Храм воскресения христова

atompups

Построен на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора Павла Александровича Толстых.
Инициатором строительства был московский протоиерей церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Бахрушинской больнице — Иоанн Кедров. Поэтому в народе этот храм иногда называли — Кедровская церковь.
По приданию, хранящемуся в семье Кедровых, три раза Богородица являлась во сне священнику и повелевала ему начать строительство этого храма. Однако отец Иоанн не начинал в виду отсутствия денег, но после третьего раза решился на постройку. В 1907 году из Дворцового ведомства пришло разрешение на приобретение участка земли, необходимого для строительства. Был организован сбор народных пожертвований. Жертвователей оказалось так много, что собрали около 300 тысяч рублей. История сохранила память о случае, когда на этот храм один гражданин пожертвовал 40 тысяч рублей сам пожелал остаться неизвестным. Стройка была поистине народной — на народные деньги. Отцу Иоанну приснился план церкви с алтарем не на восток, как во всех православных храмах, а на юг, в сторону храма Гроба Господня в Иерусалиме. Таким образом, это единственный храм в Москве с алтарем обращенным в сторону Святой земли. И еще этот храм считается единственным образцом стиля модерн в церковной архитектуре Москвы.
Закладка храма состоялась 29 июня 1909 года и была совершена митрополитом Московским Владимиром.
На old.mos.ru выложена фотография, которая, видимо, и запечатлела этот момент:
А на этой фотографии мы уже видим само строительство, 1912 год:
Храм был освящен 22 декабря 1913 года во имя главного христианского праздника — Воскресения Христова. Левый придел — 4 января 1915 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , правый — 18 октября 1915 года в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» . 9 сентября 1916 года был освящен подземный придел, сооруженный в молитвенную память о почившем старце А.К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Ныне в подклети — придел Рождества Христова. Здесь совершается таинство Святого крещения.
Первые фотографии отстроенного храма 1914 год:
Первый Крестный ход на Пасху 1914 года:
Обязательно рассмотрите эту фотографию.
29 августа 1919 года.Общая фотография на праздновании 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова. Он в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.
А так храм выглядел в районе 1930 года:
Теперь вернемся непосредственно к архитектуре. 9-ти купольный 2-х этажный храм имеет форму креста, площадь его составляет 960 кв.м. Высота главного купола — 34 метра, боковых приделов — 22 м.
Храм— одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.
В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость.

Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство.
Замечательные резные иконостасы выполнены из кипариса по проекту архитектора А.П. Толстых в духе эклектики. В последствии для икон сделали киоты художественной резьбы из моренного дуба, изготовили величественные паникадила в византийском стиле. Первый хор храма был составлен из слепых . Это один из последних московских храмов, построенных в дореволюционной России.
Так выглядело убранство храма на момент открытия:
Детали храма можно рассматривать бесконечно. Я даже не знаю, с какой стороны он менее красив, чем с другой. Невероятно красив и притягателен в каждой мелочи и детали:
В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.
В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.
И главная святыня Храма — Икона Иверской Божией Матери :
На этом фото мы видим Патриарха Кирилла во время службы на фоне святыни:

История появления ее в Храме такова. С иконы Иверской Божией Матери, находившейся в царской семье, был сделан список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
Из личных наблюдений могу сказать, что возле иконы всегда есть небольшая очередь из 3 — 5 человек, чтоб к ней приложиться, причем это в будний день и рабочее время.
И еще немного фотографий Храма. Спасибо всем, кто фотографировал:
Над входом в Храм есть надпись:
«Азъ есмъ светъ — верьте в светъ да сынове света будете» (фото увеличивается):
Что касается внутреннего убранства, то стены и потолок изначально были белыми, а напольные иконостасы из темного дерева, тем самым вид был довольно строгий. Но мне случайно попалось интересное фото 1980 года, где отображен совершенно другой вид убранства внутри:
Под этой фотографией шел гневный текст :
«В 1950-х гг. стены, до того пустующие, были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. При этом в алтарном своде поместили огромный Глаз в треугольнике (Всевидящее Око), которым в свое время возмущался небезызвестный священник Сергий Желудков. К счастью, приходу хватило сознательности, и в 1990-е гг. Глаз ликвидировали. Но на представленном фото 1980-х гг. мы можем его лицезреть.»
В настоящее время Храм внутри выглядит так (фото со службы Патриарха Кирилла):
Храм имеет собственный сайт и активно духовно живет: http://www.voskresenie-sokolniki.ru/ Он ни на один день не закрывался, что кажется практически невозможным, учитывая советские времена, и количество попыток власти использовать его под светские нужды. Но его отстояли — невероятно, но факт.
В следующем году ему исполнится 100 лет. Немного по меркам церковной архитектуры. Но таких храмов не было «до» и «после» уже, понятно, не будет. Год постройки был тот самый 1913 год — наивысший год расцвета Российской Империи. Модерн во всей своей невероятной красоте. Что-то от самых корней и сказки. Что-то от исконно народного, записанного на подкорке. В общем, это последнее не по мотивам, а отражающее состояние «здесь и сейчас» 100 лет назад, при этом живое и активное. Давайте его беречь.
P.S. Информация бралась из разных источников, спасибо всем, кто писал на эту тему. Особо отмечу книгу Ф.Евдокимова «Сокольники от истоков до начала ХХ века», как настоятельно рекомендуемую к прочтению.

Tags: 1910-е, Москва, Россия, Сокольники, архитектура, икона, история, модерн, русский стиль, храм

Многими чудесами ознаменована жизнь храмов в России. Эти чудеса, не поддающиеся объяснению, укрепляют веру людей в Бога. Об одном из многочисленных храмов России говорят — «приехать, чтобы прикоснуться к чуду». Речь идет об удивительном соборе Воскресения Христова в Сокольниках.

История

Воскресенский храм в Сокольниках был выстроен на месте, где некогда был небольшой храм при больнице, посвященный иконе Божьей матери «Всех скорбящих радость», настоятелем которой был отец Иоанн, возносящий ежедневные молитвы о своей церкви и пастве. Дело в том, что в конце XIX века район, где расположилась церковь был местом, где преимущественно жили простые рабочие люди. Ведя полунищее существование, они сосредотачивали все свои силы на том, чтобы заработать на пропитание.

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, Москва

Храм, таким образом, чаще пустовал, лишь единицы испытывали потребность в Боге и посещали это место. Отец Иоанн всецело доверял Господу и продолжал молиться, вскоре на его молитвы он получил ответ — во сне явилась ему Богородица и велела начать строительство большого, красивого храма в Сокольниках.

Сон этот батюшкой был воспринят не сразу, его одолевали сомнения в необходимости строительства нового храма, ведь и в нынешнем на службах очень мало людей, к тому же, средств на строительство совсем не было. Через некоторое время ему вновь приснилась Богородица, была она рассержена и со всей строгостью велела вновь начинать строительство. Отец Иоанн, всегда был послушный перед Богом, и теперь решил начать строительство церкви, доверяя проблему финансирования стройки Богу.

Удивительно, но ровно в это же время, в Москве, один знатный купец молил Бога о том, чтобы он указал ему место, куда стоит внести пожертвование. Вскоре во сне явились этому купцу апостолы Петр и Павел и поведали о строительстве храма в Сокольниках и нужде в финансах.

По мере того, как стройка подходила к окончанию, денег на оплату труда рабочих все больше не хватало. В один из таких дней к о. Иоанну на ночлег попросился старик, батюшка разместил его в одной из келий, накормил ужином и весь вечер провел в беседах с этим стариком. Утром, решив поздороваться со странником и пригласить его к завтраку, отец Иоанн нашел келью пустой, но на столе лежала довольно приличная сумма денег, которых как раз хватило на окончание строительства. Имя этого человека Иоанн запомнил за всю жизнь, его звали Николаем. С тех пор в храме особо чтут образ святого Николая Чудотворца.

Интересно! Даже в самые тяжелые для России годы многие храмы Москвы были закрыты, в них открывали архивы, музеи, библиотеки, двери же Церкви Воскресения Христова в Сокольниках оставались открытыми для прихожан, которые в эти моменты все чаще обращались к вере.

Современное состояние

Сегодня Воскресенский храм в Сокольниках — один из уникальных соборов России. Соединивший в себе такие разные архитектурные стили, как готика, новгородский архитектурный стиль и русский модерн, он привлекает к себе и паломников, и искусствоведов. Говорят, что форма храма напоминает собою крест, а практически каждый из архитектурных элементов имеет символическое значение.

Так его 9-ти купольная архитектура напоминает об ангельских чинах перед Господом ровно такого же количества. Отличает храм от других наличие высокой паперти, созданной согласно традициям христианства. Считается, что пока прихожанин поднимается по паперти к храму, то читает молитву и готовится к тем таинствам, которые считаются главными в церкви.

Интерьер храма Воскресения Христова в Сокольниках

Говоря о внутреннем устройстве жизни храма, следует рассказать о том, что в церкви имеется большая библиотека христианской литературы, включающая в себя детскую литературу, документальную духовную прозу и художественную. Библиотека пользуется популярностью у прихожан и учащихся воскресной школы.

Важно! Помимо традиционной для многих храмов воскресной школы, имеется здесь школа «трезвения», помогающая зависимым по благословению Бога справиться с недугом.

Многих мастеров и живописцев привлекает реставрационная мастерская, а открытие при церкви молодежного клуба позволяет с детских лет формировать в детях духовность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *