Храм в сологубовке

Александр Захаров — протоиерей, настоятель Храма Царственных Страстотерпцев, сотрудник центра реабилитации алкоголизма и наркомании. Известный православный общественный деятель, писатель, публицист.

Кто такой Александр Захаров

Обычный советский юноша пришел к вере под влиянием жизненных обстоятельств, размышлений, чтения духовной литературы. В зрелом возрасте получил богословское образование. Стал любимым батюшкой для своих прихожан. Автор работ о православной церкви и проблемах современной России.

Рождение и детство

Будущий священник родился в эстонском городе Нарва в 1956 году. Семья вскоре переехала в Ленинград. Вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом.

Он из простой семьи. Жил в коммунальной квартире. Всегда очень любил читать.

В детстве на него большое влияние оказала верующая бабушка. Она была удивительно добрым человеком, никогда ни на кого не обижалась, ни с кем не ссорилась. Воспитала в нем сострадание к людям, готовность помогать.

Получение образования

После окончания школы в 1974 году Захаров служил в армии. Будущий протоиерей 13 лет работал на стройках Ленинграда бульдозеристом. Очень много читал, любил философские и богословские книги.

Уже зрелым человеком, в 34 года, поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Там прошел послушания алтарника и псаломщика. Рукоположен митрополитом Иоанном в диакона в 1991 году, а всего через 3,5 месяца — в иерея.

После семинарии священник Александр Захаров назначался настоятелем нескольких приходов Санкт-Петербургской епархии. Награжден крестом с украшениями. Возведен в сан протоиерея.

О его судьбе снят видеофильм «Жизненный путь».

Церковная служба

Недалеко от Петербурга на железнодорожной линии Мга — Будогощь на окраине одноименного пристанционного поселка находится станция Сологубовка.

Во время войны все близлежащие поселения были уничтожены.

В соседней одноименной деревне немецкий «Народный союз» помог реставрировать Храм Успения Божией Матери.

В память о безвинно погибшей царской семье на станции Сологубовка был основан Храм Царственных Страстотерпцев.

Автор проекта — петербургский архитектор Н.П. Величко. Высокая деревянная церковь на каменном цоколе стоит в поле, вдали от жилья.

В 2000 году протоиерея назначили настоятелем этого храма. Ему пришлось стать и прорабом, и снабженцем, и завхозом.

Вот этапы истории церкви:

  • основана в 2004 году;
  • строительство завершено в 2008 году;
  • в январе 2005 года проведена первая служба;
  • в сентябре 2010 года освящена архиереем.

Сейчас на службы в церковь в Сологубовке Ленинградской области приезжают из Петербурга. Сельские прихожане составляют лишь десятую часть. Летом много дачников. Зимой деревня пустеет, остается только десяток жилых домов.

Священник — отец прихожан. Люди ждут не только тепла, проповеди и молитвы, но и помощи в решении проблем. В молодости отцу Александру казалось, что для этого достаточно сочувствия и сострадания. Теперь он знает, что такой крест можно тянуть только милостью Божией.

Когда-то настоятель мечтал о молитве в тишине, уединении, неторопливом чтении любимых богословских и философских книг. Сейчас для этого у него остается мало времени.

Деревенский батюшка несет не только священническое служение, но и возглавляет церковное хозяйство:

  • продолжает строительство;
  • около церкви появился пруд и набережная;
  • при храме создано подсобное хозяйство;
  • на подворье продают молоко, сыр, сметану;
  • в трапезной после службы можно пообедать.

Работа в реабилитационном центре

В 2012 году при храме был открыт реабилитационный центр «Сологубовка» для наркозависимых. В нем могут разместиться до 22 мужчин от 18 до 50 лет.

Настоятель храма — духовник воспитанников реабилитационного центра.

У самого священника в ранней молодости были проблемы со спиртным. От пагубной зависимости спасла молитва. Батюшка считает, что для зависимых людей невозможно умеренное питье. Нужно совсем исключить алкоголь из жизни.

Сейчас в числе прихожан есть исцеленные им люди.

Участие в телепрограммах

Протоиерей не только совершает обряды и проводит службы, но и выступает на телевидении. На экране мы видим симпатичного скромного человека, доброго и сострадательного, слышим его проникновенный голос.

Он часто принимает участие в программах православных телеканалов:

  • участвует в беседах о проблемах современной России (о наркомании, пьянстве, абортах);
  • на телеканале «Союз» отвечает на вопросы мирян в выпусках «Что посоветуете, батюшка?»;
  • на телевидении «Русской народной линии» участвует в программе «Актуальный комментарий».

Он — один из организаторов и активный участник международных церковных конференций в поселке Сологубовка. В интернете много видео с его проповедями и лекциями.

Разбойное нападение на священника

Летом 2006 года на настоятеля было совершено нападение. В приходской дом ворвались бандиты. Батюшку избили монтировкой, нанесли ножевое ранение. Сломали два ребра, задели легкое.

Когда священника спрашивают о его отношении к нападавшим, он отвечает, что их просто жалко.

Писательская деятельность

Отец Александр одарен литературными способностями. Он — автор множества статей, брошюр, книг.

Стихотворения

Батюшка давно пишет стихи. В них он выражает свои чувства, говорит о судьбе, вере («Исповедь», «Мы часто неверно, ты слышишь, неверно относимся к людям») и России («Воскресни, Русь!», «За Веру, Царя и Отечество!»).

Стихи он включает в свои книги вместе с прозой и публицистикой. Есть аудиозаписи, где он читает свои произведения.

Публицистика

Его публицистика создавалась на основе проповедей. В своих работах батюшка размышляет о церковных проблемах, призывает людей к мирной трезвой жизни, выступает против абортов («О званых на пир», «Слова о трезвости», «Слово о счастии», «Слово об абортах»). Его брошюры можно купить в магазинах христианской литературы и храмах.

Он — убежденный сторонник реставрации самодержавной монархии в России. Чтит память дома Романовых.

Отец Александр — постоянный автор православных печатных и интернет-изданий, в том числе информационно-аналитической службы «Русская народная линия».

Книги

Первая книга «К кому нам идти? Обращение к верующим и неверующим» была издана в 1996 году. Сборник включает публицистику и стихи.

Мировоззрение протоиерея во многом сформировали книги русского мыслителя и писателя Ивана Лукьяновича Солоневича. Священник сделал переложение его работы «Народная монархия».

Так в 2009 году появилась самая значительная книга протоиерея «История русского народа глазами простолюдина».

Известна его работа на ту же тему — «Кому будем служить?» о проекте «Россия» (2007).

Видео о проповеди священника

На видео — проповедь отца Александра в церкви на станции Сологубовка 30 сентября 2018 года.

Церковь Успения Божией Матери (Муравлянка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь.

Православный храм

Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка


Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка

Страна

Россия

Село

Муравлянка, Сараевский район,
Рязанская область

Конфессия

Православие

Епархия

Рязанская

Тип здания

Церковь

Первое упоминание

Не позже XVII века

Строительство

1898—1918 годы

Дата упразднения

1936 год

Статус

не действующая

Состояние

сохранена, разрушена

Сайт

ru.rodovid.org/…

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка — православный храм Рязанской епархии, освящённый в честь православного праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Обиходное название – Успенская церковь.

Церковь была расположена в селе Муравлянка, Сапожковского уезда, Рязанской губернии (ныне — село Муравлянка Сараевского района Рязанской области).

Статус – сохранена, частично разрушена, не действующая.

История

Период Российской Империи

Муровлянка в качестве села Козловского уезда, Борецкаго стана, с

«часовнею Покрова Богородицы»

упоминается в окладной книге 1676 года, где показано:

«у той часовни двор дьякона Авраама, в приход, по его скаске, восемь дворов детей боярских, церковной земли двадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на двадцать копен и, по новому окладу, доведётся с той часовни дани тридцать два алтына, пошлины гривна, да вместо въезжих и кормовых – с рубля – по восьми алтын по две деньги и того восемь алтын пять денег. Обложена в 205 (1697) году».

Время построения на месте часовни Покровской церкви относится к началу XVIII столетия. Вместо устроенной в XVIII столетии Покровской церкви, в 1798 году построена была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери с приделом Покровским.

В 1817 и 1823 годах прихожане Успенской церкви просили дозволения на перекрытие церкви, а в 1832 году – на поправку икон и иконостаса, в 1875 году в Успенской церкви устроен был, вместо обветшалого, новый престол и освящён местным священником. Церковной земли во владении причта состояло 54 дес., на что имелись план и межевая книга.

В состав прихода кроме села с 191 двором, входили деревни: Дубровка с 56 дворами, Дмитриевка с 6 дворами, Ниловка (в 3 верстах) с 25 дворами, Александровка (в 5 верстах) с 21 двором, Анниская (в 6 верстах) с 15 дворами, Николаевка (в 8 верстах) с 9 дворами, Пономарёвка (в 9 верстах) с 11 дворами и село Ремезово (в 10 верстах) с 35 дворами, в коих числится мужского полу 1384 человека, женского полу 1382 человека.

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.

Период после 1917 года

Во времена Советской власти начались массовые гонения со стороны государственных органов на духовных лиц, а также была организована работа по изъятию церковных ценностей, по разрушению и перепрофилированию, занимаемых ими зданий. Многие церкви были разрушены.

Изначально построенный (1898-1918), вместо деревянной Успенской церкви, новый каменный храм, в советское время, после закрытия в 1936 году, стал домом культуры, потом вообще был приспособлен под складское помещение. После пожара от здания остались только руины.

Фотогалерея Успенской церкви

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

  • Успенская церковь в селе Муравлянка, 2011 год

Известные священнослужители церкви

  • Иоанн Аврамиев, род. в 1708 г. апр. 22
  • Иоанн Михайлов
  • Илья Софрониев упом. с 1779-1817 гг.
  • Прокопий Варфоломеев упом. с 1803-1828 гг.
  • Исай Васильев Муровленский упом. с 12 декабря 1817-1851 гг.
  • Прохор Симеонов Ухватов упом. с 6 марта 1830-1854 гг.
  • Пётр Прохоров Метисов упом. с 29 ноября 1854-1874 гг.
  • Симеон Васильев Зимин упом. с 1851 г.

Примечания

  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии (ныне существующих и упразднённых со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия). Иоанн Добролюбов — Зарайск, Рязань, 1884-1891, Т.I-IV.

Ссылки

  • Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка (Успенская церковь). Исследовательская работа. Авторы: Фролов Ю.А. и Кутаев В.С. — М., 2011.
  • Храмы Рязанской губернии. Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка.
  • Состав причта приходов Рязанской Епархии 1873-1894 годы. Часть 6-я (М-О).
  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии (ныне существующих и упразднённых со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия) — Зарайск, Рязань, 1884-1891 гг. Т. III. Село Муравлянка. Церковь Успенская. Составитель: Иоанн Васильевич Добролюбов.
  • Алфавитный список приходских священников Рязанской Епархии (по фамилиям, 1734-1890 годы).
  • Духовенство Рязанской Епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1894 гг.) Часть 3-я (Ж-К).
  • Духовенство Рязанской Епархии (по данным «Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914).

Муровлянка в качестве села Козловского уезда, Борецкаго стана, с

«часовнею Покрова Богородицы»

упоминается в окладной книге 1676 г., где показано:

«у той часовни двор дьякона Авраама, в приход, по его скаске, восемь дворов детей боярских, церковной земли двадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на двадцать копен и, по новому окладу, доведётся с той часовни дани тридцать два алтына, пошлины гривна, да вместо въезжих и кормовых – с рубля – по восьми алтын по две деньги и того восемь алтын пять денег. Обложена в 205 (1697) году».

Время построения на месте часовни Покровской церкви относится к началу XVIII столетия. Вместо устроенной в XVIII столетии Покровской церкви, в 1798 году построена была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери с приделом Покровским.

Оба эти факта разрешают спорный вопрос о двух религиозных праздниках, считающихся в Муравлянке престольными: Успения Божией Матери и Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемых Русской православной церковью 28 августа и 14 октября соответственно.

В 1817 и 1823 годах прихожане Успенской церкви просили дозволения на перекрытие церкви, а в 1832 году – на поправку икон и иконостаса, в 1875 году в Успенской церкви устроен был, вместо обветшалого, новый престол и освящён местным священником. Церковной земли во владении причта ныне состоит 54 дес., на что есть план и межевая книга.

В состав прихода кроме села с 191 двором, входят деревни: Дубровка с 56 дворами, Дмитриевка с 6 дворами, Ниловка (в 3 верстах) с 25 дворами, Александровка (в 5 верстах) с 21 двором, Анниская (в 6 верстах) с 15 дворами, Николаевка (в 8 верстах) с 9 дворами, Пономарёвка (в 9 верстах) с 11 дворами и село Ремезово (в 10 верстах) с 35 дворами, в коих числится мужского полу 1384 человека, женского полу 1382 человека.

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.

В середине девяностых годов перед верующими остро встал вопрос о строительстве нового храма (церкви), так как старый уже был тесен для прихожан. Был разработан проект. После чего на высоком месте села начались первые земляные работы.

План-схема Церкви Успения Божией Матери в селе Муравлянка

27 мая 1898 года состоялась торжественная закладка нового храма. На место закладки – был положен отшлифованный белый камень со следующей вырезанной надписью:

«Во имя Отца и Сына и святого духа основывается сия Успения пресвятые Богородицы при державе благочестивейшего государя императора Николая Александровича при святительстве же преосвященнейшего епископа Рязанского Мелетия в лето от сотворения мира 7406 от Рождества же по плоти Бога сына 1898 месяца мая 27 дня».

Строили храм только весной, летом и осенью, зимой все работы прекращались. Кладку стен делали из красного кирпича, изготавливаемого из местной глины, путём обжига соломой. Представители церковного совета и сами священнослужители ходили по домам и собирали денежные средства на постройку. Не исключено, что основная доля финансирования поступала из губернской казны.

Денег у простых людей не было, потому собрать лишнюю копейку можно было после урожая. Каждый старался отнести сноп-другой на церковный мол. Глашатай оповещал:

«желающие завтра молотить церковный хлеб…»

Прошло двадцать лет. Настало время, когда со здания были сняты наружные леса и перед взором открылся величественнейший храм с высокой колокольней. Рядом находилось кладбище и по левую сторону от храма – часовня в честь бывшей деревянной церкви, вокруг которой были посажены липы, тополя, сирень, заложен фруктовый сад.

Новый храм напоминал форму креста. При всём размахе он отличался простотой и строгостью, был расположен очень выгодно и виден далеко от села. Звон самого большого колокола весом в 214 пудов слышен был за семь километров.

Всё здание освещалось десятью окнами и люстрами. Окна имели длинную, к верху закруглённую форму. Внутреннее убранство приводило в трепетное волнение человека: огромный, пылающий жаром, позолочённый иконостас, картины Священного писания. В церкви крестили младенцев и отпевали умерших, совершались священнослужителями богослужения. Сам владыка Рязанский отмечал, что по красоте и уюту храм занимал одно из первых мест в области.

Сооружался храм более двадцати лет, а простоять ему было суждено на несколько лет меньше. Освящение храма совершалось уже при Советской власти в двадцатых годах. Ещё раньше в 1918 году декретом Советского правительства – Совнаркома – церковь была отделена от государства, а школа от церкви, по которому все культовые здания объявлялись «народным достоянием». В послереволюционное время по всей стране было уничтожено много исторических памятников, в том числе и церквей. Притесняли или убивали священников и верующих, запретили праздновать христианские праздники, оскверняли и уничтожали церковные ценности. Государство считало, что религия отвлекает людей от строительства новой счастливой жизни. Вот почему по распоряжению властей стали закрывать и уничтожать храмы.

Так было и в Муравлянке. Принятое на правительственном уровне, местная власть «внизу» принимает решение о прекращении деятельности Успенской церкви, понимая, однако, как отразится это на верующих.

Для обмана избрали такой путь. Зимой 1935-1936 года агитаторы по домам стали собирать подписи якобы в защиту храма. Подворный обход показал, что большинство за его сохранение. Но в том то и суть дела, что подписи ставились на чистых листах, на которых большевики потом сверху поставили свою резолюцию: «отказ».

Следует отметить также попытку группы верующих, не смирившихся с политикой новых властей, уберечь храм. Люди с риском для жизни высказывали своё отношение к происходящему. Весна и лето проходят в противоборстве. Но уже к началу осени политика властей по отношению к храму приняла открыто провокационный характер.

8 октября 1936 года в Успенской церкви было разрешено совершить последнюю обедню. Она проходила в переполненном зале. Очевидцы рассказывают, что как никогда, очень красиво, словно прощаясь, пел в последний раз церковный хор. У многих были заметны слёзы, но в глубине души теплилась надежда на лучшее.

Здание Успенской церкви в Муравлянке, переоборудованное под Дом культуры, 1965 год

Над селом стали быстро сгущаться осенние сумерки. Народ стал расходиться, двери храма никто закрывать не стал. Открытой церковь простояла всю ночь. На другой день в храм вошли четверо мужчин, по случайности все четверо – Сергеи. И начали крушить иконы. К этому времени сюда были свезены иконы со всего Муравлянского района: из Троицкого. Алексеевки, Мордова, Ягодного, Напольного, Макс, Высокого, Таптык и Назарьево…

Изначально построенный Божий храм, в советское время стал Домом культуры, потом вообще был приспособлен под складское помещение.

После пожара от здания остались только руины.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *