Храм в ерино

Историческое название: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ерино

Настоятель – протоиерей Андрей Дерягин

Адрес: Новомосковский административный округ, поселение Рязановское, деревня Ерино

Подрядная организация ООО «Антель 2002»

Сайт храма www.erinohram.ru

***

В 2014 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы были выполнены работы по реставрации цоколя и подоконников, которые затем покрыли медью. В 2015 году в рамках Программы отреставрировали и покрасили белокаменные фасады с декоративными элементами, покрыли кровлю медью, отремонтировали оконные металлические решетки, отреставрировали гранитную паперть.

***

История

Первое известное документальное упоминание села Ерино относится к 1627 (28) году: в писцовых книгах Московского уезда, Молоцкого стана, 135 и 136 записана «за Иваном Васильевичем Морозовым, старая отца его боярина Василия Петровича Морозова вотчина село Ерино, на пруде у речки Десны».

Уже в это время село Ерино и знаменитые Дубровицы находятся в одной вотчине. В писцовых книгах 71 (1627 год) записано: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, усть речки Десны».

Тесно сплетенная судьба этих сел позволит нам более подробно проследить историю всей вотчины.

Под этим же годом в селе Ерино указывается «церковь Пресвятыя Богородицы, да придел Преподобный Сергий, каменная вверх, строение вотчиниково; у церкви во дворе поп Лука Иванов, во дворе пономарь Ивашко Парфеньев; да в селе двор вотченников с деловыми людьми».

Под 1646 годом при церкви Пресвятой Богородицы упоминается другой придел во имя Николая Чудотворца, у церкви были: во дворе поп Петр Данилов, дьячок Терентий Федоров, в селе двор боярский с дворовыми людьми и 10 дворов людских.

Когда была построена церковь, когда и насколько серьезно она перестраивалась не ясно. Очевидно одно: в 1627 (28) году в селе Ерино уже была каменная церковь Пресвятой Богородицы (любопытно, что не «Покрова») и к 1649 году у нее было два придела, освященных во имя преподобного Сергия и Николая Чудотворца. Вплоть до 1777 года ничего нового из источников о здании не выяснено.

Более подробную информацию читайте на сайте храма: www.erinohram.ru.

***

Предположительно, ныне существующий храм был построен в начале XVIII века. В 1777 году крышу здания перекрыли, для храма был написан новый иконостас, после чего церковь вновь освятили. В конце XVIII века построили каменную колокольню.

Согласно описи имущества 1875 года, на колокольне было 5 колоколов, самый большой весил 1200 кг.

На дореволюционной фотографии церкви хорошо видны каменные ворота. Сохранились некоторые подготовительные материалы, относящиеся к этой постройке, в частности, утвержденный Строительным отделением 23 февраля 1877 года проект церковной ограды. Эта ограда, как и колокольня, не сохранилась, но по проекту и фотографии ее можно будет когда-нибудь воссоздать.

Церковь отапливалась духовой печью, которая находилась в подвальной комнате под трапезной, от нее отводились четыре канала под полом в столбы трапезной — по ним шел горячий воздух, согревавший помещение и пятый канал для притока свежего воздуха под полом правого придела.

16 июня 1910 года произведена страховая оценка строений, принадлежащих Покровской церкви. Любопытно описание здания церкви, данное в документе. Показывается, что церковь была покрашена в желтый цвет и внутри отштукатурена. Железная крыша была выкрашена в зеленый цвет. На церкви было 3 небольших позолоченных главки. Главный иконостас и иконостасы боковых приделов были покрашены в белый цвет и местами позолочены.

В описи отмечается, что «церковь построена, когда не известно, но возобновлена в 1854 году». К этому времени здание сформировалось и не подвергалось серьезному ремонту вплоть до 1993 года.

В 1910 году при храме был двухэтажный церковный дом, построенный в 1885 году. Низший этаж — кирпичный, верхний — деревянный. В этом доме размещалась церковно-приходская школа, жил учитель. Из церковного причта в оценке принимали участие священник Сергий Тулин и псаломщик Алексей Кладбищев, а также церковный староста Назарий Шилов.

Сохранилась также опись движимого имущества церкви без даты, составленная священником Карповым, которую можно сравнить с «протоколом по изъятию ценностей … для передачи в Горхран в фонд голодающим» 24 апреля 1922 года. Изъято 23 фунта серебра в присутствии двух представителей общины верующих и священника И.П. Люсина.

***

В конце 1920-х годов (по другим данным, к 1940-му) колокольню разобрали. По рассказам местных жителей, службы в церкви продолжались до 1937 года. После этого здание церкви стали использовать для хозяйственных нужд: здесь располагались кузница, ремонтная мастерская сельскохозяйственной техники, а затем столярная мастерская. Посреди храма вырыли смотровую яму, разломали дверные проемы с колоннами, разрушили пол (пустоты бывших подвальных помещений засыпали землей и щебнем) и залили его бетоном.

В 1937 году настоятель храма протоиерей Николай Агафонников был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Позднее Николай Агафонников был причислен к лику святых как священномученик.

***

Покровский храм передали Русской Православной Церкви в 1992 году, и в том же году были начаты восстановительные работы. В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 года №84/9 Церковь отнесена к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) регионального значения.

1995 год

Приделы: преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Год закрытия: 1937 год.
Год возрождения: 1993 год.

Настоятель – свящ. Андрей Дерягин

Адрес храма: 142102, г. Москва, д. Ерино
Телефон храма: +7 (916) 696 81 52
Адрес электронной почты: erinohram@ya.ru
Сайт храма: erinohram.ru

Проезд от железнодорожной станции Подольск на автобусе №22 до конечной остановки «Санаторий «Ерино». Далее пешком через садовое товарищество.

Координаты для навигатора 55°27’23.00″С 37°30’41.16″В

С Варшавского шоссе (в черте города Подольск – Проспект Ленина) на перекрёстке со светофором свернуть на ул. Колхозная. После проезда бензоколонки свернуть направо на указателе «на Армазово»

Храм может быть открыт ежедневно с 9.00 до 15.00 сотрудниками прихода, находящимися на территории.

В 1627 году в селе Ерино имелась каменная церковь Пресвятой Богородицы с приделом преп. Сергия Радонежского, а к 1649 году имелся второй придел свт. Николая Чудотворца. Какой вид имело здание церкви в это время, мы не знаем.

Нашествие французов оставило свой след и в истории храма в деревне Ерино. В декабре 1812 г. священник Иоанн Федоров сообщил епископу Дмитровскому Августину, что Покровская церковь с приделом Сергия Радонежского разбита и разграблена неприятелем.

Колокольня церкви была построена не раньше 1793 года, а по архитектурным особенностям может быть датирована концом 18 или 19 века.

К 1825 г. Покровская церковь была в удовлетворительном состоянии: «ветхостей никаких не имеется». Престолов на тот момент было два: один в холодной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы, второй – в теплой во имя преподобного Сергия Радонежского. Причт храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.

В 1840 г. в Покровской церкви «открылась чудотворная икона Параскевы мученицы». Тем не менее, большого стечения паломников в село не наблюдалось, особенно в зимнее время, когда путь к храму усложнялся.

Сохранилась копия описи имущества Покровской церкви от 1845 года. В ней перечислено все необходимое убранство православного храма: престол и жертвенник с их одеждами и антиминсом, аналои, мебель, книги, иконы, некоторые в ризах медных высеребряных с серебряными вызолоченными венцами, напрестольные предметы, тоже с вызолоченным серебром. В частности, указываются 5 колоколов, самый большой в 1200 кг.

В 1847 году в Московскую Духовную Консисторию подано прощение о дозволении купить церкви колокол весом в 2400 кг за счет средств собранных “от усердия прихожан” (885 рублей серебром), суммы кружечного сбора (400 рублей серебром) и, уже знакомого нам “настоящего колокола” весом 1200 кг.

К 1850 г. здание церкви пришло в аварийное состояние: в сводах образовались множественные трещины, известь, сыпавшаяся из которых, падала на прихожан. Из-за опасности обрушения сводов встал вопрос о прекращении богослужений.

К 1854 г. перестройка и капитальный ремонт в храме полностью закончены, пристроен третий придел: здание церкви приобрело нынешний вид.

16 июня 1910 года произведена страховая оценка строений, принадлежащих Покровской церкви. Из описания здания следует, что церковь была снаружи окрашена желтой краской, внутри оштукатурена. Крыша железная, покрашена зеленой масляной краской, на церкви “три одинаково-ровные” небольшие золоченые главки, иконостасы главного алтаря и приделов окрашены белой краской и “позолотой по местам”. В описи отмечается, что “церковь построена, когда не известно, но возобновлена в 1854 году”.

В рабочем списке архитектурных памятников на 1 октября 1929 года по Подольскому уезду названо 35 деревень с церквями, которые признаются архитектурными ценностями. Села Ерино с Покровской церковью там нет.

Около 1929 г. была разобрана колокольня, но богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда арестовали настоятеля Покровской церкви и благочинного Подольского округа протоиерея Николая Агафонникова. 3 ноября 1937 г. решением Тройки УНКВД он был приговорен к высшей мере наказания, и 5 ноября расстрелян на Бутовском полигоне. На Соборе РПЦ 2000 года состоялась канонизация протоиерея Николая Агафонникова в чине священномученика (память 5 ноября н.ст.).

Покровская церковь простояла пустующей до 30 ноября 1940 г., когда Мособлсовет вынес решение о ее закрытии. В нем говорилось: «Учитывая ходатайство граждан о закрытии церкви в с. Ерино, разрешить Исполкому Подольского райсовета Еринскую церковь закрыть, а здание переоборудовать под мастерскую».

Какое-то время в помещении закрытого храма размещался клуб. После этого здание использовалось для хозяйственных нужд: здесь располагалась кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, для чего была оборудована смотровая яма и разломаны дверные проемы с колоннами – основной и в правом приделе. Также был разрушен пол (пустоты бывших подвальных помещений засыпаны землей и щебнем) и залит бетоном. Последней тут располагалась столярная мастерская.

В 1992 году здание передано Русской Православной Церкви и начаты восстановительные работы. Возобновилась литургическая жизнь.

Благодаря стараниям прихожан сегодня жизнь прихода преимущественно развивается по двум направлениям: работа с детьми и помощь зависимым от наркотиков и алкоголя, а так же их родственникам. Для младших детей открыта школа «Воскресные встречи», занятия в которой проводятся на основе изучения через изготовление поделок различных декоративных ремёсел. Оборудовано помещение для детского сада численностью до шести человек. Для детей среднего возраста и подростков ежегодно проводится лагерь летнего отдыха.

На территории прихода совместно с благотворительным фондом «Старый Свет» ведется строительство реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков. Несмотря на затянувшийся процесс строительства, в нём постоянно проживают от четырёх до семи человек. Параллельно, каждое воскресенье проводятся группы самопомощи для Анонимных наркоманов и алкоголиков, а так же группы для их созависимых родственников.

Христианский благотворительный фонд «Старый Свет»

См. также: Как поступить в центр; Правила центра; О жизни в центре;

«…Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». (Социальная концепция Русской Православной Церкви, XI, 6).

Исходя из такой позиции Церкви, прихожане и духовенство православного прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы приняли решение о создании при храме Реабилитационного центра для лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, в котором они могли бы получать профессионально организованную помощь.

Работа в этой области уже много лет ведется в приходе силами тех прихожан, которые являются сотрудниками и добровольцами Христианского благотворительного фонда «Старый Свет». Эта общественная организация профессионально занимается реабилитационно-профилактической деятельностью в области проблем наркомании и алкоголизма с 1990 года.

Задачи центра:

1. Создать общинную среду, способную быть целительной почвой для реабилитации зависимости, охватывая все стороны жизни человека.

2. Организовать осмысленный труд, обучение и просвещение реабилитирующихся.

3. Помочь им увидеть свое состояние как сложный комплекс болезни души, тела и духа, противостоять которой можно только через возрождение души в покаянии, через обращение от греха к жизни, наполненной Божественной благодатью.

4. Познакомить реабилитирующихся с имеющимся в Церкви богатством средств духовного исцеления.

5. Помочь им увидеть глубину своего падения и бессилие изменить жизнь без помощи Божией, увидеть возможность обращения к Господу за помощью, и попытаться всерьез, по-настоящему сделать это. Для оказания пациентам центра помощи в преодолении отделяющих их от Бога препятствий – содействовать правильному проведению ими глубокого исследования всей прошлой жизни, и возможности честно рассказать о результатах этого исследования Богу и людям. Далее – содействовать принятию реабилитирующимися решения позволить Богу избавить их от недугов и недостатков, а затем в исправлении ими причиненного себе и ближним ущерба (прежде всего – через служение).

6. Познакомить реабилитирующихся с основами православного вероучения (при их желании – предложить им пройти катехизацию), чтобы помочь им сделать сознательный выбор и обеспечить возможность для вхождения в жизнь Церкви.

Фонд «Старый Свет», многие сотрудники которого — постоянные прихожане Покровского храма в селе Ерино, в течение многих лет работал над созданием стационарного реабилитационного центра длительного проживания. Весной 2003 года этот центр был введен в действие, и в нем поселились первые жители, а у нас появилась возможность помогать людям, которые были в буквальном смысле слова обречены на смерть — ведь медицинских решений проблем наркомании и алкоголизма не существует.

За годы работы нашим фондом создана, испытана на практике, и доказала свою эффективность модель терапевтического сообщества (ТС), полностью бесплатного для жителей и их родственников. Очевидно, что любая, даже небольшая, плата за пребывание в реабилитационном центре всегда вносится не самим зависимым, а его родными. Это означает, что платная реабилитация в принципе не способна помочь зависимому достичь важнейшей цели выздоровления: научиться новой, ответственной и самостоятельной жизни. Поэтому мы решили выработать механизмы, благодаря которым возможно реабилитационный процесс сделать бесплатным для родственников зависимого, что, в то же время, поможет самому зависимому начать более ответственно относиться к собственной жизни.

Базовые элементы такой модели сегодня воспроизводятся, частично или полностью, многими действующими в нашей стране реабилитационными центрами, в том числе центрами православной церковной сети.

Как показывает многолетний опыт работы нашего центра, самоокупаемость подобного ТС вполне достижима, если только его жители и сотрудники систематически прилагают усилия одновременно по следующим направлениям:

  • Ищут и организовывают внешние работы за пределами центра, причем такие, которые не идут в ущерб выздоровлению: не нарушают графика реабилитационных мероприятий, не вынуждают отступать от принципов, норм и правил реабилитации.
  • Участвуют в фандрайзинговых и грантрайзинговых мероприятиях, то есть, в поиске и привлечении необходимых для работы реабилитационного центра средств.
  • Развивая собственное производство на базе реабилитационного центра.
  • Ведя собственное фермерское хозяйство.

Наш реабилитационный центр — это терапевтическое сообщество длительного прроживания, цель которого — помочь лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, преодолеть зависимость, восстановить здоровые социальные и семейные связи, приобрести навыки труда и здоровой жизни в обществе, глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни. Тем из жителей центра, кто считает себя православными – помочь в сознательном воцерковлении и полноценном включении в жизнь православной общины. Именно благодаря терапевтическому сообществу, комплексная работа по духовной, психологической и социальной реабилитации жителей центра может происходить практически круглосуточно. Эта работа будет успешной, если новичок будет стремиться полноценно включиться в жизнь терапевтического сообщества, чтобы начать решать свои духовные, психологические и иные проблемы, которые лежат в основе зависимости. В этом ему помогут другие жители центра и его сотрудники. Средства такой помощи — постоянное общение друг с другом (в том числе, на различных предусмотренных распорядком собраниях, планерках и в группах, которые проходят в центре). Жители участвуют в организации работ по самообеспечению центра, зарабатывают средства на оплату проживания и питания, сами делают все работы по дому, занимаются строительством и благоустройством зданий и территории центра, трудятся в производственных мастерских.

При желании, жители центра имеют возможность глубже познакомиться с православной духовностью, начать свое воцерковление, и включаться в жизнь православной общины.

Много времени уделяется специальным реабилитационным занятиям, которые проходят как в самом реабилитационном центре, так и в Москве — в мотивационно-просветительской программе фонда. Жители в течение недели участвуют в различных групповых и индивидуальных занятиях: малых терапевтических группах и группах самопомощи, консультациях, лекциях-беседах, выполняют различные письменные задания и т.д.

Сегодня Центр размещается в двухэтажном, еще не полностью достроенном доме, где пока могут жить только 7-9 человек. Очевидно, что количество людей, нуждающихся в помощи, намного больше, а кроме того, выйти на полную самоокупаемость бесплатного для жителей центра реальнее при большем количестве (примерно 25-30) жителей. Поэтому в ближайшем будущем мы намерены построить на территории прихода и поблизости от него еще несколько зданий. Это, прежде всего, более вместительный жилой корпус, баня, котельная, хозяйственные постройки. Кроме того, предусмотрены учебные помещения, в которых будет проводиться подготовка сотрудников и специалистов для других подобных центров по всей стране, а также несколько комнат для временного проживания обучающихся и стажеров.

Программа реабилитации в нашем центре состоит из отдельных «подпрограмм». Начальный курс реабилитации продолжается от 7 до 10 месяцев. По завершении этого курса, жители могут включиться в работу в программе завершающей реабилитации, рассчитанной на 11-18 месяцев, а в последствии — воспользоваться одним из вариантов программы ресоциализации. Задачи и особенности каждой из этих подпрограмм подробно описаны в разделе «О жизни в центре».

См. также: Как поступить в центр;

Правила центра;

О жизни в центре;

>РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ЕРИНО

(Терапевтическое сообщество)

ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ

ПОКРОВСКОГО ХРАМА

В ПОСЕЛКЕ ЕРИНО

ПОДОЛЬСКОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Наш реабилитационный центр – это терапевтическое сообщество, цель которого – помочь тем, кто страдает алкоголизмом и наркоманией, преодолеть зависимость: начать решение своих проблем, восстановить здоровые социальные и семейные связи, приобрести навыки труда и жизни в обществе. Жители центра могут глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни, а при желании – продолжить сознательное воцерковление и включиться в жизнь православной общины. Реабилитационная работа в центре организуется и проводится сотрудниками Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», который, совместно с приходом Покровского храма, обеспечивает также и жизнедеятельность центра в целом.

Реабилитация в центре пройдет успешно, если новичок будет стремиться полноценно включиться в жизнь терапевтического сообщества, чтобы начать решать свои духовные, психологические и иные проблемы, которые лежат в основе зависимости. В этом ему помогут другие жители центра и его сотрудники. Средства такой помощи – постоянное общение друг с другом, в том числе – в различных группах, которые проходят в центре, а также специальные реабилитационные мероприятия и задания.

Общий курс реабилитации в центре рассчитан на длительный срок – более двух лет – и состоит из трех подпрограмм:

1. Основная реабилитационная программа центра продолжается 7-8 месяцев. Цель этой программы – укрепить мотивацию к выздоровлению, помочь в принятии болезни и познакомить с основными принципами выздоровления. Обитатели центра участвуют в трудовой и хозяйственной жизни сообщества и ежедневных реабилитационных занятиях. Перед завершением программы ее участник с помощью консультанта составляет план своего дальнейшего выздоровления, а успешно защитив этот план на специальной выпускной группе, он получает аттестат о прохождении основного курса реабилитации в терапевтическом сообществе.

Как показывает опыт нашей работы, основная реабилитационная программа дает возможность тем, кто успешно ее закончил, какое-то время жить без наркотиков и алкоголя. Однако, чтобы прошлое не вернулось, человеку обязательно надо продолжать серьезную работу по выявлению и решению тех глубинных проблем, которые заставляли его употреблять алкоголь и наркотики. Поддержку и помощь в такой работе оказывает программа последующей реабилитации.

2. Программа последующей реабилитации. Главная цель этой программы, продолжительность которой около полугода – помочь участникам приобрести опыт служения, которое позволит им начать понастоящему глубоко и бесстрашно выявлять и исследовать свои проблемы. Чтобы стать ее участником, необходимо пройти месячный испытательный срок. За этот месяц кандидат должен подробно описать, что именно, с какой целью и в какие сроки он намерен сделать в выбранной им области служения (эта область может быть частью реабилитационной, профилактической, хозяйственной или другой деятельности центра). Эти планы ему нужно согласовать с другими участниками и сотрудниками программы, а затем своими действиями доказать, что его намерения реальны. Если другие участники терапевтического сообщества признают, что кандидат действительно начал практиковаться в служении, ему помогают начать глубокое исследование своего прошлого и тех проблем в этом прошлом, которые привели к проявлению у него зависимости. На последнем этапе этой программы участник получает возможность четко сформулировать сделанные при тщательном исследовании своей личности выводы, поделиться ими с другим человеком и исповедать их перед Богом.

3. Программа ресоциализации. Чтобы закрепить приобретенные в процессе реабилитации навыки, и начать самостоятельную трезвую жизнь полноценным членом общества, человеку необходимы время, безопасная, способствующая выздоровлению, среда и помощь других людей. Все это обеспечивает завершающая программа нашего центра – программа ресоциализации. Она более продолжительна, чем две предыдущие, ее длительность – не менее года, а при желании участника – и дольше. За это время консультанты и сотрудники фонда «Старый Свет» помогут участникам определиться в профессиональном отношении, окажут содействие в поиске работы, выборе места жительства и поиске жилья, в приобретении необходимых для самостоятельной жизни навыков и знаний. Участники этой программы, которые захотят попробовать себя в области реабилитации зависимых, могут быть приняты на стажировку, чтобы, по ее завершении, стать помощниками консультанта, администратора или других сотрудников. Первые полгода такая деятельность может осуществляться только на добровольных началах. Впоследствии эти добровольцы, пройдя профессиональную подготовку в выбранной области, смогут начать работу в Фонде в качестве стажеров-сотрудников, с правом проживания в жилых помещениях для сотрудников в самом центре или вблизи от него.

Желающему начать реабилитацию в центре надо позвонить (обязательно самому!) по телефону в Москве 8-499-143-1413. Координатор центра Анна Борисовна Юрпольская проведет с кандидатом предварительное собеседование. Если оно пройдет успешно, то от кандидата потребуется написать и выслать нам по факсу 8-499-143-1413 или электронной почте oldworld@orc.ru; oldworld2@yandex.ru основную информацию о себе (полное описание своей проблемы: когда она выявилась, как проявляется, были ли попытки как-то ее решать и т.д.). В этом же письме надо указать важнейшие биографические данные: возраст, образование, если есть – специальность, навыки работы, а также свой контактный телефон. Желательно указать электронный адрес, на который мы сможем выслать подробные условия приема и правила проживания в центра.

С этими правилами и условиями кандидат должен внимательно ознакомиться. Если желающий поступить в центр будет готов принять предлагаемые условия и выполнять все правила центра, ему надо сообщить об этом координатору по приему. После этого координатор записывает кандидата в очередь и, в зависимости от времени предполагаемого приема в центр, назначает сроки последующих звонков, которые важно строго соблюдать. Если кандидат в назначенное время не звонит координатору, то он перемещается в конец очереди.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *