Христианский психолог

ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ИХП) — первое в России учебное, научное и просветительское учреждение, развивающее христианское направление в отечественной психологии.

Учредитель института Благотворительный Фонд «Русское Православие»

Ректор ИХП священник и психолог — Андрей Вадимович Лоргус.

Необходимость христианской психологии. Потребность в психологических знаниях для современного христианского служения очевидна: уход за больными, воспитание детей, помощь семье и многие другие вопросы служения нуждаются в психологических знаниях. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей.
Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства, которые уже воплощаются в психологии. Христианская психология — закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия.
Развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.

Необходимость создания института: учреждение учебного, научного и просветительского образовательного института может создать базу для развития христианской психологии. Кроме того, ИХП может стать вторым этапом в христианско-психологическом образовании после создания в 2002 году Факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание ИХП может восполнить в системе образования естественный «пробел».

Задачи, стоящие перед институтом (ИХП)
Институт Христианской Психологии призван создать научную и образовательную базу для развития пост дипломного образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако пост дипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание ИХП внесет свой вклад в это дело.
Главное же, это создаст необходимую базу для развития и поддержки усилий, направленных на развитие социального служения Церкви — служения, так необходимого обществу.

Инициативная группа института.
В инициативную группу входят психологи выпускники факультета психологии МГУ им. Ломоносова:
священник Андрей Лоргус,
Семенов Виктор Владимирович (канд. псих. наук),
Красникова Ольга Михайловна (преподаватель, консультант);
Киреев Игорь Борисович
преподаватель и сотрудник Синодального отдела РПЦ по работе с молодежью Стрелов Владимир Сергеевич и др.
Все участники группы работали на факультете психологии РПИ им Иоанна Богослова.

Свойства Божии — 8

Единство Бога и Тайна Святой Троицы — 13

Невидимый мир — 21

Диавол, падшие духи и причина их падения — 28

Образы воздействия злых духов на людей — 32

Почему большинство людей не видят злых духов и не чувствуют их воздействия на себя — 42

Образы воздействия людей на злых духов — 43

Причины, по которым Господь попускает существование хлых духов — 45

Человек, его сотворение, устроение и предназначение — 49

1. Сотворение человека. Образ Божий в человеке — 50

2.Дух, Душа, Тело — 62

3. Результаты грехопадения — 76

4. Как появляется Душа в новорожденном — 81

Православная теория личности — 90

Понятие «личность» в контексте христианской антропологии — 90

Виды демонического влияния на человеческую жизнь — 95

Непосредственное воздействие демонического мира на волю и чувства человека — 103

Грех, греховность и ее степени — 104

Фазы воздействия падших духов на подсознание — 111

Методы противостояния негативному духовному воздействию — 135

Почему человек вновь открывается для демонического влияния — 136

Воздействие Божественного и Ангельского мира на человека — 137

Воздействие окружающего мир на человека — 138

Страсти и пути их преодоления — 140

Воздействие страстей на человека — 141

Характер страстей, их Психологический аспект — 144

Основные виды страстей — 147

Пути преодоления страстей — 164

Свобода человека и его произволение — 166

Слово и его воздействие на человека — 168

Духовная сущность слова — 168

Опасность сквернословия для человека и общества — 174

Церковно епредание о сквернословии — 178

Православие и русский язык — 182

Церковнославянский язык — 184

Болезни, их происхождение и пути исцеления — 195

Пути исцеления — 200

Страсти и болезни — 210

Заболевания сердца — 222

Нарушение ритма — 225

Нарушение кровяного давления — 226

Забодевания крови — 231

Заболевания сосудов — 234

Заболевания органов желудочно-кишечного тракта — 237

Заболевания кишечника — 245

Болезни почек — 248

Эндокринные заболевания — 249

Заболевания глаз — 255

Невротические заболевания — 261

Заболевания органов дыхания — 277

Заболевания горла — 281

Заболевания носа — 284

Заболевания ушей — 286

Лимфатические заболевания — 284

Заболевания полости рта — 288

Кожные заболевания — 292

Проблемы с весом — 292

Невралгические заболевания — 302

Заболевания спины и костей — 305

Ревматические заболевания — 313

Заболевания мозга — 317

Женские болезни — 319

Мужские болезни — 324

Онкология — 325

Манипуляция сознанием современного человека, пути противодействия — 335

Рок-музыка и ее влияние на психику человека — 382

О природе одержимости, беснования и практике отчитки — 425

Основные психологические типы людей, встречающиеся на исповеди, и опасности прелести — 431

Опросники в помощь страдающему психосоматическими заболеваниями — 469

Есть ли такая профессия — православный психолог? Если есть, то где можно получить такое образование? Отвечает священник Андрей ЛОРГУС, декан факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова

Здравствуйте! Я учусь в 11 классе. Хотела бы узнать, есть ли такая профессия — православный психолог? Если есть, то где можно получить такое образование (может быть, существует учебное заведение с этим направлением). Подскажите, пожалуйста.
Екатерина

Отвечает священник Андрей ЛОРГУС, декан факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова

Уважаемая Екатерина!
Профессия православного психолога основана на базовом образовании —
классической психологии, которое можно получить в нескольких вузах, в том
числе и в нашем. Наш факультет существует шестой год, имеет государственную аккредитацию и готовит специалистов по специальностям «Психология личности» и «Психология религии». Выпускники ориентируются на психотерапевтическую помощь людям в разных ситуациях и с разными проблемами.

Если вы получите полное образование психолога в другом вузе, вы также сможете дополнить его мастер-классами, спец-семинарами у нас. Но базовое образование обязательно.

Православная психология — молодая дисциплина, но очень востребованная. И в Церкви, и в обществе спрос на психологов — православных христиан — высок. Доверие к православным психологам и авторитет Церкви важны и для нас, и для нуждающихся в психологической помощи.

Кратко, в режиме конспекта об основных причинах весьма скептического отношения православных верующих к так называемой «православной психологии» и попыток различных лиц и организаций повсеместно распространить её преподавание в православных вузах, наряду с внедрением психологов в церковные структуры и в отдельные приходы Русской Православной Церкви.

Дерзая высказаться на эту тему, автор не утверждает, что все без исключения психологи безусловно придерживаются указанных взглядов. Однако практически все изученные автором тексты на данную тему, мягко говоря, не лишены указанных изъянов. Автор будет рад узнать, что он не прав.

Предварительное замечание: во избежание недоразумений в нижеследующем тексте слово «личность” употребляется в значении «ипостась природы, наделённой образом Божиим”.

Прежде всего отметим, что «православная психология” точно также как и неправославная и вообще нехристианская, продолжает отказываться от того, чтобы соответствовать собственному наименованию, а именно, чтобы быть наукой о душе — той «псюхе”, от которой образовано название психологии.

Представляется важным привести здесь характерный пример. В социальной сети YouTube можно увидеть выступление перед студентами психологического факультета Российского Православного Университета Б.С. Братуся, который, как можно узнать из сми: член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель факультета психологии Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, основатель научной школы «Московская школа христианской психологии» (Москва). Коснувшись темы предмета христианской (православной) психологии Борис Сергеевич заявил, что конечно не душа является таковым, но — психика и настаивал, что это не должно смущать православных слушаетелей, ведь, по его словам, психику тоже сотворил Господь. Было похоже, что такое объяснение ему лично казалось весьма удачным и достаточным, однако нельзя не отметить, что это нисколько не объяснение, а скорее игра словами.

Мы конечно же верим, что человек сотворён Богом. Из догматических и аскетических сочинений святых мы знаем, что человеческое естество может пониматься как двусоставное либо трёхсоставное в зависимости от того, выделяем ли мы дух человека (1 Кор. 2:11) в отдельную категорию для более детального рассмотрения или не выделяем. Мы созерцаем в человеке богозданную телесность, как чисто плотскую составляющую, соматику, также и душевную сферу, относящуюся к чувственному, эмоциональному, можем выделить ум (”нус”) — интеллектуальную часть, но нигде кажется не встречаем утверждения, что Бог сотворил какую-то психику.

Православный психолог посему для объяснения должен конкретно указать, к какому «месту” в человеке он прилагает этот термин: к телу, к душе, к уму или ещё куда. Только в таком случае вообще можно говорить о сотворении Богом психики, когда будет объяснено её отношение к известному нам составу человеческой природы, её расположение и связь со всеми прочими составляющими. В противном случае перед нами — лишь искусственный, выдуманный конструкт, который и приложить-то не к чему. Если угодно, то изучать можно и его, но тогда не надо называть это психологией, но, положим, «психико-логией” и прилагать к нему определение «православный”.

Сделав эти общие замечания, перейдём к конкретным проблемам.

I.

Современная психология, не исключая также и православной, основана не на православном учении о строении человека, то есть не на православной антропологии, а в лучшем случае на производных от римокатолического.

Если посмотреть на то, как в различных учебниках излагается истории психологии, видно следующее. Сперва говорится о античности, о представлениях Платона и Аристотеля о человеческой душе, затем вскользь упоминается пробел каких-то «тёмных веков”, обязательно «мрачного” Средневековья — и немедленный переход к Фрейду, от которого произошло всё. Будет ли преувеличением сказать, что вся современная психология произошла из фрейдистских теорий, почти как Русская литература — из «Шинели” Н.В. Гоголя? Во всяком случае православная психология (далее — без кавычек и прибавки «так называемая”) не является исключением. В ней также представления о важнейших понятиях заимствуется вовсе не из святоотеческих текстов, а из различных трудов по психологии, в той или иной степени зависимых от фрейдизма — непосредственно или через его оппонентов, тем не менее мыслящих в предложенной им парадигме.

В частности, личность понимается, как нечто возникающее в процессе социализации, происходящее со временем из потенций природы. Таким образом личностью оказывается некое новообразование, произрастающее поверх безличностной человеческой природы под воздействием внешних факторов, а не возникающая в момент зачатия ипостась.

Откуда происходит подобный взгляд? Пожалуй, приходится заключить, что исходной точкой является возникшая в Западной Церкви богословская тенденция, выраженная, насколько нам известно, впервые у Ансельма Кентерберийского фразой «persona est relatio”, и сводящая человеческую личность к совокупности отношений, в которые она оказывается вовлечена. Будучи закреплён в римокатолическом богословии непререкаемым авторитетом Фомы Аквинского, в качестве абсолютной истины этот взгляд перекочевал и в протестантские, а затем и в секулярные философские системы, оставаясь инвариантным, несмотря на прочие имеющиеся между ними различия.

Мы хотели бы указать, что в аутентичном Христианстве, то есть в Христианстве православном, наличествует совершенно иное учение, согласно которому происходит не возникновение личности в процессе жизнедеятельности, но постепенное овладение личностью (ипостасью) потенциями человеческой природы. Со стороны это выглядит одинаково, но различие здесь принципиальное. В православном понимании:

  1. Человеческая личность не появляется в качестве «нароста” на безличной природе, а получает существование ещё в утробе и не рассыпается, когда эта природа разрушается физической смертью индивидуума;
  2. Личность не является чем-то второстепенным по отношению к природе — легко видеть, что в неправославном учении личность и хронологически вторична, — но логически первична — как и в Троице;

Сейчас оставляем за скобками рассмотрение всех следствий из вышеизложенного, а перейдём к тому, что прямо имеет отношение к психологии.
Что делает психологию православной или в каком случае эпитет «православная” допустимо прилагать к существительному «психология”? Только то, что собственно научное знание оассматривается, объясняется и систематизируется в контексте православной мировоззренческой парадигмы. В реальности же мы видим обратное — в основу того, что называется православной психологией положены неправославные представления, заметим, не научного, а вероучительного или идеологического характера.

Позволим себе ещё один пример из жизни. В сети можно найти стенограмму беседы, состоявшейся между С.А. Чурсановым с одной стороны, а также со священником Андреем Лоргусом и Ю.А. Шичалиным с другой. Судя по объёму текста, Сергей Анатольевич битый час объяснял двум своим собеседникам содержание православного учения о человеке и о соотношении личности и природы. Тем не менее в заключении беседы свящ. Лоргус подытожил разговор примерно так: «Да, мы поняли, что православное богословие в своём понимании личности несовместимо с представлениями, бытующими в современной психологии, но — тем хуже для православного богословия”. Как говорится, всем спасибо, все свободны…

II.

Православная психология, вслед за всякой иной психологией не учитывает один из существенных факторов влияния на психофизическое существо человека.

Кажется нет необходимости доказывать утверждение, что во всяком исследовании, претендующем на научность, должны рассматриваться все возможные влияния и воздействия, которым подвергается или может подвергаться исследуемый объект. Всякий учёный должен хотя бы на уровне гипотезы иметь в виду нечто, что может выходить за рамки его личных предубеждений и современных ему общепринятных аксиом. Ему следует как бы принять на свой счёт известные слова Гамлета, обращённые к другу Горацио. Когда пациент слышит голоса, нельзя отвергать возможность того, что он действительно слышит голоса, происходящие извне, а не порождённые его «бессознательным”. В противном случае мы оказываемся в одной партии с теми, кто отвергал существование метеоритов на том лишь основании, что на небе нет камней, которые могли бы падать.

В том случае, когда мы претендуем на то, чтобы именоваться православными, то, и будучи учёными, мы не имеем права отвергать те сведения о мире, которые получены нами из Откровения. Если мы убеждены в истинности последнего, то было бы странным, если исследовательской работе мы вдруг откажемся от извесных нам истин, которые никем и никогда не были научно опровергнуты.

В данном случае речь идёт о существовании бесов.

Православный психолог не имеет права игнорировать библейское учение о падших духах и их способностях, предоставляя атеистическим психологам свободу в них не верить, указывая им на то, что подобные взгляды — не более, чем ни на чём не основанные предрассудки своего времени.

Если же беспристрастно рассмотреть — пускай в качестве рабочей гипотезы, если угодно, — недвусмысленное православное учение на этот счёт, становится ясно, насколько опасным окажутся следствия атеистической слепой веры, что непосредственно не наблюдаемое не существует.

  1. Каждый пациент психолога — верующий или нет, — находится под постоянным вниманием со стороны разумных существ, превосходящих его интелектуально и имеющих в его отношении недвусмысленные цели;
  2. Данные существа способны оказывать воздействия (в случае с некрещённым пациентом — непреодолимой силы) на сознание и даже на психосоматическое состояние человека;
  3. В массе случаев человек оказывается буквально не способен отличить свои собственные мысли от тех, как это называется, «прилогов”, которые могут внедряться упомянутыми существами прямо и непосредственно в сознание пациента.

Подчеркнём, что скептицизм и отрицание практикующим психологом всего вышеизложенного потенциально могут обойтись пациенту в слишком дорогую цену, в особенности, поскольку мы говорим о совершенно равнозначных с собственно научной точки зрения интерпретаций многочисленных фактов психической и духовной жизни.

В заключение отметим, что те психологи и те курсы изучения психологической науки, которые не основываются на православных истинах, не могут называться православными, а также и там, где отрицание определённых подходов, происходит не на основе научно выверенных доказательств, а сугубо по идеологическим причинам, там невозможно говорить о науке как таковой.

Желающим ознакомиться подробнее с некоторыми соображениями по рассмотренным вопросам, рекомендуем к прочтению следующие статьи:

Психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет исследователям понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, влиянии, мотивации, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении.

Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной, биологией и нейронаукой.

Эта дисциплина строилась на теориях оперантного кондиционирования, функционализма, структурализма, конструктивизма, гуманистической психологии, гештальт-психологии и обработки информации. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.

Педагогическая психология и ее подходы

Иоганн Гербарт (1776-1841) считается отцом педагогической психологии. Он утверждал, что на успешное обучение влияет интерес к предмету и учителю. Он также полагал, что педагоги должны учитывать существующие ментальные установки учеников – то, что они уже знают – при представлении новой информации или материала. Гербарт придумал то, что сейчас известно как «формальные шаги в педагогике». Вот 5 шагов, которые должны использовать учителя:

  • Просмотрите материал, который уже был изучен учащимся.
  • Подготовьте ученика к новому материалу, предоставив ему краткий обзор того, что он будет изучать дальше.
  • Представьте новый материал.
  • Свяжите новый материал со старым материалом, который был изучен ранее.
  • Продемонстрируйте, как студент может применить новый материал и покажите материал, который он изучит дальше.

В педагогической психологии применяются несколько подходов: бихевиоризм, когнитивизм, социально-когнитивная теория и конструктивизм. Рассмотрим коротко каждый из них.

Бихевиоризм

Основа бихевиористского (поведенческого) подхода в образовании состоит в том, что учителя могут корректировать поведение своих учеников, систематически поощряя тех, кто соблюдает правила, похвалой, жетонами или звездочками, которые потом можно на что-нибудь обменять. Здесь мы имеем дело с внешней мотивацией.

Такой подход часто критикуется психологами, которые утверждают, что он подтачивает внутреннюю мотивацию. Особенно если последней достаточно. Другие же говорят, что он повышает внутреннюю мотивацию, особенно, если она истощается.

Судя по всему, метод поощрений работает, но:

  1. Эффект временный.
  2. Следует наблюдать за учеником, чтобы понять, что он не навредит.

Когнитивизм

Когнитивный подход намного популярней, чем поведенческий. Вероятно, потому что применяет все самые передовые исследования в области памяти. Например, обнаружилось, что ученики лучше запоминают текст, если повторяют его не сразу, а через определенное время.

При когнитивном подходе педагоги поощряют своих учеников использовать мнемотехники, как для кратковременного, так и для долговременного усвоения информации.

В последнее время ученые исследуют так называемые «схемы». Схема – это некая карта, которую учащийся извлекает из долговременной памяти при решении задачи. Или же наоборот – помещает. Это позволяет ему одновременно читать материал, понимать и запоминать.

Социально-когнитивная теория

Суть этого подхода заключается в том, что ученик наблюдает за работой учителя, а затем повторяет его действия. Поэтому его еще иногда называют имитационным научением.

Дополняется этот подход самонаблюдением. Ученик должен осознавать и оценивать свои действия и уметь рассказывать о том, что он делает.

Конструктивизм

В этом подходе акцент ставится на предварительные знания, опыт и деятельность учеников, а также на культурные и социальные факторы процесса обучения.

На развитие конструктивизма оказал влияние советский психолог Лев Выготский, который описал, как взаимодействие со взрослыми и более опытными учениками позволяют учащемуся усваивать психические конструкции. Его теорию развил Джером Брунер, который предложил понятие образовательных лесов: метод обучения, когда ученику представляется поддержка в виде «опор», которые постепенно убираются по мере усвоения знаний.

Роль мотивации в психологии образования

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:

  • Обеспечивает направление к целям.
  • Повышает способности к обучению и производительности когнитивной обработки.
  • Приводит к увеличению усилий и энергии.
  • Повышает упорство и настойчивость.

Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если ученик не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.

Интересна и теория атрибуции, разработанная Бернардом Вайнером. Он указывает, что убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.

На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит учащийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.

Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам:

  • Упорство перед лицом неудачи.
  • Стремление решать сложные задачи.
  • Творческий подход.
  • Внутренняя мотивация.

Локус контроля также является существенным фактором успешной успеваемости студентов. Для подтверждения этого Кассандра Б. Уайт провела эксперимент, в результате которого выяснилось, что люди, которые считают, что их тяжелая работа приведет к более успешным результатам обучения, не зависящим от удачи или судьбы, достигают больших успехов в обучении. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить ученику подобное мышление.

Учитывая все вышесказанное, давайте подведем итоги прочитанного, а также добавим несколько эффективных советов, которые могут использовать как педагоги, так и те, кто занимается самообразованием.

1

Используйте метод образовательных лесов

Метод образовательных лесов – это поддержка, предоставляемая в процессе обучения, которая адаптирована к потребностям ученика с целью помочь ему достичь своих целей. Подходит, скорее, для педагогов, чем для учащихся.

Эти «опоры» могут включать следующее:

  • Ресурсы.
  • Задачи с частичным решением.
  • Шаблоны и руководства.
  • Руководства по развитию когнитивных и социальных навыков.

Опоры можно использовать при моделировании задачи, попытке дать хороший совет, проведении коучинга.

Для того, чтобы этот метод был эффективен, нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбор учебной задачи: она должна учитывать текущие способности ученика, а также быть интересной.
  2. Ожидание ошибок: после выбора задачи учитель должен предвидеть ошибки, которые учащиеся могут совершить при работе над задачей.
  3. Опоры должны быть динамическими, то есть не позволять ученику зацикливаться на своих ошибках и понижать мотивацию.
  4. Возможно, во время выполнения задачи ученик будет испытывать фрустрацию, раздражительность и потерю интереса. Это значит, что необходимо тут же добавить несколько дополнительных опор.

Опорами могут выступать ментальные карты, диаграммы, графики, слова, ассоциации, аналогии, метафоры, пошаговые инструкции, схемы, контуры и многое другое.

2

Самонаблюдение

Самонаблюдение (интроспекция) – один из самых древних, но при этом невероятно эффективных методов. Суть его заключается в том, чтобы смотреть внутрь себя, изучать работу собственного мышления и выяснять, почему мы делаем то, что делаем.

Таким образом, самонаблюдение не является расплывчатым, бессистемным или случайным наблюдением. Например, вы задачи ученику вопрос. Он должен:

  1. Вспомнить определенные факты, полученные им, чтобы организовать их в определенной манере.
  2. А затем сообщить, как он пытался их вспомнить, какие мысли возникали и что он чувствовал при этом.

У этого метода есть критики среди ученых, так как пользу метода самонаблюдения доказать эмпирически нельзя. Но косвенные признаки говорят об эффективности.

3

Экспериментальный метод

Экспериментальный метод в педагогической психологии был популяризирован немецким психологом Вундтом, который открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальные исследования пролили свет на различные способы запоминания, влияние разных факторов на обучение, умственную усталость, формирование образов и воображение, степень внимания, последствия предоставления детям практики или наставничества на тестированиях интеллектуального уровня, передачи обучения, роли созревания в обучении и т. п.

Выкладка экспериментального метода заключается в следующем:

  • Выбрать тему для исследования.
  • Сформулировать гипотезу.
  • Выбрать соответствующую конструкцию.
  • Собрать информацию.
  • Проанализировать данные.
  • Обсудить результаты и сделать выводы.

4

Метод кейсов

Метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Ученики должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее. Это может быть либо физический кейс, который выполняется в реальном мире, либо теоретический – на бумаге или видео.

В любом случае начинать стоит на бумаге – чтобы написать сценарий. Вы должны найти материал из своего профессионального опыта, либо придумать его, основываясь на реальных событиях. Хороший кейс отвечает следующим параметрам:

  • Рассказывает реальную и интересную историю.
  • Поднимает провокационный вопрос.
  • Имеет элемент конфликта.
  • Способствует появлению эмпатии к центральным персонажам.
  • Не должен иметь очевидного или четкого правильного ответа.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1006, _D1035, 1LLL

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *