Иисус о церкви

Что же говорит Христос о Своей Церкви? Конечно, в Новом Завете есть много упоминаний о Церкви, но вы не найдёте там её определения. Господь в Евангелии вообще не называет своих учеников Церковью, и само основание Церкви относит к будущему: «…создам Церковь Мою» (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18). Апостолы, как мы знаем, стали Церковью только в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух.

Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Спаситель говорил образами.

Образ виноградной лозы

В Евангелии от Иоанна Христос сравнивает Церковь с виноградной лозой. Обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: «Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода…» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5).

Видели ли вы когда-нибудь, как растёт виноград? Виноградный куст ветвист, его ветви бывают очень длинны, и каждая разделяется снова и снова, пока не заканчивается тяжелой гроздью. Зачастую главного ствола совсем не видно за ветвями и листьями, но именно по нему проходит живительный сок, без которого не будет ни листьев, ни ягод.

Так и Христос призывает пребывать в Нём всех верующих в Него, чтобы все стали едиными с Ним, насытились Его Жизнью. Это становится возможным в Церкви, в Евхаристии, в Причастии. Подобно тому как сок питает лозу, живое присутствие Богочеловека Христа в Церкви наполняет смыслом жизнь каждого верующего — от Патриарха до простого мирянина.

Образ пастыря и стада, образ единства

В Евангелии есть и другая притча, раскрывающая отношение Христа к Церкви. Это известный рассказ о добром пастыре — пастухе, который отправляется на поиски заблудившейся овцы (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 3-7). Добрый пастырь — так называет себя Иисус Христос, а Церковь Свою сравнивает со стадом овец (Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 1-18).

Это сравнение может показаться не очень лестным. В наше время мы слишком далеки от такого отношения к природе, к земле, к животным, когда человек не просто кормится от них, но живёт с ними. Раньше было иначе. Овцы того пастуха, о котором говорит Христос, родились в его доме, его трудами вскормлены и защищены от волка. И вот одна из них отбилась от стада, ушла далеко. Но пастырь её забыть не может, и не потому, что потеря этой овцы принесёт убыток, а потому, что она дорога ему. Нас поражает та нежность, забота, с которой пастух относится к заблудившейся овце. Идёт искать, находит её, берёт на свои плечи и возвращает домой, в стадо. Стадо же — это не только отдельные овцы, это все они вместе во главе со своим пастухом.

Евангелие предлагает нам удивительный образ единства во Христе — единства свободного подчинения, сыновней любви, братского уважения, нежной заботы и надежной защиты. И как овцы за пастухом, так и христиане идут за своим Пастырем Христом, потому что знают голос Его и признают только Его голос.

В Евангелии есть и другие образы Церкви. Это и образ сети, в которую попадает множество больших и малых рыб (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 47-50), и образ закваски, поднимающейся вместе с тестом ( Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33). Все они говорят нам о великой преображающей силе, которую находит человек в Церкви на своём пути к Богу и от которой уже вовек не может отказаться. Но главное, что мы можем вынести из Евангелия, — указание на удивительное, таинственное, невидимое и в то же время явственно ощущаемое верующими единство со Христом-Спасителем и друг с другом.

Следуя примеру Христа, апостолы также говорили о Церкви образами

Один из наиболее часто встречающихся — образ Церкви как невесты Христовой (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 30). Брак Церкви и Христа — это образ целостной, нерасторжимой любви. Что значит — невеста Христова? Невеста — та, кто сумела так полюбить, что готова последовать за любимым и в радости, и в горе, быть с ним везде, где бы он ни оказался. Путь Христа — это крестный путь. И Его невеста — это Его творение, отвечающее на любовь Божию любовью, готовностью разделить Его земную судьбу.

Тело Христово

Пожалуй один из самых известных и часто употребляемых образов Церкви — Тело Христово. Мы находим его в послании апостола Павла:

«Как тело одно, но в нём много частей, и хотя их много, все они составляют одно тело, — так и Христос: Ведь тело состоит не из одной части, а из многих… И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели поэтому оно перестанет быть частью тела? Если бы все тело состояло из одного глаза, то как бы оно слышало?.. Но Бог по Своему усмотрению отвёл каждой части своё место в теле. Если же все части тела будут в одной, будет ли это телом? А теперь частей много, но тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не нужна, или голова ногам: вы мне не нужны: Но Бог распределил все так, что слабейшим нужно больше внимания, чтобы не было разделения в теле, но все части одинаково заботились друг о друге. Поэтому, если страдает одна часть, то с ней страдают все. Если хвалят одну часть, с ней радуются все части. И вы — тело Христово, а порознь — части» (1 Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 12, стихи 12-27).

Церковь — тело Христово в самом реальном смысле. Приобщение к этому Телу есть приобщение к Самому Христу. Церковь — это Христос, живущий в людях. Члены Церкви — единый организм, все части которого неразделимы с того момента, как они стали Телом Христовым. Дух Божий, пронизывающий собою тело Церкви, соединяет всех воедино, вливая в сердца любовь. Эта любовь становится для верующих принципом жизни и отношения к другим людям.

Аудио

Читается Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 13 — 22.

13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21. А Он говорил о храме тела Своего.

22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

(Ин. 2, 13–22)

В прошлой программе мы говорили о пребывании Господа на браке в Кане Галилейской и совершенном Им чуде, описанном у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, рассказывает об изгнании торгующих из Храма в Иерусалиме.

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из Храма отличается от повествований об этом событии первых трех других евангелистов. В то время как у Матфея и Луки Иисус совершает очищение Храма в день Своего въезда в Иерусалим, у Марка – на следующий день после въезда, евангелист Иоанн рассказывает, что первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку на самом деле их могло быть и несколько) в самом его конце – перед четвертой Пасхой.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим (Ин. 2, 13). В Евангелии от Иоанна упомянуты три Пасхи, которые евангелист называет иудейскими, так как к этому времени христиане, вероятно, уже не праздновали Пасху вместе с иудеями. Пасха была одним из трех паломнических праздников, во время которых все иудеи, достигшие религиозного совершеннолетия, должны были находиться в Иерусалиме. Обычно люди отправлялись туда заранее для совершения необходимых очистительных обрядов.

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель увидел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег (Ин. 2, 14). Храм состоял из ряда дворов, ведущих к Святилищу: сперва двор язычников, потом двор женщин, затем двор израильтян и наконец двор священников. Событие, о котором повествует евангелист Иоанн, происходило во внешнем, самом большом дворе, который назывался двором язычников. Здесь продавалось все необходимое для совершения жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные. Животные продавались в Храме для удобства жертвователей.

В Палестине имели хождение на равных правах всякие серебряные монеты – римские, греческие, египетские, тирские, сидонские и собственно палестинские. Но храмовый налог полагалось уплачивать священными шекелями – это были иудейские деньги, и их можно было приносить в дар Храму; прочие деньги и монеты были языческими и потому нечистыми.

Возмущенный осквернением Божиего дома, Христос сделал бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 15-16).

Вся купля-продажа происходила во дворе язычников, куда только и могли войти язычники, поскольку дальше доступ им был закрыт. И вот, если Бог тронул сердце какого-нибудь язычника, он мог войти в этот двор и помолиться, подумать, приблизиться к Богу. Это было единственное место, где мог находиться язычник.

Но меновщики и торговцы создавали во дворе язычников гам и шум, в котором человек не мог сосредоточиться на молитве. Мычание волов, блеяние овец, воркование голубей, крики торгующих, звон монет – все это делало двор язычников местом, где ни один человек не мог молиться. Постановка дел таким образом исключала язычников из присутствия Бога. Вполне возможно, что именно это побудило так действовать Христа. Его до глубины души задело, что люди, искавшие Бога, были исключены из Его присутствия.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17). Несомненно, торговля в Храме отвлекала людей от молитвы. Спаситель желал устранить все преграды, мешавшие истинному поклонению Богу, а потому Его ученики вспомнили слова 68-го псалма: ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня (Пс. 68, 10). Когда мысли учеников обратились к этому стиху, они еще больше уверовали в то, что Иисус – Мессия. Ведь такой поступок мог совершить только Помазанник Божий.

На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18). Иудеи понимали, что, поступая так, Господь заявляет Свои права на то, что Он Мессия. Все были убеждены в том, что когда Мессия придет, Он подтвердит Свои права какими-то поразительными делами. Потому они и потребовали от Иисуса небесного знамения, подтверждающего Его права и власть.

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). Христос никогда не говорил, что Он разрушит этот Иерусалимский Храм и построит его снова. Но, конечно, предвидел его уничтожение и знал, что соблюдение всех храмовых традиций прекратится. Ибо Он для того и пришел, чтобы показать истинный путь к Богу. Христос хотел сказать иудеям: Вы просите знамения? Оно будет дано вам, но не теперь. Когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.

На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? (Ин. 2, 20). Храм был центром жизни Израиля, символом нации, видимым доказательством пребывания Бога в народе, знаком того, что Бог всегда защитит Свой народ. Храм давал чувство уверенности, казался вечным, и любое сомнение в этом звучало кощунственно и рассматривалось как недостаток патриотизма, почти как отступничество. Первосвященники, как и следовало ожидать, не поняли этой притчи-пророчества и увидели в словах Иисуса угрозу святыне.

Ирод Великий начал строительство этого Храма в 19 г. до н. э., а завершено оно было только в 64 г. до н.э. Спаситель потряс иудеев, сказав им, что все великолепие и блеск Храма, все щедро потраченные деньги и мастерство не имеют совершенно никакого значения.

Первосвященники поняли слова Христа буквально и, относя их к Иерусалимскому Храму, старались восстановить против Него народ. Они не поняли, что Он говорил о храме тела Своего (Ин. 2, 21). То есть словами о разрушении и воздвижении Храма Господь предсказал Свою смерть, разрушение Своего тела и Свое Воскресение из мертвых на третий день.

Кроме того, здесь можно увидеть и намек на то, что с тех пор истинным Храмом станет Сам Иисус. Бог присутствует и являет Славу не в рукотворных строениях, но в распятом и воскресшем Сыне Своем. Только присутствие живого, воскресшего Христа обращает весь этот мир в Храм Божий. Потому и говорит Иоанн, что позже ученики, вспомнив эти слова, увидели в них предсказание Воскресения.

Ведь после совершения единственной истиной Жертвы – смерти Самого Христа, уже не стало места для других жертвоприношений. И теперь Господь не просто открывает уверовавшим возможность пребывать в присутствии Бога, но и дарует соединение с Ним в таинстве Причащения Тела и Крови воскресшего Христа за литургией. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Церковь это

  • христианская община в целом, форма организации верующих христиан.
  • приход, община.
  • а также церковью является — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.
  • термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений. Источник — Википедия.

Что приходит на ум, когда сегодня Вас приглашают в церковь?

Церковь — это здание, клуб, новая вера?

Слово церковь в библии переводится с греческого: экклезия — собрание, общество созванных.

Предлагаю по порядку разобраться, что же говорит Писание про церковь.

Библия про церковь: когда появилась?

В день Пятидесятницы на Церковь (только на Апостолов — Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они получили обещанную им силу.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
(Деян.5:13)

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:1-4)

И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета. Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков,

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
(Еф.3:8)

26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
(Кол.1:26)

хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы.

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
(1Пет.1:10,11)

Получается, что по плану Бога, церковь была явлена только после воскресения Иисуса Христа, в определенное время.

18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)

В Ветхом Завете церкви не было, она была явлены человеку только в Новом Завете.

Что говорит библия о церкви?

Что в Библии говорится о церкви?

Библия о церкви цитаты:

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:31,32)

Церковь — это супруга Христа, Он ее Глава.

Еще с Ветхого завета подобные сравнения использовал Бог, чтобы показать Свою любовь и переживания.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
(Ис.54:5,6)

14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
(Иер.3:14)

Народ Бога, Его супруга, дети — все говорит о семье и о любви, которой Бог руководствуется. Если в Ветхом Завете это были лишь образы, то в Новом Завете явил свою заботу через Иисуса Христа.

24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
(Кол.1:24)

Церковь — это тело Христа.

Какой адрес церкви Христа?

Если есть церковь, то логично предположить, что у нее есть адрес.

Как я могу найти собрание сегодня, если захочу поклоняться Богу в Духе и истине?

Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 веке равнялась примерно 1 кг серебра в год..

Этот Храм разрушали несколько раз и снова воссоздавали, к нему стекались евреи для служения и он был центром веры Ветхого Завета.

А что в Новом Завете?

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)

Иисус сказал, что в любом месте, где христиане будут собираться вместе, молиться Богу, Он будет среди нас.

Какая великая радость знать, что Бог рядом!

Бог разрушил храм Соломона в первом веке руками римлян и рассеял христиан, тем самым упразднив место Богослужения. Бог сделал универсальное место для церкви — любое место!

Статья на эту тему: Вселенская и поместная церковь — в чем разница?

Собрание можно проводить на улице, на природе, в квартире, в музее, в большом зале — место не важно!

В Новом Завете собрания начали проводить:

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:46,47)

Адрес церкви может быть адресом места, где собираются христиане, а это может быть квартирой, домом или любым помещением.

Библия про храмы

Продолжая духовные сравнения, мы увидим, что даже значение «храм», где в Ветхом Завете иудеи приносили жертвы Богу — в Новом Завете поменяло свое место и значение.

Вот, что говорит Библия про храм:

Тело христианина и есть храм, где живет Дух Божий, храм — тело, это не здание!

Во времена Ветхого Завете жертвы приносили, используя животных, а сегодня:

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)

То есть место храма, его значение и жертвы Ветхого Завета кардинально отличаются от Нового Завета.

Церковь не здание, она может иметь любой адрес, храм — тело человека, а жертвы духовные.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:23,24)

Время, о котором говорил Иисус уже настало: поклонение в Духе и истине.

Какое название церкви?

В Библии вы нигде не встретите названия церкви.

Поместные церкви, что были образованы в 1 века носили название по городу, в котором собирались христиане.

2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
(1Кор.1:2)

1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
(2Фесс.1:1)

2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
(Кол.1:2)

Как можно увидеть, при обращении к христианам, Павел уточняет только их местоположение по городу, где есть церковь.

Иного названия церкви в Библии мы не найдем. Библия говорит о церкви, когда ссылается на ее географическое положение — город. И сегодня должно быть также.

Если церковь не служит в Духе и истине?

Что написано в библии про церковь, которая не служит?

Если в церкви христиане одобряют, например, развод, секс до брака или учат не тому, чему учит Бог — Библия предупреждает, что Иисус «сдвинет светильник этого собрания».

Более того, если мы забывает, что такое любовь. Цитата из библии про церковь:

4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:4,5)

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)

Сегодня христиане — народ святой, люди собранные в церкви Бога.

Церковью является обществом Его ближайших, вернейших учеников, где прославляется Всемогущий.

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:9)

То есть, церковь из конкретного города может быть неверной перед Богом.

Список литературы:

  1. Википедия
  2. Библия. Синодальный перевод
  3. Библейский словарь В.П. Вихлянцева

Церковь сегодня

Обещанное возвращение истины

Во время Великого отступничества люди жили в духовном мраке. Спустя примерно 1700 лет после Христа люди стали все больше интересоваться истиной о Боге и религией. Некоторые из них понимали, что Церкви, которую основал Иисус, больше нет на Земле. Некоторые признавали отсутствие откровения и истинной власти от Бога. Настало время восстановить истинную Церковь Иисуса Христа на Земле. Это время было предсказано в Священных Писаниях, которые пророчествовали об утрате истины, а затем – ее восстановлении (см. Деяния 3:20–21; 2-е Фессалоникийцам 2:3). Это восстановление истины также стало исполнением обещания Господа, записанного в Ветхом Завете: «Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно» (Исаия 29:14).

Еще один Пророк, призванный Богом

Весной 1820 года рядом с Пальмирой, штат Нью-Йорк, произошло одно из важнейших событий в мировой истории. Юноша Джозеф Смит желал узнать, какая из церквей была истинной Церковью Иисуса Христа. Он отправился в рощу недалеко от своего дома и принялся смиренно и сосредоточенно молиться Небесному Отцу, стремясь узнать, в какую церковь ему следует вступить. В то утро произошло чудесное событие. Джозефу Смиту явились Небесный Отец и Иисус Христос. Спаситель велел ему не присоединяться ни к одной церкви, потому что истинной Церкви на Земле не было.

Это событие стало началом восстановления истины и власти Бога через Пророка. Джозеф Смит был призван участвовать в работе по восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа. С этого времени Небеса остаются открытыми. В наши дни продолжают приходить откровения через Пророков, избранных Богом.

Возвращение ключей и власти

Бог снова даровал людям священство. Иоанн Креститель явился в 1829 году, чтобы посвятить Джозефа Смита и Оливера Каудери в священство Аароново (см. У. и З. 13; 27:8). Позднее, в течение того же года, явились Петр, Иаков и Иоанн, составляющие Президентство Церкви в прежние времена, и передали Джозефу и Оливеру священство Мелхиседеково, передав им также ключи Царства Божьего (см. У. и З. 27:12–13).

Позднее другими небесными вестниками – Моисеем, Елиясом и Илией – были восстановлены дополнительные ключи священства (см. У. и З. 110:11–16). Благодаря этим событиям священство вернулось на Землю. У современных нам носителей священства есть власть проводить таинства, например, крещение. Они также наделены властью руководить Царством Господа на Земле.

Церковь Христа организована вновь

6 апреля 1830 года под руководством Спасителя на Земле снова была организована Его Церковь (см. У. и З. 20:1). У Джозефа Смита, получившего ключи священства, была вся власть для этого. Во время земного служения Христа Его Церковь называлась Церковью Иисуса Христа, а ее члены – «Святыми». Сейчас, в более поздний период времени, Его Церковь носит название Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. У. и З. 115:4).

Джозеф Смит был поддержан голосованием в качестве Пророка и «первого старейшины» Церкви (см. У. и З. 20:2–4). Позже было организовано Первое Президентство, и он был поддержан в качестве Президента Церкви. В первое время после организации Церкви было заложено лишь ее основание. Сама организация развивалась по мере роста Церкви.

Церковь быстро росла, и вскоре в ней появились те же чины, что и в древней церкви, то есть Апостолы, Пророки, Семидесятые, евангелисты (патриархи), пасторы (председательствующие должностные лица), первосвященники, старейшины, епископы, священники, учителя и дьяконы.

Поделиться:

166. «В период с 11 по 20 февраля Иисус и двенадцать посетили те города и сёла северной Переи, где трудились соратники Абнера и члены женского корпуса. Они увидели, что этим вестникам евангелия сопутствует успех, и Иисус не раз обращал внимание своих апостолов на то, что евангелие царства может распространяться без сопровождающих чудес и знамений.

Вся трёхмесячная миссия в Перее была успешно проведена почти без участия двенадцати апостолов, и начиная с этого времени, евангелие отражало не столько личность Иисуса, сколько его учения. Однако последователи Иисуса недолго следовали его наставлениям, ибо вскоре после его смерти и воскресения они отошли от учений Иисуса и приступили к созданию ранней церкви вокруг чудотворных представлений и возвеличенных воспоминаний о его божественно-человеческой личности».

170.5. «Появление церкви как социального порождения царства было бы совершенно естественным и даже желательным. Злом церкви являлось не её существование, а то, что она почти полностью подменила предложенное Иисусом представление о царстве. Институциональная церковь Павла, в сущности, превратилась в суррогат царства небесного, провозглашённого Иисусом. Но не сомневайтесь: это же царство небесное, которое, как учил Иисус, существует в сердце верующего, ещё будет возвещено христианской церкви, равно как и всем другим религиям, народам и странам на земле, – и даже каждому человеку.

Царство, о котором учил Иисус, духовный идеал индивидуальной праведности и представление о божественном общении человека и Бога, постепенно растворилось в мистической концепции фигуры Иисуса как Искупителя-Создателя и духовного главы социализированной религиозной общины. Так формальная, институциональная церковь стала суррогатом царства как братства ведомых духом индивидуумов.

Церковь была неизбежным и полезным социальным следствием жизни и учений Иисуса; трагедия заключалась в том, что эта социальная реакция на учения о царстве целиком и полностью вытеснила духовное представление о реальном царстве, явленном учениями и жизнью Иисуса.

Для евреев царство было израильской общиной; для язычников оно стало христианской церковью. Для Иисуса царство было совокупностью индивидуумов, исповедующих свою веру в отцовство Бога, заявляющих о своей безраздельной преданности исполнению воли Бога и тем самым становящихся членами духовного братства людей.

Учитель прекрасно понимал, что распространение евангелия царства повлечёт за собой определённые социальные последствия; однако его замысел заключался в том, чтобы все подобные благотворные социальные проявления возникали как неосознанные и неизбежные порождения, естественные плоды этого внутреннего личного опыта индивидуальных верующих, этого чисто духовного братства и общения с божественным духом, пребывающим во всех таких верующих и движущим ими.

Иисус предвидел, что вслед за прогрессом истинного духовного царства появится социальная организация, или церковь и именно поэтому он никогда не возражал против того, чтобы апостолы использовали введённый Иоанном обряд крещения. Он учил, что любящая истину душа – та, которая жаждет праведности, — Бога, – принимается в духовное царство благодаря своей вере; в то же время апостолы учили, что такой верующий принимается в социальную организацию учеников через внешний обряд крещения.

Когда прямые последователи Иисуса осознали частичную неудачу своих попыток воплотить его идеал установления царства в сердцах людей за счёт господства и водительства духа индивидуального верующего, они решили спасти его учение от полного забвения, подменив идеал царства, каким его понимал Учитель, постепенным созданием зримой социальной организации – христианской церкви. И завершая эту подмену, они – желая быть последовательными и обеспечить признание учения Иисуса в том, что касается реальности факта царства, – начали отодвигать царство в будущее. Как только церковь обрела прочное положение, она принялась учить, что в действительности царство появится в кульминационный момент христианской эпохи, – при втором пришествии Христа.

Так царство стало концепцией эпохи, идеей будущего пришествия и идеалом окончательного искупления святых Всевышнего. Ранние христиане (и слишком многие после них) повсеместно упускали из виду идею отношений Отца и сына, заключённую в учении Иисуса о царстве, подменяя её хорошо организованным социальным сообществом церкви. Так церковь стала в основном социальным братством, фактически вытеснив представление Иисуса и идеал братства духовного.

В целом, идеальное представление Иисуса не реализовалось, однако на основе личной жизни Учителя и его учений, дополненных греческими и персидскими представлениями о вечной жизни и расширенных доктриной Филона о противопоставлении тленного и духовного, Павел приступил к созданию одной из наиболее прогрессивных общин, когда-либо существовавших на Урантии.

Концепция Иисуса продолжает жить в передовых религиях мира. Христианская церковь Павла является социализированной и очеловеченной тенью того, чем должно было стать царство небесное по замыслу Иисуса, – и чем оно ещё непременно станет. До некоторой степени Павел и его преемники частично перенесли проблему вечной жизни с уровня индивидуума на уровень церкви. Так Христос стал больше главой церкви, чем старшим братом каждого индивидуального верующего в семье царства Отца. Весь духовный смысл, заключённый в отношениях Иисуса с индивидуальным верующим, Павел и его современники перенесли на церковь как группу верующих; и поступив так, они разрушили представление Иисуса о божественном царстве в сердце каждого индивидуального верующего.

Поэтому веками христианская церковь трудилась, пребывая в великом заблуждении, ибо она осмелилась претендовать на непостижимые силы и привилегии царства, – те силы и привилегии, которые могут быть использованы и испытаны только между Иисусом и его духовными верующими братьями. Таким образом, становится очевидным, что членство в церкви не обязательно означает братство в царстве; одно является духовным, другое – в основном социальным.

Рано или поздно появится новый, ещё более великий Иоанн Креститель, который возвестит: «Приблизилось царство Бога», имея в виду возвращение высоких духовных представлений Иисуса, провозгласившего, что царство есть воля его небесного Отца, преобладающая и превосходящая всё в сердце верующего; и сделает он всё это без какого-либо намёка на зримую церковь на земле или ожидаемое второе пришествие Христа. Должно произойти возрождение подлинных учений Иисуса, такое их повторное изложение, которое перечеркнёт деятельность его ранних последователей, взявшихся за создание социально-философской системы вероисповедания вокруг факта пребывания Майкиэля на земле. За короткое время учение, заключённое в повествовании об Иисусе, почти полностью вытеснило проповедь евангелия Иисуса о царстве. Так историческая религия заняла место учения, в котором Иисус соединил высшие нравственные идеи и духовные идеалы человека с его наиболее возвышенными упованиями на будущее, – вечной жизнью. А в этом и заключалось евангелие царства.

Именно в силу многогранности евангелия Иисуса, за несколько веков исследователи письменных свидетельств о его учениях разделились на такое множество культов и сект. Это прискорбное дробление христианских верующих объясняется неумением различить в многоплановых учениях Иисуса божественную цельность его несравненной жизни. Однако когда-нибудь у истинно верующих в Иисуса не будет такого духовного расхождения во мнениях перед неверующими. Все мы можем иметь совершенно различное интеллектуальное понимание и толкование и даже различные уровни социализации, но отсутствие духовного братства является и непростительным, и достойным порицания.

Не заблуждайтесь! В учениях Иисуса есть вечное начало, которое не позволит им навсегда остаться бесплодными в сердцах мыслящих людей. Царство, как задумал его Иисус, в значительной мере потерпело неудачу на земле; на время его место заняла видимая церковь; но вам нужно понять, что эта церковь является всего лишь зачаточной стадией неосуществившегося духовного царства, которое, преодолевая сопротивление, пройдёт через эту материальную стадию к более духовной эпохе, когда учения Иисуса смогут получить более благоприятную возможность для развития. Таким образом, так называемая христианская церковь становится тем коконом, в котором сегодня дремлет представление Иисуса о царстве. Царство божественного братства продолжает жить и, в конце концов, обязательно воспрянет от этого долгого сна точно так же, как в процессе метаморфического развития малопривлекательное создание в итоге превращается в прекрасную бабочку».

194.4. «Когда Иисус был столь внезапно схвачен врагами и столь быстро распят между двумя ворами, его апостолы и ученики были полностью деморализованы. Мысль об Учителе – арестованном, связанном, истязаемом и распинаемом – была невыносима даже для апостолов. Они забыли его учения и предупреждения. Возможно, он действительно был «великим пророком на словах и на деле в глазах Бога и всего народа», но он едва ли был тем Мессией, который, как они надеялись, восстановит царство Израиля.

Затем наступает воскресение Иисуса, с его освобождением от отчаяния и возвращением их веры в божественность Учителя. Снова и снова они видят его и разговаривают с ним, и он уводит их на Елеон, где прощается с ними и говорит им, что отправляется к Отцу. Он велит им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они не будут одарены силой, – пока не прибудет Дух Истины. И в день Пятидесятницы прибывает этот новый учитель, и они сразу же отправляются проповедовать своё евангелие с новыми силами. Они являются смелыми и отважными последователями живого Господа, а не мёртвого и поверженного лидера. Учитель живёт в сердцах этих евангелистов; Бог не является доктриной в их разумах; он стал живым присутствием в их душах.

День за днём они продолжали с упорством и согласием учить в храме и преломлять дома хлеб. Радостно и единодушно принимали они свою пищу, прославляя Бога и благоволя каждому человеку. Все они были исполнены духом и смело говорили, возвещая слово Бога. И у всех уверовавших было одно сердце и одна душа; никто ничего из имущества своего не называл своим собственным, и всё у них было общее».

Что же случилось с этими людьми, которым Иисус велел идти в мир с проповедью евангелия царства, – отцовства Бога и братства людей? У них появилось новое евангелие; они пылают огнём нового опыта; они наполнены новой духовной энергией. Внезапно их главной проповедью становится возвещение воскресшего Христа: «Иисус Назарянин – человек, которого Бог благословил знамениями и чудесами; его, отданного вам по намерению и предвидению Божьему, вы распяли и убили. Так Бог исполнил то, что он предрекал устами всех пророков. Бог воскресил этого Иисуса. Бог сделал Иисуса Господом и Христом. Вознесённый по правую руку от Бога и получивший от Отца обещанного духа, он излил то, что вы видите и слышите. Покайтесь же, чтобы простились грехи ваши и чтобы Отец послал избранного для вас Христа, – того Иисуса, который должен оставаться на небесах до восстановления всего сущего.

Евангелие царства – послание Иисуса – внезапно превратилось в евангелие Господа Иисуса Христа. Теперь они возвещали факты его жизни, смерти и воскресения и проповедовали надежду на его скорое возвращение в этот мир для завершения начатого труда. Таким образом, учение ранних верующих было связано с изложением фактов первого пришествия Иисуса и с проповедью надежды на его второе пришествие, которое, как они полагали, ожидает их в ближайшем будущем.

Вскоре символом веры быстро формирующейся церкви стал Христос. Иисус жив; он умер за людей; он послал дух; он возвращается. Иисус жил в каждой их мысли и определял все их новые представления о Боге и обо всём остальном. Новое учение о том, что «Бог является Отцом Господа Иисуса», настолько воодушевляло их, что они забыли о старом откровении, – «Бог есть любящий Отец всех людей», каждого отдельного индивидуума. Действительно, эти ранние общины верующих стали восхитительной демонстрацией братской любви и беспримерной доброжелательности. Однако это было братство верующих в Иисуса, а не общность собратьев одной семьи – царства небесного Отца. Источником их доброжелательности была любовь, порождаемая представлением о посвящении Иисуса, а не осознанием братства смертных. Тем не менее, они были исполнены радости, а их жизнь была столь новой и удивительной, что все люди тянулись к их учениям об Иисусе. Они совершили огромную ошибку, использовав вместо евангелия царства живой и наглядный комментарий к нему, но даже это представляло собой величайшую религию, когда-либо известную людям.

Было очевидно, что в мире появляется новое братство. «Те, кто уверовал, твёрдо придерживались апостольских учений, общались друг с другом, вместе преломляли хлеб и вместе молились». Они называли друг друга братьями и сёстрами; они приветствовали друг друга святым поцелуем; они помогали бедным. Это было как братство живых, так и поклонения. Их общность держалась не на приказах, а на желании делить материальные блага с другими верующими. Они были уверены в том, что Иисус вернётся при жизни их поколения, чтобы завершить установление царства Отца. Это добровольное коллективное пользование земными благами не имело прямого отношения к учениям Иисуса; оно появилось из-за искренней уверенности этих мужчин и женщин в том, что Иисус может вернуться в любой момент, чтобы завершить создание царства. Однако конечные результаты этого благонамеренного эксперимента – безрассудной братской любви – были катастрофическими и плачевными. Тысячи искренне верующих продали свою собственность и избавились от всей недвижимости и другого доходного имущества. Со временем тающие средства христиан с их принципом равного распределения иссякли – но мир продолжал существовать. Вскоре верующие Антиохии уже собирали средства для спасения своих собратьев-верующих в Иерусалиме от голодной смерти.

В те дни они праздновали Господнюю Вечерю так, как она была установлена; то есть собирались на общую трапезу в духе братства и причащались в конце трапезы.

Вначале они крестили именем Иисуса; прошло почти двадцать лет, прежде чем они стали крестить «именем Отца, Сына и Святого Духа». Для вступления в братство верующих было достаточно одного только крещения. В то время у них ещё не было организации; они представляли собой просто братство Иисуса.

Эта исповедующая Иисуса секта быстро росла, и саддукеи вновь обратили на неё своё внимание. Фарисеев мало беспокоила такая ситуация, поскольку ни одно из учений христиан никак не противоречило соблюдению еврейских законов. Однако саддукеи начали сажать лидеров этих сект за решётку до тех пор, пока они не вняли совету одного из ведущих раввинов – Гамалиила, который посоветовал: «Отступитесь от этих людей и оставьте их в покое, ибо если это начинание или это дело от людей, оно будет разрушено; но если оно от Бога, то вы не сможете одолеть их. Как бы вам не оказаться богоборцами». Они решили последовать совету Гамалиила, и в Иерусалиме воцарился мир и покой, что сопровождалось быстрым распространением нового евангелия об Иисусе.

И дела в Иерусалиме шли хорошо вплоть до появления здесь большого числа александрийских греков. Прибыв в Иерусалим, два ученика Родана обратили в веру многих натурализованных греков. Среди их первых новообращённых были Стефан и Варнава. Эти способные греки несколько иначе смотрели на мир и не столь строго соблюдали требования еврейского вероисповедания и иной обрядности. Именно действия этих греческих верующих положили конец мирным отношениям братства Иисуса с фарисеями и саддукеями. Стефан и его греческий товарищ пытались проповедовать так, как учил Иисус, что сразу же привело их к столкновению с еврейскими правителями. Когда в одной из своих публичных проповедей Стефан перешёл к неугодным рассуждениям, они отбросили все судебные формальности и тут же забили его камнями насмерть.

Так Стефан, глава греческой колонии иерусалимских верующих, стал первым мучеником новой религии, что послужило непосредственной причиной создания раннехристианской церкви. Этот новый кризис привёл к пониманию того, что верующие не могут продолжать своё существование в качестве секты в рамках иудаизма. Они единодушно решили отделиться от неверующих, и через месяц после смерти Стефана под началом Петра была создана иерусалимская церковь, титулярным главой которой стал брат Иисуса – Иаков.

И тогда евреи обрушили на них новую, беспощадную волну гонений, так что активные учителя новой религии об Иисусе – названной позднее в Антиохии христианством – отправились во все концы империи, возвещая Иисуса. До появления Павла распространением христианства руководили греки; и эти первые миссионеры, а затем и последующие, следовали по пути, пройденному в былые времена Александром, – через Газу и Тир в Антиохию и, далее, через Малую Азию в Македонию, а оттуда в Рим и самые отдалённые уголки империи».

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *