И вокруг тебя спасутся тысячи

Стяжание — все равно что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святаго Духа.
Он говорил, что все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою, как пример для подражания, и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать и сподобились разнообразных даров Духа Святаго. Исполнение же заповедей Христовых для каждого христианина есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь в уме и на устах «Молитву Иисусову», а пред очами представлять жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовой. Такою усладительною беседою старец неприметно приготовлял меня к чему-то высокому.
И после всего сказанного он отечески обнял меня и сказал: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух!» И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти спасительными стезями Христовыми. Ибо многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное…
Для того же, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа. «Я, убогий Серафим, для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, с начала до конца; во вторник — от Марка; в среду — от Луки; в четверток — от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и все тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне недостойному»
И после этого старец снова сказал мне: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!»
Желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы вы и сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе Божием вы обретаетесь или нет; и если — в Духе Божием, то благословен Бог — не о чем горевать, хоть сейчас — на страшный суд Христов. Ибо «в чем застану, в том и сужду». Если же — нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать, и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметеся, как сказал пророк Давид: «Пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь, дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногами моима».
Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святаго.

Святой Серафим Саровский известен своими чудесными исцелениями не только в России, но и по всему миру. Еще во время его земной жизни, люди знали его удивительный дар пророчества и обращались к нему за помощью или советом. Каждому из них старец дарил неподдельную любовь, спокойствие и надежду на лучшее. И по сей день к мощам преподобного стекаются тысячи людей, уповают на помощь, веря в то, что святой поможет, исцелит.

19 июля 1759 года в семье купцов Мошниных, в городе Курск на свет появился чудотворец преподобный Серафим Саровский, до пострига носивший имя Прохор. Еще в детстве Прохор сорвался с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора, и по воле Божией остался жив, не получив увечий. В юности его одолевает тяжелая болезнь, и во сне ему является Пресвятая Богородица, которая обещает ему скорое выздоровление. Сон оказался правдой, и вот во время крестного хода мимо его окон проносят икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать подхватила Прохора и вынесла его из дома, для того чтобы тот приложился к иконе. Вскоре последовало полное исцеление, что и стало еще одним чудом.

По достижении семнадцати лет, Прохор Исидорович Мошнин твердо решает посвятить себя Богу. Мать благословляет его серебряным крестом, который с тех пор был с ним на протяжении всей жизни. Больше двух лет он трудится в Саровской Успенской пустыни, которая была известна своей строгостью иноческого устава, далее принимает постриг с именем Серафим. Спустя время его рукополагают в сан иеродиакона, а после — в иеромонаха.

После этого Серафим Саровский решает пойти на подвиг пустынножительства. На протяжении 3 лет единственным продуктом, который он употреблял в пищу, была трава-сныть. И день ото дня он молился, подняв руки к небу, благодаря Бога за все, и прося у него милости для несчастных людей. Все это время преподобный провёл на каменном валуне.

К нему стали приходить люди, прося духовного совета, причем люди эти были из разных социальных слоев. Некоторые из них утверждали, что ненароком видели как Серафим Саровский с рук кормил хлебом большого медведя. Как рассказывал сам старец, за яствами к нему подходили не только медведи, но и другие животные. Но не всегда жизнь Серафима, находящегося на подвиге, была легка. Некие разбойники, прознав, что его посещают обеспеченные люди, решили опустошить его келью, но ничего не найдя там, скрылись, нанеся святому увечья тяжелым топором. Бог был милостив, и Серафим остался жив.

После этого случая преподобный Серафим принял на себя подвиг безмолвия на несколько лет, и Святой Дух ниспослал ему дары чудотворения и прозорливости, отчего и людей стало к нему обращаться все больше, и каждого он встречал словами «Христос Воскресе, радость моя!», одаривая улыбкой и безграничной любовью.

Основатель и постоянный покровитель Дивеевской женской обители, старец Серафим сделал жизнь многих людей счастливее и спокойнее. Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя прославилось на всю страну.

(Р)

Текст ниже был написан мной 22 января 2010 года.
После очередного прочтения цитаты «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», сформулировалась следующая идея.
Людей можно разделить на два типа: первый — это Источники света; второй — Стеклянные фигуры.
Источники могут светить тусклее или ярче, но они полны света и распространяют его безусловно.
Стеклянные фигуры прозрачны и могут лишь пропускать через себя свет источников. Они могут быть чисты, тогда свободно пропускают и рассеивают свет вокруг себя. Могут быть затемнёнными, тогда они становятся преградой на пути распространения света.
Ориентируясь на указанную выше цитату, можно говорить что путь спасения заключается в «усилении» своего внутреннего источника света или как альтернатива — в «очищении» стеклянной фигуры, чтобы, даже не являясь источником, содействовать в распространении света вокруг себя.
Позже, была найдена более точная цитата: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — говорил преподобный Серафим Саровский.
Ниже пояснение (возможность отыскать оригинал предоставляется читателю):
Как это понимать? Преподобный святой учит нас, что прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас.
Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа». Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. «Как же мне узнать, — спросил у преподобного один юноша, — что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько». Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.
Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: «Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Юноша отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли». Преподобный на это сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!»
«Я взглянул после этих слов в лицо его, — вспоминал позже юноша, — и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».
Ссылка по теме:
Что значит «стяжать мирный дух»?
Tags: мудрость, мысль, цитата

Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?

Православный человек так или иначе над этим задумывается.

Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»

Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.

* * *

В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.

И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».

Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.

Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».

Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?

* * *

В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.

Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.

– Почему ты не спрашиваешь ничего?

– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.

Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на открытии международной конференции «Мир без границ», состоявшейся в Мадриде 15 сентября 2019 года.

Господин Президент!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемый профессор Риккарди и члены Общины святого Эгидия!

Дорогие братья и сестры!

Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом.

В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека. Другими словами, если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, в первую очередь, мы должны начать с себя. «Когда человек придет в мирное настроение, — говорил преподобный, — тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума».

Нам известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами. Радикальные группировки устраивают теракты, в результате которых погибают тысячи ни в чем неповинных людей. Террористы доходят до такого кощунства, что совершают свои акции даже во время богослужения в храмах, тем самым ясно свидетельствуя, каким духом они руководствуются. Это не Дух Божий, ибо, по слову святого апостола Павла, «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). В ходе исторической встречи в Гаване Его Святейшество Папа Римский Франциск и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с новой силой подчеркнули: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)» (п. 13).

Христос по воскресении Своем из мертвых приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» и заповедал апостолам благовествовать этот мир Божий даже до края земли. Эта миссия возложена на всех, кто называет себя учениками и последователями Иисуса Христа. Христиане призваны «стяжать дух мирен», то есть возрастать в духе мира и любви ко всему творению, уподобляясь своему Творцу, и нести мир и любовь окружающим ради их спасения. Пророк Исаия, говоря о высоте этого призвания, восклицает: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (52:7).

История христианства являет поистине прекрасные примеры служения мира в лице многочисленных святых, через которых действовал Дух Божий. Это примеры кротости, милосердия, прощения и долготерпения: достаточно назвать имена Серафима Саровского, изливавшего любовь и на людей, и на животный мир, и Франциска Ассизского, проповедавшего мир мусульманам и любовно относившегося ко всему творению.

Святой Дух и в наши дни воздвигает тружеников на ниве миротворчества, которые отдают свои силы преодолению предубеждений, поиску диалога, достижению взаимопонимания между религиями и народами. Один из ярких примеров служения делу мира в наше время являет Община святого Эгидия, которая каждый год организует международную встречу высоких представителей различных христианских Церквей и других религий, мира политики и культуры с одной целью — навести мосты между представителями разных убеждений и культур во имя прекращения вражды и установления прочного и благотворного мира. Все мы здесь собрались благодаря неустанным усилиям членов Общины святого Эгидия, и я хотел бы выразить сердечную признательность ее основателю уважаемому профессору Андреа Риккарди, президенту профессору Марко Импальяццо и всем дорогим друзьям из Общины за верность служению, вдохновляемому Словом Божиим вот уже более 50 лет.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поздравить архиепископа Болоньи монсеньора Маттео Дзуппи с предстоящим 5 октября возведением в сан кардинала. Данное решение Его Святейшества Папы Франциска является красноречивым признанием трудов Его Высокопреосвященства, в том числе и в области миротворчества, а также заслуг всей Общины святого Эгидия в самых разных сферах ее служения. Убежден, что это признание послужит вдохновением для новых инициатив по продвижению диалога между религиями и народами.

Сейчас такой диалог становится все более востребованным и актуальным. Хотел бы снова напомнить слова, обращенные Папой Франциском и Патриархом Кириллом к представителям разных религий: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Только диалог во имя мира поможет народам подняться выше сиюминутных интересов и сплотиться, чтобы противостать насилию и терроризму, принести слово мира и утешения туда, где еще недавно свирепствовала война. Это станет возможным только тогда, когда мир воцарится в наших душах, когда проповедь о мире будет не только словами, но свидетельством всей жизни, воплощаемым в конкретных делах каждого дня.

«Стяжание духа мирна» — это школа духовного совершенствования, предполагающего возрастание в любви. Именно поэтому Папа Франциск и Патриарх Кирилл в Совместном заявлении обращают особое внимание на воспитание верующих в духе уважения к другим. С этого элементарного уважения к другой личности, простого внимания к нуждам ближнего, заботы об окружающем мире начинается усвоение человеком духовных даров, одним их которых является внутренний мир.

Отрадно, что уже сейчас верующие разных религий объединяют усилия для достижения мира и уврачевания ран, нанесенных войной. В России уже несколько лет действует группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в которой бок о бок работают не только христиане различных исповеданий, но и мусульмане. Благодаря трудам этой группы обездоленные войной сирийские жители разного вероисповедания получают необходимую помощь. Такое сотрудничество становится школой мира для всех его участников, потому что учит преодолевать свой эгоизм и открывать сердце навстречу другому.

Все мы, собравшиеся на этот форум в Мадриде, желаем внести свой посильный вклад в дело проповеди и укрепления мира, призывая в помощь нашей человеческой немощи милосердие Божие. Поэтому в завершение своего выступления хотел бы обратить ко всем собравшимся слова пастырского призыва Папы и Патриарха: «Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа» (п. 11).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *