Хренников композитор

В октябре 1935 года в Большом зале Московской консерватории прозвучала его первая симфония, ее даже транслировали в 1936 году по радио на Америку. В 1935 году Тихон Хренников участвовал во Втором международном музыкально-театральном фестивале, который проходил в Ленинграде. Это было первое выступление композитора на международной сцене.

В 1936 году он окончил Московскую государственную консерваторию. С 1961 года преподавал там же (с 1966 года — профессор).
В 1941 -1965 годах заведовал музыкальной частью Центрального театра Советской Армии.

Творчество композитора Т.Н.Хренникова многогранно: он успешно работал в жанре оперетты («Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь»), в 1972 году выпустил Второй фортепианный концерт, в середине 1970-х годов написал Третью симфонию, в 1976 году состоялась премьера балета «Любовью за любовь», в 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета — «Гусарская баллада».

Песню Т. Хренникова «Прощание» во время Великой Отечественной войны пела вся страна. Популярностью пользовалась музыка из кинофильма «Свинарка и пастух», спектаклей «Много шума из ничего», «Давным -давно».

Тихон Хренников более четырех десятилетий был первым секретарем Союза композиторов СССР: с 1948 года — генеральный секретарь Союза советских композиторов, с 1957 по март 1992 года — первый секретарь правления Союза композиторов СССР.

В 70-х годах был президентом Ассоциации музыкальных деятелей при Союзе советских обществ дружбы, был депутатом Верховного Совета СССР, заместителем председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры, членом Советского комитета защиты мира, заместителем председателя правления Общества советско-германской дружбы и культурных связей.

Он возглавлял оргкомитет Международного конкурса им. П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России.
Выдающийся советский и российский композитор скончался в Москве, 14 августа 2007 г., на 95-ом году жизни.

Все справки>>

Биография

Тихон Хренников – советский композитор, музыкант, педагог, лауреат множества орденов, глава Союза композиторов с 1948 по 1991 годы. Автор музыки к кинофильмам «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «В шесть часов вечера после войны».

Детство и юность

Тихон Николаевич Хренников родом из города Ельца Орловской губернии, где он и появился на свет 10 июня 1913 года. Мальчик стал десятым ребенком в семье Николая Николаевича, купеческого приказчика, и домохозяйки Варвары Васильевны.

Тихон Хренников в молодости

Все сбережения родители вкладывали в своих детей, в частности в их образование. Музыке уделялось особое внимание: все члены семьи музицировали, Тихон умело играл на гитаре, пел в школьном хоре, а в 9 лет выучился играть на рояле.

В 13 лет одаренный подросток сочинил первый этюд, а затем перешел на пьесы, вальсы и марши. Через год Тихон удостоился консультации Михаила Гнесина. Маэстро порекомендовал мальчику окончить школу и уже после этого приступать к изучению музыки в столице. Уже тогда сформировался круг любимых композиторов Тихона. Ими стали Иоганн Себастьян Бах, Петр Чайковский и современник Хренникова – Сергей Прокофьев.

Музыкант и композитор Тихон Хренников

Хренников внял совету и в 1929 году поступил в техникум, где занимался по классу рояля у Э. Г. Гельмана, а по классу композиции – у М. Ф. Гнесина. После окончания «Гнесинки» талантливый музыкант был принят на второй курс консерватории, где и обучался у Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза вплоть до 1936 года. Будучи студентом, начал трудовую деятельность в стенах московского детского театра, которым руководила Наталья Сац.

К моменту завершения учебы Тихон Хренников представил на суд слушателям первую симфонию. Произведение стало популярным на территории Советского Союза, позднее оно было включено в репертуар американских дирижеров Леопольда Стоковского и Юджина Орманди.

Композитор Тихон Хренников за работой

Симфония и стала дипломной работой музыканта. К интересным фактам биографии Хренникова относится случай, произошедший с ним на выпускных экзаменах. Единственным экзаменатором, поставившим уже популярному в то время композитору отметку «хорошо», стал Сергей Прокофьев, председатель комиссии. Так как первоначально Тихон Хренников рассчитывал на красный диплом, то синий он получать просто не пошел. Спустя время ученый совет консерватории изменил решение комиссии и выдал выпускнику диплом с отличием.

Музыка

Начиная с середины 30-х годов Хренников – самый востребованный композитор Советского Союза. Он писал музыку, преподавал и концертировал, был известен на родине и за рубежом.

Тихон Хренников в фильме «Поезд идёт на восток»

Первые годы творческой активности Хренникова ознаменовались появлением концерта для фортепиано с оркестром, музыки к вахтанговскому спектаклю «Много шума из ничего», сонаты для скрипки и виолончели, пьес для фортепиано. Появляются романсы на стихи Александра Пушкина и стих Сергея Есенина «Березка».

Первым крупным сценическим произведением в творчестве Тихона Хренникова стала опера «В бурю», увидевшая свет в 1939 году. Она примечательна тем, что впервые на оперной сцене появилась фигура вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Опера Тихона Хренникова «В бурю»

В военное время Тихон Хренников уделяет внимание созданию песен, среди которых числятся «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» на стихи Агнии Барто, «Серенада», «Прощание», «Новогодняя песня». В это же время появляется вторая симфония, которая первоначально задумывалась как гимн молодежи, но война внесла коррективы. Впервые доработанная симфония прозвучала по Всесоюзному радио в 1944 году в исполнении Большого оркестра под управлением Николая Голованова.

Творчество Тихона Хренникова является красноречивым выражением процессов, происходящих в стране, душах и судьбах ее граждан. Обласканный судьбой, находящийся под покровительством Иосифа Сталина композитор до конца своих дней сохранил веру в светлое будущее, обещанное советскому народу вождями. Его музыка пропитана светлым оптимизмом, она – словно кульминация надежд простых людей.

Колыбельная Светланы («Гусарская баллада») на музыку Тихона Хренникова

Вместе с тем долгие годы жизни Хренникова были связаны с его деятельностью в качестве главы Союза композиторов. Он присутствовал на множестве заседаний, где члены Политбюро и сам товарищ Сталин вершили судьбы простых смертных, а Тихон Хренников «выбивал» сталинские премии для музыкантов и композиторов.

Многие обвиняют Тихона Николаевича в пособничестве сталинскому режиму, в нападках на собственных соратников и учителей: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Затем гонению подверглись композиторы-авангардисты, не вписавшиеся в концепцию «светлого будущего коммунизма».

Тихон Хренников — музыка к фильму «Руслан и Людмила» Адажио

В ряде интервью Тихон Хренников опровергает факт идеализации им Сталина, но не коммунистической идеологии. Он искренне считал, что «малой кровью» спасает советское искусство, и обелял попавших в немилость музыкантов в глазах вождя и правительства. Но сам композитор становился предметом нападок коллег. На него создавались пасквили сатирического содержания, причем авторами зачастую становились те, кого Тихон Хренников ранее защищал.

В арсенале Тихона Николаевича множество наград и званий, включая три сталинские премии, две – государственные и одну – ленинскую, а также звание Народного артиста РСФСР и СССР, десятки других почетных титулов и медалей.

Композитор и музыкант Тихон Хренников

Хренников написал музыку к тридцати кинофильмам. Среди популярных фильмов, в которых звучат произведения Тихона Хренникова, числятся «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на Восток». Музыка композитора была использована и в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной и Юрием Яковлевым в главных ролях. Популярностью пользовалась увертюра к кинокартине «Дуэнья».

В 70-е годы композитор выпускает ряд балетов. Это и произведения «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», созданные на уже известном музыкальном материале.

Песня на музыку Тихона Хренникова «Московские окна»

Работу композитор не оставлял до последних дней. В 2000-х Тихон Хренников записал ряд песен, пьес для фортепиано, вальс «Татьянин день» для симфонического оркестра. Среди последних работ – музыка к приключенческому боевику «Два товарища» и сериалу «Московские окна».

Личная жизнь

Личная жизнь композитора протекала почти так же ровно, как и его творческая карьера. Тихон Хренников оставался верен единственной жене Кларе Арнольдовне Вакс, с которой прожил 67 лет, хотя его всегда окружали влюбленные поклонницы. Клара работала журналисткой в Бюро пропаганды общества композиторов. На момент знакомства с Тихоном она была замужем, к тому же оказалась старше будущего супруга на 4 года. Долгое время девушка не соглашалась на развод с предыдущим мужем, но композитор не сдавался.

Романс «Как соловей о розе»

Создавая музыку к постановке по пьесе Шекспира, романс «Как соловей о розе» Тихон посвятил будущей супруге. Прослушав произведение, Клара осталась недовольна, и возлюбленные чуть не поругались. В тот же вечер Хренников переписал пьесу заново так, что получился шедевр.

Чтобы проверить чувства любимой, Тихон Хренников вместе с друзьями Василием Соловьевым-Седым и Иваном Дзержинским разыграли сценку перед дачей Клары и ее бывшего мужа Бориса. Товарищи Тихона уложили на заднем сиденье автомобиля и кинулись в дом с криками о том, что композитор умирает. Девушка выбежала на улицу со словами «Тишенька, любимый», не обращая внимание на мужа и свекровь.

Тихон Хренников с женой Кларой Арнольдовной

После свадьбы в 1940 году у молодых родилась единственная дочь Наталья. Позднее девушка получила художественное образование, устроилась на работу в Камерный театр Бориса Покровского, вышла замуж за Игоря Кокарева. В семье родился сын Андрей, окончивший позднее МГИМО.

Внук Тихона Хренникова стал создателем Фонда его имени. Андрей Кокарев выпустил антологию произведений Тихона Хренникова, а также раритетные записи с песнями в исполнении композитора. Среди работ Андрея – книга о жизни деда, куда попали и редкие семейные фото Хренниковых.

Тихон Хренников с дочерью

В семье Андрея родились четверо детей – старшие Виктория и Тихон, младшие Арина и Артем. Тихон стал продолжателем музыкальных традиций, заложенных его прадедом. Юноша освоил композиторское мастерство. Он окончил в 2012 году Московскую консерваторию с отличием, став лучшим выпускником года. В память о прадеде Тихон написал пьесу для виолончели «Все не вечно».

Смерть

Скончался Тихон Николаевич в Москве в 2007 году, после непродолжительной болезни. Похороны прошли в родном Ельце, могила находится во дворе дома, где жили его родители.

Могила и памятник Тихону Хренникову в Ельце

Спустя год в родном городе композитора был установлен памятник.

Произведения

  • 1933 – для фортепиано с оркестром № 1
  • 1935 – симфония № 1
  • 1939 – опера «В бурю»
  • 1944 – симфония № 2
  • 1954 – песни «Лодочка», «Мы вам расскажем», «Что так сердце растревожено», «Песенка верных друзей» (все на сл. М. Л. Матусовского)
  • 1957 – опера «Мать»
  • 1959 – для скрипки с оркестром № 1
  • 1960 – «Московские окна» (сл. М. Л. Матусовского)
  • 1964 – для виолончели с оркестром № 1
  • 1974 – симфония № 3
  • 1976 – балет «Любовью за любовь»
  • 1983 – опера «Доротея»
  • 1988 – опера «Голый король»
  • 1999 – «Капитанская дочка»

Родился в г. Елец Орловской губернии (ныне – Липецкая область). Происходил из уважаемой в городе семьи. Музыкальный талант обнаружился очень рано. С детства он пел в церковном хоре и занимался на фортепиано у местных педагогов И. М. Зюзюкина, И. Кветоня, В. П. Агаркова, А. Ф. Варгуниной.

В 1929 г. отправился в Москву, где учился в Музыкальном техникуме им. Гнесиных (класс фортепиано Э. Г. Гельмана, класс композиции М. Ф. Гнесина). В 1932 г. был принят на II курс Московской консерватории, которую окончил в 1936 г. (класс композиции В. Я. Шебалина). Занимался также у Г. Г. Нейгауза (фортепиано).

В 1948 г. на Первом съезде советских композиторов был избран Генеральным секретарем (с 1951 г. – Первый секретарь правления) СК СССР, с 1990 г. – председатель СК СССР (до 1991 г.). Способствовал постоянному обновлению Союза композиторов, расцвету различных творческих направлений.

С 1950 г. был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, с 1962 г. – депутат Верховного Совета СССР. Президент Музыкальной секции Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975 г.).

Член Советского комитета защиты мира (с 1948 г.). Руководитель Оргкомитета международного конкурса им. П. И. Чайковского (1975–2002), член жюри многих исполнительских конкурсов. Председатель Оргкомитета I Международного музыкального фестиваля в СССР (1981). Почетный член Итальянской Тиберийской академии и Академии «Санта-Чечилия», член-корреспондент Немецкой академии искусств (Германия). Столь широкая общественная деятельность Хренникова отнюдь не помешала его творчеству.

Уже в консерваторские годы он создал ряд произведений, принесших ему известность – фортепианные пьесы, романсы, Первый концерт для фортепиано с оркестром и Первую симфонию (дипломная работа), которая вошла в репертуар таких дирижеров, как Л. Стоковский, Г. Адлер, Ж. Cебастиан, Ю. Орманди и других. Подробная информация о Т. Хренникове на официальном сайте.

Примеры употребления слова тихон в литературе.

Они молятся за Республику, старым полагается молиться за патриарха Тихона, но этого нельзя ни в коем случае, и думается, что не столько они молятся, сколько тихо анафематствуют, и, наконец, за что молятся автокефальные я не знаю.

Если из Петропавловской крепости на волю проникало множество тайных писем, если равелины, свирепо охраняемые, даже Алексеевский и Трубецкой, уступая настойчивости и упорству, выдавали свои тайны, то от шлиссельбуржцев, хотя они и томятся там годы и годы, не дошло ни одной строки, ни одного слова — одни лишь смутные слухи, меж тем именно туда брошены благородные герои последнего процесса — подполковник Ашенбреннер, штабс-капитан Похитонов и поручик Тихонович.

Перед войной Валентина Тихоновна приезжала к матери в Бахмач с мужем, и у них, кажется, были дети.

Теперь в карете сидели пятеро — Герстнер, Родик, Пиранделло, коза и Тихон Зайцев.

Так же спокойно Герстнер пересек набережную и с окаменевшим лицом стал раздавать свои личные вещи: Родику — брегет, Маше — медальон, Тихону — тощий бумажник.

Источник: библиотека Максима Мошкова

В 1970-е годы Хренников работал над новыми произведениями. Он сочинил Второй концерт для фортепиано с оркестром, Третью симфонию, Второй концерт для скрипки с оркестром, а также балеты — «Любовью за любовь», «Гусарская баллада». В начале 1980-х годов были написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты. Затем последовала череда комических опер для театра Станиславского и Немировича-Данченко: «Доротея» (по комедии Шеридана «Дуэнья»), «Золотой теленок» (по Ильфу и Петрову) и для Малого театра оперы и балета в Ленинграде: «Голый король» (по сказке Шварца).

Осенью 1988 году он сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира. Следующим крупным произведением Хренникова стал балет «Наполеон Бонапарт», премьера которого состоялась 3 октября 1995 года на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Тихон Хренников занимался общественной деятельностью. В 1948 году он был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту он оставался 43 года до 1991 года. Он также был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, президентом Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, руководил оргкомитетом конкурса имени Чайковского.

Начиная с 1960-х годов, на протяжении более 40 лет Хренников преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников — Максим Дунаевский, Александр Чайковский, Александр Градский, Михаил Броннер и многие другие.

Тихон Хренников являлся обладателем множества государственных и международных наград и званий, среди них Народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), три Сталинских премии (1942, 1946, 1951), Государственная премия СССР (1967), Орден Почета (1998), премия президента РФ (2003), Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2003).

Скончался Хренников 14 августа 2007 года в Москве. Он был похоронен в Ельце.

Тихон Хренников был женат на журналистке Кларе Вакс, которая заведовала пресс-бюро Союза композиторов. 25 января 1940 года у них родилась дочь Наталья, ставшая актрисой.

Аудио:

Автор музыки – Тихон Хренников

1. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром До мажор, соч. 21: II Соната. Allegro con fuoco (фрагмент)
Исполняют: Тихон Хренников (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр, дирижер Евгений Светланов. Запись 1973 года. Звукорежиссер – В. Антоненко

2. «Что так сердце растревожено»– песня из к/ф «Верные друзья»
Исполняют: Иосиф Кобзон, ансамбль скрипачей ГАБТа, худ. руководитель Юлий Реентович. Запись 1981 года. Звукорежиссер – Ю. Стельник

3. «Но дело не в этом, друзья» (сл. В. Гусева) – песня из к/ф «В 6 часов вечера после войны» (фрагмент)

Исполняет Тихон Хренников. Уникальная запись с концерта в Берлине в 1945 году. Звукорежиссер — неизвестно

Предоставлено ФГУП «Фирма Мелодия»

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *