Храм соловецкое подворье

Содержание

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове

У этого термина существуют и другие значения, см. Георгиевская церковь.

Православный храм

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Москворецкое благочиние

Тип здания

церковь

Архитектурный стиль

русское узорочье

Первое упоминание

XVI век

Дата постройки

1653 г.

Приделы

Георгия Победоносца, Николая Чудотворца

Статус

ОКН № 7734874000№ 7734874000

Состояние

отреставрирован, действует

Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви, памятник архитектуры XVII века в стиле московского узорочья. С 1992 года является подворьем Соловецкого монастыря. Расположен в районе Замоскворечье города Москвы, по адресу Садовническая улица, д. 6.

История

Деревянная Георгиевская церковь на месте нынешнего храма известна с середины XVI века. Первый каменный храм был заложен на этом месте в 1588 году по желанию архиепископа Арсения Элассонского, прибывшего в Москву из Константинополя в составе патриаршего посольства. Храм с главным престолом во имя Рождества Богородицы был возведён на средства архиепископа в конце XVI века, но сохранил своё древнее название.

В 1611 году, в Смутное время, рядом с церковью был поставлен острожек, оборонявший путь от Спасских (Водяных) ворот Китай-города через «живой» мост (Замоскворецкий брод) к Ордынке и Серпуховским воротам. В 1612 году в ходе боёв за переправу через Москву-реку между польским войском и русским ополчением острожек несколько раз переходил из рук в руки, а в августе 1612 года был некоторое время занят «гайдуками изменника Гришки Орлова». Именно благодаря бурной истории этой эпохи церковь «Егория в Ендове» или «св. Георгия на Яндове» часто упоминается в летописных и других источниках того времени. Своим названием церковь обязана местоположению: храм стоял на небольшом холме и был отделён от Балчуга дренажным рвом, проходившем через впадины («ендовы» или «яндовы»), заполнявшиеся паводковой водой.

В ходе военных действий храм, вероятнее всего, был повреждён, но вскоре после войны полностью восстановлен. Ныне существующая церковь была возведена в 1653 году жителями Нижних Садовников, возможно, с использованием стен более древнего храма. Главный престол церкви был посвящён Рождеству Богородицы, а южный и северный приделы сохранили древние названия — Георгиевский и Никольский. Оба придела помещались в боковых апсидах церкви, значительно выступающих за линию стен четверика, и имели собственные входы, заложенные при более поздних переделках храма.

В 1670—1680-х годах была перестроена вся западная часть здания. В результате этих работ была возведена шатровая колокольня, трапезная увеличилась почти вдвое, включив в себя и новый Никольский придел. Сильный паводок 1729 года размыл грунт под храмом и повредил фундаменты трапезной и колокольни и в 1729—1730 годах они были вновь перестроены. Только в ходе реставрации 1960-х годов трапезной вернули облик конца XVII века. Шатровая колокольня была вновь разрушена сильным паводком 1786 года. Вместо неё в 1806 году на средства П. Г. Демидова была возведена существующая трёхъярусная колокольня.

В 1760-х годах вокруг храма появилась украшенная пилястрами белокаменная ограда с двумя воротами и кованной решёткой. При возведении колокольни ограда была несколько изменена, а единственное сохранившееся звено кованной решётки середины XVIII века сейчас находится в музее «Коломенское».

Пожар 1812 года повредил стены Георгиевского храма и его внутреннее убранство, но в конце 30-х годов XIX века храм был вновь восстановлен.

В годы Первой мировой войны на территории церкви помещался лазарет.

При Советской власти церковь была открыта вплоть до 1935 года. После его закрытия здание использовалось различными организациями.

В 1958-1962 годах была проведена реставрация церкви по проекту Н. Д. Недовича.

В 1992 году в церкви Великомученика Георгия Победоносца учредили подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Первая служба во вновь открытом храме состоялась в 1993 году по случаю Рождества Христова.

Архитектура

Вид храма с Садовнической улицы

Ядро памятника середины XVII века составляет сохранившийся до наших дней двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с пирамидой кокошников, поставленных «вперебежку». Четверик увенчан пятью главами, поставленными на высокие глухие барабаны, и своим завершением напоминает другую церковь середины XVII века — храм Троицы в Никитниках.

В XVII веке с запада к четверику примыкали невысокая трапезная и колокольня, поставленные симметрично относительно продольной оси храма в соответствии с распространённым в то время строго осевым построением объёмов слободских храмов. Сложность силуэта храма достигалась за счёт разной высоты алтаря, четверика, притвора и колокольни. Декор четверика характерен для архитектуры середины XVII века и отличается обилием резных кирпичных деталей: сложный карниз с поясами филёнок и поребриком, короткие полуколонки на уровне окон второго света, наличники с укрупнёнными перспективными навершиями.

Трапезная и придел, несколько возвышающийся над трапезной с северо-восточной стороны, составляют почти квадратный в плане единый объём. Главка придела была восстановлена лишь в конце XX века. Главным декоративным элементом трапезной и придела являются наличники, близкие по стилю к московскому барокко. Во внутреннем пространстве трапезной мощный свод с красиво очерченными распалубками раскрывается в придел широкими, опирающимися на столп арками. На своде сохранилась роспись XVII века, сильно искажённая поздними записями.

Трёхъярусная колокольня, выполненная в стиле классицизма, и церковная ограда поставлены по красной линии Садовнической улицы. «Готические» пропорции двух нижних ярусов в сочетании с невысоким восьмигранным четвериком с нишами и слухами стрельчатой формы придают колокольне лёгкость и стройность, несколько смягчая сдержанный декор крупно рустованных фасадов. Колокольня увенчана куполом и шпилем.

На церковном дворе установлен Поклонный крест в память всех православных, на Соловках пострадавших.

Примечания

  • Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье / Под ред. А. И. Комеча. — М.: Искусство, 1994. — С. 88-90. — 320 с. — ISBN 5-210-02548-9 (в.4).

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом. Диоклитиан (284 — 305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица АлександраЖитие.. Мученик Феодот и святые мученицы семь дев — Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.

Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне. так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира , Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович ( 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

Дни памяти: Апрель 23, Ноябрь 3, Ноябрь 10 (колесование — грузинское празднование), Ноябрь 26

Молитвы великомученику Георгию Победоносцу

Молитва первая

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу
Тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Ин тропарь, глас той же
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 4
Днесь блажат тя мира концы, Божественных чудес исполншеся, и земля радуется, напившися крове твоея. Христоименитии же людие града Киева освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася, страстотерпче Георгие, сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов. Егоже моли с верою и мольбою приходящим во святый твой храм дати очищение грехов, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 4
Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Подворье Соловецкого монастыря в Москве
Подворье ставропигиального мужского монастыря

В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.
В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.
Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.
Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.
В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.
Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.
Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.
Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).
Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.
Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А.И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.
Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.
Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.
Современность:
16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).
После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.
Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.
До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.
3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.
Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.
2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.
12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).
Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.
В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время работа по росписи интерьера храма полностью завершена. Большую часть её выполнила бригада художников под руководством известного московского иконописца Н. В. Нужного.
Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.
Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям, частично координируется на Московском подворье.
На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет помощь обители в подготовке изданий литературы к печати, а также осуществляет собственную полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др.), а также принимает участие в подготовке фотовыставок, презентаций для проведения Попечительского совета монастыря, предоставляет оргтехнику при подготовке ежегодных годовых отчетов для монастыря и всех скитов и подворий. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие поучения по теме предстоящих праздников и злободневных тем, касающихся духовной жизни прихожан.
Святыни храма:
Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.
Особо чтимыми иконами Божией Матери являются: «Державная», «Хлебенная» (список келейного образа, святителя Филиппа, другое название – «Запечная», поскольку она явилась ему, когда он подвизался в хлебопекарне будучи молодым иноком) и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей поставлена на аналое для поклонения в Николо-Георгиевском приделе. Наконец, в центральном приделе находится мощевик с частицами святых мощей преподобных Глинских старцев.
Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и Целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.
Приходская жизнь:

При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. Учащиеся, число которых обычно не превосходит 20–25 человек, разделены на три возрастные группы – от 6 до 15 лет. Целью деятельности школы является разъяснение и усвоение воспитанниками основных истин Православной веры, организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви, воспитание навыков церковного искусства (пение, рисование и др.). Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.

Перед занятиями совершается трапеза. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями. 2-3 раза в учебном году проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные истории Отечества, истории Церкви, выдающимся соотечественникам и проч. Так, например, были проведены вечера, посвящённые Александру Невскому, П.И. Чайковскому, Куликовской битве, преподобному Иоанну Дамаскину. Ежегодно особо отмечается праздник, посвященный Дню Победы, 9 мая.

Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на спектакль и праздничный концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где помещены списки учащихся, расписание занятий, фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.

Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки (Троице-Сергиеву лавру, Соборы Московского Кремля, Новодевичий монастырь, храм Воскресения Христова в Кадашах, прогулки по Москве с посещением храмов Св. Николая в Клёниках, Косьмы и Дамиана на Маросейке, где знакомимся с историей храма), организуются учебные экскурсии в музеи Москвы: музей Достоевского, Третьяковскую галерею, музей Васнецова, дом-музей П.И. Чайковского в Клину, поездка на Бородинское поле и др. В 2016 году была организована поездка на Соловецкие острова.

На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».

Проводились встречи с художником-монументалистом, переводчиком «Слова о полку Игореве» Артемьевым А.В., с детским психологов, автором книг Ириной Яковлевной Медведевой.

Ответственной за деятельность воскресной школы является Ольга Глебовна Кожевникова.

Социальная деятельность Подворья, которая ведется с 2011 года, в основном сосредоточена на помощи инвалидам из числа прихожан Подворья и на переписке с заключенными (отправка им посылок и бандеролей). Осенью 2016 года появилось новое направление деятельности Службы милосердия – социальная помощь в дошкольном отделении школы № 518 г. Москвы, где функционирует группа «Особенные дети» для детей-инвалидов.

Церковное социальное служение осуществляется силами прихожан, добровольцев Социальной службы милосердия (около 30 человек), которая была создана в апреле 2015 года.

Духовное окормление Социальной службы совершает иеромонах Лонгин (Новоселов). Координатор Службы милосердия – помощник Настоятеля по вопросам социального служения Анапольская Наталья Александровна.

Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться деятельность паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно с октября по май, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка. Наши паломники совершают поездки и на Святою Землю, к православным святыням Крыма, других городов России. Пользуются популярностью автобусные поездки по монастырям Подмосковья. Такое разнообразие привлекает все новых паломников, многие из которых приезжают летом на Соловки и становятся нашими прихожанами в Москве.

В настоящее время основная задача Паломнической службы – организация поездок на Соловецкие острова, где паломники знакомятся с историей и современной жизнью Спасо-Преображенского ставропигиального Соловецкого мужского монастыря. Весь зимний сезон набираются группы индивидуальных паломников и из приходов. Поездки осуществляются в летнюю навигацию — с начала июня до середины сентября. Сотрудники Службы в это время работают с паломниками непосредственно на Соловках. Паломническая служба предлагает наиболее оптимальную программу из 6 дней пребывания на островах. График экскурсий строится с учетом расписания богослужений.

Паломническая служба проводит и благотворительную работу. На Подворье монастыря (в храме во имя Великомученика и Победоносца Георгия в Ендове) принимаются группы паломников, для которых проводятся экскурсии с рассказом о монастыре, храме и подворье. Регулярно в социальных учреждениях Москвы проходят лекции и экскурсии для пожилых людей. Дважды в год организуются вечера-встречи, посвященные Соловкам, благотворительные рождественские и пасхальные концерты.

Богослужения в храме совершаются ежедневно:

Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).
Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители Зосиме, Савватию и Герману.
В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00 – читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00, на котором совершается малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.
Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается Таинство Елеосвящения (Соборования) – кроме первой и последней седмицы Поста. В период Рождественского Поста это Таинство совершается лишь дважды.
Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение.

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в Ендове

Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию (скачать расписание на декабрь 2015), утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).

Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители.

В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00: читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00: служится малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.

По такому чину совершается суточный круг богослужения во все дни в течение года.

Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается таинство Соборования.

Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение.

Не бойтесь Соловков, там Христос близко

Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Древний монастырь, с XVI века использовавшийся как тюрьма, соседствует с бараками Соловецкого лагеря особого назначения 1923-1929 годов. Человеческие страдания ощущаются здесь вместе с радостью воскресения и свободой непобежденной веры. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».

Монастырь, крепость, тюрьма…

История Соловецкой обители

Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке — Архангельск, Кемь и Беломорск.

Еще в доисторические времена сюда приплывали саамы и устраивали ритуальные танцы перед камнями-идолами. На островах находились их языческие капища. Затем поморы облюбовали ближайшие к материку острова Белого моря для своих стоянок на промысле.

В 1429 году монахи Савватий и Герман причалили на небольшой поморской лодке-шняке к берегу Большого Соловецкого острова. Три дня шли они в ледяном море на веслах, для того что бы приобрести желанное уединение отшельничества. С тех пор на Соловецких островах началась совсем другая жизнь. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера Савватий и Герман воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках. Устроителем самой Соловецкой обители стал преподобный Зосима, сподвижник преподобного Германа. Текст жития повествует о чудесном видении: преподобному Зосиме явилась на востоке прекрасная церковь в небесном сиянии. На месте видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Этому монастырю суждено было стать сердцем духовной жизни, миссионерским центром и форпостом российского государства на севере. Он же стал и самой суровой тюрьмой в России. То, что монастырь — бывший лагерь, хорошо видно и сейчас. Следы тюремной жизни — толстые деревянные двери с глазками, кормушками и ржавыми запорами — сохранились до сих пор.

С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Весь архипелаг — это, по сути, огромное кладбище.

Пока светит солнце

Если ехать на Соловки первый раз, надо непременно плыть на корабле, а не лететь на самолете. В путеводителях можно прочитать: «Монастырь, как сказочный град Китеж, вырастает прямо из воды», но никакие слова не передадут живое впечатление от этого зрелища.

После посещения монастыря пути паломников расходятся. На Соловках так много всего, что даже за целый отпуск можно не успеть все посмотреть. Тем более что где-то хочется задержаться подольше: помолиться, посмотреть на море. Поэтому, если вы едете ненадолго, то не стремитесь обежать все. Получится одна суета. Лучше выбрать на ваш взгляд два самых интересных или важных места и сделать их основной своей целью. Например, остров Анзер и Секирная гора. Оптимальное время, чтобы и в монастыре помолиться, и успеть совершить два больших путешествия, — две недели.

Есть на Соловках правило — ничего не планировать заранее. Неожиданности вас будут подстерегать всегда. Собрались морем на Анзер — шторм. Решили наконец-то пойти за грибами — дождь. Погода на Соловках непредсказуема и меняется мгновенно. Так что программа пребывания на острове должна строиться по принципу «путешествуй, пока светит солнце». Но дождевик — ваш верный друг в любом путешествии.

Время поездки зависит от вашего настроя. Если вы настроены на общение и активный отдых, то лучше ехать до так называемых соловецких праздников, то есть до 12 августа, дня обретения мощей преподобного Германа Соловецкого. В это время на Соловках проводятся мероприятия Соловецкого музея-заповедника: фестиваль бардовской песни, парусная регата и т. д. Время «соловецких праздников» — самое горячее и для жителей, и для экскурсоводов, и для монахов.

Если вы ищете уединения и тишины, то надо ехать после праздников Соловецкой обители, которые длятся с 12 августа до Успения (28 августа), престольного праздника церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре. 29 августа отчаливает корабль с последними туристами, и на острове остаются только «свои» люди.

Ездить или ходить?

Места, которые можно посетить с пользой на Соловках, — везде. Приблизительное среднее расстояние между ними — 12 километров. Есть и очень удаленные скиты, километров на восемнадцать от поселка. Так какой вид передвижения выбрать?

Автобусные экскурсии, машины напрокат (такое тоже есть на Соловках) подойдут тем, кто хочет успеть побывать везде за три дня, кто немощен или приехал с детьми. Велосипед — для тех, кто хочет за короткий срок самостоятельно успеть в несколько мест. На острове есть несколько пунктов проката велосипедов. Цены везде разные.

Если вы никуда не спешите, лучше всего ходить пешком. По дороге можно полюбоваться лесом, собрать грибов, покупаться в озерах, подивиться разноцветным валунам, сфотографировать гигантские муравейники, полежать на мягких мхах и лишайниках, до черных ладоней наесться черники! В вашем распоряжении будут не только проезжие дороги, но и узкие тропки. Разумеется, в такое самостоятельное путешествие нельзя отправляться без карты. Лучшая карта продается в монастыре, она подходит и паломнику, и туристу. На ней обозначены и не самые популярные дороги, а расположение объектов наиболее приближено к действительности.

Куда пойти в плохую погоду

Если на острове хмарь и дождь, наступило время для обзорной экскурсии по Соловецкому монастырю. Лучше пойти на экскурсию паломническую, тогда вам не только расскажут про храмы монастыря, но и сообщат расписание богослужений, подскажут, когда можно приложиться к мощам (раки с мощами открывают во время братского молебна, который служится каждый день в 6 утра).

В плохую погоду можно сходить в Морской музей. Открытый относительно недавно и поддерживаемый исключительно усилиями энтузиастов, музей побил все рекорды по популярности. Это музей-верфь: на ваших глазах строят настоящий корабль. Здесь вы узнаете, что поморские лодки сшивали, в прямом смысле слова, что поморы — это не национальность и что русский флот начался не при царе Петре, как принято думать, а гораздо раньше. Музей находится на Сельдяном мысу, в Амбаре для гребных судов. Работает без выходных с 10 до 21 часа. Вход свободный.

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/.

Неугасимая лампада духа. Собор Соловецких святых

Наиболее популярные маршруты:

1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом.

Попасть сюда можно только по морю с экскурсией (прибл. 800 рублей).

2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны.

3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор.

Попасть на остров можно только по морю с экскурсией (прибл. 800 рублей).

4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место.

Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны

Также интересно

Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

Подробную информацию о маршрутах можно узнать на сайте http://www.solovki.info. Все маршруты обозначены на карте, которая продается в монастыре.

Как добраться?

1. Прямым авиарейсом через Архангельск (билет вы получаете один, но в Архангельске пересаживаетесь на другой самолет). В Москве билеты на этот «спецрейс» можно приобрести в кассе компании «Аэрофлот-Норд» (тел.: 266-89-09).

2. Поездом Москва—Мурманск или Петербург—Мурманск до станции Кемь. Далее морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня. Катер отходит от причала в соседнем поселке Рабочеостровск в 8 утра. До поселка вас довезет либо городской автобус № 1, либо маршрутка, либо такси за 300 рублей. В 6.30 утра обязательно надо быть на причале. Можно заранее купить билеты на катер в гостинице около причала. Тогда вы сможете получить места в трюме, где не так холодно и не качает. Не забудьте взять с собой теплые вещи: шапку, перчатки, теплую куртку. Если вы не попадете в трюм, все это пригодится.

3. Поездом Москва—Мурманск или Петербург—Мурманск до станции Беломорск. Дальше на комете или теплоходе до Соловков.

Подробную информацию о движении транспорта, стоимости билетов можно найти на информационном портале http://www.solovki.info.

Как и где жить?

На острове есть все: больница, библиотека, почта, магазины. Есть телефонные будки, сотовая связь (кроме компании «Билайн»). Магазины в сезон работают до двух часов ночи. Есть и промтоварный магазин, где в случае чего можно купить резиновые сапоги, дождевик и т. д.

Очень подробная информация о соловецких отелях есть на портале http://solovki.info/?action=archive&id=80.

Кроме того, на островах процветает частный сектор. Еще на причале вас начнут атаковать люди с табличками «Сдам жилье». Стоимость койко-места у частников колеблется от 200 до 400 рублей и более в зависимости от удобств. Во время «соловецких праздников» бывает наплыв паломников, поэтому жилье найти довольно сложно, если не позаботиться об этом заранее.

Для паломников за стенами крепости, в поселке, функционирует бесплатная монастырская гостиница. На территории самого монастыря есть корпус для трудников-мужчин. Чтобы устроиться трудником, необходимо отдельно договориться с благочинным обители.

Женщины-трудницы проживают, как и паломники, в паломнической гостинице в поселке. Монастырская гостиница представляет собой двухэтажный деревянный барак (до революции это было ремесленное училище). Все комнаты, тесноватые и душные, сплошь заполнены металлическими кроватями, вплотную придвинутыми друг к другу. Каждая паломническая группа готовит себе пищу отдельно на общей кухне, а едят в коридорах за длинными деревянными столами. После 23.00 двери гостиницы закрываются до утра. Трудники обедают в отдельной трапезной.

Контакты паломнической службы Соловецкого монастыря: 164070 Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь. Тел./факс: 8 (818-35-90) 2-98, дежурный, спросить паломническую службу) или моб. тел.: +7-911-575-83-10. Подробнее о церковной жизни монастыря можно узнать на сайте www.solovki-monastyr.ru. Еще одна полезная ссылка: http://www.solovki.ca/index.php.

Расписание богослужений в Соловецком монастыре

6.00 Утреннее богослужение. Полунощница. Братский молебен преподобным Зосиме, Савватию и Герману. По окончании молебна братия обители, трудники и паломники, кроме служащих и клиросных, исходят на послушания. В храме продолжается богослужение, совершаются часы и Божественная Литургия.

17.00 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

После 1-го часа совершается заупокойная лития, а в пятницу — панихида. По окончании богослужения — тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

Вечером, по окончании трапезы, молитвы на сон грядущим.

В среду:

17.00 Вечерня. Молебное пение с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

В предпразничные дни:

17.00 Всенощное бдение. 1-й час. По окончании 1-го часа — молитвы на сон грядущим, тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

В праздничные дни:

8.00 Утренние молитвы. Полунощница. Тропарь, кондак и молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману. Часы и Божественная Литургия. Вся братия обители, трудники и паломники присутствуют за богослужением. По окончании богослужения — Чин о Панагии.

17.00 Вечернее богослужение.

Ирина СЕЧИНА

Фото: Лев Викторов www.photosight,ruФото: tema.nikitin www.photosight.ruФото: Svetlana Fateeva www.photosight.ruФото: Robinson www.photosight.ruФото: astrin www.photosight.ruФото: arcdaemon www.photosight.ru Фото: Алекс А.Белов www.photosight.ru Фото: Дядя www.photosight.ru

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

1. Соловецкий патерик

2. Борис Ширяев «Неугасимая лампада»

3.Алексей Лаушкин и Варвара Аксючиц-Лаушкина «Соловецкий монастырь и его ближайшие окрестности», путеводитель

Сколько репрессированных в России пострадали за Христа?

30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте вспомним историю.

30 Окт 2009 | Николай Евгеньевич Емельянов | Продолжение

Патриарх: Соловки должны занять особое место в жизни страны

Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти».

24 Авг 2009 | Редакция портала «Православие и мир» | Продолжение

Неугасимая лампада духа. Собор Соловецких святых

Теперь узники знают: от изломов похмельной фантазии «властей» завит каждый их шаг и сама жизнь. За «проступки», например, невыполнение «нормы выработки» – срубить и обтесать десять деревьев в день – их могут поместить на всю ночь лютой зимой в бывшую деревянную голубятню, лишив верхней одежды…

21 Авг 2009 | Мария Дегтярева | Продолжение

Соловки

Соловецкие острова расположены в Белом море в 160 километрах от Северного полярного круга. В 15-м веке православные подвижники Савватий, Герман и Зосима избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю.

21 Авг 2009 | | Продолжение

История Соловецкой обители

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

20 Июл 2009 | Редакция портала «Православие и мир» | Продолжение

Рождество на Соловках

Подготовка к запрещенной тогда и на материке и на Соловках рождественской елке прошла, как по маслу. Решад задумал изумить всех своим искусством и, оставаясь до глубокой ночи в своей мастерской, никому не показывал изготовленного.

5 Янв 2009 | Борис Ширяев | Продолжение

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Дух будущего борца за Церковь, богослова и мученика святителя Илариона воспитывался в благодатной среде сельского храма; дружная православная семья заложила в нем основы того душевного здоровья, которое помогло ему выстоять в нечеловеческих условиях советских тюрем лагерей.

28 Дек 2008 | | Продолжение

Сегодня на Соловках — завтра в России

Любые преобразования на Соловках мыслимы для нас лишь в том случае, если они будут направлены на возвышение и расцвет Соловецкой святыни, а не на ее умаление и поругание.

1 Дек 2008 | | Продолжение

Утешительный поп

— Это я-то нихиль?! — вскочил с нар отец Никодим. — Это кто же меня, сына Господнего, творение Его и к тому же иерея может в нихиль, в ничто обратить? Был я поп, — поп и есть! Смотри, по всей форме поп!

21 Мар 2008 | Борис Ширяев | Продолжение

Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Часть 1

Накрапывал дождь. Я любовалась морем; оно казалось таким спокойным. Мы долго сидели на палубе, проезжая мимо бесконечных лесопилок и кораблей со всего света Германии, Англии, Дании, Швеции. Все это зрелище, кажется, тянулось 38 верст. Через 2 часа пообедали и вышли в открытое море.

5 Мар 2008 | Аполлинария Волошун | Продолжение

Академик Д.С. Лихачев

Когда летом двадцать девятого года начальство ла¬геря издало приказ не носить длинной одежды и сбрить бороды, владыка Виктор отказался это выполнить. Он сослался, между прочим, и на то, что сами «вольные» носили длинные до пят «чекистские» кавалерийские шине¬ли (вспомним памятник Ф. Дзержинскому на Лубянской площади в Москве именно в такой шинели). 10 Сен 2007 | Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев | Продолжение

Соловки. Я воспринял Соловки не как тюрьму, а как святое место…

Затем произошло неожиданное. Отделенный (мелкий начальник над каким-то участком нар) подошел именно ко мне (верно, потому, что я был в студенческой фураж­ке — и поверил ей), попросил у меня рубль, и за этот рубль, растолкав всех на нарах, дал место мне и моим товарищам. 27 Авг 2007 | Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев | Продолжение

«На Соловках я понял, что каждый человек – человек…»

Мне спасли жизнь «домушник» (квартирный вор) Овчинников, ехавший с нами на Соловки вторично и король всех урок на Соловках, бан­дит и соучастник налетов знаменитого Леньки Пантелее­ва — Иван Яковлевич Комиссаров, с которым мы жили около года в одной камере. 22 Авг 2007 | Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев | Продолжение

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *