Христианские мотивы преступление и наказание

Литература

10 класс

Урок № 36

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.

3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.

Тезаурус

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Контраст — резкая противоположность.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Список литературы

Основная литература:

Дополнительная литература:

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 «классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. С. 72-83

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».

В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.

Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.

Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «… Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».

Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.

Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.

Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».

Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.

Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.

Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал… он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».

В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какой смысл заключён в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены;

б) несоответствие наказания совершённому преступлению;

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание;

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Разбор решения: на протяжении всего романа автор пытается показать нам страдания героя за содеянное зло. Раскольников, увлечённый теорией деления людей на «высших» и «низших», хотел проверить её. Но его душа страдает, он понимает, что нужно нести ответственность, признаться. Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «неотвратимость наказания за совершённое преступление».

Единичный выбор.

Выберете верное утверждение

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности;

Автор развенчивает теорию Раскольникова в том, что доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления;

Психологический (Раскольников – Порфирий Петрович) конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

Разбор задания: в первом случает ответ будет неверным, так как автор заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории. Во втором случае тоже неверный. Так как автор показывает нам главный конфликт – внутренний (происходящий в душе героя)

В третьем случае жёлтый цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа. В романе Достоевский использует жёлтый цвет для описания: внешности героев обоев и мебели в жилище героев. Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует жёлтые обои. Мы видим жёлтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.

Правильный ответ:

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Наказание и воскресение Раскольникова

Тип: Характеристика героев

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» (Ф.М. Достоевский)
Главным героем Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Родион Раскольников бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге. Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Задавленный бедностью и другими социальными условиями, Раскольников придумывает теорию. По этой теории люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Он считает, что для своей цели настоящий человек может переступить через все. Чтобы проверить свою теорию Раскольников решает убить старуху процентщицу Алену Ивановну, тем самым освободить от сестры Лизавету, которая находилась под её влиянием и исполняла любые приказания. Раскольников полгода вынашивал план. В конце концов, он решился. На это решение повлияло самопожертвование сестры, матери и стечение обстоятельств.
Раскольников, совершая преступления, был словно в бреду. Он планировал убить только Алену Ивановну, но приходит ее сестра Лизавета и становится невольным свидетелем убийства. Из-за этого Раскольникову приходится убить и Лизавету.
После совершения преступления «он не спал, но был в забытьи». Раскольников «в первое мгновение думал, что с ума сойдет», у него была лихорадка, бил озноб. А деньги, «которые он вытащил у старухи из сундука» спрятал в дыру в стене.
После убийства Раскольников начинает меняться с каждым днем. Он уходит в себя. В душе он пытается оправдать себя и приходит к выводу, что он убил себя, а не старуху.
Он считает, что его все подозревают. Особенно на него влияет странное поведение Порфирия Петровича. Я думаю, что при каждой встречи они ведут борьбу каждым взглядом и словами, хоть и знают правду. Следователь хочет, чтобы Раскольников раскаялся и пришел с повинной. Так и случается, благодаря Сонечке Мармеладовой. Сонечка «маленького роста, лет восемнадцати, худенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Впервые о Соне мы узнаем из рассказа Мармеладов. Из-за бедности она идет на самопожертвование ради своей семьи. Услышав рассказ Раскольников сочувствует Соне. Но считает её нравственной преступницей и видит в ней родственную душу. При каждой встрече он узнает её все больше и больше. И наконец понимает, что даже если Соня и преступница, неё сохранилась чистая душа, которая впоследствии воскрешает душу Раскольникова. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. Я думаю, что автор этим хочет показать, что воскресить можно любую душу. Когда Раскольников понимает душу Сони , он понимает, что любит её. Сонечка также любит Раскольникова и решает взять часть наказания на себя. Только благодаря Соне он наконец раскаивается. Главным моментом раскаяния является не то как он целует землю, а то когда он действительно раскаялся на каторге и переродился в нового человека, как и говорил Достоевский «любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Добавил: klaram
Беру!

25732 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

Имя Ф. М. Достоевского в сознании читателей всегда соотносится с глобальными проблемами, поднятыми в его произведениях. Неслучайно пять главных его романов названы исследователями великим Пятикнижием, по аналогии со Священным Писанием — главной книгой христианства.

Первым из пяти романов этого цикла является роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году.

В данной статье мы попытаемся показать, какую роль в духовном развитии главного героя имеет Евангельская притча о Лазаре. Эта притча приводится в четвертом Евангелии Нового Завета — от Иоанна. В ней говорится о том, что Иисус воскрешает своего друга, который был мертв уже четыре дня и находился в гробу в пещере, плотно закрытой камнем.

Иисус воскрешает Лазаря

Вернуть к жизни человека, тело которого явило признаки тления, казалось невозможным, но Иисус сказал: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Когда камень был отвален, Иисус обратился к Отцу Небесному со словами: «Отче! Благодарю тебя, что Ты услышал Меня…». Произнеся эти слова, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…».

Таким образом, Христос демонстрирует победу не только над смертью, но и над тлением. Тление победить значительно сложнее, потому что до сих пор казалось, что это необратимый процесс. Но Христос говорит, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божьей и тем самым дает надежду на преодоление самых фатальных обстоятельств.

Эта притча имеет большое значение в идейной структуре романа «Преступление и наказание». Главный герой романа, Родион Раскольников, не верует в Бога, но, подобно многим героям писателя, читает и знает Евангелие. Сюжет о воскресении Лазаря значит для него очень много: «На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.

Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание»

— Это откуда? – крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.
— Мне принесли, — ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
— Кто принес?
— Лизавета принесла, я просила.

«Лизавета! Странно!» — подумал он. Все у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.
— Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня».

В этом эпизоде важно все: книга обращает на себя внимание героя и не дает ему покоя, несмотря на то, что он очень взволнован. Она как бы магнитит его. Ее старый потрепанный вид говорит о том, что к ней обращаются очень часто. Раскольников кричит: «Это откуда?», находясь с Соней в одной комнате, что говорит о крайней степени его возбуждения.

Его поведение контрастирует с поведением Сони, которая стоит неподвижно и отвечает ему «будто нехотя и не взглядывая на него». Для нее книга, подаренная Лизаветой, хранится в сокровенном уголке души, который она не хочет открывать. Раскольников же, напротив, пытается обнажить сокровенное, потому что для него это очень важно.

Он соотносит себя именно с Лазарем, который был мертв уже четыре дня. Это подчеркивается и тем обстоятельством, что четыре дня после убийства он проводит в своей каморке, похожей на гроб.

Считая себя мертвым, Раскольников не рассчитывает на спасение и воскресение. Он сознательно отторгает себя от людей, потому что не верит в Христа как в собственного спасителя. «Раскольников жил в мире и чувствовал свое место в мире. Мир был враждебен, но обойти его стороной нельзя было, все в мире цеплялось одно за другое, каждая клеточка в нем зависела от общего течения дел. Он понимал: чтобы изменить свою личную судьбу, судьбу матери и сестры, ему надо изменить весь существующий миропорядок.

Чувство протеста не давало ему примириться, слож ить руки. Он отделял себя от других, от остального мира — и восстал против него, но в одиночку и по своей собственной, им самим выработанной программе». Вера Сони, фанатичный блеск ее глаз во время чтения Евангелия кажутся ему помешательством: «Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? <…>

Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве все это не признаки помешательства? <…> «Юродивая! юродивая!» — твердил он про себя <…>…Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. <…>… она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев…<…> (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела)».

К Соне его тянет не желание спасения, а ощущение родственной преступной души. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечной книги», пытаясь открыть для себя свет на мрачном фоне своей жизни. Судьба Сони также связана с образом из Библии – образом Марии Магдалины, прощенной Иисусом блудницы. Еще одной деталью, связывающей образ Сони с Марией Магдалиной, является то, что Соня поселилась у Капернаумова, чья фамилия связана с древним городом Капернаум, близ которого лежал город Магдала, откуда происходила Мария Магдалина. «Соня, находясь в самом вертепе порока, сохранила чистоту души – благодаря своей вере в Христа: «Что ж я без бога-то была?».

По замыслу Достоевского, Соня призвана чистотой своей души, своей ролью в трагедии Раскольникова неопровержимо подтвердить истинность христианства. … Ее идеология исчерпывается верой в бога».

Путь Раскольникова на каторгу не является путем раскаяния, для него признание в убийстве и последующий суд являются такой же «пробой», как и убийство старухи. Только теперь он убивает себя, завершая то, что начал, решившись на преступление. «Разложение души» Раскольникова ощущается и каторжанами: «Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть – почему?

Он не знал этого. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее. <…>…произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.

— Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо!
Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника…».
Героя воскрешает не Евангелие, как знак православной веры, а тихая деятельная любовь Сони Мармеладовой.

В конце романа Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».Только теперь Раскольников обращает внимание на Евангелие, не потому что пытается отыскать истину в словах этой книги, а потому, что в его сердце уже живет зарождающееся нежное чувство к Соне: «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря.

В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь…».
Таким образом, Достоевский показывает историю «идеи», которая овладевает сознанием Раскольникова и заставляет его совершать поступки, не совместимые с человеческой нравственностью. Эта «идея» делает его «мертвым», подобно тому Евангельскому персонажу, воскресение которого так интересует героя. Однако, одержимый собственной теорией, Раскольников перестает искренне чувствовать и это отторгает его от людей и приводит на каторгу.

Христос, по мысли Достоевского, живет в сердце человека, поэтому воскрешение сердца Раскольникова и есть главное чудо, соотносимое с Евангельской притчей. Раскольников идет к Евангелию через любовь и в этом нет насилия над его личностью (он думал, что она замучит его религией, но Соня ни разу не заговаривала об этом). Очевидно, что автор оставляет своему герою свободу выбора того пути, на который ему предстоит вступить.

Значение Достоевского в познании психологии человека трудно переоценить, он сам называет себя «реалистом в высшем смысле», то есть дает понять, что природа человека тяготеет к вечному поиску высшего начала. Для самого Достоевского этой точкой является Христос. И в романе «Преступление и наказание» принятие идеи Христа дается с достоверностью, подвластной только великому психологу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *