Храмы в византии

Константинопольская София – мать всех церквей

Крис (Христос) Спиру

Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония».

Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

– Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии?

– Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым.

– Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону?

– Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

– И вы хотите восстановить справедливость 554 года спустя?..

– Если Турция (или любая другая страна) найдет убедительные доказательства своей правоты, пусть предъявит их суду. Вы можете представить, чтобы, к примеру, через Верховный суд США Д. Бушем или Б. Клинтоном был проведен закон о преобразовании кафедрального храма в боулинг-клуб? Или закон, требующий считать местом рождения Иисуса Христа не Назарет, а Техас? И только на том основании, что в их руках власть?

И закон, который бы устанавливал, что никакое правительство не вправе определять способ использования святых почитаемых верующими мест, проводить не придется, потому что в мире нет правительства, в компетенции которого входило бы определение святости тех или иных мест.

Константинополь. Храм Святой Софии

– Что вы уже успели сделать в защиту Святой Софии?

– Главное, что в комитете по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus) организованы слушания по этому вопросу, которые имеют положительный резонанс. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Ландос, «ситуация вокруг Святой Софии – один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в комитете по правам человека при Конгрессе США». Слушания проходят в Конгрессе в этом году, и я рассчитываю на то, что будет принята резолюция в поддержку наших требований. Тем более что власти Турции, превратившие святую церковь непонятно во что и тем самым нарушившие права верующих, рано или поздно будут осуждены общественным мнением.

– И все же, каковы ваши главные аргументы?

– Константинопольская София – мать всех православных храмов, древнейший христианский храм. Сегодня он оскверняется. Наша борьба – это борьба не за передел границ и не за права на месторождения нефти. И потому мы хотим, нет, мы требуем, чтобы нас поддержало все человечество, поддержали политические лидеры разных стран, духовные лидеры, кто бы они ни были: папа, патриарх Московский или патриарх Иерусалимский. Никто не должен спасть спокойно в то время, как оскверняется святое место, превращенное в балаган. Храм Святой Софии принадлежит местным властям, впрочем, под их влиянием находится и патриарх Константинопольский.

– На ваш взгляд, кто все-таки примет решение о возвращении прежнего статуса храму и как оно будет реализовано?

– Прежде всего следует сказать, что это будет правильным решением. Знаете, когда Нельсон Мандела добивался от президента Южной Африки Фредерика де Клерка права голоса для чернокожих, его братья по расе говорили: «Да кто же сможет заставить этих расистов, которые угнетают нас вот уже 400 лет, изменить свое мнение?» Кажущееся невозможным может стать возможным. Нет такого правительства, которое может быть сильнее Святой Софии!

– У вас есть единомышленники? Кто вас поддерживает?

– Я считаю, что в деле возвращения православным храма Святой Софии должны принимать участие главы всех Церквей и религий. Так, например, Католическая Церковь в Америке весьма влиятельна, и я предполагаю обратиться и к ее иерархам тоже. Проблема требует разрешения или политического – путем подписания специальных соглашений или же юридического – путем принятия соответствующих законов.

Хочу заметить, что мы не ведем антитурецкой политики и, конечно же, не имеем ничего против мусульман и приверженцев других религий. К тому же я уверен, что нас поддержат многие мусульмане Турции. Ведь исламом запрещено закрывать мечети или превращать их в светские места, запрещено также убивать патриархов.

– Насколько все же реально то, что Турция примет решение об изменении статуса храма Святой Софии?

– Однажды президент Америки посоветовал президенту Китая дать китайскому народу свободу вероисповедания. Вскоре так и произошло. Думаю, что и на сей раз президенту США не составит труда подсказать руководству Турции, что необходимо возвратить Святую Софию верующим. Это вовсе не будет попыткой давления на Турцию. В чем «давить» на Турцию? В том, чтобы призвать ее поступить согласно логике вещей?

– Ваша организация имеет отделения в США и Греции. Планируете ли вы распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию?

– Для нас поддержка россиян чрезвычайно важна, и я очень надеюсь на поддержку России – страны, международный авторитет которой все возрастает. Я, кстати, собираюсь посетить Москву, так что возможность обсудить наши совместные действия будет.

Беседовала София Прокопиду,
член Союза журналистов Греции
Еженедельник «Омониа»

Авторизованный перевод с греческого специально для Православия.Ru

Крис (Христос) Спиру – американский политик греческого происхождения. Иммигрировал из Греции в США в 1950-е годы в возрасте 13 лет. Учился в Америке. Баллотировался в губернаторы штата Нью-Гемпшир. Неоднократно возглавлял отделение Демократической партии США в Нью-Гемпшире. Принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех кандидатов на пост президента США от Демократической партии – от Джимми Картера до Альберта Гора. Друг и соратник нынешнего кандидата в президенты США Хилари Клинтон.

Возглавляемый им «Совет по освобождению Святой Софии» – организация, подчеркивающая свой неправительственный статус и дистанцирующаяся от каких-либо связей с Грецией.

Архитектурные памятники Константинополя

Колонна императора Константина

Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские обряды. Историк Иосиф Стриговский вообще считал, что посвящение императором Константином города Пресвятой Богородице есть благочестивая позднейшая вставка. По древнейшим свидетельствам, император, согласно старинным обычаям, посвятил новый город Судьбе и наряду с политическим названием («Новый Рим», или Константинополь) дал ему и тайное жреческое имя — Анфуса («Цветущая»).

По словам «Пасхальной хроники», Константин Великий еще в 328 г. (то есть за два года до торжественного освящения новой столицы) тоже назвал Судьбу города Анфусой и принес при этом бескровную жертву. Это имя имеет в виду и закон 334 г., в котором император Константин называет свою столицу городом «quam aeterno nomine donavimus». To же имя приводится у первого византийского летописца Иоанна Малалы и историка Евстафия.

Император Константин был убежден, что судьба и счастье города зависят от палладиума (древнего изображения богини Афины Паллады), который в нем секретно хранится. И византийцы отчетливо сознавали, что «Константин, унесши из Рима тайно истукан, называемый палладиумом, поместил его на Форуме, им основанном, под колонной своей статуи, и, как уверяют некоторые из византийцев, он и теперь так лежит».

Первое изображение аллегорической Судьбы было воздвигнуто императором Константином, вероятно, в том же 328 г. Потом эта статуя в день 11 мая 330 г. была торжественно перенесена с Филадельфии (или Магнавра) и поставлена на колонну, где сначала стояла бронзовая исполинская статуя, изображавшая Аполлона (работа великого Фидия). Император Константин приказал отбить у бронзового изваяния голову и заменил изображение античного бога своим собственным. А в самый день освящения города была открыта другая статуя (деревянная позолоченная), изображавшая самого императора Константина, державшего в правой руке Судьбу города (Анфусу). По указу императора эту статую в торжественной процессии должны были ежегодно доставлять на Ипподром и проносить перед императорской трибуной. Обычай этот, по одной версии, удерживался до правления императора Юлиана, по другой — до Феодосия Великого.

Постепенно христианство очищалось от язычества, и у Амартола этот «истукан» уже превращается в христианскую святыню. Он описывает колонну из одного камня, порфировую, «весьма удивительную, которую он (Константин. — Н. И.) привез из Рима; на ней поставил он статую, принесенную им из Гелиополиса Фригийского и имеющую на голове семь лучей». Колонну три года везли морем, а когда доставили в Константинополь — то еще один год от моря, так тяжела и велика она была. «Потом положив в ее основание 12 корзин, которые благословил Иисус Христос, и Честное древо и святые мощи для утверждения и охраны, поставил ее со многим искусством, силою и мудростью удивительный этот муж всеудивительную колонну из одного камня».

Из описания видно, что речь идет о порфировой колонне, которая сейчас стоит недалеко от площади Ат-Мейданы. Первоначально колонна, составленная из девяти цилиндрических кусков порфира, поставленных один на другой, была покрыта бронзовыми позолоченными пластинами. В месте соединения цилиндров был изваян лавровый венок, из-за чего памятник имел вид монолита с высеченными поперечными колоннами. Уже в древности колонна Константина сделалась предметом самого фантастического культа, соединив в себе многочисленные народные предания, связанные с судьбой города и императора.

В целях сохранности Константинова колонна еще во время правления императора Феодосия II была скреплена железными обручами. В царствование Алексея I Комнина статуя императора и верхние барабаны были сбиты молнией, сама же колонна сохранилась. Император Мануил I Комнин (1143—1180) поправил памятник, приделав к нему новую коринфскую капитель с греческими надписями, но вместо статуи повелел поставить золотой крест. Во время осады Константинополя турками византийцы столпились вокруг колонны, так как существовало предание, что император Константин никогда не допустит в город завоевателей дальше своего памятника. А когда наступит роковой момент, слетит с золотого креста ангел, вручит пламенный меч одному из защитников и повелит разить врага.

В настоящее время колонна императора Константина называется Чемберлиташ («Обожженная колонна»). Некоторые историки считают, что такое название памятник получил после мятежа Ника, когда он был испорчен пожаром. Другие исследователи считают эту версию сомнительной, так как в то время колонна стояла в центре форума, и пламя не могло затронуть ее. Пострадала же она от пожара в XVII в., когда форум Константина весь был застроен и здания доходили до основания колонны. После пожара султан Мустафа I повелел окружить обожженный пьедестал каменной облицовкой до второго барабана. Колонна серьезно пострадала и от пожара 1779 г. Османский султан Абдул-Гамид I (1774—1789) достроил постамент колонны и обвел ее железными обручами. После этого колонна Константина и была переименована в Чемберлиташ.

Чемберлиташ

Сегодня колонна, высота которой достигает почти 36 м, состоит из шести порфировых цилиндров, скрепленных железными обручами. Края цилиндров украшены изображениями лавровых венков. До сих пор сохраняются предания, что в основание колонны положены реликвии христианской и других религий: деревянная скульптура богини Афины, привезенная из Трои; посох Моисея, с помощью которого бьет вода на скалах; топор Ноя и крошки хлеба, принадлежавшего Иисусу Христу… Таким образом, на основе легенд доказывалась связь христианства с другими религиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Архитектура Византии

Интерьер Софийского собора, шедевра византийской архитектурыКолонны, поддерживающие галерею в храме Святой СофииЦерковь Святой Ирины в Константинополе Монастырь Студеница в Сербии

Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию, имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности. Тогда как Древний Рим под влиянием нашествия варваров на Италию и разложения всего строя античной жизни быстро утрачивал своё величие, новая столица приобретала все большее и большее значение, и вскоре сделалась средоточием блестящей цивилизации, распространившейся отсюда на весь Восток и даже на западные страны.

Характерные черты византийского зодчества

Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи.

Если взять параллелепипед А и покрыть его куполом в виде сферического сегмента B, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения.

Купол на парусах

Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.

Церковь Святой Ирины в Константинополе.

Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).

В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах; впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой. Нередко здание имело, кроме купола или главы над средним пространством, ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.

Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом.

Вообще внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.

Эволюция византийской культуры

Указанные системы и формы византийское зодчество усвоило постепенно, и не везде применяло вполне, без тех или других отступлений от общего типа. Первые проявления византийского архитектурного стиля мы видим в некоторых храмах Равенны, а именно в соборной крестильнице, выстроенной приблизительно в 430 г. по несложному плану правильного восьмиугольника; затем — в усыпальнице Галлы Плацидии (ныне ц. св. Назария и Кельсия), первом примере храма с крестообразным планом и с куполом над средним пространством (сооруж. около 450 г.), и в церкви св. Виталия (528—547 гг.), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. Эти архитектурные памятники не представляют ещё настоящих элементов центрально-купольной системы.

Впервые черты византийской архитектуры отчетливо видны в константинопольской церкви святых Сергия и Вакха (527—565), представляющей переход от вышеупомянутых зданий к главному, великолепнейшему памятнику византийской архитектуры — Храму Святой Софии, сооружённому Юстинианом в 532—537 гг. в память об усмирении бунта, во время которого этот государь чуть было не лишился престола.

Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Через 20 лет после торжественного освящения св. Софии землетрясение повредило создание Анфимия и Исидора, в особенности купол; здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид, купол же сложили вновь, причём сделали его более возвышенным. В таком виде св. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453 г.), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и обезобразив её наружность разными пристройками. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три корабля: средний — широкий, боковые — более узкие. Середина широкого корабля, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми кораблями с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых кораблях галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Этот храм может считаться высшим выражением византийского искусства в той стадии развития, какой оно достигло при Юстиниане и ближайших его преемниках. Современники восторгались этой дивной церковью, художники вдохновлялись ею, и она сделалась прототипом храмовых сооружений не только для Константинополя, но и для всего Востока; даже впоследствии турки старались подражать ей при постройке своих мечетей. Впрочем, последующие византийские зодчие не довольствовались простым копированием св. Софии, но видоизменяли её план и основные формы с большой находчивостью. Столь удачно применённый к ней купол стал темой, на которую разыгрывались разнообразные вариации, и в самом Константинополе вскоре после св. Софии возникли церкви того же типа, но не похожие на неё во многих отношениях. Такова, например, церковь св. Апостолов, построенная по плану греческого креста, с куполами над каждым из пяти квадратов, составляющих крест, причём из этих пяти куполов снабжён окнами только средний.

Церковь Святой Ирины своим планом и внутренностью сильно напоминает Святую Софию в малом виде; но купол её не плоский, а представляет углубление в 1 1/3 своего радиуса; она любопытна также потому, что в ней, кроме главного купола, есть ещё другой, лежащий над трапезной частью и имеющий редкую в византийском искусстве форму эллипса.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке — редкий образец храма средневизантийского периода с высокой колокольней

В церкви Μοντής Κόρας, то есть «Жилище Девы» — три купола, лежащие уже на барабанах. Церковь богородицы (Феотокос), одна из самых изящных в Константинополе, относящаяся к концу IX века, отличается красивым фасадом, состоящим из аркад на колонках, с окнами в два яруса, четырьмя лёгкими грациозными главами, из которых одна, главная, возвышается над серединой церкви, а три меньшие — над нартексом.

Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IX в. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством. Этот небольшой храм представляет видоизменение византийского стиля, встречающееся в южно-греческих и пелопоннесских церквах, в котором существенное составляют фасады с фронтонами или мезонинами, напоминающие фасады базилик, особый род черепичных крыш и меньшее число менее больших окон, чем в самой Византии. Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св. Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св. Феодора, там же, имеющую всего один купол, и на несколько церквей в Салониках: Пресв. Богородицы, св. Илии, св. Апостолов, св. Димитрия и др.

С наступлением XIII века развитие византийской архитектуры прекратилось, и под конец существования Восточной империи эта отрасль искусства вращалась лишь в прежних своих формах, порой примешивая к ним заимствованные извне элементы, но не будучи уже в силах органически слить их с основным стилем.

Культурное значение Византии

Вид из Монастыря Ставроникиты на купол Кафоликона и вдали на Иверский монастырь на Горе Афон

Политическое и культурное влияние Византии в течение всех Средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. Марка в Венеции (освящ. в 1085 г.), церкви на остр. Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья.

В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. Виталия. Во Франции, в Лиможе и соседних местах, мы находим несколько храмов, в которых видно несомненное влияние византийства, какова, напр., церковь св. Фронта в Перигё. Но нигде зодчество Византии не дало от себя столь сильных и долговечных отпрысков, как в Армении, Грузии, Сербии и России — странах, заимствовавших его оттуда вместе с догматами и обрядами религии (см. Грузинское искусство и Русское искусство).

Примечания

  1. Н. И. Баторевич, Т. Д. Кожицева. Византийская архитектура // Малая архитектурная энциклопедия. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. — С. 114. — 704 с. — ISBN 5-86007-425-5.

> См. также

  • Византийская империя
  • Замок — фортификационные сооружения, получили большое распространение в Византии.

> Литература

  • Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX — начало XX века. — СПб.: Искусство—СПБ, 2007. — 256 с. — ISBN 978-5-210-01611-9.

Ссылки

  • Византия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Константинополь

У этого термина существуют и другие значения, см. Константинополь (значения). Запрос «Царьград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья об истории Стамбула до захвата города османами в 1453 году. Константинополь в византийскую эпоху

Константино́поль (др.-греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис, или др.-греч. ἡ Πόλις — «Город», осман. قسطنطينيه‎ , тур. Konstantinopolis, лат. Constantinopolis) — название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922).

Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. По сегодняшний день остаётся вторым по населению городом Европы.

Среди имён города — Византий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» — Βασιλεύουσα Πόλις — Василевуса Полис, город Василевса) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» — в южнославянских. В IX—XII веках использовалось и пышное название «Византида» (греч. Βυζαντίς). Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка.

История

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии. (12 июня 2016)

Основная статья: История Константинополя

Константин Великий (306—337)

Церковь святых Апостолов

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Многими исследователями считается, что 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом, Константинополем. Но как показал В. В. Серов, столичный статус развивался постепенно, пройдя несколько этапов — от города Константина до столицы ранней Византии.

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме.

Разделённая империя (395—527)

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана (527—565)

Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город. В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население — сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы.

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( — иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul — ыста́мбул) появляются в арабских, а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν), «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов, болгар и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянинах и Комнинах

Историческая карта-реконструкция «Церкви и монастыри Константинополя и „Хожения“ Новгородского архиепископа св. Антония в 1200 году по святыням». И. К. Фоменко

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в 1054 г. произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате.

Падение

Новый дворец во Влахерне Основные статьи: Четвёртый крестовый поход и Падение Константинополя (1204)

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Царьград

У этого термина существуют и другие значения, см. Царьград (значения).Ротонда Айя Софии

Царьград — славянское название города или земли Константинополя, столицы Восточно-Римской (Византийской) Империи и современного Стамбула в Турции. Он представляется несколькими способами в зависимости от языка, например, старославянский: Цѣсарьградъ; церковнославянский; Царьгра̀дъ, русский: рус. Царьгра́д; южнославянские языки: Кариград или Цариград, в зависимости от их алфавитов; словацк. Carihrad; чеш. Cařihrad; польск. Carogród; укр. Царгород; также Czargrad и Tzargrad; см. Царь.

Царьград — древнеславянский перевод греческого Βασιλὶς Πόλις. Объединив славянские слова царь для «Цезаря/Императора» и град для «города», это означало «Город Цезаря». По словам Пера Томсена, древнерусская форма повлияла на древнескандинавское название Константинополя Miklagard (Мikligarðr).

Болгары также применили это слово к Велико-Тырново (Царевградский Тырнов, «Имперский город Тырнов»), одной из столиц болгарских царей, но после того, как Балканы попали под власть Османской империи, болгарское слово использовалось исключительно как другое имя Константинополя.

Слово «Царьград» теперь является архаичным термином на русском языке. Однако он по-прежнему используется в болгарском языке, особенно в историческом контексте. Основная транспортная артерия в столице Болгарии Софии носит имя Цариградско шосе («Цариградская дорога»); дорога начинается как бульвар Царя Освободителя и продолжается до главного шоссе, ведущего на юго-восток в Стамбул. Название Царьград также сохранилось в таких группах слов, как цариградское грозде («Царский виноград», что означает «крыжовник»), блюдо цариградский кюфтенца («маленькая цариградская кюфта») или высказывания вроде «Можно даже попасть в Цариград, спросив». В словенском языке это название по-прежнему используется и часто предпочитается официальному. Люди также понимают и иногда используют название Carigrad в Боснии, Хорватии, Черногории и Сербии.

Карты

На путевой певтингеровой карте (табуле) из Атласа, изданного Яном Янсониусом в Амстердаме в первой половине XVII века на листах 199—206 (копия дорожной карты Римской Империи I—V вв.) Константинополь показан в виде персонифицированной фигуры, восседающей на троне в царских одеждах и с инсигниями власти (отождествление городов с антропоморфной фигурой было характерно для эпохи античности), увенчанной шлемом с султаном из перьев, похожих на павлиньи. На других копиях певтингеровых карт голова фигуры увенчана пернатым триумфальным шлемом-туфой с военной атрибутикой. На карте монаха-копииста из монастыря Райхенау фигура Константина-Константинополя (лат. Constantinopolis) показана со знаковыми инсигниями императорской власти. Римско-византийский континуитет показан в виде щита, который имеет такую же форму, как у Рима и облачения фигуры в тогу пурпурного императорского цвета, такую же как и у лат. Roma. На карте правая рука персонификации Константинополя указывает на триумфальную колонну с фигурой (возможно, это колонна Аркадия, построенная в 402—403 гг. или «столп» форума Тавра со статуей Феодосия Великого), которая держит державу и скипетр-копьё.

  • Персонификация Константинополя на «Певтингеровой карте» (римская дорожная карта ок. IV в.) в средневековой копии XII-XIII вв. Подпись сделана чернилами лат. rubrum, которыми иператоры-ромеи подписывали документы

  • Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

  • Карта Константинополя (1422) флорентийского картографа Буондельмонти является старейшей картой города и только одна, которая предшествует турецкому завоеванию города в 1453 году

  • Страница с изображением Константинополя в Нюрнбергской хронике, опубликованная в 1493, сорок лет спустя после падения города

  • Монументальный центр Константинополя.

  • Окончательная осада Константинополя, французская миниатюра XV века

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия — наука на стыке истории, богословия, искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне — площадь Баязид); на обочине Месы (лат. Via Triumphalis, ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде. Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер: их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина, Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры — небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» — триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса».

Между храмом Святой Софии и Большим дворцом на гигантской колонне в западной части форума Августеон в 543 году была установлена конная статуя императора Юстиниана (в 1492 году, через 40 лет после падения Константинополя, монумент обрушился из-за грозы). Создана современная реконструкция статуи.

Во время июльских календ император отправлялся в храм районе Павлин северо-западного угла города (византийский район Влахерны, средневековый Балат). Первое упоминание храма Богородицы Балину (Павлина, лат. Theotokos Baigle) — в 1583 году. Церковь сохранилась и поныне по адресу Mahkeme Alti Cad. № 38.

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316—1321 годах.

В легенде к гравюре «Главный Султанский Город Константинополь, расположенный во Фракии» и в указателях из «Космографии» Себастьяна Мюнстера (отпечатанной в Базеле около 1570 года), рассказывается о достопримечательностях Нового Рима:

Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император возвел также еще один близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен.
Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя.
A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени B Есть там также Колонна, которую именуют «Историческая Колонна»: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть D Церковь Святого Евангелиста Луки E Церковь Св. Петра ПЕРА. В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) «Галата», есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображённым (надгробным) камням (на плане) F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом, где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург, а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).

  • Этот огромный камень-ключ в Чемберлиташе (Фатих), возможно, принадлежал к триумфальной арке на Форуме Константина; форум был построен Константином I в квартале современного Чемберлиташа

  • Колонна Константина, построенная Константином I в 330 году нашей эры в честь провозглашения Константинополя в качестве новой столицы Римской империи

  • Феодосий I был последним римским императором, правившим неделимой империей (деталь от Обелиска на Ипподроме Константинополя).

  • Сегодняшняя Айя София была заказана императором Юстинианом I после предыдущей, которая была уничтожена в ходе восстания Ника 532 года. Она была превращена в мечеть в 1453 году, когда Османская империя утвердилась, и стала музеем в 1935 году

  • Мозаика XII века из верхней галереи Айя Софии, Константинополь. Император Иоанн II (1118–1143) показан слева, с Девой Марией и младенцем Иисусом в центре и супруга Иоанна императрица Ирина справа.

  • Интерьер Айя Софии, в настоящее время музей.

  • Фрагмент Милиона (греч.: Μίλ(λ)ιον) — памятник, обозначающий милю

Монеты

  • Монета, выпущенная Константином I в честь основания Константинополя

  • Монета, выпущенная Константином I в 330-333 г. н. э. в честь основания Константинополя и Рима

Живопись и мозаика

  • Константин Великий приносит Город в дар Богородице (мозаика). Айя София, около 1000

  • Император Лев VI (886–912) поклоняется Христу. Мозаика наверху императорских ворот в Айя Софие.

  • Мозаика XII века из верхней галереи Айя Софии, Константинополь. Император Иоанн II (1118–1143) показан слева, с Девой Марией и младенцем Иисусом в центре и супруга Иоанна императрица Ирина справа.

  • Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа.

  • Мехмед Завоеватель входит в Константинополь, картина Фаусто Зонаро

  • Орёл и змея, мозаика VI века на полу, Константинополь, Большой дворец.

  1. 1 2 Georgacas, Demetrius John. The Names of Constantinople (англ.) // Transactions and Proceedings of the American Philological Association (англ.)русск. : journal. — The Johns Hopkins University Press, 1947. — Vol. 78. — P. 347—367. — DOI:10.2307/283503.
  2. Константинополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Древнейшие государства Восточной Европы. — М.: Наука, 2003. — С. 136.
  4. Левченко М. В. История Византии. — М.-Л.: ОГИЗ, 1940. — С. 9.
  5. Диль Ш. История Византийской империи. — М.: Госиноиздат, 1948. — С. 19.
  6. Курбатов Г. Л. История Византии. — м.: Высшая школа, 1984. — С. 7.
  7. Серов В. В. К проблеме формирования столичного статуса Константинополя // Византийский временник. — М.: Наука, 2006. — Т. 65 (90). — С. 37—59.
  8. Франкопан, 2018, с. 53.
  9. Атлас православной иконы, 2013, с. 477.
  10. Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского)
  11. Найден Геров. 1895—1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова)
  12. Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь в Словарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского)
  13. Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
  14. Фоменко И. К., 2016, с. 30.
  15. Фоменко И. К., 2016, с. 32.
  16. Фоменко И. К., 2016, с. 32—33.
  17. Liber insularum Archipelagi, Национальная библиотека Франции, Париж.
  18. Фоменко И. К., 2016, с. 8—9.
  19. Фоменко И. К., 2016, с. 76—79.
  20. Фоменко И. К., 2016, с. 45.
  21. Фоменко И. К., 2016, с. 49.
  22. 1 2 Фоменко И. К., 2016, с. 47.
  23. Фоменко И. К., 2016, с. 82.
  24. Колонна императора Константина Великого была воздвигнута в центре форума Константина в 328 г.
  25. Колонна императора Аркадия была воздвигнута в 403 г.

Литература

На русском языке

  • Колпакова Г. С., Языкова И. К. Икона: Атлас православной иконы / Ред.: Бусеева-Давыдова И. Л., Галашевич А. А.. — М.: Издательство «Феория», 2013. — 519 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91796-022-7, УДК: 85.143(2)я20+86.372-5я20.
  • Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии / Научный редактор: Щербакова Е. И.. — М.: Издательство Вадима Прудникова, 2016. — 232 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9908678-0-2, УДК 904, ББК 63.4(3):63.3(0)4.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.

На других языках В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Константинополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Византия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Византия ушла в подполье. Путешествие по столице двух империй в программе Наука 2.0

vladimirdar

Всего 91 фото
Стены Константинополя! Давно же я мечтал их увидеть воочию. Этим летом эта самая мечта исполнилась наконец. Вместе с тем впоследствии я осознал, что Стамбул — нынешний преемник великого христианского города, некогда столица Священной Римской Восточной империи — не исчерпаем как исторический памятник человеческой цивилизации. И дело даже не в том, что исторических памятников древнего Константинополя бесчисленное множество и не в том, что эта земля полна еще не открытых миру археологических сокровищ, — но в том, что этот удивительный город полон непередаваемой словами удивительной атмосферы сопричастности, нахождения в поле Истории, понимания великих смыслов человеческих судеб. Стены Феодосия меня непреодолимо влекли как своим непередаваемым образом человеческих страстей, жажды жизни, амбициозным величием, так и живым напоминанием о бренности нашей земной жизни, что все проходит, что у каждого процесса без исключения есть начало, подъем, процветание и неизбежный конец. Крепостные стены Константинополя на западе города как раз и являются таким масштабным живым примером, символом в камне, когда мы можем прикоснуться к ним, ощутить это течение жизни, понять, что они говорят нам сегодня, — о величии Поступи Истории и бесконечности Времени вообще.
Поначалу я недооценил масштабы Стены Феодосия как сухопотного фортификационного сооружения. Оказалось, что они около 6 км в длину и чтобы осмотреть стены целиком и соответственно отснять, необходим как минимум один день. Я фотографирую по обыкновению довольно скурпулезно поэтому просто пройти и снять 5-10 кадров участка стены кажется мне ужасающим расточительством той возможности которая открывается перед путешественником. Те восемь неполных дней, что я был в Стамбуле и тот плотный график осмотра достопримечательностей просто не дали возможности исследовать Стены Феодосия досконально и увидеть к примеру Золотые ворота Константинополя. Однако мне удалось осуществить две последовательные съемки этих стен — фактически эпизодические вылазки — вечером 16 июня и утром 17-го перед впечатляющим осмотром удивительных фресок монастыря Хоры. Так что будет две части моего рассказа о Стенах Феодосия как маршрутов — первый маршрут от Бульвара Adnan Menderes, от станции метро Топкапы-Улубатлы до улицы Turgut Özal Millet Cd (президента Халила Тургут Озала) и второй маршрут — от той же станции метро до площади Edirnekapı Kavşağı и Харисийских ворот. В общей сложности я прошел тогда около двух километров. Имеем ввиду, что эта цифра только лишь безликая дистанция на карте — мы ведь должны осмотреть это величайшее фортификационное сооружение как за стенами так и вовне, а иногда и побывать на них самих. Так что мы увидим с вами около трети всех Стен Феодосия, однако отмечу еще раз, что это будет подробный репортаж в деталях насколько он был возможен и я уже сейчас понимаю что мне явно потребуется как минимум еще раз вернуться в Стамбул для осмотра оставшихся двух значительных участков сухопутных стен Феодосия — крепостных стен Великого Константинополя. В этом же материале будет вводная, краткие исторические выкладки, отрывки истории падения Святого города и мои личные впечатления.
Было уже около восьми вечера, сумерки быстро сгущались, в небе преобладала рваная серая облачность, да и на следующий день метеорологи (в лице работников отеля) обещали ураган, который правда начался только в десять вечера 17-го к моему великому облегчению и удовольствию. Так, что в этом посте Стены Константинополя предстанут перед нами в драматическом вечернем свете. Заодно мы и увидим на что способна матрица фотокамеры Sony A7R при последующей обработке RAW-файлов в плане «вытягивания сумеречных теней»)
При выходе из метро мы оказываемся сразу у стены Феодосия. Здесь проходит мощная транспортная артерия Стамбула — Бульвар Adnan Menderes, а когда то здесь была долина реки Ликос. На таким образом карте вы легко можете сориентироваться. Пунктиром обозначена Старая Стена Константина. Таким образом если смотреть на карту в долине Ликоса — мы поворачиваем налево.
01.
Мы в долине некогда протекавшей здесь реки Ликос.
02.
Стены Константинополя наверное самый впечатляющий уцелевший по своим масштабам архитектурный объект Восточной Римской Империи и впоследствии византийской. Через сто лет после основания города в Константинополе проживало более 500 000 человек, и первоначальные городские стены Константинв Великого уже не могли вместить быстро растущее население. Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при императоре Феодосии II. Сам Феодосий был в то время еще подростком. Так что строительство осуществлялось под руководством префекта Анфимия с 408 по 413 годы. Ирландский историк-византинист Джон Багнелл Бьюри даже назвал Анфимия за этот труд «вторым основателем Константинополя».
Это внутренняя часть стены Феодосия.
03.
Феодосиевы стены были укреплены после того, как часть их обрушилась при землетрясении 740 года. Тогда же перед стеной был вырыт широкий ров. Внутренняя стена высотой 12 метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия.
Сейчас мы проходим мимо внутренней стены чтобы увидеть ее и другие ярусы стен с внешней стороны, как ее видели турки при осаде.
04.
Кстати вот как к примеру используются площажи крепостных стен. Фото (ниже) снято из под ворот этой складской площадки.
05.
Внешняя городская стена была меньше внутренних и по высоте и по ширине. Из 96 башен внешней стены десять были проездными, из которых парадными считались Золотые ворота — прообраз одноимённых сооружений в Киеве и Владимире.
06.
В стенах, возведенных при Феодосии II, было устроено десять ворот, которые разделялись на военные, надежно защищенные башнями и открывавшиеся только для вылазок против неприятеля, и гражданские. Последние служили для прохода жителей и облегчали сообщение с кварталами, располагавшимися за городом. К ним выводили дороги, шедшие от окрестностей, а также те, которые вели от ворот Константиновой стены. Гражданские ворота соединялись с городом широкими деревянными мостами, которые перекидывались через ров шириной 20 и глубиной 10 м. Эти легкие мосты при необходимости быстро разбирались или сжигались, гражданские ворота наглухо замуровывались, и город превращался в остров. На фото ниже третьей внешней стены на этом участке уже нет. А мы как раз будем подниматься вверх вдоль крепостных стен.

07.
Если посмотреть направо в северную сторону к бухте Золотого Рога — мы увидим также участок Феодосиевских крепостных стен наиболее пострадавших при штурме османами Константинополя в 1453 году. Здась стены оказались буквально перемолоты массированным огнем мощной османской артиллерии (эта история будет во второй части). На первом плане — район Пятых Военных ворот…
08.
В этом месте (в долине Ликоса) султан Мехмед II сконцентрировал свой основной удар для взятия города. Здесь стены Константинополя были наиболее слабыми и низкими и именно здесь был самый шквальный и мощный огонь османских пушек.
Однако теперь мы направляемся к сторону Ворот святого Романа.
09.
Крепостных башен Стены Феодосия очень много и они большей частью безымянные. И не время разрушило эти стены, а в основном османская артиллерия при последнем трагическом штурме Константинополя, ну и очевидно землятрясения.
10.
11.
Диаметр пушечных ядер доходил до 1 метра. Не удивительно что стены Константинополя не выдерживали такого напора самых современных для того времени военных технологий.
12.
23 марта 1453 года огромная турецкая армия под командованием самого Мехмеда II двинулась на Константинополь (караваны с пушками и тяжёлым снаряжением, а также вспомогательные отряды, укреплявшие перед ними дороги и мосты, начали марш по Фракии ещё раньше — в феврале). Тем временем османский флот, вышедший из Галлиполи, вошёл в Босфор и начал переправку частей из Малой Азии на европейский берег. 1 апреля все жители Константинополя в последний раз отпраздновали Пасху, 2 апреля были запечатаны все ворота и натянута цепь через Золотой Рог, а 6 апреля началась знаменитая осада византийской столицы.
13.
Кстати вот эти коричневые горизонтальные полосы выполнены в крепостных стенах и башнях не просто с позиций красоты, а именно как защита сооружений от землетрясений. В отличие от бетона который использовался римлянами в качестве связующего раствора каменных блоков — для строительства стен Феодосия использовался известковый раствор и несколько рядов-пакетов горизонтальных полос из керамического кирпича. Места эти сейсмонеустойчивые и эти меры позволяли стенам оставаться невридимыми при незначительных, но частых землятрясениях.
14.
15.
16.
17.
18.
На этой башне в стене вмурована белокаменная доска — памятный знак.
19.
Он повествует о том, что в этом месте 29 мая 1453 года прорвал оборону византийцев великан янычар по имени Хасан из Улубата кто нес османское знамя. Его сопровождало тридцать товарищей. Прикрыв голову щитом, он сумел ворваться на укрепления, отбросить назад дрогнувших защитников и устоять наверху. В течение короткого времени ему удавалось удерживаться на этой позиции с флагом в руке, вдохновляя янычар на атаку. Хасан вскоре погиб. Зримому и устрашающему символу храбрости османов — гиганту-янычару, наконец утвердившему знамя ислама на стенах христианского города — суждено было войти в круг мифов, формирующих самосознание турецкой нации.
20.
Как мы видим вышеупомянутые полосы керамической плитки состоят в основном из пяти слоев.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Не знаю как вам, а мне доставляет удовольствие рассматривать крепостные стены в деталях — это позволяет на чувственном уровне ощутить Всё!
30.
31.
32.
33.
Стены конечно же восстановлены, особенно на этом участке. Старые участки стен можно легко заметить по более темному цвету каменных блоков.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
И вот наконец Ворота святого Романа (для туристов).
Справедливости ради это не реальные Ворота святого Романа (Пушечные). Они находились немного в другом месте, далее на юг. Мы увидим его еще.
44.
45.
Большая часть новосозданной османской артиллерии, в том числе и гигантская пушка венгра Урбана, нареченную греками «Базиликой» — «царской пушкой», а также сотни требюше (катапульт) были поставлены напротив ворот Святого Романа — «самых непрочных в Городе» и участка Средних стен (между Шестым и Седьмым холмами). Каждой крупной пушке оказывала поддержку батарея малых, и турки любовно называли их всех «медведицей с детенышами». Центральной же группой войск, состоявшей из отборных частей янычар, командовал сам Мехмед II.
46.
Самые боеспособные силы защитников Константинополя, состоявшие из императорской гвардии и генуэзских отрядов под командованием Джованни Джустиниани, были размещены в центре обороны, у ворот Святого Романа и в долине реки Ликос (фактически ставки султана и императора располагались друг напротив друга).
47.
Орудия стреляли каменными ядрами весом от двухсот до тысячи пятисот фунтов (как в случае с монстром Урбана). По словам некоего наблюдателя, ядро одной из самых больших пушек достигало в «высоту до колена, а у другой — до пояса» соответственно. Другой заявил: что самый крупный след от выстрела, который ему удалось измерить, достигал «одиннадцати его ладоней в окружности».
48.
Установка пушек и приведение их в боевую готовность требовали немалого труда. Стволы не были закреплены и не имели надежной опоры. Их просто связывали ремнями, транспортируя на крепких повозках. По прибытии массивный блок и канаты устанавливали вертикально и опускали ствол на наклонную деревянную платформу, сооруженную на защищенном участке передовой турок. Ее прикрывал от вражеского огня деревянный палисад и навесная дверь, поднимавшаяся, когда орудие открывало огонь.
49.
Тыловое обеспечение операции организовали поистине грандиозно. Огромное количество черных каменных ядер изготавливалось на побережье Черного моря и доставлялось на купеческих судах. 12 апреля в Диколон прибыл груз «пушечных ядер, изгородей и бревен и другого снаряжения для их (османов) лагеря».
50.
Когда гигантские каменные ядра ударялись о крепостные стены в уязвимых местах, эффект оказался сокрушительным: «Иногда обваливался целый участок стены, иногда — половина, иногда — большая или меньшая часть башни, турели или парапета, и нигде стена не оказалась настолько прочной или толстой, чтобы выдержать удар или устоять перед силой или быстротой каменных ядер».
Справа, на второй стене укреплений крепостных стен — памятный знак об этих событиях — а точнее о взятии Константинополя Мехмедом II. Для турок это важнейшиее ключевое событие в их истории.
51.
Несмотря на трудности, связанные с наведением орудий и их низкой скорострельностью, бомбардировка непрерывно продолжалась начиная с 12 апреля шесть дней подряд. Теперь наиболее мощный огонь сосредоточился на долине Ликоса и воротах Романа. По Городу производилось примерно сто двадцать выстрелов в день. Стена начала неуклонно разрушаться. В течение недели превратились в обломки участок внешней стены, а также две башни и турель внутренней стены за ней. Не удивительно, что Ворота святого Романа были разрушены полностью. Сейчас на этом месте практически полностью находится новодел. В связи с разрушением этих ворот есть мнение, что они даже находились не в этом месте, настолько ворота были разрушены до их основания. По некоторым сведениям турки потеряли при взятии Константинополя около 200 тыс. человек (при около 400 тысю человек при начале осады). Защитниками огромного города было всего около 7 тыс. человек. Из них погибло при обороне около половины. Турки понесли колоссальные потери.
52.
Сейчас мы зайдем в ворота святого Романа.
53.
54.
55.
Вблизи этих воротах по некоторым сведениям и погиб последний византийский император Константин XI Палеолог бросившийся в почти уже безнадежный бой…
56.
На самом деле читая источники об обороне Константинополя ужасаешься масштабам этой отчаянной схватки христиан с османами. И не скажешь, что Мехмед II имел подавляющее преимущество. Силы султана при последнем штурме были полностью исчерпаны. Ряд трагических случайностей помогли ему взять город. Константинополь пал. Этот день для христианского мира является величайшей трагедией, а для османов величайшей победой в их Истории.
57.
Смеркается. Стены Феодосия погружаются в торжественный мрак…
58.
59.
Сейчас мы находимся фактически в эпицентре событий исторической обороны Константинополя.
60.
61.
62.
«…Рассвело. Вставало солнце. Османские солдаты шагали меж павшими, обезглавливая мертвецов и умирающих. Большие хищные птицы кружили над ними. Оборона Города рухнула менее чем за пять часов».
63.
Пройдем дальше вдоль крепостных стен. Здесь за металлическими воротами что-то вроде небольшого парка отдыха.
64.
Однако все по-прежнему напоминает о кровавой битве за великий город. Это здесь уже навсегда.
65.
66.
Стены, которые помнят Всё…
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
Мы уже почти дошли до границы парка и до последней на этом маршруте башни.
Вот это и есть реальное место Ворот святого Романа.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
На месте Ворот святого Романа (Пушечных ворот) сейчас крупная транспортная магистраль Стамбула.
83.
84.
Теперь еще несколько крупных ракурсов стен Константинополя на другой стороне проспекта.
85.
86.
87.
88.
89.
И еще две заключительных фотографии. Мы уже на остановке скоростного трамвая. Еще десять минут и будем в местечке Еминемю, где и находится наш отель. Доброй ночи Стамбул!
90.
91.

Википедия
Ионина Надежда. Стамбул. История. Легенды. Предания. Крепостные стены и башни Константинополя.
Роджер Кроули. Константинополь. Последняя осада. 1453.

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки, ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи, соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе. По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор, который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *