Иерархия средневековой церкви

Епископ

Епископ — высший священнический сан, третья ступень в иерархии христианской церкви.

Первые епископы появились, когда вера в Христа только завоёвывала человеческие души. Считается, что сами апостолы, желая сохранить и упрочить церковь, избрали себе преемников — «епископов» (в переводе с греческого — «блюстители», «начальники»). Уже в «Послании к филиппийцам» апостол Павел приветствует и благословляет епископа в Филиппах.

Христиан, однако, становилось всё больше, и одновременно увеличивалось число епископов. Уже с середины II в. все крупные христианские общины возглавлялись епископами. Этот чин был выборным. Его выбирали священники и верующие общины. Однако в те времена быть епископом было не только очень почётно, но и небезопасно. Христиане подвергались преследованиям, и человек, занимавший такое видное место среди своих единоверцев, мог раньше других оказаться, подобно своему Спасителю, распятым на кресте или брошенным в клетку с дикими зверями. Поэтому епископом становился не только достойный, уважаемый, но и мужественный священник.

Впрочем, ещё апостол Павел разъяснял, какими качествами должен обладать епископ. Кандидат на эту должность должен был пользоваться хорошей репутацией, уметь проповедовать и наставлять в христианском учении, содержать в послушании свой дом и детей, «ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о церкви Божьей?». Епископом не мог сделаться глухой, слепой, пьяница, буян и забияка. Кроме того, епископу следовало быть «одной жены мужем». Вскоре, однако, установился вначале обычай, а потом и закон — епископам запрещалось вступать в брак.

До IV в. епископ управлял отдельной церковной общиной, к которой относились город и окружающие его сёла. В управлении принимали участие клир (священники) и миряне. Подвластная епископу территория называлась епархией. Здесь он как преемник апостолов имел всю полноту духовной власти и никому не подчинялся. Епископ избирал и посвящал клириков, распределял церковные должности. Епископы соседних епархий устраивали совещания наподобие первых апостольских соборов.

Но уже тогда между епископами существовало определённое неравенство. Владыки церквей, основанных самими апостолами (Римской, Антиохийской, Александрийской), или те из них, к чьей епархии принадлежал большой город, получали «преимущество чести» (находились в большем почёте) перед теми, кто руководил церквами маленьких городов. «Преимущество чести» со временем развилось в «преимущество власти».

Константин Великий (306-337 гг.) покровительствовал христианам и, подметив, какое влияние эта религия оказывает на людей, решил использовать её на благо государства. Он провёл реформу государственного устройства, поделив империю на четыре префектуры, префектуры — на диоцезы, диоцезы — на провинции. При таком делении начальники меньших территорий подчинялись начальникам больших.

Церковь также быстро перестроила своё управление по образцу светской власти. Этому способствовало то, что главными городами диоцезов чаще всего были те, епископы которых пользовались «преимуществом чести». Оставалось только предоставить им «преимущество власти» (право главенствовать над епископами маленьких городов), что и было сделано в IV и V вв. Таким образом устанавливалась церковная иерархия. Епископы провинций стали подчиняться епископам диоцезов, которые теперь именовались архиепископами. Выше них стояли патриархи. Так стали называть иерархов церквей, по преданию основанных самими апостолами (патриархи Римский, Александрийский, Антиохийский, позднее — Константинопольский). Правда, патриархи Рима и Александрии предпочитали называть себя «Папами» («papa» — отец), как было принято издавна. Изменилась и сама система избрания епископов. Теперь это делали все епископы провинции. Рукополагал же новоизбранного патриарх.

Император с удовлетворением наблюдал за тем, как переплеталась жизнь церкви и государства. Себя он называл «епископом внешних дел церкви», утвердил за церковью право приобретать земли, одновременно согласившись с тем, чтобы епископы осуществляли нравственный контроль за правителями областей и высшими государственными чиновниками. Император возвысил суд церкви, повелев, чтобы решение суда епископов почиталось выше приговора всех других судей. Так церковные иерархи — епископы — оказались в выгодном союзе с государством.

Такое положение сохранялось и тогда, когда Римская империя пала под ударами варваров и на её территории возникли одно за другим новые королевства. Правители их со временем стали христианами, а короли и епископы как высшие церковные властители старались с выгодой использовать друг друга. Епископы, всемогущие в своих епархиях, стремились пользоваться такой же властью и в делах государства. Часто прекрасно образованные, особенно по сравнению с малограмотными или вовсе неграмотными правителями, умеющие вести спор, епис-копы становились близкими советниками королей, наставниками их наследников. Достигнув желаемых высот, они неустанно заботились о выгоде церкви, не забывая, естественно, и себя.

Короли не оставались в долгу. Они и знатные сеньоры жаловали церкви земли, имения, иногда целые области — на содержание епархии или из милости. Епископы, становившиеся обладателями таких земель, превращались в вассалов дарителя. Вассальная зависимость епископов привела к тому, что власть светских сеньоров стала простираться и на церковные дела.

В X в. распространился обычай, названный инвеститурой: епископов назначал король или знатный феодал, на землях которого находилась епархия будущего «князя церкви». Светский властитель вручал новоизбранному иерарху символы его власти: пастырский жезл и кольцо. Одновременно короли и сеньоры присвоили себе право судить епископов и даже лишать их по своему усмотрению сана, что раньше было совершенно недопустимо. Вместо смещённого прелата мог быть назначен тот, кого на этом месте было выгодно видеть в данный момент, — от покорного вассала до (и такое бывало!) неразумного ребёнка. Инвеститура привела к тому, что власть над церковью попала в руки светских властей.

Но даже это не могло принизить роль и могущество епископов. Они не раз противостояли власти королей, соперничая с ними в силе и влиянии. Так, безраздельно господствуя в своих владениях, получив по милости короля Оттона I духовную и светскую власть, германские епископы в XI в. встали в оппозицию императорской власти. И ещё долго в Германии существовали на правах самостоятельных государств архиепископства Кёльн, Майнц, Бремен, Трир. Архиепископ Кентерберийский (глава английской церкви) Томас Бекет, в 1170 г. не позволивший королю Англии прибрать к рукам церковные суды, был убит. Но самому Генриху II пришлось жестоко (в буквальном смысле этого слова) каяться в содеянном — лёжа долгие часы на холодной могильной плите убиенного им священника. Папа римский пригрозил королю интердиктом (отлучением от церкви). Интердикт могли налагать на зарвавшихся светских властителей и сами епископы. И это было грозным оружием.

Впрочем, многие епископы тех времён имели возможность разить противника не только отлучением и анафемой (проклятием), но и мечом, т. к. владели им не хуже графов и баронов.

По полю битвы носится архиепископ Турпин;
Не бывало священника, чтоб пел обедню
и выказывал такую удаль и телесную ловкость…
…Говорят французы:
«Лихо разит наш архиепископ».

Так в «Песни о Роланде» говорится о священнике и воине Турпине — архиепископе Реймсском.

Надо заметить, что многие епископы, хорошо владеющие мечом, просто не умели петь обедню, поскольку до назначения были людьми светскими. Приняв сан от светского же сеньора, они и не думали исполнять обязанностей церковного иерарха. Зато пользоваться доходами с епископских земель были всегда готовы. Некоторые же прелаты не скрывали того, что служба их утомляет. Один реймсский архиепископ откровенно признавался, что его епархия была бы ему куда милее, если бы для получения доходов с неё не надо было служить обедню.

Потребовалось много сил и лет, чтобы искоренить беспорядки, вызванные инвеститурой. Ещё больше сил ушло на разграничение сфер влияния светских и духовных властителей. И всё-таки они так и остались связанными невидимыми нитями, так как государство всегда заинтересовано в церкви, а церковь в большей или меньшей степени зависит от государства.

Епископы утратили своё прежнее могущество. Но их роль велика и поныне. И сегодня епископ — высшее духовное лицо в католической, православной и протестантской церкви (правда, в последнем случае епископ — не священник, а скорее чиновник, выполняющий чисто административные функции). Из высших церковных иерархов епископ ближе всех к прихожанам. По большим церковным праздникам он обращается к ним с проповедью. Он рукополагает священников, совершает миропомазание, как бы наделяя при этом человека божественной благодатью.

Князь-епископ

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 июня 2019 года.

Князь-епископ (нем. Fürstbischof) — епископ, который помимо осуществления священнических функций обладал светской властью на определённой территории и являлся сувереном соответствующего территориального образования — церковного княжества. Князья-епископы особенно характерны для Священной Римской империи, в которой церковные княжества являлись важной опорой государственной власти, а их правители обладали статусом имперских сословий и пользовались полной самостоятельностью во внутренних делах. Князья-епископы также существовали в Англии (епископ Дарема), Франции, Черногории и некоторых других странах. В настоящее время правами князя-епископа в отношении Андорры обладает епископ Уржельский.

Резиденция кёльнских архиепископов в Бонне

Князья-епископы Священной Римской империи

Князя-епископы Священной Римской империи представляли собой епископов, возведённых в княжеское достоинство. Они образовывали отдельное имперское сословие и имели право участвовать в рейхстагах Священной Римской империи (духовная курия Совета имперских князей).

Возникновение и развитие

Статус светского правителя у германских епископов начал складываться ещё в раннее средневековье, когда имперская церковная система находилась под полным контролем императоров и являлась одной из важнейших опор их власти. Противопоставляя епископов более независимым светским правителям племенных герцогств императоры X—XII веков назначали на епископские кафедры своих приближённых и уступали им королевские права (регалии) на соответствующей территории. В процессе дальнейшей децентрализации Священной Римской империи такие территории постепенно трансформировались в автономные княжества под властью епископов.

Важнейшим юридическим документом, закрепившим светскую власть епископов и давшим толчок развитию территориального суверенитета в рамках церковных княжеств, стал указ императора Фридриха II 1220 года «Соглашение с князьями церкви». «Золотая булла» 1356 года предоставила трём князьям-епископам (архиепископам Майнца, Кёльна и Трира) статус курфюрстов с правом голоса при выборах императора и независимостью во внутренних делах, поставив тем самым эти церковные княжества в один ряд с крупнейшими светскими государственными образованиями империи. К началу XVI века на территории империи существовало 53 церковных княжества, правители которых образовывали в рейхстаге отдельную курию (перечень князей-епископов Священной Римской империи в 1521 году см.: Состав рейхстага Священной Римской империи в 1521 г.).

В результате Реформации XVI века, сопровождаемой процессами секуляризации и медиатизации церковных владений, количество княжеств-епископств в составе империи уменьшилось к 1648 г. до двадцати трёх. Некоторое время (до начала XVII века) наряду с католическими церковными княжествами существовали и протестантские (например, Магдебургское архиепископство), которые, однако, по мере развития институтов лютеранской церкви и лютеранских княжеств теряли самостоятельность и переходили под управления светских администраторов — правителей соседних государственных образований.

Вестфальский мир 1648 года превратил практически все бывшие протестантские церковные княжества в светские владения и санкционировал их аннексию более крупными государственными образованиями. В результате из лютеранских церковных княжеств остались лишь епископство Любек, а также Оснабрюк, где епископами попеременно становились католики и протестанты. Католические церковные княжества, особенно многочисленные в Центральной и Юго-Западной Германии, сохранили самостоятельность. К 1792 году в составе Священной Римской империи насчитывалось 26 церковных княжеств-епископств (включая три церковные курфюршества). Кроме того, правами князя-епископа пользовался великий магистр Тевтонского ордена. Прочие епископы (протестантские, а также некоторые католические (Гурк, Лавант, Безансон), не имеющие непосредственных имперских ленов) не обладали статусом князей и светской властью на подчинённых территориях.

Социально-политические институты

Барочная резиденция князей-епископов Вюрцбурга — памятник Всемирного наследия

В XVI—XVIII веках посты князей-епископов занимались практически исключительно представителями имперского дворянства — младшими сыновьями старинных княжеских и рыцарских родов. В этом отношении немецкая церковь на руководящем уровне являлась дворянской церковью и выражала интересы высшего имперского дворянства. Некоторые епископства традиционно возглавлялись членами одной и той же аристократической фамилии, что играло значительную роль в формировании и расширении территориальной власти той или иной династии (Веттины, Виттельсбахи, Шёнборны). В то же время, духовная карьера обеспечивала определённый уровень подвижности социальных слоёв: иногда епископами, а значит и членами высшей княжеской элиты империи, становились представители низшего дворянства, а до XVII века — и бюргерства.

Структура управления церковных княжеств в целом развивалась аналогично административной системе светских государственных образований империи. Так же, как и в светских княжествах, в княжествах-епископствах были созданы придворные советы и придворные суды — высшие судебно-административные органы, тайные советы — высшие исполнительные органы, которые к концу XVIII века были разделены на министерства, придворные палаты — органы финансового управления. Наиболее существенным отличием являлась особая роль соборного капитула, который, наряду с собственно епископом, являлся верховным органом власти княжества, с правом избрания епископа. В капитул входили, главным образом, представители ведущих местных аристократических фамилий. В тех епископствах, где были созданы ландтаги, капитулы фактически представляли собой их ядро, выражали интересы местного дворянства и выступали как институт, ограничивающий власть епископа. В некоторых церковных княжествах (Майнц, Аугсбург) влияние капитула было очень значительным, а епископ при избрании должен был принимать на себя определённые обязательства (избирательные капитуляции) в отношении капитула и земских сословий.

Упразднение

Основные статьи: Германская медиатизация и Секуляризация (история)

Секуляризация общественного сознания в эпоху Просвещения, а также влияние Великой французской революции, в ходе которой церковная собственность была национализирована, подорвали политические позиции князей-епископов. Французская экспансия конца XVIII века привела к 1801 году к отторжению от империи левобережья Рейна, в результате чего многие светские правители Германии лишились обширных земельных владений. В 1803 году имперская депутация приняла решение о секуляризации всех церковных княжеств и имперских аббатств и разделе их владений между крупными светскими государственными образованиями и бывшими владельцами земель на территориях, отошедших к Франции (Заключительное постановление имперской депутации). Действующие князья-епископы сохраняли этот титул пожизненно, однако лишались светской власти. Княжества-епископства упразднялись. Единственное исключение было сделано для архиепископа Майнца Карла Теодора Дальберга, который сохранил статус курфюрста и суверенитет над своим княжеством (территории вокруг Регенсбурга и Ашаффенбурга). В 1810 году, однако, это последнее церковное княжество было секуляризовано и трансформировалось в светское великое герцогство Франкфуртское. Мальтийский и Тевтонский ордена также были секуляризованы в 1806 и 1809 годах соответственно.

Княжества-епископства в 1800 году

  • Курфюршество-архиепископство Майнц
  • Курфюршество-архиепископство Кёльн
  • Курфюршество-архиепископство Трир
  • Княжество-архиепископство Зальцбург
  • Княжество-епископство Айхштет
  • Княжество-епископство Аугсбург
  • Княжество-епископство Базель
  • Княжество-епископство Бамберг
  • Княжество-епископство Бреслау*
  • Княжество-епископство Бриксен
  • Княжество-епископство Вормс
  • Княжество-епископство Вюрцбург
  • Княжество-епископство Констанц
  • Княжество-епископство Корвей
  • Княжество-епископство Кур*
  • Княжество-епископство Льеж*
  • Княжество-епископство Любек
  • Княжество-епископство Мюнстер
  • Княжество-епископство Оснабрюк
  • Княжество-епископство Падерборн
  • Княжество-епископство Пассау
  • Княжество-епископство Регенсбург
  • Княжество-епископство Страсбург
  • Княжество-епископство Трент
  • Княжество-епископство Фрайзинг
  • Княжество-епископство Фульда
  • Княжество-епископство Хильдесхайм
  • Княжество-епископство Шпейер

* Епископства, не обладавшие суверенными территориями в составе империи к 1800 г. (в том числе и в результате французской экспансии).

Прочие княжества-епископства империи

  • Княжество-архиепископство Аквилея (секуляризировано Венецией в 1445)
  • Княжество-архиепископство Бремен (секуляризировано Швецией в 1648)
  • Княжество-архиепископство Вьенн (аннексировано Францией в 1449)
  • Княжество-архиепископство Лион (аннексировано Францией в 1312)
  • Княжество-архиепископство Магдебург (секуляризировано Бранденбургом в 1680)
  • Княжество-архиепископство Тарантез (медиатизировано Савойей в 1358)
  • Княжество-епископство Бранденбург (секуляризировано Бранденбургом в 1569)
  • Княжество-епископство Валанс (аннексировано Францией в 1456)
  • Княжество-епископство Вармия (аннексировано Польшей в 1479)
  • Княжество-епископство Верден (аннексировано Францией в 1648)
  • Княжество-епископство Вивьер (аннексировано Францией в 1305)
  • Княжество-епископство Гурк (медиатизировано Австрией в XV веке)
  • Княжество-епископство Женева (секуляризировано коммуной Женевы в 1532)
  • Княжество-епископство Зеккау (медиатизировано Австрией в XV веке)
  • Княжество-епископство Камбре (секуляризировано Францией в 1678)
  • Княжество-епископство Каммин (секуляризировано Бранденбургом в 1650)
  • Княжество-епископство Кимзее (медиатизировано Баварией в XV веке)
  • Княжество-епископство Лавант (медиатизировано Австрией в XV веке)
  • Княжество-епископство Лебус (секуляризировано Бранденбургом в 1598)
  • Княжество-епископство Лозанна (секуляризировано Берном в 1536)
  • Княжество-епископство Мейсен (секуляризировано Саксонией в 1559)
  • Княжество-епископство Мерзебург (секуляризировано Саксонией в 1652)
  • Княжество-епископство Мец (аннексировано Францией в 1648)
  • Княжество-епископство Минден (секуляризировано Бранденбургом в 1652)
  • Княжество-епископство Наумбург (секуляризировано Саксонией в 1615)
  • Княжество-епископство Ратцебург (секуляризировано Мекленбургом в 1648)
  • Княжество-епископство Сьон (член Швейцарской конфедерации c 1529, секуляризировано Гельветической республикой в 1798)
  • Княжество-епископство Туль (аннексировано Францией в 1648)
  • Княжество-епископство Утрехт (секуляризировано Испанией в 1528)
  • Княжество-епископство Ферден (секуляризировано Швецией в 1648)
  • Княжество-епископство Хальберштадт (секуляризировано Бранденбургом в 1648)
  • Княжество-епископство Хафельберг (секуляризировано Бранденбургом в 1598)
  • Княжество-епископство Шверин (секуляризировано Мекленбургом в 1648)

Кроме того, прерогативами светских правителей обладали в раннее средневековье епископы северной и средней Италии: архиепископы Милана и Равенны, епископы Пизы, Флоренции, Сиены, Ареццо, Вольтерры, Брешии, Лоди и других городов. В XI—XIII веках, однако, итальянские епископы лишились светской власти, которая перешла к городским коммунам.

Князья-епископы иных государств

Англия

Статусом князя-епископа в Англии обладал епископ Дарема. Впервые прерогативы светского правителя земель в нижнем течении Тайна и к северу от него до шотландской границы были пожалованы даремскому епископу в 1075 году после казни эрла Вальтеофа и ликвидации его нортумбрийского графства.

В 1086 году территория к северу от Тайна перешла во владение Роберта де Мобрея и в дальнейшем стала графством Нортумберленд, а земли к югу от него остались под управлением епископа Даремского, образовав графство Дарем. Последнее графство, имеющее большое значение в организации обороны англо-шотландской границы, получило права палатината, предоставлявшие широкую автономию во внутренних делах и независимость от судебно-административной системы Английского королевства. В частности, князь-епископ Даремский имел полномочия на территории своего графства созывать собственный парламент и организовывать военные силы, назначать шерифов и судей, устанавливать собственные законы, учреждать и взимать в свою пользу налоги и пошлины, организовывать ярмарки и утверждать хартии, чеканить собственную монету, управлять королевскими лесами и пользоваться доходами от разработки недр. Эти права ставили епископа Даремского в исключительное положение в системе феодальной иерархии средневековой Англии.

В 1300 году князь-епископ Энтони Бек так описывал свой статус:

В Англии есть два короля: господин король Англии, носящий корону в знак своей верховной власти, и господин епископ Дарема, носящий вместо короны митру в знак своей верховной власти в Даремском диоцезе.

В 1536 году судебные полномочия Даремского епископа были существенно ограничены Генрихом VIII, проводящем политику укрепления центральной власти в Англии.

В 1646 году, в ходе английской революции XVII века автономия палатината была упразднена, однако после Реставрации Стюартов — восстановлена. Уния Англии и Шотландии 1703 года лишила Дарем какого-либо стратегического значения, превратив регальные права епископа в анахронизм. Окончательно княжество-епископство было ликвидировано в 1836 году, в 1882 году Дарем потерял и роль ведущего церковного центра Северной Англии после образования епископства Ньюкасл-апон-Тайн. Наконец, в 1971 году были упразднены отдельные палатинские суды, что окончательно уравняло графство Дарем с остальной территорией Англии.

Франция

Дворец руанских архиепископов — памятник Всемирного наследия

Децентрализация Французского королевства при последних Каролингах способствовала формированию церковных княжеств на основе земель и регальных прав, пожалованных епископам и архиепископам королями. Институты французской церкви были частью феодальной иерархии страны, епископы, аббаты и приоры могли являться вассалами или сюзеренами светских правителей по тому или иному земельному владению, и, соответственно, входить в отношения оммажа, приносить клятву верности и получать инвеституру на свои земли. Для Франции была характерна незначительность территории светских владений епископов, а также такой способ приобретения светской власти церковными иерархами, как наследование, покупка или получение в дар от бывших владельцев графств и сеньорий, без исключения этих земель из феодально-ленной пирамиды. Региональные епископы постепенно попали под контроль местных светских правителей (графов и герцогов), обладавших большими земельными и финансовыми ресурсами. Однако, начиная с XI века сложился прочный союз французской церкви и французских королей и стал развиваться процесс консолидации феодальных владений, в том числе церковных, под властью короля. В XII—XIV веках королям Франции удалось добиться признания непосредственного сюзеренитета над большей частью церковных территорий страны и распространить на земли епископов королевскую судебную и административную системы. Это привело к постепенной ликвидации самостоятельности церковных княжеств. Епископы, однако, продолжали носить светские титулы графов или герцогов в отношении территорий, ранее находящихся в их феодальном владении, причём шесть из них являлись высшими пэрами королевства и имели преимущество перед светской аристократией Франции.

Епископы-пэры Франции:

  • Архиепископ-герцог Реймса
  • Епископ-герцог Лангра
  • Епископ-герцог Лана
  • Епископ-граф Бове
  • Епископ-граф Шалона
  • Епископ-граф Нуайона

Прочие епископы-графы Франции:

  • Архиепископ-граф Лиона
  • Епископ-граф Альби
  • Епископ-граф Амьена
  • Епископ-граф Вивьера
  • Епископ-граф Кагора
  • Епископ-граф Клермона
  • Епископ-граф Ле-Пюи

  • Епископ-граф Лиможа
  • Епископ Магалоны — граф Могио
  • Епископ-граф Макона
  • Епископ Манда — граф Жеводана
  • Епископ-граф Санса
  • Епископ-граф Турне

Черногория

К князьям-епископам зачастую также относят митрополитов Цетинье — владык Черногории до 1852 года. Источники и характер светской власти черногорских митрополитов, однако, не носили феодального характера, как у князей-епископов Западной Европы. Цетинский монастырь и его глава с XVI века являлись моральным и политическим центром объединения разрозненных черногорских и брдских племён в совместной борьбе за освобождение от власти Османской империи. Суверенных прав в отношении черногорских земель митрополиты не имели, хотя и являлись крупнейшими землевладельцами этой области. До XIX века Цетинский митрополит фактически выполнял роль главы конфедерации черногорских племён и руководил её внешней политикой. Судебная и административная система сохраняли общинно-племенной характер, а светские прерогативы митрополита были ограничены существованием поста гувернадура, ответственного за организацию вооружённых сил и осуществление судебной власти в Черногории, причём если митрополиты во внешней политике обычно ориентировались на Россию, то гувернадуры — на Венецию.

Укрепление власти митрополитов в первой половине XIX века привёл к упразднению поста гувернадура, ослаблению влияния племенных старейшин в системе управления Черногории и концентрации всей полноты власти в стране в руках Черногорского митрополита. При Петре I и Петре II был создан централизованный аппарат управления, судебная и полицейская системы, подчинённые и финансируемые митрополитом. Сепаратистские выступления старейшин были подавлены, а Черногория превратилась в единое государство под властью митрополита. Это позволило Даниле I в 1852 году принять титул князя Черногории и, отказавшись от поста митрополита, преобразовать страну в светское государство.

Польша

Помимо княжеств-епископств Бреслау и Каммин, входящих в состав Священной Римской империи, на территории современной Польши существовало также епископство Вармия (Эрмланд), обладавшее особым статусом. Оно было образовано в 1243 году как лен Тевтонского ордена. В 1356 году «Золотая булла» Карла IV подтвердила светские прерогативы епископа как главы самоуправляющегося княжества в составе Тевтонского ордена с центром во Фромборке. Объём прав и привилегий князя-епископа Вармии был достаточно широк, хотя он оставался в подчинении великого магистра Тевтонского ордена. После битвы при Грюнвальде 1410 года епископ Варминский признал сюзеренитет короля Польши, а по Торуньскому миру 1466 года Вармия вместе с территорией Западной Пруссии вошла в состав Речи Посполитой на правах автономного княжества. Неурегулированность вопроса статуса Варминского епископства в составе Польши привела к войне 1467—1479 годов, в результате которой привилегии князя-епископа были подтверждены, однако над процедурой его избрания был установлен контроль польского короля. В дальнейшем князь-епископ Варминский входил в круг высшей польско-литовской аристократии с правом участия в сенате Речи Посполитой. Варминское княжество сохраняло автономию в судебной и административной системе, имело собственный представительный орган (Варминский сеймик) и вооружённые силы. После Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году территория Варминского княжества была присоединена к Пруссии, его автономия ликвидирована, а имущество князя-епископа секуляризировано.

C 1443 по 1790 годы епископ Кракова носил титул князя Севежского. Севеж с округой был выкуплен в 1443 году епископом Збигневом Олесницким у князя Тешинского, став таким образом светским владением Краковских епископов на протяжении последующих 350 лет. Епископы обладали определённым уровнем территориального суверенитета в рамках Польского королевства, правом осуществления судебно-административной власти на территории княжества и организации его вооружённых сил и финансовой системы. Автономия Севежского княжества была ликвидирована Четырёхлетним сеймом Речи Посполитой в 1790 году, его территория была включена в состав Польши.

Прибалтика

После завоевания территорий современных Эстонии и Латвии немецкими крестоносцами в начале XIII века и христианизации местного населения в Прибалтике в 1228 году была образована Ливонская конфедерация — государственное образование, состоящее из Ливонского ордена и четырёх княжеств-епископств: архиепископства Рижского, епископств Дорпат, Эзель—Вик и Курляндия. Главенствующую роль в конфедерации играл Ливонский орден, однако князья-епископы обладали территориальным суверенитетом и всей полнотой власти на территории соответствующих владений. Прибалтийские церковные княжества были ликвидированы в процессе Реформации первой половины XVI века и в ходе Ливонской войны 1558—1582 годов: архиепископство Рижское было секуляризировано в 1561 году. (Рига получила статус свободного имперского города), епископство Эзель—Вик — секуляризировано и продано Дании в 1560 году, епископство Дорпат — завоёвано Иваном Грозным в 1558 году и упразднено, епископство Курляндия — продано в 1560 году Дании и преобразовано в светское герцогство Курляндия. По Виленскому договору 1561 года территории бывших епископств вошли в состав Речи Посполитой и вассального герцогства Курляндия (Эзель остался под властью Дании).

Португалия

В Португалии в 1472 году был учреждён титул графа Арганиля, которым был пожалован епископ Коимбры. Начиная с этого времени и до 1967 года епископы Коимбры носили светский титул графа, однако суверенными правами в отношении соответствующей территории они не обладали.

Андорра

Территория современной Андорры была уступлена в XII веке графом уржельским епископу Уржельскому. В 1278 году между епископом и графом де Фуа был заключён договор, в соответствии с которым над Андоррой устанавливался двойной суверенитет епископа Уржельского и графа де Фуа. Этот договор положил начало формированию государственности Андоррского княжества. До настоящего времени юридически главами Андорры в качестве соправителей являются президент Франции (правопреемник королей Франции и графов де Фуа) и испанский епископ Урхельский, хотя фактически власть принадлежит местному парламенту. Светские прерогативы епископа Уржельского в отношении Андорры делают его единственным современным князем-епископом.

См. также

  • Имперское аббатство
Архиепископы

Майнц • Кёльн • Трир • Зальцбург

Епископы

Айхштетт • Аугсбург • Базель • Бамберг • Бреслау • Бриксен • Вормс • Вюрцбург • Констанц • Корвей • Кур • Льеж • Любек • Мюнстер • Оснабрюк • Падерборн • Пассау • Регенсбург • Страсбург • Трент • Фрайзинг • Фульда • Хильдесхайм • Шпейер

Пробсты

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *