Иерусалим храмы

Прежде чем говорить об изгнании Иисусом торгующих из храма, необходимо сказать о том, какое значение имел Иерусалимский храм для иудеев во времена Иисуса и какую роль играл храм в Его жизни.

В эпоху патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) у евреев не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности, от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (Быт. 32:30). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (Быт. 28:18–22). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (Быт. 12:8; 26:25), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (Быт. 8:20; 33:20).

После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию — переносное святилище (Исх. 26–27). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (Исх. 25:8); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100 на 50 локтей1Древнееврейский локоть — около 50 см. (Исх. 27:18).

Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей2В частности, Филона Александрийского (Жизнь Моисея 3, 7. Opera omnia. Vol. 4. P. 156) и Иосифа Флавия (Иудейские древности 3, 6, 2–3. С. 100–101)., скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30 на 10 локтей, делившуюся на две части — святилище площадью 20 на 10 локтей и святое святых площадью 10 на 10 локтей. В святилище находились культовые предметы — золотой светильник с семью лампадами (Исх. 25:31–37), жертвенник для хлебов предложения (Исх. 25:23–30), жертвенник для воскурения фимиама (Исх. 30:1–6) и умывальник (Исх. 30:17– 21). В святом святых располагался ковчег Завета — деревянный ящик с золотой крышкой (Исх. 25:10–17), внутри которого хранились скрижали Завета (3 Цар. 8:9); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (Евр. 9:4). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (Исх. 26:31–32).

Устройство скинии соответствовало еврейскому богослужебному культу, включавшему в себя многочисленные жертвоприношения. В Книге Левит (гл. 1–5) описывается несколько разновидностей жертвоприношений. Это, прежде всего, жертва всесожжения — принесение в жертву крупного или мелкого рогатого скота (тельца, овцы, козла): жертвенное животное при этом закалалось, рассекалось на части и сжигалось вместе со всеми внутренностями. В жертву всесожжения приносились также птицы. Хлебным приношением называлось принесение в жертву горсти муки с елеем и ливаном, либо пресных печеных хлебов, либо пшеничных зерен. Мирной жертвой называлось принесение в жертву внутренностей и жира животных. Существовали также особые ритуалы жертвы за грех и жертвы повинности.

Скинию неоднократно переносили с одного места на другое до тех пор, пока при царе Давиде она не была водворена в Иерусалиме, превращенном в главный духовный и политический центр еврейского государства. Теперь надлежало вместо походного храма из брусьев и ткани построить каменный храм. Эта мысль появилась у царя Давида, однако Бог не благоволил, чтобы строительство храма осуществил он (2 Цар. 7:1–17). Храм был построен при его сыне Соломоне.

Строительство храма было одним из самых грандиозных архитектурных проектов в истории человечества: в нем участвовали 30 тысяч человек, добывавших дерево в Ливане, 18 тысяч каменотесов, 70 тысяч строителей и 3300 надсмотрщиков (3 Цар. 5:12–18). Храм был построен за семь лет (3 Цар. 6:38). По современным меркам размер храма, особенно учитывая вложенные в его строительство силы и средства, может показаться скромным: длина храма была 60 локтей3Локоть — мера длины, соответствующая среднему расстоянию от кончика среднего пальца руки до изгиба локтевого сустава. Для локтя в Ветхом Завете (אמה ’ammā) принимается метрическое соответствие ок. 50 см. (Koehler L., Baumgartner W., Stamm J. J. Hebräisches und Aramäisches Lexikon zum Alten Testament. Bd. 1. S. 60). (с востока на запад), ширина 20 локтей (с севера на юг), высота 30 локтей; при храме был притвор размером 20 на 10 локтей (3 Цар. 6:2– 3)4По версии Септуагинты. О пропорциях Иерусалимского храма и их возможной связи с музыкальной гармонией см.: Barker. The Great High Priest. P. 274–275.. Стены храма были построены из цельного тесаного камня, внутри стены и потолок были обложены кипарисовым деревом. По бокам к храму были пристроены комнаты высотой в пять локтей (3 Цар. 6:10). Многие элементы храма были сделаны из чистого золота.

Как и скиния, внутренняя часть храма включала святилище и святое святых, где находились те же самые предметы, что и в скинии. К храму прилегал большой двор, разделенный на две части: внешняя часть называлась двором большим, внутренняя — двором священническим; между двумя частями двора стояли ворота, обложенные медью (2 Пар. 4:9). Во внутреннем дворе стоял жертвенник для совершения всесожжений. Внешний двор предназначался для народа, участвовавшего в богослужении.

Как и в скинии, в храме ежедневно приносились кровавые жертвы. По особым случаям и в дни великих праздников численность жертвенного скота составляла тысячи голов. Так, например, при освящении храма Соломоном в мирную жертву было принесено 22 тысячи голов крупного скота и 120 тысяч мелкого скота, так что жертвенник не мог вместить всех животных и хлебные приношения (3 Цар. 8:63–64).

Освящение храма царем Соломоном и перенесение в храм ковчега завета

— главной святыни израильского народа — стало важнейшим событием в религиозной истории Израиля. С этого момента храм становится главным духовным центром и главной святыней Израиля; к храму молящийся иудей простирает руки, в храме присутствует слава Божия (3 Цар. 8:10–39). Храм превращается в крупнейший центр паломничества, куда со всей Палестины приходят люди, чтобы принести жертву Господу. Одновременно храм становится и главным государственным символом Израиля: процветание храма свидетельствует о благополучии израильского государства; упадок и разорение

— соответствуют утрате могущества еврейским народом.

История храма неразрывно связана с историей израильского народа. Первый Иерусалимский храм просуществовал приблизительно с 950 по 586 год до Р. Х., когда он был сожжен вавилонским полководцем Навузарданом (4 Цар. 25:9). В течение 70 лет вавилонского плена евреи жили мечтой о восстановлении храма. К этому периоду относится видение пророка Иезекииля, которому явился муж с льняной веревкой и тростью измерения в руке: длина трости была в шесть локтей, считая один локоть «в локоть с ладонью» (Иез. 40:3–5). Обходя внешний и внутренний дворы храма, а также все помещения храма, муж, «которого вид был как вид блестящей меди» (Иез. 40:3), измерял длину и ширину стен, а пророк записывал.

После возвращения израильтян из вавилонского плена в 538 году до Р. Х. на месте первого храма началось строительство второго, в котором, однако, уже не было ковчега завета. Второй храм был построен в 516 году до Р. Х. Согласно указу персидского царя Кира, храм должен был иметь высоту и ширину в 60 локтей (1 Ездр. 6:3), однако точно не известно, каким был его размер в действительности. В 167 году до Р. Х. храм был осквернен войсками Антиоха Епифана, однако в 164-м был заново освящен при Иуде Маккавее.

В период Второго храма на всей территории Израиля появляется множество синагог — домов для собраний. В отличие от храма, синагога не воспринималась как культовое сооружение: синагога была прежде всего домом учения, где благочестивые евреи читали Тору и обсуждали ее содержание. В то же время, в синагогах возносились совместные молитвы, имевшие характер богослужения. Однако основным богослужебным центром Израиля, где приносились предписанные законом жертвы, оставался Иерусалимский храм.

В I веке до Р.Х. храм пришел в запустение, и около 20 года до Р. Х. иудейский царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию храма, значительно расширив его пределы и превратив его в один из самых величественных религиозных объектов древнего мира общей площадью 140 тысяч квадратных метров5Magness J. The Archaeology of the Holy Land. P. 148.. При строительстве храма Ирода использовались элементы греческой классической архитектуры — колонны, балюстрады, галереи, портики. Размер храма Ирода значительно превышал размеры первоначального храма Соломонова. Строительные и реставрационные работы продолжались и после смерти Ирода. К тому моменту, когда Иисус начинал Свое земное служение, Иерусалимский храм представлял собой гигантский комплекс зданий, восхищавших современников своей красотой и великолепием6Подробнее о храме времен Иисуса см. в: Ritmeyer L. Imagining the Temple. P. 19–57. О реконструкции храма при Ироде см., в частности: Hanson K. C., Oakman D. E. Palestine in the Time of Jesus. P. 135–139.. Иосиф Флавий писал:

Храм… был построен на хребте сильно укрепленного холма. Самая низкая часть храма покоилась на фундаменте в триста локтей высоты, а местами и больше… Достойны такого основания были также воздвигнутые на нем здания. Все галереи были двойные; двадцатипятилоктевые столбы, на которых они покоились, состояли каждый из одного куска самого белого мрамора; покрыты же они были потолками из кедрового дерева. Высокая ценность этого материала, красивая отделка и гармоничное сочетание его представляли величественный вид, хотя ни кисть художника, ни резец ваятеля не украшали здания снаружи… Непокрытые дворовые места были вымощены везде разноцветной мозаикой… К самому зданию храма, возвышавшемуся посередине, т.е. к святилищу, вели двенадцать ступеней. Фронтон здания имел, как в высоту, так и в ширину, сто локтей; задняя же часть была на сорок локтей ýже; ибо с обеих сторон фронтона выступали два крыла, каждое на двадцать локтей… Из двух отделений храмового здания внутреннее было ниже внешнего. В него вели золотые двери пятидесяти пяти локтей высоты и шестнадцати ширины; над ними свешивался одинаковой величины вавилонский занавес, пестро вышитый из гиацинта, виссона, шарлаха и пурпура, сотканный необычайно изящно и поражавший глаз замечательной смесью тканей. Этот занавес должен был служить символом вселенной: шарлах обозначал огонь, виссон — землю, гиацинт — воздух, а пурпур — море…7Иосиф Флавий. Иудейская война 5, 5, 1–4. С. 1113–1115.

Богослужения, совершавшиеся в храме по большим праздникам, отличались пышностью и грандиозностью. Еще до строительства Первого храма, в эпоху царя Давида, богослужение приобрело те черты, которые сохраняло на протяжении многих веков. В частности, для древнееврейского культа было характерно широкое использование музыкальных инструментов. Царь Давид осуществил богослужебную реформу, создав целый штат левитов- музыкантов для профессионального сопровождения богослужебных церемоний. Начальникам левитов он приказал «поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования» (1 Пар. 15:16). За богослужениями одни из левитов «играли громко на медных кимвалах», другие — «на псалтирях, тонким голосом», третьи — «на цитрах, чтобы делать начало», четвертые же «трубили трубами пред ковчегом Божиим» (1 Пар. 15:19–24). Начальник левитов, Хенания, «был учитель пения, потому что был искусен в нем» (1 Пар. 15:23).

При передаче царства Соломону престарелый Давид провел еще одну литургическую реформу, значительно расширив штат музыкантов. Из 38 тысяч левитов он выделил 20 тысяч на служение Богу: в числе последних были «четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления» (1 Пар. 23:5). Затем Давид отделил «сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах… Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами… И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь» (1 Пар. 25:1, 6–7).

Царь Давид вошел в историю как создатель псалмов — молитв, предназначенных для пения хором. Уже в первом своем псалме, составленном по случаю перенесения ковчега Завета в Иерусалим, Давид восклицает:

«Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему» (1 Пар. 16:8–9; Пс. 104:1–2). Пение и «бряцание», то есть вокальная музыка (хоровая или сольная) и игра на музыкальных инструментах, стали основными формообразующими элементами псалмов как главного литургического жанра в древнем Израиле. К этим элементам могли иногда добавляться танцы (2 Цар. 6:16) и рукоплескание (Пс. 46:2).

О том, как совершалось богослужение в эпоху царя Соломона, можно судить по описанию освящения Первого Иерусалимского храма:

Когда священники вышли из святилища… и левиты певцы — все они… одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие, и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его8Аллюзия на конкретный псалом, певшийся во время освящения храма (Пс. 135).: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:11–14).

В те эпохи, когда храм приходил в упадок, богослужение становилось более скромным или вообще прекращалось. Когда же храм восстанавливали, как было в эпоху строительства Второго храма, то и богослужению возвращалось прежнее великолепие. Богослужение эпохи Второго храма отличалось не меньшей грандиозностью, чем во времена Давида и Соломона. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывается торжественное жертвоприношение во времена первосвященника Симона II (ок. 230–195 до н.э.):

Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм… Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища… В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердным, доколе совершалось славословие Господа, и так оканчивали они службу Ему (Сир. 50:1, 12– 21).

Реконструкция Второго храма Иродом Великим на рубеже I века до Р. Х. и I века по Р. Х. сопровождалось возрождением богослужебных традиций в том великолепии, которое было характерно для предшествовавших эпох. Говоря о том, как было организовано богослужение в его время (I век по Р. Х.), Иосиф Флавий подробно описывает одеяние первосвященника:

Он совершал священную службу в поясе, прикрывавшем тело от чресел до голеней, в льняной нижней одежде в гиацинтово-голубой, достигавшей до ног, обхватывавшей все тело, верхней одежде, обшитой кистями. К кистям привешены были золотые колокольчики с гранатными яблоками попеременно: первые, как эмблема грома, вторые — молнии. Повязка, прикреплявшая верхнюю одежду к груди, представляла пеструю ткань из пяти полос: золота, пурпура, шарлаха, виссона и гиацинта, — тех самых материй, из которых, как выше сказано, были сотканы занавесы храма. Поверх этого он носил еще надплечное одеяние, вышитое из тех же цветных материй с преобладанием золота. Покрой этого облачения походил на панцирь, две золотых застежки скрепляли его и в эти застежки были вправлены красивейшие и величайшие сардониксы, на которых вырезаны были имена колен народа. На другой стороне свешивались двенадцать других камней четырьмя рядами, по три в каждом: карнеол, топаз и смарагд, карбункул, яспис и сапфир, агат, аметист и янтарь, оникс, берилл и хризолит. На каждом из этих камней стояло одно из названий колен. Голову покрывала пара, сотканная из виссона и гиацинтово-голубой материи; ее обвивала кругом золотая диадема с надписанными священными буквами. Это были четыре согласных9Т. е. священный тетраграмматон — четыре согласных, при помощи которых обозначали священное имя Бога Яхве (Иегова).. Это облачение, впрочем, он не носил во всякое время, так как для обычного ношения употреблялся более легкий убор, а только тогда, когда входил в Святая-Святых, и то один раз только в году, когда все иудеи в честь Бога постились10Иосиф Флавий. Иудейская война 5, 5, 7. С. 1116–1117..

Основой храмового богослужения во времена Ирода Великого и его наследников продолжали оставаться разного рода жертвоприношения, совершавшиеся в соответствии с предписаниями закона Моисеева. Священник Павел Флоренский красочно описывает эти жертвоприношения:

Итак, жертвенник 30 на 15 локтей… Вечный огонь горел на нем; это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике, представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя… Тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и т.д. Вообразите, какой стоял запах гари, сала… Порою священники ходили по щиколотку в крови — весь огромный двор был залит кровью. Со слабыми нервами сюда нечего было идти. В праздник кущей в 1 день приносилось 13 быков. Ветхозаветный культ принудительно устрашал своей огромностью… В поток Кедронский стекала кровь — и осадком крови удобрялась вся Палестина11Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия. С. 97–98. Выделено автором..

Об объемах, в которых совершались жертвоприношения по большим праздникам, можно судить по упоминанию Иосифа Флавия о том, что единовременно на Пасху в жертву приносилось 256,5 тысяч агнцев. Эти данные были получены легатом Гаем Цестием Галлом, в 65 году по Р.Х.:

Последний, чтобы показать Нерону, считавшему иудейский народ совсем малозначущим, как велика степень процветания города, поручил первосвященнику по возможности привести в известность численность населения. Так как тогда наступал праздник Пасхи, когда от 9 до 11 часа приносят жертвы, а вокруг каждой жертвы собирается общество из девяти человек по меньшей мере, но часто и из двадцати, ибо одному нельзя поедать эту жертву, так сосчитали жертвы, и их оказалось 256.500. Если положим на каждую жертву только по десяти участников, то получим 2.700.000 — и то исключительно чистых и освященных, ибо прокаженные, одержимые семятечением, женщины, находившиеся в периоде месячного очищения, и вообще нечистые не допускались к участию в этой жертве, равно как и являвшиеся для поклонения не- иудеи12Иосиф Флавий. Иудейская война 6, 9, 3. С. 1177..

Даже если предположить, что первосвященник завысил цифры, или что Иосиф передал их недостаточно точно, очевидно, что количество жертв исчислялось десятками тысяч, а количество паломников, прибывавших в Иерусалим по большим праздникам, сотнями тысяч. Богослужение было грандиозным, массовым, зрелищным: великолепию внешнего и внутреннего декора храма соответствовали одежды священников; хоровое пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах и танцами, которые были «одним из способов выражения радости о познании Бога и исполнении Его воли»13Charlesworth J. H. Jesus and the Temple. P. 148..

Каждый Израильтянин должен был, в соответствии с предписанием Пятикнижия (Исх. 23:14–17), посещать храм по большим праздникам: на Пасху, на Пятидесятницу и в праздник Кущей. Чтобы дойти до Иерусалима из Галилеи, требовалось около шести дней пути, однако наиболее благочестивые галилеяне преодолевали этот путь трижды в год, несмотря на подстерегавшие их опасности, включая диких зверей (волков, медведей, леопардов и даже львов)14Aviam M. Reverence for Jerusalem and the Temple. P. 123.. Менее благочестивые приходили в Иерусалим только на Пасху. Евреи, проживавшие в рассеянии, должны были совершить паломничество в Иерусалим хотя бы раз в жизни (исполняя этот обычай, Филон путешествовал в Иерусалим из Александрии)15Charlesworth J. H. Introduction. P. 3; Филон Александрийский. О промысле 2, 64 (Philo. Vol. 9. P. 500)..

Одну из стен храма сделают прозрачной, фасады и крышу накроют стеклофибробетоном и стеклопластиком, а крест на куполе будет с подсветкой Фото: пресс-служба Москомархитектуры

На Верейской улице на западе Москвы по футуристическому архитектурному проекту будет построен православный храм священномученика Игнатия Богоносца. От большинства строящихся в последнее время храмов сооружение будет отличаться лаконичностью и минимализмом. Об этом говорится в пресс-релизе Москомархитектуры, которая вместе с Московской патриархией одобрила проект строительства.

Храм на Верейской улице спроектировали в архитектурных бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Archpoint. Прообразом для этого храма послужила церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде, которая была построена в XIV веке и также отличается минимальным количеством декоративных элементов.

Фото: пресс-служба Москомархитектуры

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, при проектировании церкви на Верейской улице «удалось сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали». В основе проекта лежит классическая крестово-купольная система. Одним из нестандартных элементов церкви станет стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. «Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь», — уточнил Кузнецов.

Фото: пресс-служба Москомархитектуры

Перекрытия храма будут построены из монолитного железобетона, фасад обшит стеклофибробетонными плитами, а кровля и купол — стеклофибробетоном или стеклопластиком. Как уточняется в пресс-релизе, крест на куполе планируется сделать из триплекса с возможностью подсветки.

Фото: пресс-служба Москомархитектуры

Вместимость храма — 500 молящихся. Внутри предполагается сделать встроенные ниши для икон и выступающие подставки для свечей. Алтарь в церкви будет отделен от основного пространства храма низким одноуровневым иконостасом. Таким образом архитекторы хотят добиться открытости пространства священнослужения. Как уточняется в пресс-релизе, эта планировка была принята в раннем христианстве и почти не применяется в современных православных церквях.

Фото: пресс-служба Москомархитектуры

По словам главного архитектора Москвы, в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям при строительстве церквей. «То, что этот проект появился, — маленькое чудо», — приводятся в пресс-релизе слова Кузнецова.

Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами.

Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).

Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания.

Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама).

В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:

  • Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Богу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина.
  • Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам.
  • Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
  • Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения».

Арка сегодня Eman, Public Domain

Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Названия Храма

  • В Библии Храм обычно называется «Бет YHWH» (вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай — Дом Господа или Бет Элохим — Дом Бога).
  • Часто в поэтических текстах в Пятикнижии и Пророках Храм называется «Леванон» (ивр. לבנון‎, «белый»).
  • Название «Бет а-Микдаш» (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‎, Дом Святости) получило распространение со времён Мишны (II век).
  • В еврейской религиозной литературе широко употребляется название «Бет а-Бехира» (ивр. בֵּית הַבְּחִרָה‎, Дом Избрания).
  • В поэтической литературе Храм называется также именем «Ариель» (ивр. אריאל‎, букв. «Божественный лев»).

Иерусалимский храм — центр религиозной жизни еврейского народа между X в. до н.э. и I в.н.э. Поэтому библейский или древний иудаизм называют также храмовым.

Храм был возведен в Иерусалиме царем Соломоном в 950 г. до н. э. и являлся единственным разрешенным местом жертвоприношений Богу, которые совершались когенами и левитами. В Храм из переносной Скинии Собрания, служившей евреям после исхода из Египта для совершения обрядов, были перемещены предметы, символизирующие присутствие Бога, — Ковчег Завета и Скрижали Завета. Кроме того, Храм стал главным объектом паломничества всех евреев три раза в год: во время трех главных иудейских праздников – Песах, Шавуот, Суккот.

Историю строительства и существования Иерусалимского храма принято делить на два этапа – Первый Храм и Второй Храм.

Первый Храм олицетворял объединение Израильского царства и был воздвигнут царем Соломоном в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа.

До настоящего времени единственным источником для гипотез о местоположении и архитектуре Первого храма, его строительстве, разрушении и воссоздании после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н.э.) остается Танах. Согласно ему, царь Давид перенес Ковчег Завета в завоеванный им Иерусалим – город, не принадлежавший ни одному из колен Израиля и находившийся на территории, расположенной между землями, отданными колену Иуды (к которому принадлежал Давид) и колену Вениамина (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Тем самым Давид превратил свою столицу на «нейтральной» территории в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

Идея строительства центрального для всех иудеев Храма также принадлежала Давиду. Он намеревался возвести Храм на горе Мория (Храмовой горе), на том самом месте, где задолго до этого Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Однако, вняв словам пророка Нафана, Давид оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 г. до н.э. За содействием Соломон обратился к царю финикийского города Тир Хираму, который прислал опытного зодчего Хирама Абиффа и ремесленников. Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

После смерти Соломона (930 г. до н.э.) и распада его царства на Израиль и Иудею, Иерусалимский храм остался культовым центром Иудеи. Его влияние усилилось после завоевания Израильского царства Ассирией в 722 г. до н.э.

На протяжении нескольких столетий Иерусалимский храм оставался единственным законным святилищем, а Торе был придали статус незыблемого закона. Это позволило евреям сохранить верность иудаизму даже после того, как вавилоняне в 586 г. до н.э. захватили их страну и разрушили Храм. Большинство населения Иудеи было уведено завоевателями в Вавилон. Гибель государства и Храма воспринимались евреями как кара Всевышнего, поэтому возросло влияние пророков, возвещавших о грядущем приходе царя-избавителя, божественного помазанника – Мессии.

Строительство Второго Храма длилось почти пять столетий. Началось оно с момента возвращения изгнанного народа в Иудею в 516 г. до н.э. по воле персидского царя Кира Великого. После завоевания Вавилона Персией Кир разрешил восстановить разрушенный вавилонским царем Навуходоносором Иерусалимский храм и проводить в нем храмовые службы. В этот период в состав храмовой службы вошел ритуал публичного чтения Торы.

В результате завоевательных походов Александра Македонского Иудея в IV в. до н.э. стала частью эллинистического мира. Его правители с уважением относились к Храму. Вплоть до того момента, когда в 167 г. до н.э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, установив в нем алтарь Зевса. Богослужения в Храме возобновились только в 164 г. до н.э. после победы еврейского восстания под предводительством Иуды Маккавея из рода Хасмонеев над военными отрядами империи Селевкидов. С этими событиями связана история праздника Ханука.

Представления о Втором храме, перестроенном царем Иудеи Иродом в 22 – 13 гг. до н.э., основаны на археологических данных и сохранившихся памятниках. К таковым можно отнести, например, Западную стену – часть возведенной вокруг Храмовой горы подпорной стены, которая уцелела после разрушения Храма. Эта стена была возведена царем Иродом в 37 – 4 гг. дон.э. для поддержки земляной насыпи, увеличившей площадь храмового комплекса. В Vв. у евреев возник обычай молиться, оплакивая разрушение Храма, у подножия Западной стены. Постепенно она получила название Стена Плача и превратилась в символ надежды на восстановление Храма. Второй храм оставался центром религиозной жизни евреев во времена Римской империи, вплоть до его разрушения римлянами в 70 г. н.э.

На всем протяжении истории иудаизма в декоре еврейской ритуальной утвари неизменно присутствовал образ Иерусалимского храма и прямо или косвенно связанные с ним библейские мотивы — жертвоприношение Авраама, Пасхальная жертва, столпы Иахин и Воаз, менора и др. Это ярко демонстрируют представленные в экспозиции памятники еврейской материальной культуры Центральной, Западной и Восточной Европы XVIII – XX вв.

Экспозиция «Иудаизм».

Стало известно, кто построит Третий храм. Рабби Йосеф Бергер, раввин, надзирающий за гробницей царя Давида на горе Сион, сообщил сенсационную новость: Третий храм будет построен наследниками Эдома в качестве «репарации» за разрушение Второго храма: «Совсем нелогичным кажется, что Третий иудейский храм будет построен неевреями. Но в раввинистических источниках прямо утверждается, что им это надлежит сделать, чтобы исправить исторические грехи». Причем инициирует строительство президент США Дональд Трамп.

Рабби Бергер, популярный хасидский лидер, сын Мишкольцского ребе, строит аргументацию относительно обстоятельств возведения Третьего храма издалека, обращаясь к 11-й главе книги Ваикра, где среди некошерной живности упомянуты отдельно четыре животных (верблюд, тушканчик, заяц и свинья) (Ваикра 11:7). В Ваикра Рабба 13:5 четыре этих животных отождествляются с четырьмя царствами, которые угнетали Израиль, а свинья отождествляется с последним — Римом, который и разрушил Второй храм. В Ваикра Рабба 13:5 свинья («хазир») соотносится с народом Эдома, поскольку корень слова «хазир» буквально означает «вернуть», и утверждается, что будущий Эдом вернет корону ее истинному владельцу. В свою очередь, Эдом (букв. «рыжий» на иврите) отождествляется с рыжим Эйсавом, братом Яакова. В раввинистической литературе Эдом традиционно отождествляют с Римом, чье население преимущественно состоит из потомков Эйсава. Эдом также соотносят с христианством, которое впервые расцвело в Риме.

Иначе говоря, потомки римлян, т.е. христиане, вернут корону Израилю, т.е. восстановят Храм. Но этого рассуждения оказалось недостаточно для р. Бергера, и он привел свидетельство 600-летней давности от р. Бахья бен Ашера ибн Халавы, известного больше под именем «рабейну Бахья». Тот прямо написал, что «Первый и Второй храмы разрушены царем Давидом, но будущий Третий храм построят потомки Эдома», т.е. христиане.

Р. Бергер верит, что процесс строительства уже инициирован президентом Трампом. Имя «Дональд Трамп» в гематрии составляет 424, что соответствует числовому значению фразы «Мошиах из Дома Давидова». Конечно, р. Бергер оговаривается, что Трамп недостаточно праведен и не настолько знает Библию, чтобы быть настоящим Мошиахом, но «связь Трампа с Мошиахом состоит в том, что он сыграет роль в одной из важнейщих функций Мошиаха — проложит путь к строительству Третьего храма»: «лично Трамп не удостоится строительства Храма. Как и царь Кир, он проложит путь людям, которые начнут строительство, а в нужный момент Третий храм спустится с небес». Свою мысль р. Бергер подтверждает тем, что Трамп признал Иерусалим столицей Израиля и что вследствие этого для христиан началось великое восстановление («тиккун»): «Трамп — представитель Эдома, который выполнит свою великую историческую миссию восстановления своего народа через строительство Храма.

Отметим, что с царем Киром, которому Бог велел помочь в строительстве Второго храма (Эзра 1:2), Трампа сравнивали и члены израильского Санхедрина, и премьер-министр Израиля Нетаньяху.

Дополнительным аргументом для р. Бергера служит наличие лысого орла на президентской печати: «Орел символизирует Дом Давидов. При заключении завета с Авраамом орел не был допущен, но в конце дней Мошиах из рода Давидова встанет над всеми народами и приведет их в град Давидов, чтобы завершить завет с Авраамом. Трамп, под знаком орла, открывает путь всем народам, которые сойдутся в Иерусалиме и откроют там свои посольства».

Интересно и другое: все больше авторитетных израильских раввинов заявляют, ссылаясь на разные источники, что в строительстве Храма примут участие неевреи — 70 народов, христиане, ноахиды или другие — в зависимости от предпочтений.

Переходя к нашей скорбной повседневности, можно заключить, что ушей раввинов достигает шумный шелест зеленых купюр с Запада, которые могут сыграть немалую роль в возведении Храма — и, как положено в таком крупном строительстве, посодействовать личному финансовому процветанию духовного воинства Господнего. А надежда канализировать щедрые финансовые потоки возлагается на президента Трампа — как-никак почти Мошиах. Правда остается вопрос, переизберут ли Трампа на второй срок, что еще вполне проблематично, или не вынесут ли импичмента, что, впрочем, маловероятно. Таким образом, строительство Третьего храма, приход Мошиаха и установление Царства Божьего на земле зависит непосредственно от воли американских избирателей на президентских выборах США в 2020 году.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *