставшимися старинной трапезной и многоярусной колокольней.

Вверху находился Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу – Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех скорбящих. Он стоял там, где сейчас находится сквер им. Гончарова с памятником Гончарову.

Старинный Спасо-Вознесенский собор служил духовной опорой и радостью всем жителям до рокового 1932 года, когда власти приказали его закрыть, а чуть позже и совсем уничтожили.

Именно этот, намоленный веками красавец и страдалец стал прототипом нововозведенного нынешнего одноименного собора, когда в 1989 году возродилась Ульяновская епархия, и сразу возникла необходимость в кафедральном соборе. В праздник Вознесения Господня – 9 июня 1994 года состоялось освящение его нового места, и был установлен закладной камень. Увы! Возведение грандиозного по замыслу духовно-религиозного центра, включающего в себя еще и музей епархии, крестильный храм и воскресную школу, длилось более 20 лет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *