Храм похвалы Пресвятой

Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности «Башмачки» — по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова.

Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году — задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая — так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской. От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы — «старая проща». Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником — «Бог его простил». И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи — Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье. В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви — «в Старых Рощах». Возможно, конечно, что это было искаженное от «старой прощи». А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья.

Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, «старинной готической архитектуры», — описывал ее один старинный краевед, — «и с готической архитектуры колокольней». В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.
Храмоздатель Дементий Башмаков, скончавшийся в 1705 году, был похоронен в приходе церкви Похвалы вместе с матерью и дочерью. И не он один. С местными захоронениями связана одна из самых интересных и таинственных загадок не только этого храма, но и всей русской истории. Речь идет о могиле Малюты Скуратова. Как известно, старинные московские предания связывали с именем главного опричника соседнюю Берсеневку на противоположном берегу Москвы-реки. Красные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова долгое время считали его домом. Писали о подземных ходах, ведущих в Кремль, многочисленных подвалах с пыточными тисками, зарытых сокровищах и таинственных погребениях — серебряные монеты времен Ивана Грозного и человеческие скелеты были действительно обнаружены на Берсеневке еще в 1906 году при строительстве там электростанции.

Древняя Никольская церковь на Берсеневке была прежде соборным храмом замосквореченского Никольского монастыря. И молва слагала легенды о том, как здесь, поблизости от дома мучителя, будто бы томился митрополит Филипп, убиенный потом Скуратовым, а у стен толпился народ, прославляя мученика. И хотя на самом деле опального митрополита заточили в Богоявленском монастыре в Китай-городе, в этой легенде есть отголоски легенды о московском доме Малюты Скуратова именно на Берсеневке. У этой версии были сторонники и противники. К числу последних принадлежал известнейший историк Москвы П. Сытин. А уже после революции при строительстве Дворца Советов на том месте, где стояла церковь Похвалы, во время археологических работ была обнаружена надгробная плита с могилы Малюты Скуратова. Надпись на ней гласила, что здесь лежит убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Историки сочли это несомненным доказательством, что двор Малюты Скуратова был точно на этом месте, то есть на левом берегу Москвы-реки, прямо напротив Берсеневки, так как в старину всех умерших хоронили при приходской церкви. Для Малюты Скуратова приходской и была церковь Похвалы Богородицы. А строительство метро в 1930-х годах еще доказало невозможность прокладки подземного хода под Москвой-рекой при средневековых технических средствах. Однако и это утверждение было в свою очередь подвергнуто сомнению — подземный ход, ведущий от Берсеневки в сторону Москвы-реки, был найден в тех же тридцатых годах, но тогда не обследован. Он был настолько узким, что обнаружившие его мальчишки, жильцы нового Дома на Набережной, не смогли пройти вглубь. К тому же сообщение у Н.М. Карамзина, что Малюта Скуратов был похоронен в Иосифо-Волоцком монастыре, также опровергла находка надгробия. Ведь Карамзин не знал об этой плите, и его версия, не подкрепленная позднейшими археологическими данными, опиралась на другие доказательства. Эта могильная плита не была обнаружена ранее, при строительстве храма Христа Спасителя и сносе соседней с ним Всехсвятской церкви в 1838 году, видимо, потому, что она находилась в приделе рядом стоявшей церкви Похвалы, которую не тронули. Находка состоялась после революции и стала исторической сенсацией. Однако она все же не опровергла полностью старинную молву о Берсеневке. И если Малюта действительно жил в приходе церкви Похвалы на левом берегу реки, то, например, он мог иметь свою опричную или тайную «резиденцию» напротив, тем более, что подземный ход, видимо, действительно существовал. Из местных же церквей, связанных с этим проклятым местом, упоминаемых в старинных легендах, уцелела лишь Никольская церковь на Берсеневке. А церковь Похвалы была сломана в 1932 году для строительства Дворца Советов.

Потешный дворец — сооружение, возведенное между Троицкой и Комендантской башнями в 1951 г. на Дворцовой улице. Ранее он использовался как жилые палаты И. Д. Милославского — боярина, тестя второго русского царя из династии Романовых. На сегодняшний день Потешный дворец является единственным образцом боярских хором, который удалось сохранить на территории Московского Кремля. Признан объектом культурного наследия РФ.

Архитектурные особенности

Под усадьбу Милославского был выделен участок между хозяйственной застройкой и крепостной стеной. В центре отведенной территории разместился сам дворец, а с северной и южной части — хозяйственный и парадный дворы соответственно. Само здание было почти квадратным, а в середине размещалась арка.

Верхняя часть сооружения напоминает терем. Этажи разделены белокаменной резьбой, поэтому выразительно выделяются на общем фоне здания. Это одна из первых каменных построек в Москве. По ее примеру позднее стали возводить сооружения по всей столице.

Сегодня Потешный дворец — это трехэтажное здание с глубоким каменным подвалом. Хозпостройки примыкают с трех сторон. Величие здания подчеркивает изящная церковь, которая была построена в том же году, и являлась домовым храмом семьи Милославских. Позолоченные купола возвышаются над бывшими боярскими хоромами и ярко блестят на солнце.

На высоте третьего этажа, около окон, выходящих на восток, размещены крупные кронштейны, напоминающие машикули, которыми украшали крепости во времена Средневековья. Они используются для поддержки алтаря церкви, который установлен над жилыми комнатами. С целью повышения прочности кронштейнов в кирпичную кладку вставлены блоки из белого камня.

Изначально церковной папертью являлась плоская кровля с висячими садами, оборудованная в западной части здания. Но затем вместо нее соорудили четвертый этаж. Также до наших дней сохранилась небольшая башня, установленная на четырех опорах, ранее служившая колокольней и дозорной вышкой.

История

Сразу после обряда венчания молодого царя Алексея Михайловича с Марией Милославской, в 1648 г., началось строительство боярских палат около Царского дворца. Архитектуру здания определила форма земельного участка — он оказался вытянутым. Строительство было полностью завершено в 1651 году.

До самой смерти боярин прожил в своих хоромах — он умер в 1668 г. На тот момент ему исполнилось 72 года. А спустя год, сразу после смерти Милославской при родах, боярские хоромы соединили с царскими.

Свое название «Потешный» дворец получил в 1671 г. Именно тогда в нем начали устраивать представления для царской семьи. Это были первые театральные постановки в РФ. В то время Алексей Михайлович женился снова — его женой стала Наталья Николаевна Нарышкина.

Театральные постановки на территории боярских палат завершились в 1676 г., после смерти царя в возрасте 47 лет. В 1679 г. туда переехала царица с детьми.

Петр 1 не слишком любил Москву, поэтому предпочитал проживать в других городах. Во времена его правления в здании размещался Полицейский приказ. В 1806 г. туда переселился московский комендант.

В начале 20 века во дворце проживали партийные и государственные лидеры со своими семьями.

Этапы реконструкции

Потешный дворец «пережил» несколько этапов реконструкций:

  1. В начале 19 века в архитектуру здания внесли изменения по проекту Ивана Еготова, известного архитектора из России. Фасад, обращенный на Дворцовую улицу, стал главным. Он был украшен псевдоготическими элементами, модными в то время. Для сохранения симметричности с северной части здания соорудили крыло.
  2. Во второй половине 19 века реставратор Н. А. Шохин предпринял попытки довести дворец до состояния, в котором тот пребывал в середине 17 века. Но удалось лишь приблизиться к стилю того времени.
  3. В период с 2000 по 2004 г. была проведена последняя и самая масштабная реставрация. Под старой штукатуркой реставраторы обнаружили уникальную резьбу на белом камне.

Мастера того времени изобразили необычных животных, рыцарские турниры, растения. Подобных сюжетов не было обнаружено на других постройках 17 века. Реставраторы постарались максимально точно передать цвета здания, каким оно было после строительства.

Потешный дворец сегодня

Сегодня в Потешном дворце размещены Комендатуры Московского Кремля. Туристов не пускают внутрь здания, поэтому им остается любоваться объектом культурного наследия только с улицы. Восточный фасад виден со стороны Большого Кремлевского дворца. Западная часть просматривается посетителями Александровского сада.

Интересные факты

Известно несколько интересных фактов:

  • в бывших боярских хоромах был разыгран первый балетный спектакль (история об Орфее и Эвридике);
  • в 2018 г. на территории дворца (в гараже, размещенном во дворе) был исполнен смертельный приговор для Фанни Каплан — ее расстреляли за попытку покушения на Ленина;
  • в 1932 г. в квартире Сталина (тогда уже семьи партийных лидеров заняли дворец) застрелилась Надежда Аллилуева, супруга Иосифа Виссарионовича.

Последняя реставрация была удостоена Золотого диплома по результатам международного фестиваля в области архитектуры «Зодчество — 2002».

Как добраться

Если миновать Александровский сад, пройти Троицкую башню и попасть на территорию Московского Кремля, можно рассмотреть Потешный дворец с максимально близкого расстояния. Обширная часть здания открывается около поста, ограничивающего проход туристов в запретную зону территории Кремля.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата постройки: 1651 год
Координаты: 55°45’04.6″N 37°36’51.8″E

История дворца

Архитектурные особенности дворца

Дворец сегодня

Как добраться

Потешный дворец на карте

Неподалеку от Троицкой башни Московского Кремля стоит один из необычных дворцов. Его возвели в середине XVII века по указу российского государя Алексея Михайловича. А предназначался дворец для дипломата и боярина Ильи Милославского, который был отцом первой жены царя — Марии Милославской. Жилые хоромы царского тестя похожи на сказочный терем. Сегодня — это единственный образец боярских палат, сохранившихся на территории Кремля.

Дворец из Александровского сада

История дворца

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей — не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя — Мария Милославская. После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

Западный фасад дворца

В начале XIX века постройку реконструировали по проекту известного российского архитектора Ивана Еготова. Смотрящий на Дворцовую улицу фасад превратили в главный и украсили его модными псевдоготическими деталями. Кроме того, к зданию для симметрии с севера пристроили крыло. После переделок, с 1806 года во дворце поселился комендант Москвы, и разместили его канцелярию.

В 70-е годы XIX века архитектор и реставратор Николай Александрович Шохин предпринял немало усилий, чтобы сделать дворец таким, каким он был в середине XVII века. Однако, в результате получилась лишь стилизация под постройку того времени.

В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина. Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.

Архитектурные особенности дворца

Дворцовое здание занимает небольшой участок между Государственным Кремлевским дворцом и Кремлевской стеной. Оно было построено вслед за Теремным дворцом, и поэтому верхний ярус боярских хором выглядит как терем. Характерной особенностью Потешного дворца является поэтажное членение его фасадов. Этажи отделены друг от друга выразительной белокаменной резьбой. Считается, что оба дворца стали примером первых в Москве каменных жилых построек и определили стиль, который позднее стали копировать по всему городу.

Дворец со стороны Троицкой башни

Первоначально с юга от дворца стоял парадный двор и пристройка с парадным крыльцом, а с севера находился большой хозяйственный двор. Помимо этого, дворцовое здание обладало проездной аркой, которая соединяла все его части.

Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий каменный подвал. С трех сторон к нему примыкают хозяйственные постройки. В основной объем отлично вписана изящная церковь Похвалы Богородицы, построенная в 1651 году одновременно с боярскими палатами и освященная, как домовый храм Милославских. Позолоченные купола на тонких барабанах заметно возвышаются над постройками и поэтому видны издалека.

С восточной стороны, на уровне третьего этажа, можно увидеть массивные кронштейны, похожие на машикули средневековых крепостей. Они предназначены для поддержки церковного алтаря, который устроен над жилыми комнатами и по традиции находится в восточной части церкви. Чтобы повысить прочность кронштейнов, строители вставляли в кладку из кирпичей белокаменные блоки.

В прежние времена в качестве церковной паперти служила плоская крыша с висячими садами, сделанная в западной части дворца. Потом вместо нее достроили невысокий четвертый этаж здания. Во дворце также сохранилась башенка на четырех столбах, возведенная над трапезной церкви. Долгое время ее использовали в качестве колокольни и дозорной вышки.

Вид дворца со стены Кремля

Дворец сегодня

Последняя масштабная реставрация старинного здания была проведена в 2000-2004 годах. Во время работ по очистке старой штукатурки специалисты обнаружили на наличниках третьего этажа уникальную белокаменную резьбу XVII века. Работавшие при постройке дворца искусные мастера изобразили рыцарские турниры, цветы, реальных и фантастических зверей и птиц. Примечательно, что найденные сюжеты не имеют аналогов в декоре зданий XVII века.

Реставраторы постарались восстановить изначальный цвет Потешного дворца. Во времена Милославского нависающий объем домовой церкви красили дорогим суриком, имеющим насыщенный красно-оранжевый цвет. Остальные части дворца окрашивали другими, более дешевыми красками. Сегодня основной объем храма, как и в старину, покрашен суриком, а детали затейливой каменной резьбы выделены белым цветом, отчего здание смотрится очень нарядно.

Сегодня во дворце размещаются службы Комендатуры Московского Кремля, поэтому внутрь него не пускают. Посещающие Кремль туристы вынуждены любоваться историческим зданием только на расстоянии. Восточный фасад можно рассмотреть со стороны Государственного Кремлевского дворца. А всем, кто прогуливается по Александровскому саду между Троицкой и Комендантской башнями, хорошо видна западная часть дворца.

Как добраться

Потешный дворец стоит между западной частью Кремлевской стены и Государственным Кремлевским дворцом. Фасад здания смотрит на Дворцовую улицу.

Вид на фасад дворца с Дворцовой улицы

До Кремля нетрудно дойти пешком от станций московского метро «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Чтобы увидеть Потешный дворец с максимально близкого расстояния, нужно пройти Александровский сад и войти на территорию Кремля через Троицкую башню. Сразу же за Троицкими воротами справа стоит пост, который ограничивает проход туристов в эту часть Кремля. От него хорошо виден яркий красно-белый фасад дворца, расположенный в 150 м от Троицких ворот.

Рейтинг достопримечательности

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде или Похвальская церковь — необычное религиозное место. В советские годы соборы разрушали или превращали в общественные заведения, а здесь произошло наоборот — неработающий кинотеатр переделали в храм. Решение принято по причине того, что на этой локации раньше стояла часовня, которую снесли для новой постройки. C 1991 года культурный объект практически не функционировал. В 2003 году закрыт в аварийном состоянии, а через 2 года передан епархии.

Детская площадка на территории, © Официальная группа храма Вконтакте

Церковь проводит для прихожан богослужения в праздничные и выходные дни. Привозит мощи святых и почитаемые лики. Благоустраивает территорию, на которой теперь играют дети, и проводятся мероприятия. Продвигается просветительская деятельность в виде воскресной школы и православного клуба, а также ведётся благотворительное направление. Верующих туристов заинтересует несколько ценных икон, которые постоянно выставляются для молитв.

Церковь внутри, © Официальная группа храма Вконтакте

Расписание храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде

Церковь открыта каждый день с 08:00 до 18:00, без перерывов и выходных. Церковная лавка работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 18:30. Расписание богослужений:

  • главная молитва в 5-ую субботу Великого поста — престольный праздник;
  • по пятницам в 10:00 — Водосвятный молебен;
  • по субботам в 08:00 — Божественная литургия, в 09:30 — Панихида, в 16:00 — Всенощное бдение;
  • по воскресеньям в 08:00 — Божественная литургия.

Церковь, © Официальный сайт храма

История церкви

В 2005 году заброшенное здание бывшего кинотеатра «Мир» отдали Камышинской епархии для создания прихода. В июле этого же года прошла первая служба. Помещения были в плохом состоянии, поэтому произвели частичный ремонт и вывоз мусора, и установили алтарную часть. В 2009 году после выбора нового иерея, прошёл ряд благоустройств: проведена канализация, куплены вещи для богослужений, поставлен колодец со Святой водой, расчищена территория. В 2010 году построили дополнительное сооружение — крестильню, и провели электричество. В 2011 году открыли воскресную школу и детскую площадку, поставили купол.

С 2012 года проводятся масштабные ремонтные работы: от покраски стен до реставрации фасадов. Дополняется иконостас и росписи на потолке. К входным группам пристроили сени с куполами. Перед автомобильной дорогой поставили церковную лавку. В 2018 году поставили новый купол. Приход организовал бесплатную юридическую помощь и материальную поддержку малоимущим. На открытой площадке проходят праздничные мероприятия, как Пасха и Масленица. Ищите подробную информацию о праздниках на официальном сайте храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде.

Внутреннее убранство, © Официальная группа храма Вконтакте

Архитектура и внутреннее убранство

Пространство устроено в бывшем кинотеатре, поэтому церковь не имеет привычную архитектуру. Здание прямоугольной вытянутой формы с немного выступающей треугольной крышей. Главная дверь оформлена выдающимися вперёд колоннами, по центру между ними висит лик, почитаемой здесь Пресвятой Богородицы. В нижней части на одинаковом расстоянии находятся окна, а в верхней нише сделаны круглые углубления, на которых изображены иконы. На крыше создана пристройка для купола. Сам он небольшого размера из синего и золотого металла с крестом на верхушке.

Внутри устроено несколько комнат, в том числе администрация и библиотека. Зал для прихожан выкрашен в светло-голубой цвет. У одной из стен стоит большой иконостас с золотым оформлением. По периметру висят иконы, на потолке использована роспись. В середине красуется позолоченная люстра. Немного сбоку установлено деревянное распятие. Из Франции в качестве подарка сюда привезли иконы Петра и Феврония с частицами мощей и мученика Вонифатия. Пару раз в год доставляют и другие святыни, к которым допускают посетителей.

Иконы, © Официальная группа храма Вконтакте

Правила посещения

Место открыто для всех на бесплатной основе. По желанию оставляются пожертвования на любую сумму. Женщины при входе должны покрыть колени и голову. Платок можно взять при входе безвозмездно, и при выходе вернуть на место. Внутри сохраняйте тишину и фотографируйте без вспышки. В магазинчике предлагается купить свечки, которые устанавливаются в зале на специальных подставках.

Как добраться до храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Волгограде

Здание расположилось в удобной локации — лицевым фасадом к основной улице города рядом с общественным транспортом: остановка «Кинотеатр Мир» — автобусы № 2, 25, 52э, 77, 85, 88 и 89э, маршрутные такси № 800. Ближайшая трамвайная остановка — «ул. Острогожская», маршруты № 3 и 4.

Для поездки на автомобиле выставляйте GPS-координаты — 48.695749, 44.467270. Путь держите по трассе Е119, она же Череповецкая улица. Такси заказывайте через приложение Везёт, Яндекс.Такси или Такси 34. Если вы находитесь недалеко от железнодорожной станции «Волгоград 2», то можете дойти пешком.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *