Храм в петушках

Владимирский край
Фотоблог Владимирской области

Церковь Успения Божией Матери (Петушки). Фото © Сергей Ершов

Церковь построена на месте, которое издревле называлось «Поповка». По преданиям, здесь стоял деревянный храм, который сожгли отряды Батыя. Восстановленная церковь была уничтожена уже в Смутное время. Место до начала строительства Свято-Успенского храма осенял установленный местными жителями деревянный крест.
Каменную церковь на собственные средства начал строить в сентябре 1904 года московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. Уникальная трёхчастная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в русском стиле, характерном для конца XIX — начала XX веков, и представляет собой редкий для Владимирской области памятник, который исследователи относят к направлению «ретросиентивизм» являющемуся разновидностью позднего модерна.

Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П. И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале XX века.

18-19 июля (по старому стилю) 1910 года состоялось торжественное освещение храма. А деревне Петушки был присвоен статус села. На освещении церкви присутствовали Высокоприосвященнейший архиепископ Владимирский и Суздальский Николай, который освятил главный престол храма перед Божественной литургией, протоиереи владимирских Успенского и Дмитриевского соборов, духовенство уезда. 19 июля 1910 года при участии протодиакона А. И. Лебедева были освящены предельные престолы: за ранней обедней Николаевский левый придел протоиереем г. Покрова П. О. Обтемперанским, за поздней — правый предел Иоанна Богослова протоиереем Кафедрального собора П. П. Евгеновым.

В советское время храм не закрывался. В начале тридцатых годов с колокольни Свято-Успенского храма были сброшены большие и малые колокола. Многие их них раскололись. Во второй половине XX века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви.

В 1990-е годы благотворителями были пожертвованы новые колокола и финансовые средства для золочения куполов храма.

Настоятель: протоиерей Сергий Николаевич Березкин
Адрес: Петушки, 601110, Кибиревский пр., 2

Давным давно, на месте, где стоит нынче удивительной красоты храм, стояла деревянная церковь, которую сожгли отряды Батыя. Позже церковь выстроили вновь. Но деревянный храм снова был уничтожен в Смутное время. После чего местные жители на этом месте воздвигли деревянный крест. Через 300 лет на этом месте на собственные средства решил построить каменную церковь московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. В 1904 году Ивану Павловичу, владельцу тогда крупной бумаго-прядильной фабрики в Переславле-Залесском, удалось приблизиться к реализации своей давней мечты — постройке в Петушках, рядом со своим особняком, кирпичной церкви.

5 сентября 1904 года был отслужен молебен на начало постройки, 15 мая 1905 года произведена закладка храма. Кирпич для строительства выпускал собственный завод. Раствор готовился на яичном белке и схватывался намертво. Иван Павлович лично следил за ходом строительства, был требователен и строг. Все мастера, строители и художники в основном были местными, владимирскими. Размеры построенного храма впечатляли: 47 м в длину, 21 м в ширину, 8,5 м в высоту. Иван Павлович делал заказы только тем, кто мог выполнить работу на высокопрофессиональном уровне. Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П.И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале 20 века.

19 июля 1910 года храм был торжественно освящен. Присутствовали архиепископ Николай, возглавивший богослужение, протоиреи владимирских Успенского и Дмитриевского соборов, духовенство Покровского уезда. В этот же день при участии пртодиакона А.И. Лебедева были освящены и престолы; левый — во имя Святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Иоанна Богослова. Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Петр Григорьевич Покровский. Он и оставался настоятелем храма до своей смерти в 1954 году. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» вышла статья: «Село Петушки и его храм во имя Успения Божией Матери». Автор статьи подчеркнул значимость события, рассказал об особенностях нового храма: «Своей стильностью, художественностью и изящностью он производит на посетителя огромное впечатление. Вход в храм украшает надпись: «Вера без дела мертва есть». Особую ценность представляет внутреннее убранство храма. Удивительное архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Великолепно выглядит резной дубовый иконостас, на общем темном фоне которого золотом сияют иконы. Живописные орнаменты храма, изображения херувимов на иконостасе, святых на столпах и на стенах, а так же некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются с монументальными произведениями Виктора Васнецова и Дмитрия Поленова. На многих предметах церковной утвари выгравирована или вышита надпись по просьбе основателя церкви И.П. Кузнецова: «О спасении Иоанна и Наталии со чадами» (Наталья Никитична — жена Ивана Павловича Кузнецова). На открытие храма в июле 1910 года прибыло много столичных гостей, для приема которых даже были поставлены палатки на территории усадьбы. Для обслуживания гостей использовали походную кухню с шеф-поваром французом, а фарфоровую посуду с вензелем однофамильца Кузнецова возили на подводах со станции Петушки.

Уникальная трехчастная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в «псевдорусском» стиле, характерном для конца 19 — начала 20 века, и представляет собой редкий для Владимирской области памятник, который исследователи относят к направлению «ретросиентивизм» являющемуся разновидностью позднего модерна. Иван Павлович умер в годы Гражданской войны. Его похоронили в северной части церковной ограды. На его могиле поставили деревянный крест.

В 2004 году одна из постоянных прихожанок храма отдала все свои сбережения для установки памятной доски на могиле Кузнецова. Крест располагается теперь за памятной доской. В начале 1930-х годов с колокольни церкви были сброшены большие и малые колокола. Многие из них раскололись. Во второй половине 20 века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на слуховом ярусе колокольни. 30-31 июля 2010 года в Свято-Успенском храме проходили торжества, приуроченные к 100 летию со дня освящения храма. К этому времени в церкви был произведен ремонт, а еще раньше благотворителями были пожертвованы новые колокола и выделены финансовые средства для золочения купола храма.

Свято-Успенский храм, построенный по проекту архитектора Виктора Шерера, за время своего существования не закрывался и не был разорен, сохранив свое внутреннее убранство. Вот уже более 100 лет это храм служит украшением Петушков, и все проезжающие мимо церкви по автодороге Москва-Нижний Новгород, любуются на это возвышающееся на пригорке дивное архитектурное сооружение церковного зодчества.

Петушки. Успенская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017

  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: Боголюбово • Владимир • Киржач • Муром • Покров • Суздаль • Юрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Город Петушки.

    Деревня Петушки впервые упоминается в документах в 1678 г.

    В 1705 г. в Петушках 76 дворов. Петушки были в приходе церкви Богоявления с. Крутец. В деревне была почтовая станция.

    В 1860 г. Петушки посетил писатель В.А. Слепцов: «Меня очень занимают Петушки. Я теперь в старом гнезде дворников (содержателей постоялых дворов. — О. П.) и ямщиков троечников, доживающих свои последние дни».

    В 1861 г. поблизости от деревни прошла железная дорога и была построена станция «Петушковская» с железнодорожным вокзалом. При станции образовался поселок.

    В 1910 г. братья Крашенинниковы строят здесь ткацкую фабрику.

    В 1913 г. построена столярная фабрика, а в 1915 г. — завод по производству кирпича.

    В 1965 г. пристанционный поселок Новые Петушки получил статус города.

    Петушки, исстари стоявшие на Владимирском тракте, стали именоваться Старыми Петушками. Ныне существующий каменный трехпрестольный храм Успения Божией Матери (другие престолы: Апостола Иоанна Богослова (вначале был Покрова Божией Матери) и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца) построен в 1910 г. Потомственным почетным гражданином Иваном Павловичем Кузнецовым. С северной стороны храма он и похоронен. До образования прихода в Старых Петушках Иван Павлович был старостой в Богоявленской церкви с. Крутец (Леоново), сменив на этом посту своего отца. У И.П. Кузнецова в Старых Петушках был дом, в обветшавшем виде он сохранился до нашего времени (станция скорой помощи), сохранился и парк усадьбы. И.П. Кузнецов построил дома для священника, диакона и псаломщика (сохранились до нашего времени напротив храма), построил и каменное здание для школы.

    В статье об освящении храма (от 7 августа 1910 г.) «Владимирские епархиальные ведомости» писали о внутренней отделке храма: «Своей стильностью, художественностью и изяществом он (храм. — О.П.) производил на посетителя обаятельно-художественное впечатление… Иконостас резной дубовый, великолепной работы, с легкими штрихами позолотой…

    Иконы редкой художественной работы… Стенная живопись — копии с картин знаменитых художников: Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении… Вообще нужно сказать, что храм этот по внутренним своим украшениям является редким и единственным в своем роде и мог бы служить украшением любого города…» Храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов, ум. 1914, рукоположен в 1890 г. во епископа Ладожского, с 1892 г. ~ епископ Гдовский, с 1893 г. — епископ Саратовский и Царицынский, с 1899 г. -архиепископ Финляндский и Выборгский, с апреля 1905 г. — архиепископ Тверской, с июля 1905 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, с июня 1906 г. на покое, с июля 1906 г. — архиепископ Владимирский и Суздальский).

    Первым настоятелем храма был священник Петр Григорьевич Покровский (ум. 1953), диакон — Андрей Левитов (похоронен у алтаря храма), псаломщик — Владимир Петрович Добронадеждин. Церковным старостой был Иван Архипович Кузьмин, его сменил Александр Ефимович Крашенинников.

    Рядом со строителем храма И.П. Кузнецовым в 1966 г. похоронен игумен Платон (Климов, ум. 1966), с 1914 г. в Зосимовой пустыни, после ее закрытия — в Гефсиманском скиту, потом служил в храмах с. Мишутино и Софрино.

    В 1935 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки, с 1940 г. — в Петушках.

    В 1940 г. недолго служил в Успенском храме.

    В 1945 г. назначен настоятелем Богоявленского храма в Крутце.

    В 1953 г., после смерти о. Петра, опять недолго служил в Петушках.

    В начале 1930-х гг. были сброшены и увезены на переплавку колокола Успенского храма. 61930-х гг. были арестованы служивший в храме еще с 1920-х гг. сначала диаконом, потом Рукоположенный во священника, Феодор Алексеевич Благоволин, диакон Иосиф Потапов (1899-1981, позднее священник, протоиерей), друг святителя Афанасия (Сахарова).

    Иосиф Афанасьевич Потапов родился в д. Прокунино Судогодского уезда в семье железнодорожника. Семья была благочестивой, и братья Потаповы, Александр и Иосиф ещё с детских лет читали и пели в храме. Иосиф Потапов окончил железнодорожное училище, но железнодорожником не стал, он стал послушником Боголюбовского монастыря, и письмоводителем в канцелярии первого викария Владимирской епархии, епископа Евгения (Мерцалова), бывшего и настоятелем Боголюбовского монастыря. Иосиф был и келейником преосвященного Евгения. В 1919 г. Иосифа Потапова призвали в Красную армию, после службы в Костроме, Нерехте и Кашире, он в 1920 г., был направлен во Владимир, Здесь он познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым), будущим епископом.

    В 1922 г. И. Потапова демобилизовали, и в феврале того же года епископ Ковровский Афанасий рукоположил Иосифа во диакона. Когда в том же 1922 г. владыку Афанасия арестовали, но диакон Иосиф сумел, пока Владыка был во Владимирской тюрьме, переправлять ему письма и получать ответы. Когда Владыку выслали на два года в зырянский край, он часто писал письма еврей матери, Матроне Андрееевне, и она ему отвечала, хотя не умела писать, за нее писал диакон Иосиф. В 1931 г. Иосифа Потаповав арестовали, и приговорили к 3-м годам заключения в лагере.

    В 1934 г. диакон Иосиф вернулся из заключения, ему предложили служить в Успенской церкви в Петушках. Неподалеку, в д. Горушка, нелегально поселился владыка Афанасий. В 1936 г. его арестовали, и на следующий день был арестован и Иосиф Потапов. Он снова получил 3 года лагерей.

    В 1939 г. о. Иосиф вернулся из заключения в Петушки, но служить в церкви власти ему не разрешили, и он работал конюхом, во время войны был призван в стройбат, строил укрепления в осажденном Ленинграде. В 1946 г. по настоятельной просьбе митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), Иосифа Потапова демобилизовали, и он был назначен диаконом в Никольский собор в Новгороде.

    В 1947 г. о. Иосифа рукоположили во иерея. После возвращения владыки Афанасия из заключения, о. Иосиф каждый год навещал его в Петушках. После кончины преосвященного Афанасия, о. Иосиф, для того, чтобы в доме, где жил Владыка, всё сохранилось как при нём, благословил свою прихожанку на переезд из Новгорода в Петушки, для того чтобы быть хранительницей дома, где жил Владыка.

    В 1936 г. был арестован бывший староста храма 68-летний кузней отец 13 детей, Петр Васильевич Баканов (умер в тюрьме).

    В 1937 г. расстрелян зять Петра Васильевича певчий Сергей Александрович Богомолов.

    В истории русского народа никогда не исчезали подвижники духовной жизни, указывавшие всем пути веры и любви Христовой. Одни» таких подвижников был преосвященный Афанасий (Сахаров, 1887 — 1962), епископ Ковровский. Последние годы его жизни прошли в Петушках, и вся его жизнь на свободе была связана с Владимирской землей. Он родился 2 июля (ст.ст.) 1887 г. во Владимире, там же он окончил духовную семинарию и ректором Московской духовной академии епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. Получил посвящение во иеродиакона, потом в иеромонаха. Состоял членом совета Владимирской епархии, заведовал беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе. Уже в сане архимандрита его назначили наместником двух древних монастырей епархии, Боголюбовского и Владимирского (Рождества Пресвятой Богородицы). 10 июля 1921 г. митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, возглавил хиротонию архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

    Первый арест владыки Афанасия произошел 20 марта 1922 г. и положил начало многолетним мытарствам. Тюрьмы — Владимирская, Таганская в Москве, Зырянская и Туруханская ссылки, лагеря — Соловецкие, Беломоро-Балтийские, Онежские, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии. Его готовили к расстрелу, на Соловках владыка заразился тифом, но Господь хранил страдальца, и владыка выжил буквально чудом. В начале Великой Отечественной войны его отправили в Онежские лагеря Архангельской области пешим этапом, причем свои вещи заключенные несли на себе.

    В результате тяжелой дороги и голода владыка так ослабел, что всерьез готовился к смерти. Лагеря сменились бессрочной ссылкой в Омскую область, в одном из совхозов владыка работал ночным сторожем на огородах. 9 ноября 1951 г. для 64-летнего святителя окончился срок лагерных мытарств, но его в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма в Мордовии, где режим почти не отличался от лагерного. Однако и в заключении владыка видел духовную пользу, возможность проявить силу своей веры. С окружающими держался просто и задушевно, находя возможность утешить тех, кто «с воли» обращался к нему за поддержкой. Его никогда нельзя было увидеть праздным. Получая посылки и денежную помощь, он щедро делился с нуждающимися, причем не только с единомышленниками.

    В 1955 г. епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, и вскоре он выбрал для жительства пос. Петушки. Хотя формально он находился на свободе, власти всячески сковывали его действия. Ему раздали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и 63 архиерейских регалий. Несколько раз Владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому). Владыка тяжело переживал новый этап гонений на Церковь в период «хрущёвской оттепели». Даже свой уход на покой он рассматривал как уклонение от борьбы и хотел просить назначения викарным епископом, но подорванное здоровье не позволило продолжить служение.

    В тюрьмах, лагерях и ссылке Владыка преисполнялся удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Так, в застенках возникла удивительная в литургическом смысле служба всем русским святым (работа над службой началась еще в 1917 г.), впервые совершенная в 172-й камере Владимирской тюрьмы. Смерть матери побудила его не только к горячим молитвам, но и к написанию труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». В августе 1941 г. Владыка составил «Молебное пение об Отечестве», также в период заключения — молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас»,» О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира».

    В 1955 г. Владыка получил приглашение Святейшего Патриарха принять участие в подготовке Церковного календаря. Вскоре его назначили председателем Календарно-богослужебной комиссии при Священном Синоде, но в апреле 1958 г. комиссия была упразднена. Paбота Владыки по собиранию и редактированию служб русским святым послужили основой для издания Московской патриархией Богослужебных Миней в 1970-1980-х гг. По благословению патриарха Алексия владыка писал отзывы на новые богослужебные последования, по благословению и эскизу Владыки монахиня Иулиания (М.Н. Соколова) в 1934 г. написала икону Собора всех святых, в земле Российской просиявших.

    Никто никогда не слышал от Владыки ни слова ропота на тюремное прошлое, каждого он встречал незлобием, участием и любовью. Живя в Петушках, Владыка получал до 800 писем в год, к Рождеству и Пасхе он отправлял до 30-40 посылок нуждающимся. Молитва заполняла всю жизнь святителя и многие по его молитве получали помощь. За два месяца до кончины Владыка начал говорить, что ему пора умирать. 28 октября 1962 г., в воскресенье, он тихо предал свой дух Богу.

    Отпевание было совершено во Владимирском Успенском соборе. Похоронен он во Владимире на кладбище близ Князь-Владимирского храма. Поместным собором Русской Православной церкви в 2000 г. причислен к лику святых.

    В советское время храм в с. Петушках не закрывался. В Петушках, после ссылки, несколько лет прожил у своего духовного сына преподобномученик Иларион (в миру Иван Андреевич Громов). Он родился в 1864 г. в с. Крупшево Каблуковской волости Тверского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье. Иван Андреевич поступил послушником в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где подвизался до 1914 г., когда был переведен на подворье Афонского монастыря в Москве.

    Здесь он принял монашеский постриг с именем Иларион, был рукоположен во иеромонаха и назначен старшим монахом, руководил различными монастырскими послушаниями. С 1922 г., в связи с начавшимися гонениями на Русскую Православную Церковь и массовым закрытием монастырей, иеромонах Иларион стал служить сверхштатным священником в храме Григория Неокесарийского в Москве. В декабре 1930 г. ОГПУ по распоряжению советского правительства приступило к мероприятиям по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых монастырей и активных мирян. 17 января 1931 г. иеромонах Иларион был вызван в ОГПУ на допрос.

    Убедившись из расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он агитацию против советской власти, а также что он отвечает верующим, когда те спрашивают, есть ли в настоящее время гонения советской власти на религию. Отец Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду, верующим, которые обращаются ко мне по вопросу о гонении на религию, я всегда объясняю так, что всякая власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить все гонения на религию».

    Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о невыезде. Всего в Москве было допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более 400 человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи. 29 января 1931г. следственные действия, касающиеся той группы, в которую входил иеромонах Иларион, были закончены и составлено обвинительное заключение, где писалось, что они, «монахи, монашки, бывшие домовладельцы и торговцы, будучи активными церковниками-монархистами, группируясь вокруг реакционных московских церквей, систематически ведут антисоветскую агитацию о религиозных гонениях, чинимых советской властью…

    Квартиры их являются убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента». 8 февраля 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, в Северный край, на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжелые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда.

    В 1934 г., по окончании срока ссылки, отец Иларион вернулся в Москву и попытался по документам, выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в Петушках, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад. Здесь он ходил в храм Ризоположения на Донской улице, но поскольку ввиду надзора властей за церковной жизнью служить не мог, служил на квартирах своих духовных детей, — во многих из них были устроены небольшие домашние церкви, в частности, в квартире диакона Иоанна Хренова, служившего когда-то в храме Сорока Мучеников вблизи Новоспасского монастыря. Материально помогал отцу Илариону его духовный сын Николай Рейн.

    В один из приездов в Москву 10 января 1937г. о. Илариона сбил трамвай. Травма была не смертельна, но все же за ним потребовался уход, и его взяла к себе духовная дочь, которая выправила ему паспорт по документам, данным ему во Владимире. Впоследствии в течение нескольких месяцев он жил у разных духовных детей, поскольку на одном месте оставаться долго было опасно — гонения на Церковь все более усиливались.

    26 августа 1937 г. иеромонах Иларион был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, и следователь не настаивал, для него было достаточно показаний лжесвидетеля, с которым о. Иларион был знаком, а также и того, что священник был судим за контрреволюционную деятельность в 1931 г. 5 октября 1937 г. следствие было закончено.

    Отца Илариона обвинили в том, что «он являлся активным участников контрреволюционной церковно-монархической группы, на квартирах их единомышленников совершал тайные богослужения, проводил систематическую антисоветскую агитацию, высказывал фашистские настроения, распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство».

    8 октября «тройка» НКВД приговорила о. Илариона к расстрелу. Иеромонах Иларион (Громов) был расстрелян 11 октября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой.

    В начало

    Свято-Успенский Храм города Петушки

    Селище (XI-XIII вв.) располагалось на месте, на котором построен Успенский храм, издавна называлось Поповка. Раньше здесь находился деревянный храм. По преданию, его сожгли татары, когда полчища Батыя опустошали Владимирскую землю. При строительстве нынешнего храма во время раскопок нашли обгоревшие головни, основание деревянного сруба и много человеческих костей — рядом находилось и кладбище. После разрушения заново построенной деревянной же церкви это святое место осенял большой деревянный крест, который время от времени по ветхости заменялся другим. С Поповкой связаны красивые легенды. По одной, будто перед нашествием татар тут был зарыт перевернутый колокол, полный злата и серебра. По другой версии — это случилось в смутное время, когда литовцы и поляки бежали окольными путями от ополченцев Минина и Пожарского и спрятали здесь награбленные сокровища. И якобы в архивах Польши находили записи о кладе.


    Свято-Успенский храм города Петушки

    Каменную Успенскую церковь на собственные средства начал строить в сентябре 1904 года московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. Место до начала строительства Свято-Успенского храма осенял установленный местными жителями деревянный крест.
    5 сентября 1904 г. был отслужен молебен на начало постройки. 15 мая 1905 г. произведена закладка храма.
    До образования прихода в Старых Петушках Иван Павлович Кузнецов был старостой в Богоявленской церкви с. Крутец (Леоново), сменив на этом посту своего отца. У И.П. Кузнецова в Старых Петушках был дом, в обветшавшем виде он сохранился до нашего времени (станция скорой помощи), сохранился и парк усадьбы. И.П. Кузнецов построил дома для священника, диакона и псаломщика (сохранились до нашего времени напротив храма), построил и каменное здание для школы. С северной стороны храма он и похоронен.


    Иван Павлович Кузнецов

    В 1910 г. Успенская церковь была построена. Уникальная трёхчастная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в русском стиле, характерном для конца XIX — начала XX веков, и представляет собой редкий для Владимирской области памятник, который исследователи относят к направлению «ретросиентивизм» являющемуся разновидностью позднего модерна.
    Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П. И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале XX века.
    18—19 июля (по старому стилю) 1910 года состоялось торжественное освещение храма. На освещении церкви присутствовали Высокоприосвященнейший архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов), который освятил главный престол храма перед Божественной литургией, протоиереи владимирских Успенского и Дмитриевского соборов, духовенство уезда. 19 июля 1910 года при участии протодиакона А. И. Лебедева были освящены предельные престолы: за ранней обедней Николаевский левый придел протоиереем г. Покрова П. О. Обтемперанским, за поздней — правый предел Иоанна Богослова протоиереем Кафедрального собора П. П. Евгеновым.
    Деревне Старые Петушки был присвоен статус села.
    Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Пётр Григорьевич Покровский. Он оставался настоятелем до своей смерти в 1954 году. Вместе с ним служили диакон — Андрей Левитов (похоронен у алтаря храма), псаломщик — Владимир Петрович Добронадеждин. Церковным старостой был Иван Архипович Кузьмин, его сменил Александр Ефимович Крашенинников.
    По внутренним своим украшениям храм является редким и единственным в своем роде. Стенная живопись — копия с картин знаменитых художников: Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении. Иконостас резной, дубовый, с легкими штрихами позолоты. Иконы художественной работы по образцу икон в храме Христа Спасителя.
    В статье об освящении храма (от 7 августа 1910 г.) «Владимирские епархиальные ведомости» писали о внутренней отделке храма: «Своей стильностью, художественностью и изяществом храм производил на посетителя обаятельно-художественное впечатление… Иконостас резной дубовый, великолепной работы, с легкими штрихами позолотой…
    Иконы редкой художественной работы… Стенная живопись — копии с картин знаменитых художников: Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении… Вообще нужно сказать, что храм этот по внутренним своим украшениям является редким и единственным в своем роде и мог бы служить украшением любого города…»


    Свято-Успенский храм города Петушки

    В советское время храм в с. Петушках не закрывался.
    В начале 1930-х гг. были сброшены и увезены на переплавку большие и малые колокола Успенского храма. Во второй половине XX века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви.


    Свято-Успенский храм города Петушки

    В 1930-х гг. были арестованы служивший в храме еще с 1920-х гг. сначала диаконом, потом Рукоположенный во священника, Феодор Алексеевич Благоволин, диакон Иосиф Потапов (1899-1981, позднее священник, протоиерей), друг святителя Афанасия (Сахарова).
    Иосиф Афанасьевич Потапов родился в д. Прокунино Судогодского уезда в семье железнодорожника. Семья была благочестивой, и братья Потаповы, Александр и Иосиф ещё с детских лет читали и пели в храме. Иосиф Потапов окончил железнодорожное училище, но железнодорожником не стал, он стал послушником Боголюбовского монастыря, и письмоводителем в канцелярии первого викария Владимирской епархии, епископа Евгения (Мерцалова), бывшего и настоятелем Боголюбовского монастыря. Иосиф был и келейником преосвященного Евгения. В 1919 г. Иосифа Потапова призвали в Красную армию, после службы в Костроме, Нерехте и Кашире, он в 1920 г., был направлен во Владимир, Здесь он познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым), будущим епископом. В 1922 г. И. Потапова демобилизовали, и в феврале того же года епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) рукоположил Иосифа во диакона. Когда в том же 1922 г. владыку Афанасия арестовали, но диакон Иосиф сумел, пока Владыка был во Владимирской тюрьме, переправлять ему письма и получать ответы. Когда Владыку выслали на два года в зырянский край, он часто писал письма еврей матери, Матроне Андрееевне, и она ему отвечала, хотя не умела писать, за нее писал диакон Иосиф. В 1931 г. Иосифа Потаповав арестовали, и приговорили к 3-м годам заключения в лагере.
    В 1934 г. диакон Иосиф вернулся из заключения, ему предложили служить в Успенской церкви в Петушках. Неподалеку, в д. Горушка, нелегально поселился владыка Афанасий. В 1936 г. его арестовали, и на следующий день был арестован и Иосиф Потапов. Он снова получил 3 года лагерей.
    Иларион (Громов) (иеромонах, преподобномученик) в 1934 г., по окончании срока ссылки, вернулся в Москву и попытался по документам, выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в Петушках, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад.


    Сергей Богомолов. Фото 1937 года при аресте

    Сергей Александрович Богомолов родился 4 (по старому стилю) октября 1903 года в городе Москве. В следственном деле хранится выписка из метрических книг о его крещении в храме Илии Обыденного г. Москвы. Отец его, болховский мещанин, работал бухгалтером на машиностроительном заводе. Он умер рано, и 11-тилетнего Сергея Богомолова в 1915 году взял на воспитание настоятель Введенской Островской пустыни игумен (с 1920 года архимандрит) Павел (Ванюшин). Получив и образование, и церковное клиросное воспитание в обители, Сергей после ее закрытия в 1923 году остался верен архимандриту Павлу. Служил при нем псаломщиком, исполнял обязанности келейника. В 1927 году его как служителя религиозного культа лишили избирательных прав. А в 1930 году осудили по 58 УК статье к 5 годам концлагеря. Отбыв срок на строительстве Беломорканала, Сергей не имел права поселиться ближе 100 километров к Москве, и стал жить в д. Старые Петушки, рядом со своим духовным отцом архимандритом Павлом. Устроившись рабочим на Силикатный завод, он также исполнял обязанности певчего в Успенской церкви. В 1935 году у них с женой Анной Петровной родилась единственная дочь Евгения. В конце октября 1937 года здесь, в Петушках, был арестован певчий, бывший дьячек Сергей Александрович Богомолов. Ему исполнилось тогда 34 года. Сергея Богомолова обвиняли и в монастырском воспитании, и в служении дьячком, и в религиозной настроенности, пении на клиросе, систематическом посещении храма. «Во время устройства антирелигиозных вечеров Богомолов никогда в них не участвовал, а уходил в церковь», не слушался внушений о вреде религии, выступал против новых норм выработки, как непосильных — говорили его сослуживцы на допросе в НКВД. Арест его тестя Петра Васильевича Баканова стал дополнительной строкой к обвинению. Сергей Александрович на допросах в Таганской тюрьме держался мужественно до конца, не признав никаких обвинений в а/с агитации. 19 ноября 1937 года его приговорили к высшей мере наказания и 21 ноября расстреляли, похоронив в общем рве на Бутовском полигоне. В 1958 году он был реабилитирован.

    В 1939 г. о. Иосиф вернулся из заключения в Петушки, но служить в церкви власти ему не разрешили, и он работал конюхом, во время войны был призван в стройбат, строил укрепления в осажденном Ленинграде. В 1946 г. по настоятельной просьбе митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), Иосифа Потапова демобилизовали, и он был назначен диаконом в Никольский собор в Новгороде. В 1947 г. о. Иосифа рукоположили во иерея. После возвращения владыки Афанасия из заключения, о. Иосиф каждый год навещал его в Петушках. После кончины преосвященного Афанасия, о. Иосиф, для того, чтобы в доме, где жил Владыка, всё сохранилось как при нём, благословил свою прихожанку на переезд из Новгорода в Петушки, для того чтобы быть хранительницей дома, где жил Владыка.

    В 1936 г. был арестован бывший староста храма 68-летний отец 13 детей, Петр Васильевич Баканов (умер в тюрьме).
    В 1937 г. расстрелян зять Петра Васильевича певчий Сергей Александрович Богомолов.
    Рядом со строителем храма И.П. Кузнецовым в 1966 г. похоронен игумен Платон (Климов, ум. 1966). С 1914 г. в Зосимовой пустыни, после ее закрытия — в Гефсиманском скиту, потом служил в храмах с. Мишутино и Софрин В 1935 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки, с 1940 г. — в Петушках. В 1940 г. недолго служил в Успенском храме. В 1945 г. назначен настоятелем Богоявленского храма в Крутце. В 1953 г., после смерти о. Петра, опять недолго служил в Петушках.
    В 1990-е годы благотворителями были пожертвованы новые колокола и финансовые средства для золочения куполов храма.
    Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Успенского Храма города Петушки Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
    30—31 июля 2010 года в Свято-Успенском храме было отпраздновано столетие со дня освещения. 30 июля 2010 года в ограде Успенского храма была совершена заупокойная молитва о строителе Иване Павловиче Кузнецове, о первом настоятеле храма митрофорном протоиерее Петре Покровском и обо всех, кто был связан с историей и жизнью церкви. В память о строителе при храме была открыта памятная мемориальная доска, которую освятил настоятель храма протоиерей Сергий Берёзкин. В этот же день в районном Доме культуры, в котором расположен Музей Петуха, была открыта выставка, посвященная 100-летию храма. На выставке были представлены старинные предметы, принадлежавшие семье строителя храма, церковная утварь, «брачные обыски», фотографии, связанные с историей храма. Также состоялся торжественный вечер. На торжественных богослужениях присутствовали Архиепископ Евлогий (Смирнов), наместник Богородице-Рождественского епархиального мужского монастыря священноархимандрит Нил (Сычёв), благочинный протоиерей Сергий Берёзкин, игумен Авель (Ургалкин), протоиерей Александр Алёшин (г. Костерёво), протоиерей Владимир Кузин (с. Крутово), протоиерей Андрей Голубев (пос. Головино Судогодского благочиния), протоиерей Александр Кузин (с. Санино), священник Леонид Беспалов (г. Покров), священник Александр Брагар (с. Иваново), священник Артемий Исмайылов (г. Петушки), священник Артемий Аксеной (г. Петушки), священник Геннадий Швитков (с. Иваново), протодиакон Иоанн Барковский, диакон Сергий Мешков, диакон Вячеслав Федотов (все Свято-Успенский кафедральный собор г. Владимир), диакон Андрей Сидоров (г. Владимир), диакон Николай Соболь (г. Петушки).

    В храме хранятся частицы святых мощей свят. Афанасия Ковровского, святителей Феодора и Иоанна Суздальских, свят. Арсения Элласонского, преп. Нила Столобенского, муч. Мины Александрийского, св. блв. кн. Феодора Ярославского, свв. блв. князей Петра и Февронии Муромских, св. прав. Алексия Московского, свв. муц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары.

    Особую ценность представляет внутреннее убранство храма. Удивительное архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Чудесен резной дубовый иконостас, на общем темном фоне которого золотом сияют иконы. Живописные орнаменты храма, изображения херувимов на иконостасе, святых на столпах и стенах, а также некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются с монументальными произведениями В. М. Васнецова, В. Д. Поленова и других художников.
    И живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства отличаются высоким профессионализмом исполнения и единой стилевой направленностью. Неповторим комплекс бронзовых предметов церкви, в которых прослеживаются раннехристианские мотивы: ограды солеи, фонари, большие и малые паникадила, хоругви, подсвечники.
    Многое из убранства храма сохранилось со времени его открытия в 1910 году. На многих предметах церковной утвари выгравирована или вышита надпись по просьбе основателя церкви И. П. Кузнецова: «О спасении Иоанна и Наталии со чадами» (Наталия Никитична (урож. Брашнина) — жена Ивана Павловича Кузнецова).
    Настоятель, председатель приходского совета Березкин Сергей Николаевич.
    Юридический адрес: город Петушки, Кибиревский проезд, 2. Город Петушки

    Храм Успения Пресвятой Богородицы

    Давным давно, на месте, где стоит нынче удивительной красоты храм, стояла деревянная церковь, которую сожгли отряды Батыя. Позже церковь выстроили вновь. Но деревянный храм снова был уничтожен в Смутное время. После чего местные жители на этом месте воздвигли деревянный крест. Через 300 лет здесь на собственные средства решил построить каменную церковь московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была тесна связана с Петушками. В 1904 год, в очень сложных условиях началось строительство. Уникальная трехчастная церковь построена в «псевдорусском» стиле, характерном для конца 19 — начала 20 века, и представляет собой редкий для Владимирской области памятник, являющийся разновидностью позднего модерна. 19 июля 1910 года храм был торжественно освещен, были освещены и престолы: центральный в честь Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя апостола Иоанна Богослова. Вход в храм украшает надпись » Вера без дела мертва есть». Особую ценность представляет внутренне убранство храма. Удивительное архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Великолепно выглядит резной дубовый иконостас, на общем фоне которого золотом сияют иконы. Необычна и ограда солеи, изготовленная из бронзового литья в начале прошлого века. Живописные орнаменты храма, изображения херувимов на иконостасе, святых на столпах и на стенах, и некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются между собой узорами. Всю юго-западную стену придела апостола Иоанна Богослова украшает фреска, повторяющая картину русского мастера Г.П. Семирадского «Христос в доме Марфы и Марии», на северо-западной стороне придела святителя Николая Чудотворца, стена полностью закрыта копией картины русского художника В.Д. Поленова «Христос и грешница».

    За царскими вратами впечатляет запрестольное изображение Божией Матери с Младенцем —

    копия работы В.М. Васнецова во Владимирском храме в Киеве. Великую ценность для всех верующих представляет икона «Знамение», лежащая на аналое. Богат и великолепен её золотой оклад работы мастеров ювелирной фирмы Карла Фаберже. Свято-Успенский храм за время своего существования не закрывался и не был разорен, сохранив своё внутренне убранство. В храме в любое время тихо, уютно и благодатно. Как говорят, намоленное место! С высокой звонницы открывается захватывающий вид на город Петушки и его окрестности и все желающие могут подняться на колокольню и тогда раздаются нестройные, но громкие перезвоны — от души! Особенно любят звонить дети.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *