Храм трех святителей

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра — святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века «в садех» была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму — Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII — начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня — икона Божией Матери «Прозрение очес». В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам — Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик «хитрованцев». Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия «Пилот».

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Адрес: Харьков район, ул. Гольдберговская, 101

Телефон: (057) 733-18(19)-36

Страничка храма: www.trisv.com.ua

Община образована 23 октября 1991

Регистрационный номер 291

Престольные праздники:Свт. Григория Богослова
Святителя Василия Великого
Свт. Иоанна Златоустого
Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Священнослужители:

Протоиерей Иоанн Миронович Лизан (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ) Протоиерей Андрей Николаевич Бочаров Иерей Сергий Михайлович Казимир Диакон Владислав Николаевич Коструба

Переведенные на другой приход священнослужители: 1985 Протоиерей Алексей Яковлевич Кобзев
1994 Протоиерей Иоанн Миронович Лизан
1995 Протоиерей Михаил Павлович Матвеенко
1985 Протоиерей Петр Алексеевич Пилипчук
2016 Диакон Федор Всеволодович Перцевой
1988 Протоиерей Сергей Антонович Цололо

О храме Трёхсвятительский храм назван в память о высоко почитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте, каждый из которых канонизирован как Вселенский учитель.
Вероятно, на выбор названия храма повлиял тот факт, что один из инициаторов создания этой церкви, Григорий Гольберг, имел братьев Ивана и Василия, т.е. имена трёх братьев совпали с именами трёх святителей. В память о Григории Осиповиче Гольберге, отдавшем много сил и средств на возведение храма, позднее харьковчане стихийно присвоили Трёхсвятительской церкви ещё и второе название — Гольберговская.
Строительство храма
Участок для строительства храма имел площадь 750 кв. саженей (0,34 га) . Строительный комитет рассмотрел несколько вариантов проектов храма и остановился на проекте, предложенном многоопытным и авторитетным харьковским зодчим — профессором Технологического института М.И.Ловцовым.
Предложенное М.И.Ловцовым решение, не вступая в противоречие с каноническими требованиями к церковным зданиям, содержало новаторские идеи. В качестве прообраза было взято объёмно-планировочное и конструктивное решение церкви на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенной в 1895—1900 годах по проекту инженера В.А.Косякова.
Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года. М.И.Ловцов, тогда уже тяжело больной, не смог принять участия в торжестве. Его жизнь оборвалась 29 ноября 1907 года, когда на строительной площадке велись земляные работы. Закладка осуществлялась уже под руководством нового епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского.
Разносторонне творчески одарённый, с высоким художественным вкусом, обладавший широкими знаниями и опытом, В.Н.Покровский по натуре был новатором. Но в то же время он проявлял исключительно бережное отношение к замыслам своих предшественников, прилагая максимум усилий к их наилучшему воплощению в жизнь.

В ходе восьмилетних работ по строительству Трёхсвятительского храма В. Н. Покровский лично разрабатывал рабочие чертежи и шаблоны и наблюдал за ходом работ.
Для исполнения росписей храма был приглашен талантливый петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов. Труд по росписи храма Трёх Святителей А.Я.Соколов выполнял на протяжении двух лет, добившись при этом выдающихся художественных результатов. Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского. Особую художественную ценность Трёхсвятительской церкви придают уникальные интерьеры, которые с момента освящения храма и до настоящего времени вызывают заслуженное восхищение.
Приведём отзыв современника, относящийся к 1915 году: «Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он ещё прекраснее внутри… Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно продумано и согласовано. …По художественной росписи этот храм единственный и самый лучший в Харькове».
На строительство пошло около 2 млн. штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени. Площадь нового храма позволяла разместить в нём во время службы до 650 человек.
Имена архитектора В. Н. Покровского и художника А.Я.Соколова напечатлены на памятной доске, установленной на западной стене в зале храма.

В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста.
Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, что бы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т.к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора, в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца.

В 1761-1780 гг. во время строительства нового здания собора андреевский причт совершал богослужения в Трёхсвятительском храме.

В 1845 году в церковной жизни храма произошли большие изменения. Указом Святейшего Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь на углу 7-й линии и Малого проспекта передана под Новодевичий монастырь, а благовещенскому причту для совершения богослужений отдана Трёхсвятительская. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.

19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся.

По мнению известного искусствоведа академика И.Э.Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон.

Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора вывезен, часть икон и царские врата переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.

После Великой Отечественной войны в храме разместилась гидротехническая лаборатория, а с 70-х годов производство Ленбытхима.
Здание Трёхсвятительской церкви, охраняемое государством как памятник архитектуры, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, 15 июля 1991 года передано в ужасающем состоянии его законному владельцу – приходу Андреевского собора.

На пожертвования прихожан отремонтирован купол и восстановлены главки храма, а затем на них были воздвигнуты кресты. Воссоздан и установлен над центральным входом козырёк. Произведён реставрационный ремонт внутренних помещений, заново устроена система теплоснабжения, настелены полы, установлен иконостас со старинными и новописанными образами, приобретены большая четырёхярусная люстра и многочисленная церковная утварь.

12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены богослужения. 12 февраля 2001 года, в престольный праздник, храм освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Выстроенная в стиле петровского барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно то, что вид храма за четверть тысячелетия не изменился. Однокупольное, украшенное строгими пилястрами и наличниками здание, с востока завершается большой трёхгранной апсидой и имеет два входа: западный и южный. Внутри храм поражает обширным алтарём, необычным сомкнутым центральным сводом, мощными столпами несущими крестовые своды, на которых устроены вместительные хоры. Уникальное здание церкви Трёх Святителей Вселенских не имеет аналогов в русской церковной архитектуре и в ансамбле с Андреевским собором является украшением С.-Петербурга.

В конце мая 1928 года, несмотря на многочисленные протесты Главнауки и даже самого наркома просвещения Луначарского, был завершен снос (как тогда писали «сломка») храма с удивительной судьбой — церкви Трех Святителей у Красных ворот.

Снос церкви Трех Святителей у Красных ворот

Храм получил свое название в честь трех каппадокийских отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Деревянная церковь, на месте которой в 1699 году на средства подьячего Приказа Большой казны Ивана Венюкова был построен каменный храм, была известна с 1635 года, сведения о существовании деревянного храма встречаются также в 1686 году. О строительстве каменного здания в 1699 году известно из грамоты святейшего патриарха Московского Адриана.

Церковь Трех Святителей у Красных ворот

Освящение храма состоялось 31 мая 1705 года, его совершил митрополит Стефан (Яворский). Деревянный храм по причине близости к огородам называли «церковью в Огородниках», или же «в Старых Огородниках». Название «у Красных Ворот» церковь получила после того, как невдалеке была построена триумфальная арка в честь победы в Полтавской битве.

Как сообщает сайт «Православие.ру», 11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья (сейчас на этом месте стоит одна из сталинских «высоток» по адресу Садово-Спасская, 21). Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым, и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда в Москву он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном проезде «белого генерала» Михаила Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева — Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

Церковь Трех Святителей у Красных ворот

Как отмечает заведующая лабораторией Московского художественного института им. В.И. Сурикова Галина Максимова в статье-реферате «Судьба главного иконостаса церкви Трех святителей у Красных ворот», трагические судьбы этих двух памятников (Красных ворот и Трехсвятительской церкви) в 20-ые годы XX века оказались очень тесно переплетены:

«Отстаивая памятники, Главнаука старается подчеркнуть живописность этой архитектурной группы, украшающей городской облик, уникальность и особенность здания церкви и ее внутреннего убранства, сохранившего резной барочный иконостас. Реставраторы готовы были даже пожертвовать северной пристройкой и церковным палисадником».

8 января 1927 г. к делу подключается нарком просвещения Анатолий Луначарский, рассылая письма в Президиум ВЦИК, Совнарком, НКВД, Президиум Моссовета и пр. Он терпеливо объясняет, что церковь «построена в 1699 г. и является отличным образцом архитектуры Петровского времени с современным внутренним убранством», а «разгрузка уличного движения в этом месте может быть в значительной степени достигнута теперь же устранением ларьков у тротуара и палисадника, примыкающего к церкви т. н. Трех святителей и даже в случае дальнейшей необходимости путем разборки северной пристройки к зданию церкви, выступающей на площади».

Однако несмотря на все протесты и доводы оба памятника были снесены: Красные ворота — в мае-июне 1927 года, а Трехсвятительская церковь — через год.

«18 февраля 1928 года церковь была уже закрыта, и Мосгубисполком составил комиссию по ликвидации из представителей Мосгубмузея и др., «которая в настоящее время произвела передачу нескольких местных икон и части облачений, не имеющих музейной ценности, группе верующих, перешедших к церкви так называемых Петра и Павла на Ново-Басманной улице… Все иконостасы, крупные иконы и киоты временно остаются на месте и находятся в распоряжении Музейного подотдела. Скорее всего, разрушение церкви началось с разборки северной пристройки, а затем уже было принято решение о полном сносе, конечно, под предлогом улучшения уличного движения»,

— сообщается в статье Галины Максимовой.

Уникальный резной шестиярусный барочный иконостас был спасен и передан в храм св. Иоанна Воина на Большой Якиманке. На месте церкви разбили всего лишь маленький сквер рядом с павильоном станции «Красные ворота», построенном в 1934-1935 годы. 12 февраля 2015 года в день памяти Трех Святителей на месте разрушенного храма был освящен поклонный крест.

В Харькове церквей и храмов много. И у всех есть, порой, захватывающие истории. Сегодня #kharkovgo расскажет Вам о Храме Трёх Святителей. Этот храм получил своё имя в честь трёх отцов православной церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такое название не случайно, ведь у одного из инициаторов возведения храма, Григория Гольдберга было два брата – Иван и Василий. Несколько позже харьковчане дали святыне второе название — Гольдберговский храм, в честь этих самых братьев, вложивших свои силы и средства в его возведение. Проект храма был разработан зодчим М.И. Ловцовым. Фундамент заложили в январе 1906 года. Но, к сожалению, руководитель проекта был тяжело болен, и в 1907 году руководство строительными работами было передано архитектору В.Н. Покровскому. Новый архитектор очень ответственно отнёсся к строительству храма, и на протяжении восьми лет работы лично разрабатывал рабочие чертежи и наблюдал за продвижением возведения. Также Покровский разработал чертежи уникального иконостаса, который потом изготавливался в Италии. Над храмовой росписью работал петербургский живописец А.Я. Соколов, который работал над внутренним оформлением на протяжении двух лет. Благодаря слаженной работе, интерьеры Трёхсвятительского храма считаются уникальными и вызывают восхищение. Строительство Гольдберовской церкви было завершено спустя 8 лет, к концу 1914 года. Освятил святыню Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. Для этого была доставлена чудотворная икона Озерянской Божьей Матери. На богослужение пришли, казалось, все горожане, и чинные, и простые миряне. Но богослужения продолжались недолго, с приходом большевицкой власти его постигла ужасная участь – всех священнослужителей разогнали, а здание превратили в склад церковного имущества закрытых церквей. Трёхсвятительская церковь была снова открыта в период оккупации. Лишь в 1944 году, пройдя регистрацию, как и остальные храмы Советского Союза, вновь обретает официальный статус.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *