Храм Николая чудотворца таганская

Таганка Храм Николая Чудотворцана Болвановке




Церковь Николая Чудотворца на Болвановке, у Таганских ворот
Верхняя Радищевская ул., 20, метро «Таганская» кольцевая
По одной из версий, на этом месте было урочище «Болвановка», названное так, поскольку
во времена татаро-монгольского ига здесь московские князья подписывали договоры и
приносили дань перед «болванами» — войлочными изображениями татарских ханов.
По свержении татаро-монгольского ига в таких местах всегда строились храмы
в благодарность за избавление от татар.
Происхождение имени «Болвановка» Пётр Васильевич Сытин в «Истории московских улиц»
толкует несколько иначе: «… До 1922 г. улица называлась
Верхней Болвановкой, потому что здесь в XVII в. была расположена слобода мастеров,
делавших болванки для головных уборов мужчин.
Верхней же она названа потому, что находилась у Таганской горы (ныне площади), тогда
как Нижняя Болвановка — на склоне горы к Краснохолмскому мосту».
Церковь Николая Чудотворца на Болвановке известна деревянной с 1632 года.
Строительство каменной церкви, возведенной в 1702-1712 гг. связывают с именем
«подмастерья Приказа каменных дел» Осипа (Иосифа) Старцева — одного из известнейших
зодчих второй половины XVII века.
Осип Старцев построил в Кремле истинное чудо – вызывающий восхищение ансамбль домовых
церквей Теремного дворца с 11-тью золотыми куполами на одной кровле, где объединились
Верхоспасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская.
Храм Николая Чудотворца на Болвановке построен в традиционном
допетровском стиле: пирамида кокошников, пятиглавие куполов, шатровая колокольня,
замыкающая храм с запада.
Внутри две церкви — нижняя тёплая и верхняя, неотапливаемая, летняя.
Освящён в 1712 году.
В 1714 году Пётр I запретил каменное строительство в Москве в связи с направлением
всех средств на строительство Санкт-Петербурга, Приказ каменных дел был упразднён.
Осип Старцев постригся в монахи — храм Николая Чудотворца на Болвановке стал
последним творением мастера.
На рубеже XIX – XX храм был обновлен архитектором В. А. Осиповым на средства
купца Михаила Павловича Коликова.
Вновь вытесаны наличники из белого камня, восстановлены узорчатые кокошники церкви,
главы церкви вызолочены.
Внутреннюю роспись выполнили художники М. И. и И. М. Дикаревы (М. И. Дикарев — реставратор
Успенского собора).
В 1944 году по соседству с храмом велось строительство кольцевой станции метро «Таганская»
и перестраивали Таганскую площадь.
«Лишний» в новом архитектурном ландшафте храм начали разрушать.
Снесли главы и верхушку колокольни.
Спасло лишь то обстоятельство, что патриаршество было только что восстановлено и храм
удалось отстоять как памятник архитектуры.
Даже провели реставрацию, вернув все утраченное.
Правда, купола покрыли железом, а вместо крестов установили штыри.
В 1960-х храм покрасили.
В 1980-х здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным
изысканиям в строительстве Госстроя СССР.
С севера-запада от храма была поставлена бензоколонка, которая до сих пор стоит обнесённая
забором.

В 1992 г. храм возвращён верующим и приписан к соседнему храму Успения Богородицы в Гончарах.
Неспешно, в виду отсутствия достаточного финансирования, по сей день продолжаются
реставрационные работы.

Материалы для урока-экскурсии. 6—9 классы

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замоскворечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Приглашаю вас на воображаемую экскурсию, которая свяжет эти два храма, — от современной Таганской площади, где расположена церковь Николая до Новокузнецкого переулка к храму Преображения. Столетие разделяет великие исторические события, связанные с ними — Куликовскую битву (1380 г.) и окончательное избавление от монголо-татарского ига (1480 г.). Но вначале попробуем разобраться в значении слова, от которого произошло название интересующей нас местности.

В словаре В.Даля читаем: «болван — истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». Такие изображения из грубо отёсанных столбов было принято ставить на могилах воинов-героев, в «Слове о полку Игореве» упоминается Тмутараканский болван. Из Заяузья и из Замоскворечья шли на юго-восток дороги в столицу Золотой Орды — Сарай-Бату (развалины города находятся у с.Селитренное, Астраханская обл.). На Болвановках московские князья с почётом встречали и провожали татарских послов, с поклоном подносили им золотой кубок с кумысом, слушали ханские грамоты, которые послы зачитывали, ступив на постеленные им под ноги собольи меха, здесь же князья присягали хану, кланяясь идолу или его войлочному изображению. Можно предположить, что из-за этого идола местности и прозвали Болвановками.

Другая версия связывает это название с деятельностью местных ремесленников. «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны», — писал Н.П.Розанов в книге «Описание московских церквей». Со временем «болванкой» стали называть все металлические заготовки для изделий, необходимые для литейного и гончарного дела.

П.В.Сытин толкует происхождение местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов», — возможно, что жили здесь и шляпных дел мастера.

Таганка.
Вид на церковь Николая Чудотворца

Заяузская Болвановка впервые упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище». В конце 1380 г. объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского выступило из белокаменного Кремля навстречу неприятелю: «Князь же великий отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей — Болвановскою дорогою, сам же великий князь пошёл дорогою на Котёл». Уже в наше время на бывшей Нижне-Болвановской, ныне Яузской улице, поставлен закладной крест, знаменующий, что на этом месте в будущем откроют памятник благоверному князю Дмитрию Донскому.

В 1547 г. заяузская Болвановка сгорела при пожаре, вспыхнувшем после венчания на царство Ивана Грозного. Через двадцать лет вновь отстроенная слобода стала местом поселения иноземцев, появившихся в столице после Ливонской войны (1558—1583). Воины жили в милости у русского царя, они были определены на государеву службу с «хорошим рационом», царь им пожаловал лошадей и огнестрельное оружие. По соседству с иноземцами поселились московские стрельцы, о чём свидетельствует название Тетеринского переулка. Согласно старинной традиции переулок был назван в честь начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который в годы правления Ивана IV участвовал в походе на Астрахань.

При Борисе Годунове местность стала заселяться ремесленным людом, который принадлежал дворцовым слободам. В одной из них изготавливали таганы — чугунные треножники-подставки для котлов, на которых варили пищу на костре, отчего впоследствии и произошло название этих мест — Таганка. Каждая слобода строила свои приходские храмы, не исключением стали ремесленники Болвановской слободы, которые возвели церковь в честь Николая Чудотворца.

Никольский храм, известный с 1632 г., вначале был деревянным. И.К.Кондратьев в книге «Седая старина Москвы» утверждает, что он носил название «что в Кузнецах, у Таганских ворот». Через пятьдесят лет патриарх Иоаким благословил возведение каменной церкви, но у прихожан не нашлось достаточно средств на строительство, деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 г. Правда, есть версия, что в 1682 г. на месте деревянного храма всё же появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней. В начале XVIII в. князья Гагарины внесли пожертвования на строительство, и было отстроено здание храма, сохранившееся до наших дней.

Для возведения Никольской церкви был приглашён русский зодчий Осип Дмитриевич Старцев (? — после 1714), построивший ранее в московском Кремле настоящее архитектурное чудо — ансамбль домовых церквей Теремного дворца (1681—1682), а также Крутицкий терем (1693—1694) и трапезную Симонова монастыря (1677—1680). Исследователи считают, что Старцевы были тесно связаны с Таганкой. Возможно, отец Осипа Дмитриевича — Дмитрий Михайлович, тоже зодчий, построил здесь Воскресенскую церковь, а Осип владел располагавшейся неподалёку гончарной мастерской, в которой изготавливались поливные изразцы, украшающие Крутицкий терем. Дом Осипа Старцева мог находиться рядом с мастерской, в районе Заяузья, и построенный им Никольский храм стал его приходским храмом.

В XVIII в. быть зодчим означало совмещать множество талантов: Осип Дмитриевич был не только талантливым архитектором, но и руководителем строительства, распорядителем вверенных ему финансовых средств, решал важные административные вопросы. Его талант был вознаграждён, Старцев дважды получал награду от царя, «ибо он у каменных дел цену сбавил». Время строительства Никольского храма выдалось сложным — это были первые годы петровских преобразований. На смену московскому барокко пришли западноевропейские новшества, активно насаждаемые Петром I, и то, что храм Старцева был выстроен в архитектурных традициях Московской Руси, можно считать дерзновением зодчего. С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга, все архитекторные силы направлены на новое детище Петра. Но Осип Старцев не получил приглашения в Петербург, может быть поэтому при строительстве Никольского храма он попытался сохранить дух древней Москвы.

Храм Николая Чудотворца в наши дни

По оси с востока на запад протянулись постройки храма, трапезной и колокольни. Двухэтажный пятиглавый красавец-храм вобрал в себя многие черты московского барокко. В храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада». На первом этаже находилась отапливаемая в зимнее время церковь с главным престолом во имя святителя Николая, на втором — летняя, с престолом в честь апостолов Петра и Павла. В трапезной находились приделы —Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Алтарь храма выполнен согласно архитектурным традициям начала XVIII в.: апсиды нижней церкви более выдвинуты на восток по сравнению с верхними, поскольку по церковным правилам один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам возноситься к небу. Трапезная, строившаяся одновременно с основным помещением храма, равна ему по ширине и украшена белокаменными наличниками. Исследователи предполагают, что первоначально фасад здания был украшен изразцами. В августе 1712 г. «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Фёдору с братией». Именно по этой записи определяют дату окончания строительства Никольского храма.

Спустя два года каменное строительство в Москве царским указом было запрещено. Весь кирпич предназначался для строительства новой столицы. Поэтому церковь Николая Чудотворца часто называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением талантливого зодчего Осипа Старцева. Известно, что мастер принял монашеский постриг в одном из московских монастырей и вскоре скончался. Время же оказалось довольно благосклонно к его детищу.

К сожалению, из-за пожаров (самый крупный случился в середине XVIII в.), да и по другим известным причинам сегодня мы видим храм не таким, каким его создал Старцев. Почти полностью утерян белокаменный декор, исчезли дубовые позолоченные иконостасы, паникадила из дорогой бронзы, не сохранились древние иконы, написанные специально для храма.

В начале XX в. храм был частично отреставрирован. Здание было подновлено, отчасти ему возвратили первоначальный облик: восстановлены колонки на углах нижнего этажа и наличники с фигурными навершиями снаружи храма и трапезной.

С приходом революционных событий 1917 г. Никольский храм был закрыт. Его здание занимали различного рода учреждения, всё внутреннее церковное убранство было уничтожено. В 1930-х гг. в связи с перестройкой Таганской площади главы и верхний ярус колокольни были снесены, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры. Через двадцать лет была проведена его частичная реставрация, в результате которой колокольню храма восстановили. В 1992 г. храм Николая Чудотворца передали Русской православной церкви, и сегодня там продолжаются ремонтные работы…

А теперь давайте спустимся с Таганского холма к его подножию по мосту через Москва-реку и пройдём от Болвановки Заяузской к Болвановке Замоскворецкой. Именно здесь некогда находилось золотоордынское подворье, т.е. резиденция ханских послов. Долгое время подворье располагалось в Кремле, но в 70-х гг. XV в. его перенесли в Замоскворечье, этого удалось добиться жене великого князя Ивана III Софье Палеолог. Решив избавиться от нежелательного соседства, княгиня преподнесла золотоордынской ханше богатые дары с просьбою уступить ей место подворья. На этом месте Софья, побуждаемая таинственным видением, пожелала построить православный храм. Так татарские баскаки оказались на Болвановке. Вот на этом месте вскоре разыгрались события, предвосхитившие окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Храм Спаса Преображения

Разъярённый отказом московского князя выплачивать ежегодную дань Орде хан Ахмат отправил в русскую столицу посольство с требованием не только «ордынского выхода», но и приезда князя на ханский суд. Иван III получил от баскаков ханскую грамоту — басму (от глагола «басмак» (тюрк.) — «давить, бить, чеканить»), оттиск, отпечаток с ханским распоряжением, возможно, и с изображением самого правителя Орды. «Великий же князь приим басму его, плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своими, и гордых послов всех изымати повеле, а единого отпусти живе…».

Повелев умертвить послов, кроме одного, Иван III отпустил его в Орду, с тем, чтобы тот рассказал, что случилось с ханской басмой. А в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре «Россия перестала платить дань монголам. В ознаменование великого события Иван III приказал поставить храм во имя Преображения Господня» — пишет И.Н.Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».

Первый деревянный храм появился здесь в легендарном 1465, в год, когда Иван III разорвал ханскую грамоту. Скорее всего, церковь в это время была приходской для местных ремесленников-слободчан. Примечательно, что в конце XV в. Болвановка пользовалась недоброй славой у москвичей. Здесь в 1490 г. по приказу Ивана III состоялась публичная казнь иноземного лекаря Леона, обвинённого в смерти сына великого князя — Ивана Ивановича Младого.

В XVII в. обветшалая церковь была разобрана и отстроена заново при непосредственном участии инокини Марфы — матери первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Позже земля, на которой стоял храм, перешла к царице Евдокии Лукьяновне (в девичестве Стрешневой), второй жене царя, в связи с чем в церкви был освящён новый придел во имя преподобной мученицы Евдокии.

Через несколько лет, в 1722 г. здание храма перестраивается ещё раз, опять из дерева. И вот, наконец, в 1749 г. начинаются работы по строительству каменной церкви Спаса Преображения, сохранившейся до наших дней. К сожалению, имя архитектора этого уникального памятника первой трети XVIII в. мы не знаем. Зато можем восхищаться его прекрасным творением — церковью с высоким восьмериком на четверике с апсидой, украшенном крупными фигурными наличниками арочных окон, с гранёным световым барабаном. Строительство нового храма стало возможно благодаря пожертвованиям московских купцов 2-й гильдии Космы Матвеевича Матвеева и Дмитрия Родионовича Оленева. К 1755 г. строительные работы были закончены, и храм освятили. Но ещё почти тридцать лет простояла деревянная колокольня храма, ставшая каменной только в конце XVIII в.

Пожар Москвы 1812 г. не пощадил церковь Преображения, как и многие другие строения города храм лишился кровли, пострадали стены здания. Через два года Московская Духовная консистория дала разрешение на восстановление святыни, а ещё через год церковь была освящена вновь. В 1825 г. храм окружила кованная из железных звеньев на каменных столбах ограда, остатки её сохранились и сегодня. «Тщанием московского купца Андриана Озерского с помощью прихожан» удалось собрать более 40 тыс. рублей на реставрацию храма и колокольни. В 1839 г. здесь трудился знаменитый московский архитектор Н.И.Козловский (1791—1878), он выстроил новую трапезную с двумя приделами и колокольню, завершённую шпилем. Во второй половине XIX в. храм всё более преображался: стены были отштукатурены и расписаны заново, иконостас стал позолоченным, отремонтированные оконные рамы обрели подоконники, выполненные из итальянского мрамора.

В 1930-м (по другим сведениям в 1932 г.) храм был закрыт, в этом же году его обезглавили — сняли крест и разобрали верхние ярусы колокольни, а в 30-е гг. XX в. бывшая колокольня стала парашютной вышкой. Церковная утварь была вывезена, росписи на стенах сколоты или замазаны, в здании храма разместились учреждения кондитерской фабрики «Рот-Фронт».

В 1957 г. по просьбе руководителей фабрики была взорвана трапезная и полностью разобрана колокольня. С 1980 г. в здании храма разместили управление Госкомитета по науке и технике. Забившие тревогу краеведы смогли добиться признания полуразрушенного храма архитектурным памятником, после чего его поставили на государственную охрану.

В 1991 г. часть территории храма возвращена верующим. Активные реставрационные работы помогли восстановить архитектурный памятник XVIII в., заново отстроена деревянная колокольня.

На этом месте — бывшей замоскворецкой Болвановке, вновь украшенной замечательным старинным храмом, завершается наша экскурсия. До новых встреч.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto.Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Akbauto.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Akbauto.Ru.

Адреса храмов

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке — ул. Верхняя Радищевская, 20. Ст. м. «Таганская».

Храм Спаса Преображения на Болвановке — 2-й Новокузнецкий пер., 10. Ст. м. «Павелецкая».

Советуем прочитать

История московских районов: энциклопедия. М., 2005.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Лебедева Е. Город храмов и палат. М., 2006.

Филякова Е. Московские храмы: тайны имён. М., 2008.

Контактная информация

  • Ломоносовский район, Лебяжье посёлок, пер. Ильина
  • 8 (81376) 755-78
  • st.nicola@mail.ru
  • knebu.org

Храм Святителя Николая Чудотворца

История православных храмов посёлка Лебяжье тесно связана с появлением на этих землях во второй половине XIX века Лоцманского селения — автономного и компактно обустроенного профессионального поселения кронштадтских лоцманов. Появление Лоцманское селения было обусловлено развитием Санкт-Петербурга и созданием императором Петром I Российского флота. Лоцманская служба стала особенно востребованной конце 50х — начале 60х годов XIXв, когда из военных соображений на дне Финского залива были насыпаны искусственные заграждения — ряжи, препятствовавшие свободному проходу судов. Схема фарватера на Финском заливе стала государственной тайной, носителями которой являлись лоцманы.

Общество Кронштадтских Лоцманов активно участвовало в развитии Лебяжья. Была создана инфраструктура, причал, судоходный канал, построены дома, баня, хозяйственные постройки, училище мореплавания, школа, которая имела значение не только для лоцманов, но и для всего посёлка. Специальная комиссия Морского ведомства проводившая в 1885 году проверку деятельности Общества Кронштадтских лоцманов и, в частности, устройства Лоцманского селения, признала его образцовым.

К 1885 году в Лоцманском селении проживало более 20 лоцманов с семьями. Появление лоцманов в Лебяжье дало также толчок развитию окрестных поселений. Однако, в процветающем селе не было церкви, что создавало определённые неудобства для жителей. Ближайшая церковь находилась в 8 верстах (~8,5км) в п.Большая Ижора и во время весенней и осенней распутицы добираться туда было проблематично, а посещать храмы Кронштадта, которые посещали лоцмана, до поселения на Южном побережье Финского залива, не представлялось возможным.

Для решения этой проблемы Общество обратилось в Санкт-Петербургскую духовную консисторию с прошением разрешить построить в Лебяжье часовню во имя Святителя Николая. Прошение было рассмотрено, согласовано с властями губернии и в 1897 году удовлетворено, что послужило началом строительства. Землю для строительства пожертвовала помещица Ольга Константиновна Ливерская, а средства на строительство собрали прихожане. Часовня была построена по проекту кронштадтского архитектора Долбинского Н.И, руководил строительством священник Больше-Ижорской Николаевской церкви отец Александр Соколов, именно к его церкви и была впоследствии приписана построенная часовня. В советские годы часовня была перестроена под жилой дом, который впоследствии был уничтожен пожаром.

Дела у лоцманского общества шли хорошо и в 1901 году было принято решение выделить средства на строительство нового здания школы, лоцманского собрания с домовой церковью. Здание было решено построить двухэтажным, деревянным и на старом месте. Новое здание, выполненное в неорусском стиле было обильно декорировано деревянной резьбой. Особую нарядность ему придавали двусветное решение церковного помещения и балконы, утраченные после 1917 года. Автором проекта здания также стал Н.А.Долбинский. К сожалению, до нашего времени здание дошло не в том виде, как его задумал и воплотил архитектор Долбинский.

В 1902 году строительство здания Лоцманского собрания было завершено, а в 1903 году домовой храм был освящен протоиереем кронштадтского Андреевского собора о.Иоанном Сергиевым, прославленным 8 июня 1990 года Русской Православной Церковью в лике святых и известным сейчас как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Согласно местному преданию и судя по найденным при реконструкции чердачных помещений здания газетным вырезкам и тематическим подшивкам посвященным о.Иоанну, Общество Кронштадтских Лоцманов почитало отца Иоанна как своего духовного наставника. Вероятно, поэтому для освящения первой лебяженской церкви пригласили именно его. Первым настоятелем домовой церкви стал отец Михаил Песоцкий, судьба которого после 1917 года неизвестна. Высказываются предположения, что он эмигрировал в Чехословакию вместе с частями белой армии.

В советские годы домовую церковь закрыли (1918 год), здание Лоцманского собрания использовалось как штаб, госпиталь, дом отдыха, дача кронштадтских детских садов, а в 1993 году вновь было передано Православной Церкви. Сейчас на базе исторического здания Лоцманского собрания действует домовой храм, круглогодичный центр для детей-сирот, культурный центр для жителей поселка, где проводятся концерты, показы фильмов, лекции, праздники, народные гуляния.

На предвоенные годы пришелся наибольший расцвет Общества. К тому времени Общество Кронштадтских Лоцманов среди других лоцманских обществ обладало самыми крупными в Российской империи денежными активами. Активно развивалось и Лоцманское селение. В это время, в 1912 году Общество принимает решение о начале строительства в Лебяжье большой каменной церкви, которая смогла бы вмещать всех желающих и соответствовала бы темпам и уровню развития Лоцманского селения.

Для проектирования новой каменной церкви был приглашен известный архитектор, художник, педагог, директор Института гражданских инженеров, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Астрахани, Батуми Василий Антонович Косяков. Весной 1912 года проект храма был рассмотрен в Императорской Академии Художеств и после ряда доработок и согласований начато строительство каменной церкви, которая была названа «Николаевской». К 1916 году были завершены работы по возведению здания, законы штукатурные работы снаружи и внутри. Оставалось устроить иконостас и внутреннее убранство храма.

Однако последовавшая революция 1917 года, национализация лоцманского хозяйства и разруха в Лоцманском селении не позволили полностью завершить храм. После революции Николаевская церковь была передана лебяженскому приходу, настоятелем стал о.Иоанн Лебедев. Здание просуществовало в статусе церкви до 1931 года, после чего священнослужители Лебяжья были репрессированы, здание перестроено под кинотеатр, а в период Перестройки заброшено. В 1993 году здание возвращено православному приходу Лебяжья. В настоящий момент ведутся реставрационные работы.

Как добраться

Из г. Санкт-Петербург:

  • На электричке с Балтийского вокзала, направление Калище и Лебяжье, выход на станции «Чайка».
  • Маршрутное такси №402 от ст. метро Парнас
  • Маршрутное такси №401 от ст. метро Автово
  • На автомобиле: съезд с КАД на Краснофлотское шоссе в сторону Соснового Бора (приблизительно 15 км).

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

Святыни храма

Икона Святителя Николая Чудотворца

Икона Преподобного Сергия Радонежского

Икона Божией Матери «Прибавление ума»

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Икона Божией Матери «Державная»

Икона Божией Матери «Всецарица»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *