Иеромонах феодор мухин

В воскресенье 3 февраля Русская Православная Церковь совершает память преподобного Максима Грека. Преподобный получил в юности обширное образование и стал монахом на горе Афон. В это время русский царь Василий III задумал перевести с греческого языка книги, который достались ему от матери, византийской принцессы Софьи Палеолог. В ответ на просьбу царя о помощи с переводом братия афонского монастыря послала на Русь ученого монаха Максима Грека. В далекой и чужой стране преподобного Максима ожидало множество испытаний. Он не побоялся обличить самого царя в отступлении от Христовых заповедей, за что долгие годы провел в заточении и отлучении от церковного общения. Но не зря невинный страдалец явил миру пример мужества и верности Господу. Власть сменилась, и преподобного Максима оправдали. Остаток жизни святой провел в Троице-Сергиевой лавре, где и поныне в Трапезном храме пребывают его мощи. 2 февраля, накануне воскресного дня, ректор архиепископ Верейский Амвросий, преподаватели и студенты Московской духовной академии собрались на совместную молитву в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Храм был непривычно заставлен микрофонами и видеокамерами. Телеканал «Союз» вёл прямую трансляцию службы. А молящиеся по-разному проповедовали телезрителям свою веру: благоговейным служением, внятным чтением, стройным пением, тихой сосредоточенностью. Архиепископ Амвросий обратился к молящимся со словом: «За сегодняшним воскресным бдением, дорогие братья и сестры, мы слышали слова из Евангелия от Марка, слова, последние перед Вознесением, перед тем, как воскресший Господь видимым образом покинул видимый мир, но невидимо остается до скончания века. И сегодняшние слова, которые мы все слышали, есть не что иное, как поручение о своей Церкви, как благословение и завещание каждому из тех, кто считает себя учеником Христовым. «Идите, проповедуйте Евангелие всей твари, иже имет веру и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет”. Идите в этот мир и будьте проповедниками, провозвестниками евангельской истины. Через наши слова, через наши уста Господь вещает в этом мире. Нашими ногами Он ходит по этой земле к одному человеку и к другому, и говорит им о Себе. Нашими руками Он совершает дивные дела добра, правды и милосердия. Он хочет, чтобы мы всецело были Его. Чтобы жизнью своею, словом своим были глашатаями той благой вести, которую некогда сами услышали. Пусть не своим физическим слухом, но своим сердцем, своей мыслью. Пусть услышали и восприняли совершенно непередаваемым для человеческого слуха и языка образом, однако же, мы призваны идти и говорить об этом. Говорить тем, кто еще не обрел в своей жизни «бесценный бисер” — Христа. Последователей будут сопровождать знамения. «Именем Моим, – говорит Христос, — будут изгоняться бесы, возьмете змею или выпьете что-то смертоносное – это не повредит вам”. Это не значит, что мы должны стремиться брать змей или выпивать яд для того, чтобы проверить на себе: истинные ли мы ученики Христовы или нет. Совсем не так. Это есть некие образы того, как окружающий мир пытается уязвить христианина, отравив его жизнь, наполнить ее невыносимыми страданиями, гонениями. Сегодня, взирая на то, что происходит с нашими братьями и сёстрами на страждущей земле украинской в Украинской Православной Церкви – это особенно ясно видно. Видно, как власть имущие и ушедшие из Церкви священнослужители, теперь уже бывшие, пытаются уязвить, отравить жизнь верных чад Церкви Христовой. Но те продолжают уверенно, спокойно, удивительно добродушно, без озлобления, без даже тени волнения и переживания следовать за Христом. Удивительный образ такого мира и спокойствия, любви, несмотря на страшные бушующие вокруг бури, являет предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. И верные ему собратья архипастыри, священнослужители, монахи и миряне, которые не размениваются ни на что, которые знают, что со Христом они смогут преодолеть любые испытания и гонения. Именно об этом говорит каждому христианину Господь: «И змею возьмешь и смертный яд выпьешь – не повредит это тебе”. Не повредят тебе никакие козни врага рода человеческого, которые устраивает он верным Христовым детям через людей озлобленных и потерявших в своей жизни Христа.»На недужных руки возложат и здравии будут”. Господь нам дает еще одно поручение – заботиться не только о душе наших братьев и сестер, но заботиться и об их физическом здоровье, об их физическом состоянии. И не просто молитвой и чудесами, на что не всякий способен из-за нечистоты своей жизни, и в большей степени из-за гордыни. Но мы призваны хотя бы деятельным участием в жизни других людей приносить в их жизнь здравие, в том числе и физическое, помогать в их лечении, советовать начать здоровый образ жизни, быть примером во всем.Вот это поучение и благословение, дорогие братья и сестры, Господь дал каждому из нас и вместе с тем всей нашей Церкви, когда возносился на небо. Поздравляю всех вас с воскресным днем, с днем памяти преподобного Максима Грека, мощи которого находятся в трапезном Сергиевском храме нашей святой обители, Троице-Сергиевой Лавры. Желаю всем нам, чтобы и мы, шедшие в этот мир после каждого богослужения, находили слова, получали дар от Бога говорить таким языком окружающим нас людям, чтобы и они становились верующими, чтобы и они были причислены к нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви. Дабы и мы: священнослужители и миряне – все на самом деле носители апостольского призвания, «Господу поспешествующу и слово утверждающе последствующими знамениями”, которых немало на жизненном пути каждого из нас, дальше шли по дороге своей жизни вместе с Христовой Церковью и выполняли то благословение и поручение, которое каждому из нас дал воскресший и возносящийся на небо Христос». В Покровском храме всенощное бдение возглавил архимандрит Венедикт (Князев). На богослужении в алтаре молился епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. В сам день праздника епископ Питирим совершил в том же храме Божественную литургию. На сугубой ектении духовенство и прихожане молились о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и его пастве, о мире на Украине и единстве Православной Церкви. Во время причащения духовенства студент 1 курса магистратуры чтец Василий Жемчужников обратился к собравшимся в храме с проповедью. Он прокомментировал прочитанный за богослужением евангельский эпизод об исцелении Христом слепого и отметил, что избавление от духовной слепоты в жизни христианина приносит лишь искреннее обращение к Богу. После отпуста Литургии владыка Питирим рассказал о жизни преподобного Максима и призвал проявлять уважение и терпение к представителям другой культуры и менталитета. «Преподобный Максим пришел к нам на Русь в XVI в. Он провел очень интересную и насыщенную жизнь. Когда он духовно и умственно развился, его отправили по послушанию на варварскую Русь, сюда, к нам. И его здесь приняли сначала с любовью, первое время он очень благодушествовал. Он занимался научными трудами – то, собственно, зачем его сюда и прислали. Но потом он испытывает очень сильные искушения. Он не сходится по вопросам богословским с митрополитом. А тот, в свою очередь, докладывает царю, и начинается гонение на Максима Грека. Его заточают в темницу. Он терпит очень сильные скорби. Самой страшной скорбью явилось для него отлучение от Причастия. И что в жизни преподобного Максима Грека для нас очень важно понять, для нас, русских – русские, которые жили в XVI в. и мы, нынешние русские, которые живем в веке XXI. Самое трудное, что надлежало пережить Максиму Греку – это разница менталитетов. Все гонения, которым он подвергался, все недопонимания, с которыми он сталкивался – это было ничто. Те физические лишения, которые он претерпевал – это тоже было ничто. Все это он перетерпел, но до конца жизни он хотел уехать из России. Он просился, вплоть до смерти, чтобы его отпустили на гору Афон. Потому что менталитет формируется в юные годы человека, когда он развивается. И его изменить невозможно. Он всегда чувствовал себя здесь чужаком. И даже тогда, когда его с любовью принимали. И особенно, конечно, во время гонений, и в конце жизни, когда он пользовался почетом и славой, когда он жил в покое, все равно чувствовал себя чужаком. Он — другого менталитета. Даже несмотря на то, что здесь православные братья, здесь та же вера, но национальность другая.Мы русские всегда склонны к вот таким вот крайностям: сначала мы принимаем с любовью, но нас всегда легко повергнуть в другую крайность и вызвать ненависть в нас. И сейчас мы тоже с вами видим, опять с той же Грецией. Как мы любили Афон, как мы любили греков. И как легко сейчас нас переориентировать на 180 градусов, чтобы мы их возненавидели.Я вот в Таджикистане чувствую себя тоже таким вот Максимом Греком, тоже совершенно другой менталитет, и совершенно невозможно к этому привыкнуть. Сколько бы трудностей я не переживал там, и все это — ничто по сравнению с тем, что я там чужак. Я понимаю, что это изменить нельзя. Это невозможно пережить. Я не могу измениться, я не могу изменить целый народ. Они будут со своим менталитетом, а я буду с тем менталитетом, который сформировался здесь, в Троице-Сергиевой лавре. Я понимаю, что это самое трудное, потому что это невозможно изменить. С этим можно только смириться так, как с этим смирился преподобный Максим Грек. Однако человек всегда будет тосковать по той Родине, где он формировался, где прошли годы его юности, детства, может быть и зрелости тоже. Потому что это не отнимешь. Нам же необходимо обратить свое внимание на что? Как мы воспринимаем людей другой национальности, людей другого менталитета. Я буду говорить о том, что знаю. Как мы воспринимаем выходцев из Средней Азии? Мы их презираем и унижаем, потому что они находятся в таком тяжелом материальном положении. Однако Господь может все перевернуть. Мы можем оказаться на их месте. Сколько раз было так в истории. Я могу свидетельствовать, что их культура гораздо древнее, чем наша. Их менталитет — да, другой. И они чувствуют себя здесь очень плохо, потому что это люди другого менталитета, другой культуры. Они совершенно по-другому сформированы. Еще когда мы подвергаем их насмешкам, унижениям, обструкции им становиться еще хуже, но что удивительно – они это терпят, они не отвечают нам злом. Они бы могли очень сильно отомстить, когда они возвращаются в Таджикистан. Их сейчас массово депортируют отсюда. Они могли бы там отомстить той горстке русских, которая там осталась, но они этого не делают. Они нам не мстят. Они с большим уважением относятся к нам и к нашей культуре, а мы их культуру даже не знаем. Если спросить нас, каких великих писателей и деятелей персидской культуры мы знаем – кто из нас назовет? Может быть Омара Хаяма или Авиценну назовут. И все. А ведь там целый сонм и писателей, и ученых, которые жили в этих странах тогда, когда наши предки были совершеннейшими варварами. Поэтому, дорогие отцы, братия и сестры, будем с большим уважением и любовью относиться к представителям другой культуры, к носителям совершенно другого менталитета. Будем терпеть, если мы их не понимаем. И постараемся их любить» . В семинарском храме также состоялась Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Михаил (Борей). Богослужение транслировалось на телеканале «Союз». Чтец Николай Бутрин, студент 4 курса, в проповеди обратил внимание молящихся на простой вопрос Христа, заданный иерихонскому слепому: «Чего ты хочешь от Меня?» Ответить на него не так просто, как кажется. Ведь часто наши желания продиктованы нашими страстями. Так что же мы должны просить у Бога? Николай привёл в пример молитву святителя Филарета Дроздова: «Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно». Справка: На всенощном бдении в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: архимандрит Михаил (Борей), иеромонахи Марк (Святогоров), Вячеслав (Сорокин), Онуфрий (Сонькин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов); диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских.На всенощном бдении в Покровском храме архимандриту Венедикту (Князеву) сослужили: архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), игумен Мелетий (Соколов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов; иеродиаконы Борис (Зелюченко), Дамиан (Воронов), Павел (Полевой).На Литургии в Покровском храме епископу Душанбинскому и Таджикистанскому Питириму сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), игумен Мелетий (Соколов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, протоиерей Андрей Суслов, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин); иеродиаконы Борис (Зелюченко), Дамиан (Воронов), Павел (Полевой), диакон Ексакустодиан Герасимович.На Литургии в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника архимандриту Михаилу (Борею) сослужили: иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Онуфрий (Сонькин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов); диаконы Иоанн Зорин, Сергий Шумских.На богослужениях в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника пели второй и третий смешанные хоры под управлением Веры Сергеевны Павловой и Софии Павловны Боровинской.На богослужениях в Покровском храме пели первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Пресс-служба МДА

Легко ли жить рядом со святым человеком и находиться среди его духовных чад? На этот вопрос даже верующие люди ответят по-разному: кто-то скажет о том, что это спасительно для человеческой души, таким образом, человек находясь в послушании и полагаясь на советы праведника, совершенствуется духовно, приобретая многие духовные богатства, и это будет правильным ответом. Найдутся и те, кто скажет о том, что это нелегко, человеческая природа греховна и полностью жить по Святому Евангелию даже в мелочах крайне сложно, тем более, когда за тобой следит святой человек, знает все твои греховные поступки и мысли, и этот ответ тоже в какой-то мере можно понять. Даже православные священники шутят о том, что жить в одном доме со святым человеком является большим подвигом и мукой, и это о чем-то говорит. Действительно, те люди, которые находились рядом со старцем Наумом, героем этой книги, вспоминали о том, что с одной стороны они испытывали радость при общении с ним, и было бы странным, если этого не происходило, учитывая, какой личностью был лаврский батюшка, а с другой стороны и ощущали временами некоторую неловкость, а порой и осуждение старца, так как он порой был с ними строг и требовал неукоснительного соблюдения всех его советов и наставлений. Связь старца и его духовных чад – это отдельное, таинственное явление, которое трудно понять невоцерковленным людям или тем, кто никогда не находился в послушании, но чтобы разобраться в таком явлении, можно прочитать эту книгу.
Данное издание есть с чем сравнить, практически одновременно с ним вышла в печать книга «Дарим тебе дыхание», посвященное так же воспоминаниям о старце Науме, которое также заслуживает внимания, но если в ней личность лаврского батюшки освящена поверхностно, то эта книга уже в большей мере характеризует старца Наума и его отличительные черты. Если в книге «Дарим тебе дыхание», автор больше времени посвятил рассказам о своем духовном росте, выделив небольшое количество глав, посвященных старцу, то эта книга уже полностью противоположна, игуменья Анатолия практически на протяжении всей книги описывает свои личные встречи с отцом Наумом, ее переживания по этому поводу, ее собственные размышления о личности старца и его чертах характера, которые способствовали тому, что он стал великим духовником своего времени. Есть в этой книге и небольшие биографические данные из жизни старца, и хоть их не так уж много, но с отдельными главами его жизни, можно познакомиться, чтобы узнать, как возрастал батюшка и каким образом в его душе зародились религиозные чувства, одним словом, автор рассказал немного о жизни подвижника до того момента, когда она лично познакомилась с ним. Но, безусловно, главная тема этой книги, как я написал выше, является связь старца с его духовными чадами на примере одного человека, автора этой книги: игуменья Анатолия описывает самые примечательные, запоминающиеся и назидательные моменты ее взаимоотношений со старцем, которые дают понять, что послушание является главным инструментом духовного роста человека, если уж он становится послушником праведных людей. Здесь вы сможете узнать о каких-то порой курьезных случаев из ее жизни, каких-то вполне трагичных моментов, познакомитесь о чудесах, которые происходили по молитвам старца Наума, причем автор описывает не только о своей жизни, но и о других людях, которые непосредственно находились рядом с батюшкой и о которых она прекрасно знала и была свидетелем этих чудес.
Мне книга понравилась и, конечно, я порекомендовал бы ее для прочтения, наверное, в скором будущем выйдут в печать еще более интересные и более содержательные книги о старце Науме, но на данный момент это самая удачная книга, посвященная великому старцу современности. Оценка книги 9/10.

Иоанн, епископ Уржумский и Омутнинский (Руденко Владимир Николаевич)

Дата рождения: 8 ноября 1966 г.

Дата хиротонии: 24 апреля 2016 г. Дата пострига: 17 апреля 1998 г. День ангела: 11 сентября

Страна: Россия Биография:

Родился 8 ноября 1966 г. в Новосибирске в семье служащих.

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

Крещен 20 января 1996 г. в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в г. Новосибирске.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии, в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии, в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. — директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. — в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) избран епископом Воркутинским и Усинским.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 23 апреля 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 24 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 117) назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным московским викариатством. Также Патриаршим указом от 9 января назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

3 апреля 2018 г. назначен сопредседателем Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 47) назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) освобожден от должности наместника Новоспасского монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. (журнал № 26) назначен Преосвященным Уржумским и Омутнинским.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 7 апреля 2019 г. освобожден от управления викариатством Новых территорий г. Москвы и благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы.

Образование:

1988 г. — Новосибирский электротехнический институт.

2001 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2005 г. — Московская духовная академия (заочно).

Епархия: Уржумская епархия (Правящий архиерей)

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • К оглавлению: книга Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии.
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Истории обители в датах. Фрагменты записей монастырской летописи.

    Конец XII — начало XIII столетия — возникновение обители.

    Конец декабря 1237 г. — «Чудо апостола Иоанна Богослова о Батые». Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил обитель от монголо-татарских завоевателей.

    В XVI — первой половине XVII в. монастырь терпит неоднократные разорения от крымских татар, но всякий раз возрождается вновь. В это время предпринимается попытка перенести монастырь в село Высокое Михайловского уезда, к Засечной черте, под защиту русских пограничных дружин. Однако апостол Иоанн Богослов этого не пожелал. Его чудотворная икона, которую братия взяли с собой, сокрылась из местного храма и была вновь обретена в изначальной Богословской обители. Это вразумление свыше побудило братию вернуться на старое место.

    Вторая половина XVII в. После окончания Смутного времени и воцарения Романовых в стране наступил период стабилизации и возрождения. В обители строятся каменная ограда и Святые врата — первые каменные здания монастыря. По проекту известного русского зодчего Юрия Яршова возводится каменный Иоанно-Богословский собор.

    В 1692 г. грамотой Патриарха Адриана архимандриту Антонию и последующим настоятелям обители всякое священнослужение благословляется совершать в серебряно-кованой митре.

    В 1716 г. архимандрит Аарон обращается к императору Петру I с прошением о приведении обветшавших монастырских строений в должный порядок. Высочайшее разрешение было дано, и замысел архимандрита Аарона к 1719 г. осуществился. Обитель процветает как в духовном, так и в материальном плане.

    С 1764 г., после указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок.

    В холерный 1848 г. по благословению игумена Иннокентия чудотворный образ святого апостола Иоанна Богослова носили по окрестным селам: Окаемову, Сельцам, Белоомуту, Ловцам, Любичам и Дединову. По милости Божией и заступничеством апостола холера в этих местах по принесении образа ослабевала, а в Любичах вообще прекратилась.

    Вторая половина XIX столетия — расцвет духовной и хозяйственной жизни обители. Московский купец первой гильдии Д.И. Хлудов становится главным благотворителем монастыря.

    5 октября 1862 г. — освящение реконструированного Иоанно-Богословского собора.

    22 марта 1865 г. указом Святейшего Синода настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря назначается иеромонах (затем игумен, а с 1870 г. — архимандрит) Виталий (Виноградов), а сам монастырь преобразуется в общежительный.

    В 1867 г. построен двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и церковно-приходская школа для крестьянских детей.

    В 1868 г. московскими художниками расписывается Иоанно-Богословский собор.

    В 1868—1870 гг. возводится новый Успенский собор.

    В 1873 г. Успенский собор расписывается московскими мастерами.

    В 1873 г. при обители устроена богадельня на 150 человек, получившая название «Хлудовская».

    В 1874 г. на Святом источнике была возведена пятиглавая каменная часовня.

    В 1868—1878 гг. строится новый братский корпус.

    В 1892 г. у монастыря открывается подворье в г. Рязани.

    В 1901 г. по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского возводится Большая колокольня.

    К началу XX в. обитель находится в полном духовном и хозяйственном благоустройстве. Количество братии составляет более ста человек.

    7 октября 1918 г. комиссией Рязанского уездного подотдела по ликвидации церковных имуществ была проведена ревизия Богословского монастыря. Началось разорение обители.

    В 1931 г. монастырь закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчезла одна из главных ее святынь — древний чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С того времени местонахождение иконы неизвестно.

    Осенью 1988 г. монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Настоятелем назначен правящий архиерей — архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков).

    18 января 1989 г. освящен храм «под колоколы» в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. 19 мая 2001 г. он был дополнительно посвящен прославленному в 2000 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви государю-страстотерпцу Николаю II.

    16 мая 1989 г. наместником монастыря назначен архимандрит Авель (Македонов).

    20 мая 1989 г. освящен соборный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эта дата принята за точку отсчета новой истории возрожденного монастыря.

    22 июня 1991 г. обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первосвятитель отслужил молебен, преподал свое архипастырское благословение братии монастыря и прихожанам, а также осмотрел и благословил возрождающуюся обитель.

    11—16 мая 1992 г. за алтарем Богословского собора были обретены честные останки настоятелей монастыря архимандритов Виталия и Тихона.

    27 июля 1992 г. вечером в канун праздника святого благоверного князя Владимира в с. Ходынино, около места, где ранее стояла Преображенско-Никольская церковь, обретены честные останки архимандрита Зосимы, бывшего последним настоятелем обители до ее закрытия в 1931 г. 29 июля их торжественно перенесли в монастырь.

    1 августа 1993 г. под алтарем Иоанно-Богословского собора устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского, и всех новомучеников и исповедников российских.

    В сентябре 1996 г. распахнула двери учебных классов Рязанская православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского. Учредители гимназии — Рязанское епархиальное управление и Свято-Иоанно-Богословский монастырь.

    4 декабря 1996 г. Рязанской епархии возвращен Николо-Ямской храм в г. Рязани, ставший подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

    9 декабря 1999 г. освящен домовый однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары в доме наместника монастыря.

    15 февраля 2000 г. — официальная дата создания детско-юношеской военно-патриотической организации «Православные витязи», действующей под патронажем монастыря.

    21 июня 2002 г. в братском корпусе устроен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Георгия Победоносца.

    В феврале 2004 г. на базе библиотеки рязанского подворья Свято-Иоанно-Богословского монастыря при Николо-Ямском храме создана Епархиальная публичная библиотека.

    В 2004 г. архимандрит Авель ушел на заслуженный покой. Решением Священного Синода управление обителью было возложено на епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии.

    В 2005 г. в Свято-Иоанно-Богословском монастыре торжественно отметили 60-летие служения архимандрита Авеля в священном сане.

    21 мая 2006 г. в день престольного праздника Иоанно-Богословской обители архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в сослужении епископа Шацкого Иосифа совершил освящение новых монастырских колоколов. После богослужения колокола весом от 6 кг до 8400 кг (525 пудов) были подняты на Большую колокольню.

    23 мая 2006 г. Городская дума г. Рязани присвоила архимандриту Авелю звание почетного гражданина города. Торжественный акт награждения состоялся в воскресенье 28 мая 2006 г., в День города.

    27 мая 2006 г. обитель и ее окрестности огласились звоном новых колоколов, созвавших богомольцев на всенощное бдение.

    19 июля 2006 г. решением Священного Синода настоятель обители епископ Шацкий Иосиф назначен на Иваново-Вознесенскую и Кинешемскую кафедру. Наместником обители становится иеромонах (впоследствии игумен) Мефодий (Илюточкин).

    3 августа 2006 г. в новом гостиничном корпусе освящен храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.

    6 декабря 2006 г. отошел ко Господу архимандрит Авель.

    9 декабря 2006 г. в присутствии нескольких тысяч прихожан, паломников, духовных чад, монашествующих и священнослужителей, прибывших со всех концов России, состоялось отпевание архимандрита Авеля. Службу в Успенском соборе монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ему сослужили архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, епископ Люберецкий Вениамин.

    23 января 2007 г. в Рязани, в здании Ильинского храма, состоялась презентация фильма «Дорога на Богослов» режиссера Елены Александриной (Телекомпания «Эхо») о восстановлении Свято-Иоанно-Богословского монастыря. Была открыта фотовыставка «Восстановленные святыни: новая история Иоанно-Богословского монастыря».

    В декабре 2007 г. при подведении итогов конкурса «Книга года» в Российской государственной библиотеке издание «Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии» признана лучшей книгой года в номинации «Иллюстрированная история».

    26 декабря 2007 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Свято-Иоанно-Богословского монастыря назначен иеромонах (с 2008 г. — игумен) Дионисий (Порубай).

    В 2009 г. обитель отметила 20-летие возобновления иноческой жизни.

    9 июля 2009 г. совершено освящение Успенского собора.

    Далее: Духовные сокровища обители Иоанна Богослова. В начало

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *