Иеромонах филарет сретенский монастырь

28 декабря 2019 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1929), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный монастырь в Москве.

В храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, где покоятся мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского, — особо почитаемого в Сретенском монастыре святого, бывшего его настоятелем в двадцатые годы прошлого века, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в 1995-2018 годах; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии; епископ Звенигородский Питирим, ректор Московской духовной академии; епископ Павло-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Киприан (Партс), духовник Сретенского монастыря; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского церковного округа, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы; архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии; архимандрит Дионисий (Колесник), настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря г. Москвы; иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального монастыря; насельники Сретенского монастыря в священном сане и духовенство г. Москвы.

Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина), преподаватели и студенты Сретенской духовной семинарии.

Богослужебные песнопения исполнили хор Сретенского монастыря под управлением Н.С. Жилы, хор Сретенской духовной семинарии под управлением М.В. Качанкина, сводный молодежный хор Просветительского центра Сретенского монастыря под управлением Аллы Загурской и Марии Евсеевой.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Ноздрина, учащегося Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Кирилл (Попов), насельник Сретенского монастыря.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона.

Приветствуя Святейшего Владыку, архиепископ Верейский Амвросий отметил, что сегодня Церковь вспоминает 90-летие преставления священномученика Илариона. В дар Его Святейшеству наместник Сретенской обители преподнес облачение, созданное по образцу облачения митрополита Платона (Левшина) середины XVIII века, находившегося в ризнице Чудова монастыря, а ныне пребывающего в музее ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вспоминаем сегодня память святителя Илариона, архиепископа Верейского, — человека, который своей жизнью, своей проповедью, своими мыслями во многом определил позицию нашей Церкви в тяжелейшие послереволюционные годы. Как известно, святитель Иларион был профессором Московской духовной академии, в каком-то смысле лицом этой школы, потому что он не только читал блистательные лекции (можно себе представить, какой духовный восторг, помимо интеллектуального насыщения, обретали все, кто общался со святителем Иларионом!), но и был глубоко погружен в духовную жизнь. Это погружение полностью захватило все его существо — и разум, и сердце, — и вся жизнь святителя была посвящена Господу даже до смерти.

Святитель Иларион был помощником Святейшего Патриарха Тихона, одним из инициаторов воссоздания патриаршества в нашей Церкви. Как человек очень авторитетный, он передал свои мысли многим архипастырям и пастырям, так что в начале XX века появилось мощное соборное движение, которое в самую грозную годину нашей истории, в год революции и начала гражданского противостояния, привело к избранию святителя Тихона на Московский Патриарший престол.

На всех постах, которые занимал святитель Иларион, в любом положении, в котором он оказывался, он беззаветно служил Церкви Божией. Еще будучи профессором Московской академии, он обратил внимание на тему Церкви, и интерес к Церкви как союзу людей, осуществляемому силой благодати Святого Духа, был в центре богословских и духовных размышлений святителя. Его выводы были очень важными и поучительными, и главный их смысл заключался в том, что никакой человеческий союз не может быть прочным без силы божественной благодати. Мы знаем, как рассыпаются самые тесные союзы — союз мужа и жены, союз детей и родителей; как рассыпаются политические союзы, которые поддерживаются и силой государств, и волей народа. Проходит время, и ничего от этих союзов не остается, даже если их формировали самые мощные политические силы. А вот союз любви между людьми незнакомыми или малознакомыми, даже не сознающими, что они любят друг друга, силой благодати Божией осуществляется в Церкви, как показал святитель Иларион.

Примером этого союза являемся сейчас и мы с вами. Многие из нас друг друга не знают, но ведь мы стоим плечом к плечу, мы вместе причащаемся из одной Чаши, мы составляем единое Тело Христово, потому что нас связывает сила благодати Святого Духа. Святитель Иларион, отталкиваясь от опыта святых отцов и от своего собственного опыта, от опыта нашей Церкви, сумел в тяжелейшее время для Отечества нашего и для русского Православия сказать правильные слова, которые запали в сердца и ум очень многих. Одним этим он бы мог войти в историю русской богословской мысли, но он вошел в историю не только как богослов, но и как исповедник.

Об этом подвиге сегодня особенно хотелось бы сказать. Святитель Иларион запечатлел свою верность Святейшему Патриарху Тихону, которому всеми силами помогал взойти на Патриарший престол, которого обогащал своими глубокими мыслями, которого поддерживал в годы его Первосвятительства, и тем самым, конечно, навлек на себя пристальное внимание безбожной власти.

В то время возник так называемый обновленческий раскол — государственный проект, направленный на разделение Русской Церкви и на поддержку той ее части, которая вместе с лояльностью государству пошла по пути полного подчинения безбожной власти. Власть была непримирима к тем, кто не принимал ее замыслы, кто ей сопротивлялся. Мы знаем, что было очень много мучеников и исповедников, смело бросивших вызов власти, не принявших обновленческий раскол. Те, кто контролировал или пытался от имени государства контролировать церковную жизнь, понимали, что нужно непременно склонить на свою сторону святителя Илариона. С ним проводились «беседы», ему многое предлагалось, но святитель Иларион отказался от всех этих посулов безбедной жизни, человеческой славы. Он понимал, что этот отказ ему не будет прощен. Так оно и произошло.

Святитель еще в совсем молодом возрасте был изъят из активной церковной жизни и брошен в заточение в Соловецкий лагерь особого назначения. Общаясь с архиереями, с духовенством, он делал все для того, чтобы поддержать законную церковную власть в лице заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.

Владыка Амвросий уже сказал, что моя семья в лице моего деда-исповедника пересеклась с владыкой Иларионом именно там, на Соловках. Дед был сослан на Соловки, потом его еще много раз заключали в темницы, отсылали в ссылки, потому что он безбоязненно боролся с обновленчеством, сохраняя тесную связь с Патриархом Тихоном, а впоследствии — с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. За эту ревность он и попал на Соловки в 1929 году. Уже в послевоенные годы, когда я имел возможность общаться с дедом, он мне рассказывал о жизни на Соловках и вспоминал имя архиепископа Илариона. Конечно, в то время я и понятия не имел, что это был за человек, но уважение, с которым дед говорил о святителе, я запомнил. Таким было личное свидетельство о святителе Иларионе, одном из наших церковных лидеров, который делал все для того, чтобы поддержать Святейшего Патриарха Тихона, и не пошел ни на какие уступки власти, чтобы не оказаться на стороне обновленческого раскола. Пройдя тюрьмы и лагеря, став исповедником, архиепископ Иларион умер от тифа в одной из больниц тогдашнего Ленинграда. Я вспоминаю, как еще совсем молодым человеком посещал его могилу на Новодевичьем кладбище в Петербурге и преклонял колена перед памятью святителя Илариона, которая была жива в среде нашего духовенства. Имя святителя было тесно связано в сознании нашего благочестивого народа с борьбой Церкви против обновленческого раскола, с борьбой Церкви за построение правильных отношений с государством.

Святитель Иларион — это яркая звезда на церковном небосклоне, и замечательно, что состоялась его канонизация, что его святые останки — здесь, вместе с нами, и мы имеем возможность молиться, испрашивая его помощь в преодолении тех трудных жизненных обстоятельств, через которые мы все сегодня проходим как Церковь — епископат, духовенство, народ. Эти испытания связаны с нашей борьбой за чистоту Православия, за сохранение единства Церкви, за построение правильной системы отношений Церкви и государства, а поелику мы выступаем против той модели, которая сегодня навязывается Церкви на Украине, то поневоле Церковь наша и на Украине, и везде становится исповедницей, свидетельствующей о том, что всякое нарушение сбалансированных, правильных, основанных на церковных канонах отношений Церкви и государства имеет очень опасные последствия.

Будем молиться святителю Илариону, чтобы он был с нами в этих непростых обстоятельствах. Чтобы своим предстательством пред Господом он помогал нам сохранять верность церковному Преданию, чистоту веры, благочестия и правильного с канонической точки зрения церковного строя. Верим, что его молитвами Господь поддержит Церковь нашу, но также и сию святую обитель, и сию богословскую школу, замечательную духовную семинарию, ее учащих и учащихся».

Затем, обращаясь к митрополиту Псковскому Тихону со словами сердечной благодарности за труды, Предстоятель Русской Церкви в частности, отметил: «Радуюсь, что мы сегодня вместе с имеем возможность свершить здесь, в том месте, с которым была связана значительная часть жизни владыки Тихона, в Сретенском монастыре, совместную молитву. Благодарю Вас, владыка, за все то, что Вы сделали. Мы видим и этот величественный храм, и замечательную школу, и народ Божий, который объединялся вокруг Вас и который и сейчас посещает Сретенский монастырь. Это то доброе дело, которое зачтется Вам в вечной жизни и которое вызывает уважение и признательность нашу ныне. Пусть Господь помогает Вам на новом месте Вашего служения».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал архиепископа Верейского Амвросия: «Владыке же Амвросию желаю также помощи Божией по молитвам святителя Илариона в окормлении Сретенской обители и Сретенской духовной семинарии. Пусть тот высокий уровень, который достигнут был этой духовной школой, всячески повышается. И дай Бог, чтобы всякое последующее поколение студентов могло здесь получать все то, что принадлежит уже богатому наследию Сретенской духовной семинарии».

В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинную икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В центре мегаполиса

Сретенский монастырь расположен в центре мегаполиса. Бывший наместник нашего монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), говорит по этому поводу: «Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает».

Размышляя о связи внешнего и духовного служений в обители, владыка Тихон говорит также: «Данное Сретенскому монастырю послушание – воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя?.. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это духовное послушание – внутреннее делание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным)».

Наше служение

Действительно, более половины братьев обители являются иеромонахами и несут духовническое послушание, а также богослужебное и духовно-просветительское служение. Братия у нас образованная, почти все закончили или учатся в семинарии, имеют по одному-два высших светских образования, и они могут осуществлять духовное руководство студентами семинарии и прихожанами монастыря.

Мы ведем множество просветительских проектов. Среди них: «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», работа Духовно-просветительского центра имени священномученика Илариона (Троицкого), беседы с прихожанами, воскресная школа, организация молодежных хоров и юношеского клуба, окормление детского интерната и Экономического колледжа для инвалидов в городе Михайлове Рязанской области и множество других.

Наши монастырские послушания

Каждый насельник нашего монастыря несет и какое-то свое монашеское послушание. Среди них послушания благочинного и казначея, эконома и келаря, ризничных, просфорников, медиков, служащих священнослужителей. Братия трудится в скиту и издательстве, на оптовом складе и в церковных лавках, в паломнической службе и интернет-магазине, в духовной семинарии и школе-интернате.

Святой Паисий Святогорец: «Монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним»

Но своим главным послушанием мы считаем молитву. По словам святого Паисия Святогорца: «Человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов… Но монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним». И братия нашего монастыря следует завету святых отцов: «Дело монаха – стать сосудом Святого Духа».

Братия монастыря о послушаниях

Иеромонах Клеопа (Данелян), заместитель эконома:

Иеромонах Клеопа (Данелян) – Эконом отвечает за всю хозяйственную жизнь обители: стройки, рабочее состояние монастырских зданий и монастырской техники, благоустройство и чистота территории. Сейчас у нас в связи с увеличением объема работ это послушание распределено по нескольким нашим насельникам, а раньше, конечно, было труднее. Работа по монастырю, закупки, строительные моменты – это еще куда ни шло, но вот общаться с городскими властями мне было особенно тяжело. Кто-то умеет строить отношения с властями предержащими, но мне было очень непросто.

Особенность экономского послушания в том, что у него нет ни начала, ни конца. Всё, что связано с экономской, пронизывает монастырь со всех сторон. Поэтому работы – непочатый край, и она никогда не может закончиться, постоянно открываются всё новые и новые дела.

Так что сейчас мое послушание – это постоянная забота о земных нуждах монашеской жизни. Но это послушание не мешает моей духовной жизни: послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом».

Послушание не мешает монашеской жизни; сопряженное с ответственностью, оно воспитывает внимание к себе

Мешает монашеской жизни – больше всего мешает – развлечение. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает от монашеской жизни. Ропот отвлекает, но никак не послушание. Иногда задают вопрос: «Какая может быть монашеская жизнь в центре Москвы, в мегаполисе, где вокруг столько соблазнов?» Но, честно говоря, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.

Иеродиакон Серафим (Чернышук), ризничий:

– Уже много лет я несу послушание ризничего. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы, облачения. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма.

Иеродиакон Серафим (Чернышук)

В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для Литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей. Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.

Ризница была моим первым послушанием в монастыре, хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д.

Братия Сретенского монастыря

Игумен Киприан (Партс), просфорник:

Игумен Киприан (Партс) – Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, второе после храма место – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии. Послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания.

Просфорня Сретенского монастыря сегодня – это цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.

Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за 2,5 часа разделать около 3 тысяч просфор.

Выпечка происходит обычно по потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.

Послушание просфорника имеет особое значение, ведь им пекутся хлебы для Литургии Сколько уже было у нас из семинаристов помощников – все трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят.

Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к печению просфор так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что, понимаете… Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… И должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.

Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь! Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»

А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.

Братия Сретенского монастыря

Иеромонах Зосима (Мельник), послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта:

– Я несу послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы – богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме.

Наш монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. Конечно, ритм городской жизни неизбежно влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города. Тем не менее удается и ночные богослужения совершать – более уединенно, по-монашески, – и полунощница три раза в неделю служится в 6:45 утра – тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.

Иеромонах Зосима (Мельник)

Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила. Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий – повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, – но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса. Ночные богослужения – особые: на них нет мирян, мы молимся уединенно, по-монашески Среди моих послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. Иногда люди предпочитают задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника. В чем причина? Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.

Иеромонах Лука (Ауле), послушание радиотехника:

– Когда я пришел в монастырь, то хотел закопать свой талант в землю. Считал, что электроника – дело нехорошее, нечистое. А Господь меня смирил и дал это послушание, чтобы я больше глупостей не говорил и не думал. Если применять радиоэлектронику во благо, если это служит людям, которые благодаря хорошему звуку назидают свои души словом Божиим, ничего крамольного в таком умении нет.

Иеромонах Лука (Ауле)

Послушание свое я несу уже более десяти лет. Началось с того, что на прославление священномученика Илариона нужно было сделать трансляцию с колокольни. Туда, где находились часы, надо было поставить колонку, чтобы было слышно богослужение. И отец эконом заявил обо мне тогда в первый раз, сказав, что мы напрасно нанимаем каких-то специалистов, ведь у нас есть человек, который в миру занимался компьютерными системами.

Ну и мне дали первое послушание: сделать «озвучку» на колокольне. Затем это дело потихоньку стало развиваться. Потом заболел инок Владимир, который занимался в монастыре телефонной связью. И мне поручили срочно решать вопрос с телефонной станцией. Мы купили новую систему, всё переделали. Сейчас у нас в монастыре очень мощная телефонная станция, у нее большой потенциал… В общем, так я стал участвовать во всех проектах, связанных с электроникой. Бог направил мои навыки на служение Церкви. Слава Богу за всё.

26 апреля 2016 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

Молодежь Петровского клуба и учащиеся Воскресной школы при монастыре преподнесли Святейшему Владыке цветы.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря; насельники Высоко-Петровской обители в священном сане и духовенство г. Москвы.

Богослужение посетили: председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников; руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянов; глава управы Тверского района г. Москвы С.Н. Ковалев.

Песнопения Литургии исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент А.И. Любимов).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права ношения креста с украшениями

  • игумен Макарий (Краевский), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения наперсного креста

  • иеромонах Севастиан (Астафуров), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;

  • иеромонах Сергий (Ясинский), насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря;

  • иеромонах Анастасий (Михеев), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря;

  • иеромонах Гавриил (Баглай), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря;

  • иеромонах Василий (Мозговой), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

  • иеромонах Августин (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Арефа (Гарбузов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Архипп (Шаханов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Валериан (Кузьменко), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Гурий (Гусев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Доримедонт (Литовко), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Ермоген (Калганов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Иосиф (Колов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Косма (Карташов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иеромонах Пимен (Пирог), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иерей Михаил Брызгалов, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иерей Михаил Боданов, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иерей Алексий Марочкин, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

  • иерей Георгий Чирук, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;

  • иерей Игорь Маркевич, клирик храма Блгв. кн. Димитрия Донского, приписного к Николо-Угрешскому ставропигиальному мужскому монастырю;

  • иерей Сергий Калашников, клирик храма Сошествия Святого Духа на апостолов, приписного к Николо-Угрешскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Лаврентий (Полешкевич), насельник Высоко-Петровского монастыря.

По окончании Литургии игумен Петр (Еремеев) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству панагию с изображением Петровского списка Влахернской иконы Божией Матери и букет цветов.

Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Каждому насельнику обители Предстоятель Русской Церкви передал в дар богослужебное Евангелие, отметив, что в последние годы жизнь Высоко-Петровского монастыря «была отмечена большими положительными изменениями».

«Очень надеюсь, что в ближайшем будущем обитель будет не просто полностью восстановлена, а ее стены благоукрашены, но будет восстановлен дух Петровской обители, дух той монашеской общины, которая возводит свое начало к самому святителю Петру, основателю Московской кафедры и святителю, заложившему основу Первопрестольного града, столицы нашего Отечества», – добавил Святейший Патриарх, поблагодарив наместника, всю братию и благотворителей монастыря, помогающих в осуществлении широкомасштабных реставрационных работ.

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками. Святейший Владыка, в частности, сказал: «Всех вас, братия, поздравляю с наградами и призываю трудиться, не жалея живота своего, потому что от ваших трудов зависит не только благополучие вашего прихода, от ваших трудов зависит духовное состояние москвичей, а в каком-то смысле – духовное состояние нашего народа. Сознавайте важность и ответственность ваших трудов. И да поможет вам Господь в несение сего служения. С приближающимся праздником Святой Пасхи!»

От лица награжденных к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности обратился иеромонах Архипп (Шаханов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

На выходе из храма руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянов и наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) представили Святейшему Патриарху проекты реставрации ряда зданий обители: колокольни с надвратной церковью (1690), надвратной церкви Св. Пахомия (1753–1755), въездных ворот с Петровского бульвара и экономского корпуса.

Фото

26 апреля 2016 Источник: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь

Завершен основной этап сбора материалов по жизнеописанию последнего наместника Зверинецкого монастыря в советский период — архимандрита Филарета (Кочубея) (1858-ок.1932).

box Highslide JS Фотопортрет архимандрита Филарета (Кочубея), март 1925 года. (из фотоархива Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря)

Доступна электронная версия жизнеописания.

Василий Андреевич Кочубей родился 22 марта 1858 года, в 7 часов вечера, в канун Пасхи Христовой, в г. Бердянске Таврической губернии, в семье мещан Андрея Васильевича и Анны Корнеевны Кочубеев. Через несколько дней в Соборной Вознесенской церкви он был крещен в честь сщмч. Василия Анкирского. Получил начальное домашнее образование и до 30 лет жил при отце, в родительском доме, занимаясь хозяйством.

Согласно послужным спискам Киевского Свято-Троицкого монастыря Василий Кочубей, из мещан г. Бердянска, 7 августа 1888 г. с родным братом Иосифом был зачислен в послушники, а 1 декабря 1891 г. — пострижен в мантию с наречением имени Филарет в честь прав. Филарета Милостивого.

В 1892 году «монахи Киевского Свято-Троицкого монастыря — Филарет и Илиодор (родные братья Василий и Иосиф Кочубеи), будучи в паломничестве на Афоне, в Хилендарском монастыре, приобрели копию с Хилендарской иконы Богоматери-Троеручицы, и прислали эту икону в дар церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бердянске.» После принесения иконы с первого дня происходило множество исцелений, собранных и описанных отдельной брошюрой. Верующие сумели сохранить образ и в богоборческое время, а в 2014 г. икона Божией Матери «Троеручица – Бердянская» прославлена, как местночтимая.

До рукоположения во иеродиаконы монах Филарет проходил основное послушание на свечном заводе и привлекался для других хозяйственных нужд, поскольку 1880-1890 г.г. были временем активного строительства и обустройства подсобного хозяйства в имениях монастыря.

Старец Иона отмечал трудолюбие и добродетельность о. Филарета в исполнении различных послушаний. Основатель и первый игумен Свято-Троицкого монастыря в своем духовном завещании 14 сентября 1896 года по-особенному отзывался о нем: «…но сего монаха Филарета как на благонадежного, также опытного, трезвого и испытанного разными видами дел святого послушания, которые ему назначаемы и доверяемы, все исполнял верно, честно, как следует истинно любящему Господа Бога и вдавшему всего себя в дело и служение Богу, так как сии два иеромонах Мелхиседек и монах Филарет всегда были мною по надобности и требованию дела общих монастырских всегда исполняли честно, трезво, верно и усердно, и от такого важного всегда дела потребностей как внутренно в монастыре, так равно и вне монастыря во всех монастырских экономических владениях имений, по всем видам мною они довольно испытаны и проверены. Имею мысль моего сердца к Богу и желание смирение моей души, что я их избираю двоих их первого иеромонаха Мелхиседека в настоятели, а монаха Филарета ему помощника и сотрудника по Бозе святого дела послушания ко благо всему, к славе Божьей, Всесвятого имени Божья, святой православной Божьей Церкви.»

В подтверждение указанных характеристик названных монахов, уже после смерти старца Ионы, 13 февраля 1902 года, во время выборов настоятеля из 103 имевших право голоса братии монастыря за о. Мелхиседека проголосовало 78 человек, за о. Филарета – 21, остальные получили по 1-2 голоса, что указывает на авторитет именно указанных двух лиц не только в глазах покойного старца, но и в глазах братии.

30 марта 1897 года монах Филарет рукоположен во иеродиакона, 6 августа 1900 года — во иеромонаха. 14 ноября 1904 года он награжден набедренником и поставлен казначеем монастыря вплоть до конца 1909 г.

В 1909-1913 годах в Киевской Духовной Консистории было проведено следствие по т.н. делу «о ревизии хозяйственной части Киево-Троицкого монастыря». Не смотря на неоднозначность обвинительных заключений и апелляций по пересмотру дела поверенных лиц монастыря из мирян, по итогам рассмотрения наместник обители архим. Мелхиседек с 2-мя ближайшими помощниками, были сняты с должностей и высланы в Соловецкий монастырь с запретом служения на 3 года.

Иеромонах Филарет, как казначей монастыря, не смотря на подтверждающие его невиновность свидетельства и пересмотр дела, был на 1 год запрещен в служении и, с июня 1913 г., определен в Жаботино-Онуфриевский монастырь Черкасской епархии с назначением на клиросное послушание и другие труды по усмотрению настоятеля обители, где пребывал до лета 1916 года. Уже в августе 1913 г. он получил положительную рекомендацию от благочинного киевских монастырей о. Амвросия для епископа Иннокентия, искавшего достойных лиц для Пекинской духовной миссии. В рекомендации о. Филарет назван опытным «в делах строительных и экономических, а равно добрым в поведении, приличествующем богобоязненному и послушному иноку». Не смотря на положительную рекомендацию и обещание «похлопотать о снятии наложенной Святейшим Синодом епитимии», о. Филарет от поездки отказался.

Согласно отзыва настоятеля Жаботино-Онуфриевский монастыря архим. Евгения от 23 апреля 1917 года о. Филарет за 3 года проживания в обители «вел себя как подобает трудолюбивому, честному и богобоязненному иноку, заведуя иконно-книжной лавкой, поставил дело в цветущем порядке и с выгодой для монастыря», заслужив благодарность со стороны монастырского священноначалия.

В октябре 1916 г. от лица игумена Валентина и князя Владимира Жевахова в Киевской Духовной Консистории был поднят вопрос о зачислении о. Филарета, временно проживавшего в Зверинецком скиту, в клир скита и назначении его казначеем. По итогам рассмотрения он был приписан к братии скита и поставлен для совершения чреды священнослужения в помощь заведующему Зверинецкими пещерами о. Валентину (Коротенко).

После внезапной кончины игумена Валентина 10 марта 1917 г. благочинный киевских монастырей архим. Амвросий, недовольный поведением казначея скита иером. Филадельфа, назначает управляющим скитом лаврского иеромонаха Никанора, уже знакомого с ведением зверинецких дел.

К рассмотрению не были приняты ни ходатайство князя Жевхова, ни прошение инока Клеопы с 6-ю послушниками скита о назначении о. Филарета «известного нам как честного инока и опытного труженика Покойный игумен Валентин в течени 3-х лет просил его (о. Филарета) перейти к нему, желая его, как опытного, иметь сотрудником, а умирая, просил его не покидать сего места…» . О.Филарет возвращен на прежнее место служения как служащий в чреде иеромонах.

Зимой 1919 года иеромонах Филарет возвращается на скит, разрушенный в июне 1918 г. взрывами артиллерийских складов Зверинецкого форта. В Лавру на хранение вывезено уцелевшее имущество, при пещерах оставлены только монах Серафим и послушник Архипп Матишенко. В апреле 1919 г. о.Филарет официально принимает в управление Киево-Зверинецкий скит при древних пещерах (позднее названный Скорбященским общежительным скитом).

С начала 1920 года усилиями о. Филарета и нескольких послушников в приспособленном помещении уже действовала восстановленная церковь. 1 мая 1922 года епископ Звенигородский Алексий (Готовцев) освятил ее в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

В апреле 1920 года для законного существования в условиях Советской власти скит был зарегистрирован, как церковно-религиозно-трудовая община. В сложные годы гражданской войны и разрухи иеромонах Филарет восстанавливает не только наземный храм, келлии и хозяйственные постройки, но заботился и о возрождении монашеской жизни: в июне 1921 года он испрашивает благословения управляющего Киевской епархией на постриг в монашество нескольких послушников скита.

11 января 1921 г. отошел ко Господу исследователь Зверинецких пещер И.М.Каманин и согласно его духовному завещанию, содействием о.Филарета он был погребен в пещерах. Со слов Анны, дочери Каманина, его склеп был сооружен возле третьего входа, где уже было погребение игумена Валентина (Коротенко).

Будущий священномученик Иоасаф Могилевский, князь Владимир Жевахов, будучи попечителем Зверинецких пещер и старостой скитского храма Рождества Богородицы, находился в тесном общении с о. Филаретом, они сблизились ещё при игумене Валентине. Не случайно в ноябре 1924 года, после 7-ми месячного срока в Киевском ОГПУ, князь Жевахов обратился к Патриарху Тихону с прошением благословить принять монашество именно в Зверинецком скиту. При содействии игумена Филарета, 1(14) декабря 1924 года в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией, епископом Уманским Макарием (Кармазиным) князь Владимир Жевахов был пострижен в монашество с именем Иоасаф, и спустя неделю, рукоположён во иеродиакона и иеромонаха. Из-за многочисленной братии и послушников на скиту, о. Иоасафу было определено жить и совершать служение в соседнем Троицком монастыре. В июне 1926 года о.Иоасаф жил в скиту, и отсюда, под видом отпуска, выехал на свою епископскую хиротонию в Нижний Новгород.

Признавая заслуги о. Филарета в деле возрождения скита при Зверинецких пещерах в сложное богоборческое время, «23 марта 1925 года за Божественной Литургией, совершенной Преосвященным Георгием, епископом Богуславским и Звенигородским, временно управляющим Киевской епархией игумен Филарет возведен в сан архимандрита с вручением жезла». Иеромонах Иоасаф (Жевахов) в числе других священнослужителей, участвовал в ходатайстве об этом награждении перед Святейшим Патриархом Тихоном.

Из следственного дела известно, что на скиту духовно окормлялось монашество и миряне, в церковном доме останавливались иногородние священнослужители, имевшие дела в Киеве.

15 января 1931 года архимандрит Филарет был арестован Киевским ГПУ и препровожден в Лукьяновскую тюрьму.

Ряд признаков указывает на фальсификацию материалов следственного дела о. Филарета:

1. Отсутствует ордер на арест и обыск, хотя арестован по месту жительства – по ул.Ломаковской, д. 12/1. (у большинства арестованых по групповому делу ордера выписаны и приложены к делу той же датой);

3. Отсутствует подпись под протоколом допроса от 18.01.1931 г. и подписи под каждым листом в многостраничном протоколе допроса от 14.02.1931 г., что отмечено даже служебными пометками следователя или проверяющего органа (знаки вопроса синим карандашом);

4. Несовпадение графы «3. Место рождения — г. Бердянск» с записанным со слов обвиняемого в протоколе «Родился я в г. Киеве Брянске…» на одной странице протокольного бланка;

5. Несовпадение в протоколах допроса от 18.01.1931 г. и 14.02.1931 г. базовых биографических данных в графах «Национальность – украинец/русский», «Образование – домашнее/нисшее», «Семейное положение – холост/одинок» при полной, практически дословной идентичности ответов в остальных графах.

6. Связь о. Филарета с делом о «контр-революционной организации» прослеживается из показаний только 1 человека: «Добавляю, что я забыл указать, что 3 раза я был в Зверинце в скиту. Просил там покушать, но знакомых там у меня никого нет, и я ни с кем не говорил…Об этом забыл сказать сразу, и вспомнил теперь когда следователь мне напомнил». Показания приписаны после окончания основного текста протокола допроса от 29.10.1930 обвиняемого Геннадия (о. Гамалиила) Русалева за его подписью и явно инициированы следствием.

7. На двух последующих допросах от 31.10.1930 и 23.11.1930 г. Геннадий (о. Гамалиил) Русалев подробно (спустя всего 2 дня!) опишет знакомство с о. Филаретом, их разговоры о ситуации в стране и в Церкви, предложение о. Филаретом помощи в переходе советско-польской границы, знакомство с несколькими прихожанами скита, общий бытовой и социальный уклад общины, посещение паломниками и многое другое. Все это весьма сомнительно без знакомств на Зверинце, всего за 3 посещения, и со справкой, подтверждающей его «истинно православную ориентацию» и благословение от ссыльного епископа Афанасия (Молчановского), «непоминающего» место-блюстителя митр. Сергия (Старогородского).

8. Обвиняемый Косткевич г.А., проходя по аналогичному делу, как выполнявший функции «связного между центрами работы к/р. организации», на 54(!) печатных листах подробно рассказывает об истории развития, структуре, основных направлениях деятельности, коммуникациях и членах тайной к/р организации, и, напрямую не называя о. Филарета, указывает: в списке мест-явок «для встреч членов к/р организации использовали также Зверинецкий скит».

9. Обвинение по делу не имело улик и вещественных доказательств , было построено исключительно на показаниях самих же обвиняемых по делу, что с учетом условий содержания подследственных и методов дознания ГПУ, указывает на сфабрикованность материалов и предвзятость следственного процесса.

В ходе следствия о.Филарет был дважды допрошен, на допросе от 18.01.1931 г. по следственным документам коротко поданы биографические данные, знакомство и разговоры с Геннадием (о. Гамалиилом) Русалевым о возможности незаконного перехода советско-польской границы с целью публикации заграницей материалов о гонениях на Церковь в СССР. Допросный лист не имеет завершающей протокольной фразы «с моих слов записано верно» и не подписан допрошенным.

На втором допросе, 14.02.1931 г., от лица о. Филарета подробно описываются два разговора с еп. Георгием (Делиевым) с критикой антицерковной политики советского государства, и «выполнение его задания – проводить антисоветскую агитацию среди паломников», обстоятельства его знакомства и разговоры с Геннадием (о. Гамалиилом) Русалевым на тему перехода советской границы и помощи в этом знакомых мирян; и подробное описание «выполнения различных заданий по контр-революционной пропаганде и вербовке среди прихожан и паломников, поддержке панических и упадочных настроений, критике мероприятий советской власти» и др. подобных «занятий», изложенных шаблонными формулировками. Отдельно указано, видимо для правдоподобности своей «заботы», как скитоначальника: «среди своих 10-15 монахов к/р группы не организовывал, так как они слабо развиты и для политической работы не годны. Контр-революционные настроения я в них конечно поддерживал». Казённая стилистика и стандартная форма признаний в текстах протоколов указывает на фальсификацию и несостоятельность обвинений.

О. Филарет ошибочно причислен к течению «иосифлян», как и проходивший по этому же делу архимандрит Ермоген (Голубев), настоятель Киево-Печерской Лавры в 1925-1931 г.г. Они оставались верными Русской Православной Церкви под управлением митр. Сергия (Старогородского). На допросе Геннадий (о. Гамалиил) Русалев, среди прочего показал, что «о. Филарет примыкает к «сергианцам», и считает, что митрополит Сергий ничего погрешительного не сделал…».

В августе 1931 г. следствием было вынесено Заключительное Постановление по делу: приговорить к высшей мере социальной защиты – расстрелу 8 (все священники, в их числе и о. Филарет) из 29 обвиняемых, остальных сослать в Казахстан на 5-10 лет в исправительно-трудовые лагеря.

14 сентября 1931 года на заседании судебной тройки при Коллегии ГПУ УССР о. Филарет осужден на 5 лет ссылки в Казахстан по ст. 58–11 УК УРСР как «участник Киевского филиала к/р монархической церковной организации, проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти». (Групповое дело «№118442 Филарета Кочубея, Стешенко Константина Константиновича и др. в числе 25 человек, Киев, 1931г.» ).

14 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ УССР был учтен пожилой возраст подсудимого, и окончательный приговор был «смягчен» до 3 лет ссылки в Севкрай, отсчитывая срок с 15 января 1931 года.

Дальнейшая судьба не имеет точных документальных сведений.

23 июня 1989 г. о. Филарет (Кочубей) реабилитирован Прокуратурой г. Киева согласно указу Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов».

13 декабря 2018 года в Информационный Центр УМВД РФ по Архангельской обл. был направлен официальный запрос Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря г. Киева о наличии какой-либо информации об архимандрите Филарете (Василие Андреевиче Кочубее).

В ответе от 17 декабря 2018 года указано: в результате проверки в архиве Информационного центра содержится отметка о наличии дела осужденного в 1931 году на 3 года ссылки Филарета Андреевича Кочубея и уничтожении дела по истечению сроков хранения в 1955 году.

«Согласно приказу МВД СССР №00567 за 1954 г. из оперативно-справочной картотеки изъяты учетные данные на всех лиц, которые были осуждены к заключению или ссылке сроком до 3-х лет и если возраст осужденных мужчин превышает 70 лет, а женщин старше 65 лет», что стало одним из многочисленных способов сокрытия масштабов репрессий безбожной власти в 30-50 г.г.

В соответствии с установившейся практикой делопроизводства в органах ГПУ-НКВД в 30 — 50 г.г. в случае смерти во время этапирования или по месту отбывания заключения дело сдавалось и хранилось установленный период в архиве местных органов НКВД. В противном случае дело осужденного пересылалось в органы ГПУ-НКВД по месту регистрации для дальнейшего наблюдения. Хранение архивного дела о. Филарета в Архангельском УНКВД однозначно указывает на его гибель в месте ссылки в исправительно-трудовом лагере Севкрая.

26 ноября 1934 г. постановлением Киевского горсовета Скорбященская церковь на Зверинце была закрыта , имущество и церковная утварь изъяты, а здание храма и бытовые постройки спустя несколько лет были разобраны на стройматериалы. Именно в это время бо́льшая часть мощей из Зверинецких пещер была вывезена и уничтожена. Община монашествующих и прихожан была разогнана, отчасти репрессирована.

***

День памяти о.Филарета – 1(14) декабря. В этот день, в 1931 г. архимандриту Филарету был вынесен приговор, определивший последнюю веху его земной жизни, время открытого исповедничества и мученичества ради Христа. Пути Господни неисповедимы: в тот же самый день, за сорок лет до этого, послушник Василий дал три монашеских обета и был пострижен мантию, вступив на путь несения благого ига Христова, суть бескровного мученичества.


СНОСКИ:

1. ГАЗО. ф. 245, оп. 1, ед. 7, л. 76.

2. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 2об.

3. «Историческая справка о чудотворной иконе Богоматери-Троеручицы, находящейся в Петро-Павловском храме г. Бердянска Таврической губернии с кратким описанием некоторых чудес до 1915 года», Таврический Церковно-Общественный вестник. Бердянск, 1915.

4. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 2об.

5. ЦГИАУК. ф. 127, оп. 876, ед. 1043, л. 2-3

6. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 455, л. 12-13

7. ЦГИАУК. ф. 922, оп. 1, ед. 25, л. 30

8. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 455, л. 43.

9. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 527, л. 44-49об.

10. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л. 41-42

11. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.2-3

12. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.31

13. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 94-95об

14. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 115-117

15. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л.12

16. ЦГИАУК. ф. 128 оп. 1 благочин., ед. 3293, л. 118-119

17. ЦГИАУК. ф. 183, оп. 1, ед. 546, л.56-58

18. ЦГАМЛИУ. Ф. 1303, ед. 7, л. 1

20. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л. 25, 25об

21. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л. 27об, 28

22. ЦГИАУК. ф. 260, оп. 1, ед. 74, л.26

23. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 157, 157об, 162-163об

24. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 6об, 41об, 163об

25. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 159, 162-163об

26. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158

27. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158, 162

28. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 151об

29. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 150-157об

30. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 1об – 54

31. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т. 3, л. 135

32. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 158-159

33. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 162-163об

34. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.1, л. 157

35. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 132-134

36. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 168

37. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 139

38. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп, т.3, л. 217-217об

39. Справка Информационного Центра УМВД РФ по Архангельской области от 13.12.2018 за №3/187807189753, см.Приложение 4.

40. ЦГАООУ. Ф.263, Оп.1., № 66923-фп., 4т. 249 л.

В детстве у ребенка появляется мечта. Он представляет, кем он будет, когда станет взрослым. Но много ли вы встречали людей, которые следовали детским мечтам до конца? Они уходят и сменяются более здравыми и более приземленными. Историю своей мечты рассказал насельник Сретенского монастыря иеромонах Лавр (Архипов).

Родители с детства привили православную веру. Наша семья никогда не сомневалась в существовании Бога. Пасха была самым любимым праздником. Каждое посещение храма оставляло на душе чувство радости и полноты — эти воспоминания самые яркие.

Когда я учился в 3 классе средней школы, видя пример старшего брата, я захотел ходить в воскресную школу при родном сельском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимирской области. Родители положительно отреагировали на мое сердечное устремление и дали свое согласие.

В храме я встретился с отцом Виталием Ганьжиным, который радушно принял меня и ввел в церковную литургическую жизнь, благословил прислуживать в алтаре и помогать на клиросе матушке Нине.

Подарок моего первого духовника — житие преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской — положил начало увлечению монашеством, которое переросло в искреннее и неудержимое желание стать монахом. А образ великого православного старца Сергия стал ассоциироваться у меня с образом идеального монаха, священника, да и просто христианина.

Время шло. В шестом классе я однажды возвращался из храма после принятия Святых Христовых Тайн, и у меня необъяснимым образом появилась убежденность в том, что мой жизненный путь — иночество. Ясно помню это теплое, проистекающее изнутри чувство радости и откровения. Казалось тогда, что весь мир освещается невероятно яркими красками. Я сказал о своем решении маме и папе, но увидел легкую иронию на их лице. Скорее всего они подумали, что это лишь детский романтизм, который со временем пройдет. Но вскоре их смех сменился на слезы. Они не были против семинарии, священства, поддерживали меня во всех начинаниях, за что безмерно им благодарен. Но они переживали о моем желании монашества и желали, чтобы я создал семью.

После окончания 9 класса я хотел поступить в духовное учебное заведение и просил Господа направить меня.

Отец Виталий летом пригласил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву лавру. Побывать там, где почивал мощами любимый святой, конечно, было для меня великим счастьем.

Когда мы приехали в обитель и разбрелись по монастырской площади, кто-то вдруг подошел ко мне и дал листок. Тогда я не придал этому никакого значения, даже не посмотрев, положил его в карман. И только дома, когда мама разбирала мои вещи, она показала мне его. Это было объявление о наборе в православную гимназию при Троице-Сергиевом Варницком мужском монастыре на родине преподобного Сергия Радонежского, именно там, где он провел свои детские годы. Сейчас я осознаю, что это был Промысел Божий. Господь слышит наши молитвы.

В православную гимназию меня приняли, и там я прожил 2 замечательных года в окружение братии обители и учеников, с которыми сложились достаточно теплые отношения. Особенно запомнился настоятель обители, директор гимназии — архимандрит Силуан (Глазкин), нынешний епископ Лысковский и Лукояновский. Он был всегда для всех добрым и заботливым отцом. Преподаватели и воспитатели хорошо влияли на нас. Это был мой первый опыт жизни в стенах монастыря. Выпускникам гимназии предоставлялась отличная возможность поступить в семинарию в Троице-Сергиеву лавру, но я заупрямился и решил учиться в Свято-Тихоновском университете в Москве.

Как меня ни уговаривал отец Силуан с духовником класса отцом Георгием, всё же я их не послушался и поступил в университет. В Москве пришлось много времени уделять подработке (работал в общепите), чтобы содержать себя. Меня поддерживали и помогали родители и родственники. Учеба не заладилась, ум закрылся. Сейчас я понимаю, что это из-за моего непослушания и самонадеянности. Потихоньку пришло осознание того, что я неверно поступил, выбрал не семинарию при обители, а полусветский вуз. Стал унывать. Выход из сложившейся ситуации был один — просить Бога о помощи.

Однажды я позвонил своему знакомому, который, как оказалось, поступил в семинарию (я тогда еще не знал этого). Неожиданно для меня телефон поднял его сокелейник, это был Константин Норкин, с которым мы учились вместе в Варницах. В разговоре он пригласил меня посетить Сретенский монастырь.

Помню, когда впервые приехал в обитель и зашел на территорию, я почувствовал, что я дома. Затем стал ходить сюда на службы. Однажды на всенощном бдении возникла мысль: «Что я до сих пор делаю в университете? Монастырь и семинария — вот то, что действительно я хочу».

Я забрал документы из университета и поступил в Сретенскую семинарию. Это было в 2008 году. Многие послушания мы делали вместе с братией обители, жили одной дружной семьей. Параллельно с учебой стал подыскивать подходящий на мой взгляд монастырь, хотелось провинциальный, так как сам из села и к городу не привык.

Тогда я спросил отца Киприана: «Батюшка, как вы здесь в городе спасаетесь? Здесь же столько людей, а в селе тихо, спокойно!» Он мне ответил: «Не место спасает человека, а произволение».

Через какое-то время я подошел к отцу Тихону, наместнику обители, чтобы посоветоваться, как выбрать монастырь. С этого момента я регулярно стал исповедоваться ему, и он стал для меня духовным отцом.

Перед летними каникулами на третьем курсе я выписал в библиотеке путеводители по монастырям России и решил посетить несколько знаменитых провинциальных обителей, чтобы выбрать место своей монашеской жизни. За день до моего отъезда во время всенощного бдения я подошел к отцу Тихону с намерением благословиться на паломничество, но он неожиданно сказал мне: «Хватит. Отгуляешь каникулы, приезжай и пиши прошение на поступление к нам в братию». У меня не было сомнений в том, что Господь через духовника указывает монастырь.

К родителям я поехал с чувством облегчения и радости. Дома семья приняла мое решение со слезами, но не препятствовала. Благословили меня Казанской иконой Божией Матери.

Не прошло и дня, чтобы я пожалел о своем выборе. Сретенский монастырь стал для меня родным домом, а братия — семьей. Монашеская жизнь дает мне ощущение целостности.

Самое главное качество монаха? На мой взгляд, это упование на Бога. Я совершил ошибок вагон и маленькую тележку, но каждый раз Он исправлял ситуацию, направляя на верный путь. Господь никогда не оставлял меня, даже когда я отворачивался от Него.

Подготовил Роман Лукишин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *