Храм святой троицы село илеть

Команда Кочующие

Каменный храм в селе Илеть был построен в 1866-1887 годах и освящен во имя Святой Троицы.

До сих пор в храме висит мраморная доска, на которой указаны день закладки храма (24 июня 1866 года), священник Григорий, староста Бусыгин, строитель Никанор Домрачев и мастер Степан Тюрген.

Крестьяне были богобоязненными старообрядцами. На разветвлении дорог в Орловку, Ляжинск и Кишкинск ими была установлена часовня. Гордостью сельчан была церковь, строительство которой началось в 1848 г. в целях утверждения православия среди местных старообрядцев. Храм освящен 5 февраля 1850 г. В географостатистическом словаре Семенова-Тянь-Шанского (1863-1885 гг.) записано: «На границе д. Параньга есть русская деревня Илеть… Живут в деревне мастеровой люд и богомольцы-староверы. Имеется церковь Троицкая… деревянная (рядом строится каменная церковь)».

В 1885 г. церковь сгорела. Новый каменный храм был построен в 1887 г. Об этом написано на мраморной доске внутри храма: «Храм сей заложен во имя Пресвятыя Троицы 1866 года июня 24 дня. Священник Григорий, староста Бусыгин, строитель Никанор Домрачев, мастер Степан Тюрген». Церковь, после ее освящения 17 марта 1887 г., стали называть Покровской. В ней было три придела: во имя Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Чудотворца Николая.

Православная церковь и духовенство сыграли важную роль и в просвещении народа. Первая домашняя школа в Илети была открыта местным священником в 1862 г., где обучалось до 10 мальчиков. Однако она вскоре перестала функционировать. В 1871 г. священник Григорий Сырнев открыл в своем доме церковно-приходскую школу, которая в 1873 г. стала земским училищем. В обучении детей кроме Сырнева принимали участие учителя — Николай Шутихин, Иван Силивестров, Алексей Колпаков, Григорий Соломин, Алексей Черонов и др. В 1880 г. в школе училось 33 мальчика и 5 девочек, а в 1916 г. — 57 мальчиков и 29 девочек.

Церковь стала подлинным украшением села. Большая, пятиглавая с колокольней, она была построена в традициях сочетания мотивов древней русской архитектуры и церковного зодчества второй половины XIX в.

К сожалению, в советский период храм многое утратил из первоначального облика. Разрушена колокольня, сломаны боковые барабаны, сгорела шатровая кровля на центральной главе. Ломать церковь начали в 1937 г.

Много переживаний у верующих вызвало закрытие в 1935 г. Покровского храма. Спуск колоколов (главный колокол весил 53 пуда, был из чистого серебра!) многие верующие восприняли как кощунство. После закрытия церкви здание использовалось под больницу, маслозавод, зерносклад.

Разобрали приделы. Но даже сохранившийся основной куб храма, апсиды, центральный барабан производят очень величественный вид.

В интерьере частично сохранились росписи.

Сегодня в Троицкой церкви начались восстановительные работы.

В конце 90-х годов XX в. началась работа по восстановлению службы в храме. Создан приходский совет. В апреле 2003 г. в здании бывшего школьного интерната открыт Молельный дом. В Пасхальную ночь 2003 г. впервые за многие десятилетия в Илети прошли моления с крестным ходом. Настоятелем Покровской церкви является отец Феодор. Село ИЛЕТЬ (ЭЛНЕТ)

Село Илеть является центром Илетской сельской административной территории. Оно расположено в 17 км юго-восточнее районного центра — поселка Параньга — на речке Илетке, впадающей в реку Илеть.

В конце XVIII-XIX вв. с. Илеть относилось к Буйской, Ирмучашской, Турекской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошло в МАО, сперва в Сернурский, с 1924 г. — Мари-Турекский кантоны. В 1931 г. село включено в Параньгинский район и стало центром Илетского сельсовета.

Образование селения относится к концу XVIII в. После разгрома пугачевского восстания, ее участники, вятские русские крестьяне-старообрядцы (беспоповцы даниловского толка), опасаясь отправки на каторгу, прибыли в эти места, окруженные густыми лесами, и поселились в верховьях реки Илеть. По официальным данным, зафиксированным Вятским губернским статкомитетом, село считается основанным в 1819г.

(дорога Шоруньжа-Параньга около реки Илеть)

Деревня строилась в одну улицу, верхний ее конец называли «перфилки». Расчистив леса, крестьяне стали обживаться, построили водяные мельницы. По воспоминаниям старожилов, их было три. При въезде в деревню поставили ворота.

В 1802 г. в Илети проживали 96 человек. Через 67 лет численность сельчан увеличилась в два раза. В 1869 г. здесь было 35 дворов, 198 человек (103 душ м.п. и 95 — ж.п.).

Согласно сведениям о поселениях 1878-1885 годов, в с. Илеть — центре Илетского сельского общества — было 47 крестьянских дворов, две лавки со съестными товарами, одно питейное заведение. Все жилые строения были деревянными. В 1884 г. крестьяне 45 дворов имели надельной земли в размере 932,4 десятин, держали 55 лошадей, 53 дойных коров. К 1905 г. количество дворов достигло 64, в которых проживали 342 человека.

(река Илеть около села Илеть)

С 1905 г. очагом культуры села стала Павленковская библиотека-читальня. Она обеспечивалась достаточно богатой литературой. Кроме русской классики, здесь были книги по истории, географии, основам православной культуры и т.д. на сумму 100 рублей. Ежегодно на приобретение литературы земство выдавало ей 25 рублей.

В 1912 г. в селе открыт медпункт. Первым фельдшером в нем стал Александр Гаврилович Никулин, который трудился здесь 44 года. В народе его уважительно называли «илетским доктором». Родился он 25 августа 1888 г. в г. Нолинске Вятской губернии. В 1906 г. окончил Вятскую фельдшерскую школу, работал в Уржуме. 1 мая 1912 г. прибыл в Илеть. Велики были его заслуги в 1917-1918 гг. во время борьбы с тифом, испанкой, трахомой. А.Г.Никулин не только лечил, но и вел большую просветительскую работу. За выдающиеся заслуги он в 1954 г. был награжден орденом Ленина. Умер Никулин в 1973 г., оставив среди населения добрую память о себе.

После Великой Октябрьской революции с. Илеть стало развиваться более быстрыми темпами. В 1923 г. был сформирован Илетский райсельсовет Сернурского кантона, который с 1924 г. перешел под ведомство Мари-Турекского кантона. Первым председателем райсельсовета был Яков Александрович Халтурин, активно проводивший политику Советской власти в сельских Советах, способствовавший развитию колхозного движения. В 30-е годы он был репрессирован.

В 1924 г. в селе было 72 двора, в которых жили 377 человек (189 м.п. и 188 ж. п.). Крестьяне втягивались в движение за кооперацию, участвовали в создании потребительских обществ, кредитно-сельскохозяйственных товариществ и кооперативов по выработке и сбыту лесной продукции. По их инициативе в 1924 г. возникло Илетское кредитное сельскохозяйственное товарищество. Оно занималось заготовкой и сбытом муки, зерна, семян клевера и льна. В товарищество входили на паевой основе более мелкие кооперативы: Илетское общество потребителей, Большебусыгинская сушильная артель. На базе этих и других обществ потребкооперации в апреле 1925 г. создана Илетская районная потребкооперация, которая занималась распродажей бакалейных товаров и мануфактуры.

Быстрыми темпами наращивали производство товарищества по выработке и сбору лесной продукции. В 1929 г. сформировалось кооперативное товарищество «Факел». Артель «Илетский кустарь» занималась производством и реализацией бондарных изделий, лопат, обручей, клепки. С 1932 г. созданы предприятия по производству спирта, дегтя, смолокуренный, скипидарно-очистительный заводы. Илетские кустари стали признанными членами «Марлесхимсоюза» и добивалась неплохих результатов. В 1933 г. ими было произведено смолы, скипидара, древесного угля, дегтя на сумму 449,8 тыс. рублей.

В конце 1932 г. в селе был построен спиртово-порошковый завод, способный выпускать в год до 14 тонн древесного спирта и 80 тонн порошка. В 1933 г. завод произвел продукцию на сумму 68,8 тыс. рублей.

В 1933 г. жители с. Илети объединились в колхоз «Сталинец». Первым его председателем был И.А.Сбоев. Укрепилась материально-техническая база колхоза. Первый трактор на илетских полях появился в 1938 г., трактористом был Ф.Г.Бессонов.

В 1927 г. при избе-читальне открыта Илетская районная библиотека, которая обслуживала 14 населенных пунктов. Библиотекарями работали Т.С.Кожевникова, М.В.Окулова. В 1935 г. библиотеку перевели в другое здание. В этом же году был построен и клуб. В годы войны здание библиотеки сгорело, однако она продолжала работать в приспособленном помещении. С конца 30-х годов работает в Илети ветеринарный участок.

Из деревень Илетского сельсовета на фронт были направлены 432 человека, 346 из них не вернулись. Немало лишений в годы войны испытали сельчане. Не хватало в колхозе людей, техники, тягловой силы. К 1942 г. трудоспособных мужчин в колхозе осталось только 25, женщин — 77. Через год численность мужчин сократилась еще на 7 человек, а женщин — на 39. Руководили хозяйством в 1941-1942 годах П.В. Сысоев, а в 1943 году — Ф.В.Ведерников.

После войны не стало легче. Поднимали хозяйство всем миром. Большой вклад в восстановление хозяйства внесли бывшие фронтовики И.С. Липатников, Г.Д. Пасынков, Г.П. Корчемкин.

В 50-е годы XX столетия правительство страны взяло курс на укрупнение хозяйств. Илеть, после нескольких преобразований и объединений с колхозами других деревень, стал центром колхоза «Красная заря», которым руководил И.С. Липатников. Он в общей сложности был председателем дубровского, затем объединенного колхоза 17 лет. В 1970 г. колхоз «Красная заря» преобразован в совхоз «Илеть», его директорами работали А.Г. Габдрахманов, Л.М. Антонов, P.P. Валеев, Н.Г. Корчемкин и другие.

Став центром крупного хозяйства, село Илеть заметно преобразилось. Были построены столовая, детсад, комплексный приемный пункт, благоустроенные многоквартирные дома, куда переезжали жители из соседних деревень. Появились добротные животноводческие помещения для общественного скота, развернулось индивидуальное строительство. Совхоз построил машинный двор, появилась мощная сельскохозяйственная техника. До Илети, куда весной и осенью с трудом добирались на тракторах, была построена дорога с твердым покрытием, асфальтовые дороги соединили Илеть с Дубровкой, Илетнуром.

В 1990 г. совхоз имел 1299 голов КРС, 430 коров, 724 головы свиней. В тот год на 100 га сельхозугодий было произведено 60 центнеров мяса, 252 центнера молока, получено 3400 т зерна, 1014 т картофеля. Урожай на песчаных илетских полях составил 15 центнеров с гектара. Работники сельхозпредприятия З.И. Черепанова, А.Ф. Загайнов, Л.И. Вьюгов, Р.А. Яковлева были удостоены за свой самоотверженный труд высоких государственных наград — орденов и медалей.

Часть жителей села работает на Илетском торфоучастке, который был открыт в 1974 г. 18 сельчан трудится в Илетском лесничестве. Они осуществляют уход за лесными культурами, готовят лесофонд для лесопользователей, проводят мероприятия по охране и защите леса. Общая площадь государственных лесов, обслуживаемых лесничеством, составляет около 8 тыс. гектаров.

Илеть, являясь центром сельской административной территории, объединяет 5 деревень. Председателями сельсовета в разные годы работали Г.П. Окулов, М.М. Перетягина, И.И. Ведерников и другие. С 2002 г. руководителем сельской администрации является В.В. Сунцов.

Обращается внимание на благоустройство села. Заасфальтирована улица Центральная, а Заречная и Молодежная улицы остаются не благоустроенными. С 1978 г. действует АТС на 47 номеров. Торговое обслуживание осуществляется Параньгинским потребительским обществом, в последние годы открыты магазины частных предпринимателей Ф. Файзрахманова, Т. Крупиной. Люди пользуются газом в баллонах. Построена водопроводная сеть, имеются и колодцы. Тепловые сети построены к 4-м благоустроенным многоэтажным домам.

В 2002 г. завершено строительство дороги Параньга — Илеть — Уньжинский, которая напрямую соединила Илеть с Казанью. С райцентром село связано маршрутным автобусом.

В Илети с почтением относятся к ветеранам и к тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. В 1977 г. открыт памятник в честь погибших в войну, около которого в День Победы проходят митинги.

Восстановление храма в с. Илеть

«Сельские церкви — это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением для народа и территории России. С потерей его Россия потеряет слишком многое.»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Илеть Параньгинского района

24 июня 1866 года в селе Илеть Уржумского уезда Вятской губернии был заложен величественный каменный храм. Источником финансирования строительства являлись средства прихожан и иных жертвований. В клировых ведомостях церкви указано, что финансовую помощь приходу оказывал казанский купец Иван Степанович Смоленцев. Строительство церкви продолжалось до 1887 года.

Перед строительством каменного храма в село привезли проект, по которому храм должен был быть очень большим и требовал значительных финансовых затрат. Тогда было решено заказать новый проект небольшой по размерам церкви. Но так случилось, что обоз, на котором везли новый проект, был разграблен, извозчики убиты. Таким образом, жителям ничего не оставалось, как строить храм по старому проекту. 24 июня 1866 г. был заложен фундамент величественного каменного храма. Новый храм получился просторным, с пятью шатровыми главами и каменной колокольней. В нем было 4 придела — Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца.

Памятная чугунная доска: «Храмъ Сей заложенъ во имя Пресвятыя Троицы 1866 года июня 24 дня при священнике Григории Сырневе и старосте Зотике Бусыгине Строителе Никоноре Домрачеве мастеромъ Стефаномъ Тюринымъ»

Пятиглавая церковь с колокольней построена по «корабельной» схеме: притвор с крыльями подсобных помещений и верхними ярусами колокольни, трапезная, шестистолпный четверик и на нем восьмерик, трехчастная алтарная абсида. Храм выстроен в стиле эклектики с элементами классики. Обрамление окон и карнизов выполнены из тесаного кирпича и выкрашены в желтый и розовый цвета. Основной цвет стен – белый. Стены храма не были оштукатурены, и краска наносилась прямо на кирпич. В оформлении дверного проема в придел Пресвятой Богородицы присутствует голубой цвет. Также в храме был глубокий подвал, откуда велось печное отопление, тепло поднималось по дымовым ходам в стенах храма. Говорят, что в подвал заезжала лошадь с обозом дров. Один из колоколов был из чистого серебра. Храм стал поистине украшением села.

Церковь была закрыта 16 августа 1934 года. По словам старожилов, перед закрытием храма все иконы и некоторая церковная утварь, богатые оклады, были отпущены в подвал храма и спрятаны под полами. Затем вход в подвал и окна были засыпаны большим количеством земли. Эти иконы, по всей видимости, до сих пор находятся в подвале, т.к. после этих событий в подвал никто не спускался.

В советское время, в условиях гонений за веру и распространение обновленчества, духовенство и верующие села Илеть сохранили верность Православной Церкви. В 1926 году приход вошел в состав Краснококшайского церковного управления староцерковников, а с конца 1920-х годов — в Марийское викарианство Нижегородской епархии. По меньшей мере два священнослужителя, судьба которых связана с храмом села Илеть, приняли мученическую кончину за веру. Первым из них стал расстрелянный 15 марта 1930 года священник церкви села Казанское Павел Каллистов, в 1908-1924 годах служивший диаконом в Илетской церкви. Вторым — несший в 1925-1926 годах в Илети послушание псаломщика Александр Успенский, рукоположенный во диакона к Сергиевской церкви села Пиштанка и скончавшийся в заключении 7 ноября 1934 года.

После закрытия церкви в 1934 году ее здание использовалось под больницу, маслозавод, пекарню, зерносклад. С течением времени храм лишился колокольни, куполов с четырьмя боковыми барабанами, а в 1990-х годах была сожжена деревянная крыша центрального барабана, защищавшая купол от осадков. Сырость уничтожает стены и остатки сохранившихся росписей.

Из акта обследования технического состояния:

«Общее состояние объекта: аварийное, нарушена гидроизоляция фундаментов, отсутствует отмостка, разрушение карнизов, вертикальные трещины, замачивание кладки стен и сводов, кирпичный свод восьмерика покрыт наносным грунтом и порослью деревьев;
Утрачены:
— крыши и кровли трапезной, четверика, шатер восьмерика, четыре малых шатра четверика, — крыши трехапсидного алтаря, шатер колокольни;
— заполнения проемов;
— северное и южное помещения, примыкающие к притвору;
— верхние ярусы колокольни;
— полы, отделка стен и сводов (сохранились фрагменты росписей стен),
— убранство интерьеров;

Инженерное обеспечение (отопление, электроснабжение) отсутствует;

Отсутствует благоустройство территории, отсутствует подъездная дорога и проезд вокруг храма;

Проведены консервационные противоаварийные работы по устройству временного покрытия притвора и заполнения проемов трапезной, в притворе храма проводятся православные службы».

За прошедшие годы многие люди приезжали, смотрели, фотографировали храм, писали в газеты, просили о помощи в восстановлении храма. Дело не двигалось с мертвой точки, пока в Илеть не приехал из Йошкар-Олы отец Сергий, который служит в Хлебниковской церкви Мари-Турекского района.

Храм ему очень понравился, и он начал вдохновлять людей на благое дело, потихоньку началось частичное восстановление Храма. На сегодняшний день очищен храм от мусора как внутри, так и снаружи, и на крыше, вставлены новые окна, двери главного входа, забетонирован пол внутри предела, сварена печка-буржуйка для отопления помещения, где проходит служба. При церкви создан приходской совет.

В настоящее время этот уникальный для нашей республики храм, находится в плачевном состоянии. Храм стоит без крыши, угроза обвала сводов – вот что сейчас волнует сельчан. Очень будет жаль, если этот храм прекратит свое существование. Очень нужна поддержка государства в этом вопросе, т.к. сумма на восстановление храма очень внушительна…

Цели православного Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы — спасти церковь через проведение срочных противоаварийных работ, обратить внимание общества на необходимость решения государственной и народной проблемы — спасения сельского храма — сердца русского села.

«Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение… Да поможет нам Бог уберечь её и спасти.»

>
Илеть (Элнет)

Нижние Муллы

Село

Нижние Муллы

57°56′03″ с. ш. 55°52′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Субъект Федерации

Пермский край

Муниципальный район

Пермский

Сельское поселение

Култаевское

История и география

Часовой пояс

UTC+5

Население

Население

838 человек (2010)

Цифровые идентификаторы

Почтовый индекс

Код ОКАТО

Код ОКТМО

Показать/скрыть карты Нижние Муллы Москва Пермь Нижние Муллы

Медиафайлы на Викискладе

Нижние Муллы — село в Пермском районе Пермского края. Входит в состав Култаевского сельского поселения.

История и название

Населённый пункт впервые упоминается в письменных источниках в 1623—1624 годах. Первоначально — деревня. В 1678 году, после постройки здесь деревянной Благовещенской церкви стало известно как село Нижнемуллинское. Название получило по реке Нижняя Мулянка (Мул — башкирское родовое имя, лы — аффикс в тюркских языках, образующий прилагательные; в целом название можно перевести как «речка, принадлежащая роду Мул»). Определение «Нижние» объясняется тем, что река Нижняя Мулянка впадает в реку Кама несколько ниже по её течению, чем Верхняя Мулянка.

5 сентября 1921 года здесь была зарегистрирована сапожная трудовая артель. В 1930 году возник колхоз «Память погибших борцов революции» (позднее, в 1932 году — им. 14-й годовщины Октября), 5 февраля 1931 года — колхоз «Нива». 16 января 1951 года, в результате слияния трёх сельхозартелей, появился укрупненный колхоз им. Молотова (с 1957 году — «40 лет Октября»), который существовал до января 1960 года. 14 января 1960 года на базе колхоза «40 лет Октября» был организован совхоз «Большевик». В 1993 году ему на смену пришло ТОО «Прикамье», затем — ООО «Большевик». В 1930 году в селе уже работал кирпичный завод. 13 января 1965 года он вошел в состав Пермского кирпичного завода на правах цеха № 4. С 25 июля 1942 по 27 марта 1952 года в Нижних Муллах действовала махорочная фабрика.

Село Нижние Муллы являлось центром Нижнемуллинской волости Пермского уезда (с 1860-х годов) и Нижнемуллинского сельского совета (до января 2006 года). С января 2006 года по 7 июля 2008 года было административным центром Нижнемуллинского сельского поселения.

Географическое положение

Село расположено на левом берегу реки Кама, при впадении в неё реки Нижняя Мулянка, примерно в 6,5 км к северо-западу от административного центра поселения, села Култаево. К востоку от села, за логом, находится крупная деревня Петровка (ранее, в XVII веке, она также именовалась д. Нижние Муллы).

> Население

Численность населения

2010

Достопримечательности

Достопримечательности села включают: памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны (открыт 9 мая 1975 года); здание каменной Свято-Троицкой церкви (вторая половина XIX века).

> Топографические карты

  • Лист карты O-40-76 Юго-камский. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1984 г.

Примечания

  1. 1 2 ВПН-2010. Численность и размещение населения Пермского края. Дата обращения 10 сентября 2014. Архивировано 10 сентября 2014 года.
  2. 1 2 3 4 5 НИЖНИЕ МУЛЛЫ, ПЕРМСКИЙ РАЙОН, СЕЛО. Энциклопедия Пермского края

Это заготовка статьи по географии Пермского края. Вы можете помочь проекту, дополнив её.


Этот святой источник расположен склоне горы на берегу реки Мулянка недалеко от села Нижние Муллы и примерно в пяти километрах от села Култаево. Источник носит имя святого Трифона Вятского который жил здесь неподалеку в пещере и свершил здесь несколько подвигов. Гляденовская гора как её называют, издавна была священным местом у остяков — местных жителей. Языческое капище на горе существовало здесь еще до нашей эры. А жертвоприношения продолжались вплоть до XVI века нашей эры, примерно в то время и поселился здесь преподобный Трифон. Посредине капища росла огромная ель поклонялись ей остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы и вогулы, собирались здесь для жертвоприношений приезжали князья остяцкий Амбал и вогульский Бебяк. И как то посетил преподобного Трифона купец знатный Федор Сухоятин и подарил преподобному топор из хорошего железа. Купец поведал преподобному, что один христианин из города Чердыни, посмеявшись над почитаемым деревом, внезапно заболел и помер. Услыхав об этом, преподобный решил — изничтожить языческое мольбище. Четыре недели он постился и молил и затем взяв икону и топор пошёл к тому месту, где росла ель. Ель была огромным и необычайно широким деревом — две с половиной сажени в обхвате, ветви достигали четырех саженей длины, а другие и более. Помолившись, преподобный возложил на себя образ и с молитвой начал рубить ель топором. На ели висело много предметов, оторые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей. Срубив дерево святой сжег все приношения вместе с елью. Узнав об этом остяков зародилось желание убить преподобного. Но они не смогли в силу разных причин сразу воплотить свою злую мысль и потому немного позже когда они еще по другой причине возжелали смерти преподобного и придя на то место, где жил преподобный, остяки долго искали, но не смогли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима.

Археологические раскопки на Глядене ведутся уже более века и в течении этого времени много интереснейших находок было обнаружено. Например в 2001 году, случайно было обнаружено, что Гляденовская гора представляет из себя многоярусное сооружение, напоминающее древнеегипетские или пирамиды индейцев майя. У подножия горы были обнаружены останки монашеского скита, а в горе обнаружен заваленный ход в сторону оврага или реки.

К источнику ведет хорошо видимая тропинка. Сюда приезжает много паломников посетив сначала недавно восстановленный старинный Свято-Троицкий храм села Нижние Муллы.
Координаты:

Свято-Троицкий храм (Нижние Муллы)

Россия Пермский край село Нижние Муллы

Идёт загрузка карты…

Свято-Троицкая церковь была заложена на высоком берегу Камы в конце 50-х годов ХIХ века и строилась князем Сергеем Михайловичем Голицыным. Храм является памятником архитектуры ХIХ века регионального значения.

История

Каменная церковь на месте старого храма Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена на берегу Камы в селе Нижние Муллы в конце 50-х годов XIX века и строилась на средства князя Сергея Михайловича Голицына по проекту губернского архитектора Григория Павловича Летучего (Летючего).

Закрыта в конце 1930-х, использовалась как склад. В 1989 пострадала от сильного пожара, в этом же году возвращена верующим. В 2004 начата реставрация.

Иконостас и фрески летнего храма сохранялись до конца 80-х гг., когда были уничтожены пожаром. В настоящее время ведутся восстановительные работы.

Храм имеет два придела: главный (летний храм) – в честь Святой Троицы, второй (зимний храм)– в честь святого благоверного князя Александра Невского. Зимний придел храма освящен Преосвященнейшим Иринархом, епископом Пермским и Соликамским 21.10.2007 г.

Храм является памятником архитектуры ХIХ века регионального значения, о чем в документе «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного значения» от 05.12.2000 г. имеется запись за № 713Р.

>Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

>Как добраться

Адрес: Пермский край, Пермский район, село Нижние Муллы, ул. Почтовая, д. 2

>Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Видео

Ссылки

Виртуальное путешествие. Свято-Троицкий храм в Нижних Муллах

Родник, святой источник Трифона Вятского

Свято-Троицкий храм

Почти 130 лет стоит на высоком берегу Камы Свято-Троицкий храм. Что значит для Прикамья этот храм, неразрывно связанный с именем Святого преподобного Трифона?

Именно отсюда еще в XVI веке семена христианской веры начали распространяться по Прикамью. Это было началом новой истории края, приобщением к глубочайшей духовной традиции.

В годы советской власти многие монастыри и храмы были закрыты, безжалостно разграблены и варварски разрушены.

Сбивались с куполов кресты, церкви стояли обезглавленные, уничтожались бесценные росписи, иконы и книги, разворовывалась церковная утварь. Сама память о святых и их подвигах, историческая память страны уничтожалась. Бесчестным преследованиям подверглись верующие и священнослужители.

В страшном для России 1937 году Свято-Троицкий храм в Нижних Муллах был закрыт. Здание храма новые власти использовали для разных хозяйственных нужд. В годы Великой Отечественной войны здесь работала табачная фабрика.

После войны в церкви расположили склад совхоза «Большевик» А с 1982 года здание и вовсе пустовало. Опустевшее и осиротевшее, оно было видно издалека – как живой укор беспамятности и беззаконию.

Иконостас и фрески, украшавшие стены и высокие своды летнего храма, частично сохранялись до конца 80-х годов, но потом были уничтожены пожаром. Огонь оказался не только символом разрушения, но и очищения. После пожара власти передали здание Свято-Троицкого храма Пермской епархии. В 1989 году храм был открыт для прихожан. Но все хорошо понимали, что после долгих лет заброшенности и бесхозяйности разрушающемуся зданию храма необходимы ремонт и реставрация. По сути, предстояло поднять храм практически из руин.

Сегодня свято-Троицкий храм восстает к былой славе и величию благодаря усилиям Пермской епархии и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсинтез».

Первый большой объем восстановительных работ был выполнен еще в начале 90-х годов прошлого века.

С просьбой о срочной помощи прихожане обратились к тогдашнему генеральному директору предприятия Вениамину Платоновичу Сухареву. Но речь пока не шла о реставрации. Задача была одна: предотвратить дальнейшее разрушение храма, выполнив комплекс противоаварийных работ.

Вторая большая глава в истории возрождения храма началась в 2004 году. Прихожане храма повторно обратились к руководству предприятия, рассказав о том, как ветшает храм. Новый генеральный директор предприятия Владимир Юрьевич Жуков, как и его предшественник, не остался равнодушным к просьбам о помощи.

Основополагающим принципом по восстановлению храма стало стремление сделать все на самом высоком современном уровне, применить новейшие разработки и технологии реставрации старинных зданий, разработанные в России и Европе.

Для реставрации стен была использована штукатурка особого состава, специально заказная в Германии, где давно существуют методики реставрации старинных зданий. Эта штукатурка является уже готовым грунтом и позволяет прямо по ней, без дополнительной обработки, наносить на стены роспись. Воссоздать в Свято-Троицком храме стилистику и атмосферу XVI века, времени Трифона Вятского, помогает новый иконостас, сделанный по образцам той эпохи. Иконостас украшен золотом и художественной эмалью. Все иконы в нем написаны в стилистике школы преподобного Андрея Рублева, самого знаменитого русского иконописца.

В стиле XVI столетия выполнен и пол храма. Светлые, гладкие каменные плиты, из которого выложен простой и изящный рисунок, дают зрительное ощущение легкости и воздушности. Традиции эпохи преподобного Трифона Вятского выдержаны и в драгоценной церковной утвари, заказанной для храма на заводе «Софрино» Московской Патриархии.

Новый величественный облик Свято-Троицкого храма – результат объединенных и целенаправленных усилий, щедрости и знаний, сочетания давних традиций и смелого новаторства, применяя лучших мировых реставрационных и архитектурных технологий и опыта ведущих специалистов.

Комплекс работ по восстановлению таких сооружений – процесс длительный, рассчитанный на несколько лет.

Многое сделано, многое еще предстоит сделать.

Из жития преподобного

Трифона, Вятского Чудотворца

Святой преподобный Трифон родился в 1546 году на русском севере, в архангельском селе Малая Немнюшка. Он был младшим сыном в большой зажиточной крестьянской семье Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых. При крещении получил он имя Трофим. Рано почувствов влечение к иноческой жизни, в 18 лет он покинул дом и пустился странствовать по Северу.

В 1571 году Трофим поселился в Орле-городке на Каме. Здесь почти год вел он жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти и собирая милостыню. Как-то зимой, когда блаженный шел по берегу реки, строгановские приказчики, потехи ради, столкнули его вниз. Трофим упал и был полностью погребен под снегом. Приказчики испугались, что он погибнет, и откопали его. Они попросили прощения и тотчас его получили. Отряхивая с Трофима снег, приказчики дивились его терпению и кротости.

Об этом случае стало известно Якову Аникее-вичу Строганову. В это время на руках Якова Аникеевича умирал его единственный пятнадцатилетний сын Максим. Братья Строгановы, сами знатоки-травники, не могли вылечить юношу. Яков Аникеевич попросил Трофима помолиться об исцелении его сына. Трофим исполнил его просьбу — и Максим пошел на поправку. Строгановы были благодарны Трофиму за совершенное им чудо. С их позволения 22-летний Трофим пришел в Пыскорский монастырь под Соликамском, построенный Аникой Строгановым в 1560 году. Здесь Трофим принял монашество с именем Трифон.

С рвением выполнял Трифон монашеские послушания. После церковной службы он трудился там, куда его посылали — носил дрова, сучил свечи, ходил за больными, был поваром и хлебопеком, а также сделался незаменимым мастером соляных дел. Желая еще больших тягот. Трифон ночами выходил из кельи и стоял, читая молитвы, отдавая себя на съедение гнусу. От суровых послушаний и добровольных подвигов он тяжело заболел. Однажды он впал в забытье, и ему явился Николай Чудотворец. «Встань и ходи!» — повелел он больному и благословил его крестом.

Выздоровев, Трифон усилил свои подвиги и обрел дар пророчества. Исцеления, совершаемые им, привлекали к нему многих окрестных жителей. Но среди монастырской братии все это породило зависть и злословие. Не желая раздора среди братии. Трифон покинул Пыскорскую обитель. В маленькой лодочке он спустился вниз по Каме на 150 верст до Гляденовской горы и устья речки Мулянки. Место, где следует выйти на берег, было ему указано свыше. Сюда против течения реки пять верст пронесли лодочку Трифона волны. Выкопав себе пещеру, Трифон начал в этом месте жизнь пустынника и подвижника.

Почти две тысячи лет Гляденовская гора была капищем. Там росла огромная ель, которую украшали подвески из серебра и золота, остяки подносили ей лучшие части добычи, кожи, меха. Дерево считалось неприкосновенной святыней. Трифон срубил и сжег ритуальную ель и разорил языческое святилище. По преданию, дерево это было настолько громадным, что на его пне свободно могли развернуться сани.

Узнав, что ель срублена, а отшельник не претерпел никакого вреда, остяки воскликнули: «Велик Бог христианский!». Они не решились причинить пустыннику вреда, но все же долго не могли простить ему уничтожения своего святилища. В то лето на Каме бушевал черемисский бунт, восставшие шли вверх по Каме на строгановские земли. Остяки и вогулы побоялись, что Трифон укажет черемисам их жилища, и явились его убить. Но келья и монах стали для них невидимы. С той поры местные жители начали почитать пустынника и прислушиваться к проповедям Трифона. Вскоре Трифона разыскал строгановский приказчик Моисеев. На соляном промысле Пыскорского монастыря иссякли колодцы с рассолом. И тогда настоятель обратился к приказчику Строганова с просьбой послать нарочного за преподобным. Вернувшись в Пыскор, Трифон после молитвы обошел промысел, осмотрел скважины, солепроводы. показал, где надобно их чистить, и когда закончили все работы, колодцы вновь дали рассол. Иноки покаялись перед Трифоном, и он ненадолго остался в монастыре.

Затем Трифон обратился к Строгановым, и те позволили ему поселиться на Чусовой, в вотчине спасенного им некогда Максима Строганова. На горе, на правом берегу реки Трифон выстроил келью. Слух о святом человеке вскоре распространился, к пустыннику начали приходить жители окрестных деревень за благословением, некоторые решились разделить жизнь преподобного и принять монашество. От кельи Трифона и пошел Успенский мужской монастырь, третий после Чердынского и Пыскорского на Урале. На этом месте Трифон прожил около десяти лет. В 1573 году по молитве Трифона сибирский царевич Маметкул. совершавший набег на уральские земли, повернул прочь, не дойдя четыре версты до Чусовского городка. Очевидно, именно Трифон служил молебен для уходящей в Сибирь дружины Ермака.

Но случилось несчастье. Трифон и его помощники расширяли пашню, по обычаю того времени, выжигая лес. Неожиданно налетевший ветер разнес пламя, и пожар охватил штабеля дров, заготовленных для строгановских соляных варниц, — весь огромный их запас сгорел. Дровосеки схватили Трифона и сбросили его с крутого берега реки. К счастью, он остался жив и. видя за собой погоню, сел в лодку и переплыл на другой берег.

Максим Строганов за спаленные дрова приказал посадить преподобного в яму на цепь. Услышав этот приказ. Трифон предрек Максиму Строганову, что вскоре ему самому придется сидеть так же. Действительно, через четыре дня явились московские гонцы и посадили Максима на цепь рядом с Трифоном. На Строганова, получив на него донос, наложил опалу царь Иоанн Грозный. Максим, оказавшись рядом с Трифоном, тотчас велел снять с подвижника оковы, а Трифона просил молиться об его освобождении, но навсегда покинуть его вотчины. Трифон вынужден был уйти с Чусовой, но оставил здесь своего ученика инока Иону. Преподобный отправился в Чердынскии монастырь, где пребывал его духовник, бывший настоятель Пыскорского монастыря игумен Варлаам. получил его благословение и, навсегда покинув пермские земли, ушел в вятские пределы, где тогда еще не было ни одного монастыря.

В 1579 году блаженный Трифон пришел на реку Вятку. Здесь он основал три монастыря — Слободской. Богоявленский и Хлыновский Успенский. Он много странствовал, бывал в Соль-вычегодске. на Соловецких островах, в Москве. Трифон собирал на свой монастырь милостыню, поклонялся святым местам, беседовал с церковными иерархами.

Святой преподобный Трифон Вятский отошел в вечность 8 октября 1613 года. Ежегодно 21 октября, в день памяти святого, в храмах всея Руси поется акафист — особенное хвалебное песнопение преподобному Трифону.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *