Храм Владимирской иконы божией

История

Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком.

Ранее село называлось «Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне». Возможно, что название «Курицыно» (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику Русского государства при Иване III. В списке думных чинов, составленном в 1497 г., Ф. В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500 г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка «еретиков», как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504 г. как еретик был сожжен в клетке.

В первой половине XVII в. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617 г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622 г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641 гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642 г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого.

Около 1672-1678 гг. на средства И. А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

После смерти И. А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н .Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану, Последний послал в благодарность княгине «образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец» за то, что она «поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».

Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны Церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей «местоблюстителя патриаршего престола». Он поставил во главе Церкви государственный орган – Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт – у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова.

В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится «возобновление и починка» церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

В сентябре 1872 г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г. А. Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885 г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

Захарьины участвовали в ремонте 1892 года, на их средства была построена каменная ограда. В 1898 г., было открыто Общество трезвости, в 1899 — церковноприходская школа.

По инициативе дочери Г. А. Захарьина П. Г. Подгорецкой в 1899 г. в Куркине у Владимирской церкви по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля была построена фамильная часовня. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В. М. Васнецова. В этой часовне были захоронены Г. А. Захарьин, а затем его жена Е. П. Захарьина и сын С. Г. Захарьин.

В годы революции и гражданской войны храм не закрывался, но церковные ценности были изъяты. Богослужение в храме совершалось до 1938 года, когда храм был закрыт и превращен в склад. Официального постановления властей о закрытии не было, и церковная община сберегла внутреннее убранство храма. Верующие каждый год, начиная с 1943, обращались к властям с просьбой об открытии прихода, и в 1946 году просьба была удовлетворена. В 1947 г. церковь вновь открыли.

К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году во Владимирской церкви были оштукатурены снаружи стены, внутри промыта живопись на стенах и сводах, покрашен иконостас, восстановлены утраченные элементы резьбы.

3 июня 1992 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в храме, как и 300 лет назад, состоялось Патриаршее богослужение. После этого Святейший Патриарх Алексий II ежегодно совершал Литургию в храме 6-го июля, в день храмового праздника, в период с 93-го по 95-й год.

Церкви, соборы и храмы Владимира. Все о святых местах и паломничестве во Владимир.

  • Владимир, Соборная пл. самое-самоеюнеско

    Дмитриевский собор во Владимире

    Владимир, Соборная пл. Время постройки Дмитриевского собора пришлось на период расцвета Владимиро-Суздальского княжества, когда всего за несколько десятилетий из захолустья оно превратилось в земли, играющие решающую роль в жизни страны.

  • Владимир, ул. Большая Московская, 56 самое-самоеюнеско

    Успенский собор во Владимире

    Владимир, ул. Большая Московская, 56 Успенский собор по праву считается одной из важнейших церквей Владимира, уже давно ставшей обязательной частью программы любого экскурсионного тура. Собор был построен в середине XII века при князе Андрее Боголюбском для того, чтобы в будущем стать главным храмом страны.

  • Владимирская обл., Судогодский р-н, дер. Спас-Купалище

    Спасо-Преображенский монастырь в Купалищах

    Владимирская обл., Судогодский р-н, дер. Спас-Купалище Спасо-преображенский храм — могучее трехэтажное здание, увенчанное четырьмя башенками с граненными барабанами и трехъярусной колокольней. Стиль ансамбля расходится с православной традицией украшать храмы в бело-золотой гамме — двери, оконца, крыши и даже барабаны выкрашены в темно-синий цвет.

Во Владимире находится множество прекрасных соборов, некоторые из которых хорошо известны даже за пределами нашей страны. Что, в общем-то, и не удивительно для города со столь длинной и богатой историей.

Самым известным из них, несомненно, является Успенский собор. Согласно амбициозным плана Андрея Боголюбского, предполагалось, что храм станет центром политической и культурной жизни всего Владимиро-Суздальского княжества и, более того, главным собором всей Руси. Собор функционирует, открыт для посетителей каждый день и определенно заслуживает детального осмотра как изнутри, так и снаружи.

Всего в сотне метров от Успенского расположен Дмитриевский собор. Службы в соборе уже не проводятся, но иногда он открыт для посетителей — правда, со странным графиком работы храма: даже сами владимирцы не всегда в состоянии разобраться. Впрочем, если попасть внутрь не получится, не стоит расстраиваться — снаружи собор все равно намного красивее.

Еще чуть дальше находится Рождественский монастырь и примыкающая к нему Николо-Кремлёвская церковь, в которой сейчас находится библиотека и городской планетарий.

Во Владимире есть еще один Успенский собор, расположенный на территории женского Успенского монастыря. Он, в противоположность Дмитриевскому, довольно скромно смотрится снаружи, зато украшен потрясающими фресками, покрывающими почти все внутреннее пространство монастыря.

Кроме перечисленных выше стоит посетить Богородице-Успенскую церковь, считающуюся значительнейшим памятником архитектуры Владимира 17 века, Михаило-Архангельскую церковь, отличающуюся крайне нетрадиционным для владимирских соборов видом, и старообрядческую Троицкую церковь, построенную в честь трехсотлетия императорского Дома Романовых буквально за несколько месяцев до революции.

Новгородская митрополия, Валдайское благочиние

Церковь расположена в деревне Плав, Валдайского района, на берегу живописного озера Шлино. Освящена Архиепископом Новгородским и Старорусским в 2003 году.

Престольные праздники- Владимирская икона Божьей Матери (3 июня, 6 июля, 8 сентября).

Расписание Богослужений: Божественные Литургии совершаются в период с Пасхи до празднования Покрова Богородицы раз в месяц. Начало Богослужений в 09:00

Настоятель храма — священник Геннадий Степанов, родился 28 апреля 1961 г.

7 апреля 1997 года был рукоположен в сан диакона. 13 мая 1997 года рукоположен в сан священника. С 2003 года служит на приходах Валдайского благочиния.

Храм Владимирской иконы Божией Матери — деревянный, выстроен в традициях северорусской архитектуры. Построена на средства бывшего Главы Валдайского района А.С. Бойцова и жителей села.

Об озере Шлино.

На границе Тверской и Новгородской областей, практически посредине между Селигером и Валдаем лежит озеро Шлино. Озеро большое, площадью около пятидесяти квадратных километров, окруженное сосновыми лесами и болотами. В водах Шлино в изобилии водится рыба, на его берегах видимо-невидимо грибов и ягод. На шлинские берега не ведут асфальтовые дороги, а ближайшие железнодорожные станции расположены в десятках километров.

marina01@nxt.ru 89116349067 Адрес: Россия, Новгородская область, Валдайский район, село Плав Идет

Об Владимирской иконе Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Благочинный Валдайского округа протоиерей Игорь Бойцов и бывший глава Валдайского района А.С. Бойцова Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Иконостас храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Крестный ход вокруг храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав
Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Вид на озеро Шлино Колокольня храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав
Вид на озеро Шлино Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Прихожане храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Крестный ход вокруг храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав
Вид на озеро Шлино Вид на озеро Шлино Вид на озеро Шлино Колокольня Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав
Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Прихожане храма Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав Храм Владимирской иконы Божией Матери, село Плав

А.Ш.

Находится на ул. Рыбинской (бывш. Владимирской), д. 44. Два каменных храма были поставлены на месте старой деревянной церкви.

2 фото Смотреть фотогалерею 2 фото из

Исстари здесь, на западной окраине города, существовало городское кладбище или божедомка, где погребали самоубийц, утонувших, скоропостижно умерших неизвестных, бездомных и нищих не только из Ярославля, но и со всего уезда. Опущенные в могилу, их тела оставались незасыпанными и неотпетыми до четверга седьмой недели после Пасхи. В этот день сюда приходил крестный ход, тела отпевались, могилу засыпали, вырывали новую, закрывали и огораживали, как и прежнюю, забором. Поэтому со своего основания Владимирская церковь носила название церкви при божедомке.

Впоследствии с ростом территории города она стала приходской. Холодный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом в алтаре во имя праведного Лазаря построен в 1678 на средства прихожан. Храм был расписан, фрески сохранились.

Облик церкви аскетичен. Куб основного храма практически лишен декора, кроме поясков поребрика в его верхней части, и рельефных лопаток на углах. Алтарные апсиды имеют прямоугольную форму, у западного входа над трапезной с притвором возвышается шатровая колокольня. Своеобразие храму придает необычное для Ярославля завершение — на крыше вдоль линии север-юг поставлены в ряд три небольших размеров шатра, средний из которых выше боковых.

Теплая церковь во имя Покрова Богородицы с приделом в честь Святителя Филиппа, митрополита Московского, была сооружена в 1821.

Летняя церковь закрыта в 1930, зимняя в 1929. Здание теплой церкви значительно перестроено и полностью утратило черты церковной архитектуры. До недавнего времени в нём находилось ярославское управление Следственного комитета.

Летний храм в 1992 передан Русской Православной Свободной церкви. Приходы церкви появились в России в начале 90-х годов прошлого столетия на волне неприятия Русской православной церкви. Как правило, общины этой религиозной организации возглавляли бывшие священники Русской православной церкви, так или иначе вступившие с конфликт с правящим архиереем. В Ярославле церковь Владимирской иконы Божией матери на Божедомке была передана РПАЦ, исходя из законодательства того времени. Все прошлые годы ее настоятелем был священник Николай Кобычев. В 2016 году он умер.

После этого Росимущество обратилось в Ярославский арбитражный суд с иском об изъятии церкви Владимирская на Божедомке у РПАЦ. Судебное заседание длилось в течение нескольких месяцев и 21 ноября 2016 года закончилось решением о расторжении договора с общиной РПАЦ. Это был последний на территории Российской Федерации исторический храм, находившийся в пользовании этой религиозной организации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *