Иисус Христос спаситель

Отдав свою жизнь как выкуп, Иисус открыл верным служителям Бога путь к спасению (Матфея 20:28). Поэтому в Библии Иисус назван «Спасителем мира» (1 Иоанна 4:14). Также в ней говорится: «Ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись» (Деяния 4:12).

Иисус «вкусил смерть за всех», кто проявляет в него веру (Евреям 2:9; Иоанна 3:16). Затем «Бог воскресил его из мертвых», и Иисус вернулся на небо как духовная личность (Деяния 3:15). Будучи на небе, «он способен предоставить полное спасение тем, кто приближается к Богу через него, потому что он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25).

Почему необходимо, чтобы Иисус ходатайствовал за нас?

Все мы согрешаем (Римлянам 3:23). Грех является своего рода преградой между нами и Богом; возмездие за грех — смерть (Римлянам 6:23). Но Иисус Христос «свидетельствует перед Отцом» в защиту тех, кто проявляет веру в его искупительную жертву (1 Иоанна 2:1, Новый русский перевод). Он ходатайствует за нас перед Богом, прося его выслушивать наши молитвы и прощать грехи на основании этой жертвы (Матфея 1:21; Римлянам 8:34). Поскольку эти просьбы Иисуса находятся в согласии с Божьей волей, Иегова благосклонно им внимает. Он послал Иисуса на землю, «чтобы мир был спасен через него» (Иоанна 3:17).

Достаточно ли одной веры в Христа, чтобы спастись?

Нет. Безусловно, вера в Христа необходима для спасения, однако это не единственное требование (Деяния 16:30, 31). В Библии сказано: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Чтобы спастись, нам нужно:

Дорогие братья и сестры, все вы знаете, как спас нас Господь — стал человеком, не переставая быть Богом, и пошел на смерть в жертву за грехи наши. Однако порой люди спрашивают: а почему именно такой образ спасения выбрал Господь? Не слишком ли сложно? Почему бы просто не простить согрешивших людей? Но разве не доводилось всем нам видеть примеры того, как человека прощали, а он потом снова совершал то же самое? Дело не только в прощении. Можно простить человека за устроенный пьяный дебош, но его алкогольная зависимость никуда не денется после этого прощения. Чтобы освободиться от нее, нужно гораздо большее. Вот и для спасения падших людей недостаточно было просто простить. Нужно было разорвать окутавшие человечество цепи зависимости от греха и освободить людей от рабства диаволу.

Диавол глубоко презирает нас, людей, и даже все человечество вместе его интересует не как добыча, а как средство борьбы с Богом. Изначально свой мятеж он поднял из стремления возвыситься и стать равным Богу: «выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Но когда вместо этого он оказался как молния низвержен с неба, диавол, как мы знаем, соблазнил на грех наших прародителей, и все последующее человечество замазал греховной скверной. Тем самым он поставил ловушку для Бога.

Диавол вовсе не прочь был бы, если бы Бог насильно отнял из-под его власти людей, изменил бы Своим волевым решением их стремление грешить на стремление к добродетели. Ведь в таком случае оказалось бы, что Бог хуже его, что Бог нарушает собственную справедливость и презирает собственный дар свободы. «Они ко мне пришли добровольно, а Ты отнял их у меня силой, я их убедил словом, а Ты действуешь как грабитель», — таков был бы триумф сатаны, который бы при подобном развитии событий оказался бы лучшее, справедливее и правее Бога не только в своих глазах, но и по понятиям правды Божией.

Итак, диавол, совратив человечество во грех, приготовил ловушку для Бога, из которой, как ему казалось, у Бога только два выхода: либо поступить несправедливо и отнять у диавола людей против их воли, либо не предпринимать ничего и смотреть, как все человечество отправляется в вечную смерть. В любом случае диавол бы вышел победителем. Но Господь избрал такой путь, додуматься до которого лукавый не мог из-за своей гордости. Бог стал человеком, и победил диавола не как Бог, а как человек. Своею кровью Он открыл способ очищения от грехов, во всем согласный с Его справедливостью. Как в апостольском чтении говорилось, Своей смертью Он «лишил силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавил тех, которые… всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). И при всем этом Он ни в малой степени не нарушил свободы ни одного человека, включая Своих убийц. Этот путь открыт для всех людей, но пользуются им лишь те, кто добровольно выбирает его. Бог выбрал самый совершенный, самый благородный и самый удивительный способ нашего спасения. Диавол посрамлен, а мы свободны. Будем же дорожить этой свободой, ибо она куплена дорогою ценою, и будем благодарить Бога за Его любовь и смирение, которые привели Его к нам, а нас — к Нему.

Священник Георгий Максимов

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Помогите китайский!!!дома репититор​ Пожалуйста кто знает, где можно отпраздновать др в Москве 12-13лет, в Щербинке, в Южном Бутово Упрости выражение 4a√+8a√−12a√.​ Помогите по естествознанию сделать таблицу срочно заранее спасибо Пожалуйста помогите по естествознанию срочно надо.Заранее спасибо Помогите, пожалуйста, заполнить таблицу по профессиональной этике педагога. Период Современной эпохи: необходимо написать представителей этических иде й современной эпохи и их идеи развития педагогической этики. Помогите пожалуйста по естествознанию!Срочно надо.Заранее спасибо Запиши к условию задачи вопрос.реши задачу.на поляне играли 5медвежат.трое убежали У моей родной тёти есть муж, у мужа брат, у брата сын. Кем я считаюсь сыну брата дяди?? ​ В магазин поступила партия шоколада Ореховый в количестве 600 кг в ящиках по 5 кг в каждом. Масса нетто плитки — 100 г. При оценке качества обнаружено : лицевая поверхность шоколада блестящая, неровная из-за наличия целых орехов, имеются незначительные царапины; при про¬верке целостности плиток в отобранной выборке обнаруже¬ны четыре плитки надломанные. При контроле массы нетто плиток выявлено: четыре плитки массой по 90 г; две — по 95; шесть — по 96; остальные — по 100 г. Рассчитайте раз¬мер выборки и массу объединенной пробы для оценки каче¬ства. Возможна ли приемка данной партии шоколада? Ваши действия как товароведа?

Почему Иисуса Христа называют Спасителем? Что такое спасение и от чего Он спасает?

Спасение есть исцеление от греха и его последствий, воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения евангельских заповедей, увенчивающийся блаженным соединением с Богом в вечности.
Грех, совершенный первым человеком и получивший название «первородного», как тяжкая болезнь стал передаваться по наследству его потомкам. Люди были подвергнуты смерти, так как добровольно отпали от источника вечной жизни – Бога, а стали исполнять злую волю диавола.
Своими силами человек не мог избавиться от греха, поскольку «человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника; потому что сам повинен греху …брат не может искупить брата своего; и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти» (св. Макарий Великий).
Для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей из рабства смерти ценою крови Сына Своего Единосущного, непостижимо родившегося прежде всех век.
Так как Божество не может пострадать, тем более пролить кровь и умереть, потому что Оно бесстрастно, бестелесно и вечно, то для спасения людей Сыну Божию нужно было принять человеческое естество, воплотиться, вочеловечиться.
Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого падшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).
Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением с Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.
К Своему пришествию Господь готовил человеческий род многочисленными знамениями и чудесами, благодеяниями и наказаниями, дарованием подготовительного Ветхого Завета и пророчествами. Все это было необходимо, чтобы люди смогли распознать Спасителя, понять и принять Его учение.

Тест №3 по курсу «Новая история», тема: «Реформация», 7 класс

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 1

Часть 1

1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?

  1. Потребность верующих в духовном обновлении, в понятном и более демократичном религиозном учении;

  2. Запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур;

  3. Сбор десятины и торговля индульгенциями;

  4. Вмешательство духовенства в вопросы светской власти.

2.В каком году для борьбы с Реформацией Папа Римский утвердил «Общество Иисуса» (иезуитов)

  1. 1553г.; 3. 1536г.;

  2. 1540г.; 4. 1525г.

3.Кому из европейских королей принадлежат слова: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»?

  1. Генриху VIII Тюдор;

  2. Генриху III Валуа;

  3. Филиппу II;

  4. Генриху IV Бурбон.

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Мартина Лютера? (найдите ТРИ верных ответа)

  1. Человек спасается только верой;

  2. Человек спасается своим трудом;

  3. Вера обретается человеком через познание окружающей действительности;

  4. Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;

  5. Только Священное писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры;

  6. Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как назывались протестанты во Франции?

  1. Пресвитеры;

  2. Гугеноты;

  3. Пуритане;

  4. Каперы.

6.Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»?

  1. Карл IX Валуа;

  2. Генрих III Валуа;

  3. Генрих IV Бурбон;

  4. Франциск I Валуа.

Часть 2

В1.Установите хронологическую последовательность.

  1. Разгром Непобедимой армады;

  2. Нантский эдикт Генриха IV;

  3. Начало Реформации в Англии;

  4. Варфоломеевская ночь.

В2. Установите соответствие между событиями внутренней и внешней политики и королями европейских государств.

События

Короли

А) разгром «Непобедимой армады»;

Б) борьба с протестантами у себя в стране и помощь в борьбе с ними в Англии и других странах;

В) Варфоломеевская ночь;

Г) начало Реформации в Англии.

1) Генрих VIII Тюдор;

2) Елизавета Тюдор;

3) Карл IX;

4) Филипп II.

В3. Прочтите извлечение из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588), и напишите, какое событие послужило причиной этого обращения.

«Мой добрый народ, те, кто печется о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас…».

В4. Дайте определение понятию «Контрреформация».

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 2

Часть 1

1. В каком году монах-августинец, профессор богословия в университете г.Виттенберга (Германия) Мартин Лютер прикрепил к дверям храма несколько листков бумаги – знаменитые «95 тезисов» и началась Реформация?

  1. 1553г.; 3. 1536г.;

  2. 1540г.; 4. 1517г.

2.Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира?

  1. Елизавета I Тюдор; 3. Генрих IV Бурбон;

  2. Карл V; 4. Филипп II.

3. Кто явился основателем «Общества Иисуса?

  1. Филипп II; 3. Мария Тюдор (Кровавая);

  2. Игнатий Лайола; 4. Карл IX Валуа.

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Ж.Кальвина? (найдите ТРИ верных ответа)

  1. В мире властвует абсолютное божественное предопределение, но никто из верующих его не может знать;

  2. Учение призывало к установлению «Царства Божиего на земле»;

  3. Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, человек уже приговорен либо к вечному спасению, либо к вечной погибели;

  4. «Царство Божие» можно приблизить – установить его силой;

  5. Чтобы обрести спасение каждый человек должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь;

  6. Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как называлась протестантская церковь в Англии?

  1. Англиканская; 3. Пресвитерианская;

  2. Английская; 4. Елизаветинская.

6. Кому из европейских политических деятелей принадлежат слова: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»?

  1. Генриху Гизу;

  2. Екатерине Медичи;

  3. Герцогу Ришелье;

  4. Томасу Кромвелю.

Часть 2

В1. Установите хронологическую последовательность.

  1. Начало Тридентского собора;

  2. Начало Реформации в Германии;

  3. Аугсбургский религиозный мир;

  4. Образование ордена иезуитов.

В2.Установите соответствие между событиями и их результатом.

Открытия

Имена

А) В 1598 г. был издан документ, регулирующий политические и религиозные права протестантов, хотя государственной религией оставалось католичество, но в стране провозглашалась веротерпимость (Франция);

Б) В 1570 г. был заключен мир, разрешалось протестантское богослужение, во владении протестантов было четыре крепости (Франция);

В) В 1555 г. был заключен мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных (Германия);

Г) В 1545 г. открылся собор, на котором духовенство хотело решить спорные вопросы в связи с распространением Реформации. Результатом стал запрет на продажу индульгенций и открытие семинарий для католических священников (Рим).

1) Аугсбургский религиозный мир;

2) Тридентский собор;

3) Нантский эдикт;

4) Сен-Жерменский эдикт.

В3.Известный русский историк Нового времени Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), автор труда «История Европы в Новое время», дал высокую оценку известному государственному деятелю Франции. Напишите фамилию этого человека.

«Прежде всего это был великий «государственник», человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… он создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».

В4.Дайте определение понятию «Реформация».

Ключ к тесту «Реформация»

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

1. Какая страна является Родиной Реформации:
а) Франция
б) Германия +
в) Италия

2. Кто возглавлял Реформацию в Швейцарии:
а) Мартин Лютер
б) Иоганн Тецель
в) Жан Кальвин +

3. Среди нижеперечисленного, причина Реформации:
а) влияние идей гуманизма +
б) развитие мировой торговли
в) Великие географические открытия

4. Кто был основателем ордена иезуитов:
а) Жан Кальвин
б) Игнатий Лойола +
в) Мартин Лютер

5. В каком году в Германии была Крестьянская война:
а) 1517-1520 гг.
б) 1521-1522 гг.
в) 1524-1525 гг. +

6. Основополагающая идея Мартина Лютера:
а) человек должен сам принимать решения и сам нести ответственность за них +
б) признание справедливости отпущения грехов за плату
в) добрые дела человек должен совершать не для спасения своей души, а для всего человечества

7. Глава и основатель лютеранства:
а) Мартин Лютер +
б) Жан Кальвин
в) Игнатий Лойола

8. Кто основатель кальвинизма:
а) Игнатий Лойола
б) Мартин Лютер
в) Жан Кальвин +

9. Как называлось движение за переустройство Католической церкви:
а) контрреформация
б) регистрация
в) реформация +

10. Кем были составлены «95 тезисов»:
а) Игнатием Лойолой
б) Мартином Лютером +
в) Жаном Кальвином

11. Чем было вызвано недоверие к Католической церкви:
а) массовой продажей индульгенций +
б) распространением христианского учения в Новом Свете
в) усилением имущественного расслоения в обществе

12. Еще одна причина начала Реформации:
а) развитие мануфактурного производства
б) кризис морали внутри Католической церкви +
в) расширение контактов с Новым Светом

13. Что не относилось к идеям Мартина Лютера:
а) без священника человек не в состоянии постичь Священное Писание +
б) вера обретается только через милость Бога
в) человек спасается только верой

14. Где зародился кальвинизм:
а) Франция
б) Швейцария +
в) Германия

15. Религиозный мир в Аугсбурге был заключен в:
а) 1520 г.
б) 1517 г.
в) 1555 г. +

16. Где было зарождено лютеранство:
а) Швейцария
б) Франция
в) Германия +

17. Главное назначение человека на земле по Кальвину:
а) успех в земных делах – знак спасения души человека +
б) для спасения души достаточно лишь искренней пассивной веры в Бога
в) служение Богу возможно только через отречение от мира

18. Причины, которые привели к переустройству Церкви:
а) вмешательство духовенства в вопросы светской власти
б) сбор десятины и торговля индульгенциями +
в) запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур

19. Как называлась борьба Католической церкви с протестантизмом:
а) регистрация
б) реформация
в) контрреформация +

20. Орден иезуитов зародился в:
а) Германии
б) Франции +
в) Швейцарии

21. «Общество Иисуса» было утверждено Папой в:
а) 1540 +
б) 1560
в) 1550

22. Как назывались протестанты во Франции:
а) Пресвитеры
б) Пуритане
в) Гугеноты +

23. Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»:
а) Карл IX Валуа
б) Генрих IV Бурбон +
в) Генрих III Валуа

24. Кто из европейских королей однажды сказал: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»:
а) Генриху VIII Тюдор
б) Филиппу II +
в) Генриху III Валуа

25. Второе название кальвинистской церкви:
а) Контрреформаторская церковь
б) Реформаторская церковь +
в) Реализационная церковь

26. Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира:
а) Елизавета I Тюдор
б) Карл V +
в) Генрих IV Бурбон

27. Кто явился основателем «Общества Иисуса»:
а) Игнатий Лайола +
б) Карл IX Валуа
в) Филипп II

28. Кто из европейских политических деятелей произнес: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»:
а) Герцог Ришелье +
б) Екатерина Медичи
в) Генрих Гиз

29.Помощником Генриха VIII в проведении Реформации в Англии был:
а) Томас Мор
б) Томас Кромвель +
в) Игнатий Лойола

30. Как называлась протестантская церковь в Англии:
а) Елизаветинская
б) Пресвитерианская
в) Англиканская +

«Мифы человечества. Христианство до Христа?» (Германия, Нидерланды, 2005).
Путь к бессмертию лежит через смерть. Первым христианам казалось, что они очень близко к переходу в иной мир, они ещё были связаны с древнеегипетскими мистериями и гностической религией.
Христиане-иудеи не говорили о спасительной миссии жертвенной смерти Христа. Они считали, что Христос — это просвещённый просветитель, первооткрыватель. Не было непорочного зачатия, не было воскрешения, не было креста, а были только слова Иисуса, который сам — воплощение Божественной Мудрости.
Во втором веке существования христианства ещё не была оформлена иконография. Это период тайного отправления обрядов, когда посвященные общались со своими святыми в очень укромных местах. Первым христианам казалось, что они очень близко к переходу в иной мир, они ещё были связаны с древнеегипетскими мистериями и гностической религией. Тогда христиане исполняли обряды древних египтян.
Иисуса Христа признали сыном бога в результате голосования на вселенском соборе при императоре Константине. Причем незначительным перевесом голосов. На Никейском соборе, в 325 г. Божественность Иисуса была официально признана отцами церкви.
Евангелие от Марка — древнейшее из четырех канонических Евангелий; считается, что оно основано на учениях прямого ученика Иисуса — Петра. Если бы идея Божественности Иисуса была известна его ученикам, то Марк наверняка бы заявил об этом в своем благовествовании. Между тем, у него нет и намека на это. В то же время, что в Евангелии от Марка говорится, что, когда один из законников, слушавших проповеди Христа, спросил его, какова первая заповедь, Иисус ответил:
«Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»
Титул же «Сын Божий», как он применяется к Иисусу в Евангелиях, равнозначен выражению «слуга Господа», которое и встречается в различных местах Писания.
Иисус проповедовал на арамейском языке близком к древнееврейскому. Слова «Сын Божий» на нем звучат «эбад Йехова». Когда Новый Завет Иисуса был переведен на греческий язык, эти слова, к сожалению, были переведены как «pias», что означает и «слуга», и «мальчик». В то время была очень популярна филоновская теория о посреднике между Богом и человеком, которым был Сын Божий, Первенец Бога, или Второй Бог. Когда почти все вероучения были филонизированы, слово «pias» стали понимать как «дитя Бога», и нужен был лишь один шаг, чтобы перейти от этого к выражению «Сын Божий», и со временем это значение распространилось.

Из комментариев под видео

astrovicru
Иешуа (Исуса) сделал христом Йоханан, сын священника Захарии. Сам Йоханан был назореем и членом секты ессеев, а также считался пророком. Захарий, будучи из рода Аарона, был его отцом и действующим священником при иерусалимском храме.

Информацию об этом Вы сможете в основном найти в евангелиях.

Жрецы, священники или, по крайней, мере пророки — представители теократической власти того бога, которого они представляют. Если царь получал престол не через теократический порядок, он не имел права называться христом, т.е. помазанником божьим. А божьим помазанником мог быть тот, кого бог «усыновил», как это стало, например, с Александром Македонским. Кстати, он тоже умер на 33-м году жизни.

«Мы взяли вас в свои ежовые рукавицы и разрушили всю вашу великолепную структуру, которую вы воздвигли, и повернули вспять всю вашу историю.
Мы уничтожили ваших богов, мы отбросили все ваши расовые особенности, и заменили их Богом в соответствии с нашими собственными традициями. Ни одно завоевание в истории даже отдалённо не сравнимо тем, как полно мы вас завоевали.
Мы положили стоп-кран на ваш прогресс. Мы наложили на вас чуждую вам книгу и чуждую вам веру, которую вы не можете ни проглотить, ни переварить, потому что она противоречит вашему натуральному духу, который в результате пребывает в болезненном состоянии, и в итоге вы не можете, ни принять наш дух полностью, ни убить его, и находитесь в состоянии расщепления личности — шизофрении».
(Марк Эли Раваж — личный биограф семьи Ротшильдов о Христианстве)
В разделе сайта Наши Исследования — Исследование наследия Атлантов, выложена новая подборка материалов Гностическое христианство. Библиотека Наг-Хамади с древними текстами гностиков (Египет), евангелие от Иуды и др. (Подборка материалов)
Обсуждение темы на Форуме: Эзотерический подход к Религии

Покажите следующее высказывание старейшины Л.Тома Пэрри (1922–2015 гг.), члена Кворума Двенадцати Апостолов:

«Многие задаются вопросами: ‘Откуда мы пришли? Зачем мы здесь? Куда мы идем’? Наш Вечный Отец не отправил нас в бесцельное и бессмысленное путешествие на Землю. Он подготовил для нас план, которому мы должны следовать. Он Создатель этого плана, направленного на совершенствование человека и его окончательное спасение и возвышение» («План Спасения», Ensign или Лиахона, ноябрь 2006 г., стр. 69–70).

  • Когда люди узнают, что Бог не оставил их блуждать в одиночестве по земной жизни, но уготовил план для их спасения, как вы думаете, что они могут почувствовать?

Предложите студентам прочитать 2 Нефий 2:6–9 и найти слова Пророка Легия о том, что делает возможным спасение.

  • Согласно Легию, что делает возможным спасение в плане Бога? (Студенты должны выявить следующее: Мы можем быть спасены только через заслуги, милость и благодать Иисуса Христа. Вы можете поделиться следующим определением, уточняющим, что это значит – быть спасенным или получить спасение: «Спасение в истинном и полном понимании этого слова имеет то же значение, что и возвышение или вечная жизнь. Оно заключается в получении наследия в самой высшей из трех степеней Целестиального Царства. За небольшим исключением Священные Писания говорят именно о таком спасении» .)

  • Что подразумевается под словами заслуги, милость и благодать Иисуса Христа? (Заслуги Иисуса Христа – это Его праведные поступки, в особенности, Его Искупление. Милость связана с Его состраданием и терпимостью к нам, несмотря на наши грехи. Благодать подразумевает помощь, которую Он оказывает нам в виде милосердия, любви, доброты и благоволения, что позволяет нам обрести жизнь вечную и возвышение после того как мы сделаем все, на что были способны. См. также Bible Dictionary, «Grace».)

Чтобы помочь студентам глубже понять это учение, покажите следующее высказывание президента Дитера Ф. Ухтдорфа и попросите одного из студентов прочитать его вслух:

«Мы не можем заработать свой путь на Небеса; требования правосудия стоят как барьер, который мы бессильны преодолеть самостоятельно.

Но не все потеряно.

Благодать Божья – наша великая и вечная надежда.

  • Почему личной праведности человека не достаточно, чтобы удовлетворить «требования правосудия» и обрести жизнь вечную? (Хотя со временем мы, возможно, научимся в совершенстве жить по заповедям, никто не жил совершенной жизнью, кроме Спасителя . Даже если мы перестанем грешить, мы не сможем стереть вред или вину вследствие наших прошлых поступков. Вот почему необходимы Искупление и благодать.)

Напомните студентам: мы будем спасены только через заслуги, милость и благодать Иисуса Христа. Пророки в Книге Мормона учат, что нам нужно делать, чтобы получить доступ к искупительной силе Спасителя.

Предложите одному из студентов прочитать вслух Мосия 4:6–8, и попросите класс найти, что, по словам царя Вениамина, мы должны делать, чтобы обрести спасение через Искуплению Иисуса Христа.

  • Согласно царю Вениамину, что мы должны делать, чтобы обрести спасение через Искупление? (Прийти к познанию Бога и Искупления, возложить свое упование на Бога, усердно соблюдать заповеди и пребывать в вере до самого конца своей жизни.)

Попросите студентов прочитать 2 Нефий 25:23.

  • Какое учение провозгласил Нефий о нашем спасении? (Студенты должны сформулировать следующее учение: Благодаря Искуплению Иисуса Христа мы можем спастись благодатью после того, как сделаем все, что можем. Помогите студентам понять, что только через Иисуса Христа мы можем стать святыми, как наш Отец Небесный.)

Чтобы помочь студентам лучше понять это учение, попросите одного из них прочитать вслух следующее высказывание Президента Эзры Тафта Бенсона (1899–1994 гг.):

«‘После того, как сделаем всё, что можем’ означает предпринять все наши усилия. Это значит жить по Его заповедям.

‘После того, как сделаем всё, что можем’ означает любить наших ближних и молиться за тех, кто считает нас своими врагами. ‘После того, как сделаем всё, что можем’ означает одевать нагих, кормить голодных, посещать больных и ‘помогать тем, которые нуждаются в помощи’ (Мосия 4:16), помня, что то, что мы делаем одному из меньших детей Божьих, мы делаем Ему (от Матфея 25:40).

‘После того, как сделаем всё, что можем’ означает вести целомудренную, добродетельную, чистую жизнь, будучи абсолютно честными во всех своих делах и относясь к другим так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам» («Redemption through Christ after All We Can Do», Liahona, Dec. 1988, 5).

  • Каким образом вы ощущали помощь благодати Спасителя, превышающей ваши способности, когда предпринимали все усилия, чтобы прийти к Нему?

Прочитайте еще одно высказывание Президента Эзры Тафта Бенсона, чтобы студенты могли поразмышлять над этим вопросом, прежде чем ответить на него:

«Как Церковь, мы, согласно словам Нефия, ‘знаем, что именно благодатью мы спасаемся, после того, как сделаем всё, что можем’ (2 Нефий 25:23) …

Благодатью Спаситель совершил Свою Искупительную жертву, чтобы все человечество обрело бессмертие.

Его благодатью и нашей верой в Его Искупление и покаянием в своих грехах мы получаем силу совершить необходимые дела, которые не смогли бы совершить своей собственной силой.

Его благодатью мы получаем облечение благословения и духовную силу, которая может в конечном счете привести нас к жизни вечной, если мы претерпим до конца.

Его благодатью мы становимся больше похожими на Его Божественную личность» («Redemption through Christ after All We Can Do», 4–5).

  • Как, по вашему мнению, мы можем проявлять благодарность за то, что делает возможным Иисус Христос?

Принесите свидетельство о том, что только благодатью, возможной благодаря Искуплению Иисуса Христа, мы можем преодолеть последствия Падения Адама и Евы, получить прощение грехов, преодолеть несовершенство и продвигаться по пути к совершенству. Призовите студентов обдумать, делают ли они, что могут, чтобы получить благословения Господней благодати.

Вера в божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.

Но при всей своей исключительной важности истина Божества Христова не самоочевидна. Некоторые места в Евангелиях даже как будто противоречат ей. Поэтому люди, оспаривающие Божество Христово, не встречают затруднения в нахождении таких Библейских текстов, которые якобы подтверждают их мнение, что Иисус Христос был или просто человеком, или, может быть, воплотившимся ангелом, и потому не может быть назван Богом в собственном смысле этого слова. При этом противники веры в Божество Христово указывают на то, что Сам Иисус никогда не называл Себя Богом и из этого делают неправильное заключение, что этот титул был приписан Ему позже.

Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ересь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе – ангел, созданный Богом. Арианская ересь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ересь и составили Символ веры , употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

В наше время секта свидетелей Иеговы вызвала из праха сокрушенную было арианскую ересь и в своем варианте учит, будто Иисус Христос – это воплотившийся архангел Михаил. Опасность секты свидетелей Иеговы заключается в том, что, обладая неограниченными материальными ресурсами, она наводняет мир своей литературой и своими проповедниками. Особенно агрессивную миссионерскую работу она ведет сейчас в России, улавливая в свои пагубные сети тысячи доверчивых людей.

Православные русские люди находятся в особой опасности от сектантских проповедников, потому что в своем большинстве они мало знакомы со Священным Писанием и не знают, как защитить свою веру. С другой стороны, сектантские проповедники хорошо заучили нужные им тексты и умеют бойко забрасывать своего собеседника выгодными для них цитатами.

Хотя Священное Писание именует Иисуса Христа Сыном Божиим, люди, оспаривающие Его Божественную природу, указывают на то, что Священное Писание именует сынами Божиими и других лиц, как например, ангелов и людей. Для разрешения этого вопроса надо учесть следующее. Говоря о людях или ангелах, Священное Писание никогда не употребляет единственное число и никогда не называет такого-то человека или ангела сыном Божиим, но всегда употребляет множественное число в коллективном смысле: сыны Божии, Читателю всегда ясно, что здесь говорится о сынах Божиих не по природе, а по милости воспринимающего их Господа, они дети не по природе, а усыновленные. (Здесь буквальное понимание слова «сыновья» приводит к абсурдному заключению, что некоторые люди, например, богоборцы, которых Писание именует «сынами дьявола,» имеют другое происхождение, чем верующие.).

Только к Иисусу Христу Священное Писание применяет единственное число, именуя Его Сыном Божиим и, кроме того, только к Нему одному оно добавляет такие уточняющие слова, как Единородный (единственный), Возлюбленный, Сын Бога Живаго, Сын истинный или Собственный (idion, Рим. 8:22). Это указывает на то, что в отличие от нас Иисус Христос – Сын Божий по существу. Он Сын в собственном смысле этого слова. Поэтому мормоны допускают непростительную ошибку, когда говорят, что у Иисуса Христа были другие боги-братья, как, например, Люцифер (Сатана) и разные духи. Священное Писание строго различает Сына от сынов: Первый рожден, последние – сотворены.

Само начало проповеди Иисуса Христа Бог Отец предварил свидетельством о Своем Сыне, сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мт. 3:4). Позже на горе Фавор Бог Отец повторил эти слова, добавив: «Его слушайте» (Мт. 17:5). Это указание на то, что люди должны принимать все сказанное Господом Иисусом Христом как совершенную и непреложную истину.

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: «Отец Мой больше Меня … О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец … Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего… Прискорбна душа Моя до смерти … Не Моя воля, но Твоя да будет» и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мт 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи – помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: «Я – Бог!» Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву. см. Деяния 14:11) В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: «Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6–9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: «Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, – и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?» (Ис. 53 гл.).

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: «Я и Отец – одно … Видевший Меня, видел Отца… Отец во Мне пребывает и Я во Отце… Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое… Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим» (Ин. 10:30, 14:10–23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, «потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:17–18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: «Кто Ты?» Иисус ответил: «От начала сущий» (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: «Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал «Я был,» как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: «Я есмь» – или точнее: «Я – Сущий.» Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: «Я – Сущий» (на еврейском: Иегова). То есть само имя «Сущий» (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: «Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах… Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них» (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово «Сущий,» указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. – Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого!» Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мт. 16:16–18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан 20:28), – Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: «Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил: «Ты сказал,» – употребив установленную форму утвердительного ответа (Мт. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: «Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил,» что значит: «С нами Бог.» И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: «И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности» (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию «Господом» (Иер. 23и 33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36–38) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру «Ветхий Завет о Мессии»). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:40–43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

«В начале было Слово

И Слово было у Бога

И Слово было Бог …

Все через Него начало быть,

И без Него ничего не начало быть, что начало быть …

И Слово стало плотью

и поселилось среди нас,

полное благодати и истины …

И мы видели славу Его,

Славу как Единородного от Отца,

Бога не видел никто никогда;

Единородный Сын, сущий в лоне Отца,

Он явил (Бога)»

(Иоан. 1:1–18).

Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово – как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому).

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: «Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5:20). От израильтян родился «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (Рим. 9:5). «Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). «Если бы иудеи познали , то не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2:8).»В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). «Беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1-ой и 2-й главах своего послания к евреям. Ангелы – это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом – Theos – само по себе говорит о полноте Божества. «Богом,» с точки зрения логической, философской, не может быть «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мт. 28:19). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» (2Кор. 13:14). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно» (1Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно – одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие «лица» и понятие «сущности.» Слово «лицо» (ипостась, person) обозначает личность, «Я,» самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему «Я.» Слово «сущность» говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) – Лицо Сына Божия, но две сущности – Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу – вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили:

«В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков.

Света от Света, Бога истинного от

Бога истинного, рожденного, не сотворенного,

единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом),

Которым все сотворено.»

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры .

Суммируя сказанное, надо сказать, что веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна … да откроются помышления их сердец» (1Пет. 2:7; Лк. 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И то, что утаил Он от разумных и мудрых, то открыл младенцам (Мт. 12:25).

Поэтому эта статья не ставит себе целью «доказать,» что Христос – Бог. Доказать это невозможно, как и многие другие истины веры. Цель этой статьи – помочь христианину уяснить свою веру в Спасителя и дать ему нужные аргументы для защиты своей веры от еретиков.

Итак, кто Иисус Христос, Бог или Человек? – Он Бого-Человек. На этой истине должна утверждаться наша вера.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *