Храм Покрова во Владимире

Церковь Покрова на Нерли

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм
Покрова Пресвятой Богородицы
на Нерли
Страна Россия
Посёлок Боголюбово, Суздальский район, Владимирская область
Адрес 601270, Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово, Вокзальная ул., д. 10 (ур. Покров-на-Нерли)
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Благочиние Суздальское районное
Тип помещения крестово-купольный храм
Престольный праздник 1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы
Настоятель игумен Гавриил (Крускоп)
Основание середина XII века
Основатель великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Первое упоминание середина XII века
Архитектурный стиль русская архитектура
Имущество передано Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику
Состояние
  • действующий храм;
  • музейная экспозиция
Статус объект культурного наследия России и часть объекта всемирного наследия
Объект культурного наследия России
объект № 3310157000 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Church of the Intercession on the River Nerl
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Покрова на Нерли)
Ссылка № 633-004 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.

Строительство

Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился новый город Боголюбов (Боголюбово) с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.

Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.

Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию:

Сегѡ̀ же лѣ́та сы́нъ є҆гѡ̀ пе́рвый и҆зѧсла́въ а҆ндре́евичъ ко гдⷭ҇ꙋ ѿ̾и́де… Се́й же вели́кїй кнѧ́зь а҆ндре́й, а҆́ще печа́лїю ѡ҆ сконча́вшемсѧ сы́нѣ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ, и҆ скорбѧ́ше… бо́лѣе въ бг҃оꙋгѡ́дныѧ дѣла̀ поѡщрѧ́шесѧ; и҆́бо бг҃олю́бскїѧ ѻ҆би́тели, ꙗ҆́кѡ по́прище є҆ди́но, на рѣкѣ̀ клѧ́зьмѣ, въ лꙋгꙋ̀, нача̀ зда́ти цр҃ковь во и҆́мѧ прест҃ы́ѧ бцⷣы чⷭ҇тна́гѡ є҆ѧ̀ покро́ва, на ᲂу҆́стьѣ рѣкѝ нерлѝ… ѻ҆́нꙋю цр҃ковь є҆ди́нымъ лѣ́томъ совершѝ и҆ ѻ҆би́тель мона́шествꙋющымъ при не́й содѣ́ла.

Судя по тексту, церковь построена не ранее 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя) и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон). Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен и Никодим Кондаков считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом.

Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом:

Въ лѣⷮ ҂ѕхѯ҃ѕ. Сии же кн҃ꙁь ѻ҆ндрѣи бг҃олюбовныи град спом ѡсыпа, посᲅави тᲂу цр҃ковь каменꙋ ржⷭ҇ᲅво сᲅ҃ѣи бцⷣи на клѧꙁмѣ рѣцѣ , а҆ дрꙋгꙋю покровᲆ сᲅ҃ѣи бцⷣи на нерли, и҆ ᲂу҆сᲅрои мнⷭ҇ᲅырь.

— ПСРЛ, т. XXX, стр. 68

Сергей Заграевский и Татьяна Тимофеева на основании этой и других летописей, в том числе домонгольских, в качестве датировки церкви Покрова принимают 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов.

Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале.

Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы. Залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность, жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Процесс строительства начинался с заготовки строительных материалов, затем разбивали на месте план и отрывали фундаментные рвы по периметру и осям столпов, до глубины залегания материкового грунта. Считается, что у белокаменных зданий был ленточный фундамент, положенный не в котлован, а во рвы, которые заполнялись глыбами валунов, булыжником, обломками известняка и туфа и заливались раствором. Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Шлемовидные главы покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, но форма её, как предполагают исследователи, приближалась к шлемовидной. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом.

История

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне.

Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли

Архитектура

1.Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

Настоящее время

Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

  • Вид на церковь и пруд с северо-западной стороны

  • Западный фасад

  • Вид с ? стороны. Апсиды

  • Вид с восточной стороны. Апсиды

  • Северо-западная сторона, слева видна построенная в 1885 году зимняя церковь Трёх Святителей

  • Давид-псалмопевец, львы и грифоны

  • Интерьер церкви

  • Монета Банка России из серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

Примечания

  1. Перечень Приходов, Монастырей, Подворий (юридических лиц), входящих в структуру централизованной религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), продолжающих свою деятельность в 2018 году // Официальный сайт Владимирской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)
  2. Покров // Справочно-информационный портал Грамота.ru. (Проверено 18 декабря 2018)
  3. Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова // Мат-лы XVIII межд. краевед. конф. (19 апреля 2013 г.).. — Владимир, 2014. — С. 9—16.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь Покрова на Нерли. — М.: Сев. паломник, 2003.
  5. Раппопорт, 1993, с. 70.
  6. 1 2 3 Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3—12.
  7. Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
  8. Воронин, 1961, с. 279, 298.
  9. Раппопорт, 1993, с. 264.
  10. Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
  11. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
  12. Воронин, 1961, с. 262.
  13. Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
  14. Раппопорт, 1993, с. 70, 72.
  15. Тимофеева Т. П. Архитектура времени Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 56—58.
  16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.
  17. Флоренский П. В., Соловьёва М. Н. Белый камень белокаменных соборов. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
  18. 1 2 Заграевский С. В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы XXI межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г.). — Владимир, 2016. — С. 194—201.
  19. Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 126.
  20. Власюк А. И. Первоначальная форма купола церкви Покрова на Нерли. // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2. — С. 67—68.
  21. Заграевский С. В. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Мат-лы ХХIII межрегиональной краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
  22. Храм Покрова на Нерли Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Литература

  • Афанасьев К. Н. Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли / К. Н. Афанасьев // Архитектура СССР. — 1983. — № 6. — С. 51—53.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков: в 2 т. — Т. 1.. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 558 с.
  • Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М. : Алев-В, 2008. — С. 129—146.
  • Плугин В. А. Храм Покрова на Нерли: Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века: Альбом / авт. текста В. Плугин. — Л.: Аврора, 1970. — 40 с. — (Публикация одного памятника; Вып. 5).
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отд-ние, 1993. — 288 с.
  • Раппопорт П. А. Еще раз о галереях церкви Покрова на Нерли // Архитектура СССР. — № 1. — 1984. — С. 106.
  • Тимофеева Т. П. Церковь Покрова на Нерли / Т. П. Тимофеева, С. М. Новаковская-Бухман. — М.: Сев. паломник, 2003.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Рекомендуем посмотреть на храм Спаса на Крови.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.

Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.

14 октября – праздник Покрова Богородицы. С ним напрямую связан один из шедевров древнерусской архитектуры, великолепно сохранившийся до наших дней. Это церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

Храм считается первым архитектурным памятником Древней Руси, который был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Даже если вы никогда не были ни во Владимире, ни в Боголюбове, то наверняка видели церковь на фотографиях. Изображение храма всегда включали во все школьные учебники по истории Древней Руси. Это я вам говорю, как учитель истории с 15-летним стажем!

Произносим правильно

Как правильно произносится название этого удивительного древнерусского храма? Запоминаем раз и навсегда: ПокровА на НерлИ.

Раскопками церкви и её детальным изучением занимался выдающийся советский историк, археолог и искусствовед, наш земляк Николай Николаевич Воронин. Из-под его пера вышло немало исследований, посвященных памятникам древнерусского зодчества.

Мне нравится книга Н.Н.Воронина «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский (М., Искусство, 1967)». Её читают, в основном, специалисты-искусствоведы и историки. Но в этом исследовании настолько образно рассказано о храме Покрова на Нерли, что я решила процитировать в очерке самые яркие фрагменты. Наиболее важные моменты в этих цитатах я выделила жирным шрифтом.

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере

  1. Когда и зачем была построена церковь
  2. Местоположение храма
  3. Архитектурные особенности
  4. Скульптурные изображения на фасадах
  5. Страницы истории
  6. Дорога к храму

Когда и зачем была построена церковь

Причин постройки церкви было несколько. Они прекрасно изложены Н.Н.Ворониным в упомянутом выше исследовании.

«Храм на устье Нерли, как рассказывает легенда, был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на болгар, а ка­мень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные болгары.

В то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, за­платившему за эту победу жизнью.

Храм был посвящен новому празднику – Покрову Богородицы, установлен­ному владимирским князем и духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха. Этот праздник гово­рил об особом покровительстве «царицы небесной» «царям правоверным», владимирской династии и Владимир­ской земле».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Здесь следует сделать небольшое пояснение. В августе 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу в сражении с волжскими булгарами. Однако в ходе этой битвы был тяжело ранен сын Андрея Боголюбского Изяслав, который вскоре умер от ран. И построил князь храм, который стоял, словно поминальная свеча в память о безвременно ушедшем из жизни сыне.

Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1665 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию. По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель мастеров.

Местоположение храма

Церковь находится в полутора километрах от Боголюбова, бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского. Раньше на этом месте река Нерль впадала в Клязьму. Вот почему храм и получил название Покрова на Нерли. Со временем русло Клязьмы сместилось далеко па юг, оставив после себя ста­рицу – тихую заводь, заросшую кувшинками. Здесь у старицы и стоит храм Покрова.

А теперь давайте вспомним историю и географию. Клязьма была частью важнейших торговых путей того времени. Она впадает в Оку, Ока в Волгу, Волга – в Каспийское море. То есть по Клязьме шла торговля Владимиро-Суздальского княжества со странами Востока.

И здесь хочу поделиться фотографией карты, которая мне встретилась в Узбекистане, недалеко от крепостной стены Хивы. Надпись гласит, что это Великий шелковый путь. Видите, что в качестве одного из опорных пунктов указан Владимир?

А теперь вернемся к храму, который построен на месте слияния двух рек. Разумеется, зодчие не могли не знать, что весной реки разливаются и весь луг бывает затоплен водой.

«Чем же была вызвана постановка церкви Покрова на столь трудном для строителей месте? В этом был свой глубокий смысл. Устье реки было воротами Суздальской земли и выходом на быстрое течение Клязьмы к Оке и Волге. Мимо храма шли суда из Суздаля и Ростова, ко­рабли послов и гостей из стран Востока, с Волги и Оки. Он не был одиноким. Храм был связан единым замыслом с белокаменным княжеским замком, который был хорошо виден отсюда, и далее – с пышными зданиями самой столицы княжества, Владимира».

Н.Н.Воронин. «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Что видели послы и гости, когда проплывали на кораблях в этом месте? А видели они владения Андрея Боголюбского. Невероятной красоты храм с пристанью. Княжеский замок в так называемом Боголюбовом-городе. И сам Владимир с его знаменитыми соборами, Дмитриевским и Успенским.

Все-таки Андрей Боголюбский был мудрым и дальновидным правителем. Поставив храм в таком месте, князь имел возможность не только контролировать волжский торговый путь, но и показывать гостям величие Владимиро-Суздальского княжества.

Архитектурные особенности храма

Возможно, вы видели красивые фотографии церкви Покрова на Нерли весной, во время разлива. Кругом вода, куда ни глянь. И среди этой воды крохотный островок с храмом. Как такое возможно?

Дело в том, что церковь возведена на рукотворном холме. Зодчие прекрасно знали о весеннем разливе рек. Поэтому они заложили фундамент из булыжника, на нем выложили основание стен из тесаного камня и обсыпали его изнутри и снаружи глинистым грунтом. Так был создан холм, на котором сейчас стоит церковь.

Знаю, что среди моих читателей есть люди, далекие от архитектуры. Поэтому сделала вот такой мини-словарик, чтобы дальше было всё понятно.

Значение архитектурных терминов, которые упоминаются в этом очерке

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Закомара – (от древнерусского «комара» – свод) – полукруглое завершение участка стены, которое закрывает прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.

Аркатурно-колончатый пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек с колоннами.

Словарь храмовой архитектуры

Храм выстроен в традициях владимирской архитектурной школы. Давайте вспомним отличительные черты памятников Владимиро-Суздальской Руси.

  • Высокий барабан
  • Позакомарное покрытие
  • Аркатурно-колончатый пояс
  • Деление фасадов на три части
  • Узкие щелевидные окна.

Сколько в этой постройке легкости и изящества!


Об этом же пишет и Николай Николаевич Воронин.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает его тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летя­щей ввысь музыке или песне… Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими…».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

А ведь во времена княжения Андрея Боголюбского церковь Покрова на Нерли выглядела иначе. В ходе археологических раскопок. Н.Н.Воронин обнаружил фундаменты галерей, которые первоначально окружали храм с трех сторон. Галерей давно нет, от них сохранились плиты с резными изображениями геральдических барсов и грифонов.

На юго-западном фасаде к церкви примыкала лестничная башня, через которую попадали на хоры. На южном фасаде сохранился дверной проем (на фото слева), который позднее был превращен в окно.

Холм был облицован белокаменными плитами, в которые были встроены желоба-водостоки. А совсем рядом располагалась пристань для кораблей.

Красота, правда?

Скульптурные изображения на фасадах храма

По форме церковь Покрова на Нерли схожа с Дмитриевским собором во Владимире. Однако если на Дмитриевском соборе почти полторы тысячи резных рельефов, то храм Покрова на Нерли украшен белокаменной резьбой гораздо меньше.

«Резной убор храма прост и немногосложен. На всех трех фасадах повторена одна и та же композиция релье­фов.

В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца Давида, сидящего на троне и пророчествующего о богоматери под звон гуслей.По сторонам симметрично расположены два голубя и под ними фигуры львов, связанные с образами псалмов Да­вида.

Ниже – три женские маски с волосами, заплетен­ными в косы; они проходят и через боковые части фа­сада, образуя своего рода фриз: это символы девы Ма­рии, которые неизменно сопутствуют посвященным ей храмам. Ниже по сторонам централь­ных окон – симметричные фигуры лежащих львов, «неу­сыпных стражей» храма…

Компози­ция резного убора прозрачна и изысканна; рельефы подобно драгоценным камеям украшают белую гладь стены».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

А теперь давайте посмотрим повнимательнее на символику изображений.

Библейский царь Давид. В руках у него скрижаль, то есть табличка с законами. У ног Давида лежат львы, которые символизируют победу добра над злом. Некоторые исследователи связывают их со львами, которые напали на стада Давида.

Львы рядом с центральными окнами. Это обереги храма. Львы лежат, скрестив передние лапы. Кажется, что они дремлют. Но глаза их открыты и они в любую минуту готовы ринуться на защиту. Кстати, обратите внимание на хвосты: они продеты в задние лапы и разветвляются в три цветка.

Женские лики это, безусловно, символ покровительства Богоматери. Кстати, видите аналогию между словами «покров» и «покровительство»?

Фигурки на арактурном поясе. Есть среди них женские лики, львы, грифоны. А есть так называемые «свинообразные рыла» и химеровидные зверьки. Исследователи считают, что это символ извечной борьбы добра и зла.

Страницы истории храма

После гибели князя Андрея Боголюбского при церкви был основан сначала женский, а затем мужской монастырь, который просуществовал до XVIII века. Затем церковь Покрова на Нерли была приписана к Боголюбовскому монастырю.

В 1784 году игумен Боголюбовского монастыря получил разрешение на разборку церкви. Он хотел использовать камни для строительства монастырской колокольни. Церковь спасло то, что не сошлись с подрядчиком в цене за разборку храма.

В 80-е годы ХХ века храм отреставрировали, сейчас в нем проходят службы.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт

Однажды мы с подругой и ее мужем купались в старице рядом с храмом. У Ильи был с собой бинокль с очень большим увеличением. Ради интереса мы начали рассматривать храм в бинокль. Оказалось, что на кресте набиты в шахматном порядке гвозди. Видимо, чтобы птицы не садились и не оставляли за собой никаких следов.

Дорога к храму

Как добраться до церкви Покрова на Нерли? Очень просто.

Вы приезжаете в Боголюбово на машине, на рейсовом автобусе из Владимира или на электричке. Переходите через железную дорогу по переходному мосту.

Кстати, к решеткам моста прикреплены стилизованные изображения львов и грифонов.

С железнодорожного перехода виден, как на ладони, Боголюбовский монастырь.

Вы спускаетесь с лестницы. Справа у вас остается тенистая аллея.

А вы поворачиваете налево и по лугу идете к храму Покрова.

Обратите внимание и на сам Боголюбовский луг, который считается заповедным.

И если погода хорошая, то уже издали вы сможете увидеть сам храм, эту жемчужину древнерусского зодчества.

«Покров на Нерли является венцом творчества владимирских зодчих середины XII века, подлинных поэтов русской архитектуры».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Каждый год 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы идет в этой церкви праздничная служба. И звучит под сводами храма молитва: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла».

Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда будете во Владимире, найдите пару-тройку часов и съездите в Боголюбово. Зачем? Да просто полюбоваться изумительным храмом Покрова на Нерли.

>Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела «, т. е храм был возведен за один год.

Читайте также — Монастырь без секретов

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Фото: www.photorow.ru

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Монастыри Москвы

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *