Храм Николая в старом ваганькове

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (days.pravoslavie.ru)

Московский храм во имя святителя Николая в Старом Ваганькове (Московская епархия)

В 1446 г. впервые упоминается находившееся здесь село Ваганьково. Деревянная церковь св. Николы, возможно, была поставлена на подворье Николо-Песношского монастыря.

В 1531 г. была построена каменная церковь Николы в Ваганькове. Храм был кубическим, одноглавым, сложен был из маломерного кирпича и стоял на высоком каменном подклете. Декор был выполнен из белого камня. Автором его считается Петрок Малый.

Не позднее 1657 г., когда храм был уже приходским, прежнее здание разобрали, сохранив часть его белокаменного подклета, которую затем включили в объем нового храма.

В 1690-х гг. к северу от Никольского храма поставили маленькую зимнюю церковь Сорока Мучеников, тоже каменную.

В 1759 г. обветшавший храм был перестроен.

В 1782 г. с запада к нему была пристроена колокольня.

В 1792 г. при строительстве дома Пашкова была разобрана церковь Сорока Мучеников, а кирпич пошел на возведение церковной ограды, продолжившей ограду дома. В 1842 году дом Пашкова занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее.

В 1812 г. храм был разграблен и поврежден. Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года.

В 1842 г. снесли колокольню, оставив нижний ярус, где был притвор. С устройством в Пашковом доме гимназии, а затем музея храм стал домовым для этих учреждений.

Главный объем (восьмерик на четверике) сложился, таким образом, в результате нескольких строительных периодов. Немного вытянутый с севера на юг четверик с остатками прежней апсиды остался от первой половины XVII в. Восьмерик, ассимметричная апсида, Сергиевский придел и трапезная относятся к середине XVIII в.

Храм любил посещать Н. В. Гоголь. Пасхальную заутреню он слушал, стоя у левого клироса, рядом с русским историком и писателем М. П. Погодиным.

В конце XIX века храм окормлял артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Чичагов, будущий священномученик Серафим. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В начале 1902 века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад.

В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей под руководством священника Виктора Шишкина храм был восстановлен и в 1993 году освящён.

При храме действует общеобразовательная негосударственная школа.

Настоятели

Диаконы

  • сщмч. Петр Соколов (1896 — 1902)

Использованные материалы

  • — Православное духовенство Москвы на 1914 год

Профиль на официальном сайте Центрального и Южного викариатств города Москвы,

Серпуховский храм во имя святителя Николая Чудотворца, 2016 год. Фото с сайта sobory.ru

Серпуховский храм во имя святителя Николая Чудотворца, в Бутках (Серпуховское благочиние Московской епархии)

В XVI веке Буткиной улицею назывался участок оживленной Боровской дороги (ныне ул. Чернышевского): въезд на высокий правый берег р. Нары. Имя улицы происходит, по-видимому, от глагола «бутить» — то есть мостить битым камнем.

Название храма «Никола в Бутках” зафиксировано уже в 1552 году в Сотной кн. В. С. Фуникова. Тогда эта местность была еще малолюдна: кн. В. С. Фуников указал здесь не более десяти дворов и еще восемь пустующих дворовых мест; среди местных хозяев — кузнецы, но главным образом крестьяне государевой Конюшенной слободы. Такие слободы были во многих городах; их жители не только обслуживали обширное хозяйство дворцовых конюшен, но и отвечали за сбор пошлин с торговли лошадьми.

В XVII веке в Буткиной улице сосредоточены уже дворы высокой знати: с 1620 года — князей Лыковых и Голицыных; в 1646 году — князей Долгоруковых и Дашковых. Скорее всего, это были осадные дворы, где в смутные времена укрывалось всякое добро из княжеских имений, однако несомненно, что данная часть города из глухой окраины превратилась в престижный район, видимо, находившийся под защитою укреплений.

Церковь построена в 1711 году на месте стоявшего здесь деревянного храма: антиминс в неё был выдан 2 мая этого года. В 1780-1788 годах — пристроен, а в 1850 году — расширен придел вмч. Георгия Победоносца. В начале XIX века были поставлены трапезная с колокольней в стиле ампир. Дьяконское место при храме «убавлено по малоприходству» с 1813 года. В 1838 году перестраивалась алтарная часть храма.

Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII века — времени исключительной активизации церковного строительства в Серпухове.

Прихожанами храма были жители Серпухова и пригородного сельца Пущино (на р. Наре).

В 1930-е годы церковь была закрыта; её ампирная колокольня разобрана до первого яруса. В 1930-40-х годах здание храма занимал городской и районный архив.

С 1999 года храм возвращён Русской Православной Церкви.

В 2014 году началась реставрация храма.

Храм Святителя Николая Чудотворца (в Бутках) в Серпухове.1905 год.

Архитектура

Храм представляет собой кирпичную церковь типа восьмерик на четверике в стиле московского барокко. Памятник сохранил свою изначальную объемно-пространственную композицию, несмотря на более поздние обновления и пристройки. До частичного разрушения 1930-х годов здание являлось примером трехчастной системы, включающей в себя сгруппированные на одной оси объёмы: самой церкви с алтарём, притвора и колокольни. Подклет у храма отсутствует, трапезная невелика и по длине практически равна четверику. Некой компенсацией её скромной площади выглядит расширение Георгиевского придела с северной стороны.

Особая стройность объемов его восьмерика на четверике (когда-то еще увенчанного луковичной главою прекрасных пропорций) — явно задана местоположением храма на верху крутого берегового склона. Более поздние трапезная и колокольня, как видно, следовали первоначальному плану: «собранной» и стремящейся ввысь постройки.

  • Владимир Андреев (упом. 2018)
  • Пилипенко А. Д. «Храм Святителя Николая-в-Бутках» // Сайт Троицкого собора Серпухова
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца (в Бутках) // Сайт Всехсвятского храма Серпухова
  • Страничка храма на сайте Московской епархии:

Староваганьковский переулок находится между улицами Воздвиженкой и Знаменкой. Местность эта занята была великокняжеским селом Ваганьковым, впоследствии ставшим частью Москвы. Существует несколько версий происхождения названия села. Согласно словарю В.И. Даля слово «ваганиться» означает «баловать», «шалить», «играть», «шутить». П.В. Сытин в книге «Откуда произошли названия улиц Москвы» сообщает: «Переулок известен с 1446 года. Назывался по жившим здесь в XV–XVI веках скоморохам и псарям, которые «ваганили» (потешали) царя и бояр. В начале XVII века переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной библиотеки Ленина. В XVII–XVIII веках назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви».

С.К. Романюк предлагает другое толкование топонима Ваганьково: «Логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товаров, который назывался «ваганным». В жалованной грамоте конца XV века на право беспошлинной торговли было написано: «А коли с чем пошлют, с каким товаром или чего купят себе, ино им с того товару не надобе мыт… ни померное, ни побережное, ни ваганное». Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование «Ваганьково». Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась «ваганная» пошлина».

В Москве во имя Николая чудотворца было освящено столько храмов, что их перечисление заняло бы не один абзац. Вот и в нашей книге уже не первый раз встречается Никольская церковь. Русский народ с благоговением относился к памяти Мирликийского чудотворца, поэтому в исторических источниках нашего государтва XVI–XVII веков чрезвычайно редко можно встретить, особенно в высшем обществе, русского человека с именем этого святителя. Митрополит Макарий в «Слове на перенесение мощей святителя Николая» говорит: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева. Если инаковерующим случалось встретится с ним где-нибудь по дороге и лишь услышать сладчайший его глас, они уходили, отвергшись ереси, в которой с детства возросли, и утвердившись в истинном учении».

В XV веке жена великого князя Василия I Софья Витовтовна построила в Ваганькове загородный дворец. При Василии II на месте церкви святителя Николая существовал Николаевский монастырь, участок земли для которого подарил сам великий князь. Василий II помнил, что перед Куликовской битвой в знак ободрения благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В Ваганькове, как великокняжеском селе, был построен Государев двор. При Василии III, предположительно в 1531 году, здесь возвели каменную церковь Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Храм стоял на высоком белокаменном подклете и был сложен из маломерного кирпича, который называют «алевизовским» по имени знаменитого архитектора Алевиза Фрязина – создателя Архангельского собора в Кремле. В некоторых источниках Алевиз Фрязин указывается архитектором Никольской церкви, но никаких реальных доказательств этому нет. В XVI веке храм сначала назывался «святителя Николая у Государева двора», а потом – «святителя Николая у нового Государева двора».

В середине XVII века обветшавший храм святителя Николая разобрали до подклета. На его месте, включив подклет в объем, построили новую каменную церковь. Если верить плану Мейберга 1660-х годов, храм в то время был трехшатровым. В 1690-х годах к северу от Никольского храма построили маленькую придельную церковь во имя Сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, пострадавших за христианскую веру в 320 году. В 1740–1750-х годах храм перестраивался. Из-за затянувшейся реконструкции несколько лет службы проходили в приделе Сергия Радонежского. Лишь в 1759 году был освящен главный престол. Новую церковь построили на белокаменном подклете XVI века. К слову сказать, и в настоящее время храм святителя Николая в Старом Ваганькове стоит на том же подклете.

В 1782 году с запада к церкви пристроили колокольню. В конце XVIII века на Ваганьковском холме – месте, где когда-то находился загородный дворец Софьи Витовтовны, выдающимся московским архитектором В.И. Баженовым был построен дом для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П.Е. Пашкова, ставший одним из символов Москвы. Князь П.А. Вяземский вспоминал: «А дом Пашкова на Моховой? Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком. На горе, отличающийся самобытною архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как бывало ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».

Из-за строительства усадебных корпусов в 1792 году пришлось разобрать церковь Сорока Севастийских мучеников. На ее месте поставили камень со знаком Креста, а кирпич, оставшийся от разобранной церкви, был использован для возведения церковной ограды, которая продолжила по улице ограду дома. Никольская церковь, разграбленная во время нашествия французов, сильно обветшала, потеряла самостоятельность и стала домовой церковью. Главный храм был заново освящен в 1814 году, тогда как Сергиевский придел оставался неосвященным в течение тридцати лет. В 1842 году разобрали колокольню. В это время в доме Пашкова разместился Дворянский институт – сословное учебное заведение для детей московских дворян, готовящихся получать образование в университете. В 1849 году Дворянский институт в доме Пашкова сменила четвертая мужская гимназия, а в 1862 году здание на Ваганьковском холме занял Румянцевский музей. В течение нескольких десятилетий храм святителя Николая в Старом Ваганькове оставался домовым храмом этих учреждений. Во второй половине XIX века церковь даже называли «музейской».

С Никольской церковью связано имя великого русского писателя Н.В. Гоголя. Публицист Н.А. Головкин в статье «Гоголь в Москве» сообщает: «О любви писателя к Москве говорят и письма, которые он отправлял своей предполагаемой невесте Анне Михайловне Виельгорской. Когда та собиралась приехать в Первопрестольную, Николай Васильевич писал ей: «От всей души желаю, чтобы Москва оставила в душе вашей навсегда самое благодатное впечатление». В другой раз он приглашает ее для осмотра московских святынь. Сам Гоголь регулярно посещал храмы Москвы. К примеру, за домом Пашкова и поныне сохранился храм Святителя и Чудотворца Николая в Старом Ваганькове, построенный в XVI столетии. В 40-х годах XIX века в доме Пашкова располагался Дворянский институт. Его воспитанники свидетельствовали, что не один раз храм посещал Николай Васильевич. Вместе с ними он слушал Пасхальную заутреню, стоял у клироса рядом с Погодиным».

Новый этап в истории Никольской церкви начался в 1896 году, когда настоятелем храма стал священник Леонид Чичагов – будущий Митрополит Серафим. На принятие священного сана Чичагова благословил сам праведный отец Иоанн Кронштадтский, который предсказал своему духовному чаду великое будущее на поприще служения Христу. Отец Леонид со свойственной ему энергией, большею частью на свои средства, принялся реставрировать церковь святителя Николая в Старом Ваганькове. После смерти жены Леонид Михайлович в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Серафим. Прихожане Никольского храма долго помнили своего настоятеля. В 1905 году года митрополит Московский Владимир посвятил Леонида Чичагова в сан епископа. Внучка владыки Серафима, настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, игуменья Серафима в житии митрополита отмечает: «Отличаясь разносторонними талантами, владыка все их претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности, направленные на укрепление веры, возрождение приходов, восстановление порядка в церквах и монастырях, его проповедничество – все служило Богу».

В 1902 году церковь святителя Николая обновлялась. Был увеличен придел и расширен старый притвор, над которым возвели открытую звонницу псковского типа, сохранившуюся до наших дней. В 1920-х годах из храма вывезли иконы, кресты спилили, колокола сбросили и разбили, в звоннице заложили проемы. Церковь была закрыта, а здание отдано Ленинской библиотеке под склад и другие нужды. В 1980-х годах в Никольском храме начинается реставрация под руководством архитектора А.А. Клименко. К 1990 году восстановили главы на церкви и звоннице. В 1992 году храм возвратили Русской Православной Церкви, и в нем возобновились богослужения. Однако здание храма продолжало принадлежать Российской государственной библиотеке. Лишь спустя год церковь святителя Николая заново освятили. В 1994 году с грубым нарушением охранного законодательства был снесен дом причта.

Сегодня благодаря усилиям настоятеля церкви, отца Виктора Шишкина, продолжающего духовное дело священномученика митрополита Серафима, Никольский храм полностью восстановлен. В нем сформировалась крепкая община, которая ведет активную деятельность. Святынями храма являются кресты-мощевики с частицами мощей многих святых, особо чтимые иконы Божией Матери «Достойно есть», «Державная», «Скоропослушница» и иконы преподобного Сергия Радонежского, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, с частицами мощей этих святых. При Никольской церкви открыты детская воскресная школа «Светоч» и молодежный клуб, в котором собираются для общения находящиеся в духовном поиске молодые люди. Двери Никольского храма открыты для всех желающих.

Скромная церковь святителя Николая в Старом Ваганькове окружена зданиями более позднего времени – домом Пашкова и Библиотекой имени Ленина. Внутренний двор храма настолько мал, что непонятно, как на нем умещаются хозяйственные пристройки. Вот бы не знать о существовании Никольской церкви и случайно обнаружить ее, гуляя по центру Москвы! Это событие стало бы настоящим открытием, пусть и локального характера. Типичный для московской архитектуры восьмерик на четверике имеет неповторимый вид, потому что церковь сложилась в несколько строительных периодов. Белокаменный подклет XVI века, немного вытянутый с севера на юг четверик XVII века, скромный, почти лишенный декора восьмерик XVIII века, завершенный главкой на восьмигранном барабане, и звонница в псевдорусском стиле XIX века – многовековую историю храма можно изучать прямо в церковном дворе. А это, уж поверьте, гораздо интереснее пыльных архивов!

Ваганьковский холм, Старое Ваганьково — место, хорошо знакомое всем, кто хоть один раз побывал в Москве. Гуляя по Александровскому саду у Кремля все когда-либо любовались на Пашков дом, стоящий напротив, на слегка срезанном холме. Уж не говорю о тех, кто бывал в старом здании Российской государственной библиотеки по работе или как читатель. Можно найти и упоминания этого здания в самых знаменитых источниках:

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев…..
Воланд заговорил:
— Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
— Мессир, мне больше нравится Рим!
— Да, это дело вкуса, — ответил Воланд».
Нужно ли напоминать, что это цитата из «Мастера и Маргариты»? И речь здесь идет о Пашковом доме.
Между тем, история этого места и даже этого дома знакома преимущественно специалистам. Даже знатоки московской истории иногда затрудняются с ответом, когда их просят рассказать о Старом Ваганьково.
Археологи установили, что именно здесь, близ урочища Ваганьково, у впадения реки Неглинки в Москву возникло одно из первых славянских поселений, с которых началась история города. Здесь были непроходимые леса, о чем свидетельствует название кремлевской башни Боровицкая, выходившей на эту сторону кремлевской стены непосредственно в бор.
Славянское поселение
Сам холм, по обычаю тех времен, скорее всего не заселялся — возвышенные места близ поселений отводились для погребения умерших и языческих капищ, где приносились жертвы. Там же проходили и тризны с ритуальными игрищами для поминовения усопших. Само название Ваганьково напоминает старо-русское слово «ваганить», то есть «играть».
Возможно, что позднейшее желание жителей «очистить» это место от языческих духов и «скверны» обусловило строительство на этом месте множества церквей — одно время число храмов в Старом Ваганьково доходило до 12. Очень плотная церковная застройка для относительно небольшого участка.
Старых захоронений здесь множество. Случалось, что на субботниках во дворе Пашкова дома сотрудники бывшей Ленинской библиотеки наталкивались на чьи-то древние останки и вызывали специалистов для их изучения.
Украшения славянского племени вятичей, обнаруженные в одном из московских могильников
В 12-13 веках, когда вся Москва занимала территорию современного Кремля, Ваганьково играло роль ближнего пригорода, предместья. И с давних времен оно принадлежало московской великняжеской фамилии. В 15 веке здесь был построен дворец Софьи Витовтовны — жены Василия I.
Великий князь Москвский Василий I с супругой Софьей Витовтовной
Иван Грозный также обратил взор на Ваганьково.
Иван Грозный, старинная парсуна
По мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись еще при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но к сожалению раскопать его археологам не дали. Вход был спешно зацементирован. Позже под зданием Пашкова дома приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект — выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что еще немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но… работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Старинный колодец вблизи Пашкова дома
Первый из Романовых, царь Михаил Федорович, построил на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя — Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли отдал родственникам своей жены Стрешневым. Потом имение перешло к Нарышкиным, из рода которых была Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I.
Наталья Кирилловна Нарышкина, неизвестный художник, конец 17 века
Алексей Михайлович распорядился освободить Ваганьковский холм от «лишнего» населения, и всех жителей выселили в пригород Москвы, за реку Пресню, где возникло поселение Новое Ваганьково со своим кладбищем. Вот тогда поселение на холме напротив Кремля стало называться Старым Ваганьково. Но собственную загородную резиденцию Алексей Михайлович устраивает в Коломенском, а земли в Старом Ваганьково раздает приближенным боярам, церквям и монастырям.
В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меньшикова — трудно сказать, новопостроенный или перестроенный из хором думного дьяка Автонома Иванова, прежде стоявших на этом месте.
Известно, что дом Меньшикова был очень большим (а как же иначе) и построен был в «голландском» стиле. После падения Меньшикова дом был подарен юным царем Петром Алексеевичем царевне Прасковье Ивановне, племяннице Петра I.
Александр Данилович Меньшиков
После ранней смерти царевны Прасковьи здание вернули сыну Меньшикова — Александру Александровичу. Дом поменял несколько хозяев, пока в нем не устроили Тургеневские богадельни, где устраивали на жительство обнищавших стариков. Обветшавшие богадельни, портившие вид в самом парадном уголке Москвы, совершенно не устраивали городские власти.
В 1783 году московский генерал-губернатор Захар Григорьевич Чернышов передал участок на Ваганьковском холме в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову. Петр Пашков, собственно говоря, был никто — не герой отечества, не знатный аристократ, не великий ученый. Он служил в Семеновском полку, дослужившись до капитан-поручика (чин не Бог весть какой высокий), потом вышел в отставку и стал… нуворишем восемнадцатого столетия. Сын денщика Петра Великого Егора Пашкова, он обладал наследственной деловой хваткой. Отец из самого незначительного положения выдвинулся на первые роли, причем не только при Петре, но и при его последователях на троне. При Анне Иоанновне Егор Иванович Пашков был уже астраханским губернатором, а потом и членом Военной Коллегии, высшего военного органа Российской империи. Своему сыну он оставил приличное наследство, которое тот неустанно приумножал — скупкой и перепродажей недвижимости, поставками водки в казну, ростовщичеством… В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишенным всякого благородства, как теперь принято говорить — нерукопожатным.
Вероятно, для того. чтобы самоутвердится, Пашков отгрохал один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, павлинами, скульптурами и всяческими диковинками и чудесами.
Авторство проекта приписывают Баженову, хотя документальных подтверждений этого факта не сохранилось. Впрочем, первый владелец дома Петр Егорович Пашков запутался в долгах, возникших из-за махинаций с подрядами на поставку водки, и передал свое палаццо вместе с долгами двоюродному брату, взяв обязательство по долгам заплатить. Новый владелец дома Александр Ильич Пашков поправил дела женитьбой на богатой купчихе Дарье Мясниковой, наследнице медных рудников и нескольких заводов.
В 1812 году, во время страшного московского пожара дом Пашкова пострадал, но был восстановлен.
Обгоревший Пашков дом в 1812 году
В 1839 году дом, уже необитаемый и обветшавший, был приобретен у последней наследницы угасавшего рода Пашковых в казну и использовался для различных культурно-просветительных целей, пока в нем не разместили Румянцевский музей с библиотекой, на основе которой позже возникла Библиотека им. Ленина, в 1992 году преобразованная в Российскую государственную библиотеку.
Парадный зал Пашкова дома

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *