Христианские святыни в сирии

Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира.

Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.

Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане (сунниты, шииты, алавиты), 10% — 15% – христиане (почти 3 миллиона человек), из них половина – православные, другие — католики и протестанты.

Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.

Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав и монашеское облачение пришли в Россию из Сирии.

Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).

С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона. До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.

Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.

В Хомсе проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти тоже, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).

Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – часть пояса Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.

В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

В городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.

Маалюля — это последнее место на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке – именно на нем Спаситель проповедовал нам Любовь. По сакральной значимости, Маалюля один из духовных центров христианства и православия. Две тысячи лет назад именно в эту котловину вбежала гонимая первая христианская святая Фекла. Скалы расступились перед ней после жаркой молитвы. Девушка спряталась от погони в одной из бесчисленных пещер, и прожила в ней всю жизнь, в ней же и упокоилась. Первой христианке Фекле не было и 20 лет, но она уже страшно претерпела за свою веру – ее травили львами, сажали в яму со змеями. Феклу пытались сжечь, но страшный ливень буквально смыл и палачей и костер. А свидетельства ее духовного подвига даже сейчас может увидеть каждый: нужно лишь представить, что скалы сдвинулись обратно, и они соединятся рваными краями без щелей и зазоров, как две детали конструктора. Реальное и зримое доказательство свершившегося чуда. Как выяснилось, у Маалюли оказались удивительные духовные связи с Россией. Один из самых почитаемых русских православных святых – Сергий Радонежский, принял во время пострига новое имя в честь бывшего римского легионера Сергия. Он служил в одном из пещерных храмов Маалюли и во время очередных гонений умер от пыток, но от Христа не отрекся.

В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Это первый женский монастырь в мире.

В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).

В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.

Сайданай — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников. По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.

Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.

На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.

<< Страница фестиваля Сохранить

Об этом с тревогой говорили участники пресс-конференции, состоявшейся в Москве, в центральном офисе агентства «Интерфакс». Пресс-конференция имела формат телемоста Дамаск–Москва, благодаря чему журналисты, аккредитованные в российской столице, имели возможность напрямую задать вопросы собеседникам из ближневосточной страны – ответственному секретарю парламента Сирии Халед аль-Аббуду и викарию Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Игнатия епископу Луке Хабибу Хури.

Сложная внутриполитическая ситуация в Сирии непосредственно отражается на жизни простых граждан. Тысячи сирийских христиан стали беженцами, разграблениям подверглись не только их жилища, но и православные храмы, находящиеся в городах Хомсе и Хаме. Многие из храмов были разорены и сожжены, в частности храм Георгия Победоносца и храм Пояса Богородицы. Обстрелу подвергся даже знаменитый монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Сейдная, основанный еще в VI веке, куда традиционно совершали паломничество не только христиане, но и мусульмане, особенно бездетные семьи, ищущие помощи и предстательства Божией Матери перед Ее чудотворной Сейднайской иконой, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой.

Как отметил, предваряя вопросы представителей СМИ, член Центрального совета Национального союза сирийских студентов, президент этого союза в России и СНГ Наоваф Ибрахим, в настоящее время против его страны ведется необъявленная информационная война. По его мнению, все происходящее в Сирии предвзято интерпретируется и транслируется мировыми масс-медиа, умышленно замалчивающими массовые факты насилия над мирным гражданским населением, разрушения боевиками культурных и религиозных памятников. Он призвал российских журналистов помочь страдающему сирийскому народу правдивым и честным освещением происходящего, а также поблагодарил радиостанцию «Голос России», корреспонденты которой находятся в пылающей войной стране и одни из немногих регулярно передают объективную информацию о происходящем там.

Храм Сорока мученников после атаки боевиков

В свою очередь руководитель Фонда «Международная христианская солидарность» Д.В. Пахомов напомнил, что Сирия – священная земля для представителей двух крупнейших мировых религий – христианства и ислама, и именно в древней Антиохии учеников Христа впервые назвали христианами. «Христианская и мусульманская общины Сирии на протяжении веков жили в мире и гармонии», – отметил он, подчеркнув, что сегодня радикальные исламисты-салафиты, влившиеся в так называемую «Свободную сирийскую армию», ведут вооруженную борьбу против законного правительства республики и одновременно осуществляют геноцид представителей традиционных конфессий страны. «В тех провинциях Сирии, где хозяйничают бойцы так называемой «Свободной сирийской армии”, систематически оскверняются и разрушаются христианские храмы, а также мечети, принадлежащие иным исламским течениям, которые считаются ваххабитами еретическими», – сообщил руководитель фонда, заметив, что ознакомился с ситуацией лично, посетив в апреле 2012 года Сирийскую Арабскую Республику. В качестве возможных мер помощи сирийским христианам он также назвал широкое информирование мировой общественности о фактах насилия над верующими, осквернения и разрушения святынь. Д. Пахомов рассказал, что до конца текущего 2012 года планируется провести в одной из европейских стран международную выставку с демонстрацией фото- и видеоматериалов о разрушении христианских святынь Сирии представителями нетрадиционных радикальных исламских группировок.

Участвовавший в пресс-конференции комиссар Всероссийского молодежного движения «Наши» Константин Голоскоков рассказал журналистам, что его организация уже полтора года тесно взаимодействует с Союзом сирийских студентов, организованы поездки в Сирию трех делегаций из России. По его словам, в сентябре планируется отправка в ближневосточную страну группы российских наблюдателей для мониторинга за состоянием объектов культурного наследия. «Мы хотим сами увидеть, в каком состоянии находятся там храмы и мечети, и доносить эту информацию через все доступные нам медийные ресурсы», – сообщил российский молодежный лидер.

Храм св.вмч. Георгия и школа при нем. Многие из храмов были разорены и сожжены, в частности храм Георгия Победоносца и храм Пояса Богородицы.

В ходе телемоста, отвечая на вопросы журналистов, ответственный секретарь парламента Сирии Халед аль-Аббуд подчеркнул, что церкви и мечети в Сирии недаром становятся жертвами террористов «наряду с народом», потому, что война ведется против всего народа, а мирное сосуществование христиан и мусульман – неотъемлемая часть жизни сирийского общества. Рост терроризма является следствием воздействия внешних сил, заявил парламентарий, он был «внесен в нашу страну искусственно».

Храм св.вмч. Георгия и школа при нем. Многие из храмов были разорены и сожжены, в частности храм Георгия Победоносца и храм Пояса Богородицы.

Дамасский участник пресс-конференции епископ Лука Хабиб Хури напомнил о древности христианских традиций в Сирии, которые тесно связаны с историей самой страны, а также о том, что христиане принимали и принимают в ней участие наравне с мусульманами и представителями других конфессий. «Ныне мы объединены общими чувствами, мы выступаем за мир, за скорейшее урегулирование ситуации», – подчеркнул он. Архиерей подтвердил, что в Сирии в ходе боевых действий происходит разрушение христианских храмов, особенно много таких случаев в Хомсе. Владыка Лука отметил, что большинство преступников, совершающих нападения на храмы, глубоко невежественны, они просто не представляют их исторической ценности и духовной значимости. «Это неграмотные люди, и их используют для варварских действий», – подчеркнул он, заметив, что многие боевики являются не сирийскими гражданами, а иностранными наемниками, в том числе прибывшими из США, имеющими опыт участия в боевых действиях в Ливии. «У нас есть факты, которые подтверждают это», – подчеркнул владыка. Православный иерарх выразил надежду то, что «в недалеком будущем с этим будет покончено, и процесс мирного урегулирования будет начат, несмотря на существующие препятствия». Он отметил: хотя ситуация в стране сложная, однако террористам не удалось дестабилизировать жизнь страны.

Архиерей подтвердил, что в Сирии в ходе боевых действий происходит разрушение христианских храмов, особенно много таких случаев в Хомсе. Владыка Лука отметил, что большинство преступников, совершающих нападения на храмы, глубоко невежественны, они просто не представляют их исторической ценности и духовной значимости. «Это неграмотные люди, и их используют для варварских действий», – подчеркнул он, заметив, что многие боевики являются не сирийскими гражданами, а иностранными наемниками, в том числе прибывшими из США, имеющими опыт участия в боевых действиях в Ливии.

Дамасские участники диалога резюмировали, что для них, как и для всего народа Сирии, важно, чтобы страна сохранила свою целостность, независимость и уникальную самобытность, позволявшую представителям разных конфессий жить в мире.

<strong>АЛЕППО (Сирия), 2 мар — РИА Новости.</strong> Мирная жизнь постепенно возвращается в старые кварталы сирийского <a href=»https://ria.ru/location_Aleppo/» target=»_blank»>Алеппо</a>, что особо контрастирует с находящимся неподалеку Идлибом.Беженцы из <a href=»https://ria.ru/location_Idlib_Governorate/» target=»_blank»>Идлиба</a>, осевшие в Алеппо, хотят вернуться после освобождения от боевиков в свои населенные пункты. Но пока на родине — война и разруха. А в экономической столице <a href=»https://ria.ru/location_Syria/» target=»_blank»>Сирии</a> многие уже успели найти работу или даже открыть бизнес. Ханни Хазам приглашает нас в свой ресторан итальянской кухни, который ему теперь и заработок, и родной дом.Кордон блю – куриная котлета с подливой – это для особых ценителей местной кухни. Для посетителей попроще могут предложить бургер или кебаб. Боевики отняли у него все, но переезд позволил встряхнуться и начать совершенно иную жизнь.Того же мнения и Халя Аян. У нее нет своего бизнеса, она работает продавщицей, но тоже довольна тем, что происходит в Алеппо, куда она бежала из Идлиба.Молодой человек по имени Мухаммед сразу по приезде в Алеппо устроился водителем. На своем маленьком грузовичке развозит товары по магазинам. По его словам, в Идлибе местные жители страдают от произвола боевиков. Бандиты могут отобрать любое имущество, а правды искать бесполезно.»Мы уезжали оттуда буквально без всего — террористы запрещали брать с собой хоть какой-то скарб. Все деньги отобрали. У меня там остались родственники — мы очень волнуемся за них, потому что там ничего нельзя делать, если ты не поддерживаешь террористов. Спасибо России за то, что здесь теперь у нас есть возможность просто спокойно жить», — говорит Мухаммед Хамад.Цитадель Алеппо — самая большая крепость Ближнего востока. В 2016 года вокруг нее грохотала артиллерия. Сегодня – тишина и гуляют дети, а сам район активно восстанавливается.До войны население Алеппо было около 2 миллионов, но с окончанием боевых действий этот показатель может быть запросто превышен, говорят представители городских властей. Из-за того, что террористы на севере грабят экономически активное население, а здесь бизнесу дан зеленый свет, в Алеппо массово перетекают люди из идлибской зоны деэскалации. Причем у них есть деньги, которые начинают работать на экономику Сирийской Арабской Республики.Местные рестораторы уже почувствовали на себе оживление экономики Алеппо.»Это были очень сложные времена, мы находились в осаде, доставка всего что нужно каждый день — была очень проблематичной. Знаете, в Идлибе они верят только в одну вещь — псевдоисламские правила, и нас с нашим взглядом на жизнь там не ждут, если мягко. Мы рады любым гостям, всех вероисповеданий и национальностей – а там так нельзя», — свидетельствует владелец ресторана традиционной арабской кухни Ирак Сулахелиан.О предприимчивости жителей Алеппо ходят легенды. Через две недели после освобождения района Бустан Аль Каср в нем уже работали магазины, хотя верхние этажи зданий были повреждены из-за обстрелов. Теперь то же самое происходит и в западной части города. К энергии обитателей Алеппо добавилась энергия жителей Идлиба. Вместе они стараются поскорее забыть о войне.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *