Храм в яффо

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы является подворьем Русской духовной миссии в израильской Яффе (Яффо). Он находится на месте, где была погребена праведная Тавифа (Доркас), творившая много добрых дел при жизни и известная своим трудолюбием: она шила рубашки и платья для бедных. Однажды Тавифа заболела и умерла. Перед погребением верующие призвали святого апостола Петра. Он помолился и оживил Тавифу. Благодаря совершенному Петром чуду многие жители Яффы обрели веру во Христа.

До наших дней рядом с храмом сохранилась пещера, где, по преданиям, была погребена праведная Тавифа. В нее можно спуститься и рассмотреть на полу византийскую мозаику. Над гробницей, где была захоронена праведная, возведена часовня. Пещера была найдена в результате раскопок, организованных начальником Русской духовной миссии.

При православном храме в Тель-Авиве-Яффе проводятся занятия для детей 5–15 лет в воскресной школе. Здесь работает также библиотека с художественными и духовными книгами. В саду подворья приятно прогуляться среди фруктовых деревьев и кипарисов, здесь можно встретить павлинов и попугаев.

Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо

Время проведения божественной литургии — 08:00 часов утра, по субботам, воскресеньям и в дни великих праздников. По пятницам, субботам и перед праздниками совершается вечернее богослужение — в 16:00 часов.

Время для исповеди — перед литургией, с 07:00 до 08:00 часов по субботам и воскресеньям. Благодарственные молебны проходят в 10:00 часов.

В понедельник подворье праведной Тавифы в Яффо закрыто для посещений. Время работы православного храма в южной части Тель-Авива в остальные дни:

Для посещения организованных групп паломников рекомендуется заранее уточнить время работы по телефону церкви Петра и Тавифы в Яффо.

Расписание служб храма Тавифы в Яффо на официальном сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме

История

Русская духовная миссия в Иерусалиме появилась в 1847 году. Ее возникновение было связано с тем, что российские паломники сталкивались с множеством трудностей на территории Святой земли. У них не было возможности молиться на русском языке, не было нормальных бытовых условий. На протяжении периода когда миссию возглавлял архимандрит Антонин (1865—1894 гг.), в ее собственность было приобретено много участков, где позднее возникли православные храмы, чтобы облегчить путешествие паломников.

В 1869 году Русская духовная миссия купила участок, где впоследствии была построена церковь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Сначала на этой земле был сооружен дом для приюта паломников православной веры, был посажен сад и вырыт колодец. Пристанище на этом участке было важным объектом, так как через него проходили паломники, приезжающие через порт в Яффо на Святую землю.

Работы по взведению церкви Петра и Тавифы в Яффо были начаты в 1888 году, это событие посетили великие князья — двое из детей императора Александра II. В работах по возведению участвовали мастера из Италии. Патриарх Иерусалимский Герасим освятил новую церковь в 1894 году.

В течение следующих 100 лет храм Тавифы в Яффо стал ветшать. Реставрационные работы были организованы в 1995–2000 годах. В паломнической гостинице на тот момент могли остановиться более 25 человек.

Архитектура

В проектировке православного храма в Яффо участвовал архимандрит Антонин. Так как он продолжительное время руководил церквями посольства в Афинах и Константинополе, считается, что именно благодаря ему, в храме узнаются особенности византийской архитектуры.

Внутри церкви — двухъярусный иконостас белого цвета, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом. Второй алтарь — левый придел в честь праведной Тавифы.

Иконы, украшающие храм праведной Тавифы в Яффо, написал художник А. Ледаков. В 1905 году на стенах были изображены сцены из жизни апостола Петра. При посещении храма стоит посмотреть на искусную роспись купола.

На столпах алтаря изображены апостолы Петр и Павел, сверху остальных столпов можно увидеть десять других апостолов.

Колокольня храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы, имеющая розоватый цвет, — самая высокая в Яффо, ее легко увидеть даже с моря. Колокольня имеет шатровый купол и состоит из 4 ярусов, на каждом — высокий арочный проем.

Высота колокольни — 37 метров.Гробница праведной Тавифы, © Русская духовная миссия в Иерусалиме

Как добраться до церкви Петра и Тавифы в Яффо

Те, кто путешествует на машине, могут оставить автомобиль на стоянке возле храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.

Чтобы добраться до храма Тавифы в Яффо, можно воспользоваться услугами такси: в Тель-авиве работают Uber, Yango (Яндекс.Такси), Taxi Tauro, Emun Taxi.

Панорамный вид на колокольню церкви Петра и Тавифы в Яффо:

Видео о подворье праведной Тавифы в Яффо:

Храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы — православный храм в городе Яффа (южная часть Тель-Авива), Израиль, на подворье Праведной Тавифы, находящегося в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме. Освящён в честь праздника Поклонения честным веригам апостола Петра (16 января по юлианскому календарю); северный придел — в честь праведной Тавифы (память 25 октября по юлианскому календарю; и переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков. Над гробницей устроена часовня.

Службы

Мессы (литургические службы в латинском обряде католической церкви) проводятся на английском, итальянском, испанском, польском и немецком языках. Расписание служб можно посмотреть у входа.

Старая Яффа. Церковь св. Петра Павел Петров, CC BY-SA 4.0

Церковь открыта ежедневно. Церковь популярна среди польских рабочих, которые приезжают сюда, чтобы молиться по субботам, в свой выходной день.

Возникновение города

Поселение Яффа насчитывает около 3-х тысяч лет. Один из 12-ти апостолов — Петр, проповедовал в этих краях и гостил в одном из домов, сохранившихся и по сей день.

Сам же Тель-Авив был основан в 1909 году, вплотную примыкая к Яффе, поначалу являясь одним из кварталов. Город был застроен планомерно, наподобие Санкт-Петербурга, вовсе не в древнем иудейском стиле, когда улочки разных уровней, кривые и узкие, увешанные стиранным бельем, наползают друг на друга и заставляют прохожих толкать друг друга локтями. Строители, выходцы из Германии, возводили прочные и массивные 2-3 этажные дома в стиле «Баухаус» из белого камня. На сегодняшний день эти кварталы внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «Белый город». Несколько лет Тель-Авив был временной столицей Израиля. Теперь — это столица искусств, туризма и мод. Древностями похвастаться не может, разве что православным храмом апостола Петра, который сам относительно не стар, но стоит на легендарном религиозно-историческом месте.

Это интересно: Площадь статуй (Кейсария)

Московский патриархат

Подворье Русской духовной миссии в Яффе с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы расположено на месте погребения праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром (Деян. 9, 36). На территории подворья сохранилась погребальная пещера семьи прав. Тавифы с византийской мозаикой.

В 1869 году участок земли в Яффе, где была гробница праведной Тавифы, приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Вскоре здесь был разбит роскошный сад, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую землю через порт в Яффе. В 1888 году в присутствии Великих Князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на русском участке было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь свв. апостолов Петра и Павла и св. праведной Тавифы.

Проводятся регулярные занятия в церковных школах для взрослых и детей.

ЧАСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ПОДВОРЬЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Подробное расписание богослужений на текущий месяц: смотреть

Исповедь для прихожан
— в утреннее время в субботу и воскресенье исповедь начинается в 7:00 и заканчивается в 8:00;
— во время Великого поста исповедь совершается и во время вечернего богослужения.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Адрес:

Израиль, г. Тель-Авив Яффо, ул. Герцль, 157

Russian Church. 157, Herzl St., Tel-Aviv. Israel.

Телефон: +972 3 682 12 41

Местоположение: Google Maps

Панорама улицы: Google Maps

GPS-координаты: 32.046642 N, 34.771333 E

Ключарь подворья: протоиерей Игорь Пчелинцев.

Современное состояние

В 1995 году при начальнике Миссии архимандрите Феодосии (Васневе), ныне епископ Тамбовский, на подворье начались активные восстановительные работы. Был отреставрирован настоятельский дом, вымощена камнем ведущая к храму дорожка. В феврале 1996 года полностью завершена внешняя реставрация монастырского храма и его колокольни.

18 июня 1997 г. подворье «Праведной Тавифы» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершал паломничество по Святой Земле и возглавил торжества по случаю юбилея 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Предстоятель Русской Церкви поклонился месту погребения праведной Тавифы и совершил молебен в «путь шествующим» перед возвращением на Родину.

К юбилею 2000-летия Рождества Христова реставрационные работы в храме и паломническом доме были полностью завершены. Но и по сей день на монастырском участке ведется работа по благоустроению территории.

Христианская достопримечательность Тель-Авива

Во времена начального распространения христианства на территории современного Израиля на этом месте была упокоена, а потом — воскрешена апостолом Петром праведница Тавифа. Клочок земли, где произошло чудо, был занят погребальной пещерой Тавифы. В 19 веке склеп был открыт, раскопана прекрасно сохранившаяся мозаика византийских времен.

Был православным архимандритом Антонином выкуплен участок земли вместе со всеми реликвиями. Поначалу высадили сад, чуть позже выстроили «странноприимный» дом, где бесплатно могли остановиться православные паломники по дороге в Иерусалим. В 1894 году открыл свои двери храм Петра. Его колокольня является самой высокой точкой Яффы. Ежедневно в храме проводятся литургии и богослужения, куда допускаются все желающие. В выходные там действует воскресная школа для детей и взрослых.

Яркий оранжевый фасад и высокая колокольня делают церкви св. ап. Петра единственной узнаваемой доминантой в Старой Яффе.

Интерьер церкви напоминает соборы Европы с высоким сводчатым потолком, витражами и мраморными стенами.

Церковь св. Петра в Яффе yiftah-s, CC BY-SA 3.0

Витражи были изготовлены в Мюнхене известным художником Францом Ксавьером Зеттлером. Четыре панели в передней части церкви изображают эпизоды из жизни св. ап. Петра, включая чудесный лов рыб, вручение ключей, Преображения Христа на горе Фавор и мытье ног на Тайной Вечери.

Старая Яффа. Церковь св. ап. Петра Павел Петров, CC BY-SA 4.0

За исключением изображения прав. Тавифы, св. Франциска Ассизского и Непорочного Зачатия, другие витражи в церкви изображают испанских святых, что не удивительно, поскольку нынешнее здание было построено на средства Испании.

Церковь св. Петра в Яффе ד»ר אבישי טייכר, CC BY 2.5

Также следует отметить кафедру, которая вырезана в форме дерева.

В церкви св. ап. Петра находятся руины крепости Сент-Луис XIII в., расположенные от ризницы. Руины расположены в двух комнатах, имеющих круглую форму, с низкими потолками и пожарными бойницами.

Церковь св. ап. Петра вечером Павел Петров, CC BY-SA 4.0

Как говорят, именно в этих комнатах останавливался Наполеон Бонапарт в 1799 г. во время похода в Египет и Сирию.

Это интересно: Бульвар Ротшильда: читаем все нюансы

  • Гробница праведной Тавифы

Гробница праведной Тавифы была обнаружена архимандритом Антонином и иерусалимским архитектором Конрадом Шиком при раскопках в саду.

Значение

Церковь была построена на этом месте, поскольку Яффа имеет большое значение для христианства. Именно в Яффе св. ап. Петр воскресил прав. Тавифу (Табиту), одну из учениц Иисуса.

Фото Церковь святого Петра и Тавифы в Яффо

Видео Церковь святого Петра и Тавифы в Яффо

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 июля 2019 в 22:24.

Престольные праздники

Поклонение честны́м веригам апостола Петра — 29 января

Тавифа Иоппийская, праведная — 7 ноября

Те, кто путешествует на машине, могут оставить автомобиль на стоянке возле храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.

Чтобы добраться до храма Тавифы в Яффо, можно воспользоваться услугами такси: в Тель-авиве работают Uber, Yango (Яндекс. Такси), Taxi Tauro, Emun Taxi.

Панорамный вид на колокольню церкви Петра и Тавифы в Яффо:

Видео о подворье праведной Тавифы в Яффо:

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10061

исторические науки

Е.В. Паламаренко

положение русской Духовной миссии

московского ПАТРИАРХАТА в ИЗРАИЛЕ И ИоРДАНИИ В 1948-1967 годы

Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) с 1948 по 1967 г. осуществлялась на территории Израиля и Иордании. В этот период Миссия проводила богослужебную, представительскую, хозяйственную и административную деятельность, определявшую ее обязанности как составной части Московского патриархата в Израиле и Иордании. На деятельность РДМ существеннейшее влияние оказывала политика СССР, не только фиксировавшая пределы ее деятельности, но и координировавшая практически все стороны ее функционирования. Имело место влияние Московской Патриархии на РДМ, невзирая на существовавший всецелый контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви. Кроме того, на Миссию осуществлялось давление со стороны государственных и негосударсвенных сил. Отношения с Иерусалимской Патриархией имели важнейшее значение в рассматриваемый период. Межхристианским связям придавалась важная роль со стороны руководства РДМ в Иерусалиме и ОВЦС Московского Патриархата.

Ключевые слова: Русская духовная миссия в Иерусалиме, Московский Патриархат, Израиль, Иордания, Святая Земля.

Период деятельности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (далее — РДМ, Миссия) с 1847 по 1918 г. отличается некоторым однообразием, но одновременно с этим прослеживаются сложные процессы в деле формирования русского церковного присутствия в Палестине. Данные семь десятилетий РДМ формировала и развивала свои отношения с местными православными общинами. Искала пути для расширения своего присутствия путем приобретения земельных участков и строительства на них. Выступала с инициативой создания школ для православного духовенства и простого населения. Заботилась об увеличении числа паломников из Российской империи, улучшения их быта и организации программы пребывания в Святой Земле. Развивала отношения с иерархией и духовенством Иерусалимского Патриархата и другими христианскими конфессиями, хотя экуменическая деятельность Миссии в масштабах, которая началась после 1948 г., была практически неизвестна для XIX — начала XX веков. РДМ подчинялась российскому правительству, МИДу и Святейшему Синоду. Начальники Миссии тщательно отбирались и являлись скорее посланниками правительства, чем Русской Церкви, так как проект учреждения РДМ изначально исходил от дипломатического ведомства. Противоречивость отношений начальников Миссии с российским консульством в Иерусалиме и в целом контрастность взаимоотношений российских организаций в Палестине имела нередко свои последствия для авторитета Русской Церкви и налаживания русского влияния в Святой Земле, к которому были призваны своим созданием все без исключения представительства Российской империи.

Миссия планомерно до Первой мировой войны увеличивала количество своего имущества и число посещавших ее паломников, приобретала все большее влияние в Палестине на Иерусалимский Патриархат, местное население, и в целом роль РДМ имела существенное значение для защиты православия в регионе. Первая мировая

Евгений Викторович Паламаренко — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (palamarenko.2012@mail.ru).

война вынудила РДМ большей частью своего состава покинуть Палестину и отправиться в эвакуацию в Александрию или вернуться на родину. Последствия русской революции 1917—1918 гг., отъезд и смерть архим. Леонида (Сенцова) в 1918 г. положили начало новому периоду в деятельности Миссии.

Период, начавшийся с 1918 г., отличается сохранением единства Русской Церкви в Палестине. Невзирая на полную утрату административной, финансовой, евхаристической и другой связи с Русской Церковью в СССР, Миссия продолжала выполнять возложенные на нее ранее функции. РДМ столкнулась с тяжелым финансовым положением из-за прекращения поступления доходов от паломничества. Начальникам Миссии в 1920-е гг. приходилось заботиться о погашении долгов, накопленных в период начальствования архим. Леонида (Сенцова), когда начиналось строительство храмов и приобретались участки с надеждой на будущий приезд паломников. В то же время после 1918 г. РДМ прибегла к сдаче в аренду многочисленной своей собственности, за счет арендной платы от которой удавалось поддерживать церковное присутствие и завершать начатые проекты . РДМ одновременно с Православным Палестинским Обществом была вынуждена выделять средства на содержание своего штата, состоявшего в первые годы периода Британского мандата не менее чем из 450 человек, а также помогать оставшимся паломницам, которые в силу обстоятельств Первой мировой войны или по собственному желанию не вернулись на родину. РДМ с 1934 по 1940 г. издавала собственный журнал «Святая Земля» и другую литературу, распространявшуюся во многих странах мира, что свидетельствует о высоком кадровом потенциале членов Миссии в данный период. РДМ стараниями своих сотрудников в период между двумя мировыми войнами сохранила богатое церковное наследие, приобретенное усердием начальников Миссии в первый период ее существования. РДМ в период Британского мандата не знала потери земельных участков в силу их насильственного отнятия. Одновременно с этим принудительное занятие части Русского подворья турецкими, английскими и израильскими военными в период с 1918 по 1948 г. имело место и вынудило к определенной утрате позиций, последствия которой проявятся в следующие десятилетия. Отрицательное отношение к Русской Церкви, переживавшей небывалый по своей драматичности период в истории, со стороны представителей РДМ с 1918 по 1948 г. сопровождалось сугубым антагонизмом и непониманием действий иерархии, вынужденной искать пути сосуществования власти и Церкви в СССР.

Визит патриарха Алексия I с делегацией из Московского Патриархата в 1945 г. сыграл значительную роль в деле будущего возрождения РДМ, аффилированной с Московской Патриархией. Иерусалимский патриарх Тимофей в 1945 г. прекратил молитвенное общение с РДМ из-за неприятия ее представителями своего церковного главы — патр. Алексия I. Часть духовенства и насельниц русских монастырей в Иерусалиме определилась со своим отношением к Московской Патриархии, что выразилось в принятии и поминании за богослужением патр. Алексия I. Другая часть —РДМ РПЦЗ под руководством тогдашнего начальника Миссии архим. Антония (Синьке-вича), последовательно сохраняла негативное отношение к Московской Патриархии. 1948 г. стал последним годом существования неразделенной РДМ. С момента возрождения РДМ Московского Патриархата вторая ее половина стала именоваться РДМ РПЦЗ и переехала в Восточный Иерусалим, где резиденцией ее начальника стал русский Елеонский монастырь. Разделившись на «красных» и «белых», две эти части РДМ в Иерусалиме начали свою деятельность в государствах Израиль и Иордании, совершенно не координируя работу между собою, испытывая грубое неприятие друг ко другу и нанося вред авторитету Русской Церкви на международной арене.

Возрождение РДМ в Иерусалиме в 1948 г., исходя из анализа исторических процессов, стало возможным благодаря созданию государства Израиль, его признанию со стороны СССР, стремлению израильских властей содействовать передаче имущества РДМ РПЦЗ в распоряжение Московской Патриархии, а также согласию советского руководства на возобновление деятельности Русской Церкви в Палестине.

После 1948 г. сохранение Миссии представлялось важным по соображениям политического и хозяйственного характера. Согласно мнению советского политического руководства, РДМ должна была способствовать усилению русского влияния в Палестине, поскольку в борьбе за святые места переплетались интересы ряда государств, а также, отстаивая интересы Русской Православной Церкви, РДМ содействовала укреплению позиций СССР на международной арене. Имущество РДМ представляло ценность и не могло продолжать оставаться в собственности РДМ РПЦЗ.

Главной заботой членов Миссии в советские годы было обслуживание многочисленных земельных участков и недвижимости на них. По контрасту с дореволюционной паломнической активностью, в советский период прием паломников практически не проводился, если не считать приезжавших несколько раз в год групп паломников из русского зарубежья и немногих паломнических групп из Московской Патриархии. Остальное время Миссия осуществляла деятельность, направленную на сохранение собственности от посягательств израильских властей и на формирование дружественных контактов с Иерусалимским Патриархатом и другими христианскими представительствами в Святой Земле.

Уникальность исследуемого периода заключается в том, что РДМ была возрождена волей советского политического руководства. Прибыв в Палестину, Миссия была вынуждена развивать свое служение в условиях разделенного Иерусалима и нестабильной обстановки в регионе. РДМ начала служение в двух государствах — Израиле и Иордании. Данный период продолжался с 1948 по 1967 г. и завершился во время Шестидневной войны, когда Миссия стала выполнять свое служение только на территории Израиля. Деятельность РДМ в Иордании в 1948-1967 гг. сводилась к паломничеству в Восточный Иерусалим, духовному окормлению и материальной поддержке проживавших в Иордании сторонников Московской Патриархии, встречах с представителями Иерусалимского Патриархата, совместных богослужениях, а также к попыткам общения с иорданскими властями и к некоторым усилиям, направленным на возвращение собственности, находившейся в юрисдикции РДМ РПЦЗ.

Шестидневная война привела к прекращению дипломатических контактов СССР и Израиля. Выезд советского посольства не означал прекращения русского присутствия в Израиле. Отъезд советских дипломатов также имел место с февраля по июль 1953 г., когда советское дипломатическое представительство в Израиле покинуло страну, в одностороннем порядке разорвав дипломатические отношения . В тот период РДМ пришлось испытать ухудшение отношения по отношению к себе со стороны местного населения и израильских властей. Последствия Шестидневной войны негативно отразились на русском церковном присутствии в Израиле, что выражалось в учащении актов вандализма, нападениях местного населения, широких протестах против самого факта присутствия РДМ в Израиле.

События, сопровождавшие деятельность Миссии в Израиле и Иордании в 19481967 гг., разнообразны. Они включают в себя направленные на выполнение административных, хозяйственных, финансовых, кадровых, богослужебных, паломнических, церковно-дипломатических, представительских и благотворительных функций усилия, которые совершались начальниками Миссии, ее членами, сотрудниками и насельницами Горненского монастыря.

В период с 1948 по 1967 г. РДМ в Иерусалиме проводила различного рода деятельность, направленную на поддержание братских межправославных отношений с Иерусалимской Патриархией. Перед начальниками и членами Миссии ставилась конкретная задача по налаживанию постоянных контактов с Иерусалимскими патриархами Тимофеем и Венедиктом, иерархией, греческими и арабскими священнослужителями.

Для достижения поставленных целей представители Миссии наносили регулярные визиты в Иерусалимскую Патриархию, греческие и арабские храмы в Израиле и Иордании. Также в РДМ принимали представителей Иерусалимской Патриархии в главном здании Миссии, совершали совместные богослужения, приглашали на многочисленные приемы, дававшиеся в Миссии по случаю храмовых праздников, дня тезоименитства патр. Алексия I, приездов и отъездов начальников Миссии, а также в другие значимые дни. От лица РДМ иерархии и священнослужителям Иерусалимской Патриархии преподносились денежные и материальные подарки.

Отношения с Иерусалимской Патриархией имели важнейшее значение в рассматриваемый период. Особая работа с представителями Иерусалимской Патриархии проводилась в контексте дела борьбы с РДМ РПЦЗ. Начальники и члены Миссии всячески стремились убедить иерархию Иерусалимской Патриархии в необходимости более строгого отношения к РДМ РПЦЗ, ее запрета, наложения прещений на ее представителей. РДМ в Иерусалиме была заинтересована бороться с РДМ РПЦЗ через иорданское правительство, как самостоятельно стремясь войти в контакт с ним, так и прося посредничества Иерусалимского патриарха и греческой иерархии. Обсуждение путей к переходу имущества РДМ РПЦЗ Московской Патриархии и полный запрет деятельности РДМ РПЦЗ в Иордании через содействие Иерусалимской Патриархии были главной задачей членов Миссии во время переговоров с представителями патриархии.

Иерусалимская Патриархия, в свою очередь, не была заинтересована в преодолении русского церковного раскола в Палестине, втайне надеясь на переход какой-то части русского церковного имущества в ведение Святогробского братства. Преодоление раскола означало усиление роли Московской Патриархии в Иордании и в Палестине в целом. Иерусалимская Патриархия, понимая зависимость Русской Православной Церкви от Советского государства, не желала усиления влияния СССР в Иордании через РДМ в Иерусалиме. Иерусалимская Патриархия, как и представители ее иерархии, рассчитывала на финансовую помощь со стороны РДМ в Иерусалиме, что было залогом дальнейшей поддержки Русской Православной Церкви в вопросе церковного разделения, налаживания межправославных контактов и добрых братских отношений.

Иерусалимская Патриархия оказывала посреднические действия в вопросе получения разрешений на въезд в Иорданию представителям РДМ. Формировались списки членов Миссии и насельниц Горненского монастыря, которые представлялись иорданским властям на согласование и оформление пропусков в Старый город. Усилия Миссии, направленные на самостоятельное оформление пропусков путем переговоров с иорданскими властями, не находили понимания со стороны греков и приводили к напряженностям в межцерковных отношениях.

Кроме отношений с православной иерархией и простыми верующими РДМ в Иерусалиме развивала сеть контактов с представителями различных христианских Церквей. Как руководство РДМ в Иерусалиме, так и ОВЦС Московского Патриархата придавали важное значение межхристианским связям с другими Церквами. Экуменические связи с местными римско-католическими, англиканскими и протестантскими общинами поддерживались на протяжении всего изучаемого периода. Отдельными были контакты с древнехристианскими церковными общинами армян, коптов, эфиопов, сиро-яковитов, маронитов, мелькитов, имеющими свои представительства в Израиле и Иордании. Некоторым из последних представителями Миссии вручались подарки и оказывались денежные пожертвования. В задачи начальников РДМ входило налаживание с ними дружественных связей, выяснение их отношения к Русской Православной Церкви и СССР, уточнение подробностей положения их Церквей у себя на родине, изучение их позиции в вопросах экуменического диалога и отношения к различными актуальным вопросам межхристианских связей.

Отношения с инославными христианскими группами в Израиле заключались в экуменической деятельности — функции, совершенно не известной РДМ в первый

век ее существования в Палестине, — выраженной в форме посещений богослужений, присутствия на торжественных приемах, нанесения дружественных визитов, обсуждения различных вопросов, представлявших интерес для христианских Церквей. Дальше общения отношения не заходили, сослужение было невозможным. Иногда РДМ кооперировала свои действия с католическими общинами, расположенными вблизи Горненского монастыря, в вопросе проведения электричества, обсуждались вопросы безопасности, строительства.

РДМ в Иерусалиме была возрождена в 1948 г. благодаря усилиям СССР и Московской Патриархии. Политика СССР оказывала существеннейшее влияние не только на пределы деятельности Миссии. Правительство СССР в лице МИД СССР координировало практически все направления ее функционирования. Назначение начальников и членов Миссии не могло быть одобрено Русской Православной Церковью без согласования с Советом по делам Русской Православной Церкви, МИД СССР и другими компетентными советскими органами. Управление земельными участками в Израиле проводилось при непосредственном контроле советских дипломатов в Израиле.

Представители советской дипломатической миссии, а с 1953 г. посольства, представляли в Москву свои регулярные отчеты о положении дел в РДМ, отношениях внутри коллектива, деятельности начальников, встречах с представителями израильских властей. Их донесения содержали рекомендации, которые практически всегда исполнялись. Как назначения, так и отзыв начальников и членов Миссии были чаще всего их инициативой. Поддержание добрых отношений с советским дипломатическим представительством в Израиле, а с 1963 г. и в Иордании, и исполнение их рекомендаций часто являлось гарантией дальнейшего пребывания на должности члена Миссии.

Влияние Московской Патриархии на РДМ в Иерусалиме, невзирая на всецелый контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви, имело место. Оно выражалось в кадровых назначениях, финансовой, хозяйственной и административной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московской Патриархией назначались начальники, члены и сотрудники Миссии. РДМ принимала на служение священнослужителей и монашествующих, уже находившихся в Израиле и перешедших в юрисдикцию Московской Патриархии. Чаще всего они отбирались Церковью и их кандидатуры согласовывались с Советом по делам Русской Православной Церкви. Кадры для служения в Иерусалиме заблаговременно готовились и тщательно подбирались. Русская духовная миссия содержалась регулярными перечислениями из Московской Патриархии. В период с 1948 по 1967 гг. штат иногда доходил до 70-80 человек. Состав время от времени пополнялся из Москвы. На служение приезжали не только священники и монашествующие, но и миряне. По разным оценкам, число находившихся на содержании в РДМ иногда достигало 200 человек (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 446. Л. 30).

На протяжении всех лет изучаемого периода деятельность РДМ в Иерусалиме была дотационной. Регулярно осуществлялось ассигнование средств из Московской Патриархии. Собственные доходы Миссии, получаемые от сдачи в аренду помещений и земельных участков, а также продажи урожая из Русского сада в Яффе и Магдаль-ского сада вблизи Тверии, дополнялись перечислениями из Московской Патриархии на содержание персонала Миссии, выплату ежемесячной зарплаты ее сотрудникам, выплату пособия насельницам Горненского монастыря и бывшим паломницам, проведение ремонтных и восстановительных работ, оказание материальной помощи сторонникам Московской Патриархии, проживавшим в Иордании.

РДМ в Иерусалиме управляла имуществом, которое было передано ей израильским правительством, будучи отнято у РДМ РПЦЗ. Имущество было передано в том количестве, в котором оно находилось в Израиле по состоянию на конец 1948 г. Для поддержания порядка на участках на них командировались священнослужители и насельницы Горненского монастыря, время от времени сменяя друг друга. Проводились ремонтные работы. Некоторые земельные участки в Иерусалиме, Хайфе, Тверии

были проданы. Инициатива о их продаже исходила как от советских дипломатов, начальников Миссии, так и от представителей ОВЦС. Любая продажа собственности РДМ согласовывалась с руководством ОВЦС, которое при принятии решения чаще всего учитывало мнение Совета по делам Русской Православной Церкви, МИД СССР и советских дипломатов в Израиле.

Израильское правительство исключило возможность присутствия РДМ РПЦЗ в Израиле после 1948 г., но ничего не предпринимало к упразднению РДМ РПЦЗ после 1967 г., как это было сделано в 1948 г., когда все объекты РДМ РПЦЗ были принудительно отняты и переданы Московской Патриархии. Объявив русскую собственность покинутой, израильское правительство передало ее во временное управление назначенному опекуну, который в 1949 г. передал имущество прибывшему первому составу Миссии.

Административная деятельность Миссии заключалась в управлении ее кадровым составом, имуществом, финансами, деятельностью, связанной с налаживанием и поддержанием отношений с Иерусалимской Патриархией, христианскими Церквами, дипломатическими представительствами, израильскими властями, общественностью, местным населением, СМИ и другими организациями.

На деятельность РДМ в Иерусалиме оказывали влияние государственные и негосударственные силы. В числе первых были государства Израиль, Иордания и другие страны. В числе последних — СМИ, общественность, местное население, дипломатические представительства. РДМ считалась с мнением израильского населения, учитывая его при реализации собственных проектов. Миссия регулярно была истцом в израильских судах, иногда становясь также и ответчиком. РДМ собирала информацию о себе в израильских СМИ, анализировала ее и делала донесения в ОВЦС. Миссия стремилась поддерживать дружеские отношения как с христианским духовенством в Израиле и Иордании, так и с Министерством религий Израиля, многочисленными организациями, дипломатическими представительствами, израильской властью и влиятельным местным населением.

Посещение Святой Земли и РДМ в Иерусалиме паломниками в период возрожденной деятельности Московской Патриархии в Палестине было событием экстраординарным, задолго подготавливавшимся в СССР и широко обсуждавшимся. Так, первым посещением из СССР стала паломническая поездка патр. Алексия I во главе делегации Патриархии по странам Ближнего Востока с посещением в июне 1945 г. Палестины.

В ноябре 1946 г. состоялась поездка митр. Григория (Чукова), управляющего делами Московской Патриархии протопресв. Николая Колчицкого и мирянина В. В. Сладко-певцева на Ближний Восток с целью ознакомления с состоянием русских православных приходов с посещением Иерусалима. В целом, с 1945 по 1960 г. паломнических поездок из СССР в Палестину не было; хотя таковые и планировались в 1950-е гг. при начальниках Миссии архимандритах Поликарпе (Приймаке), Пимене (Хмелев-ском), Никодиме (Ротове), но реального их осуществления не было. Для приема паломников составлялись маршруты, рассчитывались сметы расходов, обдумывались места расселения, информировалась Московская Патриархия, Совет по делам Русской Православной Церкви и МИД СССР. На определенных этапах получалось одобрение со стороны советских властей, но ввиду нюансов политических отношений Израиля и Иордании с СССР паломнические поездки отменялись из-за их конъюнктурной нецелесообразности.

Вторая паломническая поездка патр. Алексия I по странам Ближнего Востока с посещением как иорданской, так и израильской частей Иерусалима состоялась в период с 15 по 23 декабря 1960 г.

В 1964 г., после полувекового перерыва с 1914 г., в малом количестве возобновились традиционные паломнические поездки в Святую Землю. С 1964 по 1967 г. Палестину посетили семь паломнических групп из Московского Патриархата. Общее число паломников во всех группах составило менее ста человек.

Прием паломнических групп посредством деятельности, возрожденной РДМ, организовывался редко и с большими сложностями. Невзирая на все трудности, при помощи Миссии группы советских паломников, состоящие из нескольких десятков человек, посещали Святую Землю. Более легким выглядел прием групп из русского зарубежья, который все же согласовывался с церковными властями Москвы.

С 1948 по 1967 г. пополнение кадрового состава Миссии производилось из Московской Патриархии. Исключением является принятие в 1948 г. нескольких членов Миссии и примерно 50 насельниц Горненского монастыря, перешедших из РДМ РПЦЗ. Наемные сотрудники нанимались руководством Миссии в Израиле на должности водителя, сторожа, уборщика, переводчика, повара, посыльного и другие должности, не связанные с управлением РДМ. Также в 1954 г. из Старого города прибыли в РДМ монахини Михаила (Корчагина), Гавриила (Щербова) и инокиня Анна (Войтен-ко). Остальные члены и насельники Миссии отбирались в Москве, где проводились их подготовка и инструктирование перед отъездом в Израиль, их кандидатуры согласовывались со многими правительственными структурами в СССР, и только после этого они прибывали на служение в РДМ. Начальники и члены Миссии, как правило, приезжали на короткое время — в среднем до двух-трех лет, после чего отзывались в СССР. Насельницы, приезжавшие для пополнения Горненского монастыря, командировались примерно на такой же период, но подразумевалось их пожизненное служение в РДМ. Некоторые из них уезжали, желая этого, другие высылались руководством Миссии с указанием тех или иных причин. Большинство прибывавших сестер оставались в РДМ на продолжительное время. Все прибывавшие в РДМ поступали в подчинение начальников Миссии, которые были вправе производить кадровые перестановки и решать вопросы дальнейшего их служения в РДМ.

Члены РДМ, прибывая в период с 1948 по 1967 г., сменяли друг друга. Чаще всего постоянно оставались в Израиле два-три члена Миссии, иногда их число снижалось до пребывания одного начальника, а также было время расширения штата до пребывания одновременно начальника, его заместителя, двух иеромонахов, диакона и заведующего хозяйством. Всего в исследуемый период несли свое служение в РДМ девять начальников и двое исполняющих обязанности начальника, которые фактически выполняли его функции. За 1948-1967 гг. в разное время служение в качестве членов Миссии несли примерно 40 человек (учитывая членов семей — до 50), командированных из Московской Патриархии, также для пополнения Горненского монастыря прибыли 32 его насельницы, часть из которых покинула Израиль в первые годы своего пребывания в РДМ.

Деятельность РДМ в период с 1948 по 1967 г. уникальна положением Миссии на территории двух государств — Израиля и Иордании. Дальнейнее изучение служения Иерусалимской духовной миссии может быть сопряжено с расширением временных рамок исследования, привлечением архивов РДМ РПЦЗ, исследованием положения христианской религии в регионе, а также политики государства Израиль по отношению к православию на своей территории.

Источники и литература

1. Васильева (2005) — Васильева О. Ю. Русская Духовная миссия: от прошлого к настоящему // Альфа и Омега. М., 2005. № 3 (44). С. 144-152.

2. Гасратян (1998) — Гасратян С.М. Русская духовная миссия в Израиле в 40-60-е годы XX века // Восток. 1998. № 5. С. 76-87.

3. ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 446.

5. Занемонец (2015) — Занемонец А, диак. Русские на Святой Земле. Иерусалим: Бейт аКерем, 2015. 288 с.

6. Калачёва (2015) — Калачёва А. С. Контакты Русской духовной миссии в Иерусалиме с государственными учреждениями Израиля в 1957-1959гг. // Кирилло-мефодиевские чтения в СамГТУ. Сборник материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015. С. 351-355.

8. Колымагин (2018) — Колымагин Б. Израиль — Святая Земля: страницы истории и современность. М.: Виртуальная галерея, Фонд христианского просвещения и милосердия им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 2018. 288 с.

10. Ротов (1997) — Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997.

12. Сафонов (2018) — СафоновД.В. Документы по истории Управления подворьями Православного палестинского общества в 1948-1951 годах, хранящиеся в Государственном архиве Израиля // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 3. С. 34-73.

14. Сафонов (2013) — Сафонов Д.В. Русская духовная миссия и Православное палестинское общество в 1948-1951 гг. (по документам Государственного архива Израиля) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2013. № 4. С. 256-364.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Стегний (2017) — Стегний П. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М.: Индрик, 2017. 352 с.

17. Холодюк (2011) — ХолодюкА.Г. Две иерусалимские игумении родом из Северной Пальмиры. Мюнхен, 2011. 52 с.

Keywords: Russian Orthodox Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Moscow Patriarchate, Israel, Jordan, the Holy Land.

Sources and References

-W47Y

В эфир российского телеканала НТВ вышел документальный фильм «Приднестровье: русский форпост». Его автор Сергей Холошевский анализирует события, происходившие на берегах Днестра более 20 лет назад, и современную ситуацию внутри и вокруг Приднестровья.

Российский журналист напоминает о вооруженном конфликте 1992 года, а также о том, какой ценой приднестровцам достался мир и отстаивание права на свободное развитие. «В 90-е здесь была война, о которой все давно забыли. Все, кроме самих приднестровцев. Они до сих пор вспоминают покойного генерала Лебедя. С надеждой смотрят в сторону России, которая спасла их от уничтожения. И без всякого пафоса называют русских братьями», — замечает журналист.

«За все годы своего существования Приднестровье пытается доказать миру, что независимость, за которую они проливали кровь в 1992-м, стоит того, чтобы быть признанной миром. И все эти 23 года чиновники из Брюсселя и ООН говорят Тирасполю одно и то же: вы не достойны этого», — отметил Сергей Холошевский. Президент Приднестровья Евгений Шевчук прокомментировал: «Обычно аргументы приводятся следующие: принцип территориальной целостности, нерушимости границ, Хельсинский пакт. На что мы говорим: после Хельсинского соглашения в Европе уже несколько раз перекраивались границы, в том числе при активном участии членов Европейского союза. Если посмотреть на карту бывшей Югославии, то все становится ясным, понятным и очевидным. На это нам отвечают: там другие условия, была межэтническая рознь, погибло больше людей. Так что: по количеству трупов будем мерить подходы к политическому признанию?» — подчеркнул Президент ПМР. Евгений Шевчук выразил мнение о том, что к Приднестровью применяются двойные стандарты. Российский журналист резюмирует: «То, что позволено Косово – никак не разрешается Приднестровью».

В документальном фильме речь и о промышленном потенциале Приднестровья, а также о сложностях, с которыми приходится сталкиваться экономическим агентам-экспортерам. «Блокирована банковская система, транспортная инфраструктура (мы не можем самостоятельно вывозить грузы своим автотранспортом), частично блокировано пассажирское сообщение. Экспорт приднестровских товаров фактически возможен только через молдавский таможенный орган. Для экономических агентов ПМР действует двойное затамаживание», — констатировал в интервью представителям российского масс-медиа Президент ПМР. Глава государства отметил, что «у Молдовы совместно с Украиной для полной блокады Приднестровья достаточно ресурсов». «Хотелось бы верить, что по этому сценарию не будут развиваться события», — сказал Евгений Шевчук.

В документальном фильме «Приднестровье: российский форпост» его автор говорит и о парафировании Республикой Молдова Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и возможных в связи с этим рисках для Приднестровья. Заместитель Председателя Правительства РФ, Специальный представитель Президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин подчеркнул, что «молдавский локомотив на европейских поворотах может растерять приднестровские вагоны». «Если сегодня Молдова принимает столь радикальные, кардинальные для будущего своего народа решения по ассоциации с Европейским союзом (причем не вступлением в ЕС, а какой-то ассоциации, которая будет заставлять молдаван платить, унижаться, брать на себя некие кабальные обязательства, при этом не имея никакой перспективы в реальности вступить в клуб избранных, не ведя никакого диалога с Приднестровьем, не спрашивая приднестровцев: они-то сами хотят или нет), возможно, в Кишиневе уже приняли решение без Приднестровья и остается просто ждать, что все само собой развалится», — выразил мнение Дмитрий Рогозин.

Российский журналист Сергей Холошевский отметил и тот факт, что на протяжении многих лет Российская Федерация оказывает помощь Приднестровью. В настоящий момент в республике строятся 12 социальных объектов.

«Уверен, что Россия никогда не бросит своих граждан, никогда не оставит свои интересы, которые связаны с приднестровским берегом веками, историей, начиная с суворовских времен», — отметил в интервью телеканалу НТВ Заместитель Председателя Правительства РФ, Специальный представитель Президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин.

Автор особо подчеркивает: В Приднестровье «никогда никто не делил друг друга по национальности». «Здесь причудливо переплелись советские традиции, трогательная местячковость и гордость за свою страну», — говорит Сергей Холошевский в фильме «Приднестровье: российский форпост».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *