Игумен Лука

История Пронской Спасской пустыни корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. С историей монастыря можно ознакомиться в разделе «История». В феврале 2011 года, Милостью Божией и по благословению правящего архиерея Рязанской епархии, началось возрождение этой древней Пронской святыни. Как только жизнь обители начала постепенно возрождаться, она приобрела статус Архиерейского подворья. На тот момент, собственность монастыря пока ещё не была передана ему, сама недвижимость — это оставшиеся относительно целыми помещения — пока оставались на государственном балансе, но все документы по передаче были собраны и представлены Губернатору Рязанской области. На территории было позволено производить работы по благоустройству. Небольшой, но дружный братский коллектив, начал косить траву и разбирать упавшие деревья, мыть помещения. В день Собора Двенадцати апостолов в летнем доме на две комнаты поселились первые насельники новоучреждённого Архиерейского подворья, а в октябре 2013 года по решению Священного Синода был вновь открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов).

Еженедельно по субботам 10:00 в монастыре перед образом «Неупиваемая Чаша” совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Из истории иконы «Неупиваемая Чаша»:

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

3 марта состоялась поездка для граждан пожилого возраста в Спасо – Преображенский Пронский мужской монастырь в рамках программы «Социальный туризм».
Игумен Лука провел интересную экскурсию по монастырю и территории. Гражданам была показана фотовыставка, посвященная непростому процессу возрождения обители, реставрации Трехсвятительского собора и работам по благоустройству. Настоятель монастыря так же уделил время истории Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря.
По словам участников программы «Социальный туризм», поездка подарила им много положительных эмоций и была познавательной.
Уважаемые граждане старше трудоспособного возраста!
Приглашаем Вас на экскурсии, которые состоятся 06.03.20 – в Коломенский кремль (г.Коломна), 11.03.20 – в Свято – Покровский женский монастырь (г. Михайлов).
Если Вас заинтересовала представленная информация, если Вы хотите стать участником программы «Социальный туризм» приходите, записывайтесь по адресу г. Рязань, ул. Московское шоссе, д. 18, кабинет 26 или звоните по телефону 35-02-90.Мы будем рады Вас видеть! Мы ждем Вас!

«Поводом для разрыва стал «Вий»
– Вы достаточно часто выступаете на телевидении. Но насколько я знаю, опыт участия в различных программах Вы приобрели ещё в детские годы?
– Ещё с начальной школы, преодолевая огромные конкурсы среди юных чтецов, я начал участвовать в радиопередачах на всесоюзном радио. Год за годом занимал первые места на конкурсах самых разных уровней. Вторую половину школьных лет, кроме радио, посвятил лёгкой атлетике – бегу на длинные дистанции. И теперь скучаю иногда по кроссовкам и лесной подмосковной тропе, размеренно труся по которой, так о многом успеваешь подумать, так со многим внутренне примириться.
– После школы Вы поступили в Государственный институт театрального искусства. Интересно, как же к Вам, молодому и достаточно успешному жителю столицы, пришло понимание того, что необходимо оставить театральную стезю и посвятить свою жизнь служению Богу?
– Постепенно. Годы мои студенческие были весёлые и содержательные. Мы любили ГИТИС и то, чему нас там учили. Но на 3-м курсе я принял Святое Крещение, и с тех пор началось мое медленное охлаждение к Мельпомене, слава и блеск которой меркли в лучах восходящего в сердце Солнца Правды – Христа. Поводом к окончательному разрыву стала необходимость наряду с репетицией главной роли в прекрасном классическом спектакле, танцевать «нечистую силу» в мюзикле по повести Н.В. Гоголя «Вий».
Занялся было преподаванием актёрского мастерства и сценической речи в том же творческом вузе, но потом и это престижное дело показалось чужим.
– Духовный путь. Почему именно чёрное духовенство?
– Причины поступления в монастырь не могу объяснить тем, кто пока не восчувствовал необходимости даже вступления в церковную жизнь мирянина. Тот же, кто любит православную церковь, понимает ясно, какая это благая и счастливая участь – монашество. Это не убыток, а великое приобретение для того, кто желает в жизни крестным путём идти к вечному спасению.
– А как родители отнеслись к Вашему выбору?
– С родителями, которые живут в Москве, наши отношения самые нежные, чего, к сожалению, нельзя сказать обо всех членах семьи. Некоторые из родных не желают поддерживать даже дипломатические отношения. Родители смирились с моим выбором монашеского пути не сразу. Прошли годы, прежде чем миновала горечь их неоправдавшихся надежд о моей благополучной светской жизни. Теперь же, кажется, и они разделяют со мной мои нынешние радости.
«Лучше оскверняться, чем возноситься»
– Далеко не все монашествующие так активно занимаются просветительской деятельностью. Как получилось, что Вы возглавили кафедру теологии РГУ им. Есенина, Православную гимназию, ведете весьма интересную телепередачу?
– Не мы выбираем наше служение, а оно нас по воле Божьей. Воля же эта реализуется через благословение епархиального архиерея. Почему каждый из нас – монахов и священников – несёт то или иное своё служение, виднее тому, кто и именуется владыкой.
Что же касается передачи «Душевная вечеря», то очень радуют симпатии к ней со стороны рязанцев, поскольку основным её адресатом является не тихая воцерковленная бабушка, а ищущий ответы на многие свои ещё не решённые внутренние вопросы загадочный наш молодой или моложавый современник. Не секрет, что непросто найти тон и стиль, который бы вызывал интерес к священнику и его мнению у широкой аудитории при разговоре о высоких предметах.
– Вам удается совмещать (и очень успешно) несколько руководящих должностей, Вы, безусловно, талантливый руководитель. Как Вы считаете, это приобретённое или врождённое Ваше качество?
– С первых опытов руководства маленькими воскресными школами главный принцип, воспринятый мною у духовника, был и остаётся следующий: всевозможное содействие развитию творческих созидательных способностей подопечных и подчинённых. Именно они, подопечные и подчинённые, реализующие свои прежде скрытые возможности, и создают успех дела. Я же тут не при чём, и похвалами в свой адрес стараюсь не обольщаться. Удивительная пословица существует на Афоне: «Лучше оскверняться, чем возноситься». Лучше лишний раз расписаться в своем бессилии, сделать что-нибудь доброе без помощи Божьей, чем обольщаться своими мнимыми дарованиями и полностью впасть в самомнение, в гордое презрение к окружающим. Это состояние часто бывает непоправимо, чуждо раскаянию. Оно причастно демонической гордыни, следствие которой – вечная погибель.
«Специалисты по спасению души»
– Давайте теперь немного поговорим ещё об одной Вашей ипостаси. Вы уже не первый год являетесь директором Православной гимназии и заведующим кафедрой теологии нашего госуниверситета.
– Я не против.
– Насколько учебный процесс в гимназии отличается от светской системы образования?
– Отличается сильно. У нас во главу угла поставлено христианское воспитание, а уже на втором месте по значению – максимально высокий уровень образования. Всякий день и урок в гимназии сопровождается молитвой к Господу, каждая неделя и каждый великий церковный праздник – небесной радостью совместного служения Божественной литургии.
– А если брать следующую высшую ступень образовательного процесса, где и как проходят практику студенты теологического отделения, насколько они сегодня востребованы обществом по окончании университета?
– Многие наши выпускники – нарасхват. Пресса, вузы, школы, церковные, общественные и государственные службы нуждаются в фундаментально образованных, глубоко порядочных людях, с навыками педагогической, организационной и творческой деятельности. Но не наименование «теолог», а степень усердия в годы учёбы делает нашего выпускника столь востребованным. Что касается практики, то её наши студенты проходят в Православной гимназии и наших летних лагерях, в других школах города, в отдалённых обителях и запылённых архивах.
– То есть проблем с трудоустройством у ваших выпускников не возникает?
– У хороших выпускников – не возникает.
– Насколько часто представители власти обращаются к Вам за помощью, прислушиваются к Вашему мнению (мнению других священнослужителей) в решении общественно значимых вопросов?
– Рязанская область – счастливое место, потому что здесь среди представителей власти немало благочестивых и благоразумных православных христиан. С ними мы находимся в дружественном и, надеюсь, общественно полезном сотрудничестве. Особая благодать – рязанские городские телеканалы. Почти все они предоставляют целые часы для православных передач. Уникальное явление! В официальных заседаниях принимаю участие часто, но по своим профессиональным делам не скажу, что многие или даже кто-то основательно со мной, человеком малоопытным, советуется. Да ведь и миссия наша касается не столько политических или экономических вопросов, сколько вопросов спасения души. Вот по этой теме бывают у меня со многими и разными людьми ежедневные собеседования.
– Однако издревле Великие русские князья просили благословения, прежде чем оправиться в какой-либо значимый поход или провести важную социальную реформу.
– Постепенно всё это возвращается. Сегодня первые лица нашего государства регулярно приходят за советом к своим духовным наставникам. Изменяется в лучшую сторону и ситуация в Рязанской области. Отрадно, что свои взоры в сторону православия обращают и те руководители региона, которые ещё совсем недавно были очень далеки от него.
«К переездам всегда готов!»
– За границей приходилось бывать?
– Да, и не раз.
– Это были исключительно паломнические поездки или же священнослужитель вполне может отдыхать летом, как и большинство европейцев (музеи, море, пляж)?
– Стремлюсь при возможности совмещать приятное с полезным. Обычно в паломническую программу включаются и часы отдыха. При близости моря стараюсь пользоваться его благами, ища отдалённости от людей.
– В каком месте на земном шаре Вы ощущаете себя наиболее комфортно?
– Везде, где есть православные единомысленные отцы, братья и сестры, чувствую благонадёжие и особую милость Божью. Поступив однажды в монастырь, мы с тех пор учимся нигде особо не засиживаться, всегда быть готовыми к переездам и исполнению послушания там, где повелит Бог, обогревая своим сердечным участием всякое новое место.
– Как любой настоятель Вы достаточно много времени проводите в разъездах, и, конечно же, приходится пользоваться личным транспортом. Вы сами водите машину? Что Вы можете сказать, о российской автомобильной промышленности?
– Автомобилем действительно пользуюсь много, но только в качестве пассажира. Заботами благодетелей, приспосабливаться к недостаткам отечественного автопрома мне не приходится.
– Как стараетесь проводить свободное время?
– Редко, но бываю в Рязанской филармонии на концертах выдающихся музыкантов, а вот смотреть кино и читать светскую литературу почти совсем некогда, а может, и аппетита нет.
– В завершение беседы пожелаете что-нибудь читателям в наше отнюдь не простое с экономической и духовной точки зрения время?
– Учитывая специфику вашего журнала, хочу пожелать его читателям, чтобы они, созидая, выбирая или устраивая свой дом, более всего заботились о мире с Богом и ближними, который и является истинной причиной благоденствия! «Бог не в брёвнах, а в рёбрах», – говорит народ. Заботящийся о внутреннем благоустройстве обретёт и внешнее, по слову Господню: «Ищите Царствия Божия и правды Его, а всё остальное приложится вам!»
Беседовал Евгений Баранцев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *