Иеромонах силуан оптина пустынь

«Оптина, в настоящее время, есть, бесспорно, лучший монастырь в России…» Свт. Игнатий Брянчанинов, 1856 г.

К середине ХIХ века Оптина пустынь становится одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шел ищущий вечного спасения души русский человек. Без преувеличения, это был самый яркий духовный светильник Православной Руси в ХIХ веке, возожженный русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России.

В 1825 году монастырь возглавил иеромонах Моисей (Путилов), с которого ведет отсчет новая, наиболее славная эпоха оптинской истории. При нем обитель достигает расцвета и во внешнем — экономическом и во внутреннем — духовном отношении. Приняв обитель с долгами в 12 тысяч рублей и братством в 46 человек (по спискам за 1826 год) он оставил ее своему приемнику в цветущем хозяйственном и духовном состоянии, с братством в 108 человек. О нем можно повторить краткую, но многозначительную похвалу русских летописцев древним преподобным игуменам: «Монастырь согради и братию собра».

При приеме пустыни о.Моисеем в ней находились следующие здания: одна каменная теплая Казанская церковь, Введенский собор (очень тесный), больничная Владимирская церковь без притвора и пристроек, колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два деревянных и два каменных одноэтажных братских корпуса.

С процветанием обители Введенский собор оказался тесным для помещения приходящих богомольцев и умножавшейся братии. В 1835 году игумен Моисей направляет рапорт епископу Николаю с приложением плана и фасада на пристройку к собору двух приделов. После получения соответствующего благословения, в 1837 году, старанием о. Моисея Введенский собор был распространен пристройкой, в ряд с главным храмом. С южной стороны придел во имя св. Николая Чудотворца был устроен иждивением жившего в обители болховского помещика А.И. Желябужского, и освящен 5 сентября 1837 года преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. На северную сторону перенесен из трапезы прежний придел – преп. Пафнутия Боровского чудотворца, и освящен 12 сентября того же года настоятелем обители игуменом Моисеем соборне. Другой же старый трапезный предел – св. Феодора Стратилата помещен в придел св. Георгия Победоносца в теплой Казанской церкви. Древний иконостас собора был обновлен, на местную и храмовую иконы в 1839 году сделаны среброкованные ризы. Иждевением Елецкого купца Русанова в новоустроенных приделах устроены иконостасы нового письма украшенные позлащенною резьбою. Усердием монастырских и наемных иконописцев в 1836-37 гг. Введенский собор был расписан изображениями Библейской истории.

В 1839 году Казанская церковь, по сообщению настоятеля, «от отопления по стенам весьма очернела, почему требуется поновить оные красками; а так как в оном храме имеется одна дверь, то во время народного собрания бывает немалое стеснение, а потому… нужно сделать вторую дверь из окна по правую сторону в западной же стене с деревянною снаружи пристройкою…». Вероятно, дверь была пробита не только справа, но и слева от главного входа, так как позднее автор «Исторического описания» пустыни сообщил о сделанных в это время «двух каменных палатках с обеих сторон паперти». Однако следы этих переделок найти невозможно, так как в 1870–1879 годах вся западная часть церкви капитально перестраивается. Старая паперть и вся западная стена целиком разбираются. Для «распространения храма» его площадь было решено увеличить на 8 с половиной аршин в длину, «а в вышину и ширину соразмерно со старым зданием». Новые пропорции храма основательно изменили его первоначальный облик. Из квадратного, строго симметричного, оно превратилось в вытянутое и приземистое. Добавились окна на северной и южной стороне, появилось новое белокаменное крыльцо, не соответствующее прежней архитектуре. Внутри были сделаны хоры, а под новой пристройкой устроены подвалы для духовых печей.

В 1850 году игумен Моисей обращается к Преосвященному Николаю с таким «Покорнейшим доношением»: «В сей Оптиной Пустыни больничная церковь во имя Владимирския Богоматери с шестью келиями… крайне стеснена и по количеству в настоящее время братства… весьма неудобна… как для помещения, так равно и для… отправления богослужения…». К этому прошению был приложен план и фасад на предполагаемую пристройку «патентованного архитектора Вайгеля». До нас дошло два графических листа: чертеж фасада с западной стороны и план церкви, и проект с планом, двумя разрезами продельным и поперечным за подписью архитектора А. Вайгеля. В мае 1851 года было составлено подробное описание предполагаемых работ согласно проекту Вайгеля. В пункте 1-м опять указывалось на то, что церковь требует увеличения, т.к. «не соответствует по неудобности тесноте, как для помещения больных и престарелых монашествующих, так и для богослужения». Там же указано на прочность стен и фундамента Владимирской церкви. В 3-м пункте оговаривается, что «работы предполагаются произвесть без всякого требования от казны, коштом монастыря и доброхотных пожертвований». Пристройка была из дерева, облицованного кирпичом. Средина ее составляла притвор больничной церкви в котором читалась круглосуточно псалтирь по усопшей братии и благодетелям обители. В боковых отделениях этой постройки прибавилось к прежним на каждой стороне по три келлии. В мезонине были устроены хоры с пролетами внутрь храма, как для его нагревания, так и для слушания богослужения. Кровля пристройки была сделана двускатная железная над которой устроена особая глава с крестом. Кроме главного каменного входа с крыльцом, были сделаны северные и южные двери, которые выходили из коридоров больничных келий для удобства престарелых монахов.

В 1858 г за монастырской оградой с южной стороны было основано «новое» кладбище для упокоения младшей братии и странников. По желанию благотворителей было решено построить на кладбище храм во имя всех Святых. В указе Калужской Духовной Консистории на соответствующее прошение о. Моисея читаем: » … по донесению Вашему о дозволении Вам выстроить каменную церковь во имя всех Святых, для отпевания умерших и Богослужения по Христианскому желанию благотворителей о упокоении сродников их, на кладбище, находящемся за оградою на южной стороне вверенной Вам обители, с употреблением на то пяти тысяч рублей серебром, завещанных на сей предмет из дворян девицею дочерью полковника Екатериною Александровною Поливановою… совершение оного, по представленному проекту экономическим образом и под непосредственным распоряжением Настоятеля разрешить…сентября 20 дня 1861 года» . 9 сентября 1864 г. храм был освящен Калужским епископом Григорием. Церковь была каменная, со сводами, одноглавая. Иконостас одноярусный.

Владимирскую церковь со временем стали называть просто «старой больницей», так как в 1874 году, когда монастырь был уже в цветущем состоянии, приняли решение строить новую больничную церковь. Соответствующий рапорт в Калужскую духовную консисторию «о дозволении построить… больницу и в ней домовую церковь» увенчался успехом. Двухэтажное здание возвели с южной стороны за монастырем, между монастырской и кладбищенской стеной. Строил его архитектор А. Вайгель. Здание состояло из двух частей: с западной стороны – больницы и с восточной – церкови. Больничная часть в первом этаже была каменной, во втором – деревянной. В первом этаже располагались восемь служебных помещений: кухня, ванная, аптека, приемная и т.д. Второй этаж составляли девять палат для больных монахов. Главный фасад больницы был обращен на юг, с этой стороны во втором этаже проходила крытая застекленная галерея. Здание, построенное во II половине ХIХ века, имело ряд удобств, таких как система вентиляции и другие. Снаружи украшенное обильным кирпичным декором, оно также отвечало духу временя, эклектичному, поверхностно использующему элементы старой русской архитектуры. С восточной стороны к больнице примыкал одноэтажный деревянный барак для мирян и двухэтажное каменное здание церкви Иллариона Великого, освящение которой состоялось в 1876 году.

До 1832 года территория монастыря была меньше существующей в настоящее время. Западная граница проходила по гребню берегового возвышения, колокольня была в центре западной стены, а южная граница шла возле Казанской церкви. Многочисленность новых построек привела к необходимости раздвинуть границы. На западе они спустились к самой подошве ската, недалеко от реки, а с юга отошли от Казанской церкви на 20 сажень (42,6 м.). Новая территория, складывавшаяся постепенно, ограждалась поначалу временной деревянной стеной. В «Описи» 1830 года говорится: «Вокруг всего монастыря ограда четвероугольно расположена. С западной стороны от южной угловой башни до двухэтажного корпуса, что против братской каменной трапезы – каменная… А от северной угловой башни до… южной таковой же…с трех сторон монастыря из толстых горбылей».

К 1833 году, когда новая территория оформилась окончательно, началось строительство больших каменных стен вокруг всего монастыря. «Консистория, слушав доношение ваше о дозволении вам на место имеющейся в оном монастыре деревянной ограды выстроить каменную с двумя на углах восточной ограды каменными башнями, а на полуденной и северной сторонах въездными воротами… предписала: дозволить». К моменту начала строительства новых стен, ворот и двух угловых восточных башен уже существовали три башни: юго-западная – 1812 года, северо-западная и средняя восточная – 1825 года. В течение шести лет с 1833 по 1339 гг. была построена существующая монастырская стена и пять башен – две угловые восточные, а также две угловые западные, отмечающие новые границы. Кроме того, в западной стене против колокольни возводится проходная башня – «Святые ворота», ставшая главным входом в монастырь. От нее вверх по скату горы строится каменная лестница из плитняка, с деревянными и частью каменными перилами. Поднявшись по лестнице и пройдя через ворота колокольни, можно было попасть в монастырь. Сам подъем символизировал как бы восхождение от мира дольнего к миру горнему. На площадке в середине лестницы впоследствии устроили книжную лавку.

При возведении новых башен за образец, очевидно, были взяты уже существующие западные башни, этим объясняется их заметная архитектурная близость. Однако они не тождественны, первые – восьмерик на четверике, а новые – два поставленных друг на друга восьмерика. Северо-западная башня к тому же была трехъярусной. Отличалась от всех и средняя восточная башня, намеренно уменьшенная, игравшая особую роль прохода в скит. Чисто ампирная, она производила впечатление камерной, садово-парковой постройки. Вообще светский характер присущ всем башням и самим стенам, украшенным стрельчатыми арками в ложно-готическом стиле. Это же относится и к двум въездным воротам, южным – Казанским и северным – Никольским. Исключение составляют шатровые Святые ворота, тяготеющие к древним крепостным формам. Все башни завершались круглыми куполами, окрашенными в зеленый цвет («медянкою») и шпилями, на которых были установлены флюгера в виде флажков, а на Святых воротах и средней восточной башне – двуличные фигурки трубящих ангелов на золоченых шарах. Внутри всех башен располагались жилые кельи, а в некоторых и мастерские, бочарная в юго-западной и кузница в северо-западной.

В 1856 году возникает решение построить новую трапезную, а прежнее здание, наконец, отделать под церковь. В архиве находим на сей счет «Покорнейшее доношение» игумена Моисея: «Въ сей Оптиной Пустыни, при настоятеле Игумене Данииле с разрешения Преосвященнейшаго Филарета … выстроено каменное двухэтажное здание с куполом… для храма Божия во втором этаже, а в нижнем этаже для братской трапезы, которая по отделке и находится в этом месте более 20-ти уже лет; но внутреннее устроение Храма Божия с алтарем во втором этаже оставалось до удобнаго времени по недостатку на то средств; а в последствии, Преосвященнейший Никанор… при обозрении сей обители изволил заметить неудобство быть в этом втором этаже церкви потому, что для безопасной поддержки наката с полом втораго этажа не сделано вначале каменных сводов. При этом же обстоятельстве в настоящее время по количеству братии и бывающих странних богомольцев в сей Обители помещение трапезы с поварнею сделалось невместительно и даже бывает крайне стеснительно. Почему необходимым признается для помещения братской трапезы с большими удобствами выстроить прежде новый каменный корпус на месте ветхаго братскаго флигеля, находящагося близ означенной трапезной церкви с западной стороны; и потом поместить предположенный издавна по завещанию покойной вкладчицы Г-жи Анны Сергеевны Ртищевой храм Господень с алтарем во всей внутренности означеннаго здания в нижнем этаже, где ныне находится братская трапеза. На каковое устроение и внутренней отделки сего храма Божия некоторые из благотворителей изъявили с своей стороны сделать доброхотное пособие и в особенности отставной поручик Николай Александрович Щеголев с тем, чтобы в этой церкви устроить престолъ во имя Преподобной Марии Египтянины и Свят. Анны пророчицы…для всегдашней памяти и поминовения означенных: Г. Щеголева дочери отроковицы Марии и болярины Анны Сергеевны Ртищевой, погребенных под сею церковию.

Для того представляя при сем вышеупомянутый план с фасадом, утвержденный в 1822 году подписью Преосвященнейшаго Филарета на устроение храма Господня и составленный план с фасадом на построение новаго корпуса для братской трапезы и перемещение в оную… Вашего Преосвященства Милостивейшаго Архипастыря и Отца Нижайшие Послушники № 42.Марта 6 дня1856 года». Поручик П. Щеголев вносит 5800 рублей с тем, чтобы церковь была названа в память его умершей дочери Марии. Так и утвердили – церковь Марии Египетской и Св. Анны (в память бывшей вкладчицы Анны Ртищевой). Был заказан деревянный крашеный иконостас столярной работы, иконы и вся необходимая утварь, стены бывшей трапезной были расписаны вновь. Последним документом, относящимся к данному строительному периоду, является подробная опись храма, сделанная уже после его. В заглавии описи указана дата освящения: » Опись Храму Божию, устроенному в бывшей братской трапезе во имя святыя Праведныя Анны… и Преподобныя Марии Египтянины. Алтарь и весь храм этот освящен преосвященнейшим Григорием епископом Калужским и Боровским 1858 года июня 8 дня». Дату освящения подтверждает и Л. Кавелин: «Церковь сия освящена 8 июня 1858 года преосвященным Григорием, епископом Калужским и Боровским. Опись, перечисляя все детали интерьера храма, показывает, что церковь была полностью отделана, снабжена всей необходимой утварью и иконостасом. Второй этаж ее отвели под мастерские и вещевой склад. Новые, наиболее существенные изменения произошли с церковью в 1882 году, когда она вся была заново перестроена. «Неизвестные лица» пожертвовали 11 тысяч рублей на устройство в ней двух приделов: Амвросия Медиоланского и Александра Невского. Перестройку церкви осуществлял академик архитектуры Грановский. По его плану было сломано междуэтажное перекрытие, так что помещение церкви стало двусветным. Портики со всех четырех сторон уничтожили и на их месте во всю высоту здания возвели пристройки в виде симметричных выступов с восточной стороны – алтарного, с южной и северной – придельных, с западной – крытой двухэтажной паперти с ризницей во втором этаже. Внутри были сделаны хоры. Заново возвела большой восьмигранный световой барабан и купол с главкой. Здание, получившее новый, крестообразный план, совсем бы утратило облик культового сооружения, если бы не купол и крест на нем. Во вкусах времени оно было пышно и богато оформлено внутри. Иконостасы для новых приделов были фанерованы розовым деревом и американским орехом, перед каждым из них повесили трехъярусное бронзовое золоченое паникадило, появилось много новых икон в дорогих ризах. Перестройка закончилась в 1886 году.

Когда из церкви Марии Египетской вывели трапезную, для нее в 1856 году было заложено новое отдельное здание. Оно расположилось к западу от церкви на месте амбаров и ледника, которые перенесли к северо-западу на территорию конного двора, о чем имеется соответствующий рапорт о. Моисея.

Новая одноэтажная трапезная была эклектичным громоздким каменным зданием с деревянным (обложенным кирпичом) мезонином. Основное помещение в середине здания, освещавшееся с восточной и западной стороны шестью большими окнами, предназначалось для 144 человек, которые размещались за семью длинными столами, из которых средний на восточной стороне предназначался для настоятеля и старшей братии. Простенки между окнами восточной стороны и углы были заняты иконами, а прочие стены и потолок расписаны живописцем Василием Петровичем Петровым в 1865 году. В южном отделении здания перед братской трапезою помещены столы для мирских посетителей обители, а отделение за братской трапезою занято поварнею. В цокольном этаже устроили кладовые и топочные для двух амосовских печей, которыми посредством проведенных от них чугунных и железных труб, нагревалось все здание. В мезонине устроили трапезную для светских посетителей. Строительство закончилось в 1858 году, позднее в 60-х годах мезонин был облицован кирпичом.

С северной стороны новой трапезы в 1863 году было построено двухэтажное деревянное здание. В одной части этого здания устроен бассейн, в который из источника на северо-западной стороне монастыря набиралась по чугунным трубам вода посредством водопроводной машины, устроенной в 1861 году машинистом Дмитрием Шульгиным. Из бассейна же посредством труб снабжаются водой: братская тапеза, хлебопекарня, просфорня, квасоварня и воскобелильный завод. В другой части того же здания находился кладовой амбар с каменным ледником для хранения разной монастырской провизии. От здания, вниз по направлению к конному двору, сделали каменную лестницу.

Строительство приобретало большой размах и шло непрерывно. Территория становилась тесной от обилия построек. В 1833 году » По недостатку в сей Оптиной пустыни келий для удобнейшего помещения иеромонахов» рядом с настоятельским корпусом строится еще один. В 1836 году на восточной стороне монастырской территории по сторонам проходной башни, согласно разрешению Консистории возводятся два одинаковых братских корпуса, которые позднее были облицованы кирпичом (прием, часто применявшийся в Оптиной пустыни). Один из них устроен благодетелем обители Болховским помещиком Желябужским, для себя и для успокоения старца о. Леонида.

По обеим сторонам северных Никольских ворот в 1842 года строятся два каменных двухэтажных корпуса с кельями, булочной, просфорной и выходящей за стену лавочкой да продажи белого хлеба.

По сторонам Казанских южных ворот в это же время также возникают каменные здания (в 1850 году к ним пристраиваются деревянные вторые этажи). Один из этих корпусов был построен на средства бывшего наместника Александро-Невской лавры архимандрита Мельхиседека, который жил в нем на покое до 1841 года. Здесь же почил о Господе в 1841 году старец о. Леонид, которого в последние шесть лет его жизни четыре раза переводили из кельи в келью. По другую сторону Казанских ворот другой такой же корпус, в котором внизу была устроена столярная мастерская, а вверху братские келлии. К западу от столярной мастерской был построен двухэтажный корпус, в котором внизу устроена воскобелильная мастерская для изготовления восковых свечей, а верхний этаж занят братскими келиями.

Юго-западная угловая башня была приспособлена под бочарную мастерскую. К ней в 1859 году пристроено каменное одноэтажное здание в котором разместили монастырскую библиотеку, началом которой послужили книги самого о. Моисея в количестве до 2000 томов. В 1846 году к одноэтажным флигелям колокольни надстроили вторые этажи, о чем свидетельствует «Доношение» настоятеля пустыни: «… на двух каменных одноэтажных братских флигелях, находящихся при колокольне, тесовые крыши крайне обветшали; для укрепления же здания по удобности и приличию места усматривается нужным надкласть оные флигели кирпичом вторые этажи с устроением в оных келий… и накрыть оные флигели листовым железом…».

На северной стороне монастырской территории в начале ХIХ века возник деревянный конный двор, который в 1839 году передвинулся к западу. Кроме конюшен, сараев, келий для эконома здесь же выстраивались различные хозяйственные корпуса, которые образовали целый хозяйственный комплекс. В 1845 году возвели квасоварню, с каменной избой и каменным ледником. В угловой башне на этом дворе внизу под сводом помещена кузница, а в двух верхних ярусах четыре братских келлии. В 1857 году поверх ограды от угловой северо-западной башни до квасоварни надстроили братские кельи, в 1871 году построили хлебопекарню. Кроме того, рядом с угловой башней конный двор имел свои проездные ворота.

Большой наплыв посетителей вызвал в Оптиной пустыни особо острую необходимость в устройстве обширного гостиного двора. Небольшой гостиный флигель существовал уже в 20-х годах ХIХ века, но в связи с изменявшимся положением монастыря вскоре стал ясно недостаточен. В 1830 году в северо-восточной части за стеной был выстроен деревянный двор для приезжих, в 1836 году его «распространили» пристройками», но и в таком виде он не вмещал всех желающих. В 1839 году построили каменные гостиницы. Эти двухэтажные здания, примкнувшие к Святым воротам, имели входы с внешней стороны монастыря, первые их этажи состояли из номеров для простого народа, в верхних были гостиничные кельи для высшего сословия. Гостиный двор продолжал застраиваться, но в 1852 году сильный пожар истребил большую часть старых корпусов. Вскоре после этого был куплен готовый дом (за 1000 рублей) в селе Полошкове, перевезен и поставлен на месте пожара. Затем, в течение нескольких лет здесь же были выстроены еще ряд корпусов. На юго-западной стороне, на Белевской дороге, были выстроены два «странно-приемных» одноэтажных дома для простого народа. До конца своего существования Оптина пустынь расширяла и благоустраивала гостиный двор. В настоящее время весь комплекс состоит из шести двухэтажных корпусов (всего их было восемь), деревянных, по большей части облицованных кирпичом. Своеобразная их особенность состоит в том, что поверх кирпича по штукатурке наведен декор, свойственный каменной архитектуре, так что деревянная основа зданий тщательно замаскирована.

Если в 1724 году при упразднении Оптиной пустыни она имела всего шесть ульев, а скот ее состоял из двух лошадей и четырех коров, то к середине ХIХ веке положение было совсем другим. Монастырская пасека по мере расширения составила как бы два отделения – скитское и собственно монастырское, расположенное на хуторе близ пустыни. Кроме того, на южной стороне за стеной около кладбища была заведена еще одна малая пасека (на ней в 1874 и 1875 годах построили два корпуса). Общее количество ульев достигало 400, доход с них был весьма ощутимым. Очевидно, по примеру скита монастырь стал заботиться и о разведении садов. Но если, при этом, сама скитская территория напоминала фруктовый сад, то монастырь существовал в их окружении.

В северо-западной части прилегающей к пустыни территории располагался скотный двор. Здесь постепенно вырос большой комплекс строений, от которых до нашего времени сохранилось лишь несколько сооружений, так как почти все старые постройки сгорели в 1907 году. Скотный двор был обширен, так как с середины ХIХ века в монастыре начали разводить крупный рогатый скот (количество его достигало 260–300 голов). Процесс разведения шел настолько успешно, что постепенно вывелась новая «Оптинская порода», которой монастырь выгодно торговал.

Монастырь устраивает собственные небольшие заводы с наемными рабочими: свечной, известковый, кирпичный, черепичный. На черепичном заводе производилась своеобразная и красивая разноцветная черепица, которой крылись многие монастырские постройки, в том числе навес главной монастырской стены.

На отведенной правительством в 1852 году земле (Перемышльского уезда в Каменской даче в 12 верстах от пустыни) был устроен хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке жиздре. Разработана земля под большие огороды для овощей потребных для братской трапезы и богомольцев. Из них самый большой – заливной огород за Жиздрой, около Болховской мельницы, под которым земли до четырех десятин.

Вокруг церквей и отдельных корпусов строятся каменные оградки на бутовом фундаменте, кирпич в них укладывался концами один на другой, в «шашку», так что оградки эти казались сквозными, как бы ажурными. Ко всем храмам и трапезной от настоятельских келий вели дорожки наподобие шоссе два аршина шириной с накатом, которые усыпали мелким битым кирпичом, заливали разведенною известью, а сверху засыпали песком.

Кладбище в монастыре занимало почти все свободное пространство в центре монастырского комплекса. Кроме монахов на нем похоронено много светских лиц, это либо вкладчики монастыря, либо люди, причастные к его истории. Среди них братья И.В. и П.В. Киреевские, графиня А.И. Остен-Сакен (тетка Л.Н.Толстого, заменившая ему мать), Е.А. Толстая, М.А. Ергольская, Хлюстины, Челищевы, Кологривов, Желябужские, Россети, Раевский и др. Почти все знаменитые скитские старцы были похоронены здесь же. Над их могилами возвышались внушительные памятники, ныне практически полностью утраченные.

Неподалеку от монастыря с южной стороны на монастырском лугу издавна существовал колодец с купальней, названный Пафнутиев Боровским. Над колодцем в 1830 году возвели деревянную с колоннами и куполом ампирную часовню. Ее возобновляли в 1852 году после разрушительного наводнения.

Число и количество частных пожертвований было очень велико. Жертвовались большие капиталы, земли, дома, мельницы, наследства. Правительство со своей стороны последовательно наделяло монастырь землей, так что он стал крупным землевладельцем. К 1864 году за ним числилось 681 десятина земли. Монастырские пустоши, луга, покосы, леса, хозяйственные хутора, дачи располагались в различных уездах. Необходимые товары монастырь приобретал в лучших торговых домах Москвы, Калуги, Тулы, Белёва, Харькова. Начиная с 70-х годов, Оптина пустынь ежегодно вносила 500 рублей на содержание Калужского архиерейского дома, был случай, когда архиерейский дом даже занимал у пустыни деньги. Значительно выросло братство Оптиной пустыни (до 108 человек по спискам 1863 года). Привлекаемые старчеством в него вступали люди из самых разных губерний России: Калужской, Московской, Тамбовской, Псковской, Петербургской, Смоленской, Могилевской, Ярославской, Уфимской, Воронежской и многих других. Сословный состав был пестрым: дворяне, купцы, мещане, военные, крестьяне.

Благодаря старчеству, Оптина пустынь и в официальных духовных сферах приобрела большой авторитет и стала считаться образцовым монастырем. Из числа ее монахов назначались обычно, настоятели в другие монастыри, в нее часто присылались на исправление «для увещания» провинившиеся духовные лица.

Таким образом, Оптина пустынь во II половине ХIХ века превратилась в богатый, благоустроенный монастырь, экономика которого находилась в цветущем состоянии

Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Издательство Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2004 г. – С. 77.

Опись церковного имущества Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1824 – 1829 гг. // ГАКО. Ф. 903. Оп. .1. Д. 46.

Там же. Л. 17.

Дело о построении храма во имя иконы Казанской Божией Матери. 1809 г. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 3. Л. 10.

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876. — С. 128.

Документы о церковном имуществе Оптиной пустыни. 1830-1857 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213 . К. 16. Ед. хр. 10. Л. 8.

Дело о монастырских постройках Козельской Введенской Оптиной пустыни 1846 – 1870 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 7. Л. 14.

Дело о постройке храма преп. Марии Египетской в 1856 и ремонте в 1903 г. 1856, 1903 — 1904 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 9. Л. 18-21.

Там же. Л. 48.

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876. — С. 132.

Дело о монастырских постройках Козельской Введенской Оптиной пустыни 1846 – 1870 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 7. Л. 26.

Там же Л. 11.

Там же. Л. 17.

Дело о монастырских постройках Козельской Введенской Оптиной пустыни 1846 – 1870 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 27. Ед. хр. 7. Л. 21.

  • Места
  • Маршруты

Значение Оптиной пустыни очень велико в духовной жизни России. Этот монастырь по праву считается символом духовного возрождения, возникшего в конце XVIII века в России. В настоящее время в обители проживает около 200 монахов. Это один из самых больших мужских монастырей в России.

Где находится: Калужская область, г. Козельск. От Козельска до Оптиной пустыни около трех километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи.

Телефон: (48442) 5-01-10 E-mail: palomnik@optina.ru

Наместник: архимандрит Венедикт (Пеньков)

История монастыря:

Расположенный около соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые ранее носили название оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, — место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей (предположительно XV век).

В 1504 году, когда Собор запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским.

В плане монастырь почти квадратный. Его окружает каменная ограда с 7 башнями. В центре находится главный храм монастыря – Введенский собор. За монастырской рощей расположен Иоанно-Предтеченский скит, куда разрешен вход только лицам мужского пола.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной пустыни написан «Отец Сергий» Л.Н. Толстого. Ф.М. Достоевский приехал в Оптину пустынь сразу после тяжёлой драмы – смерти сына в 1877 году. Он был в скиту недолго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

У Толстого с Оптиной пустынью была особая родственная связь: его родная сестра, Мария Николаевна Толстая, была послушницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, в некрополе Оптиной пустыни была похоронена его мать, урождённая княжна Волконская.

В феврале 1918 года Оптина пустынь была закрыта. В 1919 году монастырь был превращен в музей, который закрылся к 1927 году. В 1931 году здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького, а с ноября 1939 по апрель 1941 территория монастыря использовалась как концлагерь для четырёх тысяч польских офицеров. В годы войны здесь располагался эвакуационный госпиталь, а затем танковый батальон и пехотный полк. Впоследствии обитель служила как детский дом, сельскохозяйственное училище, музей. Кстати, литературный отдел Козельского краеведческого музея действует в Оптиной пустыни по сей день.

В 1987 году обитель возвращена Церкви. Ныне монастырь подчинён Московской Патриархии и его настоятелем является Патриарх всея Руси.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в монастырских храмах.

Другие услуги:

  • На территории монастыря возможно проживание: в паломнических гостевых домах (Восьмиместные комнаты, санузел на этаже, чайная. Стоимость поселения: 300 руб/ночь), гостевых пятикомнатных домиках (Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной. От 600 до 1000 рублей за ночь.),
  • Работает экскурсионная служба: ежедневно с 8.30 до 17.00. Экскурсии ведут штатные экскурсоводы и монахи. Возможна экскурсия на английском и греческом языках. Продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа. Сумма пожертвования зависит от количества экскурсантов в группе: от 150–200 рублей за одного взрослого человека.
  • Неподалеку расположены святые источники: колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия Оптинского (у Святых врат Иоанно-Предтеченского скита), и источник на берегу г. Жиздры с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского.
  • На территории монастыря работает лавка, где можно приобрести сувениры и святыни с символикой монастыря.

Читать отзывы: 2

В ночь на 22 января 2018 г. на 79-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался наместник Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков).

Архимандрит Венедикт (Владимир Андреевич Пеньков) родился в довоенной Москве 24 июня 1939 г. В миру окончил строительное училище, до поступления в монашество работал монтажником. С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии, которую окончил в 1973 г. со степенью кандидата богословия.

В 1968 г. был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где впоследствии проходил различные послушания (певчий в монастырском хоре, заведующий библиотекой, помощник казначея). В 1969 г. пострижен в мантию в честь преподобного Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта) и рукоположен в иеродиаконы. В 1972 г. рукоположен в сан иеромонаха и через несколько лет посвящен в игумены.

Был близким духовным чадом и помощником известных лаврских старцев – ныне почивших архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), к которым обращался за духовным советом и молитвенной помощью до самой их кончины. До приезда в Оптину Пустынь отец Венедикт несколько лет был настоятелем Гефсиманского Черниговского скита, одновременно неся послушание лаврского духовника. Уже в то время к нему за советом обращались многие миряне и монашествующие.

16 января 1991 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) игумен Венедикт был назначен наместником Введенской Оптиной Пустыни в городе Козельске Калужской области. Через несколько дней был возведен в сан архимандрита и 20 января 1991 г. приехал в обитель.

В конце 1987 г. после 70 лет запустения и разрухи сохранившиеся монастырские постройки Оптиной Пустыни были переданы Православной Церкви. В 1988 г. в возрождающейся обители начались богослужения, стали приезжать паломники и собираться братия. В этом же году на юбилейном Архиерейском соборе, посвященном тысячелетию Крещения Руси, был прославлен в лике святых преподобный старец Амвросий Оптинский, его мощи были обретены и перенесены для поклонения во Введенский собор.

Несмотря на самоотверженные труды братии и паломников по восстановлению обители, к началу 1991 г. монастырь все еще находился в плачевном состоянии. Главные храмы монастыря в советское время были почти полностью разрушены – от них остались лишь полуразвалившиеся кирпичные стены без крыш и куполов. 50-и метровая колокольня была полностью разобрана на кирпичи. Монастырская стена во многих местах рухнула. От могил Оптинских старцев не осталось даже и следа. Монастырь в то время представлял собой заваленный строительным мусором пустырь, заросший крапивой и кустарником. На всей территории обители располагались полусгнившие сараи, в бывших монашеских кельях проживали миряне. За первые 3 года был восстановлен лишь один придел главного собора, в котором совершались богослужения, возвращены несколько келий в братских корпусах.

Вклад архимандрита Венедикта в жизнь и развитие монастыря трудно переоценить. Трудами о. Наместника возвращены и отреставрированы все жилые корпуса на территории монастыря и Иоанно-Предтеченского скита. Восстановлены или заново отстроены храмы и часовни – в них проведена уникальная роспись, причем фрески выполнены исключительно монастырскими иконописцами. По инициативе о. Венедикта на подсобном хозяйстве устроены конюшня, коровник, птичник, пасека, отапливаемые теплицы, рыбное хозяйство, возделываются огороды, насажены плодовые деревья и кустарники. Организовано большое полевое хозяйство, так что монастырь полностью обеспечивает себя продуктами питания, а значительную часть сельхозпродукции жертвует на благотворительные цели. Братия монастыря изготавливают свечи, из своего зерна мелят муку и пекут хлеб и просфоры, производят несколько видов сыра. Проведены коммуникации – по современным технологиям построены собственные очистные сооружения, газовая котельная. В монастыре обширный автопарк, своя автозаправка, многочисленные мастерские. В обители работает издательский отдел и переплетная мастерская. Регулярно публикуются материалы об Оптиной Пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радио- и телепередачи, посвященные монастырю и его истории.

Стараниями о. Наместника в монастыре собрана многочисленная братия и налажена духовная жизнь. К концу 2017 г. братия обители достигла 200 человек, в настоящее время это – второй по числу братии монастырь в России и один из самых крупных во всем православном мире. В обители в строгом соответствии с церковным уставом совершаются богослужения, введен чин Неусыпаемой Псалтири, ежедневно с утра до вечера в соответствии с расписанием служатся панихиды, молебны, акафисты. В большом монастырском хоре поют исключительно братия монастыря. Напряженные трудовые послушания, обязательное посещение богослужений для братии и трудников, откровение помыслов старцам, большое келейное и четочное правило, обязательное изучение Священного Писания – все это основа здоровой духовной жизни в современной Оптиной. Исполнения этих правил строго требовал от братии о. Наместник, и все это исполнял сам.

О. Наместник был ревностным духовным наставником. Он со вниманием относился к нуждам каждого насельника – следил за его духовной жизнью, подолгу общался с каждым братом, с любовью наставлял, иногда вразумлял. Он знал каждого из многочисленных трудников и трудниц, вникал в их духовные проблемы. Каждый раз во время служения он говорил яркие проповеди, на трапезе всегда наставлял и возгревал духовную ревность братии. Особой популярностью пользовались еженедельные беседы, которые о. Наместник проводил с братией и гостями обители в воскресные и праздничные дни. Он всегда призывал изучать и исполнять Слово Божие, горько скорбел об умножении в мире греха, призывал вести внимательную и целомудренную жизнь.

Среди братии о. Наместник пользовался непререкаемым авторитетом. Строгое благочиние, трудовые послушания, молитвенная жизнь и внимательное духовное руководство сделали монастырь ведущим духовным центром, который привлекает ежегодно сотни тысяч православных паломников. Оптина Пустынь трудами и молитвами о. Наместника возродилась и стала таким же духовным центром, каким была в Российской империи, когда тысячи людей стремились попасть к Оптинским старцам. Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Паломники приезжают со всей России, из дальнего и ближнего зарубежья. В современную Оптину на послушание приходят разные люди, в определенные периоды они переживают и свои искушения, и напряженную борьбу. Каждого человека Господь ведет своим путем. И многие именно в Оптиной обретают душевный мир, приходят к вере, коренным образом меняют свою жизнь.

В Оптину Пустынь паломники приезжают к преподобным Оптинским старцам. За годы духовного руководства о. Наместника в монастыре для общецерковного почитания были прославлены в лике святых 13 старцев, проведена колоссальная работа по сбору материалов для прославления новомучеников и исповедников. Итогом этой работы стало то, что к настоящему времени, кроме 14 старцев, прославлено еще 17 оптинских монахов, пострадавших в годы гонений от советской власти. Паломники обращаются к оптинским святым в молитвах и получают явную благодатную помощь.

Последние годы отец Наместник нес тяжелый крест болезней. Несколько лет назад, чувствуя ухудшение своего здоровья, он просил Святейшего Патриарха отправить его на покой, но Святейший ответил, что тяжелый крест настоятельства он должен пронести до конца. Как истинный послушник, отец Наместник выполнил благословение Святейшего Патриарха и до последних дней, превозмогая телесные страдания, заботился о своих духовных детях, особое внимание уделяя воспитанию молодых послушников. Именно в эти последние годы братия обители значительно увеличилась, причем число желающих поступить в оптинское братство с каждым годом только росло.

1 января 2018 года неожиданно для всей братии отец Наместник почувствовал ухудшение состояния здоровья и был вынужден уехать в больницу – так началась его Голгофа. Перенеся несколько мучительных операций, но почти ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн, в ночь на 22 января, через 27 лет и 1 день после своего первого приезда в монастырь, архимандрит Венедикт отошел ко Господу. В памяти оптинской братии он навсегда останется неустанным тружеником, который не только из руин возродил славную Оптинскую обитель, но стал настоящим любящим отцом для каждого монаха и послушника.

Насельник монастыря Оптина Пустынь иеромонах Савватий (Грудев)

«…Оптина — завязь новой культуры. Она есть узел, живущий вот уже сотню лет, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешнеаскетическая, а именно духовная , совершенно бесспорно, что духовная культура должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее…».

П. Флоренский, 1919г.

«Оптина Пустынь стала духовной лечебницей для душ, исковерканных грехом, потерявших или не нашедших смысла жизни, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства».

С. Четвериков «Оптина Пустынь»

Жизнеописание старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Иллариона / . – Калуга : Типография В.В. Архангельского. – 1897. — 340 с.

Оптинский старец, духовник обители и начальник находящегося при Пустыне Скита, иеросхимонах Илларион, в миру Родион Никитич Пономарев, родился в пасхальную ночь с 8-го на 9-е апреля 1805г. Юность и молодость провел в Новохоперском уезде, Воронежской губернии и в Москве. В число братства Оптиной Пустыни был принят 13 марта 1839г. В книге подробно изложена уникальная судьба великого старца Иллариона, дана полная информация о его предках и родных, раскрыта его деятельность по отношению к секте скопцов. Большое внимание уделено высоким нравственным качествам старца, его окормлению духовных чад. В приложении даны письма людей, которые когда- либо соприкасались с ним и некоторые сведения о других старцах Оптиной Пустыни.

Историческая записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за столетний период ея существования (16 октября 1799-1899 г.) / . – Калуга : Типография Губернского правления. – 1900. – 78, с.: портр.

Издание представляет собой обзор состояния Калужской епархии за сто лет ее существования (1799-1899 г.г.). Приводятся сведения о том, каким образом она стала самостоятельной, о ее первом епископе Феофилакте (Русанове) и его последователях, об устройстве епархиального управления, о вновь открывшихся церквях. Отдельная глава посвящена монастырям (в т. ч. Оптиной Пустыни) и монашеству. Кроме того, даны подробные сведения о чудотворных иконах, наиболее почитаемых святых и о старообрядчестве в пределах Калужской епархии.

История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархи / сост. иеромонах Леонид. – Калуга : Типография Губернского правления. – 1876. – 316 с.

Издание раскрывает историю становления и развития Русской Православной Церкви на территории Калужской губернии с 852 г. до конца XVIII века (в т. ч. отдельные главы посвящены Оптиной Пустыни). Для удобства пользования материал сформирован в четыре периода. Каждый период состоит из нескольких разделов. Четвертый период содержит биографии Калужских иерархов (1799-1860). В конце издания имеются приложения разнообразного характера.

Калужская десятина, как видно из сохранившихся приходских окладных книг, состояла из 156 церквей разных уездов, а именно – Калужских городских 30, уездных – 33, Оболенских – город. 2 и уездных 16, Ярославца — Малого 4, Тарусских -23, Алексинских – 35, Медынских – 1, Тульских – 12. Настоящий выпуск состоит из двух разделов. В первом помещены все жилые данные церкви Калуж. десятины по приходным окладным книгам с 1628 по 1746 г. с относящимися к ним выписками из тех же приходных книг разных наименований и дел; во втором – пустовые церковные земли, отдававшиеся с торгов и за «прииск» без торгов разным людям.

Козельская Введенская Оптина Пустынь принадлежит к числу древнейших обителей нашего Отечества. Ее судьба разнообразна и занимательна для любителей старины , поучительна и назидательна для ревнителей отеческого благочестия. Основанная отшельником Оптой, в настоящее время ее можно назвать «Калужской Лаврой». Предлагаемое описание является результатом посещения автором монастыря в 1845 г. В книге подробно изложены: история, местоположение, устройство обители, краткая летопись г. Козельска, опись церковного имущества, опись книг монастырской библиотеки, жизнеописания насельников и старцев.

Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII столетия храмов . – Калуга : Калужская губернская типография. – 1857. – 74 с.

Издание содержит краткую историю Оптиной Пустыни, описание соборов и храмов, находящихся на ее территории, описание святых икон, окладов и их украшений. Имеется информация о крестах и богослужебных сосудах, о царских и частных пожертвованиях. В конце издания помещена опись старопечатных книг (до 1700 года) и редких книг, находящихся в библиотеке Козельской Введенской Оптиной Пустыни.

Очерк жизни настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Исаакия. – Москва : Университетская типография, Страстной бульвар. – 1899. – 68 с. : ил.

В книге содержится краткая биография настоятеля монастыря Оптина Пустынь архимандрита Исаакия. Образным, живым языком изложен нравственный и духовный образ инока, его отношение к монахам и мирянам, показана хозяйственная деятельность настоятеля в управлении обителью, подробно описаны последние годы жизни и кончина старца. В дополнении опубликованы письма духовных чад отцу Исаакию.

Путешествие учеников Мещовского духовного училища в Оптину Пустынь . – Москва : Университетская типография, Страстной бульвар. – 1901. — 32 с.

Издание представляет собой увлекательное повествование о путешествии учеников Мещовского духовного училища в Оптину Пустынь.

Издательская деятельность Оптиной Пустыни тесно связана с её старчеством, почему и хронологически оба эти явления появляются почти одновременно. В 1829 г. , как известно, в обители вводится старчество, а десять лет спустя, в 1839 г., появляется на свет первый печатный экземпляр. Старчество своего наивысшего развития достигло при преп. Макарии (1841-1860) и преп. Амвросии (1860-1891); к этому же времени относится и наиболее кипучая литературная деятельность Пустыни.

Данный очерк содержит полный список книг, изданных в монастыре с 1839г. по 1897г., кроме того, имеется информация о переводных изданиях, примечаниях и алфавитных указателях, использованных в книгах, об отзывах и мнениях об этих издания.

Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии / сост. Оптиной Пустыни иеромонах Леонид. – Б. м. и : Б. г. и. – 170 с.

Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии, составленное насельником Свято-Введенской Оптиной Пустыни иеромонахом Леонидом, подготовлено на основе архивных источников, монастырских летописей, воспоминаний современников. Описание каждого монастыря разделено на две части: а) исторический очерк обители, написанный на основе местных данных, устных и письменных; б) состояние обители к концу XIX века.

Помимо этого , приводятся сведения о боярских родах, родах духовных лиц, вкладных книгах (частные и царские вклады), церковной утвари и богослужебных книгах.

В публикации содержатся краткие сведения об истории Оптиной Пустыни, ее основателе, насельниках, начале и рассвете старчества. Особое внимание уделено раскрытию понятия «старчество», его смыслу и значению. Приведены некоторые данные о посещении обители писателями XIX века.

Калужские губернские ведомости :

Амфитеатров В. Некролог настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни архимандрита Моисея. 26 июня 1862 г. // КГВ. – 1862. — №32. – 11 авг.

Воспоминание об Оптиной Пустыни //КГВ. – 1903. – (н.ч.) – 21 янв.

Знаменский А.М. Обозрение церквей Калужской епархии преосвященным Анастасием / с ист. справками / // КГВ. – 1888. — №74. — 77-79.

Климов И.И. Оптина Пустынь: // КГВ. – 1905. – 26 нояб.

Козельская Оптина Пустынь / Из «Правит. Вестника» / // КГВ. – 1894. — №45-47, 51, 55, 59.

М.Н. Оптина Пустынь. Поездка в Пустынь. Жизнь в ней / Из «Моск. Вед.» / // КГВ. – 1888. — №64.

Лебедев Н Иеросхимонах Амвросий: // КГВ. — 1901. – 20 окт.

Ляметри П. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии // КГВ. – 1861. — №7-10, 18 февр. – 11 марта.

Монастыри Калужской губернии // КГВ (неоф. ч.). – 1850. — №1,2.

Некролог архимандрита Исаакия, настоятеля Оптиной Пустыни // КГВ. – 1895. — №92.

Образование древностей Козельской Введенской Оптиной Пустыни // КГВ (ч. неоф.). – 1857. — №28-33.

Опись старопечатных книг (до 1700 г.) и редких, состоящих в церквах и библиотеке Козельской Введенской Оптиной Пустыни // КГВ. – 1857. — №31-33.

Паломничество в Оптину Пустынь // КГВ. – 1903. – 17 мая.

Пребывание его высочества великого князя Константина Константиновича в Калуге / 10 мая проездом в Оптиной Пустыни / // КГВ. – 1887. — №36.

С.-Б. И. Козельск : / Некролог казначея Введенской Оптиной Пустыни Флавиана / // КГВ. – 1890. — №44.

Соколов Д.Д. Значение Козельской Оптиной Пустыни в XIX столетии. Вып. I Калуга, 1898. Рец. Из-в М. // КГВ. – 1898. — №75.

Срнкв К. Памяти о. Амвросия : / Некролог иеросхимонаха Оптиной Пустыни / // КГВ. – 1891. — №117.

Страхов И. По городам и селам: (Дорожные заметки) / Андреевское, Перемышль, Оптина Пустынь / // КГВ. – 1882. — №74.

Число монастырей в Калужской губернии // КГВ. – 1864. — №9, 29 февр. (Епарх. Вед.). Рус. инвалид. – 1864. — №59.

Калужские епархиальные ведомости :

Амвросий, иеросхимонах, старец Оптиной Пустыни = 1891 : №20 (652) ; 1892 : №15 (463), № 16 (499, 503, 506) ; 1894 : №2 (43).

Варсонофий, иеромонах, старец Оптиной Пустыни = 1904 : №10 (289), №17 (534).

Казанский соборный храм Оптиной Пустыни =1892: №16 (503).

Макарий, иеросхимонах, старец Оптиной Пустыни = 1864 ; №2 (34)

Моисей, архимандрит, старец, настоятель Оптиной Пустыни = 1862 : №12 (185), №13 (193) ; 1863 : №12 (207, 219) ; 1874 : №1 (7), №2 (27).

Калужский церковно – общественный вестник :

Анастасий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Александр Елисеев Максимов / . 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем . = 1916 : №18 (12).

Анатолий, иеросхимонах, старец Козельской Введенской Оптиной Пустыни. = 1914 : №2 (4).

Варсонофий, схиархимандрит, старец Козельской Введенской Оптиной Пустыни. = 1913 : №33 (3).

Вениамин, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден набедренником. = 1909 : №10-11 (17).

Гермоген, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Алексей Алексеев /. 28 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1914 : №29 (15).

Даниил, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Дмитрий Кириллов Фомин / . 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1916 : №18 (2).

Елеазар, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Евфимий Васильев Трунов /. 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1916 : №18 (2).

Епифаний, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Евфимий Бурмистров / . 3 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1914 : №27 (16).

Зосима, иеродиакон Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 9 июня 1917 г. рукоположен в иеромонаха. = 1917 : №19 (13).

Иезекиил, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден набедренником. = 1914 : №36 (9).

Иеремий, иеродиакон Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 7 июня 1917 г. рукоположен в иеромонаха. = 1917 : №19 (13).

Иероним, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Иван Арсеньевич Федотов / . 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1915 : №17 (12).

Иларий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Иван Михайлович Никитин /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1915 : №17 (12).

Иоаким, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Захарий Федосеев /. 3 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1914 : №27 (16).

Иоасаф, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Иван Маслов /. 28 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1914 : №29 (15).

Исихий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Иосиф Прокопьевич Демидов /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1915 : №17 (12).

Киприан, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Кузьма Клавдиев Косов /. 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1916 : №18 (12).

Кирилл, иеродиакон Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – 1 ноября 1917 г. рукоположен в иеромонаха. = 1917: №32-33 (18).

Корнилий, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. = 1907 : №8-9 (19).

Кукша, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден набедренником. = 1914 : №11-12 (18).

Маврикий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Максим Алексеевич Ляхов /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1915 : №17 (2).

Мартирий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Михаил Захаров /. 3 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1914 : №27 (16).

Мельхисидек, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Мирон Кузьмич Лапеко /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем. = 1915 : №17 (2).

Михей, епископ Уфимский. 4 января 1914 г. уволен на покой, назначением места пребывания в Козельской Введенской Оптиной Пустыни. = 1914 : №4 (13).

Моисей, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден набедренником. = 1909 : №10-11 (17), 1916 : №22-23.

Никодим, монах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 26 декабря 1915 г. рукоположен во иеродиакона. = 1916 : №3 (9).

Никон, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Николай Митрофанович Беляев /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1915 : №17 (12).

Никон, иеродиакон Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 3 ноября 1917 г. рукоположен во иеромонаха. = 1917 : №32-33 (18).

Олимпий, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Онуфрий Андреев Корниенко /. 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1916 : №18 (12).

Пантелеймон, иеромонах, исправляющий должность казначея Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден наперстным крестом от Святейшего Синода и набедренником. = 1914 : №36 (9), 1917 : №20 (14).

Пантелеймон, монах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 25 декабря 1915 г. рукоположен во иеродиакона. = 1916 : №3 (9).

Пафнутий, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден набедренником. = 1915 : №23 (16).

Пиор, иеромонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Награжден наперстным крестом от Святейшего Синода. = 1913 : №16 (11).

Питирим, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Николай Сбруев /. 3 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1914 : №27 (16).

Питирим, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Алексей Кудрявцев / . 28 сентября 1914 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1914 : №29 (15).

Серафим, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Стефан Григорьевич Гущин /. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1915 : №!7 (12).

Сергий, иеросхимонах Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Умер 14 января 1917 г. = 1917 : №5 (11).

Силуан, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Сергей Филиппович Щеголев / . 24 мая 1915 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1915 : №!7 (12).

Смарагд, послушник Козельской Введенской Оптиной Пустыни / в мире – Семен Иванов Фидрус / . 10 июня 1916 г. пострижен в монашество с данным именем.= 1916 : №18 (12).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *