Игумен монастыря

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
1400 церковных советов православным — вопросы верующих и ответы святых праведников.

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.

Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами.
При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.
Неуместно, когда священник представляется: отец Павел.
Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (греч. Πανοσιολογιωτατε — Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.).
К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (греч. Πανοσιοωτατε — Ваше Преподобие).
К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (греч. Αιδεσιμολογιωτατε — Ваше Преподобие) и «Иерологитате» (греч. Ιερολογιωτατε).
К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (греч. Αιδεσιμωτατε— Ваше Преподобие) и «Евлабестате» (греч. Ευλαβεστατε).
К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате» (греч. Σεβασμωτατε), к викарному архиерею: «Теофилестате» (греч. Θεοφιλεστατε), такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате» (греч. Πανιερωτατε).

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»;
к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной).

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется).

Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

1. Адрес-титул.
В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например:
«Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху),
«Ваше Величество» (в письме к монарху),
«Ваше Превосходительство» и т. д.

2. Рабочий текст.
Рабочий текст пишется в произвольной форме, соответствующей случаю.

3. Комплимент.
Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо.

4. Подпись и дата.
Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.
Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест.
Например: «† Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский».
Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
После подписи можно написать: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
Игумен
Архимандрит Протоиерей
Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)
Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
Архиепископ
Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра)
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви — Патриарха, Митрополита, Архиепископа — всегда пишется с прописной буквы.
Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.
Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество» (точнее даже: «Ваше Всесвятейшество»), все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка».
Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.
Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество».

В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан.
Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).
Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.
Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера.
Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание.
Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения.
Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки — здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.
Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица — «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи).
То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас — прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента — фразы, завершающей текст.
Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения.
Примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне.
Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

Ниже приведены примеры адрес-титулов и комплиментов, используемых при переписке.

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:
Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец…!
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе…!
Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!
Благожелательно о Господе приветствую мать игумению…!

Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим …
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю …
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю …
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник …
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся …
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник …
С братской любовью о Христе …
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю …
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами …
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный …
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный …
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный …
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный …
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный …
Вашего Преосвященства недостойный послушник …
Вашего Преосвященства смиренный послушник …
Вашего Преосвященства нижайший послушник …

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану;
письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением»,
а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Формы обращения, принятые в инославном мире.

1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш …» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

2. Официальный титул кардинала — «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ… (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш …», «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

3. Официальный титул архиепископа — «Его Светлость, Лорд Архиепископ… (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ…»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш …», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

4. Официальный титул епископа — «Его Преосвященство Лорд Епископ… (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ…»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш …», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул — «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».

Подробности Категория: Публикации Создано: 08 февраля 2019

Доклад епископа Домодедовского Иоанна, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года).

Ваши Преосвященства, возлюбленные отцы настоятели и матушки игумении, братья и сестры!

Как известно, первой ступенью на пути к монашеству является послушничество. Из древности существует такая практика, испытанная веками. Связано это с тем, что в первую очередь желающий отречься от мира должен испытать себя в послушании. Отсечение своей воли – тяжелый труд, совершенства в котором достигли лишь святые подвижники.

Как и тысячу лет назад проблемой для монашествующих является послушание. Как бы странно это не прозвучало, ведь послушание – это основное делание монаха наряду с молитвой, но многие послушники и даже уже облеченные в равноангельский чин часто проявляют непослушание.

Поэтому не сразу принимает постриг желающий жития иноческого, но испытывается в служении духовнику и в труде. Это помогает, во-первых, решить для себя юному послушнику – сможет ли он понести нелегкий крест иночества, а во-вторых, определить – посильно ли будет ему подвизаться именно в этом монастыре, где несет послушание. Поэтому молодому послушнику еще позволительно просто уйти. Но когда речь идет уже о монахе – всё совсем иначе.

Положение с принявшими на себя монашеские обеты не столь просто, как кажется. Дело в том, что монастыри располагаются в разных местах и состоят в разных положениях. Например, в монастыре, находящемся далеко от города, монахи могут применить все средства к стяжанию жизни вечной. Подобно тому, как авва Иоанн Колов поливал вставленную в землю палку и т. д. Но по-другому обстоят дела в монастыре, находящемся в городе или, тем более, в столице. Зачастую насельники выполняют не просто монастырские послушания, а работают на благо Церкви. Ведут деятельность в секретариате, в патриархии и т. п.

Также иначе складывается ситуация, когда монах находится в священном сане, тем более, если он епископ.

Известен случай с епископом Василием (Родзянко). Перед архиерейской хиротонией он задался вопросом – у кого же быть в послушании, ведь он дал обет отсечения воли при постриге? «А ты будь в послушании у всякого человека, который встретится на твоем жизненном пути. Если только его просьба будет тебе по силам и не войдет в противоречие с Евангелием» – ответил ему духовник.

Данные монахом при постриге обеты не отменяются и не снимаются никогда. Иеромонахи, иеродиаконы, игумены, архимандриты и архиереи – все несут послушание. Об этом говорит и преподобный Феодор Студит в своем Великом оглашении: «Никто не может ни сам развязать себя, не может быть также разрешен и другим человеком, ни Ангелом» .

Но есть некоторая разница в послушании для новоначальных послушников и облеченных в священный сан монахов. Послушникам наставник может давать самые разные послушания. Преподобный Феодор Студит сказал насельникам своей обители: «Слушайтесь меня во всем и, как железо кузнецу, повинуйтесь мне, чего бы я не потребовал от вас согласно с заповедью» . При этом любое дело – даже кажущееся абсолютно бесполезным или абсурдным – дóлжно исполнять так, как будто это повеление от Самого Спасителя, усердно и со всяким тщанием: «Будь настолько ревностен в своем труде, чтобы твое послушание снилось тебе даже и во сне» – сказал преподобный Феодор Студит в одном из своих оглашений. И на самом деле – так и есть, всякое послушание для монаха – это исполнение воли Господней, с которой во всем должна быть согласна его иноческая воля. Святой Феодор говорит о послушании: » действуют разумно и благочинно, со страхом и трепетом, как будто они получили свои послушания от Самого Бога» .

По-другому дело обстоит со священнослужителями, наместниками монастырей и, тем более, с архиереями. Конечно, они должны сохранять обет послушания и, как сказал преподобный Феодор: «Пока мы не вошли во святилище Божие … должно трудиться» . Более того, по словам того же святого, ни в самом высшем сане, ни в конце мирского жизненного пути нельзя оставлять своих обетов, ибо «Кто отречется и бросит блаженное послушание хотя бы на средине или даже у самого конца, тот потерпит самое жалостное и плачевное крушение: он потеряет не только свои прежние подвиги, но и в день праведного Суда Божия попадет ещё в вечное осуждение» .

Но при этом трудно представить себе архимандрита, который будет носить ведра с водой из самого дальнего источника, чтобы просто вылить еe на камни, или разбирать и сразу после опять собирать поленницу и т. д. Послушание для людей в сане – есть также согласие во всем с волей Божией, но более искусным уже не требуется несения послушания у наставника. Разделение на молодых и старых монахов существовало издревле. Авва Исаия, обращаясь к молодым, говорит: «Молодой пусть оставляет себя во всякой неопрятности, потому что это полезно для него. Молодой пусть не никогда не носит хорошей одежды, пока не достигнет возраста мужа: это врачевство для него» .

Ревностно и со всяким усердием несут архиереи послушание самой Святой Церкви и Cвятейшему Патриарху. И это ещё сложнее, чем несение послушания наставнику, потому что должен поступать здесь монах с рассуждением.

Послушание же в стенах монастыря у духовника – это закалка злата в горниле общежития и труда. Ведь по слову преподобного Иоанна Лествичника: «послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме» . И одним из важнейших факторов является послушание именно в молодости. Архимандрит Эмилиан, толкуя слова аввы Исаии, сказал: «Что человек посеет в молодости, то и пожнет, когда придет в возраст. Молодость – период, который Бог дает человеку для того, чтобы он смог создать свое духовное будущее, вечность. Если молодость была бессмысленной и расслабленной, то старость будет болезнью и трудом, без особой радости» .

Важно послушание в молодости и для того, чтобы приучить свое тело к монашеской жизни. По слову того же архимандрита: «Послушание – это самое простое, что может делать всякий человек… Послушание для монаха – это средство спасения. В это время он предстоит пред Богом, совершенствуется, сокрушает свою волю… Послушание сплачивает членов братства… Послушание – это связь и общение с людьми. Однако новоначальный, которым владеет леность, у которого пока мирской образ мыслей и нрав падшего человека, не чувствует этого… Даже если послушание кажется тебе тягостным, утомительным, отвратительным или наводящим скуку, но, поскольку так велит Бог, у тебя не может быть никаких возражений. Оставляешь свое послушание – значит оставляешь своего Бога, оставляешь заповедь Божию» .

Но описанное положение исполняется не всегда. В некоторых случаях проблемы с послушанием связаны с тем, что человек не вполне понимает смысл отсечения собственной воли. Конечно же, никто не может отнять данной Богом желательной силы души. Но в монашестве постригаемый дает обет послушания, который значит не что иное, как принятие с радостью исполняющегося на послушнике Божия Промысла. А воля Божия – это всё, что должен выполнять монах за послушание. Если, например, монаху говорят принимать священный сан, – выбор заключается в том, согласиться с волей Божией или нет, соответственно – нарушить обет, данный при постриге или нет. И так во всем.

Послушание – это не способ издевки над монахами, оно нужно, как пишет преподобный Феодор Студит, «для спасения всех ваших душ, ради славы Божией и для достижения благой участи вместе с нашими отцами на небесах» .

И это является прямым способом совершенствования своей души в делах добродетели, по слову того же святого: «Усердный в телесных делах таков же и в духовных» .

Часто на пути послушания встают различного рода рассуждения об исполнении порученного труда. Но это неправильно. Послушание требует рассуждения только на предмет соответствия заповеди, в остальном же нужно не задумываясь трудиться. Святой Иоанн Лествичник говорит так: «В простоте повинующиеся ради Господа благополучно совершают путь свой, не навлекая на себя коварства бесов своими тонкими исследованиями» .

Нередко приступает и бес лености к послушнику, искушая его, но святой Феодор Студит говорит против этого: «Не ищи себе здесь отдыха, ты получишь его там» .

Важным аспектом исполнения послушания является именно прилежность. Преподобный Феодор говорит: «От монаха требуется аккуратность во всем» . Причина такого отношения видна из следующих слов: «Следует исполнять свои послушания с чистою совестию и не творить дел Господних с небрежением» . Осознание того, что каждое послушание послано от Самого Бога, помогает монаху работать со тщанием и усердием. Преподобный Феодор также увещевает: «И пусть каждый сообразно со своим послушанием усердно старается выполнить свое дело – безупречно, по справедливости, представляя его непорочным мздовоздаятелю Богу» .

Некоторые святые сравнивают послушание с мученичеством: святой Феодор Студит говорит о «духовном мученичестве», святой Иоанн Лествичник пишет: «Отцы … блаженное послушание называли исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа» . Авва Памво сказал о послушниках: «Таковые суть исповедники, если до конца сохранят то же делание» . Образ этот говорит о том, что велика награда на Небесах послушнику. Но для стяжания праведной мзды должен монах принести подвиг равный мученичеству, отличный от него лишь в том, что мучения возникают от смирения своей воли.

Есть также и другое отступление от истинного послушания у современных монахов. Некоторые видят суть послушания в полезной работе. Но иногда игумен дает такое послушание, что от него нет никакой пользы, но только вред. Например, сажать лук вершками вниз. Смысл монашеского труда заключается не в том, чтобы построить монастырь, создать вокруг него богатое хозяйство, наладить экономику и т. д. Первой целью является борьба со страстями и взращивание добродетели: «Авва Моисей сказал: брат! иди на послушание истины: здесь есть и смирение, здесь сила, здесь радость, здесь терпение, здесь братолюбие, здесь долготерпение, здесь сокрушение, здесь любовь; ибо имеющий благое послушание исполнен всех заповедей Божиих» . Но это не означает, что монастырь должен быть в бедности и упадке. Послушник должен осознавать смысл послушания и не задумываться о физической пользе или вреде от исполняемого.

Таким образом, послушник должен внимать наставнику и в точности исполнять его слова со всяким тщанием, усердием и аккуратностью, так как он поступает согласно воле Божией. И это соответствует словам апостола Павла Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12). Речь здесь идет именно о пользе духовной. С одной стороны желательная сила души не отнимается у человека, а с другой – находящееся за рамками послушания не полезно.

Также важно и продолжение этих слов: Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Для монаха очень важным является то, что «Человек должен быть господином своих желаний, а не рабом» . Эту фразу можно понять поверхностно. Но господин желаний – не тот, кто делает всё, что желает, а тот, кто отсеивает все свои желания, которые не согласны с Божиим Промыслом.

Также следует упомянуть и еще об одном аспекте послушания. Давший обет отсечения своей воли монах не должен делать ничего, кроме порученного ему. «Свобода человека хоть и шире его возможностей, но вполне может реализовываться если не в делах, то на словах, а если не на словах, то в мыслях». Лишнее слово, даже мысль, мечтание – это уже непослушание. Принявший на себя равноангельский чин должен пребывать в полном послушании от старца. Святитель Григорий Богослов говорит о послушниках: «Пусть они оставят принесенные из дому помыслы, с коими они приходят, а также привычки, с которыми они раньше жили» . Почему монах должен вести брань даже с мыслями? Потому что мысли – это начала дел.

Наставник знает оружие искушающего диавола, знает и лекарство от него. Новоначальные же послушники не ведают этого, более того, по слову святителя Иоанна Златоустого, «болезни человеческие … не легко видеть человеку; ибо никто от человек не весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (1 Кор. 2:11). Как же можно употребить лекарство против болезни, не зная ее свойства, а часто не зная и того, болен ли кто, или нет? Если же болезнь открыта, тогда врачу еще более предстоит трудности; потому что он не может с такою же властию лечить всех людей, с какою пастух овцу» . Именно поэтому монах должен быть подобен овце, чтобы пастырь без труда мог излечить любую его болезнь и привести непорочным и здравым ко Христу. Овцы же не отходят далеко от своего начальника, но пасутся возле него и только по слову его выходят из загона и входят обратно.

Еще одним образом послушания являются слова апостола Павла: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (1 Кор. 6:15). И здесь видится полная покорность монаха Господу. Спаситель управляет членами тела Церкви Своей – послушник же смиренно повинуется любому подобному движению. Можно отождествить инока с одеждой, которая никак не стесняет движения тела, но во всем повторяет их. Если же не так – то такую одежду извергают вон.

В некоторой степени можно говорить о послушании, данном самим апостолом Павлом: Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся (Флп. 4:4). Святой преподобный Феодор Студит так говорил об этих словах: «Почему же (радоваться)? Да потому, что вы исполняете дело Божие; вы облечены в монашеский образ, проходите правило послушания, ежедневно терпите, с одной стороны, стеснения, угнетения и мучения, а с другой – огорчения: огорчения от постов, бдений… мучения же от изнурительных и напряженных трудов на послушаниях, от отсечения своей воли, от отягчения приказаниями… Сколько и каких лишь нет страстей? Им нет числа. Поэтому я, по-видимому, несправедливо сказал вам: радуйтеся всегда о Господе. Нет, чада мои возлюбленные, вы блаженны и треблаженны, что ради Бога терпите и принимаете все это» . Именно с радостью нужно принимать всё от Бога, в особенности же послушание. Нет пользы, когда монах исполняет поручение с озлобленностью, ненавистью к своему делу, когда он ждет скорее конца своего труда. Это непослушание не только своему духовнику, но апостолу Павлу, более того, оскорбление промышляющего о послушнике Бога.

Должно монаху исполнять послушания чистосердечно, о чем говорит преподобный Феодор: «Ибо Сам то, что делается ради Него в братстве, принимает, как жертву и всесожжение, если … там соблюдается Его слово и работа исполняется по совести, с нелицемерным послушанием, безропотным терпением и мученической твердостью» . Послушание «для свет, жизнь, радость» .

Особенно выделяет преподобный Иоанн послушания, предназначенные для содержания братии: «Ты, келарь, исполняй свое послушание без лени, давай каждому, что нужно, без пристрастия и предпочтения. Ты, трапезарь, правильно расставляй пищу, чтобы у тебя не вышло какой-либо несправедливости и тайного безобразия, потому что это не скроется от всевидящего Божиего ока, хотя люди и думают скрыть… И вы, получающие, в свою очередь, должны принимать и быть довольными тем, что вам дают, хотя бы это было плохо, порвано и грязно, – грех за это будет на заведующем, а вы получите награду за мученичество как бы пред очами Божиими. Старшие в прочих послушаниях, работайте и руководите своими подначальными как пред лицом Божиим» .

Из всего этого следует, что послушание является одной из важнейших задач молодых послушников. В первую очередь важно смирение своей воли, во вторую – сам процесс должен проходить с радостью и усердием, и, наконец, результат должен быть достойным того, чтобы представить свой труд Самому Богу.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Дата создания: XIII в. Описание:

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

Наместники

  • с марта 1991 г. по 22 марта 2011 г. — архиепископ Костромской и Галичский Алексий
  • с 22 марта 2011 г. по 14 июля 2018 г. — епископ Воскресенский Савва
  • с 14 июля 2018 г. по 26 февраля 2019 г. — епископ Домодедовский Иоанн
  • с 26 февраля 2019 г. — епископ Воскресенский Дионисий (с 20 ноября 2019 г. — митрополит)

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10 Телефон: +7 (495) 676-95-70 Web-сайт: http://новоспасский-монастырь.рф E-mail: novospasmon@gmail.com Наместник: Дионисий, митрополит Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии (Порубай Петр Николаевич)

Обращение Преосвященного ВЛАДИМИРА, митрополита Владивостокского и Приморского, к архипастырям, духовенству, монашествующим и мирянам

Приморской митрополии в связи с особым порядком богослужений во время распространения морового поветрия

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сёстры!

С большой скорбью вынужден сообщить вам о том, что в связи с государственными мерами по недопущению неблагоприятного сценария развития эпидемиологической ситуации в стране и по требованию управления Роспотребнадзора по Приморскому краю богослужения Страстной седмицы и праздника Святой Пасхи будут совершаться за закрытыми дверями, то есть без участия прихожан.

Мы до последнего старались найти компромисс с властями, чтобы сохранить для мирян возможность участия в богослужениях. Являя заботу о здоровье пожилых прихожан, наше духовенство призывало людей старшего возраста оставаться и молитьсяв своих домах, чтосущественно снизило количество присутствующих в храмах. Кроме того, на всех приходахбыли приняты дополнительные санитарные меры безопасности в соответствии с Инструкцией, утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 марта 2020 г., а также рекомендациями Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

С учётом предпринятых нами мер тем более странно наблюдать, как в ряде СМИ и социальных сетях в последнее время, как будто по особому заказу, распространяется недостоверная и откровенно лживая информация, дающая превратное представление о позиции Приморской митрополии и ее главы в отношении исполнения санитарных предписаний в период пандемии.

Ещё раз подчеркиваю и официально заявляю о том, что действия епархиальных властей согласованы с общецерковной позицией по данному вопросу и полностью соответствуют разработанным Священноначалием инструкциям и рекомендациям по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции. Все иные точки зрения являются грубыми провокациями и инсинуациями.

Мои возлюбленные братья и сёстры, знаю, как вам дороги богослужения, и вместе с вами глубоко переживаю происходящее. Но прошу вас отнестись к вынужденным ограничительным мерамс пониманием, христианским смирением и ответственностью, дабы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12) обвинить Церковь в распространении болезни.

Все испытания временны, а потому ободримся и возложим наше упование на Господа, Который Один всесилен прекратить это моровое поветрие. Призываю нас всех не ослабевать в молитвенном усердии.

Духовенство митрополии продолжит совершать все положенные уставные богослужения, вознося молитвы перед престолом Божиим о вас и ваших близких, о всех жителях Приморья.Будут также организованы телевизионные и интернет-трансляции ключевых церковных служб. Разумеется, никакие трансляции, предлагаемые сегодня лишь в качестве временной меры, не смогут заменить живого участия в соборной молитве и Таинствах Церкви, но надеюсь, что в сложившихся критических условиях они послужат для вас некоторым утешением.

На сайтахМосковской Патриархии и Владивостокской епархии также размещен и чин благословения куличей, пасх, яиц и другой пасхальной снеди,который миряне могут самостоятельно совершить дома.Это чинопоследование не является, конечно, полноценной заменой церковному священнодействию, но должно быть использовано в ситуации вынужденного ограничения богослужебной жизни.

Я же горячо молю Господа о том, чтобы Он даровал всем нам крепость душевных и телесных сил, терпение и мужество достойно перенести постигшее нас трудное испытание, чтобы несмотря ни на что мы смогли в духовной бодрости провести важные дни Страстной седмицы, а затемв великой радости встретить Восставшего от гроба Спасителя.

+ Владимир, митрополит Владивостокский и Приморский

В связи с эпидемиологической ситуацией по заболеваемости коронавирусной инфекцией (COVID-19) руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю

ПРЕДПИСАНО
с 15.04.2020 по 19.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами
территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Приморской митрополии (Владивостокская епархия, Арсеньевская епархия, Находкинская епархия), за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах и монастырях Владивостокской епархии будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Как правильно обращаться к духовному лицу?

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

-к монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «отец», «честной брат»;

-к послушнику —»брат» (если послушник в преклонном возрасте —»отец»);

-в обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу Ваших молитв»;

-к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;

-к иерею и иеромонаху: «отец (имя)» или «Ваше Преподобие»;

-к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей»

Обращение к священнику «батюшка» является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит».К Игумение женской обители будет учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; говорят «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *