Художники о войне

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и образ плаката и настроение на оптимистичное и, даже, юморестическое. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).

В годы войны появились значительные произведения станковой графики. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров – богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру. Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы – все сплавилось в трагический художественный образ.

Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, они сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и благородством духа наших людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины,– белорусских партизан Ф. Модорова и воинов Красной Армии В. Яковлева, портреты тех, кто боролся за победу над фашизмом в тылу, целая серия автопортретов. Обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества, стремились запечатлеть художники. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945).

В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942).

Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащем суровому военному времени. Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона (1942), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение – и почти все погибли.

Не лишена определенной плакатности, столь чуждой искусству живописи, и картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), созданная в дни, когда шел «бой… святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины.

Знаменательно, что дух войны, пронизанность одной мыслью – о войне – передается художниками иногда в характере простой жанровой картины. Так, Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение «Мать» (1945): она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа в этой самой кровопролитной из всех бывших на земле войн.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности – Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944–1946). Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

К концу войны, намечаются изменения, картины становятся сложнее, тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии».

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

В годы Отечественной войны художники, графики, скульпторы, как и весь советский народ, воевали штыком и пером. С первых дней объявления войны в газетах, журналах, агитационных листках и листовках появились карикатуры и плакаты, зовущие на борьбу с фашистами. Художники и скульпторы также делали всё, что могли, для фронта и для победы. В период войны были созданы яркие по художественному и эмоциональному восприятию произведения изобразительного искусства, которые и сегодня взывают к патриотизму, не оставляя зрителей равнодушными.

Проникновенный язык военного плаката

Патриотический плакат стал действенным идеологическим оружием. Яркие художественные образы создавались минимальным набором графических средств в короткое время. Изображения на плакате были доступны и понятны всем гражданам. Герои плакатов вызывали сопереживание, ненависть к врагу и любовь к Родине, горячее желание встать на защиту Отчизны.

Создатели плакатов и их произведения стали классикой советской патриотической графики. Хрестоматийные примеры:

  • художник И. Тоидзе и его «Родина-мать зовет»;
  • Д. Шмаринов с требованием «Отомсти»;
  • В. Корецкий, призывающий «Воин Красной Армии, спаси!».

Классиками советского патриотического плаката называют В. Иванова, В. Касияна, А Кокорекина, Л. Голованова и др.

Острое перо карикатуры

В годы Отечественной войны художественная графика наиболее ярко представлена сатирической карикатурой. Классики советской карикатуры Кукрыниксы работают в газете «Правда», других печатных изданиях. Практические ежедневно появляются едкие карикатуры на фашистов, которые призывают граждан к сопротивлению, рассказывают, насколько жесток и коварен враг и как следует с ним драться.

В осаждённом Ленинграде моральный дух поддерживают карикатуристы, издавая журнал «Боевой карандаш». В Грузии карикатуристы выпускают альманах «Штыком и пером», в нем рисовал мастер Л.Д. Гудиашвили. Карикатуристы Борис Ефимов, М. Черемных сотрудничали с «Окнами ТАСС», оперативно реагируя на каждодневные события на фронтах. Юмор и сатира воодушевляли бойцов, направляли справедливый гнев народа на священную борьбу.

Военная станковая графика

В военный период активно развивается станковая графика. Этот динамичный и лаконичный по художественным средствам и приёмам вид изобразительного искусства не требовал специальных художественных материалов. Карандаш, уголь всегда были под рукой и позволяли художнику делать рисунки, документируя увиденное и свои впечатления на бумаге.

Классикой жанра стали зарисовки М. Сарьяна, литографии Верейского, акварельные рисунки А. Фонвизина, гравюры С. Кобуладзе. Жизнь блокадного Ленинграда отражена в гуашах художников Я. Николаева и М. Платунова, в акварельных и пастельных рисунках Е. Белухи и С. Бойма. Серия графических зарисовок Дм. Шмаринова «Не забудем, не простим!» была начата 1942 г. в освобожденных от фашистов городах. Выполнена углём, чёрной акварелью.

Военные будни и быт запечатлели рисунки Л.В. Сойфертиса в чёрной акварели. Серии «Севастополь», «Крым», «Кавказ» создавались с 1941 по 1944 годы. Жанровые картинки наполнены гордостью за советских людей, оптимизмом, прославляют боевой дух народа.

Отечественная война и её герои в произведениях живописи

Военная живопись, включая батальные полотна, в начальном этапе войны не отличалась глубиной проработки деталей. Однако эти полотна подкупают глубиной чувств, живостью впечатлений, которые хотел передать художник. Особое развитие получает портретный жанр. Художники, вдохновленные героическими подвигами бойцов, стремились запечатлеть одухотворённые и выразительные лица героев.

Одной из таких картин стал «Портрет партизанского командира» кисти Ф. Модорова, 1942 г. Художник написал целую галерею портретов простых партизан и боевых командиров. В боевой обстановке и в рабочем кабинете герои войны сосредоточены и решительны, они уверены в себе и в будущей победе. Также в 1942 г.портрет генерал-майора Панфилова написал художник В.Яковлев. На плечах командира походный полушубок, в руках – бинокль. Кажется, он только с линии фронта, но уже снова готов идти в бой.

Батальные сцены, героическое сопротивление врагу изобразил в монументальном полотне А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» 1942. На мгновение застыли фигуры моряков, отражающих атаки врага. Сейчас в фашистов полетят связки гранат, часть врагов уже убита. Накал битвы усиливает красный закат, служащий фоном. Солнечный свет борется с чёрными клубами дыма так же, как моряки в белых одеждах с фашистами в тёмно-зелёной форме. Контраст движения – замахивающийся матрос и лежащий фашист и контраст цвета – красно-чёрный закат и яркая бела форма матросов придают полотну особую художественную выразительность. Она же и воодушевляет зрителя, который уверен в победе над врагом.

Бытовая и жанровая живопись периода ВОВ

Живописцам из блокадного Ленинграда В. Раевскому, В. Пакулину, Н. Рутковскому, Н. Тимкову, удалось запечатлеть с документальной точностью жизнь советских людей в осаждённом городе. С картины Я. Николаева «Очередь за хлебом», 1943г. на зрителя веет холод и мороз вместе с надеждой дождаться пайки хлеба. Надежда не покидала горожан, и они сумели выжить!

Курыниксы М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, узнав о казни партизанки Зои Космодемьянской, приехали на место ее гибели. По свежим впечатлениям они написали полотно «Таня». Измученная девушка за миг до смерти непокорно и с ненавистью смотрит в глаза палачам. Зоя не сломлена, она прямо держит голову, кажется, девушка заговорит. Её уверенность и сила духа передаётся зрителям.

Монументальное искусство в годы Отечественной войны

В трудный период войны было востребовано и монументальное искусство. Скульпторы выезжали на фронт, создавая в сложных боевых условиях зарисовки и портреты с натуры. Советские монументалисты стремились отобразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Это дало новый толчок к развитию жанровой и монументальной скульптуры.

Каноническим стал выполненный Е. В. Вучетичем бронзовый бюст генерала Черняховского 1945-1946. Статуя «Политрук» была создана им в 1942 г. Политрук поднимает в атаку бойцов, его героический порыв передается всем присутствующим. Многие скульпторы, побывавшие на фронте, создали бюсты и портреты простых солдат и военных командиров. Среди них :

  • работы Л. Е. Кербеля – портреты героев-летчиков;
  • И. Г. Першудчева – портрет генерала Ковпака, санинструктора Маши Щербаченко, воинов со знаменем Победы сержанта М.А.Егорова и сержанта М. В.Кантария;
  • В. И Мухиной – портреты полковников Б. А. Юсупова, И. Я. Хижняка;
  • Н. В. Томского – портрет дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева.

В период Отечественной войны художники не только отображали военные реалии и борьбу советских людей, но и развивали, совершенствовали художественную культуру, поддерживали в народе боевой дух, веру в победу, вдохновляли его на подвиги.

«В 1942 году Комитет по делам искусств предложил Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. Все свое знание о духовной красоте и качествах русского человека художник вложил в свой триптих «Александр Невский». Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город».

«Александр Невский» Кориным писался под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов, во время Великой Отечественной войны.

На цент­ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей. В его фигуре память о древних богатырях и иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли.

Над головой князя — воинская хоругвь с образом Спаса — Ярое Око. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами реки Волхов, храмом Софии Новгородской, ок­рестными далями.

Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в силах русского вой­ска. Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше — леса. Сбоку, поодаль – войско, готовое к походу. Он как будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ПАМЯТНИКАХ

Библиографический список литературы

1. Воробьева, В. В. «Русские здесь остаются навсегда» / В. В. Воробьева // Военно-исторический журнал. — 2004. — N 7. — С. 71-76

Аннотация: Военная архитектура крепости Владивосток.

Аннотация: Рассказ о военной архитектуре Санкт-Петербурга

3. Мокеев, Г. Можайский рубеж / Г. Мокеев // Новая книга России. — 2007. — N 1. — С. 37-41.

Аннотация: Сегодня Можайский рубеж — это своеобразный великий памятник боевой славы нашего народа, его воинского искусства, оборонного зодчества. Священный рубеж неоднократно оказывался линией столкновений миролюбивого русского народа с западноевропейскими агрессорами всех мастей (католики, масоны, фашисты) . Особенно крупные события такого рода происходили здесь в 1612, 1812 и 1941 годах. Освящая и анализируя эти события, автор подчеркивает особое значение городов-крепостей Можайского рубежа в обороне Москвы, следовательно и всей Руси-России.

4. Мокеев, Г. Можайский рубеж / Г. Мокеев // Новая книга России. — 2007. — N 2. — С. 48-50

Аннотация: Можайский рубеж обороны Москвы и России является величайшим памятником героической воинской истории русского народа. Но значение его оказывается большим, чем просто пограничный щит от ударов вражеских войск. На протяжении почти семисот лет здесь пролегла линия противоборства Русской и Западно-Европейской цивилизаций. Автор рассматривает цивилизационно-геополитический аспект их столкновений.

5. Грицай, Н. Острова памяти : 22 июня — День памяти и скорби / Н. Грицай // Отечество. — 2008. — N 6. — С. 23-25: Ил.: 7 фот.

Аннотация: Мемориальные комплексы «Брестская крепость» (1971) и «Хатынь» (1969). История спасения юных жителей белорусской деревни Хатынь Виктора Желобковича и Антона Барановского (1943). Скульптура «Непокоренный человек», в основу создания которой положен трагический момент из жизни Иосифа Каминского, единственного взрослого свидетеля хатынской трагедии.

6. Тимофеева, Н. В память сотен тысяч солдат / Н. Тимофеева // Хроники краеведа. — 2008. — N 5. — С. 2-3: 3 фот.

Аннотация: О храме Святых апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле (главный архитектор Дмитрий Соколов) и памятнике Победы на Прохоровском поле (скульптор Вячеслав Клыков).

7. Архангельская, Мария. «Всем Памятникам Памятник» / М. Архангельская // Роман-газета. — 2009. — N 8. — 2-я с. обл.: 2 фото.

Аннотация: Историко-мемориальную композицию на Мамаевом кургане неслучайно называют Всем Памятникам Памятник. Центральной фигурой мемориала является скульптура «Родина-мать».

8. Ямщиков, Савва Васильевич. Возрождение «Северной Венеции» / С. В. Ямщиков // Юный художник. — 2009. — N 9. — С. 12-14.

Аннотация: Проникновенный рассказ о подвиге реставраторов, сумевших спасти от варварского разрушения в результате фашистских налетов многие памятники древнего Новгорода, соборы и фрески.

9. Назарьин Н. Записки архитектора / Н. Назарьин // Нева. — 2002. — N1.-С.235-242

Аннотация: Автор публикует воспоминания архитектора Н.М. Назарьина о первых месяцах войны и некоторые его фронтовые «фантазии».

Аннотация: О создателе первой арки Победы на Волховском фронте (1943) архитекторе Александре Алексеевиче Афонченко (1907-1975).

11. Максимов, Евгений. История умолкнувших пушек / Е. Максимов // Юный краевед. — 2009. — N 9. — С. 10-16

Аннотация: Увлеченный рассказ юного исследователя о памятниках-пушках времен Великой Отечественной войны в г. Дубны Московской области. Часть статьи посвящена техническим характеристикам артиллерийских орудий.

12. Гречухин, Владимир. И встал солдат на пьедестал / В. Гречухин ; фото Виктора Кукленко // Военные знания. — 2009. — N 11. — С. 26 -27.

Аннотация: В городе Мышкине Ярославской области создан уникальный монумент в честь Солдата-победителя.

13. Ганичев, Валерий. На поле памяти и славы / В. Ганичев // Новая книга России. — 2007. — N 6. — С. 2-3

Аннотация: 8 мая 2007 года в Севастополе на мысе Хрустальном состоялось открытие Мемориала, посвященного Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ

Библиографический список литературы

1. Пищулин, В. Грековцы на войне и после… / В. Пищулин // Воин России. — 2008. — N 5. — С. 95-97: Ил., фот., л. цв. вкл.

Аннотация: О творчестве военных художников-грековцев.

2. Пищулин, В. На ратной службе Отечеству / В. Пищулин // Воин России. — 2004. — N 11. — С. 94

Аннотация: История преобразования изомастерской в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Панорамно-диорамное искусство — основное направление в творчестве грековцев.

Аннотация: О творчестве художника В. М. Сибирского, посвященном событиям Великой Отечественной войны.

4. Пищулин В. «Историю отечества надо знать и помнить» / В. Пищулин // Военные знания. — 2006. — N 6. — С. 22-23

Аннотация: Беседа с народным художником России Маратом Ивановичем Самсоновым. Его полотна вошли в золотой фонд военно-патриотической летописи Великой Отечественной войны.

5. Дмитриевский В. К. Родины солдат, мастер-пейзажист /В.К. Дмитриевский // Воин России. — 2006. — N 5. — С. . 96-97. — Ил.: 4 л. цв. вкл.

Аннотация: Интервью с художником, участником Великой Отечественной войны Виктором Константиновичем Дмитриевским. Он отвечает на вопросы о своей жизни и деятельности.

Аннотация: Вторая Мировая война глазами военных художников Студии имени М. Б. Грекова в книге «Летопись ратной славы.

Аннотация: Великая Отечественная война глазами художников.

8. Камышанская, А. Защищая Отечество / А. Камышанская // Военные знания. — 2009. — N 5.- С.19

9. Филиппов В. В. Как читать «Чонкина» ? / В. В. Филиппов // Русская словесность. — 2005. — N 3. — С. 46-50.

Аннотация: Об истории создания, авторском замысле, проблематике романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

10. Петрович Ю. Поэзия Победы / Ю. Петрович // Отечество. — 2005. — N 2. — С. 26.

Аннотация: Тема войны в поэзии.

11. Замостьянов, Арсений. Парнас Победы / А. Замостьянов // Народное образование. — 2005. — N 4. — С. 112-113.

12. Игнатов, А. Эхо войны / А. Игнатов // Народное творчество. — 2006. — N 3. — С. 60-61.

Аннотация: Подборка стихов о войне.

13. Неменский, Б. Живая память / Б. Неменский // Родина. — 2008. — N 5. — С. С. 43-46

Аннотация: Отражение Великой Отечественной войны в картинах народного художника России Бориса Неменского.

Аннотация: Отрывок из книги петербургского писателя И. А. Богданова под рабочим названием «Ленинградская блокада от А до Я».

16. Ткаченко, Владимир. Подвиг воина и творца / В. Ткаченко // Казань. — 2009. — N 1. — С. 44-47

Аннотация: Рисунки военной тематики Хариса Абдрахмановича Ясупова и Юрия Александровича Ананьева.

17. Анисов, Л. М. Он любил своих героев / Л. М. Анисов // Русский Дом. — 2009. — N 8. — С. 27-29

Аннотация: Юрий Михайлович Непринцев и его картины о Великой Отечественной войне.

18. Чайковская, Оксана. Розалия Пантелеева и ее война / Оксана Чайковская // Персона. Томск. — 2009. — N 10. — С. 12-15

Аннотация: О томской художнице Розалии Пантелеевой. Особенно известны ее работы, посвященные теме Великой Отечественной войны.

Аннотация: Портреты участников Великой Отечественной войны, выполненные современным художником Александром Шиловым

ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА. ГЕРАЛЬДИКА

Библиографический список литературы

1. Данченко, В. Каждому полку — свой штандарт / В. Данченко // Родина. — 2002. – N 3. — C. 102-104

Аннотация: Как создавалась военная символика.

Аннотация: История российского военного мундира. Проекты формы военной одежды.

4. Герасимов, В. Л. Символика «Военно-исторического журнала» /В. Л. Герасимов // Военно-исторический журнал. — 2004. — N 7. — С. 59-61

Аннотация: Военная символика.

5. Лашков, А. Ю. Воздухоплавание и Андреевский флаг / А. Ю. Лашков // Военно-исторический журнал. — 2001. – N 8.- С. 72 — 73

Аннотация: О военной символике отечественного воздухоплавания.

Аннотация: Об ордене Отечественной войны.

8. Некрасова, М. Под двуглавым орлом и под красной звездой / М. Некрасова // Воин России. — 2003. – N 2.- С. 112 – 116

Аннотация: Великая Отечественная война: военная символика.

Аннотация: О военной кокарде и военной символике.

ФИЛЬМЫ, СПЕКТАКЛИ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Библиографический список литературы

1. Архангельский, Андрей. Ленинградская досада / А. Архангельский // Огонек. — 2007. — N 9. — С. 12-13.

Аннотация: Не надо снимать наши фильмы о войне совместно с иностранцами: они никогда не поймут этого ада.

2. Архангельский, Андрей. Типа война / А. Архангельский // Огонек. — 2006. — N 18. — С. 54-55.

Аннотация: Режиссер Александр Велединский о патриотизме 21 века в кинофильме «Живой».

3. Кузнецов, В. В плену у полумглы / В. Кузнецов // Новое время. — 2005. — N 49. — С. 41.

Аннотация: Фильм «Полумгла» режиссера Артема Антонова.

4. Мень, Я. Баллада о старшем лейтенанте и его однополчанине-десантнике / Я. Мень // Спортивная жизнь России. — 2008. — N 5. — С. 12-16

Аннотация: История послевоенной переписки двух фронтовиков — известного кинорежиссера Григория Чухрая и его однополчанина десантника Виктора Федоровича Кленова.

Аннотация: Представлена тема Великой Отечественной войны в драматургии.

Аннотация: О фильмах, в которых снималась народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова, снятых во время войны.

7. Сыртланов, Т. Рассказавший правду о войне / Т. Сыртланов // Воин России. — 2005. — N 7. — С.124-125

Аннотация: Об известном военном кинодокументалисте режиссере Сергее Говорухине.

8. Кочановский, Ю. (русский бард). Памяти павших героев посвящается… / Ю. Кочановский // Музыка и время. — 2005. — N 5. — С. 50

Аннотация: Песенное творчество барда Юрия Кочановского, связанное с Великой Отечественной войной.

9. Грюнберг, П. Н. История русской армии в военной музыке / П. Н. Грюнберг // Военно-исторический журнал. — 2007. — N 9.- С. 67-70

Аннотация: О военной музыке на граммофонных пластинках.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Библиографический список литературы

1. Лурье, Ю. Будь героем! : почтовая галерея военной славы / Ю. Лурье // Родина. — 2001. – N 6.- С. 22 — 23

Аннотация: С первых дней Великой Отечественной войны Наркомат СССР с помощью почтовых марок, конвертов, открыток начал писать летопись подвигов советского народа.

Аннотация: Игрушки военного времени.

3. Оленин, Н. Казус Евзерихина / Н. Оленин // Новый мир искусства. — 2007. — N 2. — С. 53-55

Аннотация: Фотографиивоенного времени.

4. Пищулин, В. Оловянная армия Андрея Докукина / В. Пищулин // Воин России. — 2001. — N1.- С. 125-126

Аннотация: О военно-исторической миниатюре. Оловянные солдатики.

5. Разумова, А. П. «Моя Первая экспедиция на Печору — это был 42-й год» / А. П. Разумова // Живая старина. — 2005. — N 2. — С. 47-48.

Аннотация: Овоенной фольклористике.

6. Рогулин, Н. Оловянный солдатик / Н. Рогулин // Родина. — 2004. — N 3. — С. 90-92

Аннотация: История изготовления оловянных фигурок, изображающих военных и военные действия.

7. Свиблова, Ольга. Миг между правдой и подлинностью / О. Свиблова // Искусство кино. — 2006. — N 2. — С. 135 -143.

Аннотация: О фотографиях военной поры.

8. Шевелев, И. Жуть и обман / И. Шевелев // Новое время. — 2005. — N 21. — С. 41.

Аннотация: Представлена выставка военных фотографий «1418 дней», приуроченная к 60-летию Победы над фашистами.

ЖУРНАЛИСТИКА ВОЕННОЙ ЭПОХИ

Библиографический список литературы

1. Борзунов, С. Кавалеры Золотой звезды: Сергей Борзенко (1909-1972) /С. Борзунов. // Журналист. — 2004. — N 6. — С. 68

Аннотация: Представлен краткий биографический очерк о военном журналисте Сергее Борзенко.

Аннотация: Фотовернисаж работ советских и немецких фотокорреспондентов Великой Отечественной войны.

Аннотация: О работе кино и фотокорреспондентов в годы Великой Отечественной войны.

Аннотация: В Великой Отечественной войне могучим оружием сражающегося народа стали отечественные средства массовой информации.

Аннотация: Анализируется деятельность цензуры в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Аннотация: В Великой Отечественной войне главным средством пропаганды были газеты и листовки.

Аннотация: Статья посвящена военной медиасфере, месту и роли военной прессы и других военных масс-медиа в осуществлении государственной политики в области СМИ.

Аннотация: Значение боевого братства народов СССР в борьбе против немецко- фашистских захватчиков. Формирование чувства дружбы народов СССР.

Аннотация: О деятельности органов военных сообщений в Битве под Москвой.

10. Филиппова, Т. Аспиды и готтентоты: немцы в русской сатирической журналистике /Т. Филиппова // Родина. — 2002. – N 10. — С. 31-37

Аннотация: Обзор сатирической журналистики двух военных эпох и ведущих сатирических изданиях дореволюционной и советской России — «Новом Сатириконе» и «Крокодиле».

Аннотация: Военная периодическая печать и книгоиздание в годы Великой Отечественной войны.

12. Стигнеев, В. Евгений Халдей. Взгляд в историю / В. Стигнеев // Этносфера. — 2008. — N 6. — С. 20-27

Аннотация: Рассказано об известном фотографе Евгении Ананьевиче Халдее. Известность ему принесли фотоработы, сделанные в годы Великой Отечественной войны.

ДОРОГА К ПОБЕДЕ. ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Библиографический список литературы

Аннотация: Плакаты Великой Отечественной войны.

2. Балашова Л. Н. «Силу дал тебе твой народ, чтобы смело ты шел вперед…» / Л. Н. Балашова // Военно-исторический журнал. — 2004. — N 4. — С. 1

Аннотация: Плакаты Великой Отечественной войны. Стихотворение «Плакат» Натальи Гунне.

3. Балашова Л. Н. В битвах решая судьбу поколений / Л. Н. Балашова // Военно-исторический журнал. — 2004. — N 6. — С. 1

Аннотация: Плакаты Великой Отечественной войны.

Аннотация: 12 августа — День ВВС. Авиационная тематика на плакатах Великой Отечественной войны.

Аннотация: 31июля — День Военно-Морского Флота. Военно-Морской Флот в плакатах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

6. Вашик, К. Метаморфозы зла: образ врага в немецком и советском плакате / К. Вашик // Родина. — 2002. – N 10. — С. 14-17

Аннотация: О карикатурном искусстве России и Германии времен сталинизма-фашизма.

Аннотация: Коллектив художников-плакатистов «Боевой карандаш» сформировался в Ленинграде в конце 1939 года.

Аннотация: Подвиги советских моряков — на плакатах Великой Отечественной войны.

Аннотация: Графические работы советских художников из коллекции Мемориального музея немецких антифашистов.

10. Малинов, А. В. «В двадцать лет не седеют виски без причин…» / А. В. Малинов // Военно-исторический журнал. — 2004. — N 3. — С. 4

Аннотация: Женщина-воин в изобразительном искусстве России 20 века.

Аннотация: Женщина на войне в изобразительном искусстве.

12. Михайлов, О. Куда звала «Родина- мать»? / О. Михайлов // Техника-молодежи. — 2003. – N 6.- С. 10-12

Аннотация: В нашей стране всем хорошо знаком плакат «Родина- мать зовет!», ставший одним из символов Великой Отечественной войны. Он появился в самом начале войны, и на его призыв, наряду с лозунгами «За Родину!», «За Сталина!», шли в бой наши отцы и деды.

Аннотация: Во время ВОВ 1941-1945 годов советские летчики внесли значительный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск.

«Их горе было моим горем»

Полотно «Оборона Севастополя», созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 — 1969), фактически сделало его знаменитым. Картина была написана для выставки «Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», открывшейся 23 февраля 1943 г. в Москве.

Скорее всего, работа над картиной не заняла много времени. Комитет по делам искусств при СНК СССР в декабре 1942 г. заключил договор с художником. Согласно этому документу, эскиз произведения Дейнека обязан был представить уже к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 г. Предполагалось, что полотно, написанное маслом на холсте, будет размером 1,5 — 1,8 кв. метра. В качестве гонорара художнику полагалось 20 тысяч рублей1.

Судя по воспоминаниям Дейнеки, замысел большой картины о героизме советских воинов появился у него после поездки на фронт в феврале 1942 г. в район Юхнова, недалеко от Москвы2. Находясь рядом с передовой, он сделал зарисовки к своей будущей графической серии «По дорогам войны». После возвращения художник написал серию акварелей «Москва военная». Он также руководил плакатной мастерской при Московском военном округе и сотрудничал в «Окнах ТАСС»3.

Впервые идея создать полотно именно о Севастопольской обороне возникла у Дейнеки после оставления города советскими войсками в начале июля 1942 г. Сообщение об этом сильно расстроило художника, хорошо знавшего Севастополь и неоднократно в нем бывавшего. Виды города и его жители были представлены на некоторых его довоенных работах. Так в 1932 — 1934 гг. он создал серию «Севастопольских акварелей» и картину «Парашютист над морем». В 1937 г. появилась известная работа «Будущие летчики»4.

Дейнека вспоминал, что этот приморский город он «любил еще по молодым годам, любил его веселых жителей, его синее море, зелень парков, лестницы улиц»5.

О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне — Верхнесадовое). 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н.Д. Фильченков и матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Приказом командующего Черноморским флотом они навечно зачислялись в списки своей воинской части6.

О времени перед созданием картины Дейнека воспоминал: «В тяжелый 1942 год я вернулся с фронта. Севастополь был захвачен фашистами. В одной немецкой газете я видел страшный снимок. Город-красавец был изуродован. Я представил своих «будущих летчиков», которые тоже встали на защиту родного города, женщин и детей, которые узнали ужас блокады. Их горе было моим горем»7.

Период работы над полотном художнику не запомнился: «Это время… как бы выпало из моего сознания. Я жил одним желанием — написать картину, чувствовал, что она должна быть настоящей, полной сверхчеловеческой напряженностью боя»8.

Сказочные богатыри, вышедшие из моря

Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине «Оборона Севастополя». Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах. «Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился, и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим»9. В период войны такое противопоставление сглаживается, в жизни появляются настоящие герои, соответствующие романтическому идеалу художника.

На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Защитники Севастополя, «подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря», смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага. В произведении ярко выражена «патетическая экспрессия высшего напряжения битвы»10.

С точки зрения реальных событий, этот бой мог произойти в июне 1942 г., когда немцы прорвались к окраине города у Северной бухты. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.

Главная фигура полотна — изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю. Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.

Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Они устремились вперед. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Он делает разворот для броска. Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Впереди и справа от него начинается рукопашный бой — краснофлотец и немецкий солдат сцепились в смертельной схватке, замахиваясь друг на друга прикладами винтовок. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Есть убитые и раненые с обеих сторон.

Отрицательные персонажи картины неоднозначны. Вражеские солдаты смело идут рядами в бой. Но за ними нет правды. Фигуры убитых немцев несут определенную смысловую нагрузку. Поза лежащего на переднем плане солдата с окровавленной головой и белокурыми волосами символизирует «горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты, чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде»11.

Фон боя трагичен и тревожен. Художник показал атмосферу кромешного ада. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Белые здания стоят в руинах. Ниже — Черное море в свинцово-сером цвете. Над полуразрушенным городом пикирует «Юнкерс». Его цель — плывущие в бухте советские корабли. С них ведут огонь по немецкому самолету. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Вообще военная техника представлена на заднем плане. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.

Сюжет картины выстроен в двух планах. С одной стороны перед нами конкретный эпизод Великой Отечественной войны, связанный с обороной Севастополя. С другой, благодаря краскам и оттенкам проступает внутренний смысл полотна — борьба сил света и тьмы12.

Можно различить и античные мотивы в созданных художником образах13. Ведь на месте Севастополя когда-то стоял древнегреческий Херсонес. Советские матросы в белых одеяниях, обороняющиеся на набережной из мрамора, могут ассоциироваться с древнегреческими воинами, которые в далеком прошлом защищали свою высокую культуру от темных враждебных сил.

«Это не лучшее из того, что он написал»

Отзывы в прессе на «Оборону Севастополя» были разнообразными. Авторы одних публикаций превозносили художника за «драматическую эмоциональную выразительность» героических образов14. Другие же, наоборот, подвергали картину критике за «неубедительность» и «абстрактность»15. Сам художник свое творение оценивал так: «Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины»16.

Вопрос о награждении Дейнеки обсуждался в феврале — марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям. От секции художников работы Дейнеки представлял И.Э. Грабарь. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и «Транспорт восстанавливается».

Грабарь назвал его «мастером», который имеет свой «ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль». Но при этом отметил, что на полотне «Оборона Севастополя» лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: «короткие ноги при страшно длинном туловище». В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф.М. Эрмлер и А.П. Довженко дали положительную оценку картине17.

Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В.И. Мухина, С.Д. Меркулов и режиссер Довженко. Поэтому на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь «Оборона Севастополя». Председатель Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат. Директор МХАТа И.М. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. С критикой выступил художник А.М. Герасимов, указывая, что картина, «сильная по темпераменту», к сожалению, содержит много «досадных ошибок». Прежде всего Герасимов обратил внимание на плохо выписанные центральные фигуры: крайний слева матрос, бросающий гранату, имеет верх «великана», а «торс от мальчика»; лежащая фигура немецкого солдата изображена с «ногами от мальчика» и «туловищем от мужика». Писатель А.А. Фадеев выразил мнение многих присутствующих о творчестве Дейнеки и, в частности, о данной картине: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Несмотря на последовавшие затем высказывания режиссеров Довженко и Эрмлера в пользу полотна Дейнеки, большинством голосов художника все-таки исключили из числа кандидатов на премию18.

«Картина сложная по типажу»

Несмотря на то что «Оборону Севастополя» критически восприняли многие участники заседания и не выдвинули на Сталинскую премию, образы этого полотна прочно вошли в культурную память советского общества о войне, ярко демонстрируя ожесточенную борьбу за Севастополь. Репродукции картины разошлись миллионными тиражами, публиковались в брошюрах, книгах, альбомах, учебниках по истории. Советские люди хорошо знали замечательное творение художника.

Критики в Комитете по Сталинским премиям мыслили традиционно и не поняли замысла и новаторского подхода Дейнеки. Он использовал в «Обороне Севастополя» прием масштабного приближения отдельных героев, одновременного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Сам Дейнека так охарактеризовал данный подход: «Оборона Севастополя» — картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты — это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. Вы видите его как стаффаж, потом как силуэт всей фигуры и, наконец, крупным планом со всем присущим ей характером»19.

Сегодня картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1949 г. по решению Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. До этого момента, кроме выставки в Москве, произведение в 1947 г. экспонировалось вместе с некоторыми другими картинами художника в Вене. Одна из центральных австрийских газет отметила, что в этом полотне Дейнека «показал себя умелым баталистом»20.

Выставочная история «Обороны Севастополя» достаточно разнообразная по своей географии. Если в 1950 — 1980е гг. картина неоднократно экспонировалась на различных выставках только в Москве и Ленинграде, то в 1990-е и 2000-е гг. помимо российских столиц ее вывозили и на зарубежные выставки. Полотно Дейнеки экспонировалось в галереях и музеях Касселя, Праги, Турку, Стокгольма, Иерусалима, Вероны, Нью-Йорка, Бильбао.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *