Христианство в Египте

В Египте боевики расстреляли ехавших в монастырь христиан-коптов, погибли 24 человека

Нападение произошло к западу от населенного пункта Эль-Адавва в районе монастыря Святого Самуила Исповедника в западной части провинции, в нем участвовали 10 боевиков
Reuters В Египте боевики расстреляли ехавших в монастырь христиан-коптов, погибли 24 человека
Reuters

В центральной части Египта в провинции Эль-Минья в 220 км к югу от Каира в пятницу, 26 мая, боевики расстреляли коптов — египетских христиан, которые ехали в монастырь Святого Самуила Исповедника, сообщает египетское издание Al-Ahram. Губернатор Миньи подтвердил гибель 23 человек и сообщил о 25 раненых, Министерство здравоохранения сообщило о 24 погибших и 24 раненых.

Люди в масках открыли огонь по коптам, которые ехали из провинции Бени-Суэйф в монастырь в двух автобусах и грузовике, уточняет Reuters. По словам губернатора, полиция обыскала пустыню и ближайшие к ней дороги, чтобы поймать преступников.

Нападение произошло к западу от населенного пункта Эль-Адавва в районе монастыря Святого Самуила Исповедника в западной части провинции, в нем участвовали 10 боевиков, сообщает израильская газета Haaretz.

Al-Masry Al-Youm уточняет, что неизвестные в масках и военном камуфляже открыли огонь по шинам, чтобы остановить транспорт, а затем расстреляли находящихся в нем людей.

Депутат парламента Египта Магди Маляк отметил в комментарии телеканалу ON-TV, что этот маршрут хорошо известен и нападение было спланированной акцией. «Христиане всегда в это время в пятницу едут в монастырь Святого Самуила, это хорошо известно», — сказал он.

В провинции Минья самый большой процент коптских христиан среди населения. Самуил, исповедник Каламунский — святой Коптской церкви.

Как отмечает Al Jazeera, христианское меньшинство Египта, составляющее около 10 процентов 92-миллионного населения страны, неоднократно подвергалось нападениям со стороны вооруженных групп.

В апреле десятки человек погибли при взрывах в церквях в городах Танта и Александрия в Вербное воскресенье. Ответственность за атаки взяла на себя группировка «Исламское государство»*.

В декабре 2016 года взрыв в крупнейшем коптском соборе Каира унес жизни 25 человек, в том числе женщин и детей.

*»Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) — террористическая группировка, запрещенная в РФ.

Христианские монастыри провинции Файюм в Египте

Оазис ФайюмПогребальный файюмский портрет.Знаменитые водяные колёса Файюма.А вам слабо?!

Христианские монастыри провинции Файюм в Египте — первые века нашей эры, когда христианская религия только начала шествие по странам и континентам, её приверженцам жилось не легко. Это в средние века, когда религия прочно встала на ноги, она начала бороться с инакомыслящими, сжигая их на кострах и применяя жестокие пытки, чтобы выбить из людей «ересь». А пока что самих христиан пытали и сжигали. Вот и спасались они по пещерам и пустыням, возводили монастыри-крепости.

Оазис Файюм

Шесть тысяч лет тому назад на этих землях было болото, на котором возвышались трёхметровые стебли папируса. Египетские фараоны разминали свои царские мышцы, охотясь здесь на птиц, крокодилов, носорогов, меткими движениями нанизывая на остроги рыбу в пресноводном озере . Во втором тысячелетии до нашей эры предприимчивый фараон Аменхотеп III осушил болота и соединил каналом озеро с Нилом. Этот канал служит людям до сих пор. Но, плодородные земли с растущими на них садами постепенно затягивались наступающими песками пустыни, оставив сегодняшнему населению в несколько раз меньше пригодных для земледелия земель.

Погребальные файюмские портреты

Мировая известность оазиса Файюм пришла к нему после удивительной находки во время раскопок в римском некрополе. В некрополе были найдены погребальные портреты, выполненные восковыми красками на скипидаре или восковой темперой. Поскольку воск — вещество влагоустойчивое и химически малоактивное, портреты сохранили свежесть и реалистичность. Подобная техника восковой живописи с древних времён использовалась при написании икон, что помогает им сохраняться на протяжении веков.

Монастырь Архангела Гавриила

Монастырь Архангела Гавриила один из древнейших коптских монастырей. И хотя он носит имя Архангела, специализирующегося на доставке вестей, благих (о рождении сына божьего) и печальных ( о скорой смерти Девы Марии), монахов монастыря он вестями , видимо, не баловал. А потому, не готовые к отражению атак бедуинов-варваров, монахи частенько становились жертвами их набегов. Сегодня взору туристов предстаёт печальная картина древних руин на фоне заново отстроенных обителей.

Монастырь Святой Марии эль Хамам

Три белоснежных купола монастыря встретят паломников, сумевших преодолеть пять километров пути пустынной и неприветливой дороги. История монастыря похожа на истории других древних монастырей Египта. Отдельно живущие по пещерам отшельники потихоньку объединялись, чтобы противостоять суровым условиям жития, защищаться от набегов варваров. Хотя, что можно было взять у отшельника? Тунику из пальмовых листьев, да горсть фиников. Как бы там ни было, объединившись, они возводили крепкие каменные стены, заводили огороды, сады, собирали библиотеки. Стены спасали не всегда. Периодически их рушили, сжигали библиотеки и убивали монахов. Похоже, даже молитвы святых не всегда достигают божьих ушей.

Так бы и стоял монастырь в руинах, если бы сам папа Шенуда (03.08.1923 — 17.03.2012) — патриарх Коптской православной церкви Египта, не взял под личную опеку восстановление монастыря и церкви.

Монастырь Святого Самуила Признателя

Святой Самуил, начав богоугодную жизнь монаха в 22 года, немало скитался по разным монастырям, пока не создал свою обитель. Благодаря его предприимчивости, монастырь быстро разросся и его положение становилось всё устойчивее. Прожил Святой Самуил в молитвах и служении Богу 98 лет, оставив после себя процветающий монастырь. В нём и сегодня находится действующий мужской монастырь. Кроме того, на территории монастыря расположено три церкви, в которых сохраняются мощи святых, и действуют четыре источника пресной воды.

Монастырь Святого Абу Сефейна Носителя двух мечей

Монастыри и церкви Египта страдали не только от набегов бедуинов, но и от природных катаклизмов. Землетрясение в октябре 1992 года сильно повредило церковь монастыря Святого Абу Сефейна, что находится в двенадцати километрах от Файюма и выделяется своими двенадцатью куполами.

Монастырь бережно хранит старинные иконы и ценные рукописи.

Монастырь Эль Азабь

На территории монастыря, который раскинулся в шести километрах от Файюма, несколько церквей. Одна из них построена в XII веке в честь Святой Марии. Церкви хранят мощи святых, старинные иконы.

Руины церкви Святого мученика Абу Сефейна, разрушенной в IX веке, также сохраняются на территории монастыря. В XX веке возведена новая церковь Святого Абу Сефейна.

См. также

  • Христианские памятники Египта
  • Христианские монастыри в восточной пустыне Египта
  • Оазис

Синайская православная церковь

Синайская православная церковь


Монастырь Святой Екатерины

Общие сведения

Автономия

де-факто с 640 года, де-юре с 1575 года от Константинопольского патриархата

Признание автономии

признана всеми поместными православными церквами

Руководство

Предстоятель

Дамиан (Самардзис), архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский

Центр

Монастырь Святой Екатерины

Резиденция предстоятеля

Каир

Территории

Юрисдикция (территория)

Монастырь Святой Екатерины

Епархии за пределами юрисдикции

подворья: 3 в Египте, 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул)

Богослужение

Богослужебный язык

греческий

Календарь

юлианский

Статистика

Епископов

Епархий

Учебных заведений

Монастырей

1 (+5 скитов)

Монахов и монахинь

Верующих

900 человек (1986 год)

Сайт

Сина́йская правосла́вная це́рковь, другие варианты — Сина́йская архиепископи́я, Православная церковь горы Синай (греч. Ορθόδοξη Εκκλησία του Όρους Σινά) — древнейшая и самая малочисленная автономная православная церковь, входит в состав Иерусалимского патриархата. Возглавляется архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским, который одновременно является игуменом монастыря Святой Екатерины.

История

Христианство на Синайском полуострове появилось не позднее III века. Довольно рано в этих краях появляются и первые монахи-отшельники. 14 января 305 года, во время гонения Диоклетиана, были арестованы пять первых мучеников в районе горы Синай и Раифа. Сначала монахи и христиане Синая были под омофором епископов Фарана и епископов Айлы, — первым из них упоминается Петр, один из отцов I Вселенского собора.

О древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24-м месте упоминается архиепископия «горы Синая». Пятый Вселенский Собор числит Синайскую архиепископию в ранге автокефальных церквей в силу данных императором Юстинианом привилегий монастырю Святой Екатерины. В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь святой Екатерины и его игумен стал епископом Фарана, а чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто (Раифа). В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Храм Святой Великомученицы Екатерины — c 1746 по 1928 год подворье Синайской архиепископии в Киеве

Рукоположение синайского архиепископа с VII века совершает иерусалимский патриарх (его имя всегда возносится за богослужением в монастыре) в юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году после завоевания Египта мусульманами и возникшими вследствие этого затруднениями в общении с константинопольским патриархатом.

В XIV веке в Синайскую архиепископию кроме главного монастыря входило ещё свыше десятка больших монастырей, которые были уничтожены в 1400 году во время нашествия войск правителя Египта Малик-Тахара, — тогда смогли уцелеть только главный монастырь святой Екатерины и монастырь в Раифе.

Официально автономия от Константинопольского Патриархата была получена только в 1575 году (подтверждена в 1782 году).

В XIX — начале XX веков церковь имела подворья в Российской Империи — Бессарабии, Киеве и Тифлисе.

На 1986 год Синайская православная церковь насчитывала около 900 человек

Современное состояние

Синайская церковь состоит из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове и ряда подворий: 3-х в Египте и 14-ти вне Египта: 9-ти — в Греции, 3-х — на Кипре, 1-го — в Ливане и 1-го — в Турции (Стамбул). Крупнейшим подворьем архиепископии считается подворье «Джувани» в Каире (на подворье официально проживали многие из Синайских архиепископов).

Предстоятель с 1973 года — высокопреосвященнейший Дамиан (Самартзис).

> См. также

  • Монастырь Святой Екатерины
  • Архиепископ Синайский

Примечания

  1. 1 2 3 4 Рональд Робертсон. Восточные христианские Церкви
  2. Пятницкий Ю. Синай, Византия, Русь.
  3. The Holy Monastery of Sinai’s Dependencies Out of Egypt Архивировано 23 сентября 2012 года.
  4. Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (недоступная ссылка). Дата обращения 6 декабря 2009. Архивировано 23 июня 2010 года.

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря святой Екатерины
  • Юрий Максимов Краткая история Синайской Архиепископии с III по XIX вв.

  • Латвийская
  • Молдовы3
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)3
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Исторические
автокефальные
  • Картлийская (V—1811)
  • Охридская (1019—1767)
  • Печская (1219—1463; 1557—1766)
  • Тырновская (1235—1393)
  • Абхазская (XV—1814)
  • Карловацкая (1766—1920)
  • Черногорская (1766—1920)
  • Германштадтская (1864—1919)
  • Белградская (1879—1920)
  • Буковинская (1874—1919)
Автономные
  • Китайская3 (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская (Константинопольская)
  • Японская3 (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами.
Синайская православная церковь

Монастырь Святой Екатерины

Основная информация
Автономия де-факто с 640 года, де-юре с 1575 года от Константинопольского патриархата
Признание автономии признана всеми поместными православными церквами
Предстоятель в настоящее время Дамиан (Самартзис), архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский
Центр Монастырь Святой Екатерины
Резиденция Предстоятеля Каир
Юрисдикция (территория) Монастырь Святой Екатерины
Епархии за пределами юрисдикции подворья: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул)
Богослужебный язык греческий
Календарь юлианский
Численность
Епископов 1
Епархий 1
Учебных заведений 1
Монастырей 1 (+5 скитов)
Монахов и монахинь 56
Верующих 900 человек (1986 год).
Сайт www.sinaimonastery.com

Сина́йская правосла́вная це́рковь (Сина́йская архиепископи́я) — древнейшая и самая малочисленная автономная (иногда именуется автокефальной) православная церковь, входит в состав Иерусалимского патриархата. Возглавляется архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским, который одновременно является игуменом монастыря Святой Екатерины.

О древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24-м месте упоминается архиепископия «горы Синая». Пятый Вселенский Собор числит Синайскую архиепископию в ранге автокефальных церквей в силу данных императором Юстинианом привилегий монастырю Святой Екатерины. В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь святой Екатерины и его игумен стал епископом Фарана, а чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто (Раифа). В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Рукоположение синайского архиепископа с VII века совершает иерусалимский патриарх (его имя всегда возносится за богослужением в монастыре) в юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году после завоевания Египта мусульманами и возникшими вследствие этого затруднениями в общении с константинопольским патриархатом. Но официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году (подтверждена в 1782 году).

Синайская церковь состоит из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове и ряда подворий: 3-х в Египте и 14-ти вне Египта: 9-ти — в Греции, 3-х — на Кипре, 1-го — в Ливане и 1-го — в Турции (Стамбул). Крупнейшим подворьем архиепископии считается подворье «Джувани» в Каире (на подворье официально проживали многие из Синайских архиепископов). В XIX — начале XX веков церковь имела подворья в Российской Империи — Бессарабии, Киеве и Тифлисе.

Численность Синайской православной церкви составляет 900 человек (1986 год).

Предстоятель с 1973 года — высокопреосвященнейший Дамиан (Самартзис).

> См. также

  • Монастырь Святой Екатерины
  • Архиепископ Синайский
  • Официальный сайт монастыря святой Екатерины
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Епархии Иерусалимской Православной Церкви

Митрополии

Птолемаидская митрополия • Назаретская митрополия

Эпитропии

Патриаршая эпитропия в Аммане • Патриаршая эпитропия в Ирбете

Автономные церкви

Синайская православная церковь

Египет ежегодно привлекает сотни тысяч туристов. Страна знаменита архитектурными памятниками. Это не только пирамиды и сфинксы. В Египте много древних храмов, часть из них построена задолго до нашей эры, другие возвели в греко-римский период. Некоторые памятники сохранились по сегодняшний день, другие – полуразрушены и находятся на стадии восстановления.

Луксорский храм

Это развалины центральной части храма бога Амона-ра, построенного при Аменхотепе Третьем. Храм соответствует архитектурным особенностям Нового Царства (16 – 11 веков до н.э.). У входа стоят две статуи и обелиск из розового гранита. С другой стороны к сооружению ведет аллея сфинксов. Храм представляет собой прямоугольное здание, его длина – 190 метров. Путь к святилищу ведет через вестибюль колонн. На территории развалин располагаются фрески, статуи и так далее. Развалины стоят на берегу Нила. В настоящее время они входят в территорию города Луксор.

Карнакский храм

Это крупнейший храмовый комплекс Египта, главное святилище эпохи Нового Царства. Включает в себя храмы, посвященные Амону-ра, жене Мут и сыну Хонсу. Самое значительное здание – храм Амона-ра, длиной – 113 м, шириной – 15 м, а высотой – 45 м. На территории комплекса построены другие храмы, белая, красная и алебастровая капеллы, есть множество фресок и статуй. Рядом с центральным храмом лежит Священное озеро. Между комплексами Амону-ра и Мут лежит аллея сфинксов. В античности Карнакский храм был связан с Луксорским храмом. Располагается в современном городе Карнаке.

Мединет-Абу

Это погребальный храм, построенный Рамсесом Третьим, последним императором Нового Царства. Храм основали в 1100-е годы до нашей эры. Он представляет собой огромный комплекс построек, окруженный стенами. В античности его окружал ров с водой. В комплекс входят дворец фараона, помещения для детей и жен фараона, полуразрушенные статуи и колонны и так далее. Комплекс Мединет-Абу – это сохранившийся образец поминальных храмов. Посетить его можно, приехав в город Луксор.

Храм Хатшесуп

Это усыпальница, построенная Хатшесуп, женщиной-фараоном. Ее возвели в начале 15 века до нашей эры, вырубив прямо в скалах. У храма три разноуровневых террасы. Они соединены между собой пандусами. Вход в усыпальницу охраняют два сфинкса и множество статуй. В усыпальнице располагается несколько святилищ, которые посвящены богам Амону-ра, Анубису и Хатхор. Храм Хатшесуп находится в Дэйр-эль-Бахри, это окрестности города Луксора.

Храм Сети в Абидосе

Это храм, посвященный богу Осирису. Его начали возводить еще при жизни фараона Сети, но закончил строительство его сын, Рамсес Второй. Сегодня, восстановленный комплекс, составляет 110 на 76 метров. Предположительно, его изначальная длина была – 170 метров. Здание храма считают одним из самых загадочных, для тех времен, поскольку периметр имеет вид буквы Г. На стенах изображена история фараонов, выполненная в барельефах. В комплекс входит зал Гипостиль – помещение с огромными колоннами. Храм находится в древнем городе Абидосе.

Храм Хатхор в Дендере

Хатхор – дочь Амона-ра, бога Солнца. Предположительно храм был построен в период птолемеев, 4 – 1 века до нашей эры. Это сооружение из песчаника, длиной 80 м, площадью 40 тысяч кв м. Он окружен высокой стеной. Стены и колонны декорированы иероглифами и барельефами. В храме много настенных скульптур, есть зал Гипостиль с высокими колоннами, несколько святилищ. Комплекс находится в небольшом городе Дендера.

Храм Исиды

Храм, посвященный богине Исиде, достроили в 3 веке. Хотя возведение началось на 2 – 3 столетия раньше, еще при Нектанебе Первом. Это шестидесятиметровое сооружение, с двумя пилонами. В комплекс входят подземелья, молельни, зал с колоннами, внутренний двор. Храм строился в разные эпохи истории Египта, поэтому на него повлияла египетская, греческая и римская культуры. Построен на острове Филе, по легенде, это было местом вечного сна бога Осириса.

Храм Хора в Эдфу

Занимает второе место по величине в Египте, уступая место Карнакскому. Он построен в честь бога Хора, но его отстроили заново при правлении Птолемеев (4 – 1 века до н.э.). Длина здания – 137 м, ширина – 79 м. Высота пилонов – 36 м, они украшены надписями и изображениями. За пилонами идет внутренний двор с колоннами, затем зал Гипостиль. В состав храма входят помещение под библиотеку, молельня, жертвенник, святилище. Находится в городе Эдфу.

Храм Абу-Симбел

В скале Абу-Симбел были высечены два храма, недалеко друг от друга. Большой посвящен Рамсесу Второму, а малый – его супруге. Оба сооружения охраняют статуи. В большой храм входит гипостиль, молельни, святилище. После революции 1952 началось планирование новой плотины. Затем ЮНЕСКО утвердил план спасения, и памятник был перенесен, его установили на 200 метров дальше от Нила. Сегодня он находится рядом с рекой Нил, на границе с Суданом.

Крупнейшие храмы Древнего Египта

После нескольких коротких поездок в Египет, я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза, а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис, с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.

Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.

Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.

Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.

Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.

  1. Луксорский храм
  2. Карнакский храм
  3. Мединет Абу
  4. Храм Хатшепсут
  5. Храм Сети в Абидосе
  6. Храм Хатхор в Дендере
  7. Храм Исиды
  8. Храм Хора в Эдфу
  9. Храм Абу-Симбел
  10. Луксор и Асуан

Луксорский храм — самый доступный, но не самый величественный сохранившийся храм Древнего Египта. Однако это с лихвой компенсируется возможностью приходить туда поздно вечером и наблюдать мистические световые и теневые эффекты от цветной подсветки. Он находится на правом берегу Нила, в центре Луксора. Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства. Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Раньше он был соединен с Карнакским храмовым комплексом двухкилометровой аллеей сфинксов.

Древние египтяне называли его Ипет-Ресит, что означает «южное святилище». Слово «Луксор» более позднее и имеет арабские корни. Луксорский храм был церемониальным храмом, где устраивали религиозные праздники и фестивали. Здесь устраивались масштабные процессии, которые передвигались по аллее, связывающей храм в Карнаке с Луксорским храмом.

Приходите сюда вечером, когда здесь совсем не жарко и совершенно немноголюдно. Ближе к полуночи здесь возникает особая атмосфера — несколько заблудших туристов гуляют между высокими колоннами, а в главном святилище (темной комнате) под лампадным светом сидят и мирно ведут беседу арабы-хранители.

Карнакский храм (храм Амона-Ра)

Карнакский храм в древности назывался Ипет-Исут, крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище Нового царства. Расположен он на северной границе современного Луксора, примерно в трех километрах от Луксорского храма. Этот храмовый комплекс посвящен в основном культу бога Амона-Ра. Он строился больше тысячи лет, и в нем также есть части, посвященные богу Монту, богине Мут, богам Хонсу и Птаху. От былого комплекса осталось не все, но даже то, что есть, выглядит внушительно. Особенно поражают огромные колонны храма Амона-Ра.

Амон-Ра — это фиванское, южное название для бога Ра, древнеегипетского бога солнца, верховного божества древних египтян. Его имя Ра означает «Солнце». Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать еще в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. «Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день…» В Карнакском храме жрецы Амона с приличествующей им пышностью и торжественностью отправляли свои ежедневные службы, а во время фестивалей, совершали процессии в соседний Луксорский храм.

Погребальный храм Рамзеса III (Мединет Абу)

Мединет-Абу — это арабское название для погребального храма Рамзеса III, важного сооружения эпохи Нового царства, на западном берегу Нила в Фивах. Основной храм хорошо сохранился и обладает внушительными размерами. Имеет большую архитектурную и художественную ценность. Этот храм известен рельефами с надписями. Пожалуй, этот храм выглядит самым грандиозным и большим из всех сохранившихся храмов Древнего Египта. Здесь также обычно бывает меньше туристов, по сравнению с остальными местами на западном берегу Нила (ввиду того, что однодневные автобусные туры сюда почему-то не заезжают или заезжают редко), и это придает этому месту особую атмосферу.

У храма ортодоксальный дизайн. Здесь хорошо сохранились пилоны, которые выглядят очень внушительно, а также рельефная роспись на стенах.

Храм Хатшепсут

Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала «супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — это храм, вырезанный в скале, в удаленном районе Фив, на западном берегу Нила. Он состоит из трех крупных террас, ведущих наверх, к святилищу храма, главной и самой сокровенной части. Многочисленные ярко расписанные пилястры царицы, колоссальные статуи и сфинксы сейчас хранятся в собраниях Египетского музея в Каире. Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут.

Это место известно тем, что ранним утром 17 ноября 1997 года здесь произошло массовое убийство иностранных туристов. Теракт был совершен членами исламской террористической организации Египта (по всей видимости, Аль-Гамаа-аль-Исламия). Шестеро террористов были одеты в форму сотрудников службы безопасности Египта и вооружены автоматами и мачете. В течение 40 минут было методично расстреляно и зарезано 62 человека, в основном на второй террасе и в святилище. Пытавшихся бежать расстреливали на нижней террасе, поэтому основную массу людей загнали на верхний уровень, и, в порядке живой очереди, резали с помощью мачете, как баранов — после на многих трупах были найдены следы религиозного потрошения.

По всей видимости, эта организация происходила из какой-то радикальной ваххабитской общины, которая базировалась, вероятно, в городе Кена. Жестокое массовое убийство настроило против группировки всех египтян, и многие ранее поддерживавшие эту радикальную салафитскую организацию отвернулись от нее. К 2000 году основной ее костяк был арестован либо физически уничтожен. Однако радикальный салафи-ислам, поддерживаемый местными имамами, цветет и пахнет к северу от Луксора и к югу от Каира.

Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.

Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.

Храм Хатхор в Дендере, являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.

Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.

Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.

Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.

Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.

Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.

По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.

Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.

Луксор и Асуан

Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане. Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.

Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил, медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *