Христиане Египта

В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.

Епископ Тавадрос. © REUTERS Mohamed Abd El Ghany

Каковы полномочия коптского патриарха?

Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.

Кто такие копты?

Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем.

Монастырь преподобного Бишоя в Египте, где похоронен патриарх коптской церкви Шенуда III

Сколько их?

У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек.

В чем их отличие от других христиан?

Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.

К каким общественным кругам они принадлежат?

Их представителей можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства. Крестьяне-копты проживают преимущественно в Верхнем Египте. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли активную роль в торговле и промышленности, кроме того, их было много среди крупных землевладельцев. Аграрная реформа и национализации Насера лишили их большей части богатств. Сегодня в стране вновь появляется множество состоятельных коптов.

Как складываются их отношения с государством?

Коптские церкви Каира, квартал Мэри Гиргис

Со времен Насера президенты Египта проводили дискриминационную политику по отношению к их соотечественникам-христианам. В 1970 году Садат сделал исламские законы шариата частью Конституции. Коптский патриарх Шенуда III выразил протест, однако все было впустую. В 1981 году Садат отправил его под домашний арест, из которого его освободил Мубарак в 1985 году. Впоследствии Шенуда III начал политику сближения с властью, которая иногда воспринималась как чрезмерно податливая среди юных коптов.

До сегодняшнего дня президентом Египта мог быть только мусульманин. Кроме того, по негласному правилу, копты не могут пробиться в высшие эшелоны вооруженных сил. В последние годы руководства страной Мубарак назначил нескольких коптов в правительство: им в том числе достался портфель министра экономики. Тем не менее, по результатам последних выборов при его режиме, которые, как и раньше, были «подтасованы», коптам досталось всего десять депутатских мест (семь из них были назначены президентом) в парламенте из более чем 500 представителей.

Обладают ли они свободой вероисповедания?

Да, но до 2000 года им требовалось президентское разрешение на строительство или расширение церкви. Причем выдавали его исключительно редко… Построенные без разрешения здания нередко сносили бульдозерами. Власть оказала эту услугу исламистам в обмен на их отказ от создания политической партии. В 2000 году Хосни Мубарак передал эти полномочия губернаторам, однако на ситуации это почти не отразилось.

Чего они могут ждать от новой власти?

Сегодня в правительстве «Братьев-мусульман» работает коптское меньшинство, которому поручены научные вопросы. В числе трех ближайших советников президента Мурси находится копт Самр Маркос, который занимается проблемами политического переходного процесса. В проекте Конституции обозначено, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов», что вовсе не обязательно по нраву светски настроенным коптам. Кроме того, пока еще нет определенности насчет шариата. Его «принципы» должны быть «главным источником закона», что оставляет самые широкие возможности для интерпретации. Тем более, что в статье 4 утверждается, что принимать решения о сути этих самых принципов будут «мудрецы» из Университета Аль-Азхар.

Коптский патриарх и папа Шенуда III

Шенуда III (1923 — 2012), папа и патриарх Коптской церкви

В миру Назир Гайед Рафаэль, родился 3 августа 1923 года в городе Асьюте, в семье коптских христиан. Окончил воскресную школу при церкви святого Антония в Шубре (Египет), затем преподавал в воскресной школе.

В 1947 году получил степень бакалавра истории в Каирском университете, затем работал преподавателем, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви.

В качестве офицера-резервиста участвовал в арабо-израильской войне 1947-1949 годов.

В 1949 году получил диплом богослова.

В 1950 году начал работать в Движении воскресных школ Коптской церкви. В 1953 году занял кафедру богословия в богословском семинарии в городе Хелуан.

18 июля 1954 года вступил в монашескую общину монастыря Дейр ас-Сурьян (Дейр-Суриани) в долине Вади-эн-Натрун, где заведовал библиотекой. При монашеском постриге получил имя Антоний.

В течение нескольких лет вел жизнь монаха-отшельника в пустыне Вади-эн-Натрун и Вади-эль-Фарег, а завершил отшельническую практику в монастыре святого Самуила в пустыне Эль-Каламун (к югу от оазиса Эль-Файюм).

В 1956 году он был выдвинут одним из кандидатов на патриарший престол Коптской церкви, но в результате был избран патриарх Кирилл VI.

В 1957 году вернулся в монастырь Дейр ас-Сурьян, чтобы продолжить отшельничество и изучение богословия, живя большей частью в пещере недалеко от монастыря святого Бишоя.

В сентябре 1962 года хиротонисан во епископа папой Кириллом VI с именем в честь Шенуте (Сеннуфия) Атрипского. Был назначен деканом Высшей семинарии Коптской церкви.

Под его руководством число студентов семинарии утроилось. Активно развёрнутая ректором кампания за «обновление церкви» привела к конфликту между ним и патриархом Кириллом. Конфликт впоследствии был улажен.

В 1966 году епископ Шенуда был избран президентом Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви, которую представлял на международных конференциях и конгрессах.

В 1971 году, по смерти патриарха Кирилла, избран главой Коптской Церкви под именем Шенуды III, с полным титулом: «Папа Александрийский, Патриарх Престола Святого Марка». 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха, проходившая в Соборе святого Марка в Каире.

Будучи духовным лидером египетских коптов, папа Шенуда III испытал на себе последствия подъема в Египте в конце 1970-х годов исламских фундаменталистских настроений, следствием которого стали коптские погромы и столкновения на религиозно-общинной почве. В 1981 году Шенуда III был посажен по указу президента Египта Анвара Садата под домашний арест и освобожден только в 1985 году.

В патриаршество Шенуды III Коптская церковь проводит активный курс на расширение числа прихожан за пределами Египта, главным образом, среди египетской диаспоры. Так, если в 1971 году в Северной Америке было лишь 4 коптских церкви, то в XXI веке их число превысило две сотни. В 1995 году были образованы две коптские епархии в США, а в 1999 епархия в Австралии и Новой Зеландии.

Папа Шенуда III – активный участник экуменического движения. В мае 1973 года вместе с папой Римским Павлом VI он подписал декларацию, в которой было выражено обоюдное стремление способствовать единству Церкви. В 1979, 1987 и 1995 годах встречался с архиепископом Кентерберийским. В 1988 году папа Шенуда III стал инициатором коптско-пресвитерианского диалога с целью преодоления богословских противоречий между православными и протестантами в странах Ближнего Востока.

Встречался со константинопольским патриархом, патриархами Русской, Румынской, Болгарской и Антиохийской Православных Церквей, а также с католическими патриархами ближневосточных стран.

Скончался 17 марта 2012 года.

Шенуда III — автор несколько книг и статей на духовные и богословские темы.

Использованные материалы

Мои суждения о сегодняшних жителях Египта основываются на чрезвычайно коротком личном опыте, некоторых чужих рассказах и, конечно, носят поверхностный и субъективный характер. В указанной арабской республике я бывал разве что Шарм-эль-Шейхе, Каире, Эль-Гизе и Луксоре, причем мое знакомство с перечисленными локациями носит более чем шапочный характер. Тем не менее мне хочется поделиться своими впечатлениями.
Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 – для женщин.
Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.
Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.
Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…
Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.
Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.
Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.
То, что Египет – государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы – легкие головные платки.
Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.
Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.
По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.
Однако юность и кокетливость берут свое – девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.
Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.
В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.
А это уже чадра, – если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.
По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.
Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет – страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. 🙂
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об организованных экскурсиях) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.
Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.
Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).
Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.
В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.
Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.
Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ горы Моисея, через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.
Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.
В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.
Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, – факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…
Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.
Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.
Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.
Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.
Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.
Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.
Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же шопинговый городок Фуюань близ Хабаровска – весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.
Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.
Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В следующей же части альбома про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

УДК 008(091)

Е. А. Кривец

Египетские копты: проблема идентичности

Коптами именуют египтян первых веков нашей эры, до арабского завоевания и исламизации населения. С тех пор египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству — коптами.

Культура Египта испытывала и впитывала влияние культур греков, римлян, иудеев и религий — христианства, иудаизма, ислама. «Коптская культура» (дословно переводится как «египетская культура»), «коптское искусство» — понятия, используемые для обозначения христианского периода развития египетской культуры. С течением времени понятие «коптская культура» стало обозначать культуру христиан Египта, не принявших ислам. Если арабское нашествие считать неким водоразделом в египетской культуре, то до VII в. коптская культура — это культура, вобравшая в себя все предшествующие достижения египтян.

Существующая в научном мире группа понятий — «коптский язык», «коптская культура», «коптская история» и т. п., связанная с понятием «копт», используется в разных по смыслу и содержанию значениях. Коптскими называют одновременно и древнеегипетский язык, и христианский период истории Египта, и культурные достижения Египта в период существования христианства, и самих египтян, отклонившихся от ортодоксального христианства в монофизитство.

В современном Египте отрицается естественное (египетское) происхождения христиан Египта, занижается их количество и роль, которую они играют в современном египетском обществе. Христиане чувствуют себя иностранцами в собственной стране, где официальной религии — исламу — подчинена вся жизнь египетского общества.

Ключевые слова: копты, этнос, христиане, нация, Египет, религия, культура, египтяне, этноконфессиональный, мусульмане.

E. A. Krivets

Copts: the Ethnos or the Part of the Nation

Keywords: Copts, Egypt, nation, Christianity, ethnic, religion, culture, Muslim, Egyptian people, ethnic-confessional.

Современное население Египта составляет единая нация египтяне, в более широком смысле относящие себя к арабам. Египтяне, потомки древних египтян, исповедуют разные религии -ислам и христианство.

Большая часть египтян — мусульмане-сунниты. На сегодняшний день христиане, большинство которых принадлежит коптской церкви, составляют примерно 15-20 % населения — это 15 из 77 миллионов всего населения страны. В IV в., когда все население Египта было христианизировано, оно составляло примерно 5 млн человек.

После арабского завоевания в VII в. египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству — коптами. Переиначивая на свой лад греческое название местных жителей «айгюптос», арабские завоеватели стали именовать их словом «кибти» (или «кобт», «кубт») — коптами.

Национальная культура — форма проявления местной природы, которой адекватны и телесность и голоса разных рас. Поэтому каждый народ имеет свой национальный образ мира. Современные копты сохранили, в общем, наружность своих древнеегипетских предков — смуглый (хотя несколько более светлый, чем у му-

© Кривец Е. А., 2014

сульман) цвет кожи, черные блестящие глаза, толстые губы, слегка курчавые волосы. На руке у них обычно наколот крест: запрет на ношение креста в эпоху гонений сделал накалывание креста обязательным. «Копты отличаются большими способностями. Как истинные египтяне, они отличаются особенными бюрократическими дарованиями и постоянно, даже при арабах — несмотря на частые попытки избавиться от их услуг -ценились в качестве секретарей и вообще чиновников. В настоящее время их много служит в различных канцеляриях. Многие занимаются земледелием, ремеслами, торговлей и достигают значительного материального благосостояния» . Приведенные выше русским исследователем Б. А. Тураевым описательные характеристики коптов XIX в. остаются правдивыми для современных коптов ХХ-ХХ1 вв.

В XVII в. термин «копты» входит во всеобщее употребление в Европе для обозначения египтян-христиан, создавших при новых религиозных и политических условиях своеобразную культуру, замечаемую повсюду на Востоке уже с IV в.

Существующая в научном мире группа понятий — «коптский язык», «коптская культура», «коптская история» и т. п., связанная с понятием «копт», используется в разных по смыслу и содержанию значениях. Коптскими называют одновременно и древнеегипетский язык, и христианский период истории Египта, культурные достижения Египта в период существования христианства и самих египтян, отклонившихся от ортодоксального христианства в монофизитство.

Коптский язык является последней ступенью развития древнеегипетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Как письменный коптский язык сосуществовал сначала с греческим, а с VII в. — с арабским языками вплоть до XIV в. В настоящее время коптский язык используется как культовый в коптском богослужении. Кроме того, с конца XX в. наблюдается некоторый интерес к возрождению коптского языка как разговорного среди коптских активистов.

Культура Египта испытывала и впитывала влияния культур греков, римлян, иудеев и религий — христианства, иудаизма, ислама. «Коптская культура» (дословно переводится как «египетская культура»), «коптское искусство» — понятия, используемые для обозначения христианского периода развития египетской культуры. С течением времени понятие «коптская культура» стало означать культуру христиан Египта, не принявших ислам.

Копты гордятся историей своей христианской церкви, особенно ранним ее периодом, в течение которого развивалось и распространялось христианство. Такие великие святые, как Антоний, Афанасий, Кирилл Александрийский, Пахомий, были высокодуховными подвижниками и повлияли на развитие как западного, так и восточного христианства. Можно говорить о 1000-летнем периоде существования христианства в Египте, которое исповедовало практически все население страны с III в. Но этот период в истории современного Египта не определен как христианский. Некоторые исследователи выделяют коптский период в истории Египта в течение 200 лет — 451-641 гг., то есть со времени отделения от Византии Коптской монофизитской церкви до установления в стране арабского господства. Во времена арабского владычества коптами называли тех, кто остался верен христианству. Другие исследователи ограничивают коптский период как христианский в истории Египта со времен первых христиан до настоящего времени. Современные египетские исследователи относят начало коптского периода к арабскому завоеванию Египта . Коптский период в истории Египта — это период с 284 г. до конца XII в., когда в стране утвердилось, развилось и стало постепенно угасать христианство.

Отпадение коптов после Халкидонского собора в 451 г. от вселенского единства разделил египетских христиан на греков-мелькитов (византийские православные) и коптов-яковитов (мо-нофизитов). Будучи монофизитами, египтяне воспринимались православной Византией еретиками, отколовшимися в V в. от основного кафолического христианства. Современное название коптов как монофизитов, которыми они стали только в 536 г., с избранием особого «коптского» патриарха исключает из истории египетской церкви ее заслуги на этапе становления и первоначального развития христианской церкви. Оба понятия («монофизиты» и «копты») не воспринимаются как однозначные в научных кругах. Понятие «монофизиты» много шире понятия «копты», тогда как последнее ассоциируется с египетскими христианами.

Христиане Египта гордятся тем, что они и их предшественники сохранили веру, несмотря на давление со стороны ислама. Они чувствуют необходимость сохранения части египетской истории, которая активно замалчивается мусульманами в самом Египте и в западных публикациях .

Отношение к коптам со стороны египтян-мусульман различно. Образованные мусульмане, особенно если они противопоставляют себя арабам, туркам и т. п., осознают, что копты связаны с истинной египетской самобытностью. Неграмотные египтяне-мусульмане считают коптов иностранцами. Мусульмане, предки которых были христианами и которые помнят о христианском прошлом Египта, испытывают неприязненные чувства к коптам. Более объективные исследователи предполагают, что виновниками распространения расистских, религиозных и философских предубеждений являются западные специалисты. «Копты должны называться египетскими христианами», — считает египетский автор статьи «В поисках утерянной самобытности Египта» .

На западе часто относят христиан-египтян к коптам, а мусульман-египтян — к египтянам. Термин «копт» ассоциируется с монофизитами, яко-витами и даже гностиками. Другие относят коптов к смешанному египетско-греческому народу, культуре, языку. В некоторых научных кругах коптами называют эфиопов и иногда — армян, только потому, что они монофизиты .

Сами египетские христиане называют себя коптами. В настоящее время понятие «копт» обозначает египетского христианина-монофизита, в отличие от копта-католика или протестанта. Это понятие утвердилось и понятно как в научных кругах, так и среди мировой общественности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые исследователи называют коптов этносом, противопоставляя египетским мусульманам. Но мусульман Египта нельзя назвать ни пришлым населением — арабами или турками, захватившим когда-то Египет, ни населением, растворившимся в потомках своих завоевателей.

Копты — интегрированная часть египетской нации, обладающая внутренней религиозной сплоченностью, сохраняющая свои обычаи, собственное христианское мировоззрение, ставшая в результате исторических испытаний меньшинством.

Крупный этнос по своей религиозной структуре редко бывает моноконфессиональным, и наоборот, для большинства значительных религиозных общностей характерна полиэтничность. Если конфессиональная разнородность народа возникла сравнительно давно, то культурные традиции, характерные для разных конфессий (особенно если они по вероучению и культу достаточно далеки друг от друга), накладывают на облик различных конфессиональных групп внут-

ри одного этноса довольно сильный отпечаток. У них часто появляется четкое осознание своей «особости». В результате обычная религиозная группа в рамках этноса превращается в группу этноконфессиональную. Однако этого нельзя сказать о коптах.

Концепция о существовании социокультурных организмов особого типа, названных этнокон-фессиональными группами, была предложена в конце 60-х — начале 70-х гг. ХХ в. Конфессиональные группы превращаются в группы этно-конфессиональные лишь в тех случаях, когда они приобретают особые, только им присущие этнические, а не только конфессиональные свойства. В нашем случае происходило перетекание практически однородного этноса из одной религии в другую в течение тысячелетий. Большая группа -коптов-христиан стала меньшей, но назвать ее другим этносом по отношению к египтянам-мусульманам невозможно. Совместное проживание на одной территории сделало эти различные части когда-то единого этноса похожими.

Особое значение имеет религия в тех случаях, когда именно смена вероисповедания создает возможности внутренней эндогамии и последующего выделения религиозной группы в самостоятельный этнос. Однако этого не случилось с египетским народом, причем ни в случае принятия христианства, ни относительно ислама. Давление ислама на христианское население Египта было столь велико, что скорее можно говорить об образовании этноса египетских мусульман как египетских арабов, чем об этносе коптов как оставшихся верными христианству. Но и в случае с мусульманами Египта, которые «вспомнили» после распада Османской империи, что они потомки древних египтян, новый этнос не сформировался.

Образование исторических национальностей не есть переплетение явлений биологического характера с явлениями характера социологического, это есть образование исторической конкретности, исторической индивидуальности из природного расового хаоса . Для человека биологические особенности строения и физиологии в качестве этнических критериев несущественны и вторичны, значительно большую роль играют особенности социального свойства, такие как язык, нравы, традиции, обычаи, верования, культура, искусство, ремесла. Некоторые исследователи делают заключение, что в ряде этносов можно обнаружить представителей самых различных антропологических типов, но нет

этноса, не имеющего каких-либо единых социокультурных характеристик. Расовые смешения давно перемешали антропологические типы египтян, но, что касается социокультурных характеристик христиан и мусульман Египта, без сомнения, они различны.

Библиографический список

%8B&printable=yes

3. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. — М., 1990.

Bibliograficheskij spisok

В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».

В течение нескольких столетий Египет был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть египтян-христиан, в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира. Представитель коптского народа
Фото:

Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараоновна протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры египетские иероглифы сменились на греческое письмо, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47−48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С незапамятных времен коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу.
Феодор II — Патриарх Александрийский с 18 ноября 2012 года
Фото: Источник

Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Как правило, это замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством — и в теологии, и в традициях. Копты — монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две — божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на древнем языке коптов. Коптская церковь в Шарм-эль-Шейх
Фото:

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Очень необычны у коптов места захоронений — кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.

Именно у коптов в III−IV веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила.

В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой. Св. Мина с Христом. Одна из древнейших коптских икон (VI век). Лувр
Фото: ru.wikipedia.org

Из праздников копты почитают Рождество, отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны — Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Его копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой. Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах.

Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптского культурного наследия.

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий — автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом — основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени — потомки фараонов.

Живут копты в своих городских районах, в Каире таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты — очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся.

Теги: христианство, Египет, копты, Древний Египет, Марк Евангелист, церковь, древний язык, культурное наследие

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *