Храм в саратове

Православный человек стремится побывать у святынь, любит ездить в паломничества — в другие регионы России и в другие страны. Когда в Саратов привозят мощи или чудотворные иконы, к ним приходит много людей. Но достаточно ли хорошо мы знаем свои святыни? Всегда ли правильно относимся к ним? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, и по собственному опыту, и из общения с другими людьми могу сказать: свои святыни мы почему-то знаем не очень хорошо…

— Действительно, так устроен человек: ему хочется увидеть то, чего нет рядом. Это касается не только святых или исторических мест, но и других вещей.

Знаете, когда я только стал саратовским архиереем и узнал, что саратовцы постоянно ездят то в Дивеево, то в Санаксары, то в Почаев, то куда-то еще, мне стало немного обидно. Неужели у нас в Саратове, в Саратовской области нет никаких святынь? Я хорошо отношусь к паломничеству, мне самому доводилось много путешествовать по святым местам. Но есть ли святыни здесь, рядом? Могу ответить: есть, причем достаточно древние и известные.

Конечно, Саратовская земля — относительно молодая. Хоть мы и старше Соединенных Штатов Америки, но, тем не менее, в составе государства Российского мы «новая территория», которой всего несколько сотен лет. Отчасти по этой исторической причине у нас своих святынь пока еще не так много.

Главная святыня нашей земли — образ Спаса Нерукотворного. Предположительно, это древняя хоругвь, которую принесли с собой московские стрельцы, основавшие здесь сначала засеку, а потом город на левой стороне Волги. Потом его перенесли на правую строну реки. Эта икона уже много веков хранится в Свято-Троицком кафедральном соборе. Собор, в свою очередь, является памятником истории и архитектуры, самым старым каменным зданием не только Саратова, но и всего Среднего Поволжья.

Икона очень почиталась до революции: перед ней служились молебны, ее носили по домам. Наверное, многим саратовцам известна фотография крестного хода с этой иконой, который направляется на освящение нового здания Императорского Николаевского университета. Открытие университета в Саратове было общегородским торжеством, и на него была принесена именно икона Спаса Нерукотворного.

В том же Троицком соборе хранится старинный мощевик из имения князя С.Ф. Голицына, в нем находятся мощи более 120 святых. В советское время он находился в областном музее краеведения и несколько лет назад был возвращен Церкви.

Вообще, за последние годы достаточно много наших храмов сподобились получить те или иные святыни, в основном частицы мощей святых.

— Как молиться перед нашими святынями, как их почтить?

— Молиться нужно Богу, об этом надо помнить всегда. Любая святыня, начиная от иконы и заканчивая мощами,— это лишь некие «костыли», которые помогают человеку идти к Богу. Молясь перед святыней, мы должны поступать согласно оросу седьмого Вселенского Собора: поклоняясь образу, возносить ум к Первообразу. В широком смысле слова любая святыня, любое историческое место — это икона, которая помогает нам в молитвенном обращении к Богу.

Если мы особо почитаем какую-то святыню или святого, надо обязательно посещать храм в день их памяти. Скажем, 29 августа по новому стилю Церковью вспоминается перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Это праздник в честь иконы Спаса Нерукотворного, и, конечно, хорошо, будучи в Саратове, посетить Троицкий собор, где находится эта почитаемая икона, сходить на службу. Так же и с другими святынями.

— А отличаются ли чем-то наши «родные» святыни от прославленных, всем известных святынь?

— По сути нет. Например, чем отличается частица мощей преподобного Серафима, которая находится у нас в Серафимовском храме, от мощей преподобного, которые почивают в Дивеево? Только размерами.

— Но тем не менее, Владыка, Вы верно заметили, что паломники очень любят бывать именно в Дивеево…

— Понимаете ли, в чем дело… Во-первых, само это место освящено подвигами и преподобного, и его учеников, и сестер Дивеевского монастыря. Во-вторых, это просто очень благоустроенный монастырь, в котором прекрасно всё, начиная от садов и цветников и заканчивая богослужением, пением, общей атмосферой.

Монастырь — это вообще совершенно особое место, которое всегда привлекало и привлекает людей своей неотмирностью, другим образом жизни. Мы же знаем из жития, к примеру, преподобного Сергия Радонежского, что люди приходили к нему в обитель даже тогда, когда там жило всего несколько иноков. Миряне смотрели, как они молились, трудились, и назидались этим, им даже не надо было о чем-то их спрашивать. Настолько необычна жизнь монашествующих — людей, по-настоящему отрекшихся от мира ради Бога. Она сама по себе имеет огромное воспитательное значение. Каждый, кто является ее свидетелем, получает очень большую пользу.

Приезжая к святыням, совершая паломническое путешествие, поднимая некий труд, мы тем самым приносим маленькую жертву Богу, возгреваем в наших сердцах память о подвижниках веры и благочестия и пытаемся настолько, насколько это возможно в наших условиях, им подражать. Вот почему паломничество так важно.

— Монастыри Саратовской митрополии, как правило, молодые. Некоторые, как Спасо-Преображенский монастырь, возрождаются на прежнем месте. Некоторые образованы там, где прежде монастырей никогда не было. От посещения новых обителей миряне тоже могут получить пользу?

— Да, у нас образованы монастыри, которых раньше не было, как, например, Свято-Иоанновский монастырь в селе Алексеевка Хвалынского района или Свято-Сергиевский монастырь, тоже в селе Алексеевка, но Базарно-Карабулакского района (там восстановлен дореволюционный Сергиевский храм, при нем была создана община, и потом возник женский монастырь). Восстанавливаются монастыри исторические: Свято-Воскресенский Иргизский мужской монастырь в Балаковском районе, Свято-Никольский женский в поселке Монастырский Пугачевского района, Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Саратове.

Пусть наши монастыри «молодые», но туда уже приходит много прихожан. Их можно назвать до некоторой степени благоустроенными — я имею ввиду их внутреннюю жизнь. Например, Спасо-Преображенский монастырь пока еще только в самом начале большого, долгого пути восстановления своего исторического облика. Но там уже собралось неплохое братство, там много прихожан и помощников братии. То же можно сказать о Никольском монастыре — это едва ли ни самый посещаемый храм нашего города. Поэтому я не могу сказать, что наши монастыри никому не известны. Слава Богу, люди приходят, а раз приходят, значит, находят здесь то, что приносит пользу душе.

— Владыка, а какие храмы и монастыри Саратовской земли Вы бы рекомендовали посетить?

— Я не могу выделить отдельные храмы. В каждом из них совершается Бескровная Жертва — Евхаристия, поэтому каждый храм — это Небо на земле. Можно посещать любой православный храм или монастырь. Конечно, бывает, что человеку дорог тот или иной храм, или у него сложились особые отношения с батюшкой. Поэтому, вместо того, чтобы идти в храм в двух шагах от дома, он едет на другой конец города — туда, где служит батюшка, которого он любит, уважает, советы которого приносят ему пользу. Это тоже нормально, ничего предосудительного в этом нет.

— Еще один мой вопрос касается почитания непрославленных подвижников. Например, у нас в городе очень почитают епископа Вениамина (Милова) и его могилу на Воскресенском кладбище. Можно ли молиться таким «несвятым святым» и как правильно?

— Я бы не стал в подобных случаях употреблять это выражение — «несвятые святые». Все-таки надо проявлять послушание Церкви. Точнее будет — непрославленные подвижники. Да, не только у нас в епархии, но и везде есть люди, которые почитаются церковным народом за те или иные добродетели, которые они показали при жизни: за прозорливость или молитвенность, за их жизненный подвиг, исповедничество. Бывает, что они пока не прославлены Церковью по самым разным причинам. К владыке Вениамину, который похоронен у нас на Воскресенском кладбище, действительно идет множество людей. Но для канонизации есть препятствие, связанное с одним из его следственных дел. По существующим сегодня правилам канонизация не совершается, если человек не выдержал пыток на допросах и подписал какие-то признательные показания. Правильно это или неправильно — я не знаю. Лично я считаю, что силы человека ограничены, и далеко не все могут выдержать запредельное давление. Поэтому я бы никого не осуждал и ни о ком бы не решился вынести отрицательное суждение.

Почитание владыки Вениамина основано и на доброй памяти о нем, и на каких-то плодах тех молитв, просьб, с которыми люди к нему обращаются. А молиться о нем можно только одним способом — служить панихиду или литию на его могиле. Сейчас это стало делать гораздо легче: на Воскресенском кладбище построен храм, там есть священник.

— Добавлю: наверное, важно знать, почему этого человека так почитают, познакомиться с его жизнеописанием, наследием.

Владыка, у нас есть несколько вопросов по теме нашей беседы. «Однажды я была в паломничестве и подарила одной женщине из группы фото нашей удивительной Казанской иконы Божией Матери из Троицкого собора. ″А она чудотворная?″— спросила меня эта женщина. Я растерялась. Спросила, что она имеет в виду. Она ответила, что, вот если у них в соборе икона чудотворная, то случаи ее помощи всем известны, и икона вся в подвесках-приношениях от прихожан в благодарность за исцеления. Я не смогла ответить, я ничего такого о нашей Казанской иконе не знаю. С другой стороны, я знаю, что наша древняя икона Божией Матери прекрасна и неповторима, и разделение икон на ″чудотворные″ и ″нечудотворные″ меня очень покоробило»,— пишет Наталия.

— Я согласен с автором этого вопроса. Действительно, бывают чудотворные иконы. Но подходить к иконам так прагматично: «А вот эта чудотворная, значит, буду молиться, а вот эта не чудотворная…» — это уже какое-то пресыщение, очень нехорошее и коробящее своей утилитарностью: «Какая польза мне будет от этой иконы, что она мне даст?». Это неправильно.

Действительно, о нашей Казанской иконе из Троицкого собора можно говорить много. Она очень древняя. Когда ее реставрировали в музее Андрея Рублева, то сняли шесть слоев записи, можете себе представить? Наша, саратовская, икона написана вскоре после чудесного обретения иконы в Казани. Казанский образ Божией Матери — как бы благословение новым землям Московского государства, некий символ распространения России в южные земли бывшей Золотой Орды. Она очень почитаема везде: и в Пензе, и в Самаре, и в Саратове, и в Астрахани. Поэтому было создано очень много списков с нее.

Вообще, надо помнить: если по молитвам у иконы происходят какие-то чудеса — их содевает Сама Матерь Божия. Поэтому так резко разделять иконы на чудотворные и «нечудотворные» неправильно.

— Марина задает такой вопрос: «Недавно к нам привозили мощи святителя Луки Крымского, ковчег с мощами святой Матроны Московской. И к ним стояли очереди. Но ведь в Саратове есть иконы с мощами этих святых, и к ним очередей не наблюдается. Как к этому относиться? Зачем организуются принесения мощей? Нет ли в стремлении поклониться именно ″привозным″ мощам некого идолопоклонничества?».

— Идолопоклонничества нет, это совершенно точно. Но есть некие особенности массовой психологии. Действительно, у нас есть в некоторых храмах иконы с частицами мощей и блаженной Матроны, и святителя Луки Крымского. В недавно освященном саратовском храме святителя Спиридона Тримифунтского есть частица его мощей. Многие прихожане знают об этом и молятся перед его иконой, читают акафисты святителю. Однако, когда приносятся ковчеги с мощами, как, например, с десницей святителя Спиридона Тримифунтского осенью 2018 года, людей собирается гораздо больше.

Думаю, это зависит еще и от широкого информирования о событии. А так, конечно, никакой разницы нет.

— Как можно лучше узнать святыни нашей епархии? Собрана ли где-нибудь информация о них?

— Полная информация есть на сайте Саратовской епархии, в разделе «Епархия» / «Святыни». И там написано, где эти святыни находятся, как они появились. А в разделе «Храмы и монастыри» даже указано, на каком транспорте удобно до них доехать.

ВИДЕО

Саратов (Саратовская область.)

Саратов — крупный город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда и Самары.

Основан как сторожевая крепость в 1590 году. Во второй половине XVIII века крупный перевалочный пункт и центр торговли рыбой и солью, а с XIX века — зерном. Губернский город с 1780 года. В начале XX века — крупнейший и наиболее благоустроенный город Поволжья. Университет существует с 1909 года.

Во время индустриализации 1930-х годов были построены крупные машиностроительные заводы, а после войны — приборостроительные и радиоэлектронные предприятия оборонного профиля. Город стал важным научным и производственным центром.

Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище — археологический памятник с культурными горизонтами от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX-XIX вв. до н. э.) до русского поселения золотоордынского времени (XIII-XIV вв.). Поселение то возрождалось в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой цикл перед основанием Саратова закончился в 1395-96 гг., в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек(Укек) — золотоордынский город, центр одноимённого улуса. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, шайками воровских казаков и рыболовецкими артелями московских монастырей.

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613-1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. На этом месте его видели Адам Олеарий в 1636 году и Ян Стрюйс:

«14 августа 1669 года бросили якорь в Саратове. Это небольшой город, расположенный на равнине, орошаемой одним из рукавов реки Волги. Соседство казаков, татар, калмыков заставляет содержать в нем сильный гарнизон. В этом месте начинают встречаться калмыки, которые на мой взгляд безобразнее и страшнее всех людей.»

В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесен на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.

В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. Эта гора сейчас называется Соколовая гора. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден почти весь город. Именно к югу от неё полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году.

Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. В 1708 году был в осаде войск Булавина.

Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло занять края. Сюда шли лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге. Казанский губернатор Артемий Волынский, в своем донесении в Сенат в 1719 году, говорит:

«От Саратова до Астрахани, между городов по двести и по триста верст жила никакого нет, того ради, как купецким людям, так и протчим проезжим и рыбным ловцам от калмыков и от кубанцев чинится великое разорение и работных людей берут в плен.»

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Однако ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.

Сооружение Царицынской сторожевой линии (1718-20 гг) и другие мероприятия Петра I по укреплению безопасности создали условия для заселения Правобережья. По Областной реформе 1708 года Саратов был отнесен к Казанской губернии. В 1718 году город отошёл к Астраханской губернии; с 1728 года — вновь в Казанской, в 1739 году — вновь в Астраханской.

В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги.

«Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет
каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей —
мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды
делают сей город приятным, так что его можно почесть за
один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная
и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная
и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием
верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми
деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются.
Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками —
для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».
академик И.И.Лепехин 1769 г.

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 г. «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли (чумаками) с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 204 тыс. пудов рыбы (3264 тонн, для сравнения в 2005 было добыто 1800 тонн рыбы).

По манифесту Екатерины II 1762 года было прекращено преследование раскольников, им были выделены земли в Заволжье. В дальнейшем это привело к появлению Саратове значительного числа экономически активных купцов-старообрядцев. В 1763 году иностранцы были приглашены селиться на свободных землях Поволжья и Новороссии. Учреждённая в Саратове в 1766 году «Контора канцелярии опекунства иностранных» стала центром управления немецкими колонистами в Поволжье.

В Саратове Емельян Пугачев имел свой последний ощутимый успех. 6 августа 1774 г. армия самозванца окружила, а после боя 7 августа взяла город. Но к этому времени отряды Михельсона уже буквально шли по пятам пугачёвцев и 11 августа Саратов перешёл под контроль правительственных войск.

11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.

Административные меры просвещённого абсолютизма по организации и развитию города выразились в развёртывании гражданского каменного строительства, насаждении современного образования и здравоохранения. Были открыты народное училище (1786), типография (1794), больница (1806). Построены присутственные места, дворянское собрание (1807), театр (1810), гостиный двор (1811), гимназия (1820), великолепные соборы Александра Невского (1825) и Спасо-Преображенский (1826).

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова утвержденный в 1812 г (составлен в 1803-10 гг., переработан после большого пожара 1811 году).

В царствование Николая Павловича наводится порядок в губернской администрации, укрепляется законность. Строится тюремный замок и казармы. В городе возводятся капитальные здания 4 полицейских частей с пожарными каланчами. «С тех пор по устройству саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах её». До этого город полностью выгорал до 15 раз.

20 октября 1828, ввиду усиления раскола, была учреждена самостоятельная епископская кафедра. Через 2 года открыта семинария, а ещё через год в 1831 году первые приходские училища для простого народа и публичная библиотека. В 1848 г. образована Тираспольская епархия с центром в Саратове, для духовного окормления русских немцев католического исповедания.

В 1830 и 1848 годах разразились эпидемии холеры. Продолжавшаяся более месяца ужасная эпидемия 1830 года унесла до 10 000 человек (четверть населения города).

В 1844 году было торжественно открыто новое здание городской Думы. В этом же году частный пристав В. В. Гришин на свои средства из-под Лысой горы провел водопровод с последующей разводкой по пяти разборным бассейнам. Началось мощение и освещение центральных улиц.

В 1892 году в Саратове вновь вспыхнула эпидемия холеры, что вызвало бунт в Хвалынске.

4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с Москвой и Петербургом, начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности.

Историк С. Кедров в 1893 году писал о Саратове:

«…Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в том числе пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой — принимает по местному общественному сознанию столичный облик».

До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья».

С 1928 по 1932 год Саратов — центр Нижневолжского, с 1934 — Саратовского края, с 1936 — Саратовской области. Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производящий военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.

Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX — середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1967), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1885), дом-музей К. Федина (здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века).

Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, функционирует более десятка вузов. В городе также развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность,

Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 г., долгое время Саратов был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны многие из них были переселены в Сибирь и Казахстан; некоторые впоследствии вернулись назад. Начиная с 1980-х годов большинство эмигрировало в Германию, но до сих пор католический собор Святого Клементия (в настоящее время превращённый в кинотеатр «Пионер») на Немецкой улице напоминает о прошлом Саратова.

Планировка улиц в центральной части города регулярная, но старые улицы узки и имеют плохое дорожное покрытие, что наряду с ограниченностью транзитных магистралей и выходов из города создает сложности для автомобилистов, обычным явлением в городе стали автомобильные пробки.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *