Храм в Шубине

Каменная церковь свв. Косьмы и Дамиана («на Ржищах», «что на Шубине», «за золотой решеткой», «за Гагариным двором») стояла в Столешниковом переулке с 1626 г. Раньше на ее месте был деревянный храм, который помнил еще Дмитрия Донского. Недалеко от церкви в XIV в. находился двор знатного боярина Иоакинфа Шубы, «скрепившего своей подписью духовную грамоту Дмитрия Донского», отсюда и наименование церкви — церковь свв. Косьмы и Дамиана в Шубине.

Церковь пережила пожары и разрушения, но всегда восстанавливалась — даже вопреки приказу Петра I не вести каменного строительства в Москве. Ее пощадил пожар 1812 г., хотя весь квартал, примыкавший к храму, выгорел. Тем не менее, 1812 был печальным годом для храма: в сентябре у стен церкви наполеоновские солдаты без суда и следствия расстреляли «зажигальщиков Москвы»: «безвинные жертвы смерть претерпели» перед образом Спасителя, бывшего на стене церкви.

В 1822 г. к храму присоединили еще один придел — Воскресенский: после пожара 1812 г. прихожан Воскресенской церкви на Большой Дмитровке перевели в церковь Косьмы и Дамиана. Строительство нового предела велось под наблюдением архитектора А.Ф. Элькинского (1788-1827) на средства «прихожан и благотворителей». Тогда же была переделана апсида основного храма, а колокольня приобрела классический вид. Восьмерик колокольни «был окружен тосканскими колоннами». Однако в 1857–1858 гг. колокольню снова пришлось перестраивать: ее разобрали до первого яруса и достроили заново. Во время этой перестройки на средства братьев Ивана и Александра Борисовских был построен южный придел, посвященный свв. Косьме и Дамиану. Колокольня и новый южный придел были построены в псевдовизантийском стиле, частично они сохранились до наших дней. На средства Борисовских были также отлиты 8 храмовых колоколов. В 1887–1889 гг. на средства других прихожан — купца Д.Р. Вострякова и его жены, урожденной Хлудовой — купол, стены храма и алтаря были расписаны масляной живописью.

В 1910–1920-хх гг. регентом храма был знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков. Видимо, он отпевал 8 (21) марта 1916 г. великого русского живописца В.И. Сурикова, скончавшегося 6 марта в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

Только революция не пощадила храм. В 1922 г. он был разорен и закрыт, в 1933 г. до нижнего яруса разобрана колокольня. Здание было приспособлено под библиотеку иностранной литературы. В 1958 г. встал вопрос о сносе церкви: в Столешниковом решено было возвести многоэтажный жилой дом. К счастью, проект не был осуществлен.

Частично здание церкви было отреставрировано в 1970-е гг. Тогда была восстановлена отделка восьмерика с главкой (такой вид она имела на фотографии 1867 г.). Однако реставрация не означала передачу храма церкви. В 1980–90 гг в ней помещалась типография Хозяйственного управления Министерства культуры СССР, и только в 1991 г. в церкви возобновлено богослужение.

Адрес: ул. Маросейка, 14/2

Телефон: +7(495)206 97 52, +7(495)206 90 03, +7(495)924 16 81, +7(495)924 04 95

Время работы: ежедневно с 8:00 до 19:00, по воскресеньям до 17:00.

Как добраться до церкви Космы и Дамиана : ст. метро Китай-город

В Москве существует несколько церквей во имя бессребреников Косьмы (Космы) и Дамиана, одна из них находится на углу улицы Маросейки и Старосадского (в прошлом Космодамиановского) переулка. Когда на этом месте была построена самая первая церковь – неизвестно, но имеются сведения, что в 1547 году она горела при пожаре. В 1625 году церковь Космы и Дамиана отстроили из камня, в 1629 году пострадала от пожара и она. Из записей, сделанных в книге Патриаршего Казенного Приказа в 1625 году и в «Книге жалования московским церквам» можно узнать, что церковь была одноэтажной, в ней было два престола: главный во имя святителя Николая, и придельный во имя бессребреников Космы и Дамиана. Поначалу у храма не было ни колокольни, ни паперти. Поскольку главный престол был в честь св. Николая, то и церковь в документах часто числилась Никольской, хотя чаще ее называли Космодамианской.

В последние годы 17 века над Космодамианской церковью была сделана надстройка, в которой устроили церковь во имя Казанской Божьей Матери. Церковь эта была устроена княжной Евдокией Куракиной и поначалу состояла на ее содержании. В 1771 году Казанская церковь перешла в заведование Космодамианского причта, соединившись с приходской.

К концу 18 века старая Космодамианская церковь обветшала так сильно, что ремонтировать ее не имело смысла, нужно было строить новый храм. В 1790 году служители храма и прихожане обратились к Митрополиту Московскому Платону за разрешением сломать старый храм, а на его месте построить новый, во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: св. Николая и бессребренников Космы и Дамиана. Для строительства нового храма прихожане собрали некоторую сумму денег, но ее было недостаточно, и значительную часть средств внес подполковник Михаил Родионович Хлебников. Хлебниковы жили поблизости, они владели большим дворцом, расположенным напротив церкви. Этот ярко-голубой дворец строился по проекту самого Василия Баженова, а некоторое время спустя в нем жил фельдмаршал П.А. Румянцев. В январе 1791 года на имя Михаила Родионовича была выдана разрешительная грамота, и можно было приступать к строительству.

Заказ на строительство новой церкви отдали известному архитектору Матвею Казакову. Старый храм разобрали до основания, и на этом месте возвели новое здание. Сейчас, в окружении высоких домов церковь Космы и Дамиана выглядит небольшой, а в то время она являлась архитектурной доминантой в близлежащей местности.

Зимой 1793 года здание церкви было почти достроено, а южный придел был полностью готов, вплоть до внутреннего украшения. Интересен тот факт, что главный престол в этой церкви был освящен в честь Христа Спасителю, исцелившему расслабленного, поэтому закономерным было бы называть храм Спасским, как некоторое время он и был известен. Это единственный храм в Москве с таким престолом. Икона Христа Спасителя, Исцелителя расслабленного особо почиталась — ей молились о скорейшем выздоровлении и избавлении от болезней.

Северный придел в новой церкви освятили в честь святых врачей-бессребренников Космы и Дамиана (21 октября 1795 г.), которые всю свою жизнь посвятили бесплатному лечению людей. Бывший главный престол во имя св. Николая Чудотворца поместили в южном приделе (освящен 18 декабря 1793 г.), а часть церкви с престолом иконы Казанской Богоматери перестала существовать. Все же, название церкви по именам святых целителей, Косьме и Дамиану Асийским прочно закрепилось за ней, и дошло до нашего времени. Церковь Косьмы и Дамиана строили целых 12 лет, последним в ней освятили главный престол (4 октября 1803 г.).

Выстроенная Казаковым церковь имела в плане вид круга, в очертаниях окружности выстроены и оба придела. Архитектурный стиль этого здания можно охарактеризовать как зрелый московский классицизм. Строгие лаконичные цилиндрические объемы позволяют в первую очередь обращать внимание на чистоту линий здания. При беглом взгляде храм может показаться несимметричным, но это не так. По древнерусской зодческой традиции ось симметрии располагается в направлении запад-восток, и делит храм на равные части. Фасад здания почти лишен декора – лишь с северной стороны на главной, обращенной к улице стороне, он украшен неброскими портиками тосканского ордена. Украшением храма являются и небольшие главы сложной конфигурации, а также первый ярус колокольни, который декорировали рустом (вид обработки камня, придающий ему рельеф). Основной темой внутреннего декора церкви является тема врачевания и исцеления. Возможно, это было сделано по просьбе заказчика в благодарность за исцеление кого-либо из близких, а может, в надежде на помощь в болезни.

Во время наполеоновского нашествия Космодамианская церковь, как и большинство московских храмов, была разорена, и еще долгое время не могла оправиться нанесенного ущерба. Вплоть до 1857 года церковь разделялась на летнюю и зимнюю половины. Из-за того, что холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного на зиму закрывался, в зимнее время в церкви было очень тесно, т.к. теплая часть включала в себя лишь трапезную и два придела. Поэтому в 1857 году в подвале под холодной Спасской церковью устроили духовую печь, и теперь главный престол тоже стал теплым.

Вновь обновлялась Космодамианская церковь лишь в 1893 году, это совпало со столетием устроения и освящения придела Николая Чудотворца. В честь знаменательного события 18 декабря 1893 года был совершен торжественный крестный ход вокруг церкви с участием огромного числа верующих.

На исходе 1920 годов церковь закрыли, в ней разместились различные учреждения. Приход распустили, ценности конфисковали, а во дворе открыли пивную, которая существовала до 50-х годов. Внутренние интерьеры храма были полностью уничтожены. Возможно, что от полного разрушения эту церковь спасла лишь фамилия Казакова. Для того, чтобы расширить проезжую часть по ул. Маросейке, которая после революции была переименована в улицу Богдана Хмельницкого, снесли церковную ограду и угол храма.

В 1960-е годы три здания при церкви были снесены, а на их месте выстроили большое административное здание. В церкви в эти годы разместился его архив. Приблизительно в эти годы начали проводить внешнюю реставрацию Космодамианской церкви, ее даже увенчали позолоченными крестами. Но внутренние интерьеры были погублены: внутри было установлено этажное перекрытие, множественные перепланировки привели к тому, что пол дал сильный уклон. В 1972 году по имеющимся рисункам была восстановлена и ограда церкви Косьмы и Дамиана.

После того, как 22 июня 1993 года постановлением Правительства Москвы Космодамианский храм передали Русской Православной Церкви, в ней начались ремонтно-восстановительные работы. Первая Литургия состоялась 14 ноября 1993 года в день памяти святых Космы и Дамиана, в этом же году церковь была заново освящена. Сейчас при церкви существует культурно-просветительский центр во имя св. Иоанна Златоуста. В его помещениях часто бывают концерты, здесь занимается детский кукольный театр, проводятся психологические консультации. При храме работает лавка с большим ассортиментом литературы. Иконная лавка. При храме действует воскресная школа для детей от 3-х до 13-ти лет, а также летний лагерь.

Историческая справка:

1547 г. – деревянная церковь Космы и Дамиана сгорела при пожаре
1625 г. — церковь Космы и Дамиана отстроили из камня
1629 г. — Космодамианская церковь вновь пострадала от пожара
Конец 17 в. — над Космодамианской церковью была сделана надстройка, в которой устроили церковь во имя Казанской Божьей Матери
1771 г. — Казанская церковь перешла в заведование Космодамианского причта, соединившись с приходской
1790 г. — служители храма и прихожане обратились к Митрополиту Московскому Платону за разрешением сломать старый храм, а на его месте построить новый
1791 г. — на имя Михаила Родионовича была выдана разрешительная грамота, и можно было приступать к строительству
1793 г. — здание церкви было почти достроено, а южный придел был полностью готов, вплоть до внутреннего украшения
21 октября 1795 г. – был освящен северный придел в честь святых врачей-бессребренников Космы и Дамиана
18 декабре 1793 г. — Николая Чудотворца освятили в южном приделе
4 октября 1803 г. — последним в ней освятили главный престол церкви Космы и Дамиана
1857 г. — в подвале под холодной Спасской церковью устроили духовую печь, и теперь главный престол тоже стал теплым
1893 г. – церковь обновили и это совпало со столетием устроения и освящения придела Николая Чудотворца
1920 г. в ней разместились различные учреждения
1960-е г.г. — три здания при церкви были снесены, а на их месте выстроили большое административное здание
Конец 60-х г.г. – начались работы по восстановлению Космодамианской церкви
1972 г. — по имеющимся рисункам была восстановлена и ограда церкви Косьмы и Дамиана
22 июня 1993 г. — постановлением Правительства Москвы Космодамианский храм передали Русской Православной Церкви, в ней начались ремонтно-восстановительные работы
14 ноября 1993 г. — в день памяти святых Космы и Дамиана состоялась первая Литургия, в этом же году церковь была заново освящена

25 Сентября, Пятница

18 ч. Утреня по Пасхальному чину (о. Александр Борисов).

26 Сентября, Суббота

Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

(Воскресение словущее). Престольный праздник Северного Придела нашего храма.

9-30 Часы и Литургия (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Иоанн Власов, о. Петр).

Молебен и Панихида (о. Петр). 13-30 Крестины (о. Иоанн Власов .).

13.45 — 17.00 Онлайн встреча прихода «Духовный опыт переживания пандемии»

18 ч. Всенощная с чином воздвижения Креста.

(о. Александр Борисов, о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр).

27 Сентября, Воскресенье

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). День постный.

6-50 Часы и Исповедь (о. Иоанн Власов о. Петр).

7 ч. Литургия (о. Александр Кузин)

9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов, о. Петр).

10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).

18 ч. Великая вечерня (о. Петр).

Седмица 17-я по Пятидесятнице.

30 Сентября, Среда

Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (137).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Иоанн Гуайта).

Октябрь

1 Октября, Четверг

Мц. Ариадны (II), Мцц. Софии и Ирины (III).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (Александр Борисов).

18-30 Катехизация. Лекция 1-я, Вводная. Вера и жизнь по вере. Священное

Писание и Предание (о. Александр Борисов).

2 Октября, Пятница

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и

чад его Давида и Константина. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Петр).

18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. бесср. Косме и Дамиану (о. Петр).

Исповедь (о. Александр Борисов).

3 Октября, Суббота

Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его

Феодора чудотворцев. (1245). Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (1285)

9-30 Часы и Литургия (о. Петр). Исповедь (о. Александр Борисов).

Молебен (о. Петр). Крестины в 13-30 (о. о. Александр Борисов).

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Петр).

4 Октября, Воскресенье

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Отдание праздника Воздвижения

Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (130).

6-50 Часы и Исповедь (о. Александр Борисов).

7 ч. Литургия (о. Петр).

9-30 Часы и Исповедь (о. Петр).

10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).

7 Октября, Среда

Первомц. равноап. Феклы (I).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Петр). Исповедь (о. Александр Борисов).

8 Октября, Четверг

Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392).

6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).

18-30 Катехизация (семинары).

9 Октября, Пятница

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II в.).

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Петр).

18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. беср. Косме и Дамиану (о. Петр).

Исповедь (о. Александр Борисов, о. Иоанн Гуайта).

10 Октября, Суббота

Мч. Каллистрата и дружины его (304). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937).

9-30 Часы и Литургия (о. Петр). Исповедь (о. Иоанн Гуайта).

Молебен (о. Петр ). 13-30 Крестины (о. Иоанн Гуайта).

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

11 Октября, Воскресенье

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прп. Харитона Исповедника (350).

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия

Радонежского (1337). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935).

6-50 Часы и Исповедь (о. Петр).

7 ч. Литургия (о. Иоанн Гуайта).

9-30 Часы и Исповедь (о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).

13 Октября, Вторник

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (335).

Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Иоанн Гуайта).

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов). Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр)

14 Октября, Среда

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

8-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр).

9 ч. Литургия (о. Александр Борисов, о. Александр Кузин, о. Петр).

15 Октября, Четверг

Сщмч. Киприна, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).

Прав. воина Феодора Ушакова (1817).

6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).

18-30 Катехизация. 2-я Лекция «Сотворение мира» (о. Александр Борисов).

16 Октября, Пятница

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия

диакона (96).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).

18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. бесср. Косме и Дамиану (о. Иоанн Гуайта).

Исповедь (о. Александр Борисов,).

17 Октября, Суббота

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп.

Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595).

9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Борисов, о. Петр).

Приглашаем родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

10 ч. Литургия (о. Иоанн Гуайта). 13-30 Крестины (о. Александр Борисов).

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов).

Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

18 Октября, Воскресенье

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Свтт. Московских Петра, Феогноста,

Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра,

Филарета, Иннокентия и Макария.

6-50 Часы и Исповедь (о. Иоанн Гуайта).

7 ч. Литургия (о. Петр).

9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).

21 Октября, Среда

Прп. Пелагии (457). Прп. Таисии (IV).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Александр Борисов).

22 Октября, Четверг

Ап. Иакова Алфеева (I). Прав. Авраама праотца и племянника его

Лота (2000 г. до Р.Х.).

6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).

18-30 Катехизация. Семинары.

23 Октября, Пятница

Мчч. Евлампия и Евлампии (303). Прп. Амвросия Оптинского (1891).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Александр Кузин).

18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. беср. Косме и Дамиану (о. Петр).

Исповедь (о. Александр Борисов, о. Иоанн Гуайта).

24 Октября, Суббота

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I).

Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших.

9-30 Часы и Литургия (о. Петр). Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн

Гуайта). Молебен (о. Иоанн Гуайта). 13-30 Крестины (о. Александр Кузин)

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов).

Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

25 Октября, Воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304).

6-50 Часы и Исповедь (о. Петр, Иоанн Гуайта).

7 ч. Литургия (о. Александр Кузин).

9-30 Часы и Исповедь (о. Александр Кузин, о. Петр, Иоанн Гуайта).

10 ч. Литургия (о. Александр Борисов).

26 Октября, Понедельник

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Петр).

28 Октября, Среда

прп. Евфимия Солунского (898). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).

8-30 Утреня, Часы и Литургия (о. Иоанн Гуайта). Исповедь (о. Александр Борисов).

29 Октября, Четверг

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

6-30 Утреня и Часы. 7 ч. Литургия и Исповедь (о. Петр).

18-30 Катехизация. 3-я Лекция: «Грехопадение» (о. Александр Борисов).

30 Октября, Пятница

Прор. Осии (820 г. до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767).

8-30 Утреня, Часы, Литургия и Исповедь (о. Иоанн Гуайта).

18 ч. Утреня с чтением акафиста свв. беср. Косме и Дамиану (о. Александр Кузин).

Исповедь (о. Александр Борисов, о. Иоанн Гуайта).

31 Октября, Суббота

Апостола и евангелиста Луки (I).

9-30 Часы и Литургия (о. Александр Кузин). Исповедь (о. Петр, о. Иоанн

Гуайта). Молебен (о. Петр). 13-30 Крестины (о. Иоанн Гуайта)

18 ч. Всенощная (о. Александр Борисов).

Исповедь (о. Александр Кузин, о. Иоанн Власов о. Петр, о. Иоанн Гуайта).

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Косьмы и Дамиана.

Церковь

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе

Церковь Косьмы и Дамиана

56°24′51.34″ с. ш. 40°27′00.95″ в. д.HGЯO

Страна

Россия Россия

Город

Суздаль

Конфессия

Православие

Епархия

Владимирская и Суздальская епархия

Тип здания

Церковь

Дата постройки

1725 год

Статус

ОКН № 3310126000№ 3310126000

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе на Викискладе

Козьмодемьянская церковь на берегу Каменки

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе или Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом берегу реки Каменки, построенный в 1725 году.

Церковь стоит на известной ещё в XVII веке Яруновой горе — небольшом холме на берегу Каменки. Считается, что на этом пригорке с конца XII века существовал монастырь Космы и Дамиана, однако в XVII веке от него осталась только деревянная церковь в честь тех же святых, заменённая в 1725 году каменным храмом.

Этот живописно расположенный храм отличается асимметрией композиции. К основному кубическому объёму с запада пристроена колокольня в виде восьмерика на четверике, увенчанная слегка вогнутым шатром с наличниками над окнами-слухами и маленькой луковичной главкой. Основной объём церкви практически лишён декора и завершается луковичной главкой на высоком барабане. Одноэтажный, прямоугольный в плане, одноглавый придел устроен по типу зимних суздальских церквей. До революции храм был обнесён невысокой каменной оградой с лестницей, спускавшейся к реке.

Примечания

Храм святых бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине

Время работы
Храм открыт ежедневно с 10.00 (в дни богослужений с 08.00) до 20.00, работает книжный киоск.

Схема проезда

Общественным транспортом:
Станции метро «Охотный Ряд», «Театральная», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская». Далее пешком до Тверской площади.
На машине:
Храм находится в пешеходной зоне. Спецтранспорт может заезжать с Тверской улицы, поворот за д. 6 (перед книжным магазином «Москва»). Обычный транспорт может заезжать с ул. Большая Дмитровка. Парковка машин в пешеходной зоне не предусмотрена и возможна только на территории храма (въезд через ворота д. 2-4) или на улице б.Дмитровка (парковка затруднена из-за большого числа машин).

Богослужения
По средам, четвергам, пятницам и субботам — утреня и Божественная Литургия в 8:30.
По воскресеньям — две Божественные Литургии, в 7:00 и 10:00. Накануне — всенощное бдение в 18:00. В период от Троицы до Преображения по воскресеньям служится одна Литургия в 10.00.
В воскресенье в 18:00 — вечерня с акафистом и пастырской беседой.
В дни Великого поста по средам и пятницам, а также в дни, предусмотренные православным календарем – Литургия Преждеосвященных Даров в 8:30, в понедельник или во вторник 3-ей, 4-1 и 6-й седмиц совершается соборование. На Страстной неделе проводятся ежедневные богослужения. На Пасху совершается три Божественных Литургии в 0:00, 7:00 и 10:00.

Престолы
Благовещения Пресвятой Богородицы (главный престол), Воскресения Словущего, святых бессребреников Космы и Дамиана.

Престольные праздники:
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (главный престольный праздник);
Воскресения Словущего — 26 сентября;
день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана — 14 ноября.

История


Первое упоминание о храме, ещё деревянном, относится к 1625 г.
Основная часть ныне существующего храма построена в 1722 г. в классическом стиле, северный придел построен в 1820-1823 гг., а южный придел и колокольня — в 1857 г.
В 1929г. храм был закрыт, в 1930-е годы была разрушена колокольня. В здании размещалась библиотека, затем — типография.
В конце 1970-х годов были проведены реставрационные работы.
Храм был возвращен Церкви и заново освящен в 1991 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм с визитами дважды – в дни престольных праздников святых бессребренников Космы и Дамиана Ассийских 14 ноября 2001 и 2006 гг.

Святыни
Храмовая икона святых бессребреников Космы и Дамиана, икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.

При храме проводятся занятия по подготовке к крещению (с конца сентября до конца мая по четвергам в 18:30), действуют воскресная школа, подростковый клуб, молодежный православный семинар.
По средам и пятницам с конца сентября до конца июня в помещении храма с 14:00 до 16:00 предлагаются бесплатные обеды для бездомных и других нуждающихся (от 200 до 600 чел.).
По четвергам с 12:00 до 17:00. принимаются вещи для остро нуждающихся жителей Тульской области. Собранные вещи и продукты 1 раз в месяц на грузовой машине «ГАЗель» отвозятся в Тульскую область.
Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью.
Храм безвозмездно предоставляет помещение для встреч и занятий группам зависимых по программе «12 шагов» (по воскресеньям в 19:00) и группам АА и АЛАНОН (родственники страдающих алкоголизмом).
По субботам в 18:00 в одном из помещений храма встречается группа «Анонимные наркоманы».
Группа прихожан храма ведет служение милосердия в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Группа имеет сайт в Интернете (www.deti.msk.ru) и зарегистрированный «Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям» (РБФП), через который осуществляется сбор средств и помощь детям, находящимся на лечении в РДКБ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *