Иерофей влахос православная психотерапия

Влахос Ирофей » ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: святоотеческий курс врачевания души

Влахос Ирофей

Жанр: Религия

Книга митрополита Иерофея – сконцентрированное руководство по лечению духовной немощи, основанное на святоотеческих писаниях, прежде всего – Добротолюбии. Читать ее, возможно, будет не так легко современному человеку: в ней нет «лишних» строчек, в ней сосредоточена на немногих страницах мудрость, приобретенная многими веками. И сам автор предупреждает, что книгу надо не просто прочитать, а изучить.

Читать книгу онлайн бесплатно

Скачать книгу бесплатно:

  • (295 КБ)
  • (357 КБ)
  • (240 КБ)
  • (259 КБ)
  • (239 КБ)

Какой формат выбрать?

Похожие книги

  • Курс лекций по историческому материализму — Аксельрод Л.
  • Душа Петербурга — Анциферов Н П
  • Душа в огне (стихи) — Аникин Александр
  • Моя душа — Анненский Иннокентий
  • Душа собаки — Травен Бруно
  • Полотно темных душ — Бергстром Элейн
  • Изгнанники у Колодца душ — Чалкер Джек
  • Полночь у Колодца Душ (Колодец Душ — 1) — Чалкер Джек
  • В поисках Колодца Душ (Колодец Душ — 3) — Чалкер Джек
  • Курс лекций по древней философии (фрагменты) — Чанышев Арсений
  • Тайны погибших кораблей (От ‘Императрицы Марии’ до ‘Курска’) — Черкашин Николай
  • Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души — Иоанн (Максимович) Архиепископ
  • История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии — библиотека Православие
  • Православная психотерапия — Авдеев Дмитрий

ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Евангелист Иоанн, приступая к описанию исцеления Господом расслабленного, изображает купальню Вифезды и настроение, царившее там в момент посещения Господа. При купальне было пять крытых ходов, и в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5:3). Церковь – это тоже некая купальня, некая духовная Вифезда. Все мы, члены Церкви, захваченные смертью и тлением со всеми их последствиями, находимся в этой купальне в надежде на свое духовное исцеление.

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя чудо, совершенное Господом в купальне, ставит вопрос: «Что это за способ врачевания? Какое здесь таинство нам указывается?» И отвечает, что купальня служит прообразом того, чему предстояло совершиться в будущем, и главным образом святого крещения. «Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми» (Свт. Иоанн Златоуст. Т.8. Ч.1. С.231). Поскольку святое крещение есть «вводное» таинство, через которое мы входим в Церковь, то, развивая данный образ, можно сказать, что Церковь – это действительно духовная Вифезда, духовная лечебница и больница. Все мы, христиане, вкушая человеколюбия и любви Божией, одновременно ощущаем собственное духовное ничтожество. Поскольку благодать Божия просвещает наш внутренний мир, мы можем видеть силу страстей в нашей душе и закон греха в наших членах. Потому мы и чувствуем себя больными. Это ощущение и служит началом исцеления, или, лучше сказать, началом созерцания Бога, поскольку покаяние и плач невозможны в плотском человеке. Только причастник благодати Божией может испытать эту духовную реальность.

В больницах существуют специальные отделения, называемые патологическими, ?????????? (слова автора относятся к греч. медиц. учреждениям. – Ред.). Такое отделение есть и в Церкви, этой духовной больнице и лечебнице. Я вовсе не собираюсь смешивать различные термины, но говорю так в непоколебимой уверенности, что учение о страстях является истинной психопатологией (авторское толкование термина «патология» основано на одном из значений слова ????? – «страсть». – ред.). Поэтому сейчас мы поговорим о них подробнее. Мы определим, что такое страсти, затем перейдем к их классификации и как можно подробнее рассмотрим лечение от страстей.

Такал последовательность необходима, ибо она определяется православным обычаем. По нашему убеждению, учение, чтобы его можно было назвать православным, должно отличаться несколькими качествами. Прежде всего в нем должно быть упомянуто о том, как человек отпал от божественной жизни, и о трагичности его состояния после падения. После этого необходимо сказать о возрождении человека в святом крещении и о том, что это возрождение получает продолжение в Церкви. Учение о возрождении не является православным, если под этим возрождением подразумевается однократное изъявление веры во Христа, поскольку в действительности возрождение продолжается в течение всей жизни и не существует предела совершенству. Можно привести в пример апостола Петра, чьи очи подверглись уже преображению и таким образом смогли узреть славу Господню, так что он удостоился созерцания нетварного света на горе Фавор. И, однако, через несколько дней апостол Петр отрекся от Христа. Конечно, воспоминание о моменте явления божества обратило его к покаянию и плачу, так что падение выглядело особенно страшным в сравнении со значимостью откровения. Но, как бы то ни было, следует отметить силу греховного закона, которая оказалась настолько значительной, что смогла привести человека к падению уже после того, как он получил удостоверение божества Христова. Некоторое оправдание заключается в том, что апостол Петр увидел славу Христову, еще не успев принять крещения, которое совершилось в день Пятидесятницы. Естество апостола еще не было укреплено действием Духа Святого.

То же самое можно видеть и на примере апостола Павла. Хотя он и испытывал теснейшее общение со Христом, так что мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), однако при этом выразил и всю боль человеческого естества в таких словах: «…но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:23-24).

В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть этот закон греха, иной закон. Я надеюсь, что эта глава, названная мною «психопатологией», или учением о страстях, станет одной из главных в книге. Здесь мы постараемся с возможной тщательностью описать все страсти, как их изображают Господь, святые апостолы и отцы, поскольку нам хотелось бы дать определение тому ужасающему явлению, которое поражает нас и о котором мы, к несчастью, в большинстве случаев не подозреваем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отзыв: Книга «Православная психотерапия» — Митрополит Иерофей (Влахос) — Научное изложение полного курса православной психотерапии.

Книга «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса) — это единственное в своем роде полное изложение «святоотеческого курса врачевания души». Святоотеческого — потому что основан он на трудах самых известных святых отцов, и прежде всего на «Добротолюбии».
Об этом сказано в предисловии.
Кроме того, автор предупреждает, что в этой книге рассматривается психотерапия с точки зрения православия, которая в свою очередь называется автором медицинской наукой. Эту книгу, как говорит автор, нужно «не просто прочитать, а изучить».

Это и неудивительно — у митрополита Иерофея (Влахоса) получился настоящий научный труд, подробный учебник, который хорош для изучения в высших учебных заведениях — как медицинских с предметом психотерапии, так и богословских. Именно такого уровня, как мне показалось, и есть содержание этой книги.
В предисловии и введении сказано немного общих слов о том, что представляет собой книга и для чего она написана.
Повторюсь — автор считает православие медицинской наукой (а так оно и есть, если рассматривать православное учение о борьбе со страстями) и предлагает совместить святоотеческое учение с наукой психотерапией, доказывая при этом, что они имеют много общего.
Более того, именно святоотеческий взгляд на душу человека выводит психологию и психотерапию на тот уровень, когда эти науки становятся способными к реальному исцелению человеческой души.

Мне попадалась эта книга в первые годы моего воцерковления, но я ее сочла слишком сложной для себя. И не зря, потому что спустя несколько лет она все еще сложна для прочтения, на мой взгляд.
Однако обнаружив ее на полке церковной лавки, я не смогла уйти без нее. Привлекло меня подробное содержание книги.
Книга, и правда, очень подробная, изложена именно по принципу научного учебника.
Вначале дается понятие о православии как медицинской науке. Мы узнаем, что такое христианство и богословие, и какое отношение они имеют к лечению души.
Затем автор переходит к «врачевателям», которыми, собственно, располагает Церковь — то есть к нашему духовенству. Этот раздел не так интересен будет мирянам, так как содержит в большей степени требования к священникам, и наибольшую пользу принесет именно им.
После этого автор переходит к самой православной психотерапии, а за ней следует раздел о психопатологии.
Здесь подробнейшее изложение учения о душе, духе, сердце, разуме, их свойствах и взаимосвязи. Поистине научный подход, снабженный ссылками на все святоотеческие творения, подтверждающие все тезисы.
Говоря о психопатологии, автор рассказывает уже о страстях. Понятно, почему: страсти — это и есть болезни, то есть по сути — патология человеческой души.
Именно на лечение этой патологии и направлена православная психотерапия. Другими словами — терапия заключается именно в лечении души от страстей, в избавлении от них.
Тем, для кого эта тема новая, советую для начала ознакомиться с шеститомником Паисия Святогорца «Слова», где простым и доступным для обычного человека языком изложено содержание духовной жизни, в том числе в 5 томе под названием «Страсти и добродетели» старец повествует именно о страстях.
Ну и далее речь в книге Иерофея (Влахоса) идет собственно о процессе лечения, ради чего и написана эта книга.

Итак, мои основные впечатления от прочтения этой книги это:
— ее сложность;
— полнота изложения предмета.
Тем не менее, несмотря на сложность, в каждом разделе можно выделить множество очень важных вещей, которые хотелось бы запомнить, записать и, как говорится, «зарубить себе на носу». Как видите, в моей книге подчеркнуты некоторые предложения, и это не единичные фразы — таким образом у меня «помечена» почти вся книжка.
Конечно, после первого прочтения мало что остается в голове. Ко многим главам хочется вернуться. Поэтому читать придется не раз и не два, чтобы что-то усвоить. Совершенно прав был автор, предлагая книгу не просто прочитать, а именно изучить!
Подозреваю, что книга заинтересует не только людей воцерковленных, но и интересующихся психологией. Для вторых, да и для первых, хочу сделать предупреждение.
Книга сложна для неподготовленного читателя. Поэтому прежде чем ее читать (если психотерапия вас действительно интересует), следует подготовиться.
1) Нужно иметь опыт прочтения святоотеческих книг о духовной жизни — Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, того же Паисия Святогорца и других, а также богословов, как Н. Е. Пестов, например, который неплохо разбирался в вопросах духовной жизни и излагал их более доступным языком.
2) Нужно читать и знать Священное Писание, основываясь на его святоотеческих толкованиях.
3) Нужно иметь опыт молитвы, и желательно участие в Таинствах.
4) Ко всему этому хорошо бы прибавить и духовника, который вашей духовной жизнью руководит.
Если все это у вас есть, то понимание книги будет правильным, хотя возможно и неполным, если опыт духовной жизни невелик.
Если же нет, но вас интересует психотерапия с медицинской точки зрения — возможно, выборочное ознакомительное чтение откроет для вас что-то новое. Безусловно, православный взгляд на психотерапию отличается от многих распространенных методов в психологии, и это для психотерапевта может быть способом узнать кардинально новый взгляд. А возможно, сделать для себя и ряд каких-то открытий, которые помогут в работе.
Рекомендую эту книгу всем, кто не боится сложностей. Приятного чтения и новых открытий! Текст книги для чтения есть и в сети.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *