Хульные помыслы

Всем, так или иначе, досаждают помыслы, а точнее: через помыслы – сами бесы, духи злобы поднебесные. Но и воздействия эти бывают разными. Другой раз просто вдруг, что называется «на ровном месте», ни с того ни с чего поднимется в душе и сердце, а чаще всего в голове – буря каких-то совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей. Таких, что человек только подумает с расстройством и изумлением: да что за напасть, что за гадость такая?! я ведь ничего такого и не думаю и не хочу думать… откуда всё это?

Ну, откуда – мы уже поняли: это бесы, духи, и действуют они на душу именно в духовной сфере: через помыслы, ощущения, молниеносно возникающие греховные образы… Но всё это еще полбеды, а на самом деле и не беда даже, а только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям и решительно никто этих досаждений не избежал. И отцы святые утверждают единодушно, что сами эти «бури» вредить человеку не могут и не являются даже грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится.

Но, увы, бывает и так, что человек замедлит вниманием, запутается «руками и ногами» своих размышлений и переживаний (пусть даже и не сочувствующих вовсе), и всё – пропал человек. То есть не то чтобы совсем пропал, но попался в бесовскую сеть, не может уже из нее выпутаться и только чем больше барахтается, тем больше запутывается, как муха в паутине. И тогда человек начинает страдать от каких-то греховных, тягостных и мучительных состояний. И даже если он начинает молиться, вопиять ко Господу – облегчение не всегда получает сразу или получает, но только на время, а потом опять страдает от этого плена. Почему так бывает?

Именно и только потому, что человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают человека как бы насильно во власти той или ной греховной мысли, тех или иных греховных состояний и чувств. Состояния эти бывают мучительны и тяжелы для человека. И вот приходят к священнику люди и спрашивают: как же освободиться от этого одержания, от этих находящих мучительных и навязчивых состояний и мыслей?

Одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием – Богом

Ответ здесь может быть только один: подобное лечится подобным. И одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием. Звучит это, я понимаю, странно, но это действительно так. И здесь надо сделать некоторое пояснение.

Слово «одержание» большинство православных христиан привыкло воспринимать только в негативном смысле, а между тем в Священных книгах во многих местах говорится об одержании человека Духом Святым, и радостью, и веселием, и любовью Божественной. Вот, например, отрывок из Акафиста Покрову Божией Матери: «Ужасом и радостию одеpжими, вси глаголахy: Радyйся, нерукотворенный омофоp, аки облак, над всем миром pаспpостеpшая». То есть речь идет о таком всецелом погружении человека в духовную жизнь, в общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми, что душа точно забывает обо всем остальном и вкушает уже здесь, на земле, – путь даже только отчасти – райскую сладость и ничего больше не желает знать, видеть и понимать. Конечно, такая радость – это неизреченный дар Божественной благодати, но и от нашего произволения зависит сама возможность такого благодатного «одержания», потому что Отец Небесный дает Духа Святаго просящим у Него (см.: Лк. 11: 13). И непременное условие избавления от разных тягостных обстояний – это всецелое погружение в неизреченную радость общения с Богом.

Но, спрашивается, как же войти в эту радость?

Если говорить о большинстве из нас, то состояния мучительных «одержаний» бывают следствием нашей прежней греховной жизни: помышлений, слов и поступков и настоящей расслабленности и нерадения. И поскольку мы и вниманием своим, и сочувствием, а иногда уже и самими делами втянулись в греховный навык, «пленились» бесам, то и избавление от этого плена требует от нас в первую очередь глубокого и искреннего покаяния. Но и само покаяние возможно только при соблюдении одного обязательного условия – при всецелом устремлении внимания к Богу, при предании себя в Его руки, при сознательном искании единства с Ним. И чем большее усердие и настойчивость мы проявляем в этом нашем устремлении, тем более обретаем надежды на освобождение из «рабского плена», на утешение и долгожданную встречу с Богом. Словом, внимание – это чрезвычайно важный и действенный инструмент нашей духовной жизни.

И чтобы было понятнее, о чем идет речь, расскажу небольшую притчу.

Представьте себе обычный многоквартирный дом в уютном, тихом районе города. Небольшая квартира на первом этаже, а в ней – отец и сын. Сын читает книгу, очевидно хорошую и интересную, потому что он читает и улыбается, не замечая ничего вокруг. А отец смотрит телевизор, и лицо его напряженно и тревожно. А из телевизора доносятся резкие голоса, топот ног и выстрелы: идет какая-то криминальная драма. И вот во дворе, под окном этой квартиры, появляются рабочие, подъезжает техника, и вдруг начинает работать допотопный и шумный дизель-генератор, а от него – отбойный молоток. Ну, кто слышал – тот знает. Теперь посмотрим на лицо сына – а оно ни малейшим образом не изменилось: то же безмятежное и счастливое выражение и блаженная полуулыбка. Зато отец занервничал на своем диване, несколько раз что-то пробормотал недовольно, метнул сердитый взгляд в окно, потом вроде бы приумолк, снова стал смотреть в телевизор, но на скулах его заходили уже желваки… и он наконец вскочил с дивана, поспешно обулся, накинул куртку и побежал во двор – выяснять, «когда это безобразие закончится».

Отбойный молоток перестал работать, но вот уже доносятся со двора крики и ругань, и градус кипения повышается, так что, кажется, и до драки сейчас дело дойдет. Мы снова смотрим на лицо сына – а оно всё так же безмятежно, и всё та же счастливая улыбка застыла на его губах. Но вот после десяти минут яростной перепалки домой возвращается отец – возбужденный до предела, с красным лицом, какой-то весь взъерошенный, с дрожащими от гнева руками… Он ищет свое охотничье ружье, но вспоминает, что отдал его в ремонт, матерится в страшной досаде, идет на кухню, наливает себе сто грамм «успокоительного», выпивает залпом, возвращается в комнату, садится на диван, смотрит на экран, но ничего уже не видит, никакой радости от телевизора не получает и после минутного молчания довольно громко зовет:

– Кирилл!

Кирилл всё так же перелистывает страницу за страницей со всё тем же счастливым, отрешенным и беззаботным видом.

– Кирилл!!! – кричит тогда отец уже истошным голосом.

И тут лицо у Кирилла вдруг делается встревоженным и испуганным. Он откладывает книгу и спрашивает растерянно:

– А? Что, пап?..

Тот смотрит на него, что-то хочет сказать, но вдруг понимает всё и только машет рукой и отворачивается…

А Кирилл, оглядевшись по сторонам и поежившись, как от холода, снова погружается в чтение.

Надо ли говорить, что сын не слышал ни телевизора работающего, ни оглушительного грохота отбойного молотка, не видел и не понимал, что отец сейчас выбегал на улицу и там случился страшный скандал, – всего этого для него попросту не существовало, потому что он был увлечен чтением.

Вот так и нам нужно быть увлеченными Христом, и тогда никакие бесовские козни нам не будут страшны. Будем отвращать наше внимание от зла и устремлять к благу, всецело предавая себя в руки Божии. Такой должна быть наша молитва, и таким должен быть главный «метод» нашей борьбы со злом.

Святитель Феодор Едесский: «Такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога»

Святитель Феодор Едесский говорит об этом так: «Мучимые и в плену держимые страстьми, нередко в недоумении вопрошаем мы в себе самих, от чего претерпеваем мы это? – Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога. Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения… Но сподобиться сего от нас зависит» (Добротолюбие. Т. 3. Гл. 90).

В течение даже одного дня душа наша меняет духовные состояния, как одежды, по многу раз. И даже, бывает, это происходит вовсе без нашего желания и участия, так что мы удивляемся и противимся и мучаемся даже, потому что одежда иная нам совсем не по душе, но как бы против нашей воли продолжает некоторое время нас облекать. Что же делать? Да очень просто: противиться одежде греховной и взывать ко Господу, жаловаться на насилие бесовское, и оно вскоре отойдет, будучи отогнано милостью и силой Божией.

Многажды в течение даже одного дня бесы как бы примеряют на нас свои бесовские одежды в виде тех или иных страстных обстояний, чувствований и помыслов. Но нам надлежит всем сердцем, всей душой, всем помышлением с крайним усердием искать облачения в единственно истинную нашу одежду – в «брачную» одежду благодати Божией. И единственно в этой одежде душа чувствует себя по-настоящему хорошо, радуется тому, что она такова, какова и должна быть в очах Божиих. Какая же это неизреченная радость!

Как говорит святитель Григорий Палама: «Даже зло способствует добру при доброте воли», имея в виду, что насилие бесовское при нашем непреклонном стоянии в добре и усиленном устремлении к Богу содействует нашему спасению.

И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ. Таков закон духовной жизни, потому что Бог «взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6).

Скажите человеку: «Я тебя люблю!» и «Я тебя ненавижу!» В каком случае он сразу вам поверит и где будет меньше сомнений?

Или скажет вам человек десять комплиментов и одну гадость. И какой он после этого будет человек? Скорее всего — плохой. А, потому, что в сказанной гадости вы почему-то не сомневаетесь. А в комплиментах: «Да, ну что вы?»

Вы замечали, что Сомнения чаще всего возникают в чем-то позитивном?

А в негативное мы склонны верить гораздо больше.

Что делать?

Что ж, начните сомневаться и в негативе тоже: «Ты, правда, меня ненавидишь? Не может такого быть! А может ты меня обманываешь?» :о)

Откуда же берутся сомнения?

У вас было когда-нибудь чувство всемогущества? Оно возникает от бурлящей внутри энергии. Когда много сил, чувствуешь, что горы способен свернуть, правда? И какие в этот момент могут быть сомнения?

В народе принято важные решения не принимать вечером, а переносить на утро. Говорят: «Утро вечера мудренее». Вечером человек, не чувствуя достаточно сил для выполнения решения, склонен сильно сомневаться в успехе. А утром, восстановив силы, человек мыслит быстрее, ситуацию видит четче и шире, чувствует себя более уверенно. И сомневается гораздо меньше.

Получается, что Сомнения появляются от недостатка жизненной энергии.

Индийские йоги её называют — прана, а в ведической Руси ее называли — жива.

Вывод.

Набирайтесь праны!

Что делать или как набрать прану?

Я не буду углубляться в теорию о видах праы и т.п. Это тема для другой рассылки.
Вот несколько простых принципов, используемых в йоге.

1. Важнейший и наипростейший способ набора праны – СОН! Высыпайтесь!

2. Вегетарианская еда – то, что растет над землей, имеет положительный уровень праны.

3. Специальные дыхательные упражнения развивают легкие и позволяют получать больше праны из воздуха. Самый простой совет – больше свежего воздуха!

4. Состояние ума, называемое «здесь и сейчас».

У Вас еще остались сомнения?

Думаю, да. Значит, у вас есть выбор! Наличие сомнения автоматически означает наличие выбора. И, чтобы не стать «буридановым ослом» и не потратить на сомнения всю прану, нужно определиться, как можно быстрее. Если вы в чем-то очень долго сомневаетесь и никак не можете решиться, тогда ответ для вас автоматически будет: «Нет»! Ведь, то, что вам и вашей душе действительно нужно, вызывает сразу безусловный ответ «ДА». Или в противоположном случае вам остается «сжигать мосты», не оставляя себе других вариантов выбора.

Что такое хула на Духа Святого и когда человек в ней повинен? Я думаю, что богохульство — это пренебрежение к Божественному вообще. Разумеется, человек в этом виноват, если он в здравом уме, поэтому невозможно, чтобы благочестивый был богохульником. На первой ступеньке хулы на Святого Духа находятся бессовестные люди, на второй — презирающие Бога и все святое, а на третьей — сатана. Поэтому, как только можно, надо остерегаться бесстыдства и пренебрежительного отношения не только ко всему святому, но и к нашим ближним, ибо они — образ Божий, и не обращать внимания на хульные помыслы, которые диавол всевает в нас против нашей воли.

— Что делать, если приходят хульные помыслы?

— Не придавать этому значения.

— Но диавол вкладывает мне их, принуждает меня, и я согрешаю.

— Не говори, что тебя принуждает сатана, потому что на Страшном суде он скажет Богу: «Этот христианин оклеветал меня в том, что я принуждал его грешить, но это не я заставлял его, а он сам, имея свободную волю, совершил грех». И диавол на самом деле будет прав, т.к. Бог сотворил человека свободным, и никто не может насильственно принудить его к чему-либо — ни благой Бог к добру (хотя, как Творец, имеет право), ни сатана ко злу, — но сам человек по своей воле склоняется или к Богу, или к диаволу. Поэтому надо обвинять не диавола, а свое злое произволение, ибо человек при собственном содействии попадает в лапы сатане.

Хульные помыслы бывают от диавола, а не от человека.

Хульными помыслами сатана обычно терзает чувствительных людей, чтобы удручить их и заставить впасть в отчаяние.

Хульные помыслы похожи на самолеты, которые помимо нашей воли мешают нам своим шумом, а мы никак не можем им противостоять. В этом случае лучшая противовоздушная оборона — это пение псалмов, ибо в нем заключается и поклонение Христу, и презрение к диаволу.

Если проявить хоть немного внимания к хульным помыслам, они могут истерзать, надломить человека. Нужно немного хорошего безразличия. Хульными помыслами сатана, как правило, изводит благочестивых и слишком чувствительных людей. Он многократно увеличивает их падение в их глазах, для того чтобы заставить их впасть в уныние. Цель сатаны — довести их до отчаяния, а затем и самоубийства. Если ему это не удается, то он пытается, по крайней мере, свести их с ума и сделать ни к чему не пригодными. Когда у него не получается и это, то ему приносит удовлетворение, если удастся хотя бы ввергнуть их в тоску, уныние.

<<предыдущая оглавление следующая>>

ПОМЫСЛЫ НА МОЛИТВЕ

Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т. е. молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвою и не смущайся: они исчезнут; а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь; а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься…

В случае же рассеянности мыслей на молитве не надобно смущаться, но смирять себя и окаявать, что может нас успокоивать, в чем святой Иоанн Лествичник укрепляет, научая: «старайся всегда бродящие твои мысли собрать воедино. Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, созывая всегда бродящие свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно» (Степень 4)…

Ты пишешь, что несколько дней непрестанно борют тебя разные помыслы, которые и объяснить затрудняешься ты. В особенности они смущают тебя во время пения, чтения и церковного служения. Этому удивляться нечего, и не надобно смущаться: помыслы лезут в ум твой против твоего желания, а ты, по немощи твоей, согласуешься с ними и смущаешься. Молитва есть оружие против диавола; ты на него вооружишься, и он противостаёт тебе помыслами; но ты, вместо того чтобы смущаться, кайся пред Богом и смиряйся, сколько бы раз ни случилось тебе увлечься мыслями. Когда будешь иметь залог смирения, то враг не может противостать оному. Итак, не смущайся, а кайся! Бог приемлет молитву смиренных.

Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы; но при нашествии оных не смущаться, а, познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости; мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными, как мытарь; Оттого-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко; а еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смиряться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.

Молись Богу в простоте сердца, находящие помыслы прогоняй смирением, и не думай, что можешь сама их отгонять; и молитва твоя не истинная: в смирении отгонится смущение, и ты можешь успокоиваться, считая себя сквернейшею всех, от усиления противиться помыслам помрачается ум и смущение увеличивается.

ПОМЫСЛЫ НЕВЕРИЯ

Пишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем <вечной жизни>. Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысл неверия; человек этого не хочет и не виноват; а думая, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему больше повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет; в этом подает ему повод и осуждение других. Искушение Нифонта было другого рода к увенчанию его; а это иное. Доказательство правой нашей веры мы видим на многих вещах и действиях: после исповеди получаем успокоение в совести — отчего это? А не исповедал — чувство мучения — отчего? Видим мощи святых угодников и бываемые от них чудеса. Кем содеваются от чудотворных икон чудотворения? Кто производит сие? Все это действует Бог, давший нам слово Свое к познанию Его в воплощении и искуплении нас от заблуждений. Кто для тебя услаждал чтение, когда читала св. Варсонуфия книгу? Бог! Весь мир исполнен чудес Божиих. Дивна дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24).

…И паки помыслы хвалят, что себя укоряешь. Это очень опасно. Чем тут хвалиться? когда ты дурна? и, помня свою худость, не хвалы, а осуждения достойною считать себя должна.

ПОМЫСЛЫ ПЛОТСКИЕ

Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца; а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что тако пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излишний покой, сообращение с полом противным; и старайся удаляться, сколько можно, всего оного; а паче старайся смиряться, ибо, по слову св. Лествичника: где есть падение, тамо предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что пострадала?

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле.

Ты неоднократно повторяла в сем письме находящий тебе помысл, что чрез пострижение сестры может нарушиться ваш мир: ее будут лучше уважать, к ней относиться и прочее. Ты сама познаешь, что эти помыслы вражии, ничего не видя, нарушающие твой покой; а они отчего приемлют силу над тобой? понимаешь, что от гордости. Чем помог Господь тебе отразить сильное рвение на сестру? Самоукорением и откровением, и какое таинство сего действия? — в одну минуту из бури делается тишина.

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь; когда же будешь противиться, то помощию Божиею и убежит от тебя враг.

Говоришь, что борешься с помыслами так, что делается боль в груди. Видя немощь свою в борении с помыслами, повергай себя пред Богом со смирением и призови Его помощь: Он силен прогнать их, только ты не приписывай себе победы.

…Не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога.

ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ

Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа… Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы.

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве».

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… У св. Исаака Сирина в 79 Слове, между прочими видами попущений, в наказание за гордыню, есть и сие: «хуление на имя Божие». В надсловии на книгу преподобного Нила Сорского… пишется так: «неции же подобострастнии и неразсуднии, и не точию не имуще в себе ни едино поне чувство, ниже едино дарование от предреченных (т. е. выше написанных в оном надсловии), но ниже познавающих когда таковая: поревновали пост и труды святых, не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; и тако, день от дне возрастающи, предает таковых совершенной гордыни, ея же ради попускаются от Бога области сатаниной».

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии; это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает… Что в них нет греха, то всякому известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто имети благо; и хотя по маковому зерну — прибавляется, возрастает; а нам надобно всегда помнить слово Господне: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии.

Автор Evgeniy в 06/11/2013. Опубликовано Психотерапия Последнее обновление: 06/11/2013

Неуверенность и сомнения — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Тем не менее, эти явления вполне можно побороть.

Вы наверняка слышали фразу: «Единственным стабильным чувством в жизни являются сомнения». Факт, что в жизни часто происходят неожиданные события и перемены, не обязательно является плохим обстоятельством.

Такова реальность, которую представляет нам сама жизнь. И именно она помогает нам стать сильнее.

Жизненные проблемы и периоды сомнений — это неотъемлемые составляющие нашей жизни, которые способствуют развитию сознания, считает Джойс Мартер, психотерапевт и автор многочисленных практических рекомендаций.

Но многим из нас сомнения доставляют массу неудобств. Особенно остро это чувствуется в случаях, когда ситуация важна для нас и мы становимся зависимыми от конкретного результата, считает Том Корбой, основатель и исполнительный директор медицинского Центра Лос-Анджелеса.

Например, Вы можете испытывать неудобство и сомнения, когда ваши романтические отношения находятся в затруднительном положении или есть угроза, что Вы потеряете работу. Поскольку сомнения доставляют дискомфорт, многие из нас пытаются ими управлять или вовсе от них избавиться. Врачи регулярно наблюдают такие симптомы у пациентов, которые стараются справиться с сомнениями.

Например, когда человека навязчиво заставляют мыть руки, он действительно начинает сомневаться в том, что они являются чистыми. Если кто-либо испытывает панический страх перед полетами на самолете, он пытается справиться со своим дискомфортом и сомнениями в том, что путешествие пройдет без происшествий.

В действительности навязчивое поведение обеспечивает только временное спокойствие при избегании определенных обстоятельств и усиливает сомнения. Моделирование ситуации увеличивает изначальный страх, который постепенно овладевает человеческим сознанием. Понять, есть у Вас тревожное расстройство или нет, можно, проанализировав способы, с помощью которых Вы пытаетесь справиться с постоянными сомнениями.

И все-таки победить сомнения вполне возможно. Вот самые эффективные способы:

Избавьтесь от стереотипов

«Если мы живем, руководствуясь принципом, что все должно происходить по определенному сценарию, избежать бесконечного разочарования не удастся», считает Корбой, соавтор книги «Учебное пособие для развития Внимательности». Вы можете не пытаться предугадать, как все должно происходить? Вы можете принять другие возможности или результаты?

Работа через тревожные мысли

Познавательное реструктурирование — сильный способ обрести уверенность. «Основная идея состоит вовсе не в том, чтобы вслепую принять отрицательные мысли, поддаться влиянию которых так легко, а в том, чтобы развивать умение им сопротивляться», считает Корбой.

Например, если возникает мысль «сомнения недопустимы», следует заменить ее более конструктивной: «сомнения могут иметь место, но это приемлемо и терпимо». Если возникает мысль «я не могу справиться с сомнениями», замените ее тезисом: «меня не очень беспокоит причина сомнений, но я смогу с ними справиться».

Примите сомнения

«Для некоторых людей идея принять дискомфорт сомнений является недопустимой, и они даже не пытаются это сделать», считает Корбой. Он предложил развивать навыки анализировать любые сомнения, чтобы научиться управлять ими. Например, развитие внимательности может помочь человеку спокойно переживать неудобные чувства. Используя методы анализа, Вы можете научиться уживаться с чувством неуверенности и обрести уверенность в том, что это действительно в ваших силах.

Мартер предложил опираться на работу Экхарта Толла, чтобы обрести уверенность в любой ситуации. Когда мы имеем твердые убеждения, наши мысли не будут нарушены никакими сомнениями. Психолог создал пособие для пациентов немного раньше, чем у него был диагностирован рак четвертой стадии. Он считает, что уверенность в хорошем исходе — это то, что помогало ему в течение первых изнурительных недель после выявления диагноза и начала лечения. Это кажется невероятным, но год спустя он все еще разделяет убеждения Экхарта Толла.

Читайте молитву спокойствия

Используйте силу Молитвы Спокойствия — советует Мартер. Создайте список того, что Вы можете делать и выполняйте эти действия. Кроме того, осознайте вещи, которые Вам не под силу и визуализируйте воплощение желаемого в жизнь.

Займите активную позицию

«Когда начинают одолевать сомнения, самое важное состоит в том, чтобы бросить вызов любому поведению, которое управляет вашим дискомфортом», считает Корбой. Это означает, что следует отправляться в полет на самолете, если это вызывает страх или не мыть руки, если Вы волнуетесь, что на них могут быть микробы.

Позвольте себе чувствовать неуверенность и продолжать жить, как ни в чем не бывало. В первое время Вы можете чувствовать себя чрезвычайно неловко, но со временем Вы привыкнете к этому чувству.

Попробуйте терапию

Терапия может быть огромной помощью для того, кто периодически испытывает сомнения и беспокойство. Корбой предложил применить терапию, которая основана на идее, что, пытаясь устранить наш дискомфорт, который является естественной частью жизни, мы только усиливаем его. С точки зрения медицины, когда мы сталкиваемся с проблемой сомнений, цель состоит в том, чтобы принять проблему, и принять решение, несмотря на них, действовать согласно нашим личностным ценностям.

Терапия состоит из трех этапов: определение проблемы, выбор линии поведения и принятие мер.

Скажем, Вы хотите провести время со своей семьей, которая живет в другом государстве. В то же время Вы боитесь отправиться туда из-за страха перед полетом, а потому не можете пообщаться с родственниками. Цель терапии состоит в том, чтобы признать, что Вы боитесь лететь, и что это могло бы вызвать некоторый дискомфорт, который так или иначе необходимо победить.

Сомнения неизбежны. И, независимо от того, как это трудно, мы пробуем управлять ими или просто стараемся игнорировать дискомфорт. Вместо этого следует убедить себя в благополучном исходе любой ситуации. Если же Вы нуждаетесь в дополнительной поддержке, терапия станет отличным выходом.

Теги: неуверенность, пациент, сомнения, Страх, терапия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *