Храм в измайлово

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь преподобного Николая Угодника и во славу Казанского лика Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.

Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

  • Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу. В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
  • Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
  • В 1812 г. в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
  • В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
  • В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
  • В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
  • В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Архитектура храма

Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.

Интерьер церкви Рождества Христова в Измайлово

  • Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
  • Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
  • Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
  • Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
  • Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества Христова в Измайлово

В 1654 году Измайлово стало загородной усадьбой Романовых, и царь Алексей Михайлович пожелал устроить тут резиденцию. К 1665 году государевы стрельцы построили здесь деревянный храм Рождества Христова. Он был с двумя боковыми приделами (Никольским и Казанской иконы Богоматери) и семью куполами. На строительство, как говорят документы, ушло леса на сто рублей.

А в 1676 году (уже при Фёдоре Алексеевиче), руководствуясь благословенной грамотой патриарха Иоакима, возвели каменный храм Рождества Христова с теми же приделами, что были у деревянной церкви. Строительство выполнялось под руководством Спиридона Харламова артелью костромских зодчих.

Обитель построена типичным «кораблём» (главные элементы конструкции находятся на одной оси), в стиле русского узорочья. Основной объём храма имеет три яруса кокошников и увенчан 5-ю главами. С севера и с юга к нему примыкают кубические приделы, на каждом из которых красуется небольшая главка, с востока — три апсиды. В конце XVII ст. к храму пристроили трапезную, а в начале XVIII ст. — колокольню и паперть. Последняя гармонично вписалась в экстерьер, а вот выполненная в стиле барокко колокольня (до этого при церкви стояла деревянная звонница) смотрится несколько грузно.

В целом храм выглядит очень нарядно – русское узорочье предполагает обилие декора: аркатурно-колончатый пояс на глухих барабанах, полуколонны, пилястры, ширинки на стенах, резные узоры на обрамлениях окон.

В 1678 году костромским мастером С. Рожковым были созданы три иконостаса, в 1735 году иконы обновил Ф. Пискулин.

Особо почитаемой иконой храма Рождества Христова в Измайлово является образ Иерусалимской Божией Матери — это одна из копий иконы, написанной евангелистом Лукой.

Но вернёмся к истории Рождественской обители… С момента, как Пётр І перенёс императорский двор в Санкт-Петербург, Измайлово начинает пустеть, и поддерживать церковь в цветущем состоянии становится всё сложнее. При Елизавете Петровне стало чуть легче, но не на много.

В 1812 году французы ворвались в храм в поисках наживы, но настоятель заблаговременно спрятал все ценности. Само здание тоже не пострадало.

На протяжении XIX ст. Измайлово превращалось в зажиточное промышленное село с населением порядка 3000 человек. Крестьяне богатели и даже переходили в купечество. Вместе с тем рос и приход, да и сама обитель благоустраивалась.

Церковь Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлово – один из немногих, который не закрывался в советское время. Разумеется, изъятия ценностей избежать не удалось. Из церкви было вывезено 196 предметов утвари. Рядом с обителью находится Измайловское кладбище, где хоронили многих священников (больше захоронения не совершаются). Также при храме работают воскресная школа и хор.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Православный храм
Храм Рождества Христова в Измайлове

Общий вид храма
55°48′03″ с. ш. 37°46′10″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Тип здания приходская церковь
Архитектурный стиль русское узорочье, барокко
Строитель костромские зодчие
Основатель царь Алексей Михайлович
Дата основания 1676
Строительство после 1666 — 1676
Основные даты
1676 — освящение
около 1690 — пристройка трапезной
около 1710 — пристройка колокольни
1804 — перенос иконы Иерусалимской Божьей матери
1928 — возвращение иконы Иерусалимской Божьей матери
Приделы Казанской иконы Божией Матери (южный), святителя Николая Чудотворца (северный)
Реликвии и святыни список Иерусалимской иконы Божией матери, Владимирская икона Божией матери с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», великомученика Пантелеимона; Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей
Статус Объект культурного наследия № 7710263000№ 7710263000
Состояние Действует
Сайт hramrh-izmaylovo.cerkov.ru
Храм Рождества Христова в Измайлове на Викискладе

Храм Рождества́ Христо́ва в Изма́йлове — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры.

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.

Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *