Храм в ильинском

История

В 1899 году греческая община города Евпатории обратилась в Думу с просьбой выделить землю под строительство храма. Несмотря на то, что в этом году освятили собор святого Николая, возникла необходимость еще в одном храме для православного населения. В 1901 году участок земли в 600 квадратных саженей на центральной набережной был бесплатно передан общине. К 1907 году подготовили проект храма, его автором стал городской архитектор А. Л. Генрих.

Строить новый храм предполагалось на пожертвования прихожан. Но средства поступали медленно, и нужная сумма никак не собиралась. Поэтому в 1908 году в Думу по поручению общины обратился Ф. И. Василькиоти, он просил о выдаче субсидии в сумме 5000 рублей. Губернатор Евпатории С. Э. Дуван дал согласие выплачивать субсидию частями, каждый год по 1000 рублей. Лично от себя С. Э. Дуван пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру. За помощь в строительстве храма он был награжден Его Величеством королем эллинов крестом Святого Спасителя.

Строительство церкви началось 6 июня 1911 года, а 30 июня 1918 года новый храм архиепископ Димитрий (князь Абашидзе) освятил во имя пророка Илии. Из-за недостатка средств устройство храма затянулось почти на десять лет и закончилось в канун новой эпохи, когда начались гонения на Церковь. Храм построен в греко-византийском стиле, в плане в виде креста. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Над ним поднялась трехъярусная колокольня.

После революции церковь оставалась действующей. Ее прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы. Сначала решили, что колокольный звон — явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола на глазах у пораженных прихожан. Во исполнение декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года изъяли церковные ценности на «нужды голодающих». Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Отвез письмо председатель церковной двадцатки Савва Федорович Кириакиди. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете. В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. Впрочем, у государства денег тоже не нашлось, и в 1938 году храм закрыли.

Со дня открытия и до своего ареста священником в Свято-Ильинском храме был Елеазар Спиридонович Спиридонов, причисленный к лику святых. Сегодня священномученик Елеазар Спиридонов почитается как небесный покровитель Евпатории.

После закрытия здание храма передали комитету физкультуры и спорта. Во время Великой Отечественной войны прихожане привели церковь в порядок, и в 1942 году Богослужения возобновились. После войны храм отремонтировали. В начале 1960-х годов местные художники Ю. В. Волков и Ю. В. Белкин написали фрески «Рождество», «Крещение», «Распятие» и «Воскресение». Но уже в 1962 году Свято-Ильинскй храм снова закрыли. Евпаторийский исполком решил, что колокольня находится в аварийном состоянии, ее разобрали, а в здании греческой церкви организовали спортивный зал ДСО «Спартак».

В 1984 году здание Свято-Ильинского храма взяли на государственный учет как памятник архитектуры. Долгие годы бесхозяйственного использования довели храм до плачевного состояния, и вот, наконец, началась его реконструкция. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил освящение церкви святого пророка Илии. Сегодня колокольня и храм полностью восстановлены, возвращено здание воскресной школы.

В 1999 году в храме случилось чудо с храмовой иконой пророка Илии. Неизвестный художник изобразил пророка по пояс, в руке он держит свиток, лицо строго, брови грозно сдвинуты, седые волосы и бороду развевает ветер. Когда Ильинский храм закрыли, образ хранился в Свято- Никольском соборе. После того как храм отреставрировали, икону перенесли в свой родной храм.

В праздник Святой Троицы пономарь пришел в храм очень рано. Прикладываясь к образу пророка Илии, он увидел, как в лучах утреннего солнца на стекле, прикрывавшем икону, четко проступили контуры, повторяющие изображение пророка на иконе. Об увиденном пономарь сообщил настоятелю, и икону перенесли в алтарь. Во время праздничной службы контуры на стекле стали более четкими, а к концу праздника можно было увидеть лик пророка Илии.

По указанию Владыки Лазаря создали комиссию, которая должна была освидетельствовать икону. Когда члены комиссии сняли стекло, на нем увидели ясный отпечаток контуров фигуры и лица святого пророка Илии, лучше всего отпечаталась рука, держащая свиток. Пророк Илии как бы призывает всех нас быть более усердными в изучении Священного Писания, жить и поступать по его заветам.

Теперь в Ильинском храме ежедневно в 9 часов прихожане вместе с духовенством совершают чтение акафиста пророку: «Святый Пророче Божий Илие, моли Бога о нас».

В 2008 году храм отметил свой 90-летний юбилей. 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил божественную литургию.

Одна из старейших улиц Китай-города Ильинка получила свое название от храма, сохранившегося до наших дней. Однако, поскольку он скрыт за более поздними строениями, о храме сегодня мало кто знает. А история у храма, между тем, богатейшая.
О возведении этого храма (приписываемого Алевизу Фрязину) летописный источник сообщает: «Того же лета (1519 г.) месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре святого Илию…». А спустя полтора года: «в лето 7029 (1521г.) месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого». Храм стал первой каменной постройкой в Ильинском монастыре и одной из первых известных сегодня каменных построек Китай-города. Уже через насколько лет после его возведения улица, прежде называвшаяся Дмитриевской, стала носить имя Ильинка.
Ильинский монастырь соседствовал с торгом и усадьбой земского казначея Хозяина Юрьевича Тютина. Казначей был казнен Иваном Грозным, а его двор пожалован «на приезд» Новгородскому архиерею. Так рядом с Ильинским монастырем возникло Новгородское архиерейское подворье, вскоре сыгравшее в истории России заметную роль: здесь в 1591 г. останавливался митрополит Дионисий Търновский, который привез в Москву акты Константинопольского собора 1590 года об утверждении патриаршества на Руси.
Монастырь также был причастен к важным историческим событиям. Именно с набата Ильинского колокола началось в Смутное время восстание против Лжедмитрия I, о чем упомянуто в летописи: «…маия в 17 день, на память святаго отца нашего Андроника … Благочестивии князи (Шуйские) повелеша ударить в колокола, первое у святаго пророка Илии, по той Ильинской улице, и в рядох и у святых церквей, и в монастырех, потом же у собора Пресвятей Богородицы, потом же в набаты градные….»
После Смуты Ильинский монастырь не был возрожден, и Ильинская церковь «что в Ветошном ряду» в 1625 году упоминается уже только как приходской храм. На земле бывшего монастыря разместились кладбище и дворы церковного причта (попа, дьякона, пономаря и просвирницы).
Главными историческими событиями на протяжении всего XVII века, связанными с храмом Ильи пророка, были ежегодные крестные ходы с участием правителей, высшего духовенства и всех горожан. После пожара 1676 года церковь вместе с церковной землей по прошению Новгородского митрополита Корнилия была присоединена к Новгородскому подворью, сохраняя при этом и приходские функции, а причт из своих дворов переселился в казенное жилье подворья.
Расширенное подворье было перестроено, а храм надстроен и обнесен галереей. В новый верхний храм перенесли престол в честь пророка Илии, древний нижний – сделали теплым и освятили в честь апостола Тимофея. До середины XVIII века во «властелинских покоях» Новгородского подворья останавливались архиереи, а обер-прокурора синода Феодосия Яновского навещал здесь император Петр I.
Приход Ильинского храма составляли патриаршии, а затем синодальные певчие. В этом приходе в семье синодального иподьякона выросли два выдающихся архиерея XVIII века, братья митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил и архиепископ Тобольский Варлаам (Петровы).
С середины XVIII века постройки подворья начали сдавать в аренду купцам. В 1860-х годах Новгородское подворье было на полстолетия арендовано предпринимателями А.Пороховщиковым и Н.Азанчевским. На территории подворья и соседней Певческой слободы по проекту архитектора А.С.Никитина был возведен комплекс Теплых торговых рядов. При строительстве этих новых трехэтажных зданий в основном использовались старые фундаменты каменных построек подворья и Певческой слободы, что и определило местоположение отдельных корпусов комплекса.
При строительстве «церковного корпуса» Теплых торговых рядов нижний храм 1519 года был упразднен и засыпан, а верхний, изуродованный перестройкой, продолжал действовать до советского времени. В 1920-е годы храм был закрыт, а в здании разместились различные организации, которые довели его до аварийного состояния.
Храм пророка Илии является объектом культурного наследия федерального значения. В 1997 году с возрождением церковной жизни в здании начались противоаварийные работы. В 2000 году был раскрыт объем нижнего храма XVI века, находящийся в толще культурного слоя ниже уровня улицы Ильинки примерно на три метра.
После освобождения стен от фанерной обшивки в верхнем храме была раскрыта уникальная живопись начала XIX в., которая составляла единый ансамбль, посвященный евангельским чтениям Цветной Триоди от Пасхи до недели Всех Святых. Художники-реставраторы по специальной технологии сняли со стен живописные композиции с наслоениями штукатурки. Затем с тыльной стороны росписи до самого масляного слоя освободили штукатурку и образовавшуюся картину наклеили на заранее заготовленные холсты с подрамниками. После этого с лицевой стороны были удалены профилактические заклейки и старый клей, проведены работы по расчистке загрязнений и поздних прописей. Частичные утраты на живописных полотнах решили не восстанавливать, чтобы потомкам были видны исторические росписи. Работы на объекте длились около двух лет и завершились в 2008 г. По завершении реставрации снятые и смонтированные на новое основание росписи церкви Илии Пророка побывали на многих выставках: в Белых палатах, в Гостином Дворе, на Всероссийской реставрационной выставке в Малом Манеже и на выставке «Свет миру» в Центральном Манеже Москвы. В данный момент полотна экспонируют в храме Илии Пророка в подклете. Выставка уникальна тем, что впервые показаны все снятые со стен и перенесенные на холст композиции. Такой ход позволяет современникам составить представление о художественном убранстве верхнего храма в XIX в.

Церковь признана лауреатом конкурса Правительства Москвы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация -2015».
В настоящее время в верхнем храме проводятся богослужения, а в нижнем размещена выставка росписей храма, чудом уцелевших в советское время и перенесенных реставраторами на холст.

Свято-Ильинский монастырь — мужской монастырь Одессы, который относится к Украинской православной церкви. В настоящее время при монастыре находится Одесское епархиальное управление.

Преподобный Гавриил Афонский, настоятель скита, ныне канонизированный, привез в храм множество христианских реликвий которые оберегались в церкви. Среди них чудотворная икона «Млекопитательницы», в честь которой был освящен один из приделов церкви, левая стопа апостола Андрея Первозванного и кусок древесины Животворящего Креста. На сегодняшний день все перечисленный святыни перешли на хранение в Свято-Успенский монастырь в Одессе.

Мощи преподобного Гавриила Афонского, © Официальный сайт Свято-Ильинского монастыря Одессы

Социально-образовательную работу при обители выполняет воскресная школа для взрослых и детей.

Расписание богослужений

Храм при монастыре открыт ежедневно, с 06:00 до 19:00. Расписание служб Свято-Ильинского монастыря публикуется на официальном сайте на неделю вперед. Ежедневно в храме проходит божественная литургия (в выходные дни дважды утром). Каждый день начинается с молебна у мощей преподобного Гавриила Афонского. Всего в день проходит от 4 до 5 различных служб.

История возникновения монастыря начинается в 1884 году. Тогда на подворье афонского Ильинского скита регулярно оказывали поддержку странствующим паломникам, которые держали свой путь с дальних земель Российской Империи в Афон или Палестину через Одессу. Подворье не только принимало верующих для ночевки, но также оказывали посильную помощь в получении документов и помогало людям садиться на судна. Вблизи от вокзала, на Пушкинской, скит обзавелся жилым зданием, в котором находили приют странствующие верующие путники.

Вполне ожидаемо, что в дальнейшем появилась потребность в строительстве церкви для путешественников, которую могли посещать еще и одесситы. С разрешения Святейшего Синода в 1890 году монашескому поселению позволили обзавестись собственным подворьем и построить церковь. Под возведение нового храма купили большую делянку земли, по размерам совпадавшую со старым подворьем.

Внутреннее убранство храма, © Официальный сайт Свято-Ильинского монастыря Одессы

Торжественная закладка храма прошла в 1894 году архимандритом Гавриилом. На церемонии присутствовала делегация от одесской власти и большое количество местного населения. Через пару лет строительных работ над городом стал возвышаться новый трехпрестольный пятиглавый храм. В конце декабря 1896 года прошла церемония освящения одного из трех престолов в честь чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательницы» старшими представителями духовной власти региона и непосредственно настоятелем Ильинского скита. В последующие дни освятили правый и левый приделы. Около правой части храма возвели небольшую часовню в честь недавнего знаменательного события — коронации нового правителя Российской империи Николая II. Часовню освятили в честь святого Николая Мирликийского чудотворца.

С началом жесткого контроля советской власти над церковью в стране храм был признан недействительным и проработал только до 1930-х годов. В послевоенное время постоялый двор обители стал пристанищем монахов православной веры.

Середина 1990-х годов принесла приходу значительные изменения — преобразование его в действующий монастырь. Сегодня главный престол храма освящен в честь пророка Илии.

Как добраться до Свято-Ильинского мужского монастыря в Одессе

Свято-Ильинский монастырь находится в центре города, вблизи культурных и развлекательных заведений. В пешей доступности расположены такие места паломничества, как Спасо-Преображенский кафедральный собор (15–20 минут) и Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь (10–15 минут). Из популярных туристических объектов Одессы, в радиусе километра находятся: рынок Привоз, парк им. Тараса Шевченко, пляжи Отрада и Ланжерон. Главный железнодорожный вокзал находится в 5 минутах пешком.

Карта-схема пешего маршрута от железнодорожного вокзала до Свято-Ильинского монастыря Одессы

В радиусе 200–300 метров от храма расположено 3 остановки общественного транспорта:

Заказать такси в Одессе можно с помощью мобильных приложений Uber и Uklon.

Свято-Ильинский мужской монастырь: панорамный вид с улицы Пушкинская

Свято-Ильинский мужской монастырь на видео

Архангельский Ильинский собор

Архангельский собор во имя Илии Пророка на Смольном Буяне, кафедральный собор Архангельской епархии.

  • Адрес: Россия, 163002, Архангельск, ул. Ильинская, 10.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основанием для постройки Свято-Илиинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами».

Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

Архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году преосвященным Парфением.

В 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте», и тогда же освящен епископом Варлаамом.

Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным пределом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая (с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны). Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества.

В 1882-1884 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми царскими вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в «классическом» стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами…

Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на «ярусе звона» располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.

Преображенская церковь в 20-х годах нашего века была названа кафедральным собором. Это произошло в связи с переходом главного Свято-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска и большинства городских храмов обновленческому духовенству. Таким образом, кладбищенские церкви города стали единственными храмами, причт которых канонически подчинялся правящему архиерею — архиепископу Антонию (Быстрову), ставленнику святителя Тихона, патриарха Московского. Но к 1937 году ни один из этих храмов не действовал. Преображенский собор стали активно разрушать.

В 1944 году епископ Михаил (Постников) определил присвоить Ильинской церкви статус кафедрального собора (в то время епархии было передано два храма в г. Архангельске, Ильинский был крупнейшим).

С момента своего существования храм много раз подвергался капитальному ремонту, таким образом, от первоначального убранства практически ничего не сохранилось. Сохранились иконы, малый «Скорбященский» иконостас, сооруженный в 1845 году, а также главный «Ильинский» иконостас 1893 года.

Ныне Ильинский собор является кафедрой епископа Архангельского и Холмогорского и по-прежнему один из крупнейших храмов г. Архангельска. Находится храм на Ильинском кладбище, закрытом с 1977 года.

Святыни

Главными святынями храма следует считать образ Архангела Михаила (в центральной части собора) 1 половины XVIII века и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» XIX века. Любопытен тот факт, что все иконы выполнены местными иконописцами и имеют превосходную сохранность. В прежние времена был обычай приносить в храм Владимирскую икону Божией матери (из Красногорского монастыря), где она находилась с 23 июня по 1 июля.

См. также Архангельское Ильинское кладбище.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *