Игоревская икона божией матери

Православный Церковный календарь

Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту – ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.

Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб – хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы осво­бо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).

В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный му­че­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смер­тью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

История иконы

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя Игоря в 1150 году из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове 5 (12) июня (по расчётам пролептического григорианского календаря, Юлианский календарь в XII — XIII веках теоретически отставал бы от тогда ещё не введённого Григорианского календаря всего на 7 дней, а не на 13 дней, как XXI веке). Позже образ был перемещен в придел апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до начала XX века; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

Иконографический тип — «Умиление». Имеется множество списков с иконы. Икона «Богоматерь Умиление Игоревская с Деисусом и избранными святыми», относимая искусствоведами к концу XIV — началу XV вв., находится в коллекции Государственного Русского музея.

Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской Галерее: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из Государственного Исторического Музея). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542—1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Святой Благоверный князь Игорь Черниговский

Основная статья: Игорь Ольгович

Игорь, великий князь Черниговский и Киевский (ск. 02.10.1147), в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий; сын князя Черниговского Олега Святославича. Благоверный князь пытался остановить междоусобицу. За киевское княжение боролись две группы князей: Ольговичи (Олеговичи) и Мстиславичи, все — правнуки Ярослава Мудрого. Киевский князь Всеволод Ольгович своей гордыней возбудил ненависть киевлян к себе и своим сродникам. По смерти Всеволода киевляне целовали крест брату его Игорю, но тут же нарушили крестное целование, призвав Мстиславичей и перейдя во время сражения на их сторону. Пленённый князь Игорь был посажен в поруб (холодный бревенчатый сруб без окон и дверей) и там опасно заболел. Перед смертью ему разрешили облечься в монашеский чин. Но волей Божией новопостриженный Георгий выздоровел, принял схиму с именем Игнатий и предался иноческим подвигам, пребывая в плаче о своих грехах и молитве. Борьбу за Киев продолжили двоюродные братья Игоря. Тогда киевское вече, решив отомстить всем Ольговичам, постановило расправиться с князем-иноком. Озверевшая толпа ворвалась во время литургии в храм, где схимник молился перед иконой Божией Матери Игоревской, убила его и надругалась над мёртвым телом. Блаженный Игорь мученичеством искупил наследственный грех княжеских междоусобиц. В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник — черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, торжественно перенёс мощи Страстотерпца в Спасский собор Чернигова.

Литература

  • Полное собрание русских летописей: Т.1. Издание 1-е. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846
  • Полное собрание русских летописей: Т.2. Ипатьевская летопись. Издание 1-е. СПб., 1843
  • Полное собрание русских летописей: Т.7. Издание 1-е. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856
  • Полное собрание русских летописей: Т.13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Часть I. СПб., 1904
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 2. История Российская. Части 2-4: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утверждённого Товарищества «Общественная польза», 1896
  • Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.2. Издательство: АСТ, 2003
  • Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слово о полку Игореве» М.: Издательство «Молодая гвардия», 1991
  • Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. Москва, издательство «Паломник», 1997 (с репринтного издания 1900 года)
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. Москва, Издательство «Олма-Пресс», 2003
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. — М: Олма-Пресс, 2003. ISBN 5-224-02251-7
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 254-264

ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147). В 1146 г., по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича, его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском мон-ре. Его пребывание в мон-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, к-рая впосл. была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в сер. XVII в. архим. Иосифом (Тризной) (список сер. XVII в.- РГБ. Троиц. Фунд. № 714).

Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ)
Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ)

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до нач. XX в.; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана (о чем упом. в лит-ре, посвященной киевским святыням). В наст. время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

И. и. (ок. 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о рус. иконописи худож. А. шинкаренко выполнил копию с И. и. (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым (Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

И. и.- уменьшенный оплечный извод визант. иконы «Елеуса» (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир называвшейся Владимирской иконой Божией Матери. Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (напр., поколенные, поясные и оплечные списки ростовой к-польской иконы Божией Матери «Одигитрия»). В изводе И. и. повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, к-рой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на И. и. не изображена. «По своей технике икона (И. и.- Авт.), несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание», «по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами» (Там же. С. 174-175).

Самый ранний из известных списков И. и.- икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ, поступила из ГИМ). Выполнена в Москве, возможно во времена митр. св. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров. Датировка др. иконы в собрании ГТГ (происходит из коллекции П. М. Третьякова, ранее датировалась 2-й пол. XVI в.) в наст. время уточняется.

В лицевом «Житии прп. Сергия Радонежского», в т. ч. в композиции «Явление Богоматери прп. Сергию» (РГБ. Ф. 309/III. № 21/М. 8663, кон. XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво повторяется извод И. и. Такая икона могла быть семейной реликвией прп. Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе кн. Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, прп. Алипием Печерским (Гусева. 1998. С. 85-89).

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры. К., 1831 2. С. 32; Каталог выставки VIII археол. съезда. М., 1890. Вып. 4: Зала 4-я: Собрание рукописей, книг старой печати, икон и крестов И. Л. Силина / Сост.: В. Щепкин. М., 1890. С. 16. № 38; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 175; Бережков М. Н. Блж. Игорь Ольгович, кн. Новгородский и Вел. кн. Киевский. Чернигов, 1893. С. 37-38. Примеч. 24; Лихачёв Н. П. Краткое описание икон собр. П. М. Третьякова. М., 1905. С. 5; он же. Ист. значение итало-греч. школы иконописи. СПб., 1911. С. 188; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 172-175. Рис. 121; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. № 265; Т. 2. № 468, 782; Гусева Э. К. О нек-рых чтимых списках иконы Богоматери Владимирской // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 4-8; она же. Какой Богородичной иконе молился прп. Сергий // Церк. археология: Мат-лы 2-й Всерос. церк.-археол. конф., посв. 150-летию со дня рожд. Н. В. Покровского (1848-1917), СПб., 1-3 нояб. 1998. СПб., 1998. Вып. 4. С. 85-89; Соловьева И. Д. К вопросу о иконографии Богоматери Игоревской // ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 110-115; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995. № 12, 14; Чудотворный образ Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. № 21.

Э. К. Гусева

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *