Христианский хлебец

Хлеб жертвенный, Хлеб предложения, Хлеб жизни

Важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры и освоивших хлебопечение.

Первоначально — лепешки из растертого камнями зерна, испеченные на раскаленных камнях или в золе.

Ежедневная пища человека, известная с каменного века (прим. 12 000 лет назад), продукт в равной степени зависящий как от умения, так и от упорства человека.

Типичная жертва божествам в древних культах Ближнего Востока и в Египте.

Священный хлеб обычно приготовляется в небольшой круглой форме, либо ломают и делят большой каравай. Часто на нем изображают крест (например, в митраистских, шумеросемитских и христианских обрядах). Ритуальные лепешки, помеченные крестом, символизируют округлость луны и её четыре фазы. Вино — это божественный экстаз, а хлеб — очевидное проявление того, что дух умирает и восстает вновь.

Принятие хлеба — тела божества (зерна, урожая); мистическая еда, призванная связать участника трапезы с силой божества. В период ежегодной смерти богов вегетации (например, вавилонско-ассирийский Таммуз, фригийский Аттис) нельзя было держать у себя зерно, чтобы не повредить ненароком божественного тела.

«Святой хлеб» — основа божественного дара, в странах, где сельское хозяйство основа благосостояния.

Хлеб и вино — отличительная черта погребальных празднеств и церемоний, происходивших на кладбище.

Основные значения:

  • тело божества;
  • жертву, принесенную божеству;
  • плодородие;
  • средства существования (как главный пищевой продукт);
  • светило, мудрость, труд, работу; умеренность;
  • гостеприимство;
  • одиночество;
  • взятие чего-либо, получение, быть, заработок, деньги; то, что дает обеспеченную жизнь;
  • пищу убогим, рабам, отшельникам…
  • союз — разделенный и съеденный с кем-то вместе.
  • жизнь, пища для тела и души, видимая и посюсторонняя жизнь;
  • единство (единая субстанция из множества зёрен);
  • единение человека и божества;
  • общая жизнь (доля) людей.
  • смерть жертвы, наделение и общность — преломление хлеба;
  • женственная составляющая андрогинной пары хлеб-вино — комбинация текучего и твердого, олицетворяющая андрогина.

См. также:

Хлеб-соль Насыщение пяти тысяч

Древний Восток

Преломить хлеб — значит обеспечить едой души мертвых.

Хлеб и воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах.

Египет

Возможно, египтяне первыми научились с помощью ферментации делать хлеб мягким и пышным. В Древнем Египте были известны около 40 видов хлеба и другой выпечки.

В формулах жертвоприношения по усопшим говорится о «хлебе и пиве» как основной пище в потустороннем мире.

Первый сноп нового урожая приносился в жертву богу Солнца.

Античность

Первый сноп нового урожая приносился обычно в жертву богине Деметре; если случались похороны — богам Смерти, душе умершего.

Европа

По народному обычаю, буханку, перед разрезанием целуют или крестят, а свеженарезанный хлеб благословляют крестным знамением. Уронив случайно на землю, тотчас же поднимают и целуют, как бы прося прощения.

Перевернутый на столе хлеб — символ несчастья, на нём «черт ездит», превращение правильного порядка в его противоположность. При взгляде на него «ангелы плачут», и следует ожидать ссоры.

Заплесневелый хлеб прикладывают к ране, что помогает ей быстрее зажить.

Славяне

Наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью. Xлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Xлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу, но и Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми:

  • по общеславянскому выражению, хлеб — «дар Божий»,
  • а по русскому — «стол — ладонь Божья».

Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом людей, причем вместе с куском хлеба человек получает и свою долю. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью, говоря:

«Дарую тебе счасцем и долею, Хлебом и солею, Волами и каровами, Усим добрым, што маю, И табе тое даю».

Считалось, что сила, здоровье и удача зависят от обращения с хлебом.

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу.
  • Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу.
  • Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь — «он тебя есть будет» или станет гоняться за тобой на «том свете».

Не допускалось также, чтобы хлеб пекла «нечистая» женщина: во время месячных, после полового акта или после родов; нельзя печь хлеб в великие праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели. Xлеб сажают в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае хлеб «раздражается», «пугается», начинает «капризничать» и поэтому не удается. На протяжении всего процесса приготовления хлеб неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее.

Xлеб широко использовали в качестве оберега:

  • клали его в колыбель к новорожденному;
  • брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути;
  • клали на место, где до этого лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия;
  • выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы;
  • обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т. д.

Xлеб играл также роль обрядового дара:

  • его брали с собой, отправляясь свататься;
  • с хлебои и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания;
  • везли хлеб вместе с приданым невесты;
  • угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях;
  • оставляли как жертву в поле, в лесу и других местах.

Xлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений рожаницам. Кормили хлебом не только живых, но и мертвых:

  • клали его в гроб;
  • сыпали крошки на могилу для птиц, воплощающих души;
  • оставляли хлеб на перекладине креста;
  • предназначали мертвым пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком.

Особыми свойствами наделялся хлеб, забытый в печи: его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали и как лечебное средство.

Библия

Хлеб печали — пища, добытая с большим трудом.

«Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон». Пс 126: 2

Хлеб печали — жертва для души умершего.

Пресыщенность хлебом — одна из несправедливостей Содома.

«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Иезю 16: 49

В Ветхом Завете — символ провидения Бога, Его заботы о людях (манна).

«И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Исх. 16:15

Хлеб подлости, беззакония — просто пища, без благодарности богам, «урвать, где придется».

«Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения». Притчи 4: 17

Хлеб праздности (не заработанный). »

Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности». Притчи 31: 27

Хлеб неправды.

«Сладок для человека хлеб приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою». Притчи 20: 17

Хлеб и вино — благословение Господа, гостеприимство:

«И Мельхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога, Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». Бытие 14: 18-19

Деньги, вклад во что-либо.

«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Екклесиаст 11: 1 Бросай зерна на воды разлившегося Нила — зерно взойдет в положенный срок; вложения в рассчитанные надолго, порой рискованные предприятие несет выигрыш; помогай убогим и несчастным — жертва окупится стократно. Хлеб пресный в праздник Опресноков, в Пасху — символ очищения и жертвоприношения. Исход 12: 15 «И возьми пшеничной муки и испеки из ней двенадцать хлебов; /… / и положи на каждый ряд чистого Ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу». Левит 24: 5—7 Хлеб небесный, хлеб Неба, хлеб ангелов, маца — манна, которую евреи ели в пустыне в течение сорока лет. «Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их». Псалом 104: 40

Христианство

Евхаристический хлеб, Хлеб Господа, хлеб (со) стола Господа-Бога, хлеб ангелов, небесный, мистический

Воплощение тела Самого Христа.

Поддержатель жизни, божья провизия.

Процесс выращивания и обработки хлебных злаков, из которых приготовляли освященный хлеб, символизировал многотрудную человеческую жизнь, целью которой должно быть вознаграждение на небесах.

Дрожжи — символ духовного преображения, а пресный хлеб (просфоры) — лишения и жертва.

Христианский символ тела Христа и отсюда его таинства, установленного на Тайное вечере и имеющего то же значение в Ужине в Еммаусе. Основной элемент таинства причащения (евхаристии). Евхаристические хлеб и вино — две природы Христа.

Святое причастие, претворение хлеба, претворение тела Господня в хлеб и вино в римско-католической церкви — евхаристия — хлеб жизни (пища) материальной и духовной; метафора духовной пищи, так как человек жив не хлебом единым (материальным), то «хлеб жизни» евхаристии вместе с вином становится пищей души. (Миссионерам часто было тяжело передать указанный сакраментальный символ: в Китае основа питания в первую очередь рис; в Мезоамерике — маис; у эскимосов он должен был молиться о «насущном куске тюленьего жира».).

Христос дал новое понимание символическому значению хлеба, сказав:

«…Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Евангелие от Иоанна 6:35

На Тайной вечере Христос использовал хлеб как символ Своей жертвы на кресте:

«И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Евангелие от Луки 22:19 «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело мое». Евангелие от Марка 14: 22

Прообразом евхаристического хлеба считается манна небесная.

12 хлебов предложения. Символ особой пищи для тех, кто находится во внешней тени, в отличие от новых созданий, сотворенных Божьим Словом Истины. Также — символ обязанность Церкви питать верующих, передавая им свою силу и знание. По словам Иосифа, также означают также год и круг зодиака. На Древнем Востоке хлеб не резали, а ломали, и «преломление хлеба» в переносном смысле обозначало «есть вместе», «принимать пищу». Эту пищу вскоре стали понимать и в духовном смысле как сакральное действие, и двенадцать образцовых хлебов в храме Ветхого завета являются символами духовной пищи.

Чудо умножения хлебов. Речь идет о 12 корзинах с рыбой и 12 корзинах с хлебом.

Атрибут:

  • Авдия, «начальствовавшего над дворцом» Ахавов (Спрятал от гнева Иезавели в пещерах сто пророков, кормил их хлебом, приносил им воду (3Цар 18: 4).);
  • Св. Марии Египетской три хлеба (Уходя в пустыню она взяла с собой только три хлеба);

Нескольких отшельников:

Гадания

Во снах:

  • черный и черствый хлеб — к хлопотам;
  • белый, свежий — к везению, к деньгам.

Психология

Духовная пища.

Процесс его производства (длительный, требующий больших усилий) — символ культурного и психического развития. Каждому этапу развития соответствует одна из стадий получения хлеба:

  • сев,
  • рост хлебов,
  • жатва,
  • помол муки,
  • просеивание,
  • замешивание теста,
  • выпечка в печи,
  • раздел за семейным столом.

Э. Эппли указывает, что хлеб как всеобщее кушанье является «наиболее привычным и одновременно священным»:

«Путь от пшеничного зерна, брошенного в темную борозду пашни, от нежно зеленеющего поля, от золотых волн колосящегося моря через работу жнеца, молотильщика, процесс помола, просеивания, приготовления теста, прохождение через жар печи и затем, наконец, общая раздача за семейным столом — каждая стадия становления этой пищи полна символики и свидетельствует, применительно к человеку, о пути человеческой культуры».

С переходом человека неолита к оседлости, привычный уклад жизни (охота и рыбная ловля) потерял свое значение и человек создал свой собственный мир и культурный ландшафт. Возможности накопления запасов позволили увеличить досуг и улучшить условия для работы мысли. Безграничность кочевого образа жизни вынужденно уступила место ограничению, выделению освоенного жизненного пространства и сознательно воспринимаемой культуры обозримого микрокосмоса. Выработанный хлеб обозначает «все жизненно важные ценности, которые нас питают, могут быть вложены в наши руки в виде хлеба, который мы получаем в сновидениях. Кто получает этот хлеб, тот обретает положительную ценность, которую ему не позволено растрачивать впустую» (Эппли).

Сны, связанные с хлебом:

  • имеют только положительный смысл;
  • связаны с основными жизненными ценностями (пища духовная и психическая);
  • обычно свидетельствуют об окончании неких психологических затруднений.

Может также означать тело любимого человека, иметь отношение к повседневной супружеской жизни или символизировать святость брачных уз.

Искусство

Буханка хлеба и вино в натюрморте — евхаристические элементы.

Ad vocem

Хлеб всегда был символом средства поддержания жизни.

  • «Хлеб — посох жизни».

Хлеб насущный повседневный; обычная еда, пища, основное питание человека.

  • «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».

молитва «Отче наш»

  • «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят».

Быт. 3: 19

  • «Хлеба и зрелищ!» — клич участников уличных шествий в императорском Риме.

Ювенал

Пословицы:

  • «вкушать горький хлеб изгнания»;
  • «подносить кому-либо хлеб»,
  • «предлагать кому-либо хлеб, а давать камни» и т. д.
  • «кто при жизни хлеб бросал, после смерти собирать будет».
  • «Горький хлеб изгнания»

«Ричард II» У. Шекспира

  • «Хлеб рыцарский, солдатский, придворный» — своего рода обозначение профессии, занятия.
  • «Иметь кусок хлеба» — иметь профессию, должность.
  • «На готовых хлебах» — пользоваться чьей-то заботой, жить за чужой счет.
  • «Даром хлеб есть» — жить без идеалов и принципов.
  • «Белый хлеб — женщина».
  • «Баловаться белым хлебом» — флиртовать с женщинами, быть женолюбом.
  • «… не хлебом единым живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

Второзаконие 8: 3

  • «Жидкий хлеб» — пиво. Хлебопекарство и пивоварение возникли и стали развиваться параллельно уже в ранних цивилизациях; сырьем для пива сразу же стал ячмень, а для хлеба — пшеница. (Карл Юлиус Вебер, 1767—1832).
  • «Преломление хлеба» — древний погребальный ритуал, жертва подземным богам от имени умершего; — — (с кем-либо) близость, дружба, гостеприимство.
  • «Хлеб и соль»

— в древности на Востоке ели хлеб с солью при сватовстве, сговоре о свадьбе. — славянский обряд гостеприимства: встречать и приветствовать хлебом с солью.

Иллюстрации

  • Вымешивание теста для хлебов. Финикийская глиняная статуэтка. Ахзив, ок. 1000 г. до н. э.

Литература

Хлеб является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для существования.
«В поте лица твоего ведешь есть хлеб» (Быт. 3,19), некогда сказал Бог Адаму. Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ив. 6, 35), говорил, что «Ядущий Хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Хлеб участвует в религиозных обрядах и таинствах. «Хлебы предложения» — священные хлебы, предназначенные Господу.

Во время Тайной вечери, накануне Своего ареста,
«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:20–28).

Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и ныне остается частью таинства Причащения.

Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

Просфора («приношение» — греч.) — это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея.

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение или пожертвование принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.

Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС ХС (Иисус Христос), под перекладиной НIКА («победа» — греч.). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.

Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором («вместо дара» — греч.). В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Артос («квасной хлеб» — греч.) — хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Слово артос означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.

На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами
«Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекрство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой.

Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов.

Если просфора или артос, в силу обстоятельств, пришли в негодность, то следует их сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

Александр А. Соколовский

Тема этой статьи или раздела (секции) связана с Днём мёртвых, являющимся ежегодным событием и длящимся два дня. По завершении события данная информация, как правило, не будет актуальна до следующего года.

2020

  • Поминальный хлеб
  • Уровень предмета 55
  • Цена продажи: 1

Поминальный хлеб можно предмет с ежегодного праздника «День мёртвых», который можно приготовить самому, приобретя у Чепмана Рецепт: поминальный хлеб. Данный предмет необходим для задания Задание:Благодарный покойник.

Источник Править

Этот предмет создаётся кулинарами с уровнем навыка 1.

Компоненты:

1x 1x Ледяное молоко

В отличие от большинства предметов, создаваемых кулинарами, для приготовления поминального хлеба подойдёт не любой огонь, а только призрачный очаг, который можно найти на кладбищах столичных городов рядом с ] и Чепманом. Этот огонь доступен только во время Дня мёртвых, что не позволяет создавать еду такого уровня за столь дешёвые и распространённые ингредиенты.

Заметки Править

  • Восстанавливаемое значение выносливости и духа составляет 25 % от максимального их значения для текущего уровня персонажа.

Изменения в обновлениях Править

  • Обновление 3.2.2 (22-09-2009): Предположительно добавлен.

Внешние ссылки Править

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *