Игумения елисавета кольцова

Биография:

Родилась в 1948 году в Московской области
— 1971 г. — окончила Смоленский Государственный Институт физической культуры.
— 1973 г. — получила специализацию в Ярославском медицинском институте.
— 1974-1976 — врач-методист по лечебной физкультуре и массажу, заведующая отделением Центральной районной больницы Правдинска, Калининградская область
— 1976-1985 — заведующая кабинетом реабилитации в медсанчасти №1, преподаватель курса лечебной физкультуры и массажа в Калининградском медучилище
— 1985-1990 — преподаватель кафедры физического воспитания в Калининградском Государственном Университете
— 1987 г. — защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Реабилитация плавсостава флота рыбной промышленности в связи с факторами риска ишемической болезни сердца в межрейсовом периоде» (на базе Медсанчасти №1 г. Калининграда)
— 1990-98 гг. — паломническая деятельность по святым местам
— 1998 г. — приняла монашеский постриг с именем Елисавета в честь СЧвятой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы
— 1998 г. — начало строительства Свято-Елисаветинского женского монастыря.
— 1999 г. — назначена настоятельницей Свято-Елисаветинского женского монастыря
— 2000 г. — начало творческой деятельности. Живопись. Поэзия Издание первого сборника стихов «Я прикоснусь к тебе, Христос»
— 2001 г. — награждена желтым крестом за строительство домового храма в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы
— 2003г. — издание сборников стихов «По недостоинству прошу»
— 2006 г. — награждена орденом Святой Равноапостольной Ольги.
— 2006г. — издание сборника стихов «Пустынька»
— 2008г. — возведена в сан игумении епархиального женского монастыря в честь Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы
— 2008 г. — награждена орденом Святой Евфросинии Московской II степени
— 2008г. — издание «Воздохни обо мне» •
— 2008г. — издание сборника стихов и картин «Пою Богу моему донде же есмь»
— 201г. — присвоено звание Почетный гражданин Санкт-Петербурга — 2010г. — присвоено звание Почетный гражданин Славска
— 2011 г. — награждена наперсным крестом с украшениями.
— 2013 г. — открытие и освещение епископом Балтийским Серафимом, викарием Калининградской Епархии художественной галереи при Свято — Елисаветинском женском монастыре
— 2014 г. — первая персональная выставка живописи «Цветочная псалтирь» в Калининградской Художественной галере
— 2014 г. — 2-ая персональная выставка в музее города Советска.
— 2014 г. — август, участие в проекте реконструкции Гумбиненсского сражения, город Гусев
— 2014 г. — декабрь, персональная выставка в администрации города Балтийска
— 2015 г. — персональная выставка живописи «И Свет во тьме светит» в Калининградской Художественной галерее •
— 2017 г. — издание сборника коротких духовных рассказов «Дорога любви» (1 ЧАСТЬ)
— 2017г. — издание сборника коротких духовных рассказов » Благослови»(2 ЧАСТЬ)
— 2017г. — стала членом Императорского Православного Палестинского общества, награждена его орденом

В 2000 году Священным синодом (по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) в Калининграде учрежден женский монастырь в честь святой преподобной мученицы великой княгини Елисаветы (Романовой).

Это один из немногих в России монастырей, основанных в наше время. Расположился он на трех территориях. Чистый аккуратный двор, белые строгие здания храма и монастырского корпуса, бревенчатая колокольня, колодец и памятник святой преподобной мученице Елисавете из белого мрамора. В монастырском корпусе есть храм – маленькая домовая церковь в честь святой Елисаветы, с большим мощевиком и иконами святых с частицами их мощей. Есть компьютерная и своя маленькая типография. Удивив своей «продвинутостью», монастырь встретил нас в духе мудрой русской пословицы: «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся». Без косынки и в брюках не только в храм, но и в трапезную нельзя, а среди ночи пожалуйте на молитву. Но матушка правила для нас смягчила, и мы убедились в том, что жизнь и уклад монастыря во многом зависят от его настоятеля.
Игумения ЕЛИСАВЕТА (Кольцова)

— Матушка, Елисавета — Вас всегда так звали?

— Нет. С 1998 года, то есть когда я приняла постриг, меня назвали в честь святой великой княгини Елисаветы.

— У входа в монастырь ее статуя?

— Да. Это работа скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова.

— Сколько человек живет в монастыре?

— На сегодняшний день двадцать три человека. Четыре монахини, шесть инокинь и остальные — послушницы.

— Любая может прийти к вам в монастырь?

— Любая. Но сначала она просто поживет. А мы посмотрим, насколько она нам подходит. Если не подходит — мы говорим: простите, Вы нам не подходите.

— Сколько лет Вы уже игумения?

— Десять. А до этого я прошла тот путь, который необходим для пострига. Но для меня он длился один миг. Сразу после пострига была принята митрополитом Кириллом, теперешним Святейшим Патриархом, и стала настоятельницей этого монастыря. Начала его строить. Точнее, его строительство началось в 1996 году, но тогда я еще не знала, что строю монастырь, потому что это был мой личный дом. А я работала заведующей отделением реабилитации в больнице.
За годы существования монастыря было построено подворье в Калининграде, в области и скит в лесу в честь святого преподобного Ферапонта.
На каждом подворье есть церковная лавка, в которой кроме религиозной литературы, икон и лампад можно купить сшитое монахинями постельное белье, картины, написанные самой матушкой Елисаветой, а также диски и книги с ее песнями и рассказами религиозной направленности (матушка не только прекрасно рисует, но и поет, пишет стихи и прозу), резные и расписные страусиные яйца с собственной монастырской фермы.
— Кроме страусиной фермы, — рассказывает монахиня София, — у нас есть очень хороший швейный цех. Шьем эксклюзивные вещи. В теплицах и на полях выращиваем овощи.

— Чем страусов кормите?

— Специальную еду для них нам поставляет колхоз. Это африканские страусы, — поясняет матушка. — Но купили мы их здесь, в Калининградской области, у разорившегося фермера. Нам их содержать выгодно, хотя используем в пищу только яйца. Я считаю, что животных убивать нельзя. Пусть они спокойно живут отпущенные им 80 лет. А еще, чтобы посмотреть на страусов, к нам в монастырь летом целыми автобусами приезжают дети. Но сначала они заходят в храм. Проводим молебен для детей, если у них нет крестиков, а они крещеные — надеваем на них крестики. Некоторые видят крестик впервые и не знают, что это такое.

— Матушка Елисавета, а монахини получают деньги за свою работу на ферме, за швейной машинкой?

— Нет. У нас все работают во славу Божию.

— Как Вы познакомились с Патриархом Кириллом?

— Нас познакомил викарий. И я сразу поняла, что это тот человек, которого я искала всю жизнь. Другого такого, как Святейший Патриарх Кирилл, думаю, на всей планете нет. Никто не может так рассказать о Боге. Ему есть что сказать людям и он это умеет. Знает, что нужно сделать, к чему привести людей, как построить религиозные отношения. Ежедневно служит по три службы в разных храмах, приходах, монастырях.

— То есть он пришел не царствовать, а работать?

— Конечно, работать. И ему, как всякому умному человеку, нравятся люди, которым не надо детально разжевывать задачу. Он благословляет, а они ее выполняют. Но не исключает и свою помощь. Всегда говорит – обращайтесь, я буду помогать.

— Почему вы пользуетесь интернетом, а телевизора нет?

— Интернет дает свободу выбора, а по телевизору смотрят то, что показывают, в том числе и дурную рекламу. Я купила бы телевизор для монастыря, если бы был чисто православный канал. А вот другие конфессии мне не нужны, мне это не интересно. Я никому не навязываю свою веру, свои взгляды, но и не принимаю другие религиозные конфессии. Глубоко сожалею, что не все люди православные. Потому что это великое счастье — быть православным.

— Как Вы с трудностями боретесь?

— Да никак с ними не борюсь. (Вздыхает.) Если Господь перед нами поставил задачу, я глубоко уверена, что он ее и поможет разрешить. А если это не от Бога — то слава Богу, что не получилось.

— Но вокруг Вас не все верующие. Как Вы сосуществуете с окружающим миром, в котором есть воры, бюрократы, жулики и просто равнодушные?

— Мир состоит из людей разных, в том числе и тех, которые нуждаются в духовной помощи. Надо стараться понимать и прощать.

— Вы примите помощь от человека, который нажил деньги, торгуя наркотиками?

— Какая разница — плохой это человек или хороший? У нас есть счет в банке. Если кто хочет его пополнить, то на все воля Божья. И если человек недостойный, то я верю, что Бог не даст ему положить пожертвование на Его счет. Это ж Божий счет, а не мой. Хочет бандит пожертвовать деньги — пусть жертвует. Я не должна проводить расследование. Если он исповедовался, во всех грехах покаялся, причастился, Бог его простит. А потом часть этих денег может и пожертвовать на храм, на монастырь. Есть счет, хочет — пусть жертвует. Главное, больше не грешить.
Любые исповеданные грехи Богом прощаются. Потому что нет такого греха, который бы не побеждало Божье милосердие. Бог есть сама любовь, истина, правда, добро, милосердие. Как же он не простит!

— А есть грехи, которые не прощаются?

— Непокаяние. А если человек покаялся — чего же не простить-то.

— Во сколько подъем в монастыре?

— Все встают в восемь тридцать. Пьют чай. Кто не хочет — не пьет. И все идут на послушание. У каждого есть свои обязанности.— То есть работают.— Да. До двенадцати. Затем трапеза, первое, второе, третье. Отдохнули, посидели и дальше послушание. Кто вышивает, кто шьет, кто обед готовит, кто в типографии работает или цветочки поливает. Это до пяти. Потом вечерняя служба, которая длится час пятнадцать. Опять трапеза. Ужинают, читают молитву на сон грядущий и идут крестным ходом. Затем свои дела делают: надо постирать, помыться либо еще что. А в десять часов я проверяю, чтобы ни одной живой души не было, чтобы все спали. В три часа ночи собираемся в домовом храме на пятисотницу.

—Спортом обитатели монастыря имеют возможность заниматься?

— Им некогда этим заниматься, им хватает работы. Надо храм привести в порядок, территорию. Какой там футбол, пинг-понг! Некогда. Весной надо посадить клубничку, морковочку, свеколку, лучок. Летом полить, прополоть, осенью собрать урожай. Да и зимой у них работы хватает. Мы это все делаем ради пропитания.
В 2 часа 40 минут ночи мы за дверью нашей кельи услышали звон колокольчика. Кто-то собирал обитателей монастыря на ночную молитву. А в три часа все уже были в домовом храме. Всю молитву матушка находилась с правой стороны у иконостаса, а все остальные стояли у стены за ее спиной или сидели тут же на скамеечке.
А утром нам показали монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с уникальным янтарным иконостасом и ракой с мощами святых Елисаветы и Варвары, музей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны и святых царственных мучеников-страстотерпцев. Постоянная фотовыставка «От славы царственной к славе небесной» состоит не только из фотографий. Есть в музее собранные матушкой в России и Германии копии документов, писем, открыток, рисунков, книги того времени, родословные принцесс Гессенских, Николая II и герб семьи Романовых. Рядом монастырская лавка, в которой кроме икон, молитвенников и церковной утвари есть и те самые пасхальные сувениры: резные, расписные, расшитые бисером умелыми руками монахинь страусиные яйца.
Ближе к вечеру мы на монастырском джипе (всего у монастыря три иномарки) вместе с матушкой Елисаветой имонахиней Софией за рулем отправились на подворье монастыря в область.
Строительные работы здесь, в 120 км от Калининграда, начались в 2004 году. На горе золотом сверкает на заходящем солнце купол храма в честь святого преподобного Александра Свирского, виднеются часовня в честь иконы Божьей Матери, надвратный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери и святой источник. Тянется в небо самый высокий в Европе 25-метровый поклонный крест. В строящемся монастырском комплексе предусмотрено восемь домовых церквей, колокольня, крестильня, дом милосердия в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». А еще храм в честь святого Спиридона Тримифунтского с баптистерией и колокольней.
Уже построены и функционируют трапезная, библиотека, иконная лавка, швейный цех, художественная галерея, в которой выставлены картины, написанные матушкой Елисаветой маслом и акварелью, и часть келий для насельниц. А рядом с монастырской пасекой —теплица, огород и страусиная ферма.
В монастыре можно остаться на несколько дней для молитвы, причастия, посильного труда, отдохнуть душой и телом от шума машин и городских проблем.
В собственности монастыря 50 гектаров земли, что позволило в нескольких километрах от подворья, на окраине леса, построить еще и скит в честь святого преподобного Ферапонта Можайского. Дорога на скит проходит через густой лес. Перед воротами среди высоких сосен стоит поклонный крест.
На территории скита возведен храм в честь святого Ферапонта, несколько домиков для послушников, баня и покои матушки настоятельницы с ее личной картинной галереей, тренажером беговой дорожкой, кухней, трапезной и спальней-кабинетом, где матушка пишет стихи, рассказы и картины.

Свято-Никольский женский монастырь

Епархиальный Свято-Никольский женский монастырь начинался с первого на территории Калининградской области православного храма Святителя Николая Чудотворца, который был открыт в здании Юдиттен-кирхи. Построенная в конце XIII века, она в 1985 году была передана РПЦ. В 1996 году собор был преобразован в монастырь. Настоятелем стал епископ Балтийский Серафим. Позже у монастыря вдали от мирской суеты, в очень красивом уголке Полесского района, рядом с двумя живописными озерами появилось подворье. А в 2006 году митрополит Кирилл освятил новопостроенный монастырский храм Державной иконы Божией Матери в поселке Изобильном.

— На подворье нашего Свято-Никольского монастыря, — рассказывает настоятельница подворья матушка Антонина,— живут 10 монахинь, несколько послушниц, которых мы отбираем очень тщательно. Случайных людей у нас нет. Первые годы мы жили в вагончиках без каких-либо бытовых удобств. Теперь, когда подворье построено, у каждой монахини своя келья и очень хорошие условия для проживания.
Правила начинаются в 5-6 утра со службы. А потом целый день все работают, но только для обеспечения собственных нужд, ничего на продажу мы не производим. При этом бескорыстно помогаем бедному населению. Раздаем выращенные нашими руками фрукты, картофель и другие овощи. Есть у нас и небольшая птицеферма, и коровник. Поэтому приходится много работать.

— А кем Вы работали в миру и пригодились ли Ваши профессиональные навыки в сельском хозяйстве?

— До пострига в монахини я работала преподавателем в музыкальном колледже, поэтому никакого сельскохозяйтвенного опыта у меня не было.

— Смотрят ли обитатели монастыря телевизор?

— На послушания (работу. —Прим. ред.) и молитвы уходит все время. Так что смотреть телевизор некогда.

— И что, они даже не в курсе, что Святейший Патриарх всея Руси в Калининграде?

— Ну как же! Знают. Например, проповедь Патриарха Кирилла, произнесенную им в Калининградском кафедральном соборе Христа Спасителя, я пересказала своим монахиням и послушницам. Потом мы ее обсудили. И каждый высказал свое отношение по основным моментам проповеди. У нас на подворье вообще такая простая, очень доброжелательная обстановка, другими словами — большая дружная семья. А каждая встреча с епископом, теперь Патриархом всея Руси Кириллом — это для нас настоящий праздник. Его проповеди очень интересны и познавательны. Он наш духовный пастырь, мудрый, умный и очень доброжелательный человек.

В 2017 году Марфо-Мариинская обитель отмечает 25-летие возобновления сестринского служения. О том, каково это — помогать нуждающимся, как не сломаться, постоянно видя страдания больных детей, и о специфике монашеской жизни в центре Москвы рассказала журналисту РИА Новости Марии Шустровой настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова).

— Матушка Елисавета, как давно вы трудитесь в Марфо-Мариинской обители? И почему выбрали для себя именно путь помощи нуждающимся?

— Я была назначена настоятельницей обители в феврале 2011 года. Считаю, что мое назначение было совершенно случайным. Прежняя настоятельница, на долю которой выпала полная реставрация ансамбля Марфо-Мариинской обители, по состоянию здоровья попросила патриарха освободить ее от управления. Поэтому поставили меня.

Свой путь мы не выбираем, Господь нам его дает. Еще в самом начале моего монашеского пути, когда я жила в общине в Самарской области, одним из моих послушаний была помощь нуждающимся. Я собирала посылки в тюрьмы, отвечала на письма заключенных. Мне также приходилось оказывать первую медицинскую помощь больным, которые приезжали к нам поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед страждущих».

Таких больных становилось все больше, появилась потребность получить какое-то специальное образование. Так я попала в Свято-Димитриевское училище сестер милосердия к нынешнему владыке Пантелеимону (председатель Синодального отдела по благотворительности — ред.). С этого времени и начался мой путь в направлении Марфо-Мариинской обители.

— Не тяжело постоянно видеть страждущих, больных детей? Что помогает не сломаться и организовать работу таких проектов, как центр по реабилитации детей с ДЦП, детский сад для детей-инвалидов?

— Хотя профессиональное выгорание — довольно частое явление, но мне оно не очень понятно. Конечно, бывает тяжело, не все могут постоянно улыбаться и говорить, как они любят этих детей. Мне кажется, это и не нужно. Наше отношение к подопечным спокойное. Мы знаем их нужды, понимаем, чем мы можем им помочь. Это наша обычная жизнь, а не какой-то подвиг. Совершенно нет такого, что мы все терпим, сжав кулаки. Чаще всего эмоциональный отклик у людей появляется в первый раз, например, когда они видят ребенка с детским церебральным параличом.

Когда сравниваешь его со здоровым ребенком, конечно, возникает жалость, а некоторым хочется плакать. Но мы с этими детками общаемся постоянно, относимся к ним как к обычным ребятам. Да, с ограничениями, вызванными их заболеванием. Но если им помогать, организовать вокруг них среду, в которой у детей будет больше возможностей, то они мало чем отличаются от человека, сломавшего руку. Мы же не плачем над человеком, сломавшим руку или ногу.

Эти детки отличаются только тем, что они в течение всей своей жизни будут нуждаться в помощи. Тут уже вопрос к нашему обществу, готово ли оно на протяжении всей жизни этих людей эту помощь оказывать.

— При Марфо-Мариинской обители действует детский дом для девочек. Как получилось, что теперь в нем воспитываются девочки с синдромом Дауна?

— Первый проект, который возродился вместе с Марфо-Мариинской обителью в 90-е годы — это детский дом для девочек. До 2015 года здесь жили обычные девочки. Но к 2015 году центр семейного устройства, подготавливающий приемных родителей к усыновлению и работающий с кровными родственниками, пристроил практически всех подопечных. Тогда перед нами встал вопрос, что делать дальше. И мы решили взять к себе детишек с синдромом Дауна.

Мы их тоже отдаем в приемные семьи. Недавно от нас ушли четыре девочки, надеемся, что скоро уйдет еще одна. Сейчас в детском доме живут 12 детей, девять из которых с синдромом Дауна.

— А много желающих усыновить такого ребенка?

— Людей, которые готовы усыновить необычного ребенка, немного, но они есть. Причем это, как правило, люди, которые изначально хотят усыновить ребенка с особенностями. Удивительно, но чаще всего это многодетные семьи. У некоторых уже есть пять-семь и даже больше детей.

В нашем обществе сейчас часто можно услышать, что мы от любви устаем. На самом деле это не так. Многодетные семьи это демонстрируют ярчайшим образом. Чем больше в семье детей, тем больше в семье любви. Может быть, ее не так заметно, как когда в семье один ребенок, и вокруг него все прыгают. В многодетной семье любовь качественно другая. Родители чаще всего понимают: их любви хватит еще на несколько человек. Тогда они решаются взять ребенка из детского дома, при этом им все равно, каким он будет.
Я знаю одну музыкальную семью. Точно не помню, но у них уже намного больше пяти детей. Они усыновили замечательного слепого мальчика, его все любят, и он оказался одаренным музыкально.

— У Марфо-Мариинской обители есть еще несколько социальных проектов, направленных на помощь самым обездоленным.

— Еще один наш крупный проект — реабилитационный медицинский центр для детишек с ДЦП. Он был открыт в 2010 году. На сегодняшний день его посещают до 40 пациентов в день. Детки проходят там комплексную реабилитацию. Кроме того, на базе медицинского центра существует паллиативная выездная служба, оказывающая на дому помощь наиболее тяжелым подопечным.

Еще у нас есть несколько проектов, направленный на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Один из них — справочная служба милосердия. В нее поступают многочисленные звонки с просьбами о помощи. Либо наоборот, люди спрашивают, что куда принести, чем помочь. Эта же служба помогает вызвать на дом священника в случае необходимости.

Также при обители действует служба работы с просителем. Или, как мы говорим, служба работы со случаем. В эту службу приходят нуждающиеся с улицы. Как правило, эти люди не бездомные. Часто это пожилые люди и малоимущие, которым нужны вещи первой необходимости, лекарства, еда. Также к нам обращаются с просьбой оплатить какое-то дорогостоящее лечение. Все поступающие заявки проверяются, после этого принимается решение о размере оказываемой помощи.

— Возникают ли проблемы с финансированием проектов? Существует ли проблема нехватки рук?

— Нам всем всегда не хватает денег и людей. Но Господь нас не оставляет. Мы все время находимся на грани, когда понимаем, что дальше нам придется закрыть какой-то проект. Я уже давно перестала спрашивать у главного бухгалтера, есть ли у нас на что-то деньги: знаю, что их нет. Тем не менее, все как-то получается, находятся жертвователи.

Не могу сказать, что нам катастрофически не хватает рук. Около обители всегда много людей. Мы тесно сотрудничаем с волонтерами, они есть в каждом проекте.

— В 2014 году Священный Синод постановил, что обитель будет преобразована в ставропигиальный женский монастырь. Почему было принято такое решение? Ведь основательница обители, преподобномученица Елисавета Феодоровна, не замышляла ее как монастырь.

— Изначально Великая княгиня рассматривала монашеский вариант обители, но поняла, что монахини не могут выходить на служение в мир, поэтому решила создать общину сестер милосердия. Елизавета Федоровна мечтала, чтобы в обители был монашеский скит, и даже купила в 1908 году для него землю. По замыслу, потрудившиеся сестры должны были принимать монашество и удаляться туда. К сожалению, создать этот скит великая княгиня так и не успела.

Сегодня времена сильно поменялись. Раньше, чтобы заниматься такого рода служением, нужно было оставить свои дела в миру. Частная благотворительность обычных людей не была распространена. Ей занимались состоятельные аристократы.

В наше время все иначе. Социальная деятельность Русской православной церкви теперь является прерогативой мирян. На приходах существуют различные сестричества, объединяющие мирянок, которые проживают дома, имеют семьи, но свободное время посвящают помощи нуждающимся. Теперь необязательно уходить из мира, чтобы заниматься делами милосердия.

Если в нашу обитель приходят сестры, то они, как правило, хотят быть монахинями. У нас есть и монашествующие, и сестры милосердия. Сестры милосердия, проживающие в обители, посвящены по тому чину, который был разработан еще при Елизавете Федоровне. А монашествующие сестры не принимают деятельного участия в социальной работе. Монашеская община — духовное основание этой обители, вся остальная деятельность строится вокруг нее.

— Не тяжело монахиням жить в монастыре, который находится в самом центре такого мегаполиса, как Москва?

— Монастыри на Руси, как правило, основывались около больших городов. Монастырь в городе и сегодня — совсем не диковинка. Конечно, сейчас города стали больше, многолюднее, шумнее. Тем не менее, это не противопоказание для жизни монастыря. Конечно, возникают дополнительные сложности. Если вы пройдетесь по московским обителям, то сразу заметите, что на их территории погружаетесь в атмосферу тишины и покоя.

Так и здесь всегда довольно тихо. Кто бы сюда ни приезжал, сколько бы людей здесь ни было, если обитель живет правильной жизнью, то все погружаются в эту атмосферу и не могут ее разрушить.

Возьмем, например, Троице-Сергиеву лавру. Сколько там автобусов, наших братьев-китайцев. Но они не могут разрушить атмосферу святого намоленного места, где во всем чувствуется присутствие преподобного Сергия. Так и в нашем монастыре.

Источник: РИА Новости

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *