Икона амвросий оптинский


Тропарь, глас 5

Аудио:

Я́ко к целе́бному исто́чнику/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш./ Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши./ Моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как к целебному источнику приходим к тебе, Амвросий, отче наш. Ибо ты на путь спасения нас с верой направляешь, молитвами от бед и напастей охраняешь, в телесных и душевных скорбях утешаешь, более всего же смирению, терпению и любви обучаешь. Моли Человеколюбца Христа и Защитницу усердную о спасении душ наших.

Кондак, глас 2*

Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Завет Пастыреначальника исполнив, ты наследовал благодать старчества, болея сердцем обо всех, с верой приходящих к тебе, потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Отче святой Амвросий, моли Христа Бога о спасении душ наших».

Молитва 1-я*

Аудио:

О, вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х (имена́), чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие! Ты порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, бде́ниех, моли́твех и посте́х подвиза́лся еси́, и был еси наста́вник мона́шествующим, всем же лю́дем учи́телю ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и всем лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це моще́й твои́х припа́дающим, во блага́я проше́ния их испо́лнити. Испроси́ у ми́лостиваго Го́спода на́шего, да низпо́слет нам оби́лие Небе́сных и земны́х благ, па́че же я́же на по́льзу душ на́ших да да́рует нам, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в день же су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я**

О, всечестны́й ста́рче пресла́вныя и ди́вныя О́птины пу́стыни, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие, Це́ркве на́шея до́брое украше́ние и благода́тный свети́льниче, небе́сным све́том всех озаря́яй, кра́сный и духо́вный плод Росси́и и всея́ подсо́лнечныя, ду́ши ве́рных оби́льно услажда́яй и увеселя́яй! Ны́не с ве́рою и тре́петом припа́даем пред цельбоно́сною ра́кою святы́х моще́й твои́х, и́хже на утеше́ние и по́мощь стра́ждущим ми́лостивно дарова́л еси́, смире́нно мо́лим Тя се́рдцем и усты́, о́тче святы́й, я́ко всеросси́йскаго наста́вника и учи́теля благоче́стия, па́стыря и врача́ душе́вных и теле́сных неду́гов на́ших: воззри́ на чад твои́х зело́ согреша́ющих в словесе́х и де́лех и посети́ нас мно́гою и свято́ю свое́ю любо́вию, е́юже сла́вно преуспе́л еси́ еще́ во дни земны́я, а наипа́че по пра́ведней твое́й кончи́не, наставля́я в пра́вилех святы́х и богопросвеще́нных отце́в, вразумля́я нас в за́поведех Христо́вых, в ни́хже до́бре поревнова́л еси́ до после́дняго часа́ твоея́ многотру́дныя и́ноческия жи́зни; испроси́ нам, немощству́ющим душе́ю и бе́дствующим в ско́рбех, благоприя́тное и спаси́тельное вре́мя на покая́ние, и́стинное исправле́ние и обновле́ние на́шего жития́, в не́мже мы, гре́шнии, осуети́хомся умо́м и се́рдцем, преда́хом себе́ непотре́бным и лю́тым страсте́м, поро́ком и беззако́нием, и́мже несть числа́; приими́ у́бо, соблюди́ и покры́й нас кро́вом твоея́ мно́гия ми́лости, низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, ча́юще бу́дущаго живота́ и Ца́рствия, иде́же несть печа́ль ни воздыха́ние, но жизнь и ра́дость безконе́чная, изоби́льно проистека́емая от Еди́наго, Всесвята́го и Блаже́ннаго Исто́чника безсме́ртия в Тро́ице поклоня́емаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти 10/23 октября

Богомудрый наставник, утешитель и молитвенник за Россию, прп. Амвросий сделался воистину венцом и украшением Оптинского старчества. К дверям его убогой келии притекала за советом и утешением едва ли не вся православная Россия. Старец Амвросий прославился прозорливостью, даром исцелять телесные недуги и врачевать душевные раны. Ему молятся о помощи в различных житейских нуждах, об исцелении в болезнях, о твердом стоянии русского народа в вере отеческой, о добром нраве и христианском воспитании детей.

  • Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  • Канон преподобному Амвросию Оптинскому
  • Канон молебный преподобному и богоносному отцу нашему Амвросию Оптинскому чудотворцу

Икона создана на основе прижизненного портрета преподобного Амвросия Оптинского. Святой изображен в монашеском клобуке и мантии, с двумя иерейскими крестами на груди, один из которых подарен старцу в 1870 г. архиепископом Калужским Георгием в знак особого почитания. В правой руке отец Амвросий держит трость, свидетельствующую о слабом здоровье; чётки указывают на преуспеяние в молитвенном делании. Получив от Бога дар прозорливости и исцеления, святой явился продолжателем старческого служения своих великих наставников – Льва и Макария Оптинских.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми сквозными шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии подлиника, изображение наносится на левкас печатным способом. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.

В 1824 г. он поступил в Тамбовское духовное училище, а в июле 1830 г. как один из лучших выпускников был направлен в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета.

В июле 1836 г., успешно окончив семинарию, он некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем греческого языка в Липецком духовном училище.

Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, и летом 1839 г. он посетил известного подвижника Иллариона, который указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». И в том же году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Он принял назначение со смирением.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах, как духовник принимал посетителей.

Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников, участвовал в переводах и издании книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (30 сентября 1860 г.) преподобный Амвросий стал духовным наставником братии, продолжал начатое старцем издательское дело. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.

За наставлением к Амвросию шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России.

Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: великий князь Константин Константинович, писатели Федор Достоевский, Лев Толстой, Михаил Погодин, критик Николай Страхов, философы Памфил Юркевич, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев и др.

После кончины преподобного Макария Амвросий переселился в домик вблизи скитской ограды. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пустыни место преподобного Макария.

С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, где он провел последние полтора года своей жизни.

2 июня 1890 г. преподобный Амвросий по обыкновению выехал на лето в Шамордино, где и скончался 10 (22) октября 1891 г.

15 октября 1891 г. святые мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго‑восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания.

16 октября 1988 г. при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки Амвросия и впоследствии опознанные как останки преподобного Иосифа (Литовкина).

Мощи преподобного Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще шести оптинских преподобных. Обретенные его честные мощи в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора Оптиной пустыни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

А вот пишет одна многоскорбная женщина-мать, живущая во всех своих скорбях только одним утешением от оптинских старцев.

Её единственный сын заболел безнадежно. Доктора все признали чахотку в последнем периоде. «»Говорю доктору, — пишет она, — ради Бога, помогите! ведь можно весной послать его на кумыс или, наконец, в санаторию какую-нибудь». — «Нет, — говорит, — ничто не поможет». Что делать? От скорби изнемогаю совсем, но Господь дал мне силы. От сына я все скрыла. По приезде домой я на другой же день поехала в Оптину.

Сначала прихожу к батюшке отцу Анатолию, рассказала ему свое горе. Конечно, он стал утешать меня грешную и говорит: «Ты сходи к отцу Иосифу». Я говорю ему: «Ведь он болен, никого не принимает». — «Нет, сходи! Я сам попрошу, чтобы он тебя принял». И попросил. Прихожу к отцу Иосифу — он совсем слабый. Я разрыдалась у него и стала говорить ему о своем горе. Батюшка так ласково посмотрел и говорит: «Чахотка! да ты делай ему пилюли из черного сапожного вара величиною в горошину и давай ему вечером и утром по одной. Господь поможет, он поправится». С меня просто все горе слетело. Благословил он меня, иду от него утешенная. Отец Анатолий встречает, спрашивает: «Ну, что?» Я ему все рассказала, а он говорит мне: «Ты смотри, к отцу Варсонофию сходи». Я ему говорю: «Батюшка, я теперь и так утешилась». А он опять говорит: «Нет, сходи, сходи». Мне не хотелось к нему идти, потому что нужно было к духовнику отцу Сергию сходить.

Со мной была племянница, которую я послала к отцу Варсонофию, а сама пошла к отцу Сергию. Выходя от него, я встречаю свою племянницу, та и говорит мне: «Тетя, а вас спрашивает отец Варсонофий!» Я ей говорю: «Да он меня даже и не знает, как же он мог меня спрашивать?» — «Он, — говорит, — спросил: «Где же ваша родственница, а мне нужно с нею поговорить». Меня это удивило.

Я пошла в скит, прием уже кончился. Келейник мне посоветовал прийти на другой день. Прихожу — батюшка занят. И три раза я приходила и уходила все ни с чем, сидела очень долго, но все без результата, а утром в 6 часов нужно было уезжать домой; сижу, волнуюсь, думаю: что мне ждать? была у тех батюшек, и довольно. Только хотела уходить, смотрю: дверь отворяется и выходит батюшка со словами: «Ну, дитя мое, расскажи мне свое горе». Я так разрыдалась, начала сбивчиво рассказывать ему о болезни сына, он взял меня в моленную свою, дал мне успокоиться, расспросил всю мою жизнь и говорит: «Стыдно вам! Господь вас зовет к Себе, а вы от Него бежите, это нехорошо». Я ему говорю: «Сознаю, что нехорошо, но нет сил». Он говорит мне: «Сын ваш будет здоров, возьмите воды из источников преподобного Серафима и преподобного Тихона, и каждое утро пусть сын ваш омывает водою грудь и спину с молитвой к угодникам». Все это сын исполнял: и совет отца Иосифа относительно пилюль, и отца Варсонофия относительно святой воды. И — слава Богу — стал здоров и настолько поправился, что вскоре женился.

Как-то была я у доктора, который лечил сына. При разговоре со мною он упоминает о сыне как об умершем, я не понимаю его хорошо, говорю: «Вот тогда от вас и поехала я в Москву, там признали с ним чахотку». — «Да, — говорит, — я вас только не стал беспокоить, помочь все равно уже было нельзя». Я ему говорю: «Как нельзя, ведь он теперь здоров и женился!» Доктор от удивления даже привскочил со стула, спрашивая: «Да неужели он жив?» — «Да, — говорю, — и чувствует себя хорошо». Доктор тогда сказал, что тут, кроме чуда, ничего нет: надежды не было никакой. Спрашивает, кто лечил, что помогло? Говорю: «Оптина». — «Да, — отвечает он, — эта Оптина очень многим помогает!»»

Вот какие дивные чудеса творятся здесь, в Оптине! И замечательно в последнем случае признание чуда самим доктором и свидетельство его о том, что Оптина очень многим помогает.

Великий оптинский старец – один из первых святых, который был запечатлен на фотографиях. Публикуем галерею его портретов, мест, в которых он принимал посетителей, а также кадры первого крестного хода с мощами преподобного Амвросия, который прошел в возрожденной Оптиной в 1988 году.
Портрет преподобного Амвросия. Изображения старца пользовались популярностью среди паломников. Одна девушка «из образованных», посещавшая преподобного, этим очень смущалась. Старец в своей обычной шутливой манере как-то заметил ей, мол, ну вот пришла к старцу за 20 копеек (столько стоили фото)
Портрет прп. Амвросия с его автографом
Келия старца Амвросия в Предтеченском скиту
Преподобный на пороге келии
Преподобный Амвросий Оптинский был пострижен в схиму тайно, вероятно, во время своей болезни в середине 1840-х гг.
Иеромонах Даниил (Болотов). Портрет прп. Амвросия. Оптина Пустынь, 1902 г. Церковно-Археологический кабинет МДА, передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры.
Колодец прп. Амвросия в Предтеченском скиту
Прп. Амвросий у могилы настоятельницы Шамординской обители схимонахини Софии
Келья старца Амвросия в Шамордино
Приемная старца Амвросия в Шамордино
В этой келии скончался преподобный
Старец Амвросий в гробу
Первый крестный ход с мощами великого оптинского старца, 1988 год.
Оптина еще совсем недавно передана Церкви государством. Другие старцы еще не прославлены.
Первый патриарший молебен у мощей прп. Амвросия совершает Патриарх Алексий II, 1990 год.
Святейший Патриарх Кирилл в Оптиной Пустыни, 2010 г. Слева от Патриарха наместник монастыря архимандрит Венедикт (Пеньков)
Духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий (Ноздрин, ныне схиархимандрит) у мощей прп. Амвросия, 2010 год, монашеский постриг
Прп. Амвросий Оптинский в житии. Инок Артемий, 1990-е гг. Икона находится у мощей преподобного во Введенском соборе (фрагмент)
Шитый покров на мощах прп. Амвросия, 1990-е гг (фрагмент).
Прп. Амвросий предстоит Пресвятой Богородице, 1990-е гг., Шамордино. Иконография Божией Матери повторяет образ «Спорительница хлебов»

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Святые Преподобные

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *