Игумен киприан ященко биография

Иеромонах Киприан (Ященко) в 1974 г. окончил Педагогический институт г. Хабаровска. В 1987 г. ему была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук за кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия выбора профессии». Пострижен в монашество 20 августа 1994 г., рукоположен во иеродиакона 9 октября 2001 г., рукоположен во иеромонаха 9 февраля 2003 г. Преподаватель Педагогики в МДС с 1999 г. Проректор Высших богословских курсов при Московской православной духовной академии. Сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви с 1997 г., заведующий кафедрой педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 1996 г., декан педагогического факультета ПСТГУ с 1998 г., ректор Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений, председатель правления Центра педагогических исследований «Покров» с 2001 г. , главный редактор газеты «Воскресная школа» с 1997 г. Удостоен сана игумена в 2008 г.

На сегодняшний день занимает должности:

Институт экспертизы общеобразовательных программ и государственно-конфессиональных отношений: ректор;
Высшие богословские курсы при Московской духовной академии: проректор;
Комплексная целевая программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»: руководитель дирекции;
Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел»: заместитель Сопредседателей Оргкомитета фестиваля;
Редакция журнала «Покров»: главный редактор.

Библиография

1. Кандидатская диссертация: «Педагогические условия выбора профессии» (1987 г.)

3. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Дидактические предложения по религиозному предмету «Православная культура»: примеры и методы преподавания // Духовно-нравственная культура. Материалы первого Фестиваля духовной культуры, 26 января 2005. – М., 2006. С. 101-107.

4. Иеромонах КИПРИАН (Ященко) Родина свята // Воскресная газета Покров, №№ 9-10, 2006. – С.1, 4.

5. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О концепции православного образования // Воскресная газета Покров, №№ 21-22, 2006. – С.3.

7. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Газета «Воскресная школа» как миссионерско-просветительное и культурно-образовательное издание // Духовно-нравственная культура. Материалы первого Фестиваля духовной культуры, 26 января 2005. – М., 2006. С.223-230.

8. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О подготовке специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе. Педагогика и психология // Вестник ПСТГУ, № 3 (6), 2007.

9. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Дидактические предложения по предмету «Православная культура» // Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. – ИЭОПГКО, 2007. – С.15-17.

10. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О концепции православного образования // Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. – ИЭОПГКО, 2007. – ­С.39-41.

11. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Молодежно-семейные центры духовно-нравственной культуры как национальный приоритет в семейной политике России // Материалы второй Всероссийской конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Сб. докладов. – Национальная Корпорация экономического развития. – Москва, 2007. – С.17-21.

12. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Прикосновение к традиции // Воскресная газета Покров, № 11, 2007. – С.4-5.

13. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). У Церкви и государства общие цели // Воскресная газета Покров, № 16, 2007. – С.3.

14. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Нравственность – основа человеческих ценностей // Воскресная газета Покров, № 20, 2007. – С.3.

15. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). О ходе реализации Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»: итоги и перспективы // Воскресная газета Покров, № 5, 2008. – С.3,16.

16. Игумен КИПРИАН (Ященко). Кто подумает о нашей молодежи? // Воскресная газета Покров, 24, 2008. – С.3

17. Игумен КИПРИАН (Ященко). Подробности о Программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» // : Милосердие.ru – 29 мая 2009.

18. Игумен КИПРИАН (Ященко). Педагог должен всегда молиться // Славянка. – Январь-февраль, 2008. – С.12-19.

20. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Роль чтения и библиотек в реализации Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» // Библиотековедение, № 5, 2008. – М., С.1-8. (Журнал входит в перечень ВАК)

21. Иеромонах КИПРИАН (Ященко). Концепция организации духовно-нравственного воспитания в современной России // Роль воспитания в школе. Материалы образовательных чтений приволжского федерального округа. – Нижний Новгород, 2008. – С.260-276.

22. Игумен КИПРИАН (Ященко). Какие задачи стоят перед современным образованием? // Воскресная газета Покров, № 8, 2008. – С.3.

23. Игумен КИПРИАН (Ященко). Какие задачи стоят перед современным образованием? // Воскресная газета Покров, № 9, 2008. – С.3.

24. Игумен КИПРИАН (Ященко). 50 тысяч добрых дел // Фома. – № 11/ 67. – Ноябрь 2008.

25. Игумен КИПРИАН (Ященко). На примерах учимся // Прямые инвестиции, № 9, 2009. – С.100-106.

26. Игумен КИПРИАН (Ященко). Программа духовного возрождения // Русская история. – № 3, 2009.

28. Там же, С.25-26. Интервью с доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического университета Т. Петраковой. Православное педагогическое сообщество сегодня.

29. Там же, С.27-28. Интервью с настоятелем Михаило-Архангельского храма Иркутска протоиереем Каллиником Подлосинским.

32. Игумен КИПРИАН (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ // Международная научено-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы современного образования и воспитания». Сб. научных статей. МИЭПП. – М., 2010. – С. 104-110.

33. Игумен КИПРИАН (Ященко). Приветствие участникам Х Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских/ Сб. материалов Х Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и научно-практической конференции «Язык и духовность» // сост. Л.П. Маркова, Н.И. Россомагина. – Пермь: Типография – ИП Корман Галина Николаевна, 2009 – С.28.

35. Игумен КИПРИАН (Ященко). Василий Великий – о духовно-нравственном воспитании // сб. материалов Педагогической секции «Проблемы развития педагогического образования в контексте сохранения отечественных духовных традиций», МГУ, 20 января 2010. – 7 С.

36. Игумен КИПРИАН (Ященко). Василий Великий и духовно-нравственное становление личности // Педагогика. Научно-теоретический журнал РАО. – 2010. – № 7. (Журнал входит в перечень ВАК)

37. Father-superior Kiprian (Yashchenko). «Spiritual-moral culture of the rising generation of Russia» / Сб. материалов Международной богословской конференции «Духовное наследие Святых Каппадокийских Отцов», Румыния, г. Орадья. – 0,3 п.л.

38. Игумен КИПРИАН (Ященко). Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России // сб. материалов Международных Покровских образовательных чтений. – Киев, 2009.

39. Игумен КИПРИАН (Ященко). ДНК – основа формирования целостного представления об отечественной духовной культуре / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.27-29.

40. Игумен КИПРИАН (Ященко). Концепция Всероссийского молодежно-семейного центра духовно-нравственной культуры / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.22-24.

41. Игумен КИПРИАН (Ященко), Данилюк А.Я. Духовно-нравственная культура – составляющая образовательных программ / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С. 18-22.

42. Игумен КИПРИАН (Ященко). Прикосновение к традиции / Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие // под ред. игумена Киприана (Ященко). Альманах 2. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009. – С.15-18.

43. Игумен КИПРИАН (Ященко). Идеал святости как основа духовно-нравственного становления личности // Сб. материалов VII Международной Православной Свято-Тихоновской конференции «Пастырь Добрый» по теме «Святитель Тихон и новомученики Российские», Торопец. 3 февраля. – Торопец, 2010. – 4 С.

44. Игумен КИПРИАН (Ященко). Ценностные основания русской цивилизации // Журнал «Русская Национальная школа». – СПб. – 2011. (материал подготовлен к публикации)

45. Игумен КИПРИАН (Ященко). Духовно-нравственное становление личности по творениям Василия Великого// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – № 9. – 2010 – С. 33-41.

47. Игумен КИПРИАН (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ / Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». Вып. 4 (19). – М.: Издательство ПСТГУ, 2010. (Журнал входит в перечень ВАК)

В возрасте от трёх до шести лет ведущим видом деятельности ребенка является игра. Какие игрушки, занятия и впечатления полезны, а какие неполезны и даже опасны для дошкольников?

Предлагаем вашему вниманию беседу с кандидатом педагогических наук, заведующим Педагогическим кабинетом Московской духовной академии и семинарии игуменом Киприаном (Ященко).

Игры в репертуаре

Игумен Киприан:
– Да, детки могут и поисповедовать, и покрестить, и повенчать, и в гроб положить, и отпеть – батюшки порой теряются, как реагировать… К сожалению, в последние годы малыши всё меньше играют в подвижные, ролевые игры, довольствуясь электронными. Вот наблюдения святого Паисия Святогорца: «Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках, и это тревожит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребенок живой. Живой ребенок имеет в себе силы и, используя их как должно, может очень преуспеть в жизни».

Если вы желаете общаться с детьми дошкольного возраста, в вашем репертуаре должно быть несколько игр. Я как-то сидел в очереди, там были две девочки, я им говорю: «Давайте в игру сыграем: я отвернусь, вы по моей руке стукнете, а я угадаю – кто». Стукнули, я поворачиваюсь, смотрю на них, спрашиваю: «Кто же это из вас стукнул?» Они смеются, им интересно: угадаю – не угадаю. Угадал. «Теперь ты поворачивайся, – говорю я одной девочке, – мы стукнем, а ты угадаешь». Такая примитивная игра. Очередь была большая, и мы с ними играли целый час. На следующий день они бегут: «О, батюшка, батюшка, давайте поиграем!» – как к родному, мы уже подружились. А я просто поговорил на их языке. Если бы морализировал, что-то рассказывал, ничего бы у нас не получилось. Поэтому самая простая игра очень сближает, это форма общения с детьми в возрасте от трех лет до шести.

– Батюшка, а можно ли мальчикам играть в войнушку, стрелять из пистолетов? Некоторые православные психологи выступают против таких игр.

– Вопрос этот сложный. Важно, не во что они играют, а ради чего и чем эта игра заканчивается. Если они освобождают Берлин или сражаются на поле Куликовом, как Димитрий Донской, тогда в этом есть смысл – они защитники, освободители, воины, у них развивается патриотизм. А если играют в бандитов и киллеров – это совсем другое. Действия одни, а смыслы разные.

Усталые игрушки

– Святитель Феофан Затворник пишет: «Дитя начинает останавливать взор свой на том или другом предмете, и на одном больше, на другом меньше, как будто один ему нравится более, другой – менее. Это первые начатки употребления чувств, за которыми тотчас следует пробуждение деятельности воображения и памяти. Способности эти стоят на переходе от телесной деятельности к душевной и действуют совместно, так что сделанное одною тотчас передается другой».

Эта взаимосвязь душевной и телесной деятельности проявляется в том, что закладываются первые интересы ребенка, которые могут быть достаточно устойчивыми, могут оказаться стержнем будущей профессиональной деятельности. Известно, что в древности вокруг младенца раскладывали разные предметы – столярные, рыбацкие, швейные, и ребенок всё время тянулся к одному или двум, на одни не обращал внимания, к другим у него было тяготение. И этим он выражал интерес или предрасположенность к некоему роду занятий. Это был своего рода тест – каково предназначение человека на земле.

Мы уже говорили о существовании закона духовного и душевного импринтинга (от англ, imprinting – отпечатываться, оставлять след). Первые впечатления остаются в памяти –чувственной, памяти переживаний, стремлений, волевых движений. «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и лампады – для глаз, священные песни – для слуха, – пишет святитель Феофан Затворник. – Но потом и всё последующее время надо хранить тот же порядок. Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее! …Дело чувств – видеть, слышать, осязать, вообще испытывать, пытать. Однако должно приучить дитя то испытывать, что считается для него необходимым; от всего же другого удерживаться и отстраняться. При этом важно соблюдать постепенность – не перебегать с предмета на предмет или от одной черты к другой, а пересматривать одно за другим. Такой род занятий избавит дитя от привычки развлекаться даже среди позволенного, приучит владеть чувствами, а через них и воображением».

– Батюшка, а на практике в чём это проявляется?

– У ребенка не должно быть слишком много впечатлений. Типичная ошибка современных родителей – они везут в магазин ребенка и говорят: «Выбирай». А там тысячи игрушек, и ребенок не в силах выбрать, переварить нахлынувший наплыв впечатлений. Он хотел бы многое присвоить из увиденного, можно сказать, он переживает стресс – впечатления, достаточно яркие, наслаиваются друг на друга.

– Так что же – не водить дошкольников в магазины игрушек?

– Лучше бы – не водить; до определённого возраста этого разнообразия ребенку хорошо бы не видеть. С ним, например, можно договориться, что к такому-то празднику при его похвальном поведении ему будет награда: такой-то бегемот или такой-то самокат. И уж какой достался самокат – такой и достался. Ребенку постарше можно предложить выбор – показать фотографии: «Такой самокат или другой? Выбирай». При этом ценовой диапазон будет не фантастическим, подарок окажется по карману родителям. Потому что иначе возникает конфликт. Положим, ребенка уговорили купить в магазине что-то, на что согласны родители. Но у него остались воспоминания о других игрушках, ребенок начинает их выпрашивать. У него может возникнуть своего рода жадность. Поэтому, как советует святитель Феофан Затворник, здесь лучше соблюдать принцип необходимости. Конструкторы, различные куклы, машинки, игры, в которых происходит моделирование будущих отношений, занятий в этом мире, ребенку необходимы, чтобы «примерить» на себя будущую профессию. Но в нашем безумном материальном мире в детском магазине можно провести целый день и не выбрать того, что нужно. Полки современных магазинов уставлены не русскими игрушками, а куклами Барби, страшилками и ужастиками. И это тоже может стать привлекательным для ребёнка. Он может их выбрать.

Ужасно привлекательное

– Как-то я ехал в поезде, и девочка лет пяти на соседней полке вела себя очень беспокойно, кричала, билась всю ночь. Я начал расспрашивать её маму: когда, почему это началось? С чем связано такое беспокойство, фактически беснование ребенка? И мама объяснила, что девочка панически боялась смотреть фильмы ужасов. Когда по телевизору начинался такой кинофильм, она в страхе убегала, закрывала глаза. И кто-то из знакомых, желая как-то помочь ребенку освободиться от страхов, объяснил девочке: это всё – понарошку. Кровь – ненастоящая, не кровь течёт, а краска красная; это актёры играют, их не убивают, это – живые дяди и тёти, они всего лишь притворяются. И настолько убедительно ей всё это рассказали, что у девочки страх исчез и она начала смотреть такие фильмы. Но те ужасы, которые в них показывали, в ребенка вошли, и девочка стала бесноваться. Она получила травму. Травма возникает и тогда, когда впечатлений оказывается очень много, когда они беспорядочны. Например, когда в путешествие берут маленьких детей, впечатления наслаиваются друг на друга, не закрепляются, искажаются, закладывая развлекательный тип личности, которая с малых лет приобретает потребность развлекаться. Всё равно что – лишь бы было новое, развлекательное. Как святые отцы говорят, «что-то отвлекательное от Бога».

А ещё кружок по фото…

– Батюшка, а стремление записать дошкольников сразу в несколько кружков – хорошо или плохо?

– Здесь момент особый. Если один кружок дополняет другой – физическое развитие (предположим, плавание) сочетается, например, с пением и рисованием – это, в конечном счёте, развивает духовный потенциал личности, творческое начало в ребенке. Такая творческая личность, способная видеть, изображать красоту мира, образ Божий в человеке, становится духовно талантливой. У ребенка развивается интеллект, обучаемость в любой сфере, даже в точных науках. Известный современный ученый, педагог, кандидат технических наук Андрей Всеволодович Курбатов утверждает, что первичным для успешного развития детей является именно дополнительное образование, а вторичным – общее. Более того: по его мнению, пока не запущен механизм развития творческого потенциала ребенка, общее образование может повредить. Ребенок не в состоянии творчески усваивать материал.

Ведь что такое обязательный корпус знаний по естественно-научным и гуманитарным предметам? Это обобщённый опыт человечества, который в абстрактном виде передается ребенку. Но сейчас объем знаний растёт в геометрической прогрессии, во многих областях он за несколько лет удваивается, поэтому детям приходится воспринимать эти знания всё в более и более обобщённом виде. Это не стыкуется с небольшим жизненным опытом ребенка. Поэтому прежде чем он начнёт осваивать абстрактные понятия, его необходимо научить творчески мыслить, и разнообразные развивающие занятия в этом помогают.

Делу – время

– И конечно, дошкольники должны выполнять посильную работу по дому. Очень важно привлекать малыша к самообслуживанию. Ребенок может мыть чашки, убирать у себя в комнате. При этом часто что-то нужно делать вместе. Я помню, когда мне исполнилось пять лет, меня взяли на поле, показали: «Это твоя грядка (метров пять, наверное), где ты будешь сажать картошку». Дали мне маленькую лопатку. И я очень старался, чтобы моя картошка была не хуже, чем у папы: и копал, и сажал, и окучивал… Помню, в шесть лет грядка удлинилась. Я сам попросил грядку побольше – как у родителей. Было интересно, «соревновательно»: я считал – сколько я собрал картошки? Сначала было ведро, потом – мешок. И это были плоды моего труда для всей семьи. Когда это твоя делянка, твоё деревце, которое ты сам посадил, то ты относишься к нему, как к живому существу. Начинаешь ухаживать, появляется ответственность: за выполнение поручения, за живые растения, за огород. Опыт отвечать за свои действия – очень важный в жизни маленького человека.

Ангельская молитва

«Итак, – пишет святитель Феофан, – дело чувств – видеть, слышать, осязать. Ум рассуждает: что – добро, а что – зло. Воля должна удерживать ребенка от того, чтобы делать что-то без позволения. Дитя многожелательно – всё его занимает, всё влечет к себе и рождает желания».

Воспитание воли состоит в послушании. Если нельзя – то это должно проникнуть до глубины сердца. Даже если рядом никого нет, никто ребёнка не видит, он не сделает того, что не позволено, потому что убеждён: Господь видит всё. Ребёнок предстоит перед Богом.

Мой маленький крестник Серёжа однажды познал, что под диваном, куда он любил забираться, Бог тоже видит. После этого он со своими товарищами говорил: «Что ж ты делаешь? Бог-то всё видит». У шестилетнего ребёнка возникло явное понимание того, что Бог – всевидящ. От Бога никуда не спрячешься.

«Сердце – область чувств, в которых запечатлевается страх Божий, понятие о совести, молитва. Приучение к молитве – вот главное воспитание сердца», – пишет святитель Феофан. Что такое молитва? Это непосредственное общение с Богом. Ребенок привыкает общаться с Богом, как с матерью, с отцом, получая опыт предстояния перед Богом, памятования о Боге, благодарения Бога с малых лет…

Дошкольный возраст – это время сокровенной, непосредственной (не опосредованной умом) молитвы. И такая искромётная, ангельская у младенцев бывает молитва! Я знаю митрополитов и епископов нашей Церкви, которые, когда приезжают к маленьким деткам, просят: «Помолитесь за меня, грешного, ваша молитва вперёд дойдёт до Бога!» Есть дети, которые вымаливают своих родителей, сглаживают конфликты в семье, выступают самыми большими миротворцами.

С другой стороны, часто ребенок болеет, страдает за все те нестроения, которые творятся между родственниками, за несовершенства своих родителей. Он, бывает, даже умирает как мученик. Иногда происходят несчастные случаи: совершенно ангельский был ребеночек, и вдруг –сбила машина. Все плачут: почему так произошло? А так Господь попустил, чтобы через такую жертву стал мир в доме. И только после несчастья взрослые успокаиваются, примиряются, в семье прекращается вражда.

Приохотить, а не приневолить

– Если переходить к неким рецептам, то, конечно, родителям нужно следить за всеми движениями раскрывающейся души ребёнка и всё направлять к одному – к Богу, к Создателю. Рассуждать: угодно это Богу или не угодно? Можно с детьми говорить: «Как ты поступил – по совести или нет? Тебе не стыдно?» Приучать детей не просто к молитве, а к предстоянию перед Богом.

– Батюшка, а если ребёнок не желает молиться?

– Общий принцип я бы так сформулировал: невольник – не богомольник. Если у ребёнка нет воли к молитве, то вы должны его приохотить, а не приневолить. Неволить ребёнка можно, но очень осторожно и аккуратно и лишь как эпизод, как исключение из большого правила. А если вы неволить будете «как правило», то в подростковом возрасте у вас эта «пружина» разожмётся и вам же лоб разобьёт. И вообще ребёнок может в храм никогда не прийти.

– Батюшка, конкретный пример: мальчику 4 года, и он плохо ведёт себя на Богослужении. Как быть?

– Нужно, конечно, индивидуально разбираться, что за мальчик, почему он плохо себя ведёт и давно ли это происходит. Во-первых, к Богослужению надо готовить. Ребёнок должен знать за неделю, за несколько дней, что его ожидает большая награда в жизни – он пойдёт на Богослужение. Не повинность, а награда. Стоит рассказать, что будет происходить, какое предстоит евангельское, апостольское чтение, что Церковь празднует. Чтобы он шёл не просто на встречу с Богом, а знал, какое действие его ожидает.

Во-вторых, если ребёнок в расслабленном состоянии, надо чем-то жертвовать, может, приводить его не к началу службы, а к середине, к Херувимской – сколько он может потерпеть. С тем чтобы потом, со временем, он потихонечку мог присутствовать на большей части Богослужения.

Я знаю, некоторые батюшки организуют детские Литургии. Заранее прочитывают часы, всё идёт довольно быстро, динамично. И ещё важный принцип: дети участвуют в этих службах. Я видел в Париже, на улице Дарю, в Александро-Невском соборе: батюшка на середину храма выносит жертвенник и дети подходят к нему со своими записками и просфорками. Ребенок говорит вслух, кого он поминает, называет имена своих родственников, друзей, подруг, врагов, а батюшка вынимает частичку. И у ребенка остаётся своя просфорка. Он сам участвовал в Проскомидии. Это оставляет сильное впечатление. Дети целую неделю готовят помянники, думают, кого они будут поминать на литургии: родителей, друзей, бабушек, дедушек. У них появляется особый мотив участвовать в Евхаристии.

Конечно, можно каких-то детей привлекать к службе в алтаре, на колокольне, к пению в хоре, на другие послушания. Всему свое время. Четыре года – это еще физически некрепкий человек. И действительно, чаще всего, если он духовно не одарённый, то полностью литургию не сможет выстоять.

Хотя я могу привести и другие примеры. У меня четырёхлетняя девочка в воскресной школе всю Страстную седмицу и всю первую неделю Великого поста выстаивала, даже не присев. Взрослые валились с ног, а она всё стояла посредине храма и молилась. Это исключительные случаи, когда Господь может посетить ребёночка.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

– Таким образом, главные скрепы воспитания в этом возрасте – послушание родителям, старшим, Богу. Это надо закладывать с первых лет. Потому что, если необъезженный жеребец сбрасывает всадника, дело последнего – укротить лошадку, сделать её послушной, используя и шпоры, и стимулы, и награды. Потому что, непослушная, она не пригодна ни к какой деятельности – не добьётся успехов ни в бегах, ни на скачках, не сможет быть ни военной, ни трудовой.

Конечно, необходимо воспитывать у ребенка умеренность в желаниях, стремлениях, потребностях, нестяжание, вырабатывать терпение по отношению к тем неурядицам, которых в жизни будет предостаточно.

В этом, кстати, очень помогает закаливание, контрастные водные, воздушные процедуры. Мы приучаем ребенка потерпеть – и жару, и холод, и перемену настроений у окружающих. Есть люди, очень устойчивые к стрессам, на них кричат – а они спокойны. И наоборот, бывает, чуть тронешь – человек начинает плакать. А жизнь – ведь это борьба. Очень часто нужно смириться и потерпеть… И вот, оказывается, основа терпения, кротости, смирения закладывается на телесном уровне. Через закаливание ребенок укрепляется, может переносить жару и холод, легче выдерживает крик и оскорбление. Его нервы закаляются. Телесная закалка переходит в душевную и духовную области… Надо учить детей уповать на Бога и радоваться жизни…

Радоваться жизни – с тобой…

– А можно научить радоваться?

– Конечно. Ребенок, как правило, пребывает в радости. Маленький подражает взрослым: стоит нам обрадоваться – он тоже радуется, если мы улыбаемся – он также расплывается в улыбке.

Но наша задача состоит в том, чтобы ребенок почувствовал радость духовную, а не только душевную, телесную, когда ему, например, купили велосипед или он съел мороженое. Важно, чтобы малыш приобрёл опыт любви, – потом эта любовь будет распространяться и на Бога, и на других людей. Мальчик сможет стать любящим мужем, девочка – любящей женой, любящей мамой. А если ребенок такого опыта не приобрёл – вырос в казенном детском доме или ему достались суровые родители – ему сложно будет создать свою собственную семью, трудно будет передать любовь к Богу в молитвах. Это взаимосвязанные вещи. Если нет опыта любви душевной, трудно взрастить и духовную любовь – к Богу.

«Ребенок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал», – пишет святой Паисий Святогорец.

Так же как Господь нежно нас любит, целует за добрые намерения, обнимает и покрывает, когда мы искренне каемся, так же и мы, как создания Божии, передаём это детям. Все, что относится к Богу, имеет отношение и к человеку, к взаимоотношениям между поколениями, когда младшие воспроизводят то, что заложили старшие.

«Когда малыш ведёт себя беспокойно и немирно, – продолжает святой Паисий Святогорец, – маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребенком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни».

Укрощение строптивого

– Батюшка, а если ребёнок впадает в истерику, его можно шлёпнуть?

– Иногда можно и шлёпнуть. Но лучше с молитвой. Потому что иначе наша энергия раздражения передается ребёнку. По сути дела, мы передаём беснование детям. Если ребёнок в сознательном возрасте, то, конечно, лучше всего с ним договариваться – за что ему будет наказание. Если он импульсивно грешит – надо предупредить. Мы должны расположить детей к покаянию. И малыши понимают, что, если им делают больно, значит, так поступать не нужно. Хотя, по примеру мамы святого Паисия, лучше не шлёпать, а прочитать Иисусову молитву.

– А если ребёнок раздражён от молитвы, которую родитель произносит вслух, и, бывает, ещё больше раздражается?

– Смысл нашей молитвы состоит в том, что если мы не в силах справиться с ребёнком, то предаём дитя Богу: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную, – я не в состоянии, – Ты уж Сам как-нибудь разберись с моим чадом». В случае со святым Паисием Господь так располагал сердце маленького мальчика, что ребёнок сам начинал молиться, начинал каяться.

– Батюшка, ближе к вечеру у меня дома происходит одно и то же: взрослый ребёнок до ночи делает уроки, у маленьких просыпается активность. С большим трудом, со ссорами и слезами приходится «утрамбовывать» детей спать.

– Отходить ко сну надо постепенно. Побегали, походили – теперь начинаем умываться, переодеваться, молиться… Потихоньку – сказочки почитать, песенки попеть. Для моторных детей, бывает, и часу мало – полтора или два часа надо готовиться ко сну. Как у малых, так у старых: некоторые люди в возрасте по несколько часов не могут заснуть, отходя от дневных впечатлений, разговоров, дел…

По материалам журнала «Покров», № 11, 2015.

Дата рождения: 10 июля 1953
День ангела: 15 октября (священномученик Киприан)
Дата хиротонии: 9 февраля 2003
Юрисдикция: Русская Православная Церковь

Игумен Киприан (Ященко) родился в Хабаровске. По признанию самого батюшки, его родители были атеистами и тяжело переживали приход сына к вере. Мать была партийным работником, но все же пришла к Богу после посещения с сыном нескольких монастырей и беседы со старцем Иоанном Крестьянкиным (+2006).

В 1974 окончил Харабовский педагогический институт, после которого работал учителем в местной средней школе, а также был директором. Со степенью кандидата педагогических наук в 1987 окончил аспирантуру в Москве. В столице остался жить и работать.

Под влиянием своего духовника, известного старца архимандрита Кирилла (Павлова), в 1994 принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 2001 был рукоположен во иеродиакона, а в 2003-м – во священника (иеромонаха). Через 5 лет возведен в сан игумена.

Вся жизнь отца Киприана связана с научной, и в частности, педагогической деятельностью. В 1996 он был назначен на должность заведующего каф-й педагогики Свято-Тихоновского унив-та, а с 1998 – декана его педагогического фак-та. С 1997 — работник Учеб. комитета РПЦ и главред общегосударственного просветительского журнала «Покров». С 1999 в Московской семинарии читает лекции по предмету «Педагогика». Также является проректором Высших богословских курсов при МДА. В 2001 выбран главой Центра педагогических исследований «Покров».

Стоит упомянуть и том, что отец Киприан – автор нескольких фильмов об святом Паисии Святогорце, канонизированном в 2015, и которого сам лично очень почитает. Во время паломничества на Афон отец-игумен получил совет и благословение на занятие этим делом от ученика святого Паисия.

Игумен Киприан (Ященко) — автор около полусотни научных публикаций и двух десятков книг, среди которых, «Рождественский подарок для детей», «Православная семья», «Афонские старцы. Ответы на сложные вопросы».

Периодически участвует в конференциях и телепрограммах «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз».

За многолетние труды на благо Церкви был награжден несколькими орденами РПЦ, в частности, преподобного Сергия Радонежского.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *