Храм всемилостивого спаса

АДРЕС: г. Москва, ул. Новослободская, д. 58, корп. 5

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Александр Ильяшенко

Тел.: 8 (495) 651-85-70; E-mail: vsemspas@yandex.ru

Сайт храма: www.vsemspas.ru

***

Это единственный храм, сохранившийся до наших дней из прекрасного ансамбля Скорбященской женской обители в Москве.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 01.07.2016 №17989 о передаче в собственность прихода выявленного объекта культурного наследия «Скорбященский монастырь, комплекс, 1856-1910-е гг. – Корпус келий и мастерских («Рукодельный корпус»), 1909-1911 гг., арх. С. Ильинский».

***

История

Закладка храма состоялась в 1889 году, освящение — в 1894 году. В 1910 году собор обновлялся: реставрировался иконостас, расписывались стены. Был вновь освящен 3 октября 1910 года митрополитом Владимиром (Богоявленским) в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны.

После закрытия был передан на баланс Московского Станкина. В 70-е годы предполагался снос для строительства корпуса информационно-вычислительного центра. Благодаря вмешательству общественности и личному участию И. С. Глазунова памятник удалось отстоять.

В настоящее время основное здание как храм не функционирует. Богослужения совершаются недалеко, в здании бывших келий Скорбященского монастыря по адресу: ул. Новослободская, д. 58, стр. 5. Настоятель — протоиерей Александр Ильяшенко.

В феврале 2010 года при храме организовано общественное движение для работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей. В храме проходят Библейские встречи для молодежи и взрослых.

***

Архитектура

Краснокирпичный, пятиглавый храм в русском стиле эпохи Александра III. Архитектор И. Т. Владимиров. После смерти Владимирова достраивал архитектор П. А. Виноградов. Храм внутри богато украшен четырехъярусным иконостасом и киотами изящной работы.

Престолы:

  • Главный — Всемилостивого Спаса;
  • Правый — Божией Матери Скоропослушницы;
  • Левый — Двенадцати апостолов.

Преображенский храм с.СпасСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Волоколамское благочиние

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте, на страницах которого мы постараемся познакомить Вас с жизнью нашего прихода, храмом и её прихожанами. Наш храм Преображения Господня расположен в с.Спас — это в 14 км от г.Волоколамска. Добраться можно автобусами №№22,26,27 и 29 от Волоколамска(от автостанции или ж/д вокзала). На автомобиле по дороге Р108 от Ново-рижского шоссе в сторону с.Осташево, г.Рузы. Настоятель храма иерей Никита Митякин.
Храм открыт ежедневно с 09:00. Исповедь в праздничные и воскресные дни с 08:00 до 09:00. Божественная литургия в воскресные и праздничные дни с 09:00. Всенощное бдение перед праздниками и в субботу с 16:00. Молебны совершаютя после божественной литургии в воскресные дни. В храме можно заказать поминовение о здравии и упокоении православных христиан. Крещение взрослых и детей совершается после собеседования с настоятелем храма
При храме действуют Воскресная школа и библиотека православной литературы.Силами нашего прихода восстанавливаются Троицкий храм с.Новлянское, церковь-усыпальница Романова Олега Константиновича(сына Великого князя Константина Константиновича Романова) с.Осташево и Преображенский храм с.Сляднево.

Престольный праздник — Преображения Господня (19 августа), свт.Николая (22 мая, 19 декабря)

Настоятель — иерей Никита Митякин, 1991 г.р.

Приделы:
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)

Приписные храмы :Свт. Николая Чудотворца, дер.Лихачево; Преображенский храм, с.Сляднево; храм-усыпальница в честь прп.Олега Брянского в с.Осташево

Чтимая святыня — Тихвинская икона Божией Матери.

Современное село Спас с храмом Преображения Господня — одно из наиболее древних мест Волоколамского края. В ХV в. в селе существовала деревянная Спасо-Преображенская церковь. Когда она обветшала, в 1669 г. была построена новая, также деревянная, церковь. Время сооружения существующего кирпичного здания церкви точно не установлено. В литературе приводятся две даты: 1770 × 1791 гг. Церковь двухпрестольная, с приделом во имя святителя Николая. В первой половине XIX в. придел был надстроен. Колокольня сооружена в 1854 г. по проекту архитектора И.С.Бородина. Территория церкви окружена оградой в кирпичных столбах с башенками и святыми воротами.
Храм не закрывался.

Просмотрено (18423)

По легенде, район будущей обители был местом уединения и молитвы Василия Блаженного. До середины ХХ века тут даже существовал Васильевский пруд.

Что есть что в церкви

Когда в 1837 году потребовалось перевезти Алексеевский монастырь на новое место, митрополит Московский Филарет выбрал земли недалеко от Тихвинской церкви в Сущеве — там, где позже возник Скорбященский монастырь. Но из-за ошибки архимандрита Даниловского монастыря Гавриила Алексеевская обитель переехала к Тихвинской церкви в Красном селе.

А земли в Сущеве находились во владениях Голицыных. Их сдавали внаем под увеселительные заведения, такие как Немецкий клуб и «Тиволи».

Но в 1863 году на Новослободской улице из домовой церкви Голицыных выросло сначала монашеское общежитие для 20 монахинь, а затем и монастырь во имя иконы «Всех скорбящих радость». Сразу после открытия начали готовиться к строительству соборного храма во имя Всемилостивого Спаса. Храм по проекту И.Т. Владимирова заложили 26 мая 1891 года. Средства на строительство пожертвовала купчиха Акулина Смирнова.

По задумке архитектора храм в Скорбященском монастыре возвели в русско-византийском стиле. Основание его имело форму неправильного креста. Собор венчали сужающиеся кверху 5 глав с восьмиконечными крестами. На западной стороне, над входом в храм, как бы на кровле лежало восьмиконечное основание колокольни. Храм освещали 27 окон разных размеров и формы. Красивым храм был и внутри.

В 1929 году Скорбященский монастырь закрыли. Постепенно его разрушали: снесли церкви Всех скорбящих радость, Тихвинской иконы Божией Матери, Трех Святителей, Архангела Рафаила.

Удалось спасти лишь главный храм монастыря. Сейчас он принадлежит Московскому Государственному Технологическому Университету, и в церкви размещается его вычислительный центр. Богослужения идут в здании бывших келий Скорбященского монастыря, недалеко от собора.

Разрушили и кладбище обители. Лишь некоторые захоронения перенесли на другое место, например, могилу Плевако. Поэтому до 1990-х в городском детском парке на месте кладбища находили остатки могильных плит, а иногда и кости.

Говорят, что… …появление Скорбященского монастыря предрекал Василий Блаженный.

Скорбященский монастырь на фотографиях разных лет:

А что бы вы добавили к истории Скорбященского монастыря?

Церковь Спаса Преображения на Арбате – одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.

Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году – «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями – правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.

Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила.

Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. «За малоприходством и невозможностью служить» ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.

Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали – заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление. Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.

К концу XIX века приход значительно вырос – число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством. По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.

После Октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений.

В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов – сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года. После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом. В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.

Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви. Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.

Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы – церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций – его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.

В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием. С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру (Турикову), клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 1 декабря в канун празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви.

Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей – от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря. По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения – концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа в 2004 года была закончена роспись храма.

24 декабря 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бронницкий Амвросий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *