Христианские традиции возникли в

Культура Вавилона: продолжение традиций

В первой половине 2 тыс. до н. э. произошло новое объединение всех государств Месопотамии вокруг Вавилона. Начиная с этого времени в течение почти 2 тыс. лет Вавилон оставался экономическим и куль­турным центром всего Древнего мира.

Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата бога». Вели­чественный Вавилон располагался на берегах реки Евфрат. Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. При Хаммура­пи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом.

Хаммурапи являлся мудрым правителем и дипломатом. Он забо­тился о законах, порядке и процветании своего государства. Хаммура­пи создал первую в истории цивилизации законодательную систему, образцом для которой послужил, несомненно, свод законов шумерского царя Шульги. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером даль­нейшего развития права. Текст законов носил «синтетический» харак­тер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Цель этого правового кодекса состояла в том, «дабы силь­ный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справед­ливость…». Свод законов Хаммурапи состоял из 282 законов, в кото­рых много внимания уделялось наказаниям за различные проступки и преступления.

Для законов царя характерно широкое применение смертной казни за самые различные виды преступления — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение – за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В отдельных случаях устанавливались наказания по принципу талиона «око за око, зуб за зуб, человек за человека» (очевидно, что принцип талиона являлся отправной точкой библейских заповедей) либо денежная компенсация. Сюда же были включены требования: «не лги», «не лжесвидетельствуй», «не кради», которые мы также встречаем в Библии. Как видим, основы библейских заповедей формировались за многие сотни лет до создания самой Библии.

Кодекс Хаммурапи представлял собой плод огромной работы по сбору и систематизации правовых норм, впоследствии он был выбит клинописью на каменном столбе — стеле.

Стела — каменный столб или плита с высеченными на ней текстами или изображениями.

При этом в Вавилонии было развито долговое рабство и ростовщичество. Силой закона Хаммурапи пытался сдерживать эти процессы, но законы, как и в более поздние времена, выполнялись не всегда. Имущественная зависимость приводила к тому продавали своих детей. Этот «товар» был прибыльным, хотя в моральном отношении подобная торговля уже и в те времена была, конечно,весьма сомнительной. Существовала поговорка (дошедшая до наших дней): «Сильный человек живет своими руками, а слабый – ценой своих детей». То есть такая «торговля» обществом не одобрялось, но это не мешало ей процветать.

Вавилоняне чтили старых месопотамских богов, но верховным богом пантеона был Мардук. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители «Злой семерки», им противопоставлялись «7 мудрецов» — полезных и добрых демонов. Этот культ лег в основу современной семидневной недели. Ежегодно в Вавилоне происходил 11-дневный новогодний праздник в день весеннего равноденствия (когда боги на год определяли судьбы города и горожан) с бесчисленными молебнами и процессиями. Из уст в уста передавались мифы о том, как Mapдук создал мир и его сын Набу явился людям.

Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога Солнца Шамаша были даже жрицы-затворницы, прототипы христианских монахинь. Для культуры с мощным жречеством характерен высокий уровень развития науки. Культ небесных светил был исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские названия созвездий Единорог, Близнецы, Скорпион сохранились до наших дней. В целом вавилоняне значительно опередили в астрономичес­ких наблюдениях египтян. Математика, как и у шумеров, основывалась на шестидесятеричном счете. Отсюда произошли наши 60 минут в часе и 360° в окружности. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры (они могли решать уравнения с тремя неизвестными).

Следует отметить, что интересы жителей Месопотамии в большей мере были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонские жрецы не обещали благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещали их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура древнего Египта того же периода.

Важнейшими центрами культурной и хозяйственной жизни в Месопотамии были храмы. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Их классической формой была высокая ступенчатая башня — зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов могло быть от четырех до семи. Зиккураты были выкрашены с цветовыми переходами: от более темного внизу — к более светлому вверху; террасы, как правило, озеленены. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии.

В целом архитектурное искусство Вавилона дошло до нас в меньшей мере, чем Египта. Это вполне объяснимо: территория Месопотамии была бедна камнем, и основным строительным материалом являлся кирпич, высушенный на солнце. Непрочный строительный материал диктовал тяжеловесные прямоугольные формы архитектуры с массив­ными стенами. Кроме этого встречались такие элементы архитектуры, как купола, арки, сводчатые потолки. Искусствоведы высказывают точку зрения, что эти формы впоследствии легли в основу строитель­ного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Следует отметить и тот факт, что древние цивилизации дали миру не только архитектурные формы, законы и нравственные правила, но как видим, они во многом явились источником библейской мифологии. В частности, миф о всемирном потопе впервые упоминается в по­эме о Гильгамеше — герое месопотамского эпоса. Этот эпос на несколь­ко столетий старше эпоса Гомера. Поэма дошла до нас на вавилонском языке, но была шумерского происхождения. Поэма была переведена вавилонянами и ассирийцами — наследниками шумеров.

В поэме рассказывается, что жителю города Шурупака (который распо­лагался на берегу Евфрата) Утнапиштиму во сне явился бог Эа с пре­дупреждением о потопе. Бог велел ему соорудить ковчег, погрузить туда близких, имущество, животных. Затем шесть дней шел ливень, уничто­живший все живое. А на седьмой день ливень прекратился, и все спасен­ные высадились на землю. В основе повествования могли лежать реаль­ные события. В бассейне рек Тигра и Евфрата случались наводнения общей площадью от 150 до 650 км2. Для мирных жителей это вполне могло создать иллюзию всемирного потопа. Легенде о всемирном пото­пе свыше 5 тыс. лет.

LiveInternetLiveInternet

Вавилонское рабовладельческое общество, будучи наследником древнего Шумера, восприняло и достижения его культуры. В свою очередь вавилонская культура оказывала огромное влияние на культурное развитие современных ей народов Передней Азии и даже далёкого Египта. Немало её достижений вошло впоследствии в состав культуры древних греков и других народов Европы и Азии. Огромное историческое значение вавилонской культуры определяется положительными достижениями науки и искусства. Эти достижения были велики, несмотря на то, что характер вавилонской культуры в значительной мере определялся религиозной идеологией. Вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.
Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли свое значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились.Унаследованный от глубокой древности культ умирающего и воскресающего бога растительности имел широкое распространение. Олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) —возлюбленный богини Иштар.
Немаловажным божеством был бог грозы и дождя — Адад (у шумеров Ишкур), почитавшийся особенно в более северных районах, где известную роль для земледелия играло орошение дождевыми водами (“воды Адада”).
В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Важную роль играли божества Солнца и Луны — Шамаш и Син. Иштар, соответствующую шумерской Инанне, богине Урука, олицетворяла планета Венера. В кроваво-красной планете Марсе видели Нергала, бога войны, болезней и смерти, главного бога города Куту. Бог мудрости, письма и счёта Набу (что соответствует западно-семитскому наби — “пророк”), почитавшийся в соседней с Вавилоном Борсиппе, сопоставлялся с планетой Меркурием. Наконец, с планетой Сатурном был сопоставлен Нинурта, бог удачной войны. Бог Мардук отождествлялся с самой большой планетой— Юпитером. Семь главных астральных (звёздных) богов вместе с триадой — Ану, Бел (Энлиль), Эа — играли важнейшую роль в религии Вавилона. В честь этих богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля, подземная вода) или в семь (семь планет). Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.
В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями—зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.
В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.
В вавилонском мифе о сотворении мира (в основу этого мифа был положен аналогичный шумерский миф), написанном на семи глиняных табличках, рассказывается, что сперва был хаос, водная пучина, которая олицетворялась в виде чудовища Тиамту. Родившиеся из недр её боги задумали погубить Тиамту, внеся порядок в хаос. Тиамту, узнав об этих замыслах, решила в свою очередь уничтожить богов. Один лишь Мардук (в более древней версии Энлиль) не убоялся её и выразил готовность вступить с ней в борьбу, но потребовал в случае победы над Тиамту полного подчинения богов его господству, чтобы “непреходящим и беспрекословным был бы приказ его уст”. Когда боги на своём совете приняли требование Мардука, последний вступил в единоборство с Тиамту и, убив её, создал из её тела небо со звёздами, землю с растениями, животными и воду с рыбами. Завершением мироздания являлось сотворение человека, созданного из глины и из крови одного из богов, казнённого за измену богам и помощь Тиамту. Обязанностью человека стало жертвоприношение богамТаково краткое содержание очень древнего мифа о сотворении мира, обработанного вавилонским жречеством. Политическая тенденция выступает в этой обработке чётко и определенно. Вавилон победил, и все прочие города подчинились ему как наиболее сильному; надлежало закрепить эту победу указанием на то, что с начала мира самым мощным из богов был Мардук, бог-покровитель Вавилона.
Таким образом, бог Мардук был объявлен царём богов, но вавилонские жрецы в стремлении возвеличить своего бога не довольствовались этим. В дальнейшем они пытались слить в образе Мардука образы всех великих богов Вавилонии. Об этом свидетельствует, в частности, более поздний религиозный текст, объявляющий великих богов теми или иными проявлениями Мардука: бога войны, болезни и смерти Нергала — Мардуком силы, бога письменности Набу — Мардуком мудрости, бога Луны Сина — Мардуком ночного света и т. д. В особенности же стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бела-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бола-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильное смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые смуты, жена Бела-Мардука, “владычица Вавилона”, спускается за ним в подземное царство, и бог воскресает к новой жизни.
Этот вкратце изложенный миф, несомненно, косвенно повлиял на оформление евангельского мифа о Христе. Как миф о мироздании, так и миф о страстях Бела-Мардука читались в главном храме Вавилона в новогодний праздник. В этой части ритуала новогоднего праздника имеется зародыш религиозной драмы. Миф об умирании и оживлении природы составляет основу и вавилонского мифа о схождении богини. Иштар в “страну без возврата”, т. е. в царство мёртвых. В этом мифе, также переработанном из шумерского, дошедшем до нас в прекрасном стихотворном изложении, действующей силой выступает женское начало — богиня Иштар, богиня любви и плодородия, а также её жестокая противница богиня Эрешкигаль. В этом нельзя не видеть некоторых пережитков представлений времени господства материнского рода.
Мощным средством воздействия жречества на народные массы была магия. Путём магических формул жрецы-заклинатели “спасали” людей от болезней и несчастий, “вызванных” злыми духами, ведьмами и колдунами. Жрецы-предсказатели якобы предвещали своим искусством человеку грядущую беду и пытались предотвратить её при помощи колдовства. Прорицания давались на основании полёта птиц, восхода и захода небесных светил (астрология), по форме печени овцы и т. д. Вавилонские заклинания и прорицания оказали сильнейшее воздействие на религию соседних стран, а при посредстве хеттов — и на греческую религию. Античный же мир передал многие элементы из вавилонской магии и средневековой Европе
1.

2.

Серия сообщений «Древний Вавилон»:
Часть 1 — Религия древнего Вавилона
Часть 2 — Древняя Вавилония — царство юга Месопотамии
Часть 3 — Карта Вавилонского царства
Часть 4 — Боги Вавилона и Ассирии.

Тема урока: «Формирование иудео-христианской цивилизации, ее духовные традиции»

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Задание:самостоятельно изучите тему и письменно ответьте на вопросы:

1) Когда и кем еврейский народ был освобожден от египетского плена?

2) Какую религию исповедуют евреи? Перечислите ее основные идеи.

3) Чем занимался в древности иудейский народ?

4) Перечислите основные периоды существования иудейской цивилизации

(пример: 1) с 1250 по 928 гг. складывание иудео-христианской цивилизации; 2) с 928 по 586 гг. распад иудеи на два государства захват его Ассирией и т.д.)

Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, переселившиеся из-за Евфрата (их называли хабиру, «заречные») в Палестину, откуда, возможно, в связи с голодом переселились в Египет. Из «египетского плена» ввиду усилившегося давления и угрозы уничтожения около 1250 г. до н. э. пророк Моисей увел 600 тыс. евреев. Он увлек соплеменников идеями, которые впоследствии составили иудаизм.

Многие считают, что евреи были первым народом, начавшим поклоняться Единому Богу, но некоторые историки религии полагают, что на Моисея оказал влияние уже упоминавшийся выше монотеизм Аменхотепа IV, причем это влияние было настолько велико, что заставило Моисея сформулировать еврейский монотеизм и провозгласить его в форме закона.

На вершине Синая бог Яхве (Йахве, Ягве, Иегова) передал через Моисея его народу десять заповедей. (подобные в книге мертвых)

Евреи, приняв иудаизм, стали считать себя избранным народом, т. к. пророк Моисей первым признал Яхве как верховное божество, а Авраам, с которого началась история рода, принес в жертву Богу своего долгожданного первенца Исаака. Евреи верили в приход мессии, спасителя, который придет, чтобы воздать людям по заслугам и свершить праведный суд.

Иудаизм складывался постепенно, что нашло свое отражение в Библии (что по-гречески означает «книги»; отсюда – библиотека, библиография и т. д.).

Менее успешной выглядит деятельность евреев в государственно-политической сфере. В XI в. до н. э. древнееврейские племена, вернувшиеся из Египта и вытеснившие местные племена с территории современного Израиля, основали Израильско-Иудейское царство. Им управляли цари Саул, Давид и Соломон.

После завоевания Ханаана евреи стали оседлым народом, превратились в земледельцев, стали считать земледелие естественным призванием человека. Там, где преобладало земледелие, образ жизни жителей был прост и скромен. Но с течением времени, однако, простой земледельческий строй жизни значительно изменился. С земледелием стала соперничать торговля. Сами цари, со времен Соломона, поощряли торговлю.Все это содействовало быстрому росту городов. Рядом с трудом встал капитал: появились торговля деньгами, ссуды, ростовщичество. Неисправного должника, не уплатившего ссуды к сроку, заимодавец имел право обратить в рабство, как было в обычае у всех древних народов. Различие состояний все увеличивалось, пропасть между богатым классом и бедным расширялась. Но рабство у израильтян не имело значения государственного учреждения, как у греков и римлян.

Судьба государственности еврейского народа оказалась сложной и драматичной. Авторитет царской власти снижался из-за ее неспособности защитить интересы большинства, увязшего в долговой кабале у ростовщиков. Огромную роль играли жрецы, нередко поучавшие власть и противостоявшие ей. В силу ряда причин уже около 928 г. до н. э. древнееврейское государство распалось на два самостоятельных – Израиль и Иудею. В конце VIII в. до н. э. Израиль был завоеван Ассирией, а Иудея откупилась огромной данью. Спустя полтора столетия, в 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор взял штурмом, а затем разрушил Иерусалим и огромный храм, построенный царем Соломоном. Все евреи были уведены в Вавилон.

В период «вавилонского плена» в основном завершилось оформление иудаизма. Персидский царь Кир в 539 г. до н. э. разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить храм. Был установлен строгий монотеизм. Предметы культа и жрецы других богов были уничтожены. В V в. до н. э. были запрещены браки евреев с иноплеменниками. Такая жесткая самоизоляция преследовала цель национальной консолидации еврейского народа, оставшегося без собственной государственности.

Территория, которую евреи стали считать своей исторической родиной, превратилась в место ожесточенной борьбы между различными претендентами на обладание этим важным стратегическим, торгово-экономическим регионом.

После разгрома персов Александром Македонским Палестина входила в состав территорий, которыми правили династии Птолемеев и Селевкидов (Египет) (IV–I вв. до н. э.). С 63 г. до н. э. Палестина вошла в состав Рима. После разгрома римлянами двух восстаний евреев (66–70, 132–135 гг.), разрушения Иерусалимского храма (70 г.) и самого Иерусалима (133 г.) началась длительная эпоха «диаспоры», то есть рассеяния евреев по всему свету.

В новых исторических условиях центром притяжения для евреев стала синагога (буквально – сходка, собрание). В ней читали и толковали Священное Писание, молились, но не приносили жертв. Еврейские книги были переведены на греческий язык. В III–V вв. был составлен Талмуд.

Талмуд – огромный кодекс религиозно-юридических правил житейской и вероисповедной мудрости. В переводе с иврита талмуд означает «изучение». Толкователи Талмуда – раввины – пользовались непререкаемым авторитетом. Раввины не являются священниками в обычном понимании подобного статуса, но их совет как ученых, знатоков писания считается равносильным приказу. Они руководят и духовным судом.

С 395 г. н. э. Палестина вошла в состав Византии. В VII в. Палестину завоевали арабы, в XI – крестоносцы, в XII – египетские султаны. В 1516 г. палестинские земли вошли в состав Османской империи.

Во многих странах в разные исторические периоды евреи подвергались гонениям и даже депортациям. Почвой для широкого распространения антисемитизма, юдофобии, неприязни к евреям была их самоизоляция, вера в свою исключительность. Борьба за выживание, за существование постоянно стимулировала жизненную активность евреев, их стремление к успеху, к упрочению своего материального и социально-правового статуса.

На протяжении 2,5 тысяч лет евреи смогли сохранить свои традиции, терпеливо ожидая своего часа. В ходе Первой мировой войны, в 1917 г. ближневосточные земли были оккупированы английскими войсками и в 1920–1947 гг. являлись мандатной территорией Великобритании. Евреи подверглись тотальному уничтожению на всех территориях, которые оказались под контролем германских фашистов в 1933–1945 гг. Погибло 6 млн евреев. В результате упорной борьбы только в 1947 г. евреям удалось воссоздать свою государственность, которую они успешно развивали в последующие более чем полвека.

Иудео-христианство

Эта статья — о близости двух традиций, иудаизма и христианства. О проблемах во взаимоотношении между различием взглядов см. Иудаизм и христианство. Иаков борется с ангелом, Гюстав Доре (1832—1883), общая история для иудео-христианства.

Иудео-христианством называется набор верований и этики развиваемых из иудаизма и христианства, совокупное наименование для различных неортодоксальных течений и сект, вышедших из cреды евреев-христиан на рубеже I и II вв. Диапазон их взглядов был достаточно широк: от тех, что считали Иисуса Христа исключительно Пророком, на Которого сошёл Дух Божий, до тех, что верили в Его мессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев (в том числе делали обрезание и соблюдали шаббат). В литературе термином иудео-христиане часто обозначают первоапостольскую общину до вхождения в неё «эллинов» (то есть обращенных в христианство язычников), а также Иерусалимскую церковь, руководимую апостолом Иаковом Праведным; однако такое смешение понятий неоправданно.

Иерусалимская церковь была составной частью Великой Церкви, в то время как иудео-христианство от неё обособилось и во II в. рассматривалось уже как сектантское течение (св. Иустин, свт. Ириней Лионский).

Неоднозначность термина

Иудео-христианством именуют:

  • Религиозное мировоззрение перво-апостольской общины.
  • Современные или исторические религиозные движения, ратующие за реформирование верований и практики христианства в сторону иудаизма. Также распространен термин «жидовствующие».
  • Морально-этические принципы, сформировавшие современное мировоззрение западного мира.
  • Термин «иудео-христианство» (также «иудохристианство», «жидохристианство») активно используется неоязычниками для обозначения христианства в целом.

Религиозные течения, иудео-христианской направленности

Религиозные движения иудео-христиан неоднородны по своей сути. Необходимо разделять исторические и современные течения иудео-христиан.

Исторические течения:

  • Эбиониты
  • Ересь жидовствующих

Современные течения:

  • Разнородные христианские общины под общим названием Мессианский иудаизм.
  • Христианская миссия «Евреи за Иисуса»
  • «Движения священного имени» Sacred Name Movement
  • Религиозная организация Еговисты-ильинцы
  • Бней Ноах
  • Субботники
  • Черные евреи

Иудео-христианская концепция в межрелигиозном диалоге

В 1920-х годах, в ответ на рост антисемитизма в Америке, была сформирована группа, состоящая из пастора, раввина и священника, которая проводила разьяснительную работу по всей стране для воспитания более плюралистического и толерантного мировоззрения среди населения. Благодаря этому они стремились привить отношение к Америке не просто как к «христианской стране», но как «стране трех традиций — протестантизма, католицизма и иудаизма».

«Фраза «Иудео-христианство», вошедшая в современный лексикон как стандартный либеральный термин, отражает идею что Западные ценности основаны на религиозном консенсусе, включающем евреев.»

Иудео-христианство часто приводится в пример как возможность взаимосуществования двух религий.

Использование термина

Возникновение термина иудео-христианский и иудео-христианство согласно «Оксфордскому Английскому Словарю» датируется 1899 м и 1910 м годами соответственно. Оба термина возникли применительно к теории о возникновении христианства, и в ином смысле что используется сегодня. Иудео-христианство относилось к ранне-христианской общине, члены которой были евреями и отождествляли себя частью еврейской общины.

Однако на использование термина иудео-христианство впоследствии повлияли труды Ф. Ницше, который выразил свое отношение к религиозной доктрине, развитой христианством из иудаизма в книге «Антихрист». Известно влияние идей Ницше на формирование отношения нацистской Германии к евреям и еврейскому наследию.

Современное значение термина иудео-христианство было выражено впервые в 27 июля 1939 в газете «New English Weekly», словами «Иудео-христианская схема морали». В данное время широко использование термина в смысле «иудео-христианские ценности».

Христианский взгляд

В среде христиан распространено мнение что христианство заменило собой иудаизм, потому иудео-христианство является еретическим учением. В какой то мере такой подход оправдывается словами Павла из Тарса, говорящего «Галатам 4:9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?»

Александр Мень о «иудео-христианстве»:

«Боюсь, что сегодня иудеохристианства не существует — это миф. Есть христианство евреев, так же как есть христианство русских, англичан или японцев. Иудеохристианство — термин, подразумевающий некий синтез между ветхозаветными обычаями и новозаветной верой. Пока этот синтез не существует нигде. Впрочем, должен сказать, забегая вперед, он существовал: была особая иудеохристианская Церковь, существовавшая около пяти столетий в начале нашей эры».

— Священник Александр Мень. Что такое иудеохристианство?

Иудейский взгляд

Иудаизм не принимает любые попытки христианского прозелитизма в своих рядах, в том числе и от тех, кто частично принимает некоторые из догматов и терминологию иудаизма. По сути своей иудео-христиане все равно остаются в большой мере христианскими.

Большинство евреев не приемлют использование термина иудео-христианство так как оно подразумевает некое отношение иудея к христианству, что в большинстве случаев не так. Иудейское учение и традиция сильно отличается от христианских, и использование термина иудаизм в связке с христианством таким образом выглядит либо попыткой «пристроиться рядом» к иудаизму, либо показать свою преемственность, тогда как такой гибрид на самом деле в большинстве своем основан на христианстве.

См. также

  • Бней Ноах — современное монотеистическое религиозное движение, «иудаизм для неевреев».
  • Мессианский иудаизм
  • Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму.
  • Религиозный синкретизм

Современное состояние

«Мессианские евреи» это название более позднее, чем «иудеохристиане», созданное для того, чтобы избавиться от слова «христианин» как слишком связанного с историей антисемитизма.

> Литература

  • Иудео-христианство в библиотеке Якова Кротова
  • «Библиологический словарь»священника Александра Меня.

Ссылки

  1. Неоязычники. Ставим точки над i.
  2. Д. Сурин. Осторожно, нео!
  3. Sarna, Jonathan. American Judaism, A History. Yale University Press, 2004. p266

Категории:

  • Еврейское мессианство
  • История христианства
  • Религиозная терминология

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Иудео-христианство» в других словарях:

  • ИУДЕО–ХРИСТИАНСТВО — общее название для неортодоксальных течений и сект, выделившихся из cреды евреев–христиан на рубеже 1 и 2 вв. Диапазон их взглядов был весьма широк: от тех, что считали Иисуса Христа только Пророком, на Которого сошел Дух Божий, до тех, что… … Библиологический словарь

  • ХРИСТИАНСТВО — (от греч. «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально… … Философская энциклопедия

  • ИУДЕО–ХРИСТИАНЕ — христиане–евреи, к–рые после принятия христианства продолжали исполнять основные ветхозав. предписания. См. ст. ИУДЕО–ХРИСТИАНСТВО … Библиологический словарь

  • Христианство в Римской империи — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

  • Христианство и антисемитизм — Часть серии статей об антисемитизме … Википедия

  • Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Христианство — (Нацрут) Религия, приверженцы которой верят в божественное происхождение Иисуса (Ешу) из Назарета. Возникновение этой религии окутано легендами о людях, сам факт существования которых сомнителен. Жизнеописания Иоанна Крестителя и самого Ешу… … Энциклопедия иудаизма

  • Иудаизм и христианство — Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга Содержание 1 Сравнение христианства и иудаизма … Википедия

  • Раннее христианство — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетн … Википедия

  • Раннее христианство — период в истории христианства со смерти Иисуса в начале 30 х годов I века до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века. Возникновение… … Католическая энциклопедия

Книги

  • Еврейский взгляд на христианство. Две тысячи лет вместе, Полонский Пинхас. Вся западная иудео-христианская цивилизация была создана на основе священного текста Танаха (Ветхий Завет) и на его идеях, потому дальнейшая судьба этой цивилизации в немалой степени зависит… Купить за 1046 руб
  • Еврейский взгляд на христианство. Две тысячи лет вместе, Пинхас Полонский. Вся западная иудео-христианская цивилизация была создана на основе священного текста Танаха (Ветхий Завет) и на его идеях, потому дальнейшая судьба этой цивилизации в немалой степени зависит… Купить за 518 руб
  • Иудаизм христианство ислам Парадигмы взаимовлияния Избранные исследования, Пинес Ш.. Впервые вниманию русскоязычного читателя предлагаются избранные исследования выдающегося израильского ученого Шломо (Соломона Меировича) Пинеса (1908-1990). Пинес, начинавший свой путь в… Купить за 495 руб

Другие книги по запросу «Иудео-христианство» >>
18+ © Академик, 2000-2019

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

  • Скидки

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

… Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Авраамические религии

монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Определение

К авраамическим религиям относятся:

  • иудаизм;
  • караизм;
  • христианство;
  • ислам;
  • бахаи;
  • растафарианство.

Они называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической древнееврейской веры в Моисеев закон, получившей распространение на территории древних царств Ханаана, Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.

В I веке н. э. на территории Израильского государства возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия Пятикнижия, однако кардинально его реформировавшее.

В VII веке н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований. Востоковед Л. С. Васильев считает, что ислам был полностью заимствован из более ранних иудаизма и христианства.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Мухаммед (Магомет) утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

В Коране говорится: 3:68 Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается. Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Откровение

Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

В отношении к откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. Христианство говорит о Новом Завете, изменяющем услышанное еврейским народом на горе Синай. Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Бахаи считают последним откровением Бога пророчество Баха-Уллы.

Иисус

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в Христианстве, Иудаизме, Исламе и Бахаи.

Иудаизм не признаёт Иисуса (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Евангелие также не почитается.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией (Христосом), Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии (по-арабски Мариам), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему. По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую, по мнению мусульман, христиане исказили.

Бахаи признают и почитают Иисуса как Мессию и Богоявление, но того времени. Мессия нашего времени — Бахаулла.

Примечания

  1. 1 2 Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  2. Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  3. 1 2 Васильев Л.С. История религий Востока. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  4. 1 2 Краткий путеводитель по религии. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  5. Abraham Geiger (англ.)русск. Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen?(Что Мухаммад заимствовал из иудаизма?). Проверено 2 сентября 2009. (нем.)
  6. Васильев Л.С. «История религий Востока» Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
  7. Энциклопедия «Britannica», 1987, Том 22, стр. 475.
  8. Алексей Журавский. Авраамическая религия ислам. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.

> См. также

  • Индийские религии
  • Бахаи
  • The Abrahamic Faiths: A Comparison — Чем отличаются иудаизм, ислам и христианство? (англ.)
История Авраама
Персонажи Авраам | Сарра | Агарь | Хеттура | Мелхиседек
События Обрезание | Жертвоприношение Исаака
Основные понятия Еврей | Авраамические религии | Пещера Махпела | Авраамово лоно | Авраамов завет
В разных источниках Ибрахим
Дети Авраама Измаил | Исаак
Иудаизм и христианство
Теологии Диспенсационализм · Христианский иудаизм · Суперсессионизм · Богословие Нового Завета · Богословие заветов · Иисус в иудаизме · Богословие двойного завета · Отмена ветхозаветных законов
Отношения
По конфессиям Католицизм · Православие · Протестантизм · Мормонизм
По конфликтам Антисемитизм · Антииудаизм · Англоизраилизм · Апостол Павел и иудаизм
Синкретизм Мессианский иудаизм · «Движение священного имени»
См. также Авраамические религии · Иудеохристианство · Празднование ветхозаветных праздников в христианстве

Категории:

  • Религии
  • Авраамические религии

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Авраамические религии» в других словарях:

  • Авраамические религии — в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего. Евреи и арабы возводят… … Католическая энциклопедия

  • Религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

  • Религии откровения — Карта, показывающая распределение аврамических (розовый) и дхармических (жёлтый) религий на планете Авраамические (или авраамитические) религии монотеистические религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному… … Википедия

  • Религии Африки — В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические … Википедия

  • История религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

  • Список ангелов в религии — Здесь приводится список ангелов, известных в богословии, который включает как конкретных ангелов (например, Михаил), так и разновидности ангелов (например, Серафимы). Содержание 1 А 2 Б 3 В … Википедия

  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ — (WORLD RELIGIONS) Представление о том, что лишь некоторые религии относятся к числу «мировых», является проблематичным потому, что большинство религиозных движений претендуют на универсальность. Традиционно к мировым относят авраамические религии … Социологический словарь

  • Монотеистические религии — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В… … Википедия

  • Дхармические религии — Карта, показывающая распределение авраамических(розовый) и дхармических (жёлтый) религий на планете Дхармические религии религии, основной концепцией которых является вера в дхарму универсальный закон бытия. Практически все… … Википедия

  • Список религий — Ниже приведён неполный список религий и религиозных течений. Содержание 1 Мировые религии 2 Авраамические религии … Википедия

  • Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Акийол Мустафа. Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран, а… Купить за 636 руб
  • Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Мустафа Акийол. Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран, а… Купить за 605 грн (только Украина)
  • Исламский Иисус Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Акийол М.. ??Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран,… Купить за 509 руб

Другие книги по запросу «Авраамические религии» >>
18+ © Академик, 2000-2019

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

  • Скидки

Авраамические религии и экспансионистские модели поведения людей

Существует мнение, что авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) — исключительно миролюбивые концепции, призывающие к всеобщей любви и братству. Но ставить так вопрос не совсем корректно. Все эти парадигмы формировались в разное время и в определённых исторических условиях. Почитайте Тору, Ветхий Завет, Коран. Там везде отпечатки глубокой древности: смерть, кровь, война, предательство. Глубинный посыл авраамических религий заключался в отречении от старого политеистического мировоззрения с его расщепленным людским сознанием, человеческими жертвоприношениями и прочими мерзостями к монотеистической, сконцентрированной на отношениях человека и бога модели мира. Другое дело, что различные социальные и политические силы, отдельные личности во все эпохи использовали в своих целях особенности, присущие данным верованиям. Любая религия находится в постоянном развитии. Современные христиане уже ничем не напоминают тех, кто молился в катакомбах и выцарапывал на стенах рыб. На векторы развития веры огромное влияние оказывают субъективные факторы. Современный ислам многолик и разнообразен. Он разделён на суннитов и шиитов, в Османской империи поддерживали течение суфиев, в Саудовской Аравии — секту ваххабитов. Имеется и современные феномены: «Аль-Каида», «Исламское государство» (запрещены в РФ). И во главе каждого движения стоят свои лидеры и вдохновители.
Здесь мы постараемся выделить те свойства авраамических культов, которые позволяли (и позволяют) их приверженцам создавать империи, завоевывать огромные территории, покорять многомиллионные народы, перекраивать окружающее пространство.
В первую очередь единобожие структурирует окружающий мир, создаёт в нём чёткую иерархию. На небе единый и всемогущий бог, на земле — его помазанник, обладающий неограниченной властью. Эта традиция коснулась даже президентов, канцлеров и генсеков. Все они обосновывали свою власть некоей высшей сущностью или ценностью. Общество сплачивается единством идеологии, монолитностью целей. Оно не ищет компромиссов между различными божествами. Концепция единого бога укрепляет семью, государственные и социальные институты. Где бы ни появлялись монотеисты, они везде возобладали над язычниками, политеистами, пантеистами. Так было в Америке, Азии, Африке, да и в самой Европе. Следует также отметить, что ослабление религиозности в современном западном обществе делает его беззащитным перед экспансией мусульманских радикалов.

Другой особенностью авраамических культов является коренное изменение представлений о потустороннем мире. В христианстве и исламе земное бытие становится чем-то скоротечным и убогим, недостойным внимания истинного верующего. Главную роль начинает играть загробная жизнь — прекрасная и вечная. Лишь в ней истомлённая душа найдет полное упокоение в объятиях своего создателя. Или попадет в ад. Религиозные подвижники, мыслители и аскеты, общий рост духовной активности в обществе способствовали тому, что данная парадигма стала основой мировоззрения адептов монотеизма. Но эти колоссальные усилия иногда приносили и горькие плоды. Случалось, что силы зла использовали их в корыстных целях, принося неисчислимые бедствия человечеству.
Приведу лишь три примера. В позднем Риме существовало правило, когда военачальники против одной когорты христиан выставляли две когорты язычников. Христиане не боялись смерти, она приближала их к богу. Можно вспомнить о религиозной экзальтации населения времён крестовых походов. Об этом не принято говорить, но и мотивация современных исламских экстремистов во многом основывается на Коране. Ведь праведникам там обещана райская жизнь после гибели за веру. Читая одно и то же писание, исповедуя одно и то же учение, можно вознестись к вершинам человеческого духа, а можно и пасть в бездну агрессии и разрушения.
Нельзя забывать и то обстоятельство, что все рассматриваемые религии имеют апокалипсическую направленность. Бог рано или поздно уничтожит этот мир. Миропогибельные настроения, глубоко внедрившиеся в народное сознание, оказывают мощное влияние на образ жизни людей. Ожидание конца света неоднократно сотрясало целые страны и континенты, вызывало войны, революции, бунты. Оно разрушало традиции и мораль, превращало добропорядочных граждан в легко управляемую агрессивную толпу. Именно временность земного бытия и трансцендентное ожидание светлого будущего толкали тот же русский народ на кровавые революции.
Таким образом, авраамические традиции настолько обширны и всеобъемлющи, так насыщены энергией, что их надо воспринимать целостно, учитывая весь накопленный поколениями опыт. Использование их во благо позволило создать величайшие цивилизации, охватившие значительную часть земного шара. Но в отдельных случаях заложенный в них потенциал становился страшным оружием в руках злонамеренных личностей. Начальные этапы этих религий были связаны с мощным интеллектуальным творчеством, прозелитизмом и экспансией. Рано или поздно интенсивное расходование энергии тормозит наступательные порывы сообществ, и они переходят в некие равновесные состояния. Новые духовные идеи могут развиваться лишь через секты и расколы, что впрочем, редко находит широкую поддержку у населения.
Что же касается других мировых религий, то их эволюция основана на иных принципах. Буддизм и индуизм отказались от стратегий активного влияния на окружающий мир. Распространение данных религий зиждется в основном на росте числа приверженцев за счет естественного прироста населения и сознательного присоединения неофитов. Этому способствует их миролюбивая идеология, экономическая целесообразность быта, созерцательность и циклическое восприятие жизни. Лишь один характерный пример: гибель нескольких тысяч индуистов в Первой мировой войне вызвала в Индии такой шок, что в Дели им была установлена громадная арка. Сравните европейские события той же эпохи.
Конфуцианство (по ряду признаков его относят к религиям) сформировалось на схожих принципах, и число его приверженцев неуклонно возрастает.
Таким образом, духовная жизнь планеты в основном определяется двумя традициями: активной и экспансионистской авраамической, а также созерцательной и аморфной ведической. Они гармонично дополняют друг друга в различных исторических, этнических, социальных и экономических условиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *