Иакова 5 глава

Глава пятая

Иак.5:1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Прииди́те ны́не бога́тии, пла́читеся и рыда́йте о лютых ско́рбех ва́ших гряду́щих на вы́.

Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: «поcли́ хлеб тво́й на лице́ воды́» ( «Отпускай хлеб твой по водам» ) (Еккл. 11, 1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, – прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени.

Иак.5:2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

Богатство ва́ше изгни́, и ри́зы вашя мо́лие поядо́ша.

Иак.5:3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу,

Зла́то ваше и сре́бро изоржа́ве, и ржа́ их в послу́шество на ва́с бу́дет, и сне́сть пло́ти ва́шя

Гниение богатства, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, то есть в пришествие Господне, богатство ваше окажется как бы огнем, собранным на погибель вашу, что и испытал богач, упоминаемый в Евангелии.

Иак.5:3. как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

А́ки о́гнь: его́же сниска́сте в после́дния дни́

– это нужно соединить со словами «богатство ваше», чтобы речь имела такой вид: «богатство ваше, которое вы собрали, как огонь, и на земле тратили на удовольствия и расточали».

Иак.5:4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Се́, мзда де́лателей де́лавших нивы вашя, удержа́ная от ва́с, вопие́т, и вопие́ния жа́вших во у́ши Го́спода Савао́фа внидо́ша.

Иак.5:5. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

Возвесели́стеся на земли́, и наслади́стеся: упита́cте сердца́ ва́ша а́ки в день заколе́ния.

Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, особенно за то, что осудили единственного Праведника – Господа и убили Его, когда Он не противоречил, не вопиял.

Иак.5:6. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

Осуди́сте, уби́сте пра́веднаго: не проти́вится ва́м.

Словами «убисте Праведнаго» апостол, бесспорно, имеет в виду Самого Христа. Однако же, прибавлением «не противится вам» он обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании.

Иак.5:7. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли

Долготерпи́те у́бо, бра́тие моя́, до прише́ствия Госпо́дня. Се́ земледелец ждет честна́го плода́ от земли́, долготерпя́ о не́м, дóндеже прии́мет до́ждь ра́н и по́зден:

Осудив роскошь начальников иудейских и жестокость их в отношении к бедным, апостол обращает речь к верным и говорит: братия! не соблазняйтесь при виде сего и не унывайте, будто бы не будет отмщения. Говорит о нашествии римлян и о пленении ими иудеев, которое и называет пришествием Господним, подобно как и приклонившийся к груди Господа Иоанн, когда говорит о своей кончине, представляет Самого Господа говорящим: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21, 22), ибо здешняя жизнь его простиралась до взятия Иерусалима и немного далее. А что пришествие Господне как здесь, так и у Иоанна означает истребление Иерусалима, это видно и из слов пророка: «вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его» (Мал. 3, 1–2), то есть когда пришествие Божие наведет наказание на нечестивых. Иоанн Златоуст в некоторых своих толкованиях, когда разбирает слова пока приду, видит в них также указание на разрушение Иерусалима и подтверждает это молитвой трех отроков, которые говорят: «та́ко да будет жертва наша пред тобо́ю дне́сь, и да соверши́тся по тебе» ( «так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе» ) (Дан. 3, 40). При сем он говорит, что значит по Тебе: после того как пройдет гнев Твой. А когда он пришел? Когда Навуходоносор разрушил Иерусалим. Это о слове пришествия. Некоторые же из отцов говорят и то, что долготерпением апостол называет здесь сносливость по отношению друг к другу, а терпением – сносливость по отношению к внешним, ибо человек долготерпелив к тому, кому может и мстить, а кому не может мстить, от того терпит. Посему о Боге никогда не употребляется слово «терпение», но «долготерпение», а о людях – «терпение».

и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

Долготерпя́ о не́м, до́ндеже прии́мет до́ждь ра́н и по́зден:

Дождем ранним означается слезное покаяние в молодости, а поздним – в старости. Все же зависит от человеколюбия Божия, почему говорит: «пока получит».

Иак.5:8. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

Долготерпи́те у́бо и вы, утверди́те сердца́ ва́ша, яко пришествие Госпо́дне приближи́ся.

Иак.5:9. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Не воздыха́йте друг на друга, бра́тие, да не осужде́ни бу́дете: се́, cудия́ пред две́рьми стои́т.

Иак.5:10. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

О́браз приими́те, братие моя, злострада́ния и долготерпе́ния проро́ки, иже глаго́лаша и́менем Господним.

Иак.5:11. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

Се́, блажи́м терпя́щая. Терпение И́овле слы́шасте, и кончи́ну Госпо́дню видесте, я́ко многоми́лостив е́сть Госпо́дь и щедр.

Иак.5:12. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет»,

Прежде же всех, братие моя́, не клени́теся ни не́бом, ни земле́ю, ни ино́ю ко́ею кля́твою: бу́ди же ва́м е́же е́й, е́й, и е́же ни́, ни́:

Утверждение ваше пусть будет твердо в твердом и отрицание ваше пусть будет такое же. Иначе: пусть свидетельство вашей жизни будет тверже клятвы. Если кто-нибудь бесстыдный, не уважая вашей жизни, настоятельно будет требовать от вас клятвы, то вместо клятвы пусть будет у вас «да, да» и «нет, нет».

дабы вам не подпасть осуждению.

да не в лицемерие впаде́те.

Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадет в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление клятвы, он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами – для того, чтобы им не усвоить чести Божеской, ибо все клянущиеся клянутся высшим (Евр. 6, 16).

Но скажет иной: что делать, если иного принуждают клясться? Отвечаем: страх Божий сильнее насилия принуждающего. Иной, имея в виду ветхий закон, будет и так недоумевать: если ветхий закон одобряет клянущегося именем Господним, то как возбраняет делать это благодать? Отвечаем: ветхий закон повелел иудеям клясться Богом, чтобы отвратить их от клятвы идолами, подобно тому как повелел он им приносить жертвы Богу, чтобы отвлечь их от принесения жертв идолам. Но когда он достаточно научил иудеев благочестию, тогда отменил и жертвы, как бесполезные, стал требовать в жертву не заклания животных, но души сокрушенной. Какой же это? Такой, которая через смирение вся сожигается огнем любви, подобно Павлу, который в высшей степени воспламенялся, когда некоторые из верных соблазнялись (2Кор.11, 29).

Иак.5:13. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

Злостра́ждет ли кто в ва́с? да молитву де́ет: благоду́шствует ли кто? да поет.

Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием.

Иак.5:14. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Боли́т ли кто в вас, да призове́т пресви́теры церко́вныя, и да молитву сотворя́т над ним, пома́завше его́ еле́ем во и́мя Господне:

Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (Мк. 6, 13).

Иак.5:15. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

И моли́тва веры спасе́т боля́щаго, и воздви́гнет его́ Госпо́дь; и а́ще грехи́ сотворил е́сть, отпу́стятся ему́.

Иак.5:16. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Испове́дайте у́бо друг другу согрешения и моли́теся друг за друга, я́ко да иcцеле́ете: мно́го бо мо́жет моли́тва пра́ведного поспешеству́ема.

Иак.5:17. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

Илиа́ человек бе́ подобостра́стен нам, и моли́твою помоли́ся, да не бу́дет дождь, и не одожди́ по земли́ ле́та три и ме́сяц ше́сть:

Иак.5:18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

и па́ки помоли́ся, и небо до́ждь даде́, и земля́ прозябе́ пло́д сво́й.

Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово блаженного Петра. «Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления» (Сир. 34, 23)?

Иак.5:19. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

Бра́тие, а́ще кто в ва́с заблу́дит от пути́ и́стины, и обрати́т кто́ его́,

Иак.5:20. пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

да ве́сть, я́ко обрати́вый грешника от заблужде́ния пути́ его, спасе́т ду́шу от сме́рти и покры́ет мно́жество грехо́в.

То же говорит и Иеремия: «а́ще изведе́ши честно́е от недосто́йного, я́ко уста́ моя́ бу́деши» ( «и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» ) (Иер. 15, 19): ибо всякий, возвещающий слова Божии, бывает устами Божиими. Ибо что говорит? «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 20). Поэтому-то через Давида и воспрещает Он грешнику поведать оправдания его (Пс. 49, 16).

LiveInternetLiveInternet

  • АПТЕЧКА (66)
  • аудио КНИГИ (50)
  • аудио КНИГИ-2 (50)
  • аудио КНИГИ-3 (50)
  • аудио КНИГИ-4 (50)
  • аудио КНИГИ-5 (50)
  • аудио КНИГИ-6 (5)
  • аудио ПРОПОВЕДИ (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-12 (47)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-13 (0)
  • аудио СТИХИ (98)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор) (50)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор)-2 (0)
  • АУДИО (135)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-2 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-7 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-8 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-9 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-10 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-11 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-12 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-13 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-14 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-15 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-16 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-17 (30)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-2 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-7 (1)
  • В. И. (623)
  • ВЕСНА (45)
  • Вера и Жизнь (50)
  • Вера и Жизнь-2 (50)
  • Вера и Жизнь-3 (50)
  • Вера и Жизнь-4 (50)
  • Вера и Жизнь-5 (50)
  • Вера и Жизнь-6 (50)
  • Вера и Жизнь-7 (50)
  • Вера и Жизнь-8 (46)
  • В.И. СТИХИ (236)
  • ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ? (38)
  • ВОЙНА (9)
  • ВИДЕО (разное) (99)
  • Главные темы Библии (45)
  • ДЕТСКОЕ (50)
  • ДЕТСКОЕ -2 (50)
  • ДЕТСКОЕ -3 (50)
  • ДЕТСКОЕ -4 (50)
  • ДЕТСКОЕ -5 (50)
  • ДЕТСКОЕ -6 (50)
  • ДЕТСКОЕ -7 (50)
  • ДЕТСКОЕ -8 (50)
  • ДЕТСКОЕ -9 (32)
  • ДЕТСКИЕ рамочки (26)
  • ДНЕВНИК (295)
  • Дневники.. Мемуары.. Письма.. (79)
  • Доброе утро!! (16)
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (7)
  • ДОМА И ИНТЕРЬЕР (14)
  • ДОМОВОДСТВО . СОВЕТЫ (38)
  • Жемчужинки любви небесной (38)
  • ЖИВОПИСЬ (6946)
  • ЖИВОТНЫЙ мир (346)
  • ЗИМА (56)
  • Записки у изголовья (21)
  • ИСТОРИИ, притчи.. (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -2 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -3 (49)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -4 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -5 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -6 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -7 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -8 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -9 (40)
  • ИНТЕРЕСНО (171)
  • ИСКУССТВО (251)
  • фотонатюрморты (161)
  • посуда, вазы (34)
  • прикладное (57)
  • ИСТОРИЯ (63)
  • КУЛИНАРИЯ (1709)
  • бутерброды, закуска (53)
  • молочка (11)
  • мясо, фарш (81)
  • рыба в кулинарии (24)
  • тесто, пирожки (97)
  • торты без выпечки (21)
  • вареники, манты, пельмени (20)
  • вторые блюда (87)
  • выпечка: булочки разные.. (59)
  • грибы (21)
  • десертные блюда (26)
  • запеканка (44)
  • кекс (23)
  • кулинарно-кухонные полезности (47)
  • лаваш (28)
  • не сл. выпечка (89)
  • оладьи , блины, сырники (90)
  • остальное (75)
  • первые и жидкие блюда (58)
  • печенье, трубочки, пряники.. (69)
  • пироги (183)
  • подборка (120)
  • пончики, пышки * в масле раст. (63)
  • рецепты СС (108)
  • салаты (272)
  • сезон заготовок (79)
  • торты (80)
  • чебуреки, беляши, хачапури.. (15)
  • КОЛЛАЖИ (38)
  • КРАСОТА и НЕЖНОСТЬ (24)
  • КНИГИ выписки рецензии (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -2 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -3 (49)
  • КНИГИ выписки рецензии -4 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -5 (19)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО. (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -2 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -3 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -4 (48)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -5 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -6 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -7 (49)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -8 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -9 (0)
  • МАСТЕРИМ (14)
  • МУЗЫКА и тексты (853)
  • Маленькие Отдушинки (100)
  • (53)
  • ОСЕНЬ (194)
  • ПАМЯТНИКИ * СКУЛЬПТУРЫ (20)
  • ПОЗИТИВ (43)
  • ПРИРОДА созданная Господом (67)
  • ПОДБОРКИ (50)
  • ПОДБОРКИ-2 (50)
  • ПОДБОРКИ-3 (43)
  • Проповеди Сперджена на каждый день (50)
  • Песнь Возрождения (караоке) (18)
  • ПРИГОДИТСЯ (699)
  • картинки , картинки с кодом.. (111)
  • рамочки делаем сами (9)
  • для ЛИ РУ (58)
  • комментарии (8)
  • плеер (3)
  • поздравления и пожелания (69)
  • разделители (304)
  • разное (43)
  • тексты, для текста (24)
  • флешки (1)
  • фоны (71)
  • цвета и коды (12)
  • ПРАЗДНИКИ (64)
  • РАМОЧКИ (1941)
  • РАСТЕНИЯ (65)
  • РАЗНОЕ (56)
  • САД-ДВОР-ПАРК-ЗАМОК (52)
  • СИБИРСКИЕ НИВЫ (37)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-12 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-13 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-14 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-15 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-16 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-17 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-18 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-19 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-20 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-21 (2)
  • СЛОВАРЬ (50)
  • СЛОВАРЬ-2 (24)
  • СТИХИ * ПОЭЗИЯ (3938)
  • стихи и живопись (491)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ (145)
  • СХЕМЫ (630)
  • Схемы Зимние (158)
  • СХЕМЫ мои (27)
  • ТРОПИНКА (50)
  • ТРОПИНКА-2 (50)
  • ТРОПИНКА-3 (6)
  • Темы в Библии (14)
  • Тематические подборки (19)
  • ФОТО (713)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-2 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-3 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-4 (13)
  • Христианские журналы/газеты (6)
  • УМА ПАЛАТА (86)
  • ЦИТАТЫ, коротенько (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-2 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-3 (49)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-4 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-5 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-6 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-7 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-8 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-9 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-10 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-11 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-12 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-13 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-14 (37)
  • ЧИТАЕМ (50)
  • ЧИТАЕМ-2 (50)
  • ЧИТАЕМ-3 (50)
  • ЧИТАЕМ-4 (50)
  • ЧИТАЕМ-5 (50)
  • ЧИТАЕМ-6 (50)
  • ЧИТАЕМ-7 (50)
  • ЧИТАЕМ-8 (50)
  • ЧИТАЕМ-9 (50)
  • ЧИТАЕМ-10 (50)
  • ЧИТАЕМ-11 (50)
  • ЧИТАЕМ-12 (50)
  • ЧИТАЕМ-13 (50)
  • ЧИТАЕМ-14 (50)
  • ЧИТАЕМ-15 (1)
  • для себя (10)

Толкование Библии, Послание Иакова 5 глава

V. Проявляйте участие к другим (глава 5).

Иаков продолжает обличать самонадеянных дельцов, которые по видимым признакам преуспевают и, наживаясь на тех, которых угнетают, почитают себя богатыми, потому что много накопили. Однако, Иакову подобное богатство представляется тщетным. Истинно, духовно, богат не тот, кто копит, а тот, кто раздает. Тем, кто стал жертвою алчности богатых или кто хотел бы последовать их примеру в достижении быстро преходящего успеха, Иаков рекомендует запастись терпением. В итоге всех верующих, независимо от того переживают ли они благословения или трудности, стоят ли они в вере или ослабели в ней, Иаков призывает славить Бога и молиться Ему.

Мысль Иакова, заключающая этот раздел, — в том, что необходимо делиться: делиться имуществом, подкреплять друг друга в терпении, молиться друг о друге.

А. Предостережение богатым (5:1-6)

Обличение, которое высказано в четвертой главе, продолжено и в пятой, где оно звучит с еще большей силой и убедительностью. Апостол обвиняет богатых и предупреждает их. По-видимому, он имеет в виду всех богатых вообще — как верующих, так и неверующих (сравните 1:10 и 2:6). Он не призывает их к исправлению, но только строго предупреждает, что собирание богатства не может привести ни к чему хорошему, что оно «сгниет» и повлечет за собою осуждение.

1. ОПАСНОСТЬ БОГАТСТВА (5:1)

Иак. 5:1. Апостол прибегает к тому же самому обращению, что и в 4:13: Послушайте вы… Богатые люди, которым столь многие завидуют, у Иакова не вызывают ничего, кроме осуждения и презрения. Он низвергает с их сомнительной высоты тех, кто высокомерно возлагают свои надежды на материальное богатство, обреченное исчезнуть. Плачьте и рыдайте — можно сравнить с тем, что сказано в 4:9. Деньги дают только временную радость, и богатство, в конце-концов, приведет к бедствию.

2. БОГАТСТВО ТЛЕННО (5:2-3)

Иак. 5:2-3. Богатство обратится в прах, а прекрасную одежду съест моль. Жизнь движется по принципу не «от отрепьев к богатству», а наоборот: «от богатства к отрепьям». Золото и серебро — вожделенны для многих и издавна служат мерилом материального богатства. Но хотя они и не ржавеют буквально, это можно сказать о них в переносном смысле слова. Золото темнеет, а серебро тускнеет.

И коррозия, которой подвергаются даже драгоценные металлы, свидетельствует о безумии богатых, и она же будет свидетельством против них и «съест» их плоть, как огонь. Подобно тому, как металлы от времени теряют свой блеск, яд алчности со временем поедает людей. В тленности богатства — предостережение тем, кто стремится к нему. Собирание такого «сокровища на последние дни» — лишь добавляет масла в огонь, который пожрет обреченных.

3. БОГАТЫМ ГРОЗИТ ОСУЖДЕНИЕ (5:4-6)

Иак. 5:4-5. Осуждению подвергается не богатство само по себе, но стремление к накоплению его и те действия, которые вытекают из такого стремления. Бог слышит вопли тех, кому не доплатили за их труд и тех, кого угнетают богатые. Верующие из евреев хорошо знали, что Божий закон запрещает удерживать плату за труд (Лев. 19:13; Втор. 24:15) и угнетать бедных (Прит. 3:27-28; Амос. 8:4-6; Мал. 3:5).

О «роскошествовании» (этрифесате), буквально — о «мягкой», удобной, сладкой жизни, и о «наслаждении» (эспаталесате) — буквально «о жизни, исполненной неги и разврата», в Новом Завете говорится только здесь и в 1-Тим. 5:6. Ведущие такую жизнь подобны скоту, который заставляют нагуливать жир перед забоем. Яркое и сильное сравнение это было особенно понятно верующим евреям, хорошо знакомым с практикой жертвоприношений упитанных овец и телят.

Иак. 5:6. В погоне за наживой богатые пользуются своим влиянием в судах и не останавливаются перед тем, чтобы в ходе судебного разбирательства добиться обвинения или даже осуждения на смерть «праведника», который не оказывает им сопротивления (здесь речь, по-видимому, не о какой-то конкретной личности, но о целой категории людей, хоть и неповинных ни в чем, однако, неспособных защитить себя от неправедного суда). Так страсть к деньгам ведет к потере человечности до такой степени, что люди становятся способными даже на убийство.

Верующий, который хочет достичь духовной зрелости, не должен впадать в искушение стяжательства — ради самого себя. Ему следует делиться своим добром с другими во славу Божию.

Б. Будьте терпеливы(5:7-12)

Иаков обращается далее к тем, кто не знает отдыха. И снова обращение его исполнено сердечности: «братия» Тон из негодующе-осуждающего становится мягким и сочувственным. Иаков обличает богатых, но бедных — утешает. Он призывает своих братьев терпеть. Он указывает, что терпение играет очень важную роль в жизни, и в доказательство приводит несколько примеров.

1. СУЩНОСТЬ ТЕРПЕНИЯ (5:7-9)

Иак. 5:7. Будьте долготерпеливы до… — говорит Иаков и напоминает, что придет справедливый суд на неправедных богачей. В греческом тексте здесь слово «макротимесате», состоящее из двух слов: «макрос» -долгий и «тимос» -характер. Смысл сказанного можно выразить словами: «настроить себя (свой характер) на длительное ожидание». Завершение земной жизни — вот на что в первую очередь следует направлять свое внимание. Нужно помнить о том, что Христос снова придет на землю. Сущность терпения являет нам земледелец, столь терпеливо ожидающий необходимого ему дождя; дождавшись его, он получает хороший урожай.

Иак. 5:8. Итак, долготерпите и вы. Как упомянутый земледелец, всякий верующий должен укрепляться в вере, «потому что пришествие Господне приближается». А пришествие Господа — это прекрасный стимул для верующего в терпении его и твердости.

Иак. 5:9. Иаков призывает верующих перестать обвинять друг друга, поскольку подлинный Судья, Иисус Христос, уже стоит у дверей! Зная о скором пришествии Христа, верующим следует прекратить свои мелочные конфликты, о которых шла речь в 4 главе. Подобно тому, как ученики в классе на страже, в ожидании скорого прихода учителя, должны поступать и дети Божий, ожидая пришествия Христа. Им тоже при этом необходимы приличное поведение и доброжелательные отношения между собой.

2. ПРИМЕРЫ ТЕРПЕНИЯ (5:10-11)

Иак. 5:10. Иаков напоминает своим братьям-евреям о злостраданиях и долготерпении пророков (сравните стих 7), которые говорили к Израилю от имени Бога.

Иак. 5:11. Вот, мы ублажаем (считаем счастливыми) тех, которые терпят. И тут Иаков приводит другой хорошо известный пример терпения — Иова. Бог вознаградил его за терпение великим благословением (Иов. 42:12). Послание Иакова 5:12-15 любопытно, что Иаков употребил здесь греческое слово, означающее не «терпение», а «непоколебимость», «стойкость».

Апостол делает вывод: Ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. (Греческое слово «полиспанчнос», переведенное как «сострадателен», состоит из двух слов: «полис» — «много» и «спланчна» — «внутренность» или «вместилище чувств», и употреблено оно в Новом Завете только один раз. Слово «милосерд» — «оиктирмон», от глагола «жалеть», также редко встречается, и его можно найти только здесь и в Лук. 6:36.)

3. ПРИЗНАКИ ТЕРПЕНИЯ (5:12)

Иак. 5:12. Прежде же всего, братия мои, — заключает Иаков, — не клянитесь… Те верующие, которым свойственны выносливость и терпеливость, не имеют нужды в том, чтобы клясться небом или землею, поскольку их слово и без того твердо. (Слово «не клянитесь» не означает, что речь идет о богохульстве, Иаков имеет в виду «обычные» клятвы.) Когда мы говорим, пусть наше «да» действительно означает «да», а «нет» — действительное «нет» (Матф. 5:37). Скорое пришествие Христа, истинного Судьи, Который уже стоит при дверях (Иак. 5:9) должно побуждать нас быть честными и заслуживающими доверия, а если мы не таковы; то подлежим осуждению.

В. Молитесь друг за друга (5:13-20)

Кульминационным пунктом послания является подчеркнутый призыв Иакова к молитве. Самая большая помощь, которую может оказать один верующий другому, — это молиться за него. В молитве — очевидное доказательство сочувствия. В ней осуществляется прямая линия связи с Тем, Кто может помочь в любой нужде, независимо от того, как она велика или даже, по нашим представлениям, — неисполнима. Но успешно молиться за других способны лишь те, чьи сердца способны откликаться на нужды других; а молиться за нужды ближних верующие должны настойчиво, сознавая всю значимость этих нужд.

1. СОЗНАВАЙТЕ СВОЮ НУЖДУ В МОЛИТВАХ (5:13)

Иак. 5:13. Пожалуй, самым слабым местом сегодняшних церквей являются молитва и благодарение. Причина этому может быть в известной апатии наших современников. Между тем, есть множество нужд, о которых мы должны молиться, и много такого, за что мы должны благодарить Бога. Страдание должно побуждать нас к молитве. Чтобы подчеркнуть все эти истины, Иаков ставит несколько вопросов: Злостраждет ли кто из вас? (сравните со стих 10). — Пусть молится. Здесь подразумевается страдание по любой причине. Весел ли кто? — пусть поет псалмы (в греческом тексте стоит слово «псаллето», что буквально означает: «играть на струнном инструменте» — этот глагол употребляется в Новом Завете только четыре раза: здесь и в Рим. 15:9; 1-Кор. 14:15; Еф. 5:19).

2. МОЛИТЕСЬ О НУЖДАХ ДРУГ ДРУГА (5:14-18)

Иак. 5:14-15. Иаков ставит третий вопрос: Болен ли кто из вас? — и дает на него пространный ответ. Богословы много спорят между собою относительно этих стихов. Некоторые полагают, что физическое здоровье зависит исключительно от молитвы. Другие видят в этом месте Писания указание на церковный обряд соборования, который начали практиковать в восьмом столетии. А третьи видят в нем обоснование современной практики: о больном молятся Богу («пусть помолятся над ним») и одновременно дают ему лекарства («помазавши его елеем»), т. е. используют и молитву и медицину.

Суть заключается в том, как или что понимал Иаков под словом «болен». По-видимому, нет основания понимать это слово только в значении физической болезни. Греческое слово «астеней», употребленное здесь, означает: «быть слабым». Хотя в Евангелиях это слово применяется по отношению к физическим болезням, в Деяниях и в посланиях его обычно употребляют, говоря о слабости в вере, духовной незрелости («немощной совести»); Деян. 20:35; Рим. 6:19; 14:1; 1-Кор. 8:9-12. Употребление этого слова «болен» в значении «слабый» подтверждается и тем, что в Иак. 5:15 для обозначения «больного» употреблено другое греческое слово — «камнонта», что буквально означает «быть в изнеможении». Это слово употребляется еще один раз в Новом Завете — в Евр. 12:3, и именно в таком значении.

Иаков не имел в виду тех, кто болезнью был прикован к постели. Скорее он обращался к тем, кто под гнетом страданий ослабел морально и духовно. Именно таким верующим следует звать на помощь пресвитеров церкви. Раннехристианские церковные вожди были научены «утешать малодушных» и поддерживать слабых (астенон), сравните 1-Фес. 5:14.

Иаков говорит, что пресвитеры должны «помолиться над ним и помазать его елеем». Важно отметить, что в греческом тексте здесь стоит слово «алеипсантес» — «натереть маслом», а не слово «хрио» (обрядовое помазание маслом). Первое слово выражает обычное мирское понятие, тогда как второе — религиозный термин.

Даниель Хайден пишет по этому поводу: «Иаков не имеет здесь в виду церемониальное или ритуальное помазание, могущее приносить Божественное исцеление, но — часто применявшееся помазание маслом в знак выражения почтения, а также для освежения и придания приятного аромата». Женщина «помазала» (алеифо) маслом ноги Иисуса Христа (Лук. 7:38).

Хозяин «помазывал» (алеифо) головы своих гостей (Лук. 7:46). Человек постящийся да не напускает на себя уныния, но да помажет (алеифо) маслом свою голову и омоет свое лицо (Матф. 6:17). Таким образом Иаков указывает на то, что «слабые» (астенеи) и «немощные» (камнонта) могут получить ободрение, освежение и подкрепление от пресвитеров, которые помажут маслом их унылые головы и помолятся над ними.

Упавшие, обескураженные, страждущие, изнеможенные верующие могут быть подняты и ободрены пресвитерами, которые помолятся молитвою веры за них, и «молитва веры исцелит болящего (т. е. ободрит его и поднимет его дух), и восставит его Господь».

То, что речь идет именно о духовном восстановлении, а не о физическом, видно из последующих слов: «и если он соделал грехи, простятся ему». Многие верующие, больные физически, звали пресвитеров церкви, и те молились за них и мазали их маслом, однако, значительное число больных продолжало болеть. Это свидетельствует о том, что понимать данные стихи как совет, направленный на физическое выздоровление, неверно: речь тут идет о духовном восстановлении.

Иак. 5:16. Вывод ясен: Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга. Взаимное сочувствие и взаимная забота — это путь к победе над унынием и слабостью. Залог исцеления от них — в исповедании друг перед другом и во взаимных молитвах. Исцеление («чтоб исцелиться») относится в данном случае не к телу, а к душе (Матф. 13:15; Евр. 12:13; 1-Пет. 2:24). Много может усаленная молитва праведного, т. е. она приносит необходимое исцеление от Господа. Такое понимание подтверждается и двумя следующими стихами послания. Если бы стихи 14-16 относились к физическому исцелению, они были бы оторваны по смыслу от того, что говорится до и после них.

Иак. 5:17-18. Иаков снова приводит хорошо знакомый его читателям-евреям пример. В стихе 10 он говорил о пророках, затем об Иове (стих 11), а теперь он говорит об Илии, подразумевая, что Илия тоже был страдальцем. Слова «человек подобный нам» можно было бы перевести следующим образом: «у него были такие же чувства, как ну нас, он страдал так же, как и мы» (сравните стих 10 и 13).

Другими словами, Илии хорошо были знакомы слабости человеческой природы, но вот он «помолился молитвою», в том смысле, что помолился горячо, и не было дождя, а затем помолился опять, и дождь пошел (3-Цар. 17:1; 18:41-46). Горячая, настойчивая молитва дает результат, тогда как молитва половинчатая, с сомнением — безуспешна (Иак. 1:6-8).

3. ЗАБОТА О ЗАБЛУДШИХ (5:19-20)

Иак. 5:19-20. В заключительных строках послания тон Иакова вновь делается мягким, и в этом тоне он призывает своих читателей сочувствовать ближним и поощряет тех, кто готов прийти на помощь упавшим и ослабевшим. Братия! — пишет он, — если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Свернувшие с пути истины — это и есть «болящие» в церковной семье. Они уклонились на собственные пути. Греческое слово «планете», употребленное здесь, означает того, кто сбился с дороги и безнадежно заблудился. Астрономический термин «планета» произошел от этого греческого слова, и обозначают им так называемые «блуждающие звезды» (сравните Иуд. 1:13), в отличие от «звезд неподвижных» (большие планеты и астероиды).

Заблудшая овца снова должна быть приведена в овчарню. Апостол говорит здесь не об обращении (евангелизме), но о восстановлении заблудшего. Он имеет в виду не искупление грешника, а оживление веры в том, кто заблудился. Такая спасительная акция имеет большое значение. Потерянную овцу спасают от гибели, и ее грехи (грехи заблудшего, а не того, кто ему помогает) покрываются, т. е. как бы покрывают их покрывалом (1-Пет. 4:8). Теперь он снова может идти верным путем — к духовному совершенству.

Апостол Иаков дает ясные советы, как достичь практической святости и духовной зрелости. Своими увещаниями и наставлениями он стремился растревожить души своих возлюбленных братьев во Христе — верующих евреев. Стоять твердо в вере, служить с терпением, следить за своей речью, покоряться в смирении, и, сочувствуя ближним, делиться с ними — вот, что им необходимо. Верующий должен быть таким, каким хочет видеть его Бог, он должен делать то, что ожидает от него Бог, говорить и чувствовать так, как это угодно Богу. И, наконец, делиться с ближними всем, что имеет, потому что этого хочет Бог. Духовный рост сказывается на всех сторонах нашей жизни.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Прочитано: 300

1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
(Иак.5:1-6)

Иаков посвящает значительную часть своего письма обличению богатых людей.

Если бы это не было для него актуально, вряд ли он бы писал об этом.

Возможно, что он обращается к определенной группе люде, которые несправедливо «отодвинули» своих рабочих, которые работали на них. Он говорит: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов…» Вполне возможно, что в его общине были те люди, которые попали под эту несправедливость… И он, как пастух своей общины, не мог не реагировать на эту несправедливость.

Множество пророков обличали богатых евреев в свое время. Когда те обогащались, а другие беднели; тем более больше, когда богатые мнили себя вершителями судеб.

4 Слушайте это вы, что поглотили бы бедных и погубили бы нищих страны,
5 (Вы), говорящие: “Когда же пройдет новолуние, и мы сможем продавать хлеб! И суббота, чтобы открыть нам житницу, чтобы сделать эйфу поменьше, а шэкэль – побольше и исказить (вес на) весах обмана,
6 Чтобы за деньги покупать бедняков и нищих – за (пару) сандалий, а высевки хлебные – продавать.
7 Клялся Господь мощью Йаакова: если забуду Я навеки все деяния их,
(Ам.8:4-7)

Иаков реагирует на жизненные проблемы своего народа, подобно тем пророкам прошлого, которые также реагировали на это в свое время.

Он говорит об этом, употребляя жесткие эпитеты по отношению к богатству таких людей.

«плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас»

Рыдать – это очень ярко выраженное определение, говорящее о криках. «ололЮдзонтэс» – издавать крики (скорби), кричать.

«Вот рабы Мои возликуют в веселии сердца, а вы кричать будете от боли сердца и от сокрушения духа зарыдаете» (Ис.65:14)

Тем самым Иаков даже не сомневается, что за подобный обман людей настигает суд Всевышнего. И конечно же, те к кому он обращался, знали, что есть Судья. Но порой, из-за любви к наживе, этот страх притуплялся. И Иаков пытается достучаться до «зарытого» в их сердце, этого знания. Знайте, что Господь Бог не оставит этого просто так. И это не угроза, это факт. Закон воздаяния, «мера за меру» (мидда ке-негед мидда). Справедливую награду Божью за добрые дела и справедливое возмездие за прегрешения.

Тем более, Тора строго заповедует:

«Не обирай ближнего твоего и не грабительствуй, и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Лев.19:13)

וְלֹ֣א תִגְזֹ֑ל לֹֽא־תָלִ֞ין פְּעֻלַּ֥ת שָׂכִ֛יר אִתְּךָ֖ עַד־בֹּֽקֶר …

Рав Нафтали-Герц Визель в своем комментарии «hа-беур пишет»:

Всякий раз, когда написано ,פעולה речь идет о совершении того или иного дела – благого или дурного. И для того, чтобы усилить вину, здесь сказано פעולת שכיר. Иными словами: этот бедняк сдал себя в наём, чтобы исполнить работу для хозяина с целью прокормить себя и своих домочадцев, как объясняется в «Дварим»: «…ибо он беден и её ждет душа его…» (24:15).

Наниматель должен работнику не только деньги, которые он не выплатил вовремя. Он грабительски присвоил себе весь физический труд наемного рабочего, все его старания в поте лица.

Талмуд в «Бава меция» (112а):

«Из-за чего это он взобрался по лестнице и привязал себя к дереву, подвергая жизнь свою смертельному риску, как не из-за платы?»

Рамбан говорит:

Согласно буквальному смыслу, значение слов: «В тот же день отдай плату его…», становится ясен в свете сказанного в Торе: «…Не задержится на ночь плата наемника у тебя до утра» («Ваикра», 19:13). Ибо Писание, как правило, говорит о явлении наиболее распространенном, а работника обычно нанимают на один день. Вечером же он уходит до захода солнца, и Писание повелевает расплатиться с ним в тот самый день, сразу по завершении работы, «…до захода солнца…», чтобы за эти деньги он успел купить себе, своей жене и сыновьям еды прокормиться на ночь. Ибо он беден, как и большинство наемных работников, и нанимателю своему он вверяет свою душу, с тем, чтобы купить пропитание для подержания своей жизни. Поэтому стих Торы: «…Не задержится на ночь плата наемника у тебя до утра», учит нас тому, что наниматель должен расплатиться с ним в тот самый день. Ведь если он не расплатится с наемником сразу же по завершении его трудов, то деньги останутся у него до утра, и отправится тот домой ни с чем и помрет ночью от голода. И так же сказано в «Шмот»: «Ибо она единственный его покров, одеяние тела его, на чем ему спать?..» (22:26)

Иаков продолжает: «вы собрали себе сокровище на последние дни»

Возможно, когда он писал эти строки, он вспоминал историю, рассказанную Учителем:

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так , кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:15-21)

Несмотря на огромные богатства, богатые тоже умирают и все что от них остается – это место на кладбище. Разве кто-то, за всю историю человечества смог унести с собой их состояние?

Давайте вспомним пример , хотя бы из нашей недалекой истории, известного певца Элвис Пресли.

Мало кто знает, что певец “знал Библию от корки до корки и был очень религиозным человеком”.
Но это не помогло ему стать тем, кем он мог бы стать если бы посвятил Богу всецело свою жизнь.

Сэнди Ферра, одна из первых девушек Пресли, утверждала, что Элвис очень любил христианские гимны. “Во время наших свиданий у нас дома он мог просто сесть за пианино и петь, аккомпанируя себе, известные евангельские песни”

Он был богатым человеком, но умер от передозировки наркотиков. И где его душа? А где его состояние, которое он заработал за свою пятидесятилетнюю жизнь?

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Неважно насколько человек богат, если он грабит своего ближнего – это очень тяжелый грех против Бога.

«Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:5)

Иаков говорит, что можно наслаждаться таким наворованным богатством, но тем самым вы подобно животным, которые откармливаются специально для заклания; вы будете закланы. Или другими словами, как скот которого который растят для убоя – так же и с вашей жизнью.

«Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак.5:6)

Здесь не совсем ясно, что имеет ввиду Иаков.

Возможно он говорит об Иешуа, которого убили в принципе из-за зависти и боязни потери власти. Так как потеря власти влечет за собой потерю богатства, связанные с этой властью.

А возможно Иаков имеет ввиду и самих богатых людей.

Как мы уже говорили ранее о принципе «мидда ке-негед мидда». Но он имеет и другую “сторону медали” – награду Божью за добрые дела.

И как в те времена, так и сегодня, признавалось аксиомой, что Бог вознаграждает праведных, даруя им процветание и благосостояние, и наказывает грешников разорением и гибелью.

И богатые богатея, даже возможно, где-то помогая бедным, думали, что Всевышний воздаёт им за их праведность. Но Иаков говорит, что, поступая несправедливо к своим работникам, они убили своими делами и осудили всякую праведность.

Убили праведного; в смысле, что их праведность уже умерла.

Затрагивая концепцию воздаяния воздаяние за праведность, я не могу не сказать, что параллельно с этим, в то время, развивалась и другая концепция, концепция нематериальной награды.

«Авот де-рабби Натан» приписывает возникновение двух сект — саддукеев и боэтусеев деятельности двух учеников Антигона из Сохо — Цадока и Боэтуса, которые пришли к отрицанию доктрины воздаяния, истолковав в этом смысле знаменитое изречение своего учителя: «Не будьте подобны рабам, прислуживающим своему господину с целью получить вознаграждение, но будьте подобны тем, кто прислуживает своему господину бескорыстно, и да будет страх Божий на вас» (Авот 1:3)

И именно эта концепция, стала доминировать в последствии в иудаизме.

Дальше Иаков обращается к братьям говоря, что

7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
(Иак.5:7-11)

Он говорит о долготерпении в страданиях.
Он дает надежду, ободряя, что несмотря на то, что Всевышний допускает страдания в нашей жизни, но это однажды все закончится. Тем более, когда Господь начнет править всем.

В пример он приводит всем известный пример – Йова.

Нет на страницах Танаха человека, который пережил подобную боль, но был вознагражден за свою преданность Богу.

И даже если кто-то из паствы Иакова и страдает от беззакония богатых, или страдает по другим причинам. Иаков говорит, что «Господь весьма милосерд и сострадателен… Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши… И не сетуйте, братия, друг на друга…»

Это все закончится милосердным воздаянием Всевышнего в вашей жизни.

«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак.5:12)

Иаков уже затрагивал подобную тему чуть ранее в своем письме.

Говоря о практической праведности, Иаков говорит о клятвах. И это очень важная часть нашей повседневной жизни.

Позиция иудаизма в этом вопросе становится понятной из следующего высказывания Талмуда: Пусть твое “да” будет “да”, а твое “нет” будет “нет”. Тот, кто не привык держать данное слово, совершает столь же тяжелое преступление, как и нарушение запрета поклонения идолам. Тот, кто говорит неправду, лишается возможности находиться там, где происходит раскрытие Божественного Присутствия.

Разрешая давать обеты и клятвы, Тора не считает их произнесение желательным:

“Но если ты воздержишься от обетов, то не будет на тебе греха” (Дварим, 23:23).

“Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит произносить что-либо пред Богом… Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить. Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою” (Екклесиаст, 5:1,4).

Мудрецы, жившие в эпоху танаим, говорили: «Не привыкай давать обеты».

Шмуэль, мудрец, живший в Вавилоне, говорил: «Тот, кто дает обет, называется злодеем даже в том случае, когда он исполняет его».

Во времена Мишны произнесение обетов считалось дурной привычкой и признаком плохого воспитания.

Частое произнесение обетов и клятв считалось позором не только для самого человека, но и для его родителей.

Как, наверное, вы уже знаете, уже несколько веков во всех общинах мира принят обычай начинать молитву “Коль нидрей” в Йом-Кипур, со снятия обетов, обещаний и клятв со всех членов общины. Однако в число этих клятв, обещаний и обетов не входят обязательства по отношению к другому человеку – они могут быть сняты с того, кто дал их, только с согласия второй стороны. “Коль нидрей” также не может освободить человека от клятвы, произнесенной им в суде публично.

Это все показывает нам, что произнесения клятвы (обещания) считалось и считается до сих пор серьезной делом перед лицем Всевышнего.

13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак.5:13-18)

Несмотря на то, что в сегодняшнем иудаизме моментальное исцеление является скорее исключением, чем правилом. Как мы знаем из книг Нового Завета – это было нормальное явление мессианской эры.

И хотя Иаков здесь говорит скорее всего о постепенном восстановлении больного.

И он дает несколько условий для такого восстановления

Это признание греха перед старейшинами общины, помазание маслом и усиленной молитвы веры.

Все это было нормальным явлением первой практики мессианской общины его времени.

Исповедание само по себе не несет исцеляющей силы. Важно было, что человек открывая тайные вещи, за которым последовала болезнь, тем самым говорил, что он встал на путь исправления. Важно не только слово, но само исправление этого человека.

В библейские времена человек сначала произносил «видуй» (исповедь), а только затем приносил жертву. Жертва не могла ничего сделать с не исповеданным и сокрытым грехом. И Иаков говорит, что признание перед Всевышним и перед старейшинами означает желание человека изменится и исправится.

Сегодня исповедание признано только перед Всевышним. Практика исповедания перед старейшинами исчезла из иудаизма. Хотя, как мы видим из этого послания – это было нормой того времени.

Также, уже ближе к нашему времени, в кругах каббалистов-аскетов 16 в., последователей Лурии, был такой обычай – исповедоваться друг перед другом.

Помазание маслом в библейские времена, также было не просто обрядом, неким шоу, как это часто представляют сегодня, ведь оливковое масло было медицинским средством.

«С ног до головы нет в нем здорового места: (то) рана, (то) ушиб, то гнойная язва; не выжаты они и не перевязаны, и (ни одна) не смягчена маслом» Ис.1:6

Масло в древней медицине имело важную составляющую.
Из-за её способности передавать информацию.
И если говорить образно. Грех как препятствие для прохождения Божественного света через человека, мог блокировать его (свет) в какой-то части тела и естественно из-за этого могла возникнуть определенная болезнь. И когда маслом обрабатывалась больная часть тела, то масло помогала понять причину этой болезни.

Ведь посмотрите на слова, близкие по значению к слову «масло» (шемен) слова – это «шем» (имя), «шема» (правльная оценка), «шемед» (тотальное уничтожение) «сама» (возложение), «самах» (радость), «шамат» (уничтожение, удаление), «шама» (слышание), «шамар» (страж).
Таким образом, «видуй» человека вскрывал корень болезни, а масло «отсекало» этот корень. И молитва веры помогала человеку восстановится после этой болезни.

И главной целью таких молитв Иаков говорит дальше:

19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5:19,20)

Это важная часть учения Иакова – сойти с ложного пути и жить праведно перед Богом и людьми.

>Новый Завет

Соборное послание святого апостола Иакова

Глава 5.

1Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

2Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

4Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

5Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

6Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

7Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

8Долготерпи’те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

9Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

10В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

11Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

12Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

13Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

14Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

18И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

19Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

>Послание Иакова 5 глава

Комментарии из Женевской Библии: Иакова 5 глава

5:1 богатые. В Библии богатство само по себе нигде не порицается. Очень часто оно считается признаком благоволения Божия (Притч. 10,22). Тем не менее, богатые часто виновны в том, что употребляют свое богатство для притеснения и угнетения бедных. Бог суров к таким людям (Лк. 6,24).

5:2-3 сгнило… изъедены молью… изоржавело. Все земные сокровища тленны и в конце концов теряют свою ценность для их обладателя. Ср. Мф. 6,20.

5:4 плата, удержанная вами у работников. Задержка оплаты труда есть нарушение закона Божия. За труд надо не только платить, но обязательно платить вовремя (Лев. 19,13; Втор. 24,14.15).

5:5 Вы роскошествовали… напитали сердца ваши. Богатые уподобляются животным, которых откармливают на убой. Для неверующего всякий дар Божий оказывается своего рода проклятием: всякое благодеяние Божие увеличивает вину и наказание принявшего его без ответной благодарности и поклонения Богу.

5:6 Вы осудили, убили. Эти слова можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Неправедное использование власти может легко привести к наказанию людей невиновных.

5:7 долготерпеливы. Иаков призывает верующих быть долготерпеливыми, поскольку они ожидают обетованного Богом отмщения за избранных Своих. Обетование Божие состоит в том, что Он Сам воздаст за всю несправедливость в этом мире (Лк. 18,1-8).

5:9 вот, Судия стоит у дверей. Этот стих отражает напряженное ожидание Второго пришествия Христа, новозаветную надежду на возвращение Иисуса в конце времен. С другой стороны, возможно, автор имеет в виду близость суда, ожидающего каждого человека после его смерти, которая всегда не за горами. И этого суда Божия не избежать никому.

5:12 не клянитесь. Строго говоря, здесь нет запрещения клятвы как таковой. В данном случае речь идет о недопустимости призывания в качестве свидетелей клятвы каких-либо неодушевленных объектов (что, с библейской точки зрения, является идолопоклонством). Только Бог обладает властью быть вездесущим, всеведущим и всемогущим Свидетелем истинности клятвы и обетов человека. Честные и благочестивые клятвы не запрещаются Богом, ибо они представляют собой необходимую часть всякого договора.

да, да. Христиане должны быть людьми, на слово которых можно положиться. Здесь повторяются слова Иисуса, сказанные Им в Нагорной проповеди (Мф. 5,34-37).

5:14 пресвитеров Церкви. См. Деян. 14,23; Тит. 1,5.

помазав его елеем. В древнем мире елей, т.е. оливковое масло, был широко распространенным лекарственным средством (Мк. 6,13; Лк. 10,34). Кроме того, елей имел и символическое значение – он знаменовал собою врачующую силу благодати Божией.

5:15 молитва веры. Не существует какой-либо особой «молитвы веры», которая обладала бы свойством исцелять. Здесь говорится о всепобеждающей силе молитвы, совершаемой с твердым упованием и непоколебимой верой. Иаков призывает христианские общины не оскудевать в своих молитвах о болящих.

если он соделал грехи. Между совершенными грехами и болезнями может существовать прямая связь. Даруемое Богом прощение оказывается целительным как для души, так и для тела.

5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках. Хотя Священное Писание нигде не говорит о необходимости исповедоваться перед священником, исповедание своих грехов Богу и друг перед другом засвидетельствовано в этих словах.

молитва праведного. Т.е. молитва благочестивого человека, молящегося с верою.

5:17 Илия. Хотя Илия совершал особое служение пророка, он был человеком, подобным всем верующим. Сила его молитвы проистекает из силы его веры.

5:19 если кто из вас уклонится от истины. Т.е. вступит на стезю греха.

5:20 обративший грешника. Попечение о душах собратьев является обязанностью каждого члена общины. В этом необходимы взаимная помощь и поддержка. покроет множество грехов. Бог покрывает грехи Своим прощением (Пс. 31,1; 84,3).

злострадание

Смотреть что такое «злострадание» в других словарях:

  • Страдание (православие) — У этого термина существуют и другие значения, см. Страдание (значения). Страдание (скорбь, болезненность, страсть). Понятие страдания является весьма важным в православном учении о спасении. Еще апостол Павел поучал, что многими скорбями надлежит … Википедия

  • Иер.24:9 — И отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. Втор.28:25 Пс.43:14 Иер.15:4 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга пророка Иеремии 24:9 — И отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. Втор.28:25 Пс.43:14 Иер.15:4 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • доспѣти — Доспеть доспѣти (1) 1. Приготовиться, собраться: Нъ уже, княже Игорю, утръпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони: по Росі и по Сули гради подѣлиша. А Игорева храбраго плъку не крѣсити. Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побѣду … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ — фундаментальная философско богословская категория, обозначающая ценностно значимый аспект духовно нравственного совершенства человека. Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität /… … Православная энциклопедия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *